Раздел арендованного земельного участка

Особенности раздела земельных участков: нюансы, о которых вы должны знать!

Это может быть:

  • общее имущество семьи: дети взрослеют и хотят отделиться от родителей;
  • наследство, разделяемое между родственниками;
  • раздел имущества в случае развода;
  • оформление участка, на котором уже расположены строения, находящиеся в разной собственности.

Основные понятия

Следует различать следующие понятия:

  • раздел общего имущества;
  • выдел доли из общего имущества.

При разделе общего имущества каждый владелец получает свою долю.

Выдел доли возможен, если участников собственности более двух. Тогда один из владельцев может выделить свою долю. При этом остальная часть останется в общем пользовании других участников.

Необходимо учитывать, что не все участки являются делимыми. Важным показателем является площадь земельного участка. Это нормируемая величина.Она должна быть не меньше установленных размеров участков, предоставляемых в пользование в соответствии с определенным целевым назначением.

Соответственно если участок подлежит разделению, то каждая его часть должна соответствовать этим требованиям.

В этом случае участок регистрируется в едином Земельном кадастре и ему присваивается номер. При несоответствии площадей участков минимальным нормам, они не могут быть занесены в реестр и разделены.

Также есть отдельные категории участков (например: земли, проданные или сданные в аренду под фермерское хозяйство), законодательно не подлежащие разделу. Нормы различаются по регионам.

Раздел производится с учетом доли каждого владельца.

Если технически это осуществить невозможно, то вопрос решается посредством денежной компенсации.

Раздел дома и земельного участка

При разделе земельного участка с домом в натуре (что это значит) предъявляется больше требований нормативно-технического характера:

  • возможность выделения изолированной площади каждому участнику раздела;
  • возможность организации отдельных входов с прилегающего участка;
  • наличие естественного освещения помещений;
  • обеспеченность системами водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации и вентиляции.

Раздел дома производится на основании данных строительно-технической экспертизы.

Краткий алгоритм действий

В случае раздела дом перестает быть единым объектом недвижимости.

Для раздела дома с земельным участком необходимо:

  1. составить соглашение между участниками собственности о разделе имущества: документ составляется в свободной письменной форме;
  2. заказать проведение кадастровых работ: в результате вы получаете паспорта на отдельные части дома и участка;
  3. подать заявление и документы на государственную регистрацию прав собственности на отдельные части и прекращение права общей.

Необходимые документы:

  • свидетельство на землю;
  • кадастровый паспорт участка и строений, расположенных на нем;
  • решение о получении разных адресов (оформляется в местной администрации);
  • межевые планы отдельных участков, составленные в органах кадастрового учета;
  • письменное согласие участников долевой собственности или владельца, заверенное нотариально.

Процесс может занять от одного до четырех месяцев. Это связано с осуществлением процесса межевания. Описанные правила действуют при установлении добровольного согласия между участниками процесса. При возникновении спорных вопросов раздел проводится в судебном порядке.

В этом случае при регистрации отдельных участков в пакет документов входит решение суда о разделе имущества.

По законодательству владелец части дома автоматически получает в собственность территорию, на которой эта часть дома расположена.

Без раздела жилого дома раздел участка невозможен.

Раздел муниципального участка

Представляет из себя образование нескольких участков из одного, относящегося к муниципальной собственности. При этом категория земли (целевое назначение) у новых участков должна сохраняться та же, что и у исходного.

Обычно необходимость раздела участка, сданного в аренду, возникает в результате отчуждения находящихся на нем объектов недвижимости.

Процедура раздела арендованного участка

К разделу муниципальных земель предъявляются те же требования: делимость участка, добровольное согласие участников и т.д. Согласие не требуется, если участок был выделен в пользование государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям.

Государственная регистрация прав на муниципальные участки проводится на основании заявления:

  • исполнительных органов государственной власти,
  • органовместного самоуправления,
  • лиц, получивших участки на определенных условиях.

Если участок признан неделимым, то оформление возможно только в форме долевой собственности владельцев объектов недвижимости либо аренды о множеством лиц со стороны арендатора.

В случае развода

В случае достижения договоренности между супругами вопрос решается по стандартной схеме:

  • составляется соглашение в письменной форме и заверяется у нотариуса;
  • заказываются паспорта на оговоренные в соглашении части дома, участка;
  • проводится регистрация права собственности на отдельные доли имущества и отмена совместного права.

В противном случае дело решается через суд. В суде будут рассматриваться права супругов на участок, характер построек. При этом суды часто обращаются к землеустроительной экспертизе.

В ходе экспертизы:

  • документально устанавливаются фактические размеры участка и порядок землепользования, границы отдельных участников;
  • проверяется соответствие фактических границ границам по документам;
  • предлагаются варианты раздела участка, учитывающие данные правоустанавливающих документов.

Регистрация проводится по решению суда о разделе имущества. При невозможности раздела участка, суд оставляет его в совместном пользовании супругов и устанавливает порядок пользования.
Для государственной регистрации в Росреестр предоставляются следующие документы:

  • заявление от каждого из супругов о государственной регистрации прав на доли, указанные в соглашении или решении суда;
  • паспорта заявителей;
  • соглашение при добровольном разделе участка;
  • постановление суда, если рассмотрение проводилось через судебные инстанции;
  • документ, подтверждающий приобретение участка во время нахождения супругов в браке;
  • свидетельство о разводе, если брак уже расторгнут;
  • документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • паспорта объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Заявление составляется по утвержденному образцу и рассматривается в течение 10 дней, после чего на руки выдаются документы, подтверждающие права собственности на законные доли.

Однако в реальной практике часто возникают нюансы, связанные с отсутствием или неправильным оформлением документов, несоответствии фактических площадей документально закрепленным и т.д.

Поэтому правильнее будет обратиться за помощью к специалистам.

Это избавит Вас от лишних переживаний и позволит произвести оформление документов в четком соответствии с законодательством и в минимальный срок.

Новое в природоохранном законодательстве с 01.01.2019 г.

воскресенье, 15.07.2018

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 01.01.2019 Г.

С 01.01.2019 г. вступают в силу поправки к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», в частности:

1) статьи 19 — 23 изложены в следующей редакции:

«Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

3. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды;

установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

………………

Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

технологические нормативы;

технические нормативы;

…………………………

2. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

………………………

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы

1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.

4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании»;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен статьей 23.1 следующего содержания:

«Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы

1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

2………………………………

3) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен статьей 28.1 следующего содержания:

«Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии

1. Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

2. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Области применения наилучших доступных технологий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который создает технические рабочие группы, включающие экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.

4. Сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения наилучшей доступной технологии являются:

наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

период ее внедрения;

промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 254-ФЗ.

6. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;

методология определения наилучшей доступной технологии;

описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;

технологические показатели наилучших доступных технологий;

методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;

данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;

экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;

сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

7. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

8. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

9. Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.»;

4) пункт 1 статьи 29 дополнен абзацем следующего содержания:

«технологические показатели наилучших доступных технологий.»;

5) глава V дополнена статьями 31.1 и 31.2 следующего содержания:

«Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

2. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

3. Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

расчеты технологических нормативов;

расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект программы производственного экологического контроля;

информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

4. К заявке на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), прилагаются:

проект программы повышения экологической эффективности, разработанной в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона;

планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

5. Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

6. Заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона.

7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу комплексного экологического разрешения, размещает заявку на получение комплексного экологического разрешения на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающей возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц.

8. Представление и рассмотрение в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, ее размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

9. Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти после рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения в месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

Основанием для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения являются отсутствие в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения информации и документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, несоответствие этих информации и документов установленным требованиям.

10. Комплексное экологическое разрешение содержит:

технологические нормативы;

нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

нормативы допустимых физических воздействий;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

требования к обращению с отходами производства и потребления;

согласованную программу производственного экологического контроля;

срок действия комплексного экологического разрешения.

11. Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

13. Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:

соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;

выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).

14. Комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Пересмотр комплексного экологического разрешения осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для выдачи комплексного экологического разрешения.

15. Пересмотр комплексного экологического разрешения и внесение в него изменений осуществляются по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя, получивших комплексное экологическое разрешение.

16. Изменения, вносимые в комплексное экологическое разрешение и не затрагивающие указанных в пунктах 10 и 11 настоящей статьи условий комплексного экологического разрешения, не требуют пересмотра комплексного экологического разрешения.

17. В случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, комплексное экологическое разрешение подлежит переоформлению одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

18. Комплексное экологическое разрешение подлежит отзыву в случае нарушения в течение шести месяцев и более установленных комплексным экологическим разрешением обязательных требований при осуществлении деятельности без его пересмотра в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей статьи, а также в случае снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

19. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять условия, предусмотренные комплексным экологическим разрешением, и несут ответственность за их несоблюдение или осуществление деятельности без комплексного экологического разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

2. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

информация о реализации природоохранных мероприятий;

данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

информация о программе производственного экологического контроля.

4. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

5. Представление в составе декларации о воздействии на окружающую среду и рассмотрение сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

7. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

9. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»;

6) в пункте 1 статьи 32 слова «субъектов хозяйственной и иной деятельности» заменить словами «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

18) в пункте 1 статьи 36:

а) слова «наилучшие существующие» исключить;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.»;

19) пункт 2 статьи 38 дополнить абзацем следующего содержания:

«Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.»;

То есть на стадии проектирования должно быть обосновано, что технологические нормативы объекта не превышают технологические показатели НДТ!

Так же изменения коснулись разработки проектов нормативов образования отходов (ПНООЛР):

с 01.01.2019 г. для объектов НВОС I-II категории НООЛР утверждаются на основании комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии соответственно.

При этом, предприятия, эксплуатирующие объекты НВОС указанных категорий, не имеют возможности получить КЭР или Декларацию в связи с отсутствием подзаконных нормативных актов, устанавливающих порядок разработки и подачи этих документов.

Для объектов НВОС III категории, IV категории и объектов без категории разработка НООЛР не требуется.

Другие новости

Зачем ставить объекты НВОС на учет?

Разработка природоохранной документации начинается с определения категории объекта по степени воздействия его на окружающую среду. Зачем? От категории НВОС зависит, какие разрешительные документы по экологической безопасности должны быть на предприятии и какую отчетность необходимо предоставлять.

В помощь плательщику НВОС — реквизиты Росприроднадзора по ХМАО

Реквизиты Росприроднадзора по ХМАО для уплаты НВОС. Вот они.

Проект нового КоАП РФ

На сайте https://regulation.gov.ru идет обсуждение Проекта Кодекса об административных правонарушениях. После вступления в силу положений нового КоАП РФ будут внесены существенные изменения, в том числе, в части экологических правонарушений, а именно: — полностью поменяется нумерация статей КоАП РФ; — появятся новые штрафные санкции; — изменятся некоторые составы административных правонарушений. В качестве примера обновленных статей, предлагаемых проектом КоАП РФ, можно обозначить:

Соглашение ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015
«О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

N 0001/13

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

N 01-12/65

СОГЛАШЕНИЕ

от 30 апреля 2015 года

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО

АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, АРЕСТОВАННОГО

ВО ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ИЛИ АКТОВ ОРГАНОВ, КОТОРЫМ

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ

ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России), ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество), его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на принудительную реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее — арестованное имущество), осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.

Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, возникающие при взаимодействии ФССП России и Росимущества по вопросам, связанным с передачей Росимуществу:

на хранение и реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно;

для осуществления учета, оценки и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства.

1.2. Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее — специализированные организации).

1.3. Руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств — старший судебный пристав, руководители территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечивают выполнение положений настоящего Соглашения.

2. Порядок взаимодействия Сторон

Территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.

Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.

2.2. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

2.3. Передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста — правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее — Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия — дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.

Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.

Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи.

2.4. По взаимному согласию сторон допускается обмен электронными документами в рамках межведомственного электронного документооборота, а также факсимильной связью либо электронной почтой, адреса которой получены путем официального письменного обмена информацией между территориальным органом ФССП России и Росимуществом (его территориальным органом). Регистрация указанных документов осуществляется в соответствии с инструкциями по делопроизводству сторон. Оригиналы документов должны быть представлены в течение десяти рабочих дней с момента их направления факсимильной связью либо электронной почтой.

2.5. Реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Реализация заложенного имущества осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.

2.6. Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) в десятидневный срок со дня получения арестованного имущества по Акту передачи размещает информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

При этом извещение о проведении торгов должно быть опубликовано Росимуществом (его территориальным органом, специализированной организацией) в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

При этом в случае реализации заложенного недвижимого имущества Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) публикует извещение о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также не позднее дня, следующего за днем опубликования данного извещения, размещает соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

2.7. Если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя.

2.8. В случаях, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель в день уведомления выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов, копию которого незамедлительно передает в Росимущество (специализированные организации).

Постановление о снижении цены на пятнадцать процентов является основанием для дальнейшей реализации арестованного имущества Росимуществом (специализированными организациями).

2.9. Росимущество (специализированные организации) в течение десяти рабочих дней после даты перечисления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на соответствующие счета структурных подразделений (отделов) территориального органа ФССП России направляет территориальному органу ФССП России отчет о результатах реализации арестованного имущества (далее — Отчет).

2.10. Отчет подписывается уполномоченными должностными лицами ФССП России, Росимущества, их территориальных органов.

В Отчет не включаются сведения о расходах, связанных с реализацией арестованного имущества.

2.11. Подписанный Отчет территориальный орган ФССП России в течение двух рабочих дней после даты его подписания направляет в Росимущество.

2.12. Датой окончания реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.

3. Перечисление денежных средств, полученных от реализации

арестованного имущества

3.1. Денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).

4. Возврат арестованного имущества и порядок

приостановления процедуры реализации

4.1. Если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по Акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).

4.2. Если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено, исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения отложены либо предоставлена отсрочка или рассрочка, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в территориальный орган ФССП России и в Росимущество (специализированные организации) копию соответствующего постановления или определения.

Росимущество (специализированные организации) немедленно после получения от территориального органа ФССП России или судебного пристава-исполнителя соответствующего постановления или определения приостанавливает процедуру реализации арестованного имущества.

4.3. При возникновении оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также если срок приостановления исполнительного производства либо отложения исполнительных действий, либо предоставления отсрочки или рассрочки исполнительных документов превышает срок реализации арестованного имущества, судебный пристав-исполнитель отзывает арестованное имущество с реализации путем вынесения постановления об отзыве арестованного имущества с реализации и незамедлительно направляет его копии в территориальный орган ФССП России и Росимущество (специализированные организации).

4.4. Постановление судебного пристава-исполнителя об отзыве арестованного имущества с реализации является основанием для прекращения действия реализации арестованного имущества. В связи с этим Росимущество (специализированные организации) в течение трех рабочих дней со дня получения копии постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязано передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество (документы на имущество) по Акту передачи.

5. Порядок и формы контроля за исполнением положений

настоящего Соглашения

5.1. ФССП России, ее территориальные органы, судебный пристав-исполнитель обеспечивает:

5.1.1. Контроль за организацией реализации арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Соглашения.

5.1.2. Принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении фактов нарушений положений настоящего Соглашения.

5.1.3. Исполнение запросов Росимущества, предусмотренных настоящим Соглашением.

5.1.4. Информирование в течение трех рабочих дней в письменной форме Росимущества об изменении банковских реквизитов территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений.

5.2. Территориальный орган ФССП России, судебный пристав-исполнитель вправе:

5.2.1. На любой стадии подготовки и проведения процесса реализации ознакомиться с любыми документами, связанными с проведением торгов.

5.2.2. Письменно запрашивать любые документы или информацию, связанные с реализацией имущества в рамках исполнительного производства.

5.2.3. Обращаться в случае выявления фактов нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации в Росимущество с предложением принять соответствующие меры реагирования. При повторном нарушении инициировать процедуру расторжения договорных отношений с данными организациями путем направления соответствующего обращения в Росимущество.

5.2.4. Судебные приставы-исполнители, осуществляющие действия по соответствующему исполнительному производству, при условии предварительного уведомления территориального органа ФССП России и Росимущества (его территориального органа, специализированной организации), вправе присутствовать при проведении торгов, о чем указывается в протоколе заседания комиссии по проведению торгов.

5.3. Росимущество обеспечивает:

5.3.1. Контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Соглашения.

5.3.2. Уведомление ФССП России о выявлении фактов нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящего Соглашения со стороны территориальных органов ФССП России, судебных приставов-исполнителей.

5.3.3. Сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.

5.3.4. Представление в течение десяти календарных дней по запросу ФССП России, ее территориальных органов, судебного пристава-исполнителя информации и справки о ходе реализации арестованного имущества.

5.3.5. Рассмотрение в течение 30 дней с момента поступления обращения ФССП России, ее территориального органа о выявленных фактах нарушений специализированными организациями условий государственного контракта и норм законодательства Российской Федерации. О результатах и принятых мерах сообщает в ФССП России (территориальные органы).

Инициирование расторжения в течение 30 дней с момента поступления повторного обращения ФССП России, ее территориального органа отношений со специализированными организациями либо представление в ФССП России, ее территориальный орган мотивированного заключения об отказе.

5.3.6. Прекращение передачи арестованного имущества на реализацию специализированным организациям при инициировании процедуры расторжения отношений с данными специализированными организациями.

5.4. Росимущество вправе:

5.4.1. Запрашивать и получать у территориальных органов ФССП России, судебного пристава-исполнителя дополнительные документы, необходимые для реализации арестованного имущества.

5.5. ФССП России и Росимущество:

5.5.1. Осуществляют регулярный обмен информацией и документами по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

5.5.2. Проводят аналитические исследования и совместные обобщения по проблемам, затрагивающим их интересы, направленные на успешное решение возложенных на них задач.

5.5.3. Проводят рабочие встречи представителей сторон по конкретным вопросам взаимодействия.

5.5.4. Проводят совместный анализ причин возврата нереализованного арестованного имущества с целью повышения эффективности процесса реализации.

5.5.5. Осуществляют регулярный обмен адресами и контактными телефонами территориальных органов и специализированных организаций.

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

Заместитель Министра

экономического развития

Российской Федерации —

руководитель Федерального

агентства по управлению

государственным имуществом

О.К.ДЕРГУНОВА

1. Комментируемая статья регламентирует залог исключительных прав. Данный правовой институт вводится законодателем впервые; Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге» предусматривал возможность передачи в залог любых имущественных прав, но регламентации относительно залога исключительных прав ГК РФ ранее не знал.

Объектом правового регулирования данной статьи являются исключительные права. В п. 1 предусмотрено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий могут быть предметом залога в той мере, в какой ГК РФ допускает их отчуждение.

Основным элементом понятия «исключительное право» является право на использование объекта интеллектуальной собственности. Однако исключительное право предполагает возможность не только использовать объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению в своих интересах (причем исключительно самим правообладателем на определенных законом условиях, с запрещением посторонним лицам пользоваться интеллектуальными объектами), но и распоряжаться исключительными правами. Когда правообладатель разрешает другим лицам использовать свое произведение, он осуществляет распоряжение своим исключительным правом. Правомочия правообладателя, представляющие содержание его исключительного права и состоящие из элементов использования и распоряжения, являются тесно связанными между собой, но самостоятельными понятиями.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет перехода исключительного права к лицензиату.

К результатам (объектам) интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, подлежащим правовой охране, закон относит:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы и т.д. (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

2. Как установлено в п. 2 комментируемой статьи, государственная регистрация залога исключительных прав осуществляется в соответствии с правилами ГК РФ.

В соответствии с требованиями ст. 1232 ГК РФ, в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора также подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляются посредством государственной регистрации соответствующего договора.

В настоящее время государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1020. Данным нормативным актом предусмотрено, что государственная регистрация договоров, а также перехода исключительного права без договора осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) документы представлены в отношении объектов, правовая охрана которых не прекращена или не признана недействительной в установленном порядке;

б) сведения о правообладателе (патентообладателе), предмете договора (номер патента, свидетельства, объем правовой охраны, срок действия исключительного права) или сторонах по договору соответствуют сведениям, имеющимся в Государственном реестре изобретений РФ, Государственном реестре полезных моделей РФ, Государственном реестре промышленных образцов РФ, Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ, Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ, Реестре топологий интегральных микросхем, Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных;

+Читать далее…

в) в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на объект интеллектуальной собственности имеется условие о вознаграждении или порядке его определения;

г) в договоре не содержится внутренних противоречий;

д) права, являющиеся предметом договора, не выходят за пределы имеющихся у стороны договора прав;

е) при расторжении договора в одностороннем порядке в договоре содержится положение о возможности такого порядка расторжения договора.

Несоблюдение требования о государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо договора о предоставлении другому лицу права использования такого результата или такого средства влечет недействительность соответствующего договора. При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права без договора такой переход считается несостоявшимся.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что к договору залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации применяются общие положения о залоге (ст. ст. 334 — 356 ГК РФ), а к договору о залоге прав, вытекающих из договора об отчуждении исключительных прав, лицензионного и сублицензионного договоров — положения о залоге обязательственных прав (ст. ст. 358.1 — 358.8 ГК РФ). Указанный порядок действует, если иное не установлено ГК РФ и не вытекает из содержания или характера соответствующих исключительных прав (к примеру, отнюдь не всякое исключительное право может быть реализовано в порядке, предусмотренным ст. ст. 350 и 351 ГК РФ).

4. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, по договору залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель в течение срока действия этого договора без согласия залогодержателя вправе использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство, за исключением случая отчуждения исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Залогодатель не вправе отчуждать исключительное право без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором. Говоря иначе, исключительное право на некий охраняемый законом объект является сложной, а потому и делимой конструкцией.

С одной стороны, нахождение исключительного права в залоге ограничивает залогодателя в ряде правомочий (аналогично тому, например, что закрепляет ст. 1227 ГК РФ о переходе права собственности на вещь, не влекущем переход исключительного права на тот результат, который выражен в данной вещи), с другой — залогодателю позволено извлекать полезный эффект из результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (для коммерческого оборота последняя категория, вероятно, даже важнее). Норма сформулирована как диспозитивная, так что договором залога может быть предусмотрена возможность залогодателя отчуждать исключительное право без согласия залогодержателя (но, к примеру, с его немедленным уведомлением в письменной форме и т.п.).