Снимать копии с материалов дела означает

Как снять копии материалов дела

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предоставляет обвиняемому по уголовному делу и его защитнику право знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (ст. ст. 47, 53 УПК РФ).
Ни для кого не секрет, что в уголовном деле мелочей не бывает. Именно при доскональном изучении материалов, добытых в ходе предварительного следствия, уголовное дело может предстать перед адвокатом совершенно в новом свете. Можно обнаружить такие детали, которые даже никогда и в голову не могли бы прийти даже с самого глубокого похмелья.
Одним словом, знание материалов уголовного дела – это основа основ при подготовке защитника к судебному заседанию. В ходе изучения материалов, откуда ни возьмись, появляются новые мысли, идеи, тактические ходы, и определяется в целом линия защиты.
Теперь рассмотрим, что нам предлагает законодатель.
Закон достаточно благосклонен к стороне защиты. Он позволяет знакомиться с материалами в полном объеме. Время ознакомления, как правило, не ограничивается. Позволяет выписывать любые сведения и даже снимать с них копии, но за свой счет.
На практике это выглядит следующим образом.
Когда уголовное дело состоит из 10-200 томов плюс-минус, можете себе представить, как будет выглядеть то, если вы будете выписывать сведения себе в тетрадочку. Предположим, что вы очень усидчивый и скрупулёзный человек, у вас вагон времени, и при этом следователь тоже достаточно терпеливый человек, в таком случае, конечно, можно посвятить этому занятию несколько дней.
Я так и делаю, если речь идет о двух-трех-пяти-десяти томах дела. Но даже в этом случае, для меня очень важно всегда иметь при себе все копии уголовного дела в прошитом и пронумерованном виде, как говорится, от А до Я. Это очень важно. Защитник в любое время дня и ночи должен иметь возможность обратиться к материалам уголовного дела в офисе и дома. Защитник всегда должен иметь возможность делать всякого рода пометки и зарисовки в этих материалах.
Полный «клон» уголовного дела — это гарантия от подмены в нем листов, следовательно, от фальсификации материалов и т. п. полная копия всех томов дела – это своего рода хронологический навигатор, атлас, библия уголовного дела. Да как угодно можно называть все достоинства наличия у вас полной копии уголовного дела.
Итак. Мы пришли к выводу, что записи записями, а копии всех материалов уголовного дела нам жизненно необходимы.
Что происходит, когда мы начинаем просить следователя сделать нам копии материалов дела?
Следователь, с улыбочкой, напоминает вам ст. 53 УПК РФ и цитирует ее в части возможности снятия копий, но за свой счет.
Вы говорите ему: «Какие проблемы! Мы согласны. Куда оплатить деньги?»
Вот здесь все и начинается.
Следователь, снова улыбаясь, отвечает вам, что их государственное учреждение платных услуг гражданам не оказывает. Казалось бы, что круг замкнулся. Но благосклонный следователь предлагает вам выход из положения. Ему ведь тоже не хочется, ох, как не хочется, чтобы вы целыми днями напролет занимали его кабинет вместе с обвиняемым. Ему также не хочется с вами проводить время в следственном изоляторе, мучаясь от безделья, в то время как дел по самое горло.
Какой выход предлагает следователь?
Следователь предлагает вам прийти с фотоаппаратом или со своим ксероксом. Я польщен его заботой. Но мне не хочется стоять целый день и делать снимки с материалов дела, держа одной рукой том, чтобы он хоть как-то выпрямился, а другой ловить фокус и нажимать на кнопку, чтобы вылетела «птичка».
Не знаю, как вам, а мне это занятие не по душе. Да и фотограф я никудышный. К тому же часто бывает, что сделанные фотокопии иногда бывает прочитать невозможно. А ведь потом эти файлы снова надо будет распечатывать на принтере, из которого будут вылезать темные листы с искаженным текстом. Можете себе представить всю дальнейшую перспективу удовольствий?
Что касается ксерокса, то у меня просто нет ксерокса. Да мне и не нужен ксерокс. Сделать несколько копий документов я всегда могу через факс. Факс у меня есть. Но делать массу копий — извините, для этого есть специализированные копировальные центры, услугами которых мне намного предпочтительнее пользоваться.
Таким образом, получается, что предложение следователя приходить с фотокамерой или со своим копировальным аппаратом, звучит как-то неуместно. Да разве предложения следователей когда-нибудь звучали уместно с точки зрения защитников? Сытый голодному не товарищ. Вроде бы так говорили на Руси.
Какой же здесь выход?
Пути решения этой проблемы мне подсказали сами мои подопечные еще много лет назад. Они парни бывалые и умудренные жизненным опытом, поверьте.
Копии материалов уголовного дела вам сделает либо сам следователь целиком и полностью независимо от объемов дела, либо окажет вам свою необходимую для этого помощь.
Бывалые мои подзащитные, у которых за спиной имеется солидный жизненный опыт, достаточно неплохо знают УПК и проблемы следователей. Поэтому самые ушлые из моих клиентов делают следователю предложение, от которого он не может отказаться. Причем делают это предложение исключительно в вежливой форме и, конечно же, с улыбкой заговорщика.
Следователь очень зависимый участник уголовного процесса. В первую очередь он зависит от процессуальных сроков. И никакой его руководитель по всяким пустякам не станет продлевать срок следствия, только из-за того, что обвиняемый все еще не выполнил требований ст. 217 УПК РФ, то есть не ознакомился с материалами уголовного дела, и до сих пор не подписал соответствующий протокол.
Вот здесь и начинаются биржевые торги стороны обвинения и защиты.
Обвиняемый предлагает следователю отксерокопировать и прошить полностью уголовное дело. Даже если в нем 200-300 томов. Иначе он, обвиняемый, у которого на данной стадии в разы больше прав, чем у следователя, не подпишет протокол ознакомления с материалами уголовного дела. Не подпишет и все тут. Ему совершенно нет дела, что у следователя горят сроки окончания предварительного следствия.
Следователь в таком случае с укором смотрит в сторону адвоката, и в то же время с вопрошанием, мол, помоги, уговори подопечного, что вы ерундой занимаетесь. Ты что, мол, сам на моем месте не работал. Кто мы с тобой, а кто они. Мы с тобой коллеги-юристы, а они же преступники.
Но, в конце концов, следователь, хочет того или не хочет, а вынужден пойти на уступки процессуальному противнику. Днями и ночами откатывает на служебном ксероксе копии всего уголовного дела.
Однажды бывало, что откатывал даже в двух экземплярах, мне и моему подзащитному. Потому что последний занимал активную позицию в собственной защите, и не мог позволить себе проводить в СИЗО напрасно отведенные ему дни для подготовки к судебному заседанию.
Более сговорчивые с начальством следователи, бывало заказывали для нас полную копию материалов дела в даже в типографии.
Что касается меня, то я как интеллигент в третьем колене, внук офицера ВВС и сын прораба, не могу себе позволить подобный экстремизм по отношению к ни в чем не повинному следователю. Мое предложение всегда укладывается в рамки закона. И если попадается достаточно адекватный следователь, то он всегда выберет мой вариант ознакомления с материалами дела.
Поскольку закон дает право снимать копии материалов дела за свой счет, как правило, клиент всегда готов оплатить такой счет. Поскольку правоохранительные органы не вправе оказывать платные услуги населению, такие услуги вправе оказывать специализированные копировальные центры на коммерческой основе. Это ли не выход?
В данном случае следователю всего лишь необходимо обеспечить свое присутствие в ходе транспортировки уголовного дела в «Копицентр» и в ходе его непосредственного копирования. То есть обеспечить охрану уголовного дела от его уничтожения противной стороной. А с моей стороны необходимо обеспечить оплату услуг копировального центра за счет средств моего подзащитного. В этом проблем также никогда не возникает.
Остается лишь убедить следователя в рациональности данного предложения и в том, что оно взаимовыгодно для обеих сторон.
В этом случае я всегда предлагаю следователю следующее.
Поскольку форма протокола ознакомления с материалами уголовного дела и УПК требуют, чтобы он был подписан как обвиняемым, так и его защитником, то я всегда обещаю следователю, что в случае его согласия на мое предложение с выездным копированием дела целиком и полностью, обвиняемый подписывает протокол прямо сейчас.
Но поскольку данный протокол требует еще и моей подписи, то свою подпись я обещаю поставить сразу же после того, как все копии материалов дела будут находиться у меня на руках. Свое обещание я всегда выполняю. Без какой-либо одной подписи, процедура ознакомления с делом не может считаться выполненной, поэтому следователь принимает наши условия безоговорочно. Тем более он уже получил аванс – подпись обвиняемого, — от которого можно всегда ожидать на этой стадии больше проблем, чем от адвоката.
Самый лучший вариант компромисса между следователем и защитником в этой стадии уголовного процесса – это сразу же на берегу обсудить все условия и организовать производство копий всех материалов уголовного дела у третьих лиц и за счет клиента. Ни один клиент никогда еще не отказывался оплачивать такую «услугу».
С уважением, Алексей Колегов

Введение

Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Примерно через год Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации» закрепил необходимость создания конституционного органа — Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации. Закон так же определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности.

Конституция определила порядок формирования Счетной палаты.

В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты была образована Коллегия Счетной палаты, первое заседание которой состоялось 18 апреля 1995г.

Фактически свою деятельность Счетная палата начала в июне 1995 г.

С первых дней своей деятельности Счетная палата сделала основной акцент на реализацию главной функции, определенной федеральным законом, а именно — на обеспечение контрольной деятельности по исполнению федерального бюджета.

Актуальность работы обусловлена тем, что счетная палата проводит следующие контрольные мероприятия: предварительная проверка бюджета; текущий контроль и проверка исполнения бюджета предыдущего года и бюджетов средств федеральных внебюджетных фондов; контроль за использованием государственной собственности и доходов от использования государственной собственности.

Цель курсовой работы — охарактеризовать функции и полномочия счетной платы РФ, ее состав и структуру, контрольно-счетные органы субъекта и муниципального образования, а так же объединения контрольно-счетных органов.

Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть Счетную палату Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля;

— рассмотреть полномочия, задачи контрольно-счетного органа Забайкальского края и городского округа «Город Чита»

— изучить цели и задачи объединений контрольно-счетных органов

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при осуществлении деятельности Счетной палаты РФ. Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие данные отношения.

Счетная палата Российской Федерации — как субъект государственного финансового контроля

В целях осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, согласно ч.5 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон). К ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольных мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.

К ее задачам относится:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

ѕ управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

ѕ законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;

ѕ эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

ѕ предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

ѕ федеральными внебюджетными фондами

Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации.

ѕ поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью

ѕ поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

от управления объектами федеральной собственности.

ѕ банковской системой

ѕ деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

ѕ деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;

проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента Российской Федерации;

поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

запросов Правительства Российской Федерации;

запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.

Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам

Все органы государственной власти, в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата РФ вправе проводить ревизии и тематический проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу

В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, Счетная палата РФ направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений организаций. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если срок не указан, то в течение 20 дне со дня получения предписания.

При неисполнении предписания Коллегия счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций: финансовых, платежных операций проверенного предприятия, учреждения или организации.

Согласно ст. 22 Закона при осуществлении контрольной деятельности Счетная палата РФ взаимодействует с другими контрольными органами. Например Соглашение о взаимодействии между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой от 18 апреля 2006г. Предметом Соглашения являются организация взаимодействия и координация деятельности Счетной палаты РФ и Федеральной налоговой службы РФ по выполнению задач, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета.

На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Деятельность Счетной палаты основана на принципе гласности, вследствие этого она должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации