Система налогообложения Германии

Содержание

Удовлетворение требований кредиторов при банкротстве

ФЗ о банкротстве − очередность удовлетворения требований кредиторов

Согласно законодательству РФ банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность физических или юридических лиц удовлетворить имеющиеся кредитные обязательства. Так, законность удовлетворения требований всех контрагентов предусмотрена Федеральным законом № 127-ФЗ. А интересы заимодателей защищаются реестром требований.

Определение очередности регламентируется Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» статьями 71 и 142.

В течение 30 дней с момента публикации информации о введении процедуры наблюдения в отношении должника или в течение 2 мес. при конкурсном производстве кредитор должен подать заявление о включении требований в реестр кредиторов.

Очередность удовлетворения реестра требований кредиторов при банкротстве

Признание должника банкротом не означает его избавление от возмещения предоставленной ему ссуды. Как правило, контрагентов несколько, и очередность удовлетворения их требований определяется арбитражным судом.

Очередность выплат платежей при банкротстве предприятия

Основные средства направляются на внеочередные выплаты:

  • текущие платежи, образовавшиеся до банкротства;
  • предотвращение техногенных катастроф, связанных с прекращением деятельности предприятия;
  • предотвращение гибели людей;
  • выплаты держателю реестра.

Далее осуществляются прочие платежи согласно очередности, заявленной в Законе № 127-ФЗ.

Очереди кредиторов при банкротстве

Требования каждой очереди исполняются в календарном порядке. В случае подачи заявления позднее, чем Законом о банкротстве устанавливается срок подачи, то кредитор также имеет право на возвращение средств, но вероятность полного возмещения значительно меньше.

Сколько очередей предусмотрено для удовлетворения требований кредиторов в процессе банкротства?

Согласно ст. 134 Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрено 3 очереди. Некоторые текущие расходы погашаются вне очереди.

Первая, вторая и третья очереди при банкротстве

  1. В первую очередь осуществляется выплата платежей, сопутствующих всем этапам дела о несостоятельности – это судебные издержки, выплаты текущих платежей по отношению к арбитражному управляющему и лицам, привлеченным им, прочее.
  2. Во вторую очередь оплачивается труд лиц, продолжавших рабочую деятельность после принятия заявления о банкротстве должника.
  3. В третью очередь удовлетворяются требования лиц, привлеченных арбитражным управляющим при выполнении своих основных обязанностей. А также возмещается задолженность по отношению к этим лицам.

Порядок выплат при банкротстве

Прежде всего осуществляются платежи лицам, жизнь и здоровье которых находится под ответственностью должника.

Во вторую очередь производится оплата труда лиц, заключавших трудовой договор, а также удовлетворяются требования о полноценной выплате выходных пособий. Осуществляется выплата авторам интеллектуальной деятельности.

В третью очередь надлежит осуществить выплату прочим кредиторам. Кроме того, удовлетворяются требования кредиторов по нетто-обязательствам.

Узнать у специалиста

В какую очередь при банкротстве выплачиваются налоги?

Согласно Закону № 127-ФЗ налоговые выплаты входят в число внеочередных текущих платежей, которые являются обязательными и формируются в период конкурсного производства.

Процент удовлетворения требований кредиторов при банкротстве

Законом предусмотрено очередное удовлетворение требований кредиторов. При невозможности абсолютного погашения задолженностей допускается пропорциональный перерасчет согласно обозначенной очередности.

Если расчет необходимо произвести с залоговыми кредиторами, то процентное отношение выплат следующее:

  • 70 % реализованных при продаже средств залогового имущества, идет на погашение основных требований по залоговому обязательству. Однако выплата не может превышать основную сумму задолженности с процентами;
  • 20 % остается для выплаты кредиторам 1 и 2 очереди в случае нехватки основных средств;
  • 10 % направляются на погашение судебных издержек.

Если залог обеспечивает кредитную договоренность должника, то на погашение основной суммы выделяется до 80 %. Кредиторы 1 и 2 очереди получают 15 %, а текущие расходы покрываются оставшимися 5 %.

Уступка права требования по исполнительному листу

В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ контрагент не обязан получать согласие у должника, чтобы уступить (перепродать) задолженность иному кредитору. Но переуступка требований может быть запрещенной, когда задолженность очень тесно связана с контрагентом. К примеру, случаи по выплате алиментов, возмещение вреда здоровью.

Договор цессии по исполнительному производству при банкротстве

Сущность договора цессии заключается в том, что контрагент передает иному юридическому или физическому лицу права требований к третьему лицу. Согласно договору тот, кто уступил права требований, именуется цедентом. А лицо, которое приобрело это право – цессионарием. Отметим, что права контрагентов на имеющуюся задолженность отчуждаются без каких-либо нарушений прав сторон.

Для того чтобы заключить договор при несостоятельности юридического лица, необходимо пройти следующие этапы:

  • подготовка и анализ документации;
  • подписание договора между сторонами – цедентом и цессионарием. В документе указывается дата составления договора, стороны договорных отношений, предмет заключения сделки, ответственность сторон, а также обязанности и права сторон, прочее;
  • денежные средства перечисляются на банковский счет или происходит наличный расчет;
  • цессионарий принимает меры по взысканию задолженности с должника.

Что такое реестр кредиторов при банкротстве?

Список кредиторов, заявивших о своих требованиях к должнику, называется реестром. Для зачисления в реестр необходимо направить заявление в арбитражный суд, который рассматривает данное дело. При составлении акта следует указать состав и размер задолженности.

Где посмотреть реестр кредиторов?

Информацией о кредиторах владеет арбитражный управляющий или реестродержатель. А также доступны следующие источники:

  • картотека арбитражных дел;
  • газета «Коммерсантъ»;
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Статья № 100 Федерального закона о банкротстве

В статье раскрыт механизм определения размера требований кредиторов. Решение принимает арбитражный суд, он же рассматривает возражения. Срок на рассмотрение всех требований составляет 30 дней с момента истечения срока предъявления возможных возражений.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Основной принцип немецкого налогообложения звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством».

В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Сводный, бюджет Германии разделяется на три уровня:- Центральный (государственный) бюджет (доходы и расходы всей страны) — 48% всех налоговых поступлений.- Бюджеты 16-ти федеральных земель. Бюджеты разных земель неодинаковы, зависят от экономических факторов регионов — 34% всех налоговых поступлений- Бюджеты городских и сельских громад — 13% всех налоговых поступлений.Дополнительно в госбюджет входят доходы немецкого Центробанка и госпредприятий. Бюджеты земель, изначально неравномерные, распределяются вертикально и горизонтально для финансовой «равности» — от высокодоходных регионов (авария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) в пользу «менее развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, дополнительно финансово «слабые» земли получают государственные дотации.
Общие правила налогообложения в Германии регулируются Законом «Порядок взимания налогов» — Abgabenordnung.

Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством».

Всего в Германии 45 видов налога,включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие.

В общем же, все налоги Германии можно разделить на три основные группы:

  • налоги на доходы
  • налоги на имущество
  • налоги на сделки и потребление

Основные виды налога на доходы:

  • подоходный налог с физических лиц — Einkommensteuer
  • Налог на прибыль предприятий — Körperschaftsteuer
  • налог на хозяйственную деятельность — Gewerbesteuer

Основные налоги на имущество:

  • налог на землю — Grundsteuer
  • налоги на дарение и наследство

Основные налоги на сделки и потребление:

  • налог на приобретение имущества
  • НДС

Если рассмотреть некоторые налоги подробнее:

  1. Подоходный налог с физических лиц. Основной источник государственных доходов — он дает около 40% всех налоговых поступлений . Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит:
  • налог на заработную плату
  • налог на доходы с капитала

Подоходным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка — 19%, максимальная — 53%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар)

Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для семейных пар действует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для семейных пар). Все доходы выше облагаются по максимальной ставке 51%.

Действуют Налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.

Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки:
общая Налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная — 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.

3. Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30%. Если владелец у корпорации один, ставка — 45% прибыли.

Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В любой стране с федеративным устройством в то числе и в России центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

В настоящее время в Германии два крупнейших налога — подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

Особенности налоговой системы Германии

Рассмотрим налоговую систему Германии. Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги должны быть по возможности минимальными;

2) при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

3) налоги не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги должны соответствовать структурной политике;

5) система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

6) в системе должно быть исключено двойное налогообложение;

7) налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

8) величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

· федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, на-логов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

· земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, на-лог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений от:

· местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

· доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;

· налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

Основные виды налогов Германии

Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и 26135 DM соответственно.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

Здесь также прослеживается схожесть налогов России и Германии. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка — 19%, максимальная — 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше в России также применялась прогрессивная ставка подоходного налога.

Ставки подоходного налога на 1997г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тарифные зоны

Налогооблагаемый доход (ДМ)

Ставка налога %

С

ДО

Одинокие

Женатые

Одинокие

Женатые

Одинокие

Женатые

Первая зона лимитной прогрессии

25,9

33,5

Вторая зона лимитной прогрессии

33,5

Высшая пропорциональная зона

Свыше 120042

Свыше 250084

В конце года при подаче декларации сумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума.

В отличие от России в соответствии с § 26 Закона о подоходном налоге (в редакции от 25 февраля 1992 года) в ФРГ супруги могут выбрать как совместное, так и раздельное налогообложение при выполнении трех условий:

1. Оба супруга несут неограниченную налоговую обязанность по уплате подоходного налога (являются налоговыми резидентами Германии). Следует отметить, что начиная с 1 января 1996 года закон допускает совместное декларирование супругами, один из которых является гражданином страны- члена Европейского союза (т.е. не является налоговым резидентом Германии) при условии, что не менее 90% объединенного «мирового» дохода супругов подлежит налогообложению в Германии, либо сумма их объединенного «мирового» дохода, не подлежащего обложению в Германии не превышает 24 000 немецких марок.

2. Супруги проживают совместно. В случае совместного декларирования супругами, один из которых является гражданином страны- члена Европейского союза, обязательным условием является нахождение постоянного места жительства супругов либо в Германии, либо в стране — члене ЕС, резидентом которой является второй супруг.

3. Вышеперечисленные условия имели место к началу либо наступили в течение налогового периода, за который супруги подают совместную декларацию.

Обязательным условием права супругов совместного налогообложения является действительный брак супругов. Оба супруга должны представить в налоговый орган письменное согласие на совместное налогообложение.

При совместном налогообложении супругов объединяются все доходы, полученные каждым из супругов. Из объединенного валового дохода супругов вычитаются все расходы, вычеты и скидки, на которые по закону имеет право каждый из супругов. Полученный в результате этого общий налогооблагаемый доход супругов делится пополам между супругами. С каждой половины общего дохода исчисляется подоходный налог по прогрессивным ставкам, едиными для всех налогоплательщиков.

Совместное налогообложение супругов является отличительной чертой налогообложения в Германии.

Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. При формировании объекта налогообложения широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходы тех юридических лиц, дирекция которых или местонахождение располагается на территории ФРГ (юридическое лицо является налоговым резидентом ФРГ). Ограниченную налоговую повинность несут те юридические лица, которые получают доходы в ФРГ, но постоянное представительство имеют за ее пределами.

Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.

Проблема двойного налогообложения, возникающая повсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистого дохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германии посредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формировании налогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.

Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Гер-мании среди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый налог с оборота.

Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления.

Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах.

Схема исчисления этого налога построена так, что все товары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этим налогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных вычетов сумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общая ставка налогообложения, равная 16%, применяется к большинству оборотов товаров, услуг, сниженная ставка в размере 7% применяется к поставкам продукции личного потребления, ввозу и потреблению внутри ЕС почти всех продовольственных товаров (исключая напитки и обороты ресторанов), а также к услугам пассажирского транспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг.

Предварительные вычеты налога осуществляются лишь в том случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.

Ряд товаров и услуг освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет НДС. К другой группе освобожденных товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги врачей и представителей других лечебных профессий, услуги общества федерального страхования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставления кредитов и сдаче в аренду земельных участков и некоторые другие.

Промысловый налог в Германии относится к числу основных местных налогов.

По доходной составляющей промыслового налога под налогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, равная 0,5% от величины процентов за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми на длительный срок. Учитываются также убытки, полученные от деятельности других предприятий (при долевом участии в нем налогоплательщика).

Предусмотрен ряд вычетов: на сумму, равную 1,2% стоимости земельных участков, суммы прибыли, полученные от деятельности других предприятий, а также от деятельности заграничных филиалов. При наличии прошлых лет налогооблагаемая база уменьшается на их сумму.

Условия налогообложения по этой части налога дифференцированы по категориям налогоплательщиков.

Для персональных налогоплательщиков (физических лиц и товариществ) установлен необлагаемый минимум, на который уменьшается (в сумме 48000 ДМ) облагаемый доход. В новых землях (бывшая ГДР) он равен 84000 DM.

Для этой категории налогоплательщиков налог в части дохода рассчитывается по ставкам, дифференцированным в зависимости от размера облагаемого дохода:

1% для первых 24000 ДМ

2% для следующих 24000ДМ

3% для следующих 24000ДМ

4% для следующих 24000ДМ

5% для всех последующих.

Для остальных налогоплательщиков ставка промыслового налога в его доходной части равна 5%.

Вторая составляющая промыслового налога в качестве объекта обложения, как уже указывалось, была представлена капиталом. Налогооблагаемая база складывалась из стоимости собственного капитала налогоплательщика по балансу плюс 0,5 стоимости заемного капитала, в том случае, если его величина превышала 50000 ДМ плюс капитал необъявленных лиц (в Германии его называют тихим капиталом). Вычету подлежали: стоимость земельных участков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий, стоимость капитала в заграничных филиалах.

Для всех категорий налогоплательщиков был установлен одинаковый необлагаемый минимум равный 120000 ДМ. Ставка налогообложения была установлена одинаковая для всех категорий налогоплательщиков и равна 0,2%.

Окончательная сумма налога определяется путем умножения на ставку (тариф), устанавливаемую каждой землей самостоятельно.

Земельным налогом облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Взимание налога осуществляются общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины. Размер централизованной ставки дифференцирован по землепользователям, что получает формальное отражение в существовании двух видов земельного налога:

“А” — для предприятий сельского и лесного хозяйства;

“В” — для земельных участков вне зависимости от их принадлежности.

От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного назначения.

Величина налога зависит от ценности земли и размера ставки. Размер ставки по налогу “А” составляет 0,246%, по налогу “В” — 0,423%.

При окончательном расчете суммы налога существенное значение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6%), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. Так, например, в случае, если домом владеет одна семья, то при стоимости дома не более 75000 ДМ ставка составит 0,26%, а сверх 75000 ДМ — 0,35%. При наличие на земельном участке двухсемейного дома ставка составляет 0,31% (без дифференциации от стоимости сооружения). В остальных случаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35%.

У юридических лиц, плательщиков данного налога, разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли.

Важное место в налоговой системе Германии занимают поимущественные налоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70 тыс. ДМ. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30 тыс. ДМ в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он на три года получил инвалидность.

Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц — 1,0%.

Этот налог Германии похож на налог на имущество в России.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу вычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы. Так, не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности, сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов, западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общей суммы в 11 тыс. ДМ; по физическим лицам — страховки, пособия из фонда занятости населения и т.п. Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10 тыс. ДМ, украшения и предметы роскоши — 10 тыс. ДМ в совокупности, произведения искусств, коллекции — при стоимости выше 20 тыс. ДМ.

Налог на наследство и дарение взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества.

Акцизы в Германии, как и в России, в основном направляются в федеральный бюджет (кроме пива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральное топливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между работодателями и работником.

Дополнительные функции налогов

Подчас установление новых налогов в Германии преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще в начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена и экономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческая реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.

А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения.

Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются в машинах с катализаторами. Так “компенсировались” дополнительные расходы на внедрение катализаторов.

Заключение

Налоговые системы России и Германии имеют много схожего. Налоговая система федеративной Германии основана, как и российская, на принципе множественности налогов (их около 50 видов). В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. В России, как и в Германии, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты. Многие виды налогов Германии перекликаются с налогами России. Однако в германии насчитывается больше видов налогов, и большинство из них имеют свою специфику, приобретенную в ходе исторического процесса.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Существуют также некоторые особые налоги характерные только для Германии (налог на уксус и т.д.).

Однако в связи с реформированием налоговой системы России система налогообложения Германии представляет значительный интерес для российских законодателей. Детальное изучение налоговой системы Германии может послужить верной подспорой для совершенствования налоговой системы России.

Полное сравнение налоговых систем России и Германии.

Частное и публичное право

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.
Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Суть разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, – предмета правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170–228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается одновременно с частной собственностью». Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы – неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Различные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М.М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920 г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала «Правоведение» за 1992 г. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения, гражданское – область свободы и частной инициативы, Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон, выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.

Частное право есть право лично-свободное. В этих границах субъект может осуществлять его в любом направлении. Частно-правовая мотивация ставит только известный предел действию других мотивов (эгоистических, альтруистических и др.). Наоборот, публично-правовая мотивация сама указывает направление, в котором право должно осуществляться и исключать действие других мотивов.

Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в прикреплении их за определенными субъектами. Руководящую нить надо искать в содержании права и связывать ее с противоположностью частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного-единствен-ного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации.

В то же время М.М. Агарков подчеркивал тесную взаимосвязь двух рассматриваемых пластов права. Он писал, что история права даст нам различные примеры комбинаций публично-правового и частноправового элементов; соотношение того и другого зависит от хозяйственных условий и психологии данной эпохи. В современной литературе также отмечается, что в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения и институты.
М.М. Агарков пытался ставить вопрос об использовании частного права в новых послереволюционных условиях, указывая, что оно могло бы проявить себя в сфере реализации гражданами своих субъективных прав. Однако это оказалось невозможным. Советская правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как несовместимую с природой «социалистического строя», где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика.

Известна жесткая позиция В.И. Ленина, выраженная им в 1922 г. в письме к Д.И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное… Отсюда – расширить применение государственного вмешательства и «частноправовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры; применять к «гражданским правоотношениям» наше революционное правосознание, показывать систематически, упорно, настойчиво на ряде показательных процессов, как это надо делать… Через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтрибуналов и нарсудей, кои не учатся этому и по хотят понять этого»2.
В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что рассматриваемый институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании разумного баланса социальных интересов, более гибком опосредовании динамично развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида – договорное и корпоративное.

По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, на много опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право – это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.

В России принят новый Гражданский кодекс, который является «второй конституцией» – экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитый рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

Понятие и система частного права

Понятие и признаки частного права

Система права, регулируя разнообразные по своему содержанию общественные отношения, закономерно отличается неоднородностью собственных элементов и подсистем. При этом одной из наиболее крупных классификаций элементов системы права выступает его подразделения на публичное право, нормы которого закрепляют порядок организации и функционирования органов государственной власти и управления, и частное право, призванное упорядочить совокупность юридических предписаний, регулирующих и обеспечивающих отношения частных лиц.

Более детально, определение частного права в современной юридической доктрине формулируется следующим образом:

Определение 1

Частное право – элемент системы права, регулирующий имущественные и личные неимущественные отношения, между равными субъектами права (физическими и юридическими лицами), в условиях отсутствия публичной составляющей внутри складывающихся правоотношений.

В свою очередь, в числе признаков, характеризующих частное право можно выделять:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие и система частного права 490 руб.
  • Реферат Понятие и система частного права 240 руб.
  • Контрольная работа Понятие и система частного права 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Возникновение частноправовых отношений в связи со свободным волеизъявлением самих участников правоотношений, путем совершения двусторонних действий, приобретающих юридическую силу только в том случае, если они носят добровольный характер;
  • Участники отношений, регулируемых частным правом обладают равным объемом субъективных прав и не находятся между собой в субординационных отношениях;
  • Частноправовые отношения носят, так называемый, «горизонтальный» характер, то есть складываются вне связи с деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц, не санкционируются ими, а соответствующие субъекты правоотношений не находятся в каком-либо подчинении властным органам.

Принципы частного права

Давая характеристику частного права следует обратить внимание на то, что его важнейшей характеристикой традиционно признаются основные начала правового регулирования в соответствующей сфере – то есть принципы частного права. В числе таковых могут быть названы:

  1. Юридическое равенство субъектов частного права, выраженное в экономической независимости и самостоятельности. При этом необходимо помнить о том, что речь в данном случае идет исключительно о формально-юридическом, а не об объективно невозможном экономическом или фактическом равенстве.
  2. Осуществление реализации субъективных прав участников частноправовых отношений путем свободного волеизъявления. Существо данного принципа состоит в том, что в рассматриваемой сфере государство принципиально воздерживается от каких-либо форм непосредственного властного регулирования отношений, возлагая на себя исключительно функцию охраны свободно складывающихся частноправовых отношений.
  3. Широкое использование договорных способов регулирования отношений. Ввиду того, что для частного права характерна самостоятельность и независимость его субъектов, наиболее распространенным способом возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, традиционно выступает договор, то есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении соответствующих прав и обязанностей;
  4. Преобладание диспозитивных норм, предполагающих предоставление участникам правоотношений права самостоятельно определять характер и содержание собственных взаимоотношений, избирая наиболее целесообразные с точки зрения обеспечения их интересов и достижения желаемого результата вариантов поведения;
  5. Разрешение споров участников частноправовых отношений независимой стороной. В силу названных выше принципов самостоятельности и автономности субъектов частного права, в рамках рассматриваемой системы предполагается то, что возникающие по поводу существующих правоотношений споры должны рассматриваться и разрешаться по существу только теми органами, которые не находятся в какой-либо взаимосвязи с субъектами правоотношения, в том числе не связаны организационно-властными, личными, имущественными или иными отношениями. В этой связи, защита нарушенных прав в области частного права осуществляется посредством деятельности органов судебной системы, отправляющих правосудие на началах законности, справедливости, независимости судебной системы и т.д.

Система частного права

Определение 2

Система частного права – это упорядоченная совокупность норм, институтов, правовых отраслей и иных институтов, регулирующих частноправовых отношения, основанные на равенстве, автономии воли и независимости их участников

Говоря о системе частного права, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в рамках различных внутригосударственных правовых систем, вопрос об элементах, составляющих систему частного права, решает по-разному, исходя из фактических особенностей исторического и социально-экономического развития конкретных стран.

Так, например, в рамках классической континентальной системы права, элементами системы частного права традиционно выступают гражданское и торговое право. При этом следует обратить внимание на то, что торговое право, именуемое также коммерческим, призвано регламентировать сферу взаимодействия профессиональных участников предпринимательской деятельности, которая в свою очередь, как известно, признается одной из ключевых специальных сфер гражданского права.

В этой связи, учеными-юристами указывается на то, что в современных условиях торговое право не может признавать полноценной самостоятельной отраслью частного права, в том числе, в связи с отсутствием самостоятельной общей части торгового права, в связи с чем, возникает необходимость распространения на соответствующую сферу общих положений гражданского права.

Пример 1

Например, в Германии, вопрос о соотношении элементов частного права решен таким образом, что гражданское право признается, так называемым, «общим частным правом», а торговое право и трудовое право – области «специального частного права».