Со дня или с дня?

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

2. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.

3. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

4. Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях:

а) необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

в) закупок одной единицы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению);

г) закупок одной единицы товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению, стоимость которых равна или менее 5000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей;

д) осуществления закупок Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19 приложения к настоящему постановлению);

е) закупок товаров, указанных в пунктах 22 — 30 приложения к настоящему постановлению, произведенных на территории Евразийского экономического союза и соответствующих требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

5. В целях реализации настоящего постановления для отнесения товаров к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, учитываются осуществляемые на территории государств — членов Евразийского экономического союза операции, предусмотренные требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее II квартала 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств — членов Евразийского экономического союза, и к промышленной продукции, производство которой на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует.

7. Для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Установить, что пункт 2 настоящего постановления действует в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Приложение
к постановлению Правительства РФ
от 14 января 2017 г. № 9

Перечень
товаров, происходящих из иностранных государств

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Наименование товара
30.30.31 Вертолеты
13.2 Ткани текстильные
13.91 Полотна трикотажные или вязаные
13.92 Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
13.94 Канаты, веревки, шпагат и сети
13.95 Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)
13.96 Изделия текстильные технического назначения прочие
13.99 Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки
14.11 Одежда из кожи
14.12 Спецодежда
14.13 Одежда верхняя прочая
14.14 Белье нательное
14.19 Одежда прочая и аксессуары
14.31 Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
14.39 Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
15.11 Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные
15.2 Обувь
22.19.73 Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
22.29.29 Изделия пластмассовые прочие
28.22.14.126 Краны башенные строительные
28.22.16.112 Лифты грузовые
28.91.11.144 Машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве
28.41.11 Станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов, водоструйные резательные машины
28.41.12 Центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла
28.41.21 Станки токарные (включая станки токарные многоцелевые) металлорежущие
28.41.22 Станки металлорежущие (включая агрегатные станки линейного построения) для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла
28.41.23 Станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств
28.41.24 Станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала
28.41.3 Станки (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов (включая прессы) гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов
28.49.12 Станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов
26.51.6 Измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин
28.49.21 Головки делительные и прочие специальные приспособления для станков
28.49.22 Инструменты ручные с механизированным приводом
28.49.23 Пилы ручные; части рабочие для пил всех типов
28.24 Инструмент ручной прочий
25.73.2 Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него)
25.73.3 Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные
25.73.4 Инструмент прочий
25.73.5 Головки делительные и прочие специальные приспособления для станков
25.73.6 Инструменты ручные с механизированным приводом
23.91.11.140 Круги шлифовальные
23.91.11.150 Круги отрезные
23.91.11.160 Круги полировальные
24.10.51 Прокат листовой из нелегированных сталей, шириной не менее 600 мм, плакированный, с гальваническим или иным покрытием
24.10.52 Прокат листовой из прочих легированных сталей, шириной не менее 600 мм, плакированный, с гальваническим или иным покрытием
24.32.2 Прокат листовой холоднокатаный стальной, плакированный, с гальваническим или другим покрытием, шириной менее 600 мм
24.20.13 Трубы круглого сечения прочие стальные
24.20.23 Трубы круглого сечения сварные прочие, наружным диаметром более 406,4 мм, стальные
24.20.3 Трубы сварные, наружным диаметром не более 406,4 мм, стальные
08.11.1 Камень для памятников и строительства
08.11.2 Известняк и гипс
08.11.3 Мел и некальцинированный доломит
08.12 Гравий, песок, глины и каолин
23.11 Стекло листовое
23.12.13.121 Стеклопакеты
23.2 Изделия огнеупорные
23.3 Материалы керамические строительные
23.5 Цемент, известь и гипс
23.6 Изделия из бетона, цемента и гипса
23.70 Камень разрезанный, обработанный и отделанный
23.99.12 Изделия из асфальта или аналогичных материалов
28.22.14.159 Машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки
28.92.21.110 Бульдозеры на гусеничных тракторах
28.92.50.000 Тракторы гусеничные
28.92.28.110 Отвалы бульдозеров неповоротные
28.92.28.120 Отвалы бульдозеров поворотные
28.92.21.120 Бульдозеры на колесных тракторах и тягачах
28.92.22.110 Грейдеры самоходные
28.92.24.120 Катки дорожные самоходные
28.92.25.000 Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные
28.22.15.110 Автопогрузчики с вилочным захватом
28.92.26.110 Экскаваторы самоходные одноковшовые
28.92.26.120 Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков
28.92.27.110 Экскаваторы многоковшовые самоходные
29.10.21.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 , новые
29.10.22.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 , новые
29.10.23.000 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
29.10.24.000 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
29.10.30.110 Автобусы
29.10.30.190 Средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10 прочие
29.10.41.110 Автомобили грузовые с дизельным двигателем
29.10.41.120 Автосамосвалы с дизельным двигателем
29.10.42.111 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу не более 3,5 т
29.10.42.112 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
29.10.42.120 Автосамосвалы с бензиновым двигателем
29.10.43.000 Автомобили-тягачи седельные для полуприцепов
29.10.51.000 Автокраны
29.10.59.110 Средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов
29.10.59.120 Автолесовозы
29.10.59.130 Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
29.10.59.140 Автомобили пожарные
29.10.59.150 Средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции
29.10.59.160 Автомобили скорой медицинской помощи
29.10.59.170 Комплексы медицинские на шасси транспортных средств
29.10.59.180 Средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин
29.10.59.210 Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов
29.10.59.220 Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
29.10.59.230 Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов
29.10.59.240 Средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей
29.10.59.250 Средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа
29.10.59.260 Средства транспортные оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей
29.10.59.270 Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
29.10.59.280 Средства транспортные — фургоны для перевозки пищевых продуктов
29.10.59.310 Средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами
29.10.59.320 Снегоочистители
29.10.59.390 Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки
29.20.21.110 Контейнеры общего назначения (универсальные)
29.20.21.120 Контейнеры специализированные
29.20.23.110 Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
29.20.23.120 Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
29.20.23.130 Прицепы и полуприцепы тракторные
29.20.23.190 Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки
20.30 Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики
22.11.11.000 Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые
22.11.12.110 Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов
22.11.13.110 Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые
22.11.14.190 Шины и покрышки пневматические прочие новые
26.51.53 Приборы и аппаратура для физического и химического анализа, не включенные в другие группировки
28.25.14.120 Оборудование газоочистное и пылеулавливающее
32.99.11.190 Уборы головные защитные и средства защиты прочие, не включенные в другие группировки
32.99.11.130 Аппараты дыхательные автономные
24.10.61 Прокат сортовой и катанка горячекатаные со свободной намоткой в бухты из нелегированных сталей
24.10.62 Прокат сортовой и катанка стальные прочие, кованые, горячекатаные, горячетянутые или экструдированные, без дополнительной обработки, включая смотанные после прокатки, из нелегированных сталей
25.21.2 Котлы центрального отопления
25.30 Паровые котлы, кроме котлов центрального отопления
27.11 Электродвигатели, электрогенераторы и трансформаторы
27.12 Электрическая распределительная и регулирующая аппаратура
27.2 Электрические аккумуляторы и аккумуляторные батареи
27.3 Кабели и кабельная арматура
27.90 Оборудование электрическое прочее
28.11.2 Турбины
28.11.3 Части турбин

Поправки в ГК: договор эскроу (не путать со счётом эскроу!)

Привет, Регфорум!

Заканчиваем читать Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 1 июня 2018 года).

Договор условного депонирования (эскроу)

Обзор изменений, внесённых в Гражданский кодекс, летит к финалу: осталось осветить новую главу 47.1. «Условное депонирование (эскроу)». Глава не такая большая (8 статей), подчёркнуто «воткнутая» между главами о хранении и страховании – подальше от «финансового» блока глав и, в частности, от норм о договоре счёта эскроу. Тем самым законодатель практически отвечает на мой (и не только мой) вопрос, некогда прозвучавший на страницах Регфорума после появления в ГК РФ норм о договоре счёта эскроу: зачем нам этот счёт с экзотическим названием, фактически дублирующий по функционалу аккредитив, если в нашем правопорядке нет эскроу как сервиса?

И вот оно, воспоследовало: условное депонирование. Сам термин — тоже, кстати, ответ на многочисленные вопросы: нужно ли было использовать в кодексе слово «эскроу», если есть чуть более длинная, но гораздо более понятная альтернатива. Теперь упоминание об условном депонировании исключено из статей о счёте эскроу, и это словосочетание монопольно закреплено за новым поименованным договором.

В чём суть этого договора и для чего он нужен? Давайте разбираться. Про эскроу западного образца мы знаем: это, как правило, комплексный сервис, в рамках которого эскроу-агент (специальное агентство или адвокат с соответствующей лицензией) не только проводит расчёты между сторонами сделки (например, по покупке недвижимости), но и обеспечивает её чистоту, страхование и т.п. – в общем, делает жизнь сторон комфортнее и спокойнее. В принципе, неплохая идея. Что же у нас?

Статья 926.1. ГК РФ даёт следующее определение договора условного депонирования (эскроу):

«По договору условного депонирования (эскроу) депонент обязуется передать на депонирование эскроу-агенту имущество в целях исполнения обязательства депонента по его передаче другому лицу, в пользу которого осуществляется депонирование имущества (бенефициару), а эскроу-агент обязуется обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований».

С первого взгляда, большой разницы с договором счёта эскроу не видно – но только с первого. При чуть более внимательном рассмотрении бросается в глаза отсутствие в определении слова «банк». В отличие от договора счёта эскроу, эскроу-агент по договору условного депонирования – не обязательно банк. Пункт 3 статьи 926.6. ГК РФ «Особенности депонирования бездокументарных ценных бумаг и безналичных денежных средств» говорит об этом прямо: «Если эскроу-агент не является банком…» Сверх того, пункт 1 статьи 926.8. ГК РФ «Прекращение договора эскроу» вообще упоминает смерть гражданина, являющегося эскроу-агентом, как основание прекращения договора!

Следовательно, закон не устанавливает специальных требований к субъектному составу. Какой-нибудь мудрый аксакал, которому доверяет всё селение, запросто может выступать посредником в расчётах односельчан в качестве эскроу-агента. (Он вообще-то испокон веков так делает – просто не знает, как модно и прогрессивно называется). Если мудрый аксакал поблизости не проживает – сгодится и нотариус (благо, статья 926.8. ГК РФ прямо его упоминает в качестве возможного эскроу-агента). Юридическое лицо? Пожалуйста! Уважаемый гражданин – скажем, лидер национальной диаспоры или священнослужитель? Да на здоровье, лишь бы согласился! Глядишь, даже криминальные авторитеты начнут пользоваться. Плюс в сравнении с чисто банковским договором счёта эскроу? Несомненный плюс. Можно использовать новый договор в быту, по-соседски: благо, он даже может быть безвозмездным (хотя по умолчанию эскроу-агент вправе требовать уплаты вознаграждения за исполнение своих обязательств).

Вообще, стоит отметить, что в отличие от договора счёта эскроу, заключаемого между банком и владельцем счёта, в договоре условного депонирования изначально три стороны: «договор эскроу заключается между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом». Отсюда, в частности, специфика процедуры отказа от договора (ст.926.8 ГК РФ) — только вместе и дружно:

«Депонент и бенефициар могут отказаться от договора эскроу, направив совместное уведомление об этом эскроу-агенту в письменной форме или иным способом, предусмотренным договором эскроу».

Следующее, на что следует обратить внимание: объект условного депонирования – это не только деньги, но и вполне себе традиционные вещи (правда, только движимые):

«Объектом депонирования могут быть движимые вещи (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги».

Квартира, таким образом, не подходит (а вот деньги, которые за неё надо уплатить – легко). Но вот, скажем, стулья как объект эскроу – почему нет? А с другой стороны сделки – деньги, чтобы снять ещё классиками обозначенную дилемму — утром деньги, вечером стулья, или наоборот. Благо, закон такой вариант прямо предусматривает, под названием «взаимное эскроу»:

«Сторонами может быть заключен договор, на основании которого у эскроу-агента должно быть депонировано имущество, подлежащее передаче сторонами двустороннего договора друг другу (взаимное эскроу)».

В наше просвещённое время (точнее, после 1 июня 2018 года) у Остапа Бендера и монтёра Мечникова не было бы проблем с выбором способа взаимных расчётов. Полагаю, с этого места уже можно считать, что Гражданский кодекс пополнился чем-то действительно полезным, что и прагматичный юрист, и широкая общественность захотят использовать. По сути (и по месту размещения главы в кодексе) вышел эдакий квалифицированный вид хранения, вроде помеси секвестра и хранения на товарном складе по двойному складскому свидетельству, когда залоговое свидетельство отделено: товар ваш, только я вам его не отдам… потому что у вас документов нет. Однако с учётом того обстоятельства, что объектом эскроу могут быть и безналичные деньги, и бездокументарные ценные бумаги, сделать этот договор разновидностью хранения, действительно, было нельзя. Так что, пожалуй, следует согласиться с его выделением в специальную разновидность – понимая при этом, что договор в общем-то смешанный, составленный из элементов других. Узнаваемые формулировки в новых статьях попадаются постоянно: вот, например, совершенно явная калька с нормы о договоре доверительного управления имуществом:

«Срок действия договора эскроу не может превышать пять лет. Договор эскроу, заключенный на больший срок или без указания срока, считается заключенным на пять лет».

Это чтобы под эскроу (как и под доверительное управление, собственно) не маскировали фактическую куплю-продажу. Аналогичный риск – аналогичные нормы. Статьи об обособлении депонированного имущества от имущества эскроу-агента, отдельном учёте (ст. 926.4. ГК РФ) и иммунитете депонированного имущества от взыскания или ареста (ст. 926.6.7. ГК РФ) также напоминают договор доверительного управления.

Проверка наличия оснований для передачи имущества бенефициару схожа с договором счёта эскроу и аккредитивом: документы, например, проверяются по внешним признакам. Но есть одно существенное отличие — замечательная фраза «если договором эскроу предусмотрена необходимость предъявления бенефициаром документов, подтверждающих возникновение оснований для передачи ему имущества» в статье 926.3. ГК РФ. То есть, получается, документы не всегда обязательны! Вообще, в выборе оснований для передачи имущества бенефициару закон стороны не ограничивает: это может быть совершение бенефициаром или третьим лицом предусмотренных договором действий, наступление установленных договором события или срока, что-либо иное – на что хватит фантазии. Очевидно, что для подтверждения наступления некоторых таких обстоятельств (хотя бы истечения срока, например) никакие документы действительно не требуются. Меньше документальных формальностей – тоже плюс для востребованности договора.

Какие услуги юристов востребованы прямо сейчас. Что юрист может предложить клиенту или работодателю. Разберём на вебинаре 29 мая.

Свобода усмотрения сторон, разумеется, не абсолютна: общие рамки никто не отменял. Надо полагать, заведомо недопустимые основания для передачи имущества наподобие «когда депонент успешно ограбит банк по наводке бенефициара» будет отсекать нотариус: благо, договор эскроу подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг. В двух последних ситуациях эскроу-агентами, надо полагать, чаще всего будут банки и специализированные депозитарии, которые и сами под жёстким контролем Центробанка, и контроль со своей стороны обеспечат соответствующий. Впрочем, законодатель предусмотрел и ситуацию, когда эскроу-агент по такого рода договорам – не банк (уже упоминавшийся п.3. статьи 926.6. ГК РФ): в этом случае, как ни парадоксально, безналичные денежные средства депонируются не на счёте-эскроу, а на номинальном счёте, бенефициаром по которому является сначала депонент (до возникновения предусмотренных договором оснований для передачи имущества бенефициару), а потом бенефициар по договору эскроу. Уже жалею студентов, которым придётся разбираться во всей этой чехарде бенефициаров… зато законодатель, наверное, доволен: нашлось ещё одно применение номинальному счёту, который до сих пор используется только в сфере опеки и попечительства, да и то из-под палки.

Ну и наконец – долгожданный пункт 2 статьи 926.3. ГК РФ «Проверка оснований для передачи имущества бенефициару». Он, может, и короткий, и не сильно содержательный сам по себе – однако даёт возможность эскроу стать хотя бы отчасти тем самым многофункциональным сервисным договором, который явно будет востребован, во всяком случае, на рынке недвижимости:

«Договором эскроу может быть предусмотрена обязанность эскроу-агента проверить наличие оснований для передачи имущества бенефициару».

Будь я риелтором, уже заказал бы рекламу: «Эскроу от нашего агентства: полный сервис с гарантией! Проверка контрагентов и безопасность расчётов! Просто возьмите ключи от новой квартиры».

Может быть, в скором времени так и будет. В конце концов, заимствовать на западе удобные инструменты для применения в России постыдным не считается как минимум со времён Петра Великого.

На этом разбор изменений, внесённых в ГК РФ Федеральным законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ и вступающих в силу с 1 июня 2018 года, заканчиваю. Утираю пот со лба и жду новой интересной темы для следующей статьи. Всем, кто дочитал мой многотомный эпос по 212-му закону – спасибо!

Акт выполненных работ: как правильно составить по образцу

Последние изменения: Январь 2020

Выполнение договорных обязательств фиксируется участниками соглашения документально специальным актом приёмки-сдачи, предусматривающим переход права собственности и передачу коммерческих рисков. Основанием считается подписанный сторонами акт выполненных работ, образец которого за исключением строительных и монтажных работ, разрабатывается исполнителем самостоятельно с отражением обязательных реквизитов.

Законодательные требования

Структура документа на законодательном уровне не предусматривает строгих стандартов за исключением акта приёмки выполненных работ в строительстве по специальной форме КС-2.

Формулировку разграничивает налоговое законодательство, подразумевая:

  • акт о выполненных работах, если обязательным атрибутом является использование и отражение в учёте списания материальных ценностей, сопутствующих процессу выполнения и имеющих стоимостное выражение;
  • акт об оказании услуг, если передача физических объектов не происходит и материалы в процессе выполнения не расходуются.

С точки зрения Налогового Кодекса формулировка разграничивает использование материальной составляющей и исключительно трудовые ресурсы, включая интеллектуальный и физический потенциал исполнителей. Унифицированная форма помимо КС-2 и справки КС-3 законодательно не установлена, а Гражданский Кодекс не разграничивает понятия «выполнения работ» и «оказания услуг».

Типовой документ составляется на основании договора, предусматривающего форму сдачи-приёмки, учитывая промежуточные этапы. При отсутствии договора одни контролёры считают подписанный акт недействительным, другие признают заключение договора в устной форме.

Оформленный АВР произвольной формы считается основанием для:

  • перехода права собственности;
  • оплаты определённого договорного этапа или полного завершения сделки;
  • передачи коммерческих рисков;
  • отражения операции в бухгалтерском и налоговом учёте.

Если договор отражает взятые сторонами обязательства, то акт выполненных работ, шаблон которого разрабатывается исполнителем, отражает факт выполнения договорных обязательств.

Подписание документа сторонами считается свидетельством отсутствия взаимных претензий, а при возникновении разногласий используется в судах для подтверждения спорных моментов.

Образец составления акта выполненных работ

Образец акта выполненных работ и услуг должен включать обязательные пункты, несмотря на отсутствие унифицированной формы. Стандартный документ составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, поскольку по стандарту предусматривает две стороны – заказчика и исполнителя.

В АВР целесообразно указать следующую информацию:

  1. Порядковый номер для отражения в бухгалтерских регистрах учёта.
  2. Дату составления документа. Если на принятие заказчиком необходимо дополнительное время, то целесообразно напечатать в бланке место с указанием заказчиком даты приёмки, служащей моментом перехода права собственности и датой реализации.
  3. Реквизиты заключённого договора, согласно условиям которого выполняются договорные обязательства.
  4. Период выполнения с указанием момента начала и окончания.
  5. Объёмы и конкретный перечень выполненных работ с отражением материальных составляющих, затраченных в процессе выполнения. В частности, в акт выполненных работ по техническому обслуживанию целесообразно включить использованные комплектующие и материалы в количественном и стоимостном выражении, что позволит исполнителю отразить безболезненно стоимость в составе налоговых расходов.
  6. Общую стоимость с включением НДС. Акт выполненных работ без НДС составляется, если:
    • исполнитель не является плательщиком налога;
    • операция льготируемая и относится к необлагаемым НДС;
    • местом реализации территория России не признаётся при оказании посреднических услуг.
  1. Реквизиты сторон, включающие полное наименование согласно учредительным документам.
  2. Подписи и печати участников. Акт выполненных работ для физических лиц не требует оттиска печати, поскольку печать не предусматривается для граждан при вступлении в гражданско-правовые сделки.

Скачайте бланки: В формате Ворд:

Акт о приемке выполненных работ (в формате Word .doc) (35,0 KiB, 15 798 hits)

; в формате Эксель

Бланк акта выполненных работ (в Excel .xls) (11,1 KiB, 6 868 hits)

Если заказчик уклоняется от подписания двухстороннего документа, то выходом для исполнителя является односторонний АВР, предусмотренный п.4 статьи 753 ГК РФ. Целесообразно составить приложение к акту выполненных работ с указанием отсутствия претензий со стороны заказчика в течение определённого периода, и отразить перечень материальных затрат. Это может послужить доказательством исполнения обязательств в суде. Скачайте образец:

Образец акта выполненных работ (в Word) (37,0 KiB, 5 561 hits)

Сдача-приемка строительно-монтажных работ

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, монтаже и демонтаже оборудования статья 740 ГК РФ требует заключить договор подряда. После завершения строительства подрядчику необходимо сдать результаты, а заказчику принять. Если работа предусматривает несколько этапов, то на каждый составляется промежуточный акт выполненных работ.

Типовые формы КС-2 и КС-3 не относятся к категории обязательных, но рекомендуются ввиду содержания необходимых реквизитов и привычности для строительного рынка.

Во избежание проблем при проверках в КС-2 целесообразно указать:

  • полную и точную информацию о подрядчике и заказчике;
  • место выполнения СМР;
  • количество, сроки и объём каждого этапа выполнения.

Форма КС-3 содержит сведения относительно стоимости выполнения каждого этапа и понесенных затрат. Справка составляется на основании АВР КС-2, содержащего итоговые результаты и являющимся итоговым актом выполненных работ. Справка КС-3 включает информацию с начала текущего года, поскольку составление осуществляется нарастающим итогом, что удобно при длительности строительного процесса.

Неудобство использования типовых формуляров возникает в случае подключения третьей стороны, поскольку бланки предусматривают двух участников. Выходом является трёхсторонний АВР между генподрядчиком, субподрядчиком и заказчиком, составленный в произвольной форме с указанием реквизитов каждой стороны.

Изменение договорных условий

В процессе выполнения или в результате выставления претензии заказчиком по ряду этапов, возможно изменение стоимости относительно ранее подписанного экземпляра документа.

С этой целью составляется корректировочный акт выполненных работ с указанием:

  • номера и даты документа, к которому составляется корректировка;
  • изменения ценовой политики в сторону увеличения или уменьшения со ссылкой на обстоятельства, включая выявленный дефект заказчиком после подписания основного акта и принятый исполнителем;
  • новую итоговую стоимость согласно внесённым изменениям.

Дата подписания заказчиком – основание для отражения в учёте и корректировки сумм НДС относительно ранее принятого и отражённого в учётных регистрах обоими участниками сделки.

«Нестандартные» контрагенты и АВР

Акт выполненных работ для ИП, работающих на упрощённой системе налогообложения по схеме учёта доходов без расходов или применяющих ЕНВД, не является обязательным документом. Однако в интересах предприятия для отражения произведённых расходов требовать от индивидуальных предпринимателей грамотного составления документа. Если ИП является заказчиком, то он обязан подписать АВР, но не заверять печатью в случае осуществления деятельности без печати.

При составлении акта выполненных работ с физическим лицом необходимо указать паспортные данные вместо реквизитов компании.

В акте выполненных работ с иностранной компанией важна дата подписания, поскольку:

  • является определяющим моментом признания расходов;
  • считается моментом пересчёта курса иностранной валюты;
  • считается завершающим моментом сделки для валютного контроля.

Если акт выполненных работ (оказанных услуг) не содержит подробной детализации, то необходимо наличие подтверждающих документов с расшифровками. Вместо АВР разрешено применение универсального передаточного документа, имеющего рекомендательный характер для сокращения документооборота. Если в первоначально заключённом договоре предусмотрен АВР, то изменения требуется оформить дополнительным соглашением.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учёте финансово-хозяйственной операции осуществляется на основании подписанного сторонами АВР. Заключённый договор фиксирует юридическую часть сделки и не считается основанием для перехода права собственности, приёмки-передачи коммерческих рисков и не фиксирует момент выполнения полного или частичного этапа договорных обязательств.

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 26 июля 2006 года N 135-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. 06.12.2011), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 423-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 19.02.2018 N 17-ФЗ, от 23.04.2018 N 91-ФЗ, от 04.06.2018 N 135-ФЗ, от 29.07.2018 N 259-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 572-ФЗ, от 18.07.2019 N 187-ФЗ, от 27.12.2019 N 485-ФЗ, от 27.12.2019 N 509-ФЗ, от 01.03.2020 N 33-ФЗ, от 01.04.2020 N 97-ФЗ, от 24.04.2020 N 140-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
    • Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 5. Доминирующее положение
    • Статья 6. Монопольно высокая цена товара
    • Статья 7. Монопольно низкая цена товара
    • Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
    • Статья 9. Группа лиц
    • Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
  • Глава 2. Монополистическая деятельность
    • Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
    • Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
    • Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
    • Статья 12. Допустимость соглашений
    • Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
    • Статья 14. Утратила силу
  • Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция
    • Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
    • Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
    • Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
    • Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
    • Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
    • Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
    • Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
  • Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
  • Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, Особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
    • Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
    • Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
    • Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
    • Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
  • Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций
    • Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
    • Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
    • Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции
  • Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа
    • Статья 22. Функции антимонопольного органа
    • Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
    • Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
    • Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
    • Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
    • Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
    • Статья 25.3. Осмотр
    • Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
    • Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
    • Статья 25.6. Оформление результатов проверки
    • Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
  • Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
    • Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
    • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
    • Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
    • Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
    • Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
    • Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
  • Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности
    • Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
    • Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
  • Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
  • Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
    • Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
    • Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
    • Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
    • Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
    • Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
    • Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
    • Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
  • Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 53. Заключительные положения
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа