Работа со сведениями составляющими государственную тайну

Статья: Работа со сведениями, составляющими государственную тайну: начисление и выплата надбавки за допуск к государственной тайне (Кантеровский А.) («Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, n 3)

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 3
РАБОТА СО СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ:
НАЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА НАДБАВКИ
ЗА ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
Отнесение сведений к государственной тайне продиктовано обеспечением безопасности государства. Работа с такими сведениями подлежит оплате в повышенном размере. Рассмотрим особенности работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок ее компенсирования в 2007 г.
Правоотношения в сфере допуска к государственной тайне регулируются несколькими нормативными документами, основным из которых является Закон «О государственной тайне» , действующий как на территории РФ, так и за ее пределами. Обязанность исполнения данного Закона возлагается на организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы собственности, должностных лиц и граждан РФ, взявших на себя обязательство исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
———————————
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».
Рассмотрим, какие сведения составляют государственную тайну и кто имеет допуск к ним, а также как осуществляется эта работа.
Определение государственной тайны дано в ст. 2 Закона «О государственной тайне» — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в военной области, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Полный их перечень представлен в ст. 5 Закона «О государственной тайне».
Однако не все сведения могут быть засекречены. Как указано в ст. 7 Закона «О государственной тайне», не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие.
Стоит отметить, что работа с секретными сведениями строится на добровольной основе. В силовых ведомствах к ней допускаются как военнослужащие, так и гражданские лица, а также сотрудники специальных подразделений. Особенностью допуска к государственной тайне является то, что составляющие ее сведения разделены по степени секретности (ст. 8 Закона «О государственной тайне»):
— «особой важности»;
— «совершенно секретно»;
— «секретно».
При этом отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к соответствующим степеням защиты устанавливают согласно Постановлению Правительства РФ N 870 руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В соответствии с п. 3 данного Постановления:
— к сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;
— к совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;
— к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
———————————
Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Обратите внимание: наличие у военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
При оформлении допуска военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, помимо Закона «О государственной тайне» следует руководствоваться Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Исходя из п. 6 данной Инструкции выдача допуска первой и второй формы осуществляется после проведения проверочных мероприятий ФСБ России, а третья форма выдается военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим руководителями учреждений силовых ведомств без проверочных мероприятий ФСБ России.
Нельзя не обойти вниманием и основания отказа в допуске к государственной тайне. Они предусмотрены ст. 22 Закона «О государственной тайне», в соответствии с которой на руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, возлагается обязанность принятия решения об отказе к допуску военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств к государственной тайне в случае:
— признания указанных лиц судом недееспособными, ограниченно дееспособными или рецидивистами, нахождения их под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у них неснятой судимости за эти преступления;
— наличия у них медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России от 16.03.1999 N 83 «О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»;
— постоянного их проживания или близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
— выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности РФ;
— уклонения их от проверочных мероприятий и (или) сообщения ими заведомо ложных анкетных данных.
Кроме того, лицам, уже допущенным к государственной тайне, действие допуска может быть прекращено также в случаях расторжения с ними трудового договора или контракта в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или при установлении однократного нарушения взятых обязательств по защите государственной тайны (ст. 23 Закона «О государственной тайне»). При этом допускается обжалование решений о прекращении допуска в судебном порядке. В то же время решения суда зависят от правильного исследования всех представленных на рассмотрение материалов.
Так, в Определении ВС РФ от 27.03.2001 N 73-Г01-5 была рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить жалобу истца без удовлетворения в связи с тем, что одним из оснований отказа к допуску, предусмотренных в ст. 22 Закона «О государственной тайне», считается постоянное проживание его близких родственников за границей и (или) оформление указанным лицам документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. Это и было установлено в ходе проверочных мероприятий представленных гражданином сведений. Кроме того, истец несвоевременно проинформировал структурное подразделение по защите государственной тайны о выезде за границу.
Доводы истца о том, что он своевременно информировал администрацию учреждения о выезде родственника за границу, о несоблюдении порядка ознакомления его с принятыми решениями о прекращении допуска и отказе в допуске к государственной тайне и другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.
Стоит отметить, что суд принял во внимание то, что администрация учреждения, в соответствии со ст. 22 Закона «О государственной тайне», исследовала факты, послужившие отказом в выдаче допуска к государственной тайне. Однако судебные органы не всегда находятся на стороне учреждений.
Определением ВС РФ от 18.02.2002 N 45-Г02-4 рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверив материалы дела, судебная коллегия ВС РФ приняла решение отменить решение суда по следующим основаниям.
Отказав гражданину, суд принял во внимание, что проведенной проверкой УФСБ по субъекту РФ были выявлены нарушения в организации секретного делопроизводства, а именно: нарушение контроля за ведением секретного делопроизводства, отсутствие инициативы в решении вопросов совершенствования режима секретности. Однако судебная коллегия приняла к сведению, что прежде чем принимать заключение об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, орган безопасности обязан был руководствоваться условиями отстранения, перечисленными в ст. 23 Закона «О государственной тайне». Вместе с тем суд в нарушение ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не проверил представленные гражданином доводы о том, что установленные нарушения являются результатом деятельности всего структурного подразделения по защите государственной тайны, кроме того, в его должностные обязанности не входит ведение секретного делопроизводства, а ответственные за его ведение лица понесли дисциплинарные наказания.
Социальные гарантии лицам, допущенным к работе
со сведениями, составляющими государственную тайну
Согласно ст. 21 Закона «О государственной тайне» допуск военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к государственной тайне сопряжен с предоставлением им следующих социальных гарантий:
— процентных надбавок к денежному довольствию и заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
— преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе (службе) при проведении органами государственной власти организационных и штатных мероприятий.
Стоит отметить, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных подразделениях.
Начиная с 01.01.2007 социальные гарантии в виде надбавок военнослужащим и гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ N 573 , которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны (далее — Правила выплаты надбавок). До 01.01.2007 социальные гарантии устанавливались Постановлением Правительства РФ N 1161 .
———————————
Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Постановление Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне».
Принимая во внимание, что в Постановлении N 573 и в ранее действовавшем Постановлении N 1161 в основном отражены только размеры ежемесячных надбавок, общий порядок их выплат приведен в Постановлении Минтруда России N 84 , которым утверждены Разъяснения по их выплате (далее — Разъяснения).
———————————
Постановление Минтруда России от 23.12.1994 N 84 «Об утверждении Разъяснения «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне».
Ниже рассмотрим особенности выплаты каждой из надбавок.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями,
составляющими государственную тайну
В чем заключаются основные отличия нормативных документов, регулирующих выплаты надбавок за допуск к государственной тайне? Такими документами установлены размеры и условия их выплат. Так, если согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 военнослужащим, служащим и иным работникам силовых ведомств размер надбавки к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, устанавливался в определенном размере, а именно:
— за работу со сведениями «особой важности» — 25%;
— за работу со сведениями «совершенно секретно» — 20%;
— за работу со сведениями «секретно» — 10%,
то начиная с 2007 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 573 размер ежемесячной процентной надбавки имеет как низшее, так и высшее пороговое значение:
— за работу со сведениями «особой важности» — 50 — 75%;
— за работу со сведениями «совершенно секретно» — 30 — 50%;
— за работу со сведениями «секретно» при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий — 10 — 15%;
— за работу со сведениями «секретно» без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10%.
В чем особенность внесения изменений в размеры выплат ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну? Ответ на этот вопрос дан в абз. 3 п. 1 Правил выплаты надбавок, в соответствии с которым установление определенной процентной надбавки военнослужащим, служащим и иным работникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, зависит не только от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, но и от объема сведений, с которыми работают указанные лица, а также срока, в течение которого за соответствующим документом сохраняется секретность. В ранее действовавших нормативных документах при определении размера надбавки объем сведений и срок секретности документов не предусматривались.
Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 573 силовые ведомства самостоятельно устанавливают конкретные размеры ежемесячных процентных

Выплаты доходов из России в пользу нерезидентов: особенности налогообложения

Алексей Васильевич Гайдов — Управляющий партнер, адвокат

При совершении платежей от российских организаций в пользу нерезидентов (в том числе, офшорных компаний) необходимо учитывать нормы налогового законодательства. Так, в соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в РФ.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (пункт.4 статьи 286 НК РФ).

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), которые относятся к “доходам иностранной организации от источников в РФ” и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

Виды доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации Ставка налога у источника выплаты Основание (пункт и статья НК РФ)
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций (подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 15 %

абз. 2 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход от долговых обязательств любого вида (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг) (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)

15, 9 или 0 %, в зависимости от того, когда были эмитированы ценные бумаги

абз. 3 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации недвижимого имущества. находящегося на территории РФ (подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (подп. 7 п.1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от международных перевозок (в т.ч. демереджи и прочие платежи. возникающие при перевозках) (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости (подп. 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам. выпущенным российскими организациями , права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемые лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ. 30%

п. 9 ст. 310.1 НК РФ,
п. 4.2 ст. 284 НК РФ

В подпункте 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ в числе доходов иностранной организации от источников в России, указаны «иные аналогичные доходы».

Позиция Минфина России относительно содержания данной категории доходов заключается в следующем.

Если доход иностранной организации, не связанный с осуществлением деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации,

  • не поименован в перечне пункта 1 статьи 309 НК РФ и в то же время,
  • на данный доход не распространяется действие норм пункта 2 статьи 309 НК РФ,

то такой доход может квалифицироваться как «иные аналогичные доходы» и подлежать налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода (Письмо Минфина России от от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/2/133).

В более раннем Письме Минфина также сообщалось, что “аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1-9 пункта 1 статьи 309, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в т.ч. через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

В частности, к «иным аналогичным доходам» относятся доходы от реализации на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами, а также, например, доходы за предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации” (Письмо Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/478).

Варианты толкования данного пункта следует также искать в арбитражной практике.

Например, суд счел возможным отнести к таким “аналогичным” доходам вознаграждение, выплаченное иностранной компании за оказанные ею услуги поручительства по кредитному обязательству (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2013 г. № Ф03-5168/13 по делу N А73-31/2012).

Однако, в целом арбитражная практика не поддерживает расширительное толкование понятия “иные аналогичные доходы” налоговыми органами (см. напр., Постановление ФАС СКО от 28 июня 2013 г. по делу № А53-13488/2012; Постановление ФАС СЗО от 25 июня 2012 г. по делу № А56-37279/2011; Постановление ФАС СЗО от 4 июня 2012 г. по делу № А56-37086/2011; Постановление ФАС МО от 14 октября 2011 г. по делу № А40-151888/2010; Постановление ФАС МО от 8 апреля 2010 г. по делу № А40-115092/09-126-758 и др.).

Наконец, необходимо иметь в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

ВАЖНО: Согласно пункту 2 статьи 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимого имущества или акций/долей российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, к указанным «иным аналогичным доходам» следует относить доходы иностранной организации от источников в России, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, с учетом исключений предусмотренных пунктом 2 статьи 309 НК РФ.

Медосмотр – это процедура выявления профессиональных болезней на предприятии, которая контролируется законодательством и имеет особое значение как для работодателя, так и для работника. Медосмотр выявляет патологии и болезни, которые сами сотрудники могли попросту не замечать.

Регулярная профилактика позволяет своевременно избежать распространения инфекционных заболеваний на предприятии, профессиональных заболеваний работников, таким образом периодические медосмотры на предприятии очень полезны.

Общие понятия

В юридическое поле определение медицинского осмотра попало после аналогичного понятия “медицинское освидетельствование” в 2006 году (данные поправки в Федеральный ТК были законодательно внесены тридцатого июня 2006 года (N90-ФЗ)), однако его сущность после данных редакций никак не потеряла исходного значения.

Ныне функционирующее федеральное право не предоставляет определений медосмотру, однако происхождение этого сочетания слов, а кроме того сущность данного события дают возможность раскрыть его функциональное значение.

Медосмотр представляет собой профессиональное обследование пациента медработником на предмет заболеваний.

“Освидетельствование” подразумевает подтверждённое в результате экспертизы заключение о здоровье пациента, включающее в себя все соответствующие итоги первичного обследования.

Термин “медицинского освидетельствование” более четко сформулирован в ст. 65 ФЗ от 21.11.11 N323-ФЗ и предполагает комплекс мер медосмотра и обследования, нацеленного на фактическое подтверждение того, что здоровье пациента находится в каком-либо значимом с юридической точки зрения состоянии.

Более расширенные врачебные осмотры – это периодические врачебные осмотры с наращенным списком участвующих в их медицинских работников-экспертов и используемых способов освидетельствования.

Периодический медосмотр нужно проводить для того, чтобы осуществлять контроль самочувствия работников организации, своевременно обнаруживать инфекционные заболевания на предприятии.

Про первичный медосмотр при приеме на работу читайте в нашей статье.

Кроме того содействовать предупредительным и реабилитационным действиям сотрудников, способствующим профилактике заболеваний, предостерегать любые эпизоды, связанные с болезнями или травмами на производстве.

Постоянные медицинские осмотры осуществляются в течение всех этапов деятельности работников у работодателя через определенные кратковременные интервалы. Цикличность их выполнения находится в зависимости от вредоносности производственных условий, которые оказывают большое влияние на работника производства.

Есть довольно четкое определение медицинского обследования (осмотра): это совокупность врачебных и медикаментозных мер, устанавливающих и определяющих патологии, болезни и условия их возникновения и дальнейшего развития.

Медобследование разделяется на несколько категорий: профилактическое, предварительное, периодичное, пресменное/пререйсовое, постсменное/пострейсовое.

Осмотры могут вестись исключительно в основное рабочее время, т.е. быть встроенными в график, и быть оплаченными в объеме обычного оклада работника (абзац 11, часть 2, статья 212 Федерального Трудового кодекса).

Проведение медосмотров надзирается муниципальным ведомством Роспотребнадзора. В данный контролирующий орган работодатели отсылают перечень своих сотрудников, доступных медосмотру, в десятидневный период с дня его принятия (пункт 21, часть III, Дополнения N3 к Приказу N302н).

После окончания медосмотра медорганизация вместе с контролирующим органом оформляет итоговый документ с результатами выполнения осмотра, после чего один образец отсылается работодателю, а прочие – в региональный аппарат Роспотребнадзора и местный центр профпатологии.

Если в процессе медосмотра у сотрудника была обнаружена болезнь профессионального характера, то она должна иметь подтверждение со стороны какого-либо лицензированного медицинского учреждения, обладающего разрешением на возможность осуществлять экспертизы и доказывать взаимосвязь специфических болезней со специальностями.

Кто обязан проходить медосмотр на работе и за чьи средства?

После приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N302н, с 1 января 2012 г. вступили в силу принципы, которые обязывают всех работодателей осуществлять регулярные медицинские осмотры и оплачивать их за счет собственных средств.

Но это затрагивает лишь те ситуации, в которых у сотрудников организации на самом деле существуют проблемы, к примеру, с вредным производством, или другими тяжёлыми условиями труда, оказывающими влияние на здоровье сотрудников.

В соответствии с Приказом N302н обязательные осмотры касаются сотрудников, занятых в образовательных отраслях, отраслях здравоохранения, медицинской индустрии, в социальной сфере, в строительной сфере, в сфере автотранспорта, в сфере домашнего сервиса и иных областях, в каковых сотрудники могут подвергаться влиянию вредоносных условий.

Плановый медосмотр в организации проводится на предмет профессиональных заболеваний, и поэтому беременность не является в этом случае предметом для споров — беременные сотрудницы проходят плановый осмотр так же, как и все остальные сотрудники.

Положение о проведении медосмотров в организации

Положение о проведении медосмотров – это документ, представляющий собой нормативный акт, определяющий периодичность и цикличность проведения обязательных медицинских осмотров на предприятии.

В данном документе отражаются не только плановые, но так же и внеплановые осмотры сотрудников в организации. Документ разрабатывается в соответствии с текущим законодательством, а в частности с особым вниманием к ключевым требованиям Федерального Трудового кодекса и приказам Минздравсоцразвития. Документ составляется в произвольной форме.

Образец Положения о первичных и периодических медосмотрах скачивайте здесь бесплатно.

Периодичность осмотров

Не так давно поменялась периодичность выполнения медосмотров. Вплоть до 01.01.12г. существовало положение, по которому осмотры необходимо было повторять с интервалом никак не реже 1-го раза в 2 года.

Но на сегодняшний день то, как часто следует проводить обязательные медицинские осмотры, отображено в Приказе N302н – различные вредоносные для здоровья производственные условия, для различных видов труда, для которых проводятся данные мероприятия, – ежегодно или до раза в 2 года (Дополнения N1, N2 к Приказу N302н).

Сотрудники предприятия, работающие на производстве, не достигшие 21 года, обязаны проходить такие медосмотры каждый год, согласно пункту 17 ч. III Дополнения N3 к Приказу N302н.

Однако индивидуальная частота проведения осмотров для каждого отдельного предприятия зависит от вредности трудовых условий. Периодические осмотры осуществляются при разработке именных перечней, в которых указывают факторы опасности, трудовые характеристики и т.д. Всё это отображает реальное положение дел в организации.

Статья 219 Трудового кодекса регулирует правовые отношения в сфере внеочередных медицинских осмотров.

Внеплановый медосмотр – это вид медицинского обследования, документально не оформленный и не внесённый контролирующими органами в соответствующие списки.

Внеочередной медосмотр может проводиться как по заявлению работника предприятия, так и с инициативы работодателя, если у оного имеются подозрения на профнепригодность работника.

Один из вариантов периодического медосмотра – это пресменный/пререйсовый осмотр, проводящийся перед трудовым днём/сменой/рейсом работника-водителя, для раскрытия возможного влияния вредоносных и небезопасных для работы предприятия вероятных производственных условий, состояний или болезней, мешающих осуществлению трудовых обязательств.

В том числе установление опьянения, если оно есть, от спиртосодержащих напитков, наркотическое опьянение, а также другие токсические виды опьянений (статья 46 закона РФ от 21 Ноября 2011года N323-ФЗ).

Осмотр осуществляется в начале каждого рабочего дня ответственным сотрудником. Периодический медосмотр для водителей проводится один раз в 2 года. Порядок прохождения медосмотра водителей регулирует Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н.

Алгоритм проведения

Приблизительный алгоритм проведения медосмотра выглядит примерно так:

  1. Создать и утвердить единый перечень (списки сотрудников), в который входит весь основной контингент а так же поимённый перечень лиц для прохождения осмотра.
  2. Данный документ следует согласовать с Росподребназдором (такие документы оформляются сотрудниками кадровых отделов или чиновников из службы охраны труда, которые так же и занимаются большей частью “бумажных” дел, связанных с медосмотрами).
  3. Найти подходящий лицензированный лечебно-диагностический центр и заключить с ним договор (сюда, за два месяца до начала обследований и сразу после согласования с Роспотребнадзором, и попадает перечень, где уже медицинская организация использует эти данные для составления собственного календаря осмотров, который затем будет согласован с заказчиком).
  4. Издать соответствующий приказ об обязательных медицинских осмотрах по всей организации.
  5. Позаботиться о том, чтобы все работники организации были ознакомлены с приказом, а также возможными последствиями его игнорирования.
  6. Каждому из работников предоставить направления на осмотр.
  7. Получить результаты медицинской экспертизы в установленные сроки. В результате экспертизы работодатель получает данные о профпригодности личного состава к их непосредственной трудовой деятельности.

Осмотр проводится в медучреждении и считается полностью завершённым только после полного обхождения всех врачей и прохождения всех общих лабораторных исследований.

Так же после завершения всех процедур клиенту выдаётся заключение, которое он затем передаёт своему работодателю. Второй же экземпляр навсегда остаётся в медучреждении и вклеивается в медицинскую карту пациента.

Сотрудники предприятия, у которых не выявили каких-либо препятствующих нормальной работе патологий, получают на руки специальное заключение медкомиссии.

Если же у сотрудника были найдены какие-то заболевания, то они тоже отражаются в заключении, и тогда у данного работника может быть два выхода — он может либо полностью прекратить трудовые отношения с данной организацией, то есть попросту уволиться, либо же перевестись на другую должность в той же организации.

Работодатель обязан предложить альтернативное место работы, труд на котором не противоречит медицинским показателям данного работника, в соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального Трудового кодекса.

Перечень врачей-специалистов

Председателем медицинской комиссии может назначаться профпатолог, а в составе врачебной комиссии обязаны быть доктора-специалисты-профпатологи, прошедшие соответствующие процессы повышения квалификации по их непосредственной специальности (пункт 5, часть I Дополнения N3 к Приказу N302н).

Для всех разновидностей сотрудников, подходящих под обязательные медицинские осмотры, неизбежны так же обследования специалистами-психиаторами и наркологами (в соответствии со ссылкой N3 к дополнению N1 к Приказу N302н).

Кто должен нести ответственность за несвоевременное прохождение медосмотра?

За проведение регулярных медицинских осмотр отвечает работодатель. Это затрагивает тех разновидностей работников, что указаны в текущем федеральном трудовом праве (в соответствии с абзацем 11, частью 2, статьёй 212 Федерального Трудового кодекса).

Сотрудник же обязан проходить лишь плановые осмотры – данное положение зафиксировано статьёй 214 Федерального ТК, в соответствии с которым сотрудники обязаны проходить обязательные периодические врачебные проверки по распоряжению их непосредственного руководства.

Данное требование в отдельных случаях может быть локализовано обоюдным соглашением внутри компании, все стороны должны быть осведомлены о наличии таких медосмотров при подписании коллективного акта.

Если работник не прошел периодический медосмотр, что делать? При несогласии сотрудника провести осмотр предприятие может временно снять его с должности либо каким-то образом отстранить от трудовой деятельности, в соответствии со статьёй 76 Федерального Трудового кодекса.

В промежуток времени, когда сотрудник отстранен от трудовой деятельности, зарплата сотруднику не перечисляется, помимо отдельных исключительных ситуаций согласно статье 76 Трудового кодекса.

Данный временной промежуток не включается в трудовой стаж, предоставляющий возможность годового оплачиваемого отпуска (статья 121 Трудового кодекса).

В случае, если в конкретных поставленных условиях инициатором и виновником конфликта выступает работодатель, то период отстранения работника определяется как простой (по статье 157 ТК).

Штраф за непрохождение периодического врачебного осмотра

Размер штрафов теперь существенно вырос, а внимание контролирующих органов к нарушениям, связанным с организацией и ведением медосмотров, за последние годы сильно возросло.

На сегодняшний день размер штрафных санкций для должностных лиц за отказ от медосмотра составляет 15-25 тысяч рублей, для организаций – 110-130 тысяч рублей (в соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Федерального Кодекса об административных правонарушениях).

И при этом чиновники контролирующих органов имеют право при составлении учётной картины рассчитать всех сотрудников организации, которые не посещали врачей, что в итоге выльется в штрафы с многозначными цифрами. Данный штраф налагается на всю компанию и пытаться оспорить его в суде не имеет смысла.

Например, в одном из подобных дел работник аргументировал пропуск медицинских осмотров тем, что оценка условий труда на рабочем месте (т.е. аттестация) не показала каких-либо проблем, и это избавило руководство компании от необходимости в постоянных медицинских проверках.

Суд данный аргумент не принял, т.к. компания принадлежала к категории предприятий общепита, а сотрудникам таких предприятий положены регулярные проверки согласно части 2 статьи 203 Федерального Трудового кодекса от 2 января 2000 года ст-23 фед. закона №29-ФЗ и пункта 15.1 СП 2.3.6. 1079–01.

В итоге судебным решением деятельность предприятия была приостановлена.

Нужен ли психиатр на медосмотре узнайте из видео: