Проверка перед возбуждением уголовного дела

Содержание

Доследственная проверка сообщения о преступлении. Роль защиты на процессуальной стадии проверки

Из общего содержания ст.ст. 144-145 УПК РФ следует, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно процессуальным законодательством, принять по нему решение:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по посредственности.

Проверка сообщения о преступлении предполагает проведение соответствующих комплексных проверочных мероприятий к которым можно отнести:

  • Получение объяснений от очевидцев происшествия

  • Осмотр места происшествия

  • Проведение экспертиз

  • Освидетельствование лиц

  • Получение образцов (биологических, почерка и т.д.) для исследований

  • Проведение документальных проверок

  • Производство выемки документальных материалов

  • Сбор документов, содержащих характеризующие сведения и другую информацию (прим.: данные информационного центра о ранее совершаемых лицом правонарушений или преступлений), не защищенную охраняемой законом тайной

  • Истребование и приобщение документов (копий или оригинал) из административного производства (например: протокол досмотра транспортного средства)

  • Истребование и приобщение материалов оперативно-розыскной деятельности.

Перечень проверочных мероприятий уголовно-процессуальным законодательством строго не ограничен, поэтому к ним могут относится и иные способы получения данных, вытекающие из общих определений проверочных мероприятий и незапрещенные законом.

Проводить такие проверочные мероприятия могут только органы дознания и следствия.

Для чего нужен защитник в процессе доследственной проверки:

При проверке сообщения о преступлении органы следствия уже определяют наличие состава преступления в действиях того или иного лица, а потому формируют свою позицию о том, кто является потенциальным преступником, и кто является объектом преступления (потерпевшим).

Есть несколько наиболее типичных вероятных ситуаций при проведении доследственной проверки:

  • Подавляющее большинство доследственных проверок не доходят до возбуждения уголовного дела, поскольку проверка сообщения просто не усматривает состава преступления в действиях конкретного лица либо самого события преступления.

  • При наличии явных признаков преступления, как в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти, следственные органы возбуждают уголовное дело незамедлительно для возможности выполнять необходимые следственные действия.

  • Следственные органы находятся в длительных раздумьях и сомнения в принятии решения о возбуждении уголовного дела, поскольку явные и полные признаки состава преступления отсутствуют, а допустимые возможности по сбору сведений не дают должного результата. Например: обнаружен труп с признаками насильственной смерти, но эти признаки указывают на гибель при пожаре, а вот причина пожара и вероятность поджога остаются неисследованными в должной мере по ряду объективных и субъективных причин.

Лица, заподозренные в совершенном преступлении, могут стать сами источником сведений, достаточных для установления в их действиях умысла о совершенном преступлении, наличия доказательств в каком-либо месте, в том числе вещей, которые могут носить на себе следы преступлений и т.д.

Поэтому очевидцы могут опрашиваться для получения письменного объяснения. С участием очевидцев могут проводиться осмотры места происшествия. В отношении таких лиц также проводиться различного рода экспертизы и оперативно-розыскные мероприятия.

На этапе непосредственного участия в данных проверочных мероприятиях у подвергнутого проверке лица появляются определенные права, обязанности и ответственность. Гарантам соблюдения прав личности в данном случае выступает защитник – адвокат.

Адвокат не только допускается к участию в проверочных мероприятиях для формального присутствия, но и консультирует, помогает определиться с тактикой дачи пояснений по материалу проверки, с целью не допустить искажения полученных от лица сведений, которые могли бы скомпрометировать опрашиваемого.

Адвокат призван способствовать исключению неполноты проводимых экспертиз в рамках проверки и недопущению формального отношения к проводимым административным расследованиям, осмотрам места происшествия и т.д.

Часто следственные органы занимают «однобокую» позицию и заведомо накладывают ответственность за преступление в отношении одного конкретного лица, исключая проверку иных возможных версий.

В сущности лицо подвергается уголовному преследованию уже на стадии проверочных мероприятий, в то же время с юридической точки зрения следственные органы не скованны в тактике выбора действий относительно занятой ими обвинительной позиции. Именно поэтому на данной процессуальной стадии важно заранее формировать позицию защиты лица, заподозренного в преступлении.

Очередная задача стороны защиты не допустить необоснованного и незаконного давления со стороны следствия (дознания), действующего с целью понуждения конкретного лица предоставить сведения, компрометирующие его, указывающие прямо или косвенно на наличие в его действиях признаков преступления, не допустить применения в отношении лица незаконных методов дознания.

Главная цель защиты — это сделать все необходимое для того, чтобы исключить незаконное возбуждение уголовное дело в отсутствии полноты проведенной проверки при недостаточности необходимых признаков преступления.

Примером могут являться ситуации, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела, связанного с обнаружением трупа, где в качестве причины смерти лица экспертиза устанавливает образовавшуюся гематому, развивавшуюся от удара в течении нескольких дней.

Типично для такой ситуации следующее: достоверно неизвестна причина возникновения гематомы. Соударение с твердым тупым предметом не указывает на конкретный предмет и другие сопутствующие условия образования травмы: сказываться и давность получения травмы и неопределенность условий развития гематомы. В большинстве случаев она может образоваться и ввиду падения с высоты собственного роста и не является насильственной причиной смерти, вызванной действиями другого лица. Вместе с тем, можно косвенно связать смерть погибшего с наличием мотивов у кого-либо применить насилие в отношении потерпевшего (в силу сложившихся неприязненных отношений, долговых обязательств и пр.). При этом, часто, на признаки приступного умысла «недоброжелателя» указывают родственники погибшего.

При наличии давности причиненной травмы, состоящей в причиной связи со смертью, следует иметь ввиду, что разброс времени причинения повреждений может быть относительно существенным и органы следствия, проверяя версию о насильственной смерти, начинают анализировать соответствие времени и места нахождения заподозренного и погибшего для определения вероятности причинения травмы погибшему умышленно. В отсутствии прямых доказательств, таких как наличие на вероятном месте преступления следов борьбы, биологических следов крови и других признаков преступления, часто следствие предпринимает меры по «пристрастному отбору объяснений» с заподозренного, вкладывая сюда таки незаконные ресурсы как необоснованные административные задержания (в случае вменения административного правонарушения) и угрозы. Данные угрозы могут быть отличны по своему содержанию и часто носят форму исключительно психологического давления, призванные вызвать сильный эмоциональный дискомфорт, приводящий «пытаемого» к стрессу. В крайних случаях может дойти до угроз применения насилия и самому насилию. Последнее чаще становиться возможными при подключении к делу оперативных работников, действующих в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности по поручению органов следствия (дознания).

Конечная цель «давления» – это добиться документальной фиксации полученных от лица сведений, подтверждающих его причастность к совершенному преступлению. Идеальным для следствия в таких случаях является получение явки с повинной, которая по своему значению уже является сообщением о преступлении, одновременно обличающим конкретное лицо в совершении конкретных преступных действий.

Таким образом, адвокат нужен именно для:

  • исключения возможного незаконного давления со стороны следственных органов,

  • изменения хода проверочных мероприятий из одностороннего обвинительного уклона,

  • обеспечения всестороннего изучения получаемых сведений, в том числе на подтверждение алиби заподозренного лица,

  • проведения необходимого комплекса проверочных мероприятий в полном объеме,

  • своевременного реагирования на допущенные незаконные действия следственных органов в активной форме (в т.ч. обжалование процессуальных действий должностных лиц).

Роль адвоката в представительстве заявителя (потерпевшего)

в доследственной проверке

В равной степени правовая помощь необходим и заявителю, сообщающему о преступлении. Чаще всего заявитель одновременно является потенциальным потерпевшим по делу.

Для пострадавшего от преступления вопрос об оперативности проверочных мероприятий играет первостепенное значение, поскольку должное качество проверки будет иметь решающую роль для своевременного и полного установления всех обстоятельств совершенных в отношении лица преступных действий.

Например: если речь идет о применении насилия в отношении заявителя, то необходимо быстро и качественно зафиксировать телесные повреждения, установить и изъять орудие преступления (при использовании такового), зафиксировать на месте происшествия следы преступления и механизм следообразования борьбы, а также иные сопутствующие признаки, указывающие на обстоятельства преступления, принять меры по сохранению следов, изъять вещи и предметы, которые могут носить на себе следы преступления и т.д.

В виду халатного отношения следственных органов, невнятной позиции заявителя (потерпевшего), активного противодействия стороны, причастной к преступлению, и иных вероятных причин (применяемых незаконных административных ресурсов, коррупционного элемента и т.д.), возникают случаи утраты большого количества доказательственной базы на стадии доследственной проверки, что нередко приводит к необоснованному отказу в возбуждению уголовного дела и лишает возможности заявителя на расследование уголовного дела, установления виновных лиц и привлечению к уголовной ответственности. В свою очередь такие последствия сведут на нет возможности привлечения виновного к гражданско-правой ответственности и компенсации причиненного ущерба и вреда.

Следует иметь ввиду и тот факт, что заявитель часто нуждается в правовой помощи и на стадии составления, оформления и подачи заявления о преступлении. Заявителю нужно определиться с вопросами квалификации преступления, определения обстоятельств, имеющих значение для отражения сведений о преступлении (место и время, в отношении кого подается заявление, орудие преступления и т.д.) принять самостоятельные допустимые законом меры к сохранению следов преступления, определиться с местом и порядком подачи сообщения о преступлении в соответствии с требованием уголовно-процессуального законодательства.

Заявитель также имеет права на адвоката с целью защиты своих прав и законных интересов на стадии доследственной проверки, что, при правильной и активной работе стороны защиты, позволит своевременно принимать решения, способствующие активному, своевременному и качественному проведению проверки сообщения о преступлении, с правильно выбранным эффективным алгоритмом действий.

О сроках проведения доследственной проверки

Сегодня срок проверки сообщения о преступлении ограничен законом 3 (тремя) сутками. Однако, такое ограничение носит формальный характер.

Так, подавляющее число решений по материалам проверки принимаются по истечению 10 суток или 30 суток, что соответствует положениям части 3 статьи 144 УПК РФ, согласно которой руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В то же время не следует считать, что принимаемые в указанные сроки решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются окончательными. Проверки могут длиться даже годами, набирая тома, порой, больше чем дело по убийству. Так бывает например с материалами проверок по экономическим преступлениям. Для возобновления проверки, руководители следственных органов могут отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконные и необоснованные, возобновлять проверку сроком до 30 дней. Таких процессуальных решений может быть много. Формальным поводом для этого могут являться затянувшиеся более одного месяца экспертизы, установление ранее неопрошенных очевидцев и т.д.

Правовая основа участия защитника – адвоката в доследственной проверке

Согласно части 1.1. статьи 144 УПК РФ лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном процессе с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

#уголовныйпроцесс

Media Review

О необходимости процедур, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, о том, как правильно подать заявку на регистрацию интеллектуальной собственности, а также с какими проблемами в сфере охраны интеллектуальной собственности в России сталкиваются предприниматели, интервью директора правовой дирекции АО «РВК» Поляковой Наталии Владимировны.

− Наталия Владимировна, расскажите, пожалуйста, зачем наукоемким компаниям нужна правовая охрана, патент, и вообще что такое интеллектуальная собственность?

− Вопрос очень обширный. Правовая охрана интеллектуальной собственности нужна не только наукоемким компаниям, а в целом любой организации, особенно коммерческой.

Интеллектуальная собственность – это, прежде всего, нематериальный актив, который способен приносить прибыль организации любой организационно-правовой формы. Если в целом говорить, что такое интеллектуальная собственность, то, безусловно, достаточно ознакомиться со статьей 1225 Гражданского кодекса РФ, где перечислено 16 охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД). При этом это результаты интеллектуальной деятельности или интеллектуальная собственность, с точки зрения Гражданского кодекса – это результат творческой деятельности, созданный гражданином России. Это означает, что автором результата интеллектуальной деятельности может быть только физическое лицо – гражданин России, а вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Если говорить о наукоемких компаниях, то нельзя не сказать о так называемых служебных РИД (изобретениях, произведениях) или в целом о служебных РИД.

Если мы говорим о служебных результатах интеллектуальной собственности, то мы должны понимать только одно – автором данных РИД является, конечно, работник, а вот правообладателем становится работодатель. Если говорить в юридической терминологии, то все, что создано творческим трудом работника в рамках должностных обязанностей или по прямому поручению работодателя, принадлежит работодателю.

И вот эти РИД могут использоваться компанией для производства продукции, для продажи лицензий, в целом для охраны и защиты своих разработок.

При этом, обращаю внимание, что не все РИД подлежат обязательной или добровольной государственной регистрации. Объекты авторского права, за исключением программ для ЭВМ и баз данных, не подлежат государственной регистрации. А вот когда мы говорим о потенциально охраноспособных РИД – изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, селекционных достижениях, наименованиях мест происхождения товаров, товарных знаках/знаках обслуживания, то они подлежат обязательной государственной регистрации, и только после данной регистрации мы можем говорить, что у нас есть изобретение, полезная модель, промышленный образец или товарный знак (знак обслуживания) и др. Какова суть регистрации интеллектуальной собственности?

Разговор идет об открытии информации в обмен на обеспечение правовой охраны. То есть правообладатель после регистрации охраноспособного РИД получает государственную монополию на право использования того или иного РИД. То есть кроме право-обладателя без оформления договора лицензионного или договора отчуждения никто не имеет права использовать данный РИД.

− Какие органы занимаются вопросами охраны интеллектуальной собственности?

− В России таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, или Роспатент. При этом, обращаю внимание, что РИД могут быть зарегистрированы не только в России, но и за рубежом. Соответственно, если вы регистрируете изобретение за рубежом, то таким органом является Национальное патентное ведомство страны регистрации, или, если вы регистрируете изобретение по договору о патентной кооперации (Договор о патентной кооперации (Рatent Cooperation Treaty, Вашингтонское соглашение, РСТ, 19.06.1970)), то это, в том числе, Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которое обеспечивает регистрацию изобретений по процедуре PCT.

− Расскажите об изменениях, нововведениях в области развития интеллектуальной собственности. Какие новые инструменты, государственные услуги появились?

− Часть 4 Гражданского кодекса РФ, посвященная интеллектуальной собственности (Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ), вступила в силу с 1 января 2008 г. Точечные изменения, безусловно, в часть 4 ГК РФ вносятся, но существенные изменения вносились, по сути, единожды Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поправки затронули, если говорить о патентном праве, введение экспертизы по существу для полезных моделей; возможность предоставления безвозмездных лицензий между коммерческими организациями; возможность предоставления открытых лицензий объектов авторского права и ряд других изменений.

По моему мнению, законодательство в сфере интеллектуальной собственности России в полном объеме соответствует международным договорам и абсолютно работоспособно.

− Улучшился ли механизм охраны интеллектуальной собственности, изменилась ли работа патентного ведомства?

− Нет, особых изменений не произошло.

Если говорить про работу патентного ведомства (Роспатента), то с развитием цифровых технологий, в России появилась возможность подавать заявки в электронном виде. То есть роль бумажного документооборота снижается, что особенно удобно для регионов, так как ездить в Москву подавать заявки, получать письма в наше время не разумно. Подать заявку можно с использованием сайта госуслуг.

− Какие практические ошибки чаще всего делает предприниматель при подаче заявки на регистрацию результата интеллектуальной деятельности?

− Ошибок, к сожалению, очень много. Следует признать, что, несмотря на то, что в 2008 г. вступила в действие часть 4 ГК РФ, к сожалению, очень мало специалистов в этой области. Сфера интеллектуальной собственности, с моей точки зрения, как ни один институт права, обросла мифами и ложными выводами. Это и приводит в основном к ошибкам. Первое – это боязнь предпринимателей подавать заявку на регистрацию. Существует риск и очередной миф, что таким образом заявка будет утеряна. Они пытаются охранять большинство объектов исключительно в режиме ноу-хау.

Ноу-хау – это один из вариантов обеспечения правовой охраны, но ноу-хау имеет свои недостатки. В отличие от патентования обладатель ноу-хау не получает той самой монополии, так как не открывает информацию в обмен на обеспечение правовой охраны.

Второй недостаток – о данном РИД никто не знает, ибо он сохраняется в режиме коммерческой тайны или с соблюдением иных разумных мер. При этом наличие у организации патентов или свидетельств является, в том числе, одним из способов гарантий для инвестора, который планирует инвестировать в тот или иной стартап. Интеллектуальная собственность, если говорить о том, что может стать интеллектуальной собственностью, то это всегда РИД, обладающий таким критерием, как абсолютная мировая новизна. То есть это уже говорит о том, что ни у кого в мире точно такого нет. И это опять к вопросу – а зачем это делать, какую пользу это приносит людям.

Вторая ошибка предпринимателей – необеспечение контроля и учета, полученных работниками, РИД. Это к вопросу о служебных РИД. Отсутствие мониторинга рынка в целом.

Зачем нужен мониторинг? Патентование или регистрация РИД – это не самоцель. Очень важно знать основные тренды и направления развития вашей отрасли. А проще всего это сделать и разумней по подаваемым на регистрацию заявкам. Вы всегда можете провести патентное исследование и понять, насколько то или иное направление, которым вы занимаетесь, является перспективным как в России, так и за рубежом. Поэтому, проведя патентные исследования или патентное картирование (патентный ландшафт), вы всегда будете понимать ценность вашего РИД. Вы всегда сможете определить ваших основных конкурентов, вы сможете определить страны, в которых данное направление активно развивается.

Исходя из этого, определить, необходимо ли вам, например, патентоваться за рубежом. Если продукция того или иного стартапа имеет экспортный потенциал, то патентование только в России может принести больше вреда, чем пользы. Почему? Потому, что если мы говорим о наукоемких предприятиях, о стартапах, то одним из принципов патентного права является территориальный принцип. Это означает, что патент России действует только на территории России. Если ваша продукция обладает экспортным потенциалом, это означает, что вы открыли информацию, но не обеспечили правовую охрану в странах, где находятся ваши конкуренты, или там, где находятся ваши рынки.

− Если, например, товарный знак зарегистрирован в ЕС и компания вышла с ним на рынок РФ, надо ли еще в РФ регистрировать?

− В России надо все равно регистрировать. А товарный знак, зарегистрированный в РФ, действует только на территории РФ. Далее вы можете зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания за рубежом в национальном патентном ведомстве сраны регистрации или воспользоваться международным договором, который называется Мадридское соглашение. То есть в тех странах, которые ратифицировали Мадридское соглашение и протокол, вы подаете одну заявку и регистрируете на несколько необходимых вам странах.

− Каким критериям патентоспособности должна соответствовать заявка?

− Если мы говорим о патентоспособности объектов патентного права. Их три – это изобретения, полезная модель и промышленный образец. Критерии патентоспособности определены ГК РФ.

1. Изобретение:
Новизна.
Изобретательский уровень.
Промышленная применимость.

2. Полезная модель:
Новизна.
Промышленная применимость.

3. Промышленный образец:
Новизна.
Оригинальность.

Если патентуемый объект соответствует этим критериям, а экспертизу проводит подведомственное Роспатенту ФГБУ «ФИПС», и, в случае, если заявка проходит экспертизу и РИД соответствует данным критериям, только после этого правообладатель получает сначала решение о выдаче патента, а потом и сам патент.

− Раньше авторы и компании предпочитали патентоваться за границей. Как сейчас обстоит дело?

− Дело обстоит плохо. За рубежом патентуются очень мало и плохо. Проблем здесь несколько. Первая, как я уже говорила, отсутствие специалистов, стоимость самих услуг патентных поверенных, незначительное для нашей страны количество патентных поверенных. Если говорить о товарном знаке, то это порядка 30 тыс. руб. в РФ.

Если говорить об изобретении, то порядка 50–70 тыс. руб. Это только подготовка и подача заявки. А еще пошлины, а также возможны запросы экспертизы и т. д. Патентование за рубежом значительно дороже. Пошлины по стоимости отличаются. Наиболее дорогие сраны для патентования: США, ЕС, Япония, Южная Корея. Чем выше жизненный уровень в стране, тем выше пошлины и дороже услуги патентного поверенного.

Существует такая статистика, например, если вы хотите получить патент на изобретение в США, будьте готовы, что срок регистрации составить не менее 5-7 лет и стоить будет порядка 50 тыс. долл. США.

Мой личный рекорд, патентование во Франции (по процедуре ЕПВ-РСТ) составило 11 лет. И все это время нужно оплачивать пошлины за ответы на запросы экспертизы, поддержание в силе заявки и услуги патентного поверенного. То есть патентоваться за рубежом нужно, если у продукции действительно есть экспортный потенциал. И прежде чем подавать заявку на регистрацию, нужно проработать стратегию и тактику патентования, нужно определиться, где вы будете патентоваться, что вы будете патентовать, будет ли это изобретение или полезная модель или вы будете сохранять данную разработку в режиме ноу-хау. Нужно примерно оценить сроки патентования, так как выходить на рынок, в идеале, уже нужно с патентом. Есть случаи, когда это надо делать очень быстро, есть случаи, когда какое-то время разработку надо подержать в режиме ноу-хау и вовремя выйти с патентом на рынок. Именно для этого и существуют патентоведы и патентные поверенные.

Это специалисты, которые сдали экзамен и внесены в реестр Роспатента. Деятельность патентных поверенных регулируется Федеральным законом от 24 декабря 2008 года № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

К патентным поверенным и патентоведам обращаться нужно обязательно. Самодеятельность в попытках регистрации РИД ни к чему хорошему не приводит. Именно качество подготовки заявки позволяет вам обеспечить полноценную охрану РИД в целом после получения патента, кроме того, дает определенные гарантии, что у вас высокая вероятность прохождения экспертизы в патентном ведомстве и т. д.

Необходимо привлекать специалистов, и эти затраты окупятся.

− Как работнику защитить собственные разработки от работодателя и коллег?

− Я рассказала об этом. Могу только добавить, что для того, чтобы не возникало конфликтов между работником и работодателем очень важно, чтобы в организации был локальный нормативный акт о служебных РИД.

Важно, чтобы в трудовом договоре и должностных инструкциях работника было прописано, в каких случаях РИД принадлежит работнику, а в каких работодателю. Если это нормально один раз сделано, данная ситуация сводит практически к нулю вероятность споров между работником и работодателем по РИД и, что еще немаловажно, является гарантией для работодателя, что работник не уйдет с данной разработкой. Он всегда сможет доказать, что РИД являются служебной разработкой.

− Каким должно быть авторское вознаграждение за РИД?

− Со своей стороны работодателю важно помнить, что за все служебные РИД он обязан платить вознаграждение работнику-автору данного РИД.

И размер вознаграждения также должен быть определен тем самым локальным нормативным актом, который обязан существовать в организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2014 года № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» определены ставки по объектам патентного права. Все остальное – на усмотрение работодателя или по договоренности работодателя и работника.

Согласно поправкам к ГК РФ, вступающим в силу с 01.10.2014, Правительство РФ вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (далее – РИД). Утверждены Правила выплаты. Вознаграждение за создание РИД должно составлять 30 % средней зарплаты работника, являющегося автором изобретения, за последние 12 месяцев, и 20 % средней зарплаты работника, являющегося автором модели, образца, за последние 12 месяцев. Выплата производится единовременно. Зарплата исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на РИД, либо на день принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

За использование РИД работодателем автору выплачивается вознаграждение в размере его средней зарплаты за последние 12 месяцев, в которых РИД были использованы. Выплата производится в течение месяца после истечения каждых 12 месяцев, в которых использовались РИД. Если работодатель предоставил иному лицу право использовать РИД по лицензионному договору, то автору выплачивается вознаграждение в размере 10 % суммы обусловленного договором вознаграждения.

При передаче права на получение патента или исключительного права вознаграждение автора составляет 15 % предусмотренного договором вознаграждения. Правила не касаются случаев заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.

− В зависимости от чего устанавливается время действия патента?

− Срок действия патента устанавливается с даты приоритета. Дата приоритета – это дата подачи заявки в национальное, региональное патентное ведомство, бюро ВОИС. Возможно испросить более раннюю дату.

Можно воспользоваться выставочным приоритетом. Если ваша продукция или разработка демонстрировались на международной выставке, то первое – вы обязаны в течение полугода с даты экспонирования подать заявку в Национальное патентное ведомство. В противном случае ваша заявка потеряет такой важный критерий, как абсолютная мировая новизна. Если вы своевременно подаете заявку в рамках этого срока, то вы можете испросить более раннюю дату приоритета.

То есть ту самую дату, когда это экспонировалось. Иногда это важно. Патент нужен своевременно. Иногда он нужен раньше, иногда позже. Но точка отсчета – это дата подачи заявки.

− Были ли в вашей практике случаи курьезных решений, на которые был получен патент?

− Дело в том, что патентное ведомство не оценивает курьезность или, простите, глупость самого патентуемого решения. Эксперт патентного ведомства оценивает заявленное техническое решение в соответствии с критериями патентоспособности, и если это техническое решение, например, изобретение, соответствует трем принципам – новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость, даже несмотря на «необычность» заявки, патентное ведомство обязано выдать патент и не может отказать в выдаче.

Что касается товарных знаков, если они противоречат общественной морали, используют ненормативную лексику, патентное ведомство может отказать в регистрации.

Но только по четко определенным критериям, которые определены законодательством и подзаконными актами.

В качестве примера можно привести варианты товарных знаков: «Ешкин кот», «Ядрена Матрена». Роспатент счел эти выражения ругательством, непристойным, ненормативной лексикой. Товарный знак «В кругу семьи» – для алкогольных напитков также не был зарегистрирован, так как регистрация противоречит общественным интересам и др.

− С какими проблемами в сфере охраны интеллектуальной собственности в России сталкиваются предприниматели?

− Основные проблемы – это отсутствие специалистов, которые могут оказать поддержку предпринимателям. Здесь была бы крайне важна помощь государства. Государство, безусловно, предпринимает определенные действия, но этого недостаточно для прорыва в сфере инновационного развития. На сегодня предприятиям малого и среднего бизнеса возмещается часть средств, потраченных на патентование. Но это тоже пока полумера. Государству необходимо оказать более действенную поддержку стартапам и предприятиям среднего и малого бизнеса.

Все-таки патентование – не дешевое удовольствие.

Второе – это отсутствие правовых знаний и правовой нигилизм, который свойственен россиянам.

Третье – это недостаточный уровень знаний и у инвесторов, которые входят в компании, не обеспечивая свои гарантии, обеспечением правовой охраны ИС.

В России есть еще проблема – в рамках госконтрактов, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, прописывается только обязательное получение патента в РФ. Госзаказчики не обеспокоены патентованием за рубежом, что приводит к тому, что мы не обеспечиваем правовую охрану даже разработок военного, специального и двойного назначения за рубежом. Это основные проблемы, и они одинаковые, что для крупных предприятий, что для стартапов.

При этом, если мы возьмем мировую статистику по количеству патентуемых разработок, то лидер по патентованию – это КНР, в год одна китайская компания подает больше заявок по процедуре РСТ, чем вся Россия. КНР давно перешагнули рубеж в 1 млн заявок в год в Национальное патентное ведомство, сейчас порядка 1,5 млн заявок. При этом в РФ подается порядка 40–45 тыс. заявок.

Компания Huawei подала 5405 заявок по процедуре РСТ в 2018 г. . А вся Россия менее 1000 заявок в год. Еще одна проблема в том, что именно руководители компаний (генеральные директора) зачастую являются одой из причин того, что РИД не охраняются, то есть не патентуются. Руководители не понимают ценности РИД как нематериального актива и, соответственно, экономят на патентовании, на найме на работу специалистов, которые могут организовать на предприятии порядок управления правами на РИД.

И это большая проблема. Многие руководители так и говорят, что нет гарантий, что это будет приносить прибыль, и т. д. Прибыль, может быть, и не будет приносить, но зафиксировать за собой уже существующий рынок конкретной продукции может помочь только интеллектуальная собственность.

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

Постановление от 2 декабря 2017 года №1465. Утверждено новое Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, которым устанавливается единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ. Это позволит обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на продукцию ОПК за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода». Новый подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 2 декабря 2017 года №1465

Подготовлено ФАС России в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Практика государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) показала, что достаточно большой перечень нормативных правовых актов в области ценообразования затрудняет их комплексное применение организациями оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) и государственными заказчиками при планировании, размещении и выполнении ГОЗ, при этом система ценообразования в сфере ГОЗ требует совершенствования в направлении стимулирования организаций ОПК к повышению эффективности их экономической деятельности и снижению издержек при производстве вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) в неконкурентной среде.

Решение этих вопросов может быть обеспечено за счёт:

— принятия нормативного правового акта, устанавливающего единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, основанный на преемственности и взаимосвязи действующих методов определения прогнозных цен на продукцию, начальных (максимальных) цен государственных контрактов или цен государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на поставку этой продукции, а также уточнения цен на продукцию (цен государственных контрактов) при выполнении ГОЗ;

— реформирования системы ценообразования в целях стимулирования организаций ОПК к снижению затрат при производстве продукции по ГОЗ и внедрению передовых технологий, что позволит сдерживать рост цен на ВВСТ и обеспечить повышение инвестиционной привлекательности организаций ОПК.

В связи с этим подписанным постановлением утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Положение).

Положением устанавливается порядок определения прогнозных цен на продукцию при формировании ГОЗ, с которым взаимосвязаны применяемые при размещении ГОЗ порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или порядок определения цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в том числе порядок регистрации цен на поставляемую продукцию в установленных Положением случаях.

Также установлен единый порядок определения цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ. При этом вводятся единые правила определения цен как на образцы ВВСТ, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, с использованием методов, установленных Положением, которые предусматривают:

— приоритет использования информации о рыночных ценах на продукцию, если эта продукция обращается на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, с применением конкурентных способов определения поставщиков этой продукции;

— определение цен на продукцию, поставляемую единственными поставщиками, на основе «расширенного индексного подхода» (мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ с применением «индексного» метода расчёта цен, позволяющего организации получать дополнительную прибыль за счёт экономии, полученной за счёт снижения затрат на производство и реализацию продукции).

Так, «расширенным индексным подходом» предусматривается начиная с 2018 года определять затратным методом базовые цены на образцы ВВСТ и фиксировать их не менее чем на шесть лет, не пересматривая ежегодно, а только уточняя эти цены на индекс-дефлятор, утверждаемый в установленном порядке. При этом производители продукции могут за счёт проведения мероприятий по повышению эффективности производства и снижению издержек оставлять у себя прибыль, полученную от достигнутой экономии, и направлять её в том числе на инвестиционные цели и внедрение бережливых технологий.

Такой подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, а также повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ в связи с отсутствием необходимости ежегодного контроля регистрируемых цен и фактических расходов организаций, определяющих себестоимость продукции.

Постановлением также устанавливается, что отраслевые органы (Минпромторг России, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом») вправе разрабатывать совместно с государственными заказчиками и по согласованию с ФАС России утверждать методические рекомендации по определению цен, которые позволяют учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции, в том числе особенности определения рентабельности (прибыли).

Одновременно признаются утратившими силу все ранее принятые постановления Правительства по вопросам государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ.

Положение вступает в силу с 1 января 2018 года.

Принятые решения позволят обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на ВВСТ за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода», стимулировать организации к снижению затрат на производство продукции за счёт выполнения мероприятий по повышению эффективности их производства, роста производительности труда и экономии ресурсов.

Какое наказание предусмотрено за публикацию чужого фото в соц сети?

Добрый день Александр!

Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса:

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Из изложенных норм закона следует, что согласие на использование фотографии человека не требуется, если оно сделанно на каком-либо публичном мероприятии. Соответственно вполне возможно, что размещенная Вами фотография также была сделана на каком-то публичном мероприятии, в том числе спортивном соревновании, на котором был побит рекорд и разрешение на ее использование не требуется.

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса:
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
28. При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

Соответственно не каждая фотография может быть объектом авторских прав

Таким образом, при наличии вышеуказанных условий Вы вправе требовать, чтобы человек удалил фотографию

Фотография является объектом авторских прав, то за нарушения авторских прав, помимо гражданской ответственности предусмотренна административная (статья 7.12 КоАП России) либо уголовная ответственность (статья 146 УК России).

Согласно Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Данный запрет является одной из гарантий лица на частную жизнь.

Что касается статьи 137 УК РФ.

В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся не подлежащие оглашению данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются.В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом.