Следователь прокурор адвокат потерпевший подозреваемый орган дознания

Участники уголовного судопроизводства

Все органы и лица, наделенные правами и обязанностями в уголовном процессе, призванные выполнять определенные законом функции при возбуждении, расследовании и разрешении конкретных дел, называются участниками уголовного судопроизводства.

Их классифицируют по юридической значимости и выполняемой функции на основных и иных субъектов процесса. В первую группу входят: суд, стороны обвинения и защиты. Вспомогательную роль в производстве по делу играют свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и понятые.

Орган правосудия по уголовным делам

Согласно статье 118 Конституции России и статье 8 УПК РФ, лишь суд вправе рассматривать уголовные дела и выносить приговоры, на основании которых виновные лица могут быть подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие предоставлено только судам общей юрисдикции.

Одновременно с обязанностями, непосредственно связанными с отправлением правосудия, эти органы власти должны также контролировать законность и обоснованность действий и решений правоохранительных структур.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Участники уголовного судопроизводства 420 руб.
  • Реферат Участники уголовного судопроизводства 250 руб.
  • Контрольная работа Участники уголовного судопроизводства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Выделение судей в самостоятельную группу участников уголовного производства обусловлено выполняемой ими процессуальной функцией разрешения дела.

При анализе специфики полномочий суда важно учитывать, что ему отведена важная роль и на стадии исполнения приговоров. Этот орган власти, например, вправе ужесточить наказание в случае злостного уклонения от его отбывания или освободить осужденного из мест лишения свободы в связи с болезнью.

Еще один вид контрольных полномочий суда касается разбирательства жалоб, вызванных несогласием заинтересованных лиц с состоявшимися следственными действиями или вынесенным приговором.

На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеет реальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных и необоснованных действий и решений правоохранительных органов. Тем самым, защищаются конституционные права и свободы граждан.

В связи с общей характеристикой статуса суда в уголовном процессе необходимо отметить, что закон признает высокий авторитет его решений (определений, постановлений или приговоров). После вступления в законную силу они подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации всеми участниками судопроизводства, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и должностными лицами. То есть, решения суда являются общеобязательными.


Рисунок 1. Участники уголовного судопроизводства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сторона обвинения

Участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются:

  1. прокурор;
  2. следователь;
  3. дознаватель;
  4. потерпевший или его законный представитель;
  5. частный обвинитель;
  6. гражданский истец.

Прокурор – это лицо, уполномоченное осуществлять уголовное преследование от имени государства, а также надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания, предварительного следствия и некоторых иных участников судопроизводства.

Должностное лицо, проводящее предварительное расследование уголовных дел, называется следователем. Он должен выявить виновное лицо и установить все обстоятельства совершенного преступления.

Дознаватель проводит предварительное расследование в форме дознания. Круг прав и обязанностей данного участника уголовного процесса во многом сходится с полномочиями следователя с той лишь разницей, что процессуальная самостоятельность дознавателя существенно ограничена. Например, он обязан выполнять указания прокурора, данные в соответствии с предписаниями УПК РФ.

Потерпевшим может быть как физическое, так и юридическое лицо, которому в результате преступления причинен существенный вред (физический, имущественный или моральный). Интересы потерпевшего в отдельных случаях представляет его ближайший родственник, усыновитель или опекун. Например, если пострадавшее в результате преступления лицо является несовершеннолетним или недееспособным.

Частный обвинитель – это гражданин, обратившийся в суд с требованием о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего в отношении него одно из следующих преступлений:

  1. умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ);
  2. побои (статья 116 УК РФ);
  3. клевета (часть 1 статьи 129 УК РФ);
  4. оскорбление (статья 130 УК РФ).

Определение 1

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, которое понесло имущественный или моральный вред в результате преступления и предъявило обвиняемому требование о возмещении причиненного ущерба.

Сторона защиты

В уголовном процессе сторону защиты представляют:

  1. подозреваемый;
  2. обвиняемый;
  3. законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого;
  4. защитник;
  5. гражданский ответчик.

Подозреваемый – это лицо, задержанное до предъявления обвинения, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Если в отношении данного субъекта уголовного процесса будут собраны доказательства, подтверждающие его виновность в совершении преступления, то он станет обвиняемым.

В соответствии с УПК РФ, подозреваемый имеет право:

  1. знать, в чем он подозревается;
  2. давать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний;
  3. быть допрошенным не позднее 24 часов с момента фактического задержания;
  4. уведомить кого-либо из родственников о факте задержания;
  5. пользоваться помощью защитника и встречаться с ним конфиденциально до первого допроса;
  6. защищаться всеми средствами и способами, не запрещенными законом.

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное заседание, называется подсудимым. А обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор – осужденным, если приговор оправдательный – оправданным.

Законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого может быть один из его родителей, усыновителей, опекунов или представитель учреждения, на попечении которого находится подросток.

Защитник – это лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывающее ему юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Защитник содействует выявлению обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих его ответственность или освобождающих от наказания.

Участие адвоката в судопроизводстве – одна из важных уголовно-процессуальных гарантий соблюдения прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого).

Гражданский ответчик – физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный совершенным преступлением, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Иные участники уголовного судопроизводства

Как правило, иными участниками уголовного судопроизводства являются:

  1. свидетель;
  2. эксперт;
  3. специалист;
  4. переводчик;
  5. понятой.

Это лица, выступающие источниками доказательственной информации или привлекаемые для оказания технической помощи и иного содействия. Например, благодаря показаниям свидетеля судья может удостовериться в законности действий, выполненных следователем.

Замечание 1

В отличие от основных участников уголовного судопроизводства, представители данной категории не относятся к сторонам защиты или обвинения и не заинтересованы в исходе дела. Вместе с тем, показания свидетеля могут быть полезны прокурору или адвокату для установления всех обстоятельств совершенного преступления.

Алгоритм подготовки и утверждения генерального плана поселения, населенного пункта

Алгоритм подготовки и утверждения генерального плана поселения, населенного пункта

1. Генеральный план поселения или генеральный плана населенного пункта как часть генерального плана поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схеме территориального планирования Калужской области, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

4. При наличии на территории населенного пункта объектов культурного наследия в процессе подготовки генерального плана в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 ГрК РФ.

5. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проект генерального плана согласовывает главный архитектор района, санитарный врач, отдел государственной противопожарной службы и экологическая служба района.

6. Проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

7. Проект генерального плана подлежит согласованию с Правительством Калужской области в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации планируемых границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Калужской области, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории Калужской области.

8. Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

9. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

10. Срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, а также в органы местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение.

11. В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана проект считается согласованным с такими органами.

12. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

13. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения:

1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам.

14. Указанные в пункте 13 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте (схеме) в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящего пункта вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

15. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

16. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 ГрК РФ, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 ГрК РФ.

17. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ в следующем порядке:.

17.1. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 28 ГрК РФ.

17.2. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.

17.3. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

17.4. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

17.5. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».

17.6. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

17.7. Глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

18. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.

19. Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

20. Утвержденный генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 ГрК РФ, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 ГрК РФ. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в Правительство Калужской области и главе муниципального района, в границах которого находится поселение.

21. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.