Рублевый эквивалент долларов США

Ночная служба доставки алкоголя как бизнес

С 1 января 2003 г. начал действовать закон, запрещающий продажу алкогольных напитков с 11 вечера до 8 утра по всей России. Пиво и другие напитки с низким содержанием алкоголя тоже запрещены. Кроме того, санкции за продажу спиртного несовершеннолетним стали жестче. С одной стороны всё это сильно ударило по бизнесу, с другой стороны можно начать своё небольшое дело в данном направлении. Как это сделать? Читайте нашу новую статью из коллекции «Бизнес идеи 2014 года».

Влияние запрета на общество

В некоторых странах мира, прибегнувших к подобному ограничению, употребление алкоголя значительно сократилось. Когда ужесточились правила реализации спиртного в Норвегии, то продажи снизились с 20 до 3 л. в год из расчета на человека.

Однако менталитет россиян отличается. Сразу после вступления запрета в силу люди испытывали замешательство, но предприимчивый русский ум быстро нашел способ извлечения выгоды из новых обстоятельств. Теперь каждый, кто желает выпить после 11 вечера, может заказать бутылку, которую доставят к нему домой. За такую роскошь придется переплатить, однако люди свершают покупку добровольно. Во всяком случае, потребность берет верх над желанием сэкономить.

В задачи «ночных продавцов» не входит забота о морали и здоровье клиентов, ведь мало ли, по каким причинам человеку в позднее время понадобилась бутылка шампанского?

Организация продаж в согласии с законом

Продажа алкогольных напитков в барах и ресторанах ночью допускается. Кроме того, закон не может запретить любому совершеннолетнему человеку купить бутылку и отвезти ее кому-нибудь. Эта схема уже достаточно популярна, причем не только в ночное время. С другой стороны, продать алкоголь после 11 вечера уже нельзя. Есть несколько лазеек, позволяющих обойти этот запрет.

Закон не запрещает:

1. Организовывать клубы.

2. Заключать агентские договора.

Можно учредить любой клуб по интересам: для ценителей некоторой марки сигарет, коллекционеров зажигалок или чашек с рисунками лошадей. Клиент вступает в клуб, а это можно сделать в любое время дня и ночи. Он осуществляет вступительный взнос и получает подарок – бутылку алкоголя. Это изящная, но хрупкая схема. В прокуратуре могут не понять всей оригинальности идеи и закрыть клуб.

Агентский договор – это акт, предусмотренный Гражданским кодексом. Суть: заказчик поручает агенту участвовать в сделках от своего имени. При телефонном разговоре клиент выражает желание заключить такой договор, и продавец становится агентом.

С учетом пожеланий клиента и совершенно легально, продавец (агент) покупает алкоголь в баре или ресторане. При покупке необходимо взять чек и отдать его клиенту вместе с бутылкой. Клиент ставит подпись на агентском отчете, в котором указывается, что агент выполнил свои обязательства в полной мере. Продавец чист: он исполнил заказ, претензии со стороны заказчика отсутствуют. Этот способ – менее затейливый и более надежный.

Это интересно: читайте наши другие статьи — «Бизнес-план бара», «Бизнес идея — пиво для спортсменов» и «Как открыть антикафе (тайм-кафе)».

Начало бизнеса

Для начала необходимо дать о себе знать людям, заинтересованным в услуге. Для этой цели подойдет реклама в интернете. Вероятно, потребуется создать сайт и представить на нем свои услуги вместе с расценками.

Первые заказы можно доставлять на личном транспорте. По мере развития, можно привлекать помощников. Очень важно помнить о срочности: клиент хочет получить заказ быстро, а конкуренция в нише уже существует. Нужно как можно раньше нанять курьеров, которые будут развозить алкоголь на своих машинах, мотоциклах или скутерах.

Стоимость доставки зависит от ценовой политики бара или ресторана, в котором производится закупка. Следует найти заведение, которое согласится продавать товар с хорошей скидкой.

Цена включает:

  • Стоимость продукции;
  • Расходы на транспорт;
  • Административные расходы;
  • Оплата услуг (прибыль).

Не следует обслуживать клиентов, которые не согласны платить установленную сумму.

Перспективы

Будущее бизнеса по продаже алкоголя ночью – неизвестно. Государство может прибегнуть к новым мерам, которые сделают его нелегальным. В таком случае придется закрыть бизнес или перейти на другие, разрешенные товары.

01 января 2019 года вступает в силу новый закон — Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В новом законе, в отличие от Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» существенно изменилось регулирование ведения садоводства и огородничества в индивидуальном порядке.

Если раньше садоводам – индивидуалам была посвящена лишь одна 8-я статья Закона № 66-ФЗ, а обо всем остальном приходилось договариваться или обращаться в суд, то теперь права садовода — индивидуала прописаны в новом законе более подробно.

Если садовод является членом товарищества и пока еще раздумывает, имеет ли смысл выходить из членов и какие наступят последствия в связи с выходом, то нужно изучить все, что предусматривает новый закон для садоводов-индивидуалов.

Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Указанные лица, указанные вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

По новому закону, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке обязаны вносить следующую плату:

— плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования,

— текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества,

— за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом, в порядке, установленном для уплаты взносов членами товарищества.

Суммарный ежегодный размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, по новому закону, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с Федеральным законом и уставом товарищества.

В случае невнесения садоводом- индивидуалом платы за пользование и содержание имущества, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.

Помимо обязанностей для садоводов-индивидуалов, новый закон наделяет их и дополнительными правами.

Так, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке с 01 января 2019 года получат право принимать участие в общем собрании членов товарищества.

По следующим вопросам, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, смогут принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества:

  1. Принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;
  2. Принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
  3. Принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
  4. Определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы;
  5. Утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы.

По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.

Кроме того, граждане, имеющие земельные участки на территории садоводческого товарищества, но не являющиеся его членами получат право обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены новым федеральным законом.

Граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке по новому закону получают право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные копии:

1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;

2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

6) финансово-экономического обоснования размера взносов;

7) иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Садоводческие и дачные объединения
Последние публикации в прессе (Все публикации)

  • Общий водопровод – за пределы участка

    6 Соток


  • Новый закон – новый устав

    6 Соток

  • «Соседи оттяпали кусок нашей земли. Что делать?»: решаем дачные споры

    Комсомольская правда

  • Верховный суд встал на защиту собственника, у которого хотели отобрать землю и дом

    Комсомольская правда

  • Как говорит закон: избрание председателя правления СНТ

    6 Соток

Правовое регулирование деятельности юридических лиц

Правосубъектность юридических лиц

Как уже говорилось, любой субъект права для участия в гражданском обороте должен обладать определенными качествами, как минимум, правоспособностью и дееспособностью. Прежде чем рассмотреть эти понятия и порядок их приобретения юридическим лицом, необходимо подробнее раскрыть содержание самого понятия «юридическое лицо». Из определения, которое сформулировано в ст.48 ГК РФ, и приводилось в первой главе настоящей работы следует, что юридическое лицо должно обладать необходимой совокупностью признаков. К числу таких признаков относятся:

  • 1. Организационное единство;
  • 2. Имущественная обособленность;
  • 3. Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
  • 4. Выступление от своего имени в гражданском обороте и при разрешении споров в суде;

Организационное единство юридического лица заключается в том, что оно способно выполнять определенные функции, действуя через свои органы управления и подразделения, которые составляют ее внутреннюю структуру. Структура юридического лица и его функции закрепляются в учредительных документах, где указываются наименование и место нахождения организации, порядок ее деятельности и управления, предмет и цели деятельности, компетенция органов управления и другие сведения, предусмотренные законом.

Учредительными документами юридического лица являются устав и учредительный договор. В большинстве случаев единственным учредительным документом является устав, иногда учредительный договор, а в обществе с ограниченной ответственностью предусматривается наличие и того и другого документа. Обычно устав, как более подробный документ принимается теми юридическими лицами, где смешанный состав учредителей (физические и юридические лица), либо где учредителями являются только физические лица (производственный кооператив). Учредительный договор заключается в том случае, если учредителями являются другие юридические лица или индивидуальные предприниматели (полное и коммандитное товарищество). В случае несогласованности положений устава и учредительного договора большую юридическую силу имеют положения устава. Некоторые организации, например, учреждения, могут действовать на основе общего (типового) положения об организациях такого вида.

Общие требования к содержанию учредительных документов устанавливаются ст.52 ГК РФ. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Некоммерческие организации и унитарные предприятия, в некоторых случаях, предусмотренных законом и коммерческие организации (например страховые) должны указать предмет и цели своей деятельности. Коммерческая организация, даже если это не требует закон, может самоограничить свою правоспособность, путем указания в учредительных документах исключительных видов или предмета своей деятельности.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.

В процессе деятельности юридического лица может возникнуть потребность в изменении учредительных документов. Законом устанавливается обязанность органов юридического лица проводить государственную регистрацию таких изменений. Для третьих лиц изменения в учредительных документах приобретают силу только с момента государственной регистрации, а учредители юридического лица не осуществившие государственную регистрацию изменений не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на отсутствие регистрации и действовать с учетом таких изменений. По общему правилу принимать решения об изменениях в учредительных документах могут высшие представительные органы юридического лица.

Имущественная обособленность представляет собой наличие у юридического лица имущества, принадлежащего ему на праве собственности или ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Первоначально имущество организации складывается из уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала), размер которого в обязательном порядке отражается в учредительных документах. Правовая природа уставного капитала заключается в том, что это минимальный размер имущества, который гарантирует требования кредиторов. Для некоторых видов юридических лиц его размер устанавливается законом. В последующем имущество организации формируется за счет ее деятельности и из других законных источников. Имущество юридического лица учитывается на отдельном бухгалтерском балансе или в смете его расходов. Отдельный баланс, как правило, имеют коммерческие организации, а смету некоммерческие организации.

Помимо того, что имущественная обособленность юридического лица позволяет ему самостоятельно участвовать в имущественном обороте, с ней неразрывно связана его самостоятельная имущественная ответственность. Обособление имущества служит основой для уверенности кредиторов юридического лица, что в случае неисполнения обязательства взыскание может быть обращено на это обособленное имущество. Организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом и именно в этом заключается смысл обособления имущества. Учредители и участники по общему правилу не отвечают по долгам юридического лица, но даже если такая ответственность в ряде случаев устанавливается законом, она наступает только в случае отсутствия или недостатка имущества организации, т.е. носит субсидиарный характер или вообще может быть ограничена по размеру.

Одним из признаков самостоятельности юридического лица является предоставленная ему законом возможность выступать в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Содержание понятия «имя юридического лица» включает в себя его наименование, указанное в учредительных документах, включающее в себя указание на организационно-правовую форму, а случаев и на вид деятельности (например, биржа, банк, общество защиты прав потребителей и т.д.). Основная цель обособления имени организации — индивидуализация юридического лица.

Наименование коммерческого юридического лица известно как фирма (фирменное наименование). Она регистрируется вместе с регистрацией юридического лица и заносится в государственный реестр. Право на фирму является личным и носит абсолютный характер, поэтому использование фирменного наименования другими лицами запрещается, под угрозой того, что обладатель фирмы может потребовать возмещения убытков при незаконном использовании его фирменного наименования. Фирма коммерческой организации охватывает и указание на организационно-правовую форму, поэтому вполне возможно участие в гражданском обороте организаций с одинаковым названием, но в разных организационно-правовых формах (например, ООО «Престиж» и АО «Престиж»).

Другими составляющими правового статуса юридического лица служат его место нахождения (юридический адрес) и иные средства индивидуализации. Юридический адрес организации обычно определяется местом государственной регистрации, но может определяться местом нахождения его органов или основным местом деятельности. Для индивидуализации коммерческого юридического лица, а точнее его товаров и услуг могут служить товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Указанные средства индивидуализации позволяют более четко идентифицировать юридическое лицо и принадлежность ему конкретных субъективных прав и обязанностей.

Следует отметить, что при наличии всех признаков юридического лица, полноценный статус оно получает только после государственной регистрации.

Для полноценного участия в гражданском обороте любое лицо, в том числе и юридическое должно обладать правоспособностью и дееспособностью. У юридического лица разграничение этих понятий не играет столь существенного значения, поскольку они возникают одновременно в момент государственной регистрации и прекращаются при ликвидации организации. Более существенное значение имеет различие правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций.

По общему правилу, коммерческие организации обладают общей (универсальной) правоспособностью, которая заключается в том, что они могут заниматься любыми видами деятельности не запрещенными законом. Исключением среди них являются унитарные предприятия, правоспособность которых является ограниченной и лимитируется теми видами деятельности, которые указаны в учредительных документах собственником имущества. В ряде случаев правоспособность коммерческого юридического лица может быть ограничена на основании закона, если они собираются осуществлять вид деятельности подлежащий лицензированию. В этом случае организация должна получить в установленном законом порядке лицензию, позволяющую заниматься этим видом деятельности. Кроме того, закон позволяет коммерческим организациям ограничить свою правоспособность, путем указания в учредительных документов исключительных видов деятельности, которыми может заниматься юридическое лицо.

Не нашло отражение в законодательстве и мнение сторонников органической теории юридического лица о том, что правоспособность естественное право юридического лица, возникающее с момента его создания. Правоспособностью юридическое лицо наделяется в силу закона и им же может ограничиваться. Одним из примеров ограничения правоспособности коммерческого юридического лица может служить лицензирование предпринимательской деятельности организации.

Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Лицензирование предусматривает:

выдачу лицензии;

надзор за соблюдением лицензиатом условий лицензии;

приостановление и аннулирование лицензии.

Лицензия это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности.

Правовая основа лицензирования основывается на нормах ст.49 ГК РФ и Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 №128-ФЗ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов федерации (лицензионная палата). Права органа выдавшего лицензию:

проверять деятельность лицензиата;

запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе объяснения лицензиата на замечания, лицензирующего органа;

составлять акты с указанием конкретных нарушений;

выносить решения обязывающие устранить эти нарушения;

устанавливать сроки устранения указанных лицензирующим органом нарушений;

выносить предупреждения лицензиату.

Переоформлять и возобновлять действие лицензий;

Аннулирование лицензий, в случаях предусмотренных законом.

Лицензия, выданная федеральным государственным органом РФ, действует на территории всей РФ, а органом субъекта РФ, только на его территории. На территории иных субъектов РФ она может осуществляться при условии уведомления соответствующего лицензирующего органа субъекта РФ.

Перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законом о лицензировании, а также иными федеральными законами.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях:

выявления контролирующими органами нарушения лицензионных требований которые могут повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности. Приостановление может быть произведено только по этим фактам.

невыполнение требований по устранению нарушений.

Решение о приостановлении лицензии может быть обжаловано в суд. Срок для устранения недостатков не может превышать 6 месяцев. Если нарушения в этот срок не устранены, то лицензирующий орган должен обратится в суд с требованием об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется (теряет силу) -в административном порядке:

в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3-х месяцев после получения уведомления;

с момента ликвидации юридического лица или прекращения свидетельства индивидуального предпринимателя;

с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования:

в судебном порядке:

при обнаружении недостоверных или искаженных данных в документах для ее получения;

при неоднократном или грубом нарушении лицензионных требований;

выявление незаконности выдачи лицензии.

С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган или иной компетентный государственный или муниципальный орган. Одновременно с подачей заявления в суд может приостанавливаться действие лицензии.

Если осуществлением деятельности без лицензии причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо это сопряжено с извлечением крупных доходов (200 МРОТ для граждан, 500 МРОТ для юридических лиц) может наступить ответственность по ст.171 УК РФ.

Ограниченной (целевой) правоспособностью обладают некоммерческие организации, которые могут заниматься только видами деятельности, указанными в учредительных документах. В ряде случаев на основании прямо указания закона может быть установлена целевая правоспособность и для иных, кроме унитарных предприятий коммерческих организаций, например, страховых компаний и банков.

Если наделение юридического лица правоспособностью, как общей посылкой, не вызывает значительных споров, то обладание юридическим лицом дееспособностью — спорный вопрос в юридической науке. Некоторые ученые считают, что это понятие вообще неприменимо к юридическому лицу. Однако в настоящее время преобладает другая точка зрения, согласно которой и правоспособность и дееспособность юридических лиц реализуется через их органы, которые и выступают в гражданском обороте от его имени.

Органы юридического лица могут быть единоличными и коллегиальными. Коллегиальные (представительные) органы, как правило, создаются в организациях основанных на членстве и высшим органом такой организации является общее собрание ее членов (учредителей). В организации могут создаваться и другие коллегиальные органы (совет директоров), том числе и исполнительные (дирекция, правление), которые назначаются или избираются представительными органами. В любом случае из состава коллегиального исполнительного органа должен выделяться единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), так как именно он является законным представителем юридического лица, который без доверенности может представлять интересы юридического лица.

Менее четко можно провести классификацию органов юридического лица по волевому критерию. Принято считать, что коллегиальные органы (общие собрания, совет директоров и т.д.) формируют волю юридического лица. Исполнительные же органы, выражают ее вовне, доводят до сведения третьих лиц, т.е. являются волеизъявляющими. Представляется, что это несколько упрощенный подход, так как исполнительные органы тоже участвуют в формировании воли организации, но их компетенция в этом вопросе может ограничиваться законом и учредительными документами. Несоблюдение этих правил может повлечь недействительность сделок, совершенных исполнительным органом (например, крупных и заинтересованных), однако чаще всего такая сделка признается оспоримой, а ее недействительность наступает только в том случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о том, что исполнительный орган в за пределы своих полномочий.

В ряде случаев, например в унитарных предприятиях, учреждениях коллегиальных органов вообще не создается, а единоличный руководитель такой организации одновременно формирует и изъявляет волю юридического лица, в пределах полномочий, которые предоставлены ему собственником.

Имеет свои особенности и деликтоспособность юридического лица. Помимо общего правила, устанавливающего самостоятельную ответственность организации по обязательствам всем своим имуществом. В ряде случаев может наступить ответственность по обязательствам ее учредителей. Кроме того, юридическое лицо отвечает за действия своих наемных работников, совершенных в пределах своих полномочий в период выполнения трудовых обязанностей.

В юридической литературе понятия правоспособности, дееспособности, то есть набор прав и обязанностей организации, а также другие признаки правового статуса юридического лица, объединяют в одно понятие — правосубъектность юридического лица. Если ранее говорилось, что правоспособность коммерческих юридических лиц общая, а некоммерческих специальная, то правосубъектность любого юридического лица является специальной. Именно по правовому статусу, соотношению прав и обязанностей принадлежащих организации проводят различия организационно-правовых форм юридического лица.

Установление аутентичности текста договора.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6

Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности.

Аутентичность текста договора – данный текст является подлинным и достоверным.

Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969г., «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

В настоящее время принимаются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров:

1. парафирование;

2. включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят;

3. включение текста договора в резолюцию международной организации;

4. другая согласованная процедура.

Подписание (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующем государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители государства подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая станица текста договора. После парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными.

Способы выражения согласия на обязательность договора.

Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов международного права на обязательность договора. Статьи 11 Венской конвенции 1969 и 1986 года установили следующие способы выражения согласия на обязательность договора:

1. подписание договора

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.

Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, которые пишутся справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне.

Под многосторонним договором подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.

2. обмен документами, образующими договор

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания.

3. ратификация договора

В соответствии с Венскими конвенциями ратификация – это международный акт. Однако ратификация одновременно является институтом внутреннего права государств, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров.

Ратификация материально воплощается в двух различных аспектах:

1. международном – путем принятия ратификационной грамоты;

2. внутригосударственном – путем принятия национального нормативного акта (закона, указа и т.п.).

К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

По соглашению сторон международный договор ратифицируется либо со всеми приложениями, либо без них, о чем указывается в ратификационной грамоте.

Структура ратификационной грамоты состоит из трех частей:

1) вводной части – в ней указывается дата ратификации, ее место, орган, осуществляющий ратификацию, составители грамоты;

2) основной части – в ней содержится полный текст международного договора;

3) заключительной части, которая собственно и содержит обязательство неуклонно, в полном объеме, честно и добросовестно выполнять условия договора.

4. его принятие

5. утверждение присоединение к нему или другой любой способ, о котором установились стороны.

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания.

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору (ст. 15 Венской конвенции 1969 или 1986г.). Ни одна из Венских конвенций не раскрывает понятие присоединения. Между тем международная практика выработала в этом отношении определенные правила. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Присоединиться может как государство, которое не принимало участие в подготовке текста договора и его принятии, так и государство, которое даже подписало договор, но не выразило его согласия на обязательность до его вступления в силу. Присоединение может осуществляться, например, путем ратификации, принятия, утверждения или подписании протокола о присоединении.

Ратификация, принятие, утверждение и присоединение как международные акты означают необходимость обмена соответствующими документами, их депонирования или уведомления о принятии таких актов. При этом ратификация оформляется в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение – в виде нот, писем и других документов.

Вступление договора в силу зависит от нескольких обстоятельств.

Международный договор, не подлежащий ратификации, вступает в силу сразу же после его подписания. При заключении двусторонних договоров, подлежащих ратификации, — итогом такого действия является подготовка ратификационной грамоты, которую подписывает глава парламента за скрепкой (подписью) министра иностранных дел – договор вступает в силу после обмена контрагентами ратификационными грамотами. При ратификации многостороннего международного договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию.

Заключение многостороннего договора обуславливает необходимость назначения для депозитария для хранения подлинника договора и всех связанных с ним документов. В соответствии со ст. 76 Венской конвенции 1969г. и ст. 77 Венской конвенции 1986г. в качестве депозитария может быть назначено одно или нескольких государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов является Генеральный секретарь ООН.

Любой из участников договора имеет право на оговорку.

Оговорка – это одностороннее заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединения к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка одного участника договора не изменяет положений договора для остальных участников в отношении между ним.

Оговорки встречаются только в многостороннем договоре. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.