Решение арбитражного суда вступает в законную силу

Арбитражный суд Магаданской области

Исполнение решений и определений арбитражного суда первой инстанции, вынесенных по результатам рассмотрения дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Исполнение судебных актов арбитражных судов является заключительной стадией арбитражного процесса, регламентированного нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту — АПК РФ) и ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 1 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

В этой связи возникает два основных момента, на которые необходимо обращать внимание в каждом случае, связанным с исполнением определённого судебного акта:

1. Когда судебный акт вступает в законную силу.

2. В каких случаях он подлежит немедленному исполнению, до вступления его в законную силу.

Вступление в законную силу решения суда.

В соответствии с общим правилом, закреплённым в ч. 1 ст. 180 АПК РФ: решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объёме — ч. 2 ст. 176 АПК РФ), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. В таком порядке вступают в законную силу решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ), а также решения по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

Решения по определённым категориям дел Раздела III АПК РФ вступают в законную силу в иные сроки.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 180 и ч. 4 ст. 195 АПК РФ решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ) вступают в законную силу немедленно после их принятия.

В соответствии с ч. 4 ст. 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности (параграф 1 гл. 25 АПК РФ) вступает по истечении десяти дней (рабочих — ч. 3 ст. 113 АПК РФ) со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Аналогичным порядком вступает в законную силу решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 211, параграф 2 гл. 25 АПК РФ).

Вступление в законную силу определения суда.

Глава 21 АПК РФ, регламентирующая вопросы вынесения, содержания, исполнения и обжалования определений суда не содержит точных сроков вступления его в законную силу. Вследствие этого, основным критерием служит общий срок его обжалования — 1 месяц, со дня его вынесения (ч. 3 ст. 188 АПК РФ); ст.ст. 272; 290 АПК РФ.

Исполнение решения суда.

Как уже было отмечено выше, по общему правилу, решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (ч. 1 ст. 182 АПК РФ).

Примеры:

1) Решением суда от 15 января 2007 г. с ООО «А» взыскана недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 50 000 руб. (гл. 26 АПК РФ). Решение будет подлежать исполнению с 16 февраля 2007 г.

2) Решением суда от 08 февраля 2007 г. с ОАО «П» взыскана налоговая санкция по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 20 000 руб. (гл. 26 АПК РФ). Постановлением апелляционной инстанции от 28 марта 2007 г. решение оставлено без изменения. Данное решение будет подлежать исполнению с 29 марта 2007 г.

Случаи немедленного исполнения решений, вынесенных по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (Раздел III АПК РФ):

  • решения, принимаемые по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ);

Пример:

1) Решением суда от 01 марта 2007 г. признан недействующим Приказ органа государственной власти. Решение подлежит исполнению с 02 марта 2007 г.

  • решения, принимаемые по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если иные сроки исполнения не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 гл. 24 АПК РФ).

Примеры:

1) Решением суда от 14 марта 2007 г. признан недействительным отказ государственного органа в возмещении ООО «Х» из бюджета 100 000 руб. налога на добавленную стоимость (гл. 24 АПК РФ). Решение подлежит исполнению с 15 марта 2007 г., а вступает в законную силу с 16 апреля 2007 г. (т.к. 14 апреля 2007 г. — выходной день).

2) Решением суда от 19 марта 2007 г. признано недействительным решение налогового органа о доначислении ЗАО «У» налога на прибыль организаций (гл. 24 АПК РФ). Постановлением апелляционной инстанции от 02 мая 2007 г. решение оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу со 2 мая 2007 г., но подлежало исполнению 20 марта 2007 г.

3) Решением суда от 02 апреля 2007 г. признано недействительным решение налогового органа о доначислении ООО «В» налога на прибыль организаций. Решение суда подлежало исполнению 03 апреля 2007 г. Постановлением апелляционной инстанции от 10 мая 2007 г. решение суда отменено, в удовлетворении требований ООО «В» отказано в полном объёме. Решение суда первой инстанции на момент вынесения постановления апелляционной инстанции было исполнено. Следовательно, должен быть решён вопрос о повороте исполнения (возвращение лиц в первоначальное положение) в соответствии с ч. 1 ст. 325 АПК РФ.

Необходимо отметить, что немедленное исполнение решения не лишает права соответствующих лиц на его обжалование в апелляционной и/или кассационной инстанциях в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.

Исполнение определения.

В соответствии со ст. 187 АПК РФ определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом.

Пример:

1) Определением суда от 09 апреля 2007 г. с ОАО «М» взысканы судебные издержки в пользу административного органа в размере 5 000 руб., в соответствии со ст.ст. 110-112 АПК РФ. Определение подлежит исполнению с 10 апреля 2007 г., но может быть обжаловано до 10 мая 2007 г. в суд апелляционной инстанции или с момента вступления в законную силу в суд кассационной инстанции.

Таким образом, немедленное исполнение определения не лишает права соответствующих лиц на его обжалование в порядке и сроки, установленные АПК РФ (ст.ст. 188; 272; 290 АПК РФ).

Источник/ Судья А. В. Кушниренко

Основные направления и меры развития туризма в России

Базой развития российского туризма является туристская и обеспечивающая инфраструктура. Основным инструментом для ее модернизации и расширения в настоящее время выступает подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Подпрограмма «Туризм»).

В рамках Подпрограммы «Туризм» предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров (постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1572).

Кластерный подход заключается в сосредоточении на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров создаются необходимые и достаточные условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Заложенные в данном программно-целевом механизме принципы оказания государственной поддержки развития туристской отрасти носят комплексный характер: в рамках инвестиционных проектов строятся новые и реконструируются существующие автомобильные дороги, создаются линии электропередач, сети газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и иные инженерные сооружения.

В свою очередь инвесторами также создаются объекты туристской инфраструктуры, включая коллективные средства размещения, объекты общественного питания, лечебно-оздоровительные объекты, объекты транспортной инфраструктуры, торгово-выставочные, спортивные, культурно-познавательные объекты и объекты сервиса и делового туризма.

Также в рамках Подпрограммы «Туризм» предусмотрены субсидии из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2019 №1619).

Грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив будет способствовать внедрению в управление отраслью лучших мировых практик и улучшению институциональной среды в туризме, стимулированию применения новых, в том числе информационных технологий, экологически устойчивых методов организации туристической деятельности, технологических стандартов безбарьерного туризма для всех категорий граждан, включая маломобильных.

Кроме того, Подпрограммой «Туризм» начиная с 2021 года предусматривается предоставление субсидий на возмещение недополученных российскими кредитными организациями доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, приобретения технических средств, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма.

Указанный механизм будет стимулировать инвестиционную активность в отрасли посредством субсидирования финансовых организаций
с целью обеспечения участников рынка доступными кредитами на реализацию инвестиционных проектов и приобретение средств, обеспечивающих функционирование туристских кластеров.

Для стимулирования развития внутреннего и въездного туризма Федеральным агентством по туризму осуществляется реализация следующих мер поддержки туроператоров:

— в целях возмещения расходов, понесенных туроператорами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, в связи с оказанием услуг по реализации туристского продукта по туристским маршрутам, включенным в перечень пилотных субсидируемых приоритетных туристских маршрутов по Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 926, в период, установленный в соответствии с указанным перечнем туристских маршрутов;

— юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере въездного туризма, сведения о которых содержатся в едином федеральном реестре туроператоров, которые подали заявку на предоставление субсидии и которые привлекли в Российскую Федерацию иностранных туристов из стран, включенных в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 534 перечень стран.

Кроме того, в целях реализации Стратегии развития туризма
в Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р, в настоящее время Минэкономразвития России совместно с Ростуризмом и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработан проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Указанный проект плана предусматривает, в том числе следующие меры:

— осуществление государственной финансовой поддержки, направленной на повышение привлекательности механизмов концессии и государственно-частного партнерства;

— предоставление субсидий юридическим лицам на разработку планов развития туристских территорий, на которых реализуются проекты, в том числе мастер-планов;

— создание и обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации, деятельность которой направлена на развитие маркетинговых компетенций в сфере туризма;

— разработка маркетинговой компетенции развития туризма в Российской Федерации. Разработка и управление туристскими брендами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объектов туристского показа, туристских маршрутов и туристских территорий;

Также проект плана включает ряд мероприятий в сфере актуализации нормативной правовой базы в сфере туризма, совершенствования системы сбора и анализа статистических данных в сфере туризма, развития программ кадрового обеспечения, повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в сфере туризма, обеспечения доступности туристских территорий.

Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах (с изменениями на 15 июля 2019 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2017 года N 1083

Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах

(с изменениями на 15 июля 2019 года)

Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила охраны магистральных газопроводов;
Абзац утратил силу с 1 сентября 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2019 года N 902..

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила охраны магистральных газопроводов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 сентября 2017 года N 1083

1. Настоящие Правила устанавливают порядок охраны магистральных газопроводов.

2. Для целей настоящих Правил магистральный газопровод может включать следующие объекты:

а) линейная часть магистрального газопровода;

б) компрессорные станции;

в) газоизмерительные станции;

г) газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа;

д) станции охлаждения газа;

е) подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.

3. Охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее — охранные зоны) устанавливаются:

а) вдоль линейной части магистрального газопровода — в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны;

б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода — в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода;

в) вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды — в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны;

г) вдоль газопроводов, соединяющих объекты подземных хранилищ газа, — в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей газопроводов с каждой стороны;

д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа — в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны;

е) вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа — в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.

4. В охранных зонах запрещается:

а) перемещать, засыпать, повреждать и разрушать контрольно-измерительные и контрольно-диагностические пункты, предупредительные надписи, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения магистральных газопроводов;

б) открывать двери и люки необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи, калитки ограждений узлов линейной арматуры, двери установок электрохимической защиты, люки линейных и смотровых колодцев, открывать и закрывать краны, задвижки, отключать и включать средства связи, энергоснабжения, устройства телемеханики магистральных газопроводов;

в) устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов;

г) складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов;

д) повреждать берегозащитные, водовыпускные сооружения, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие магистральный газопровод от разрушения;

е) осуществлять постановку судов и плавучих объектов на якорь, добычу морских млекопитающих, рыболовство придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, плавание с вытравленной якорь-цепью;

ж) проводить дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, за исключением работ, необходимых для технического обслуживания объекта магистрального газопровода;

з) проводить работы с использованием ударно-импульсных устройств и вспомогательных механизмов, сбрасывать грузы;

и) осуществлять рекреационную деятельность, кроме деятельности, предусмотренной подпунктом «ж» пункта 6 настоящих Правил, разводить костры и размещать источники огня;

к) огораживать и перегораживать охранные зоны;

л) размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах «д» — «к» и «м» пункта 6 настоящих Правил;

м) осуществлять несанкционированное подключение (присоединение) к магистральному газопроводу.

5. В охранных зонах собственник или иной законный владелец земельного участка может производить полевые сельскохозяйственные работы и работы, связанные с временным затоплением орошаемых сельскохозяйственных земель, предварительно письменно уведомив собственника магистрального газопровода или организацию, эксплуатирующую магистральный газопровод.

6. В охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод (далее — разрешение на производство работ), допускается:

а) проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных работ, в том числе работ, связанных с затоплением земель;

б) осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников;

в) проведение погрузочно-разгрузочных работ, устройство водопоев скота, колка и заготовка льда;

г) проведение земляных работ на глубине более чем 0,3 метра, планировка грунта;

д) сооружение запруд на реках и ручьях;

е) складирование кормов, удобрений, сена, соломы, размещение полевых станов и загонов для скота;

ж) размещение туристских стоянок;

з) размещение гаражей, стоянок и парковок транспортных средств;

и) сооружение переездов через магистральные газопроводы;

к) прокладка инженерных коммуникаций;

л) проведение инженерных изысканий, связанных с бурением скважин и устройством шурфов;

м) устройство причалов для судов и пляжей;

н) проведение работ на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на территории охранной зоны;

о) проведение работ, связанных с временным затоплением земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

7. Разрешение на производство работ должно содержать информацию о наименовании запланированных работ, территории их проведения, датах начала и окончания работ, наличии, возможном возникновении и характере опасных факторов, об условиях, в которых будут производиться работы, в том числе о расположенных на территории производства работ подземных инженерных коммуникациях и сооружениях, о мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ, об этапах работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, а также фамилию, имя и отчество ответственного лица собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.

8. В целях получения разрешения на производство работ организация или физическое лицо, намеревающиеся производить указанные в пункте 6 настоящих Правил работы, обязаны обратиться к собственнику магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, с письменным заявлением не менее чем за 20 рабочих дней до планируемого дня начала работ.

9. Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 8 настоящих Правил, обязаны выдать разрешение на производство работ либо в случае наличия угрозы безопасности магистрального газопровода направить мотивированный отказ в выдаче разрешения на производство работ.
Отказ в выдаче разрешения на производство работ может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Для выдачи разрешения на производство работ собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, определяют техническое состояние участка магистрального газопровода, в границах которого предполагается производство работ, и выполняют осмотр этого участка на предмет наличия и состояния опознавательных знаков линейной части магистрального газопровода.
Поврежденные или отсутствующие опознавательные знаки линейной части магистрального газопровода подлежат восстановлению до начала производства работ в охранной зоне.

11. Представитель собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, вправе присутствовать при проведении работ, указанных в пункте 6 настоящих Правил, за исключением земляных работ, указанных в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил.

12. В случае если представителем собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, будет установлено, что техническое состояние участка магистрального газопровода требует выполнения ремонтных работ для предотвращения возможного его разрушения или утечки транспортируемого газа, собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, имеют право временно (до окончания ремонта) запретить производство работ, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, письменно уведомив об этом лиц, производящих такие работы.

13. Ось магистрального газопровода и подземные коммуникации в границах территории производства работ, указанных в пункте 6 настоящих Правил, должны быть обозначены собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, знаками ведения работ.
Такие знаки должны быть установлены до начала работ, указанных в разрешении на производство работ.
Осуществление работ, указанных в пункте 6 настоящих Правил, до установки знаков ведения работ не допускается.

14. Земляные работы, указанные в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, в полосе шириной 2 метра по обе стороны от оси магистрального газопровода должны производиться только в присутствии представителя собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.
Организации или физические лица, намеревающиеся производить земляные работы, указанные в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, обязаны не позднее чем за 5 рабочих дней до начала производства указанных работ письменно уведомить собственника магистрального газопровода или организацию, эксплуатирующую магистральный газопровод, о времени и месте производства работ.
Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, обязаны обеспечить присутствие своего представителя для осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности магистрального газопровода при производстве земляных работ, указанных в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, в полосе шириной 2 метра по обе стороны от оси магистрального газопровода.

15. В случае расположения в охранных зонах инженерных коммуникаций, сооружений, принадлежащих иным организациям, либо пересечения магистрального газопровода с такими коммуникациями, сооружениями вопросы взаимодействия организаций — собственников указанных коммуникаций, сооружений и собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, по обеспечению безопасной эксплуатации магистрального газопровода и указанных коммуникаций, сооружений, предупреждению аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий определяются соглашением между такими организациями и собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод.

16. При обнаружении на территории производства работ подземных инженерных коммуникаций, сооружений, не указанных в разрешении на производство работ, работы должны быть немедленно остановлены, приняты меры по обеспечению сохранности этих инженерных коммуникаций, сооружений, а также по вызову представителя собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.

17. До начала работ организации или физические лица, получившие разрешение на производство работ, должны совместно с собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, разработать мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ и сохранность магистрального газопровода, которые должны предусматривать:

а) меры, предупреждающие просадку грунта при разработке его в непосредственной близости от действующего магистрального газопровода и при заглублении ниже уровня его заложения;

б) меры, обеспечивающие безопасное производство работ (снижение давления в действующем магистральном газопроводе или др.).

18. Лица, участвующие в производстве работ в охранных зонах, должны быть предварительно ознакомлены собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, с требованиями к безопасному производству работ в охранной зоне, с местонахождением магистрального газопровода и обозначением его на местности.

19. Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, имеют право:

а) на выполнение работ по обслуживанию и ремонту магистрального газопровода, включающих в том числе:
подъезд автомобильного транспорта и других транспортных средств к магистральному газопроводу для его обслуживания и проведения ремонтных работ в соответствии со схемой проезда, которую разрабатывают собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, и направляют собственникам или иным законным владельцам земельных участков, в границах которых расположена охранная зона;
устройство в пределах охранной зоны шурфов, в том числе для проверки качества изоляции линейной части магистрального газопровода и состояния средств его электрохимической защиты от коррозии, и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации магистральных газопроводов, с предварительным (не менее чем за 5 дней до начала работ) уведомлением об этом собственников или иных законных владельцев земельных участков, в границах которых расположена охранная зона;

б) на рубку лесных насаждений или повреждение сельскохозяйственных культур при ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральных газопроводах с последующей очисткой территории от порубочных остатков.

20. Использование земельных участков для указанных в пункте 19 настоящих Правил целей осуществляется собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

21. Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, в целях содержания охранной зоны в пожаробезопасном состоянии обязаны проводить рубку лесных насаждений и очистку охранной зоны от порубочных остатков.

22. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
При измерении минимального расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и линейной частью магистрального газопровода берется кратчайшее расстояние между вертикальными плоскостями внешних границ указанных зданий, строений и сооружений и осью линейной части магистрального газопровода. При параллельной прокладке магистральных газопроводов измерение выполняют до оси линейной части каждого из магистральных газопроводов.
Минимальные расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и объектами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (кроме линейной части магистрального газопровода), измеряются по кратчайшему расстоянию между вертикальными плоскостями внешних границ зданий, строений и сооружений, не относящихся к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и вертикальными плоскостями внешних границ объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (кроме линейной части магистрального газопровода).

23. Сведения о границах охранных зон и предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования.
Сведения о границах указанных минимальных расстояний отображаются на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Линейную часть магистрального газопровода обозначают на местности опознавательными знаками, которые устанавливаются на столбиках, окрашенных в оранжевый или ярко-желтый цвет, высотой от 1,5 метра до 2 метров.

25. Опознавательные знаки линейной части магистрального газопровода устанавливаются собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, в границах охранной зоны на прямых участках в пределах видимости, но не реже чем через 1 тыс. метров, а также на углах поворота магистральных газопроводов, расположенных в горизонтальной плоскости.

26. Для установки опознавательных знаков могут быть использованы контрольно-измерительные пункты и опоры высоковольтных линий электропередачи. В случае установки опознавательных знаков на опоры высоковольтных линий электропередачи такие опоры окрашивают в указанные в пункте 24 настоящих Правил цвета до места установки знака.

27. На опознавательных знаках должна содержаться следующая информация:

а) наименование магистрального газопровода и его основные технические характеристики (диаметр и рабочее давление магистрального газопровода по проектной документации);

б) местоположение оси магистрального газопровода по отношению к основанию знака;

в) расстояние от начала магистрального газопровода, измеряемое в километрах;

г) расстояние от оси магистрального газопровода до границы охранной зоны;

д) телефоны и адреса собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей данный участок магистрального газопровода.

28. На пересечениях магистральных газопроводов с автомобильными дорогами всех категорий устанавливается дорожный знак, запрещающий остановку транспорта.
Установку и сохранность знаков в местах пересечения магистрального газопровода с автомобильными дорогами обеспечивает владелец указанных дорог по заявлению собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

29. Места пересечения магистрального газопровода с надземными и подземными коммуникациями обозначаются опознавательными знаками, устанавливаемыми собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод.

30. Места пересечения магистральных газопроводов с судоходными реками и водоемами обозначаются запрещающими бросать якорь береговыми навигационными информационными знаками с сигнальными огнями согласно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Береговые навигационные информационные знаки с навигационными огнями устанавливаются собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, на расстоянии 100 метров выше и ниже по течению от осей крайних магистральных газопроводов по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

31. Надземные переходы магистральных газопроводов через естественные и искусственные препятствия должны быть оборудованы собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, опознавательными знаками и конструкциями, исключающими перемещение посторонних лиц по магистральному газопроводу.

32. При проведении работ в охранных зонах (в том числе при строительстве коммуникаций параллельно действующим магистральным газопроводам) осуществление отвала грунта из траншеи на магистральный газопровод запрещается.

33. Рубка лесных насаждений в охранных зонах должна производиться с обеспечением сохранности сооружений, относящихся к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, свободного проезда вдоль трассы магистрального газопровода и подъезда к нему на любом участке, а также исключать загромождение трассы магистрального газопровода поваленными деревьями, кустарниками и порубочными остатками.

34. В случае повреждения магистрального газопровода или обнаружения утечки газа в процессе выполнения работ, лица, выполняющие работы, и технические средства должны быть немедленно выведены за пределы опасной территории, а собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, извещены о происшествии.
До прибытия представителей собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, лицо, ответственное за производство работ, должно принять меры, предупреждающие доступ в опасную зону посторонних лиц и транспортных средств.

35. Лица, выполняющие осмотр или обслуживание инженерных коммуникаций и объектов, находящихся в районе прохождения магистрального газопровода, а также иные лица, обнаружившие повреждение магистрального газопровода или выход (утечку) транспортируемого газа, обязаны немедленно сообщить об этом собственнику магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей соответствующий магистральный газопровод.
При обнаружении повреждения магистрального газопровода или утечки газа, создающих угрозу причинения вреда зданиям, строениям и сооружениям, не относящимся к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и (или) окружающей среде, информация о возможном причинении такого вреда должна быть передана собственником магистрального газопровода или организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод, органам государственной власти, к полномочиям которых относятся функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также при необходимости — иным уполномоченным органам государственной власти.

36. Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, вправе требовать приостановления работ, выполняемых организациями или физическими лицами с нарушением требований настоящих Правил, до устранения таких нарушений допустившими их организациями или физическими лицами.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

«Верни мне мое законное!» Так простой обыватель может охарактеризовать виндикационный иск в Гражданском праве. Гражданское законодательство четко регламентирует понятие виндикационного иска, связанное с гражданско-правовой защитой вещных прав.

Что такое виндикационный иск

Виндикационный иск – это юридически обоснованное истребование вещи законного собственника из незаконного владения чужим лицом.

В Гражданском праве встречается понятие виндикации. В обычной жизни человеку нет дела до юридических терминов. Пока не наступает момент, затрагивающий интересы собственника вещи, которая оказалась вдруг (или не вдруг) в чужой собственности. И вот тут-то владельцу — хочет он этого или нет — придется изучить все юридические нюансы, чтобы выявить признаки виндикационного иска и понять, о чем идет речь.

Виндикационный иск — это иск об истребовании своего имущества собственником вещи из незаконного владения ее другим лицом (ст. 301-303 ГК РФ). Такой иск подразумевает изъятие имущества, как говорится, в натуре. Надо сказать, что виндикационным иском будут защищаться и права владельца в целом. То есть — все его правомочия, предъявляемые в тех случаях, когда юридически нарушены права собственности:

  • владения;
  • пользования;
  • распоряжения.

Причем, когда нарушения перечисленных прав осуществлены одновременно.

И если даже в этом случае у владельца временно отсутствует возможность осуществлять свои правомочия, — по закону право собственности на имущество за ним сохраняется. Это, в свою очередь, дает возможность предъявления иска, связанного с изъятием имущества у незаконного владельца.

Понятие и особенности

В системе правовой защиты граждан существует несколько методов, основанных на вещно – правовых основах. К ним можно отнести виндикационный и негаторный иски. На основании статей 301, 302, 303 Гражданского кодекса Российской Федерации в юриспруденции рассматривается виндикационный иск как способ защиты права собственности законного владельца имущества.

Существуют определенные особенности виндикационного иска, связанные с истребованием имущества из чужого незаконного владения. К ним можно отнести такие понятия как: предмет, истец, объект, субъект и некоторые другие.

  • Предметом объявленного иска всегда служит имущество, находящееся в постороннем владении. Обязательным условием при возбуждении такого иска будет реальное существование вещи на момент разбирательства. Если же предмет спора уничтожен или утрачен, виндикационный иск останется без удовлетворения.
  • Истец виндикационного иска – это реальный владелец имущества, который на момент подачи иска не имеет над вещью контроля. Поэтому целью подобных судебных действий будет изъятие имущества у незаконного владельца и возвращение его тому собственнику, у которого есть документы, подтверждающие право его собственности и вытекающие их этого его претензии. Истцом также может быть и юридическое лицо, имеющее права на какую-либо собственность.
  • Объект виндикационного иска – это имущество, имеющее индивидуально-определенные черты, натурально существующие ко времени предъявления иска. Для того, чтобы иск был удовлетворен, подобное имущество должно сохранить свое хозяйственное значение до конца судебного дела. Зачастую объект виндикационного иска может быть утрачен, уничтожен или смешан с другими подобными вещами, которые не позволяют точно его идентифицировать. В таком случае, теряется смысл предмета и основания виндикационного иска и виндикация не может быть удовлетворена.
  • Субъектом виндикации выступает собственник или другой титульный владелец имущества. Сущность субъекты — возможность доказать свои права на материальные ценности со стороны предъявителя иска. Другим определением будет субъект обязанности. Согласно виндикации в этой роли выступает фактический владелец вещи.

В результате различных действий вещь часто переходит от одного владельца к другому. В таком случае собственник вправе истребовать это имущество у лица, фактически владеющего предметом спора. При этом данный владелец вещи признается незаконным собственником, даже если он ничего не знал о настоящем правообладателе.

Чаще всего суд сталкивается с ситуациями, когда имущества незаконно похитили или присвоили у реального собственника. Но возникают варианты, при которых владелец вещи передает ее другому лицу и не может потом забрать ее обратно.

Отличие виндикационного иска от негаторного иска

Чтобы для вас, уважаемый читатель, отличия эти были более наглядными, приведем пару примеров:

  1. Собственник соседнего земельного участка возвел забор на чужой территории и пользуется таким наделом незаконно. В данном случае потерпевший в суде защищает свои права с помощью виндикационного иска.
  2. Если же возведенное ограждение мешает человеку попасть на свою земельную площадь, то это повод для подачи негаторного иска.

Надо отметить, что ключевые понятия любого виндикационного иска базируются на точном определении объектов и субъектов судебного разбирательства.

Что такое виндикационное требование

Виндикационное требование — это претензия, которая выдвигается при посягательстве на чужие вещные права. В этом случае законный собственник лишается своего имущества и/или возможности им распоряжаться. То есть, по факту он перестает быть его фактическим владельцем.

Виндикационные требования предполагают наличие нескольких условий.

  1. Недобросовестный собственник обязан вернуть и компенсировать владельцу все доходы, полученные за период пользования имуществом. Причем, возмещается только та выгода, которая возникла с момента информированности о незаконном владении или пользовании.
  2. Если незаконный владелец имущества в процессе обладания вещью понес затраты на ее качественное улучшение, то он может потребовать компенсацию от собственника. При этом совершенно не будет иметь особого значения тот факт, каким пользователем он является: добросовестным или недобросовестным.
  3. В возникающих случаях ухудшения качественных характеристик имущества к незаконному собственнику будут применены правила внедоговорного обязательства. Они возникают при возникшем ущербе.
  4. Добросовестный пользователь имущества может истребовать свое улучшение и оставить его в своем владении, если это возможно технически.

Существует четкое разграничение между добросовестным и недобросовестным собственниками, с точки зрения закона. Так, недобросовестный владелец должен возвратить владельцу все доходы, которые он смог извлечь за время незаконного пользования вещью. В противоположном случае, добросовестный владелец материальной ценности обременен такой обязанностью только с момента информированности о неправомерности своих действий. К такой информации, например, можно отнести повестку по виндикационному иску.

История возникновения виндикации

Иск об истребовании законного имущества из чужого владения – довольно непростое юридическое понятие, которое можно охарактеризовать как виндикационный иск в римском праве. Его корни уходят в эпоху процветания Древнего Рима и всей системы, служащей основанием для современного Гражданского права.

Так, термин rei vindicatio применялся еще в римском частном праве, считаясь основным иском при защите прав собственности. Это выражение берет начало от латинского термина vim dicere: «объявляю о применении силы». Имеется в виду, в данном случае, принудительный возврат имущества законному владельцу.

Согласно летописям, если человек, увидел свое имущество у другого владельца, он подавал иск, где заявлял о том, что этой вещью незаконно владеет другое лицо. При этом заявитель мог потребовать ценность обратно, вне зависимости от способа приобретения спорного имущества. Со временем развития нашей цивилизации возник термин о виндикации. Все европейские государства в виндикационных делах ввели презумпцию, согласно которой имущество можно забрать, доказав в суде свои права собственника.

В дореволюционном русском законодательстве виндикационный иск основывался на определенных требованиях. В них было указано, что лицо, незаконно владеющее не своим имуществом, должно возвратить его по решению суда настоящему хозяину.

В советское время виндикационного требования основывались на вышеизложенном принципе добросовестного приобретателя.

В современном мире, большинство государств, практикуют цивилизованный подход к виндикации в гражданском правовом поле.

Пример виндикационного иска в гражданском праве

Существует множество примеров виндикационных исков в гражданском праве. Как показывает практика, самый распространенный пример виндикационного иска возникает в случае недобровольной утраты собственником его владения.

Ситуация: разведенный муж проживает в квартире своей бывшей жены. Она при этом является полноценной владелицей жилища. Супруга подает иск о выселении мужа и правом пользования всей жилплощадью.

Другой пример виндикационного иска в гражданском праве: человек одолжил соседу дрель для проведения ремонтных работ. После окончания ремонта сосед отказывается возвращать чужое имущество. Возникает основание для подачи виндикационного иска.

Основания предъявления и удовлетворения иска

В гражданском законодательстве существуют определенные основания и условия предъявления виндикационного иска. Все они представлены в нижеперечисленном списке:

  1. Предметом виндикационного иска может быть определенная вещь с индивидуальными характеристиками. Имущество должно быть индивидуализировано и по возможности идентифицировано.
  2. Право на предъявление виндикационного иска в судебной практике принадлежит собственнику, который не владеет вещью в данный момент и не может ей полностью распоряжаться.
  3. Собственность в натуральном выражении находится в незаконном распоряжении другого человека. Этот момент является принципиальным, так как в случае уничтожения прекращается право собственности и иск будет уже другого рода.
  4. Искового заявление может подать не только собственник имущества, но и его титульный владелец.
  5. Истец должен доказать свои права владельца на истребуемую вещь и обосновать доказательства.
  6. Одним из обязательных условий предъявления иска является наличие ответчика по виндикационному иску. Это фактический владелец, который незаконно использует данную вещь. Таковым может быть лицо, самовольно захватившее имущество, либо человек, который приобрел вещь у субъекта, не имевшего по закону права распоряжаться ею.

Условия удовлетворения виндикационного иска

  1. Прежде всего, материальные ценности подлежат немедленному возврату владельцу во всех случаях. Особенно, если незаконный собственник являлся недобросовестным приобретателем. Таковым он будет признан, если был информирован о правах другого человека. Другим такого же рода случаем будет считаться обязанность незаконного владельца знать заранее о собственнике вещи. Добросовестным признается тот приобретатель, у которого не было возможности узнать, что приобретаемое имущество не может покупаться у лица, не имеющего права на его отчуждение.
  2. Основаниями удовлетворения, виндикационного иска являются случаи безвозмездного приобретения имущества лицами, не имевшими права его отчуждать. Собственник вправе истребовать свое собственное имущество.
    Добросовестный приобретатель, который получил имущество по возмездным сделкам, возвращает его собственнику только при наличии обстоятельств насильного отчуждения его имущества.

Стороны виндикационного иска – ключевые игроки происходящего процесса

  • Истец виндикационного иска — это собственник имущества, который не владеет вещью на момент предъявления подобного иска. Существует исключение из данного правила. Если спорное имущество – государственная собственность, то виндикационный иск будет предъявлять юридическое лицо, в управлении которого данное имущество и находится.
  • Ответчиком по делу проходит лицо, фактически владеющее материальной ценностью на момент предъявления виндикационного иска.

Подсудность и исковая давность

Виндикационный процесс проводит мировой суд, если цена такого иска будет составлять сумму менее чем 50 000 рублей. Это есть первая инстанция. Если сумма выше означенной, то обращаться нужно уже в районный суд. В случае, если физическое лицо судится с юридическим, то виндикационный процесс рассматривается в арбитражном суде.

По территориальной классификации подсудность определяется так:

  • иск об имущественном споре подаются в суд по месту прописки ответчика;
  • если недвижимость и/или земельный участок стали объектом виндикации, то такой иск подается в суд по месту нахождения объекта

Срок исковой давности для виндикационного иска – 3 года. Он начинает исчисляться с того момента, когда собственник был проинформирован о нарушении его интересов. Если дело касается движимого имущества, то момент подачи иска отсчитывают с даты обнаружения нарушения. При этом срок давности по требованию об изъятии имущества из чужого пользования при изменении владельца не будет начинаться заново.

Автор текста — Руслан Петрусевич