Ринат минибаев

Решение об одобрении крупной сделки: что это такое, в каких случаях требуется и как его подготовить?

В статье расскажем, что такое крупная сделка, в каких случаях требуется решение об одобрении крупной сделки, а также, на что нужно обратить внимание при подготовке документа.

«Крупная сделка», «решение об одобрении крупной сделки» — раскрываем понятия

Что такое крупная сделка?

Крупной является сделка по приобретению/отчуждению имущества, стоимостью не менее 25% для АО и ООО, (не менее 10% для бюджетных учреждений, не менее 5 млн. рублей для унитарных предприятий) от балансовой стоимости активов организации. Денежный лимит активов формируют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст.46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для такой сделки есть два главных критерия:

— крупной может считаться не только одна конкретная закупка, но и несколько связанных между собой.

— денежные границы могут быть ниже, если данное условие указано в учредительных документах организации.

Сделки не будут считаться крупными, если, совершаются в ходе рядовой хозяйственной деятельности предприятия.

Что такое решение об одобрении крупной сделки?

Этот документ необходимо прикладывать в том случае, если этого требует законодательство РФ или учредительная документация исполнителя. При этом оценивается не только стоимость сделки, но и сумма обеспечения заявки, либо контракта.

Важный момент! Иными словами Заказчик должен быть уверен, что у участника закупки хватит сил и финансов выполнить дорогостоящий контракт, а также, что его выполнение не приведет госконтракт к срыву, а исполнителя – к банкротству.

В обычной деятельности предприятия Решение не требуется:

— если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст.78 208-ФЗ).

— для ИП, т.к. физлицо не должно одобрять свои сделки.

Для участия в госзакупках юрлицам всегда необходимо подавать Решение, а от ИП данный документ не требуется. В коммерческих закупках — только если такое требование установлено заказчиком. Но заказчики в коммерческих процедурах редко требуют этот документ от участников.

Одобрение крупной сделки в госзакупках

Все участники закупок проходят регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). При регистрации Решение прикладывается к заявлению. Но между ЕИС и площадками (ЭТП) случаются сбои в работе, поэтому рекомендуется дублировать решение во второй части заявки.

До 2019 г. все участники аккредитовывались отдельно на каждой ЭТП. Площадки самостоятельно проверяли подаваемую документацию. Если Решение было составлено с ошибками, то заявление отклонялось, а участник исправлял указанную оператором ЭТП ошибку и подавал заявку на аккредитацию повторно.

В 2019 г. участники должны были пройти регистрацию в ЕИС, после чего производилась автоматическая авторизация на всех ЭТП. Если в Решении допущена ошибка то это выяснится не на этапе регистрации в ЕИС, а когда заявку отклонят по итогам рассмотрения 2-й части заявки. Поэтому к подготовке всех документов следует отнестись очень серьезно.

Как подготовить решение об одобрении крупной сделки?

Решение об одобрении крупной сделки не имеет типовой формы. Поставщик может разработать бланк самостоятельно, но необходимо обязательно указать следующую информацию (ч.3 ст.46 14-ФЗ):

  • лицо, являющееся стороной сделки и выгодоприобретателем;
  • максимальный денежный лимит сделки;
  • предмет сделки;
  • иные существенные условия.

Выгодоприобретатель не указывается:

— если контракт заключается по итогам торгов;

— если при формировании документа его нельзя определить.

Такое согласие учредителей заверяется нотариально, либо способами, утвержденными ст. 67.1 ГК РФ.

Решение об одобрении крупной сделки составляется от имени учредителей. В тексте указывается информация о времени, месте и участниках собрания, результатах голосования по разделам повестки дня (ч.4 ст.181.2 ГК РФ). Вносятся данные о лицах, подсчитывавших голоса, и об участниках, голосовавших против одобрения соглашения (по их личному требованию).

Правила подготовки Решения

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается собранием участников общества. Если общество — это единственный участник, то Решение он принимает единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям ст. 181.2 Гражданского Кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два пути утверждения протокола: нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 ст.181.2 Гражданского Кодекса РФ.

В Решении должна быть формулировка: «В соответствии с частью 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

  1. К каждой отдельной сделке должна применяться своя сумма, а не ко всем сделкам организации.
  1. В Решении обязательно должен быть срок его действия. Если его нет, то документы будут действительны в течение одного года. Об этом следует помнить, т.к. заказчики часто отклоняют заявку на этом основании.
  2. Сумма в Решении указывается цифрами и прописью, желательно с запасом, чтобы не переделывать документ каждый раз.
  3. В 2019 г. все закупки по 44-ФЗ приобрели электронную форму, поэтому следует добавить в Решение все закупки, а не только электронные аукционы.

Чтобы специально сформированная комиссия рассмотрела вопрос об одобрении необходимо подготовить заявку со следующими сведениями (форму заявки утверждает представитель организации):

  1. Предмет, цель, вид и сумма (обязательны все пункты).
  2. Планируемая дата заключения одной или нескольких связанных между собой сделок.
  3. Сроки выполнения обязательств по контракту или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования и сопутствующие расходы по проведению работ.
  5. Обеспечение, если таковое условие прописано в контракте.
  6. Список объектов имущества, которые будут внесены в качестве залога. Указывается балансовая стоимость этого имущества на отчетную дату.
  7. Алгоритм выбора контрагента или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам.
  8. Наименование и реквизиты контрагента, который указывается в заявке на основании сведений о проведенном анализе рынка.
  9. Прочие требования по контракту, если они в нем указаны.
  10. Полный объем кредиторской и дебиторской задолженности на момент составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и другим платежам в бюджет.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетной организации на последнюю отчетную дату.

Заявка должна подписывается руководителем бюджетного учреждения, а также главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом. На готовом документе ставится гербовая печать организации.

Вместе с заявкой учреждение предоставляет следующие сопроводительные бумаги:

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного по результатам мониторинга рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3-х месяцев с даты утверждения отчета).

Все полученные документы рассматриваются комиссией в течение 30 дней. Комиссия может запросить дополнительные сведения и обоснования для подтверждения обстоятельств и условий.

Важный момент! Руководитель учреждения несет ответственность за проведение крупной сделки с нарушением порядка, утвержденного для подведомственных ему учреждений. На основании таких нарушений сделка может быть признана недействительной.

Например, организация заключила договор на поставку техники на сумму 10 млн. руб. а балансовая стоимость активов — 20 млн. руб., то учредитель вправе признать договор недействительным. То есть мы видим, что учреждение может самостоятельно признать сделку недействительной в данном случае. Согласно действующему законодательству, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, денежные средства и имущество, переданные при выполнении обязательств.

На что стоит обратить внимание?

  1. В настоящее время Решение об одобрении или о совершении крупной сделки требуется в составе заявок на участие в конкурсах, закрытом аукционе и электронном аукционе.
  2. Решение прикладывается к заявлению при регистрации в ЕИС. Однако учитывая возможные сбои по передаче информации между ЕИС и площадками, рекомендуем дополнительно прикладывать это Решение в составе второй части заявки.
  3. Одобрение крупных сделок происходит согласно законодательству РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.), а также по правилам, указанным в Уставе участника. В иных случаях этим занимается лицо, уполномоченное на получение аккредитации в ЕИС. В ООО одобрением занимается общее собрание, либо совет директоров.
  1. В Постановлении Пленума Верховного суда №27 от 26.06.2018 г. рассматриваются ключевые споры по факту одобрения крупных сделок и соглашений, в соглашении которых стороны проявили заинтересованность.
  2. В одобрении нужно указывать срок действия. Если он отсутствует, то Решение действует один год с момента принятия. За просроченное решение заказчик вправе отклонить исполнителя (согласно определению Верховного Суда № 310-ЭС19-1603 от 25.03.2019 г.).

России нужно 150 тысяч налоговых консультантов

Профессия «налоговый консультант» для нашей страны достаточно новая. Немногие вузы на данный момент способны подготовить квалифицированных профессионалов в этой области. С вопросами о подготовке и работе налоговых консультантов мы обратились к президенту Палаты налоговых консультантов, доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, государственному советнику налоговой службы I ранга Дмитрию Чернику.

— Дмитрий Георгиевич, расскажите о налоговой системе в России.

— Налоговая система в России сравнительно новая, она существует с 1992 года. Раньше, в царской России была стройная и четкая налоговая система, но в 1917 году она была разрушена, и только в 1991 году ее начали воссоздавать. Современная налоговая система со всеми многочисленными изменениями действует с 1992 года. Налоговое законодательство очень сложное не только в России, но и во всех странах мира — это естественно. Дополнительная сложность российского налогового законодательства связана с тем, что его становление совпало с изменением общественного строя в России. Проще говоря, в 1992 году в России началась реставрация капитализма. Поэтому у нас одновременно идут становление и развитие налоговой системы и крупные изменения в экономике и строе страны вообще. В силу этого последние 16-17 лет мы живем в условиях непрерывной налоговой реформы: изменения, дополнения, введение одних налогов, отмена других, изменение порядка исчисления налогов и так далее.

— Трудно быть налоговым консультантом в нашей стране?

— В принципе, профессия налогового консультанта такая же, как профессия бухгалтера или филолога. Но если в западных странах эта профессия существует лет сто, а то и двести, то у нас квалифицированных специалистов лет 10-15 назад не было вообще. Плюс все та же специфика переходного периода. Сколько он еще продлится? Я думаю, те, кто устраивал нам этот «переход», предполагали управиться за два-три года, но поскольку мы с самого начала пошли весьма неверными дорогами, наша экономическая реформа буксует, и налоговая реформа будет проходить еще лет десять. К 2020 году, может быть, что-то стабилизируется, а пока в развитии налоговой системы мы идем методом проб и ошибок.

— Когда и каким образом появилась Палата налоговых консультантов?

— Если система налогообложения у нас возникла в 90-92 годах, то налоговые консультанты появились намного позже. По сути дела, налоговое консультирование начало развиваться в нашей стране где-то с 2001 года. Сначала налоговые консультанты потребовались государству, и была создана Государственная налоговая служба РФ, которая затем преобразовалась в Министерство по налоговым сборам. Потом потребовались люди, специализирующиеся исключительно на консультативной помощи организациям и физическим лицам. В 2002 году была зарегистрирована Палата налоговых консультантов. Ее основателями стали РосНОУ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московский социально-экономический институт, ГУУ и Научно-методологический центр при Министерстве по налоговым сборам.

— Каковы основные задачи Палаты?

— В первую очередь, это становление и развитие налогового консультирования в России. Во-вторых, координация деятельности по подотовке, переподготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, практическая помощь специалистам в этой сфере, обеспечение информационной связи между ними. Палата имеет свой печатный орган, проводит круглые столы, конференции, международные семинары. В 2008 году Палата стала членом-наблюдателем Европейской конфедерации налоговых консультантов. И третья ее задача заключается в обобщении предложений о том, в какую сторону должна двигаться налоговая реформа. Так как вокруг Палаты объединены квалифицированные специалисты в области налогооблажения, мы критически оцениваем существующие законопроекты, вносим свои предложения. Часто налоговому консультанту тяжело пробиться в какие-то государственные органы, поэтому мы контактируем с министерствами финансов и экономического развития, Налоговой службой, Госдумой, Советом Федерации, доводим наши идеи до высших законодательных и исполнительных органов власти.

— Какое образование необходимо получить человеку, чтобы стать налоговым консультантом?

— Налоговый консультант должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Это профессия, которая объединяет две специальности, поэтому мы определили, что налоговым консультантом может быть человек с высшим экономическим или юридическим образованием, который несколько лет проработал по специальности. После этого он уже может пройти обучение по программе подготовки налоговых консультантов, сдать экзамены и получить аттестат Палаты.

— Какие требования Палата предъявляет вузам, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации налоговых консультантов?

— У нас существует такой порядок: вузы, которые хотят выдавать аттестат Палаты налоговых консультантов, должны аккредитоваться. Мы очень строго подходим к отбору тех, кто аккредитуется. В прошлом году было 96 аккредитованных вузов, в этом — 85 (около 30 в Москве, остальные — за ее пределами). Мы сочли работу ряда вузов в последние два-три года неудовлетворительной, подготовку не очень хорошей и лишили их аккредитации. Нам важно не увеличивать количество вузов, а повышать качество обучения.

— А есть вузы, которые можно было бы привести в пример?

Активнейшим образом готовит налоговых консультантов РосНОУ, могу также выделить Воронежский государственной университет, Приморский государственный университет, Московский социально-экономический институт, Государственный университет управления и целый ряд институтов и университетов на бескрайних просторах Сибири.

— Можно ли стать налоговым консультантом, минуя Палату?

— Очень важно, чтобы обучение налоговых консультантов велось по одним программам — и в Москве, и в Петербурге, и в Южно-Сахалинске, и в Калининграде. Это главная цель Палаты. Именно для того, чтобы обеспечить эту единую систему, стандартизировать подготовку, программы обучения разрабатываются и утверждаются Палатой, которая имеет для этого общественный орган — УМ Совет, объединяющий ведущих специалистов, ученых, практиков. В наших программах обучения своевременно учитываются изменения налогового законодательства. Программы, не утвержденные Палатой, просто не принимаются во внимание, и мы не считаем людей, которые подготовились по каким-то другим программам, налоговыми консультантами.

— Палата сама экзаменует кандидатов в налоговые консультанты?

Да, экзамен проводит Палата. Состав комиссии согласовывается с Палатой, председатель и ответственный секретарь экзаменационной комиссии назначаются Палатой, билеты, задания разрабатываются в Палате. Представители Палаты вскрывают запечатанный пакет с экзаменационными билетами на глазах группы и членов комиссии. Это позволяет обеспечить единую систему подготовки на всей территории России.

— В связи с постоянными изменениями налогового законодательства как часто налоговым консультантам приходится переучиваться?

— Аттестат Палаты выдается на два года. По истечении этого периода налоговый консультант, если он хочет продолжать свою деятельность, должен подтвердить квалификацию. Здесь есть несколько способов.

Первый — классический: прийти в Палату или в одно из аккредитованных учебных заведений, прослушать лекции, поработать на семинарах, сдать экзамены (72-часовая программа).

Второй путь — в Москве существует Центр налогового консультирования и стажировки, где консультант, подтверждающий свое звание, сидит и принимает население, любого, кто зашел. А рядом сидит консультант-наставник (преподаватель) и контролирует, насколько испытуемый правильно беседует, дает советы и консультации. Только при крайней необходимости наставник вмешивается. Отработав 72 часа по такой программе, консультант подтверждает свою квалификацию.

Третий способ — мы засчитываем научные публикации. Если человек предоставляет несколько крупных научных публикаций в солидных изданиях в области налогообложения, то мы подтверждаем ему звание консультанта. И так каждые два года.

Подтверждение квалификации может проходить также и в форме зачета ситуаций. Налоговый консультант направляет в Палату не менее 30 ситуаций, Палата проводит их экспертизу и принимает решение о зачете или отказе в зачете предоставленных ситуаций.

— Не планируется ли уменьшить или увеличить срок действия аттестата Палаты?

— Пока нет, планируется другое. Возможно, будет введена категорийность, наподобие классных чинов в налоговой службе. Например, если вы работаете первый год, вы — консультант третьей категории, два раза вы продлили аттестат, успешно работаете — повышаете свою классность, переходите из третьего класса во второй, потом из второго в первый. Этот вопрос сейчас в стадии проработки. Увеличение срока действия аттестата будет возможно только тогда, когда стабилизируется налоговое законодательство.

— Как вы относитесь к подготовке специалистов за рубежом?

— За рубежом уровень образования гораздо ниже нашего. Передовой опыт мы перенимаем: проводим международные симпозиумы, приглашаем высококлассных специалистов из-за границы, но только для обмена опытом, ни в коем случае не для обучения наших консультантов. Я не видел ни одного иностранца, который знал бы российское законодательство. Нет в мире человека, который может нас учить. В России работают четыре крупных аудиторских компаний, действующие по всему миру, — такого количества ошибок, как у них, по-моему, нет ни у одной российской компании.

— Нужно ли законодательно регулировать деятельность налоговых консультантов?

— Особой необходимости в этом, на мой взгляд, нет, хотя такой закон готовится. Но прежде, чем вырабатывать концепцию закона, необходимо устранить множество неясностей. Например, налоговый консультант — это кто? Свободный специалист, типа частного врача или адвоката, или предприниматель? Можно найти достаточно аргументов и в защиту того, что это свободная профессия, и того, что это предпринимательская деятельность. Кроме того, налоговый консультант чаще всего работает не сам по себе, обычно он — сотрудник какой-то компании. Этот вопрос очень сложный, и мы над ним будем работать не спеша, а не по сиюминутному требованию масс.

— Каков статус такого специалиста, как налоговый консультант?

— Статус специалиста, на мой взгляд, определяет рынок. Вы можете ему медаль выдать и высшую категорию назначить, но если клиент им не доволен, ничего не поможет.

— А степень ответственности за работу?

— Понимаете, это все сказки. Степень ответственности определяется договором. Мы вошли в рыночные отношения и до сих пор этого не поняли. Эти вещи регулирует рынок. Например, вы договорились, что обслуживаете предприятие, оно вам платит, а налоговая инспекция предприятие штрафует. Если по договору ответственность за такое развитие событий лежит на вас, то штраф ложится на вас. Оштрафовали на 10 миллионов, вы платите их сами, но только стоимость услуг налогового консультанта в этом случае будет составлять 15 миллионов. В России, по крайней мере, все определяется договором, будь то лица физические или юридические.

— А существует ли практика страхования рисков?

— Обязательно. Любой налоговый консультант может обратиться в страховую компанию. Деятельность аудиторских, консалтинговых компаний страхуется. Если консультант работает на свой страх и риск один, он тоже, как правило, страхуется. Страховая компания непременно является участником этого процесса.

— Хватает ли нашей стране специалистов в сфере налогового консультирования?

— На данный момент количество обученных специалистов — свыше семи тысяч, продливших квалификационный аттестат — свыше двух с половиной тысяч. В таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Австралия соотношение «налоговый инспектор — налоговый консультант» примерно 10/11. В России примерно 142 тысячи налоговых инспекторов, то есть потребность в налоговых консультантах — 155 тысяч, а реально есть семь тысяч. Так что эта профессия в нашей стране очень перспективная.

Анна БЕЛЯКОВА

Ринат Миннебаев «Геоглифы»

«Геоглиф — нанесённый на землю геометрический или фигурный узор; многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха» (Wikipedia)

«Геоглифы» Рината Миннебаева выполнены в технике невысокого рельефа с использованием бумажной массы и натуральных красителей (глина, мел, охра). С документальных аэрофотоснимков воссозданы карты крупных городов мира: сегодняшних мегаполисов и столиц погибших цивилизаций.

Проект «Геоглифы»—это не «альтернативное будущее», это настоящее мегаполисов планеты Земля. Ур, Мерв, Пекин, Барселона, Нью-Йорк, Москва и другие живые и мертвые города образуют на поверхности планеты сложные геометрические узоры. Память города как годовые кольца концентрируется в невысокий рельеф из глины, камня и бетона, практически вечный в сравнении с его жителями—людьми, котами, голубями и тараканами.

Город как планетарное образование не нуждается в людях. Когда-нибудь, когда вся история человечества забудется как пустой звук, на поверхности Земли останутся только спрессованные структуры рвов и холмов: отпечатки великих городов прошлого, гигантские геоглифы. Уже сегодня мы можем их видеть на рельефах Рината Миннебаева.

Ринат Миннебаев, 1964
Лауреат Государственной молодежной премии Республики Башкортостан им. Ш. Бабича (1998), Заслуженный художник Республики Башкортостан (2006), Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010)