Создание свода законов русская правда дата

«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право — кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.wikipedia

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497http://www.krugosvet.ru

История открытия и мнения историков

Спойлер
Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Список литературы

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Комментарий к Ст. 16.2 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).

Конституция РФ: история создания и процедура изменения. Справка

В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России — Федерального Собрания.

С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это — реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии — КПСС. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию с целью увеличения срока президентских полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции РФ. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы). Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения Основного закона, потому что «это прямая обязанность президента — гарантировать незыблемость Конституции». «Наша с вами задача — прекратить всякие разговоры о необходимости изменения Конституции», — сказал президент. Он отметил, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто обсуждает способы ее изменения, надо «сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников