Решение суда о выплате алиментов

Решение суда о взыскании алиментов

Энциклопедия МИП » Семейное право » Алименты » Решение суда о взыскании алиментов

Выправить ситуацию и гарантировать ребенку право на материальное обеспечение со стороны нерадивого родителя, а уже нетрудоспособным родителям со стороны их взрослых детей, призвано решение суда о взыскании алиментов.

Большинство родителей добровольно участвуют в воспитании и материальном обеспечении своих детей, даже будучи в разводе. Однако из любого правила есть исключение, и некоторые несознательные родители, оформив развод, напрочь забывают о существовании своей прежней семьи и детях, а также о своих обязанностях по их содержанию. Аналогичная ситуация имеет место по отношению к взрослым детям, которые не считают своим долгом содержать в старости своих родителей. Выправить ситуацию и гарантировать ребенку право на материальное обеспечение со стороны нерадивого родителя, а уже нетрудоспособным родителям со стороны их взрослых детей, призвано решение суда о взыскании алиментов.

Решение суда о взыскании алиментов – это возможность восстановить права ребенка, которые были нарушены по причине не выполнения родителем его обязанностей. Причем подать заявление на алименты может супруг, состоящий в браке со вторым родителем ребенка, если тот не вкладывает денежные средства в его обеспечение. Решение суда о взыскании алиментов может приниматься, и если супруги не состояли в браке.

В полномочия судебных органов также входит возможность принять решение суда об изменении способа взыскания алиментов.

Члены семьи, имеющие право на алименты

Круг лиц, которым принадлежит право обратиться за судебной защитой детей в части алиментных обязательств родителей ограничен и включает:

  • Ребенка;
  • Родителей;
  • Братьев или сестер;
  • Дедушек и бабушек;
  • Супруги, в том числе бывшие муж и жена;
  • Внуки;
  • Отчим или мачеха;
  • Лица, которые осуществляют фактическое воспитание ребенка.

Порядок взыскания алиментов в случаях, исключающих их судебное присуждение

Если имело место заключение соглашения об алиментах, то обращение в судебные органы не требуется. В таком случае предусмотрен бесспорный порядок принудительного исполнения алиментных обязательств.

Алиментополучатель должен идти с соглашением напрямую либо к администрации предприятия, учреждения, организации, с которой в трудовых отношениях состоит алиментоплательщик, либо к территориальному судебному приставу.

Территориальность определяется местом жительства неплательщика алиментов. Кроме того, претендент на алименты может одновременно подать судебному приставу заявление об исполнении в принудительном порядке положений соглашения путем взыскания на имущество лица, обязанного платить алименты.

Если же алиментополучателя содержание алиментного соглашения не устраивает, последний может в порядке судопроизводства претендовать на его изменение, расторжение, либо вовсе признание недействительным.

Согласно закону, судебный порядок удовлетворения требований во взыскании алиментов на детей применяется в двух ситуациях.

  • Если сторонам не удается договориться о размере алиментов, и о том, кто будет содержать совместных детей.
  • Если сторонами было заключено соглашение об уплате алиментов, и оно было заверено у нотариуса, однако одна из сторон не выполняет обозначенные в нем условия. При этом задолженность по алиментам растет, и у ребенка недостаточно средств для нормальной жизни. В этом случае также требуется решение суда о взыскании алиментов.

Иск о взыскании алиментов

Отсутствие соглашения об уплате алиментов требует пройти судебный порядок их взыскания, если обязанное лицо сознательно не намерено выполнять свои обязанности будь то по отношению к ребенку или родителю.

При этом законом не возлагается бремя доказывания отсутствия соглашения об алиментах и порядке их выплаты. Если таковое имело место быть, то ответчик – лицо, к которому заявлено требование вправе предоставить его суду для обозрения, что послужит основанием к вынесению постановления об отказе в удовлетворении иска.

Общий порядок обращения за присуждением алиментов предусматривает подачу иска мировому судье. Однако нередко бывает так, что в одном иске сосредоточено сразу несколько требований. Это в первую очередь касается установления алиментов на детей, когда попутно решается вопрос:

  • о разводе супругов;
  • об установлении отцовства в отношении алиментоплательщика, по заявлению матери, родившие ребенка вне брака;
  • об усыновлении (удочерении) ребенка, в отношении которого лицо фактически выполняет обязанности по воспитанию и содержанию:
  • об оспаривании отцовства;
  • лишение матери либо отца прав родителя.

Порядок рассмотрения таких заявлений обязывает обращаться в районный суд. Территориальность определяется по усмотрению истца:

  • районный суд на территории истца;
  • районный суд на территории ответчика.

Максимальный срок рассмотрения дела об установлении алиментов составляет месяц.

Если неизвестно, где находится ответчик по делу о взыскании алиментов, суд своим постановлением объявляет последнего в розыск. В таком случае рассмотрение дела приостанавливается на период установления местонахождения ответчика.

Требования о взыскании алиментов

Предусмотрено два судебных способа рассмотрения дела о присуждении алиментов судом:

  • исковой;
  • приказной.

Приказной способ состоит в вынесении определения о судебном приказе, и может быть исполнен, если требование заявлено о взыскании алиментов на детей младше 18 лет и никаких других дополнительных требований по делу не имеется, в том числе установления отцовства, оспаривания отцовства (материнства), а также не требуется привлечение к участию в деле иных лиц, имеющих свой интерес.

Исковой порядок применяется, когда в порядке приказного взысканию алименты не подлежат. В частности, не подлежат взысканию алименты на несовершеннолетнего ребенка в твердой денежной сумме, поскольку требуется проверка существования законных оснований для такого взыскания.

В случаях, когда алиментополучатель обращается за судебным приказом, к выдаче которого есть препятствия, судом выносится мотивированный отказ в выдаче приказа и разъясняется право в порядке искового производства обратиться за алиментами.

Сроки взыскания и размер алиментов, подлежащих взысканию

Срок, с которого у алиментополучателя возникло право на обращение в суд с соответствующим заявлением, значения не имеет, если только до этого момента выплаты не производились на основании соглашения.

Начисление алиментов начинается в день подачи заявления в суд. И если ответчик объявлен в розыск, то за прошедший период от подачи заявления до установления сведений о нем и приводе в суд будет начисляться задолженность.

Взыскать алименты можно за три года, предшествующих обращению в суд, при этом суд должен удостовериться, что обращению за судебной защитой со стороны истца, и в частности прошедшие три года, предпринимались попытки добиться исполнения своих обязательств со стороны ответчика. Однако ответчик уклонялся от исполнения своих обязательств.

Размер алиментных обязательств на ребенка в возрасте до 18 лет определяется исходя из материального и семейного положения алиментообязаного лица и может быть установлен в твердом денежном выражении. Это обязательная часть, которую должно содержать решение суда о взыскании алиментов. Судьи определяют размер алиментов, учитывая различные факторы, на основании которого устанавливается взыскание алиментов по решению суда.

Судом с учетом обстоятельств по делу размер алиментов может быть изменен как в большую, так и меньшую сторону.

Процессуальные требования к заявлению: образец заявления подаваемого в порядке приказного производства, образец искового заявления

Требования к заявлению о вынесении судебного приказа сосредоточены в 124 статье ГПК РФ. Согласно данной норме форма заявления устанавливается письменная и при ее оставлении требуется придерживаться определенного образца, который предполагает, что в заявлении подлежит указанию:

  • вводная часть: содержит информацию о мировом судье, которому адресовано заявление, сведения о взыскателе, сведения о должнике;
  • описательно-мотивировочная часть: излагается само содержание – требования заявителя и их мотивирование;
  • резолютивная часть: кратко формулируется итоговые требования, и прилагаются документы, свидетельствующие об отсутствии спора и препятствий к вынесению приказа.

Для исковых заявлений требования к форме и содержанию перечислены в 131 статье ГПК РФ. В общем виде образец заявления выглядит следующим образом:

  • вводная часть: содержит информацию о районном суде, которому адресуется на рассмотрение, информация об истце и ответчике;
  • описательно-мотивировочная часть: указываются основания для обращения с заявлением, обстоятельства, доказательства;
  • резолютивная часть: формулируется конкретно, что истец хочет от суда. Прилагаются документы согласно перечню, предусмотренному в 132 статье ГПК РФ.

Оба заявления подлежат подписанию истцом.

Решение суда о взыскании алиментов

Если заявление рассматривалось приказным способом, то стороны фактически участия в рассмотрении дела не принимали, а приказ состоялся в их отсутствие в пятидневный срок со дня принесения заявления мировому судье.
ГПК РФ предусматривает требования и к содержанию судебного приказа, в частности в нем отражаются:

  • номер производства и дата приказа;
  • сведения о судье, взыскателе и должнике с указанием адресов проживания двух последних;
  • ссылка на закон, который лежит в основе удовлетворения требований;
  • величина сумм в денежном выражении, которые взыскиваются, а также движимое имущество, подлежащее истребованию, и его оценка;
  • величина неустойки, если она предусмотрена по закону или договору;
  • размер пошлины причитающейся с должника;
  • банковские реквизиты;
  • прошедший период, в течение которого образовывалась задолженность.

Приказ изготавливается в двух экземплярах, должнику высылается копия.

После истечения срока на обжалование приказа, приказ может взять заявитель, а может направиться на исполнение приставам. Принести жалобу на приказ должник может в десятидневный срок, который начинает течь после получения его копии должником.

Если этот срок должник прислал жалобу по поводу его исполнения, то приказ подлежит отмене. А судья дает заявителю уведомление, в котором разъясняет возможность обратиться в суд, но уде с иском.

Рассмотрев заявление в исковом производстве, выносится решение суда о взыскании алиментов. Структура решения состоит из тех же частей что и само заявление, однако в содержании решения подлежит указанию:

какие истцом были заявлены требования, что в свою защиту привел ответчик, а также о чем свидетельствовали иные участники процесса;

суд должен указать какие в судебном следствии установлены доказательства, какие из них легли в основу решения, приведены доводы отклонения тех или иных доказательств, а также ссылки на правовые нормы, которыми суд руководствовался при постановке решения.

Сформулированные выводы об удовлетворении либо отказе в удовлетворении требований истца

Решение по делу получает юридическую силу и подлежит обязательному исполнению, как в добровольном так и принудительном порядке после того пройдут сроки обжалования либо, если принесена апелляционная жалоба одной из сторон, после вынесения решения по жалобе, если в обжалуемое решение не внесены изменения или не произошла его отмена.

На основании решения, истцу выдается исполнительный лист, который необходимо предоставить судебному исполнителю, либо суд сам перенаправляет лист в службу приставов.

Решение суда об изменении способа взыскания алиментов

Чтобы изменить способ взыскания алиментов, который был предусмотрен в решении суда, необходимо подать новое исковое заявление в суд.

Взыскание алиментов по решению суда может происходит по разным методикам. Когда будет принято решение суда об изменении способа взыскания алиментов, оно будет обязательно к исполнению.

Просрочка уплаты алиментов и ответственность за нее

После того, как было принято решение суда о взыскании алиментов, оно должно выполняться неукоснительно. Если ответчик не платит алименты вовремя, а долг по выплатам растет, по закону он может быть подвергнут штрафным санкциям.

СК РФ предусмотрел возможность взыскания неустойки или пени, если таковая предусмотрена соглашением, в качестве ответственности за несвоевременную уплату алиментов и образование задолженности.

Размер неустойки напрямую зависит от размера задолженности и рассчитывается по формуле ½ процента от суммы алиментов, которые не выплатил должник, умноженной на количество дней просрочки.

Злостное уклонение от своих алиментных обязательств на ребенка или нетрудоспособного родителя является уголовным составом.

Открытый реестр залогов имущества начал свою работу летом 2014 года. Все сведения может получить любое лицо, которому они необходимы. Перечень долгового имущества -мера, которая позволяет пресечь нарушения покупателей при заключении договора купли- продажи. На сайте находится информация о движимой собственности. Обратиться к реестру нужно при оформлении сделки по приобретению имущества в собственность.

Что такое реестр залогов имущества

В единой информационной системе заносятся сведения о долговом имуществе. Данные внесения реализуются нотариусом. После получения информации производится регистрация уведомления, которое направляется в нотариальную палату. Все данные отражены на сайте «Реестр залогов имущества». Вход есть у физических и у юридических лиц.

Реестр объектов, который находятся в залоге у кредитной организации работает 24/7. Сведения заносятся незамедлительно. После того как извещение получено, информация моментально вносится, задержки отсутствуют.

Ранее водители покупали авто в кредит, а ПТС оставался в залоге в банке. Владельцы получали ПТС в ГИБДД якобы из-за утери старого и продавали авто, скрывая информацию, о том что транспортное средство в закладе. Сделка производилась быстрее и выгоднее, однако человек получал обременение по выплатам.

Формирование реестра — выход из сложившейся ситуации. Покупатель теперь имеет возможность защитить свои права. ВАЖНО! Потребитель должен самостоятельно проверить все данные об автомобили.
Согласно закону о нотариате нотариус выдает выписки:

  1. Расширенная — содержит всю информацию об уведомления о закладе;
  2. Краткая — только информацию, которая актуальна на данный момент по регистрационному номеру.

Любой может получить краткую выписку. Расширенную имеет право только залогодержатель, залогодатель. Сведения о лицах должны быть в уведомлениях о закладе. Получить выписку можно электронно.

Сервис Реестр залогов имущества

Получить информацию об уведомления о залоге собственности можно в любое время суток через сайт Федеральной нотариальной палаты. Полный реестр извещений находится на сайте https://www.reestr-zalogov.ru/state/index.

Какие сведения будут находиться?

  1. О поручителе, держателе;
  2. О предмете обеспечения;
  3. О договоре заклада.

Как пользоваться? Пошаговая инструкция

  1. Зайти на сайт https://www.reestr-zalogov.ru/state/index;
  2. Ввести регистрационный номер пакета уведомлений о залоге движимой собственности;
  3. Нажать кнопку «узнать статус». При подаче указать вид выписки: краткая или расширенная. Форма получения — через сайт реестра злогов. Информацией об извещении доглового имущества является номер или данные о залогодателей. Также необходимо внести информацию о заявителе.

Все сведения предоставляются бесплатно. Альтернативным вариантом является обращение к нотариусу. Форма предоставления выписки электронно или в письменном виде.

Экономическая деятельность ООН

Ведущим подразделением ООН, ответственным за проведение работы в экономической и социальной областях является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Совет состоит из 54 членов, избираемых на 3-летний срок. Решения принимаются простым большинством. Каждый член. имеет один голоc.

Деятельность ЭКОСОС охватывает широкий круг экономических и социальных вопросов:

· Мировое экономическое и социальное положение, подготовка фундаментальных обзоров и аналит. материалов;

· Состояние и развитие международной торговли;

· Актуальные проблемы охраны окружающей среды;

· Помощь развивающимся странам, продовольственная проблема

· Продовольственная проблема

· Демографические проблемы

· Анализ эффективного соотношения секторов в эк-ке ( гос, кооперативный и частный) в развивающихся странах

· Региональное сотрудничество и т д ( полный список стр 614)

Приоритетное направление деятельности ЭКОСОС – налаживание и развитие многостороннего сотрудничества для обеспечения устойчивого развития.

Модное направление деятельности: взаимосвязь охраны окружающей среды и экономического развития.

В рамках ООН функционируют 5 региональных экономических комиссий, подотчетных ЭКОСОСу: ЕЭК (европейская экономическая комиссия) – 55 стран,с 1947, ЭКЛАК (экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна) – 55 стран, с 1948, ЭСКАТО (для Азии и Тихого океана) – 51 страна, с 1947, ЭСКЗА (для Западной Азии) – 13 стран, с 1973, ЭКА (для Африки) – 53 страны, 1958. Комиссии призваны оказывать содействие экономическому и социальному развитию участвующих стран, разработке программ взаимодействия и т. д.

Особого упоминания заслуживает ЕЭК – практически все страны Европы, бывшие республики СССР, США, Канада и Израиль. Направления деятельности ЕЭК: сотрудничество в выработке принципов и подходов к внутрирегиональной торговой политике, разработка международных стандартов, правил и соглашений и международно-правовых документов на региональном уровне (большинство носят обязательный характер), вопросы сертификации продукции. Приоритетное направление – торгово-экономическое сотрудничество. Внутри ЕЭК функционируют различные комитеты ( по развитию торговли, по внутреннему транспорту, по энергетике, по лесоматериалам, по сх)

Юнктад ( конференцию ООН по торговле и развитию). Основана в 1964, штаб-Женева. Компетенция- проблемы торговли и развития, прежде всего применительно к развивающимся странам. Деятельность по 3 направлениями:

1) Проведение переговоров, обсуждение актуальных вопросов ( раз в 4 года-конференция юнктад, ежегодные сессии Совета по торговле и развитию)=> выработка резолюций, деклараций и др док-ов

2) Информационно-аналитическая работа ( небезызвестные репорты)

3) Разработка и осуществление программ технической помощи развивающимся и переходным

Важный итог деятельности юнктад в рамках регулирования торговых и эк отношений-разработка «Принципов м/н торговых отношений и торговой политики»: применение режима наибольшего благоприятствования при предоставлении льгот развив странам, облегчение доступа третьих стран на рынки эк группировок, стабилизация рынка сырьевых товаров, оказание поддержки РС во всех областях.

Подробнее о ЮНКТАД-билет о ЮНКТАД или стр 617-622. На мой взгляд, для этого билета достаточно.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и её место в системе многостороннего регулирования.

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая орга­низация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария).

Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства-члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

193 члена

Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер.

Цели ЮНКТАД:

 содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;

 установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;

 рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

 принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

 согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие (для воды).

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики».

2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях

3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве.

4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран.

В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так- же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций.

7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:

глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;

инвестиции, развитие предприятий и технологий, включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;

международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;

развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.

8. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа- ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.

10. Сотрудничество с международными экономическими организациями прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

С созданием ВТО практически открыто стали высказывать­ся мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сей­час достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима ми­ровому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые во­просы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сес­сии было единогласно признано, что они «должны вести к дей­ствиям, благоприятствующим международной торговле».

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам – членам ЮНКТАД.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии, которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара- ми и услугами; по развитию частного предпринимательства.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

50. Регулирующая деятельность в МЭО специализированных учреждений ООН.

Создание ООН в 1945 году ознаменовало собой новый качественный этап в развитии системы многостороннего регулирования МЭО. В рамках ООН было создано немало организаций и структур, которые осущ мониторинг, анализ, регулирование мэо.

Определенное воздействие на формирование и развитие системы многостороннего регулирования МЭО оказывают 14 специализированных учреждений ООН. Они являются автономными организациями, связанными с ООН специальными соглашениями и взаимодействующими с ней и друг с другом посредством координирующих структур Экономического и социального совета. Среди этих учреждений: Международная Организация Труда (МОТ), Продовольственная и с/х организация ООН (ФАО), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк (ВБ), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирный Почтовый Союз (ВПС), Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО), Международная Морская Организация (ИМО), Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Международный Фонд с/х развития (МФСР), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

Одним из направлений деятельности ряда этих организаций является выработка международных норм и стандартов, обязательных к внедрению участвующими странами или же служащих в качестве ориентиров для нац. политики. Подобная деятельность характеризуется обычно значительным размахом. Так со времен основания МОТ было принято несколько сотен конвенций и рекомендаций, выполнение или учет которых странами-членами контролируется соответствующими структурами организации.

Аж устала читать =/

ЮНКТАД XI

На XI сессии ЮНКТАД, проводившейся в Сан-Паулу 13-18 июня 2004 года в Бразилии была подтверждена необходимость выполнения «Бангкокского плана действий» и обозначены направления работы на следующие четыре года. На сессии широко обсуждались вопросы, связанные с ролью торговли в движении на пути к устойчивому развитию, ликвидации бедности и голода и достижении справедливых и равноправных условий при проведении многосторонних торговых переговоров. Подчеркивалось, что развитие должно стоять в центре повестки дня международных экономических отношений. Необходимо достичь взаимосвязи между стратегиями национального развития с одной стороны и международными обязательствами с другой. Рассматривались вопросы, связанные с ролью торговли в решении гендерных вопросов, а также значимостью творческих отраслей — музыки, кинематографа, издательского дела и производства программного обеспечения для компьютеров, — в содействии развитию. В области творческих отраслей вклад бедных стран может быть весьма велик благодаря богатству их культур.

Несмотря на то, что основное внимание уделялось развивающимся государствам, проблемы стран с переходной экономикой тоже получили определенное отражение. Так, в декларации «Дух Сан-Паулу» содержится призыв к содействию вступления в ВТО развивающихся стран, особенно наименее развитых государств, а также стран с переходной экономикой. В «Консенсусе Сан-Паулу» подчеркивается важность расширения и укрепления развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процессе принятия экономических решений и выработке правил на международном уровне. Отмечена важность укрепления потенциала, в том числе научно-аналитического, не только развивающихся стран, но и государств с переходной экономикой. Однако страны с переходной экономикой не отмечены в ряде важных параграфов, в частности, касающихся укрепления потенциала в области взаимосвязи торговли и окружающей среды.

53. Основные задачи и функции ОЭСР. Значение ОЭСР для развития многостороннего сотрудничества(стр 627 учебник)

ОЭСР – международная межправительственная экономическая организация. Была создана в соответствии с Конвенцией об учреждении ОЭСРв 1961 г.по инициативе США.Является преемницей другой организации – Организации европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948 г. с целью содействия осуществлению «плана Маршалла».

Включение в состав ОЭСР развивающихся стран à новые задачи: оказание содействия странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.

Цели ОЭСР:

  • достижение макс высокого и устойчивого роста стран-участников (и др. стран, реализующих программы развития)
  • увеличение занятости
  • повышение уровня жизни
  • поддержание финансовой стабильности
  • общий рост мировой экономики
  • расширение м-н торговли на многосторонней и недискриминационной основе

Страны-члены ОЭСР приняли на себя обязательства:

  • обеспечить оптимальное использование имеющихся у них ресурсов
  • поощрять научные исследования и образование
  • стремиться к финансовой стабильности
  • предпринимать необходимые меры по снижению барьеров на пути торговли Т и У
  • оказывать технич помощь и др виды содействия развивающимся

Значительное место в деят-ти ОЭСР занимает подготовка различных прогнозно-аналитических материалов, содержащих рекомендации по осуществлению эк регулирования (иногда также по регулированию внешнеэкономических связей).

Нормативную базу ОЭСР составляют различные кодексы, среди которых непосредственное отношение к регулированию МЭО имеют Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации невидимых операций.

важно: ни одна страна не принимала рекомендации полностью, оговаривая для себя особые условия по их примению.

Организационная структура:

  • Совет (принимает решения): состоит из представителей стран ОЭСР (по 1му от каждой стрнаны)
  • Комитеты (основная практическая работа) около 20 шт. нам нужны эти: Комитет по вопросам экономической политики и Комитет по изучению экономического положения и проблем развития (занимается вопросами предоставления займов и др фин помощи развивающимся), Комитет по торговле (вопросы содействия расширению обмена товарами и услугами на многосторонней основе), Комитет по финансовым рынкам, Комитет по с/х (проблемы торговли с/х товарами и продовольствием)

Что сделали:

  • соглашение об основных условиях предоставления экспортных кредитов (согласовали классификацию стран-заемщиков по уровню эк развития и платежеспособности и унификация условий кредитов)
  • подготовка многостороннего соглашения по инвестициям (должно зафиксировать об-ва по применению принципа нац режима, принципа недискриминации и наибольшего благоприятстоввания, транспарентности)
  • активно взаимодействует с ГАТТ/ВТО