Проценты по договору займа

Регистрации подлежит договор аренды, а не право аренды

Об особенности государственной регистрации договора аренды нежилых помещений рассказывает главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Омской области Евгения Терехова.
Договор аренды нежилого помещения — гражданско-правовой договор, согласно которому одна сторона (арендодатель) обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование другой стороне (арендатору) принадлежащее ему нежилое помещение. Основные положения законодательства, регулирующие вопросы, связанные с заключением договора аренды, правами и обязанностями сторон содержатся в главе 34 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого сторонами. По общему правилу, установленному п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды не­дви­жимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента ее проведения. Исключение из этого правила установлено п. 2 ст. 651 ГК РФ для договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок менее одного года. Такой договор не подлежит государственной регистрации. При этом соблюдение письменной формы договора аренды нежилых помещений необходимо вне зависимости от срока, на который заключен договор. Несоблюдение указанного требования влечет недействительность договора. Закон не содержит требования обязательного нотариального удостоверения договора, однако по взаимному согласию сторон договор может быть составлен в нотариальной форме.
Государственная регистрация договора аренды нежилых помещений осуществляется органами Росреестра в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). При этом необходимо отметить, что в соответствии с данным законом, государственной регистрации подлежит сама сделка с недвижимостью — договор аренды, а не право аренды (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ). В случае заключения договора аренды помещения или части помещения договор регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (здания) или его части (п. 3 ст. 26 Закона о регистрации).
Как показывает практика именно порядок регистрации договоров аренды части нежилого помещения (здания) вызывает значительное количество вопросов у заявителей. В первую очередь это связано с тем, что в соответствии с требованиями п. 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды части нежилого помещения (здания) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации должна быть осуществлена уполномоченными органами в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей. Данные положения отражены также и в пункте 3 статьи 26 Закона о регистрации, в соответствии с которым в случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
До недавнего времени представление на государственную регистрацию договора аренды части здания, сооружения, нежилого помещения кадастрового паспорта с указанием в нем размера арендуемой площади было практически невозможно. Это было связано с тем, что действовавший до 01.01.2013 порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577, не предусматривал возможность учета части здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а формы кадастровых паспортов не позволяли в полном объеме отразить сведения о частях объекта недвижимого имущества, на которые распространяется ограничение права. Отсутствие кадастрового паспорта с указанием в нем арендованной части объекта недвижимости вынуждало органы Росреестра отказывать в проведении государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения, помещения. Однако в последнее время ситуация изменилась. В Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) также внесены изменения Федеральным законом от 23.07.2013 № 250‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», которые вступили в силу 01.10.2013.
К сведениям, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости, теперь относятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (ст. 7 Закона о кадастре). Утвержденные приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831 и подлежащие применению в настоящее время формы кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения предусматривают возможность отражения в них сведений о частях объектов недвижимости, на которые распространяются ограничения (обременения) права.
Таким образом, действующее законодательство не содержит препятствий для индивидуализации органами кадастрового учета части объекта недвижимого имущества как предмета договора аренды. При этом необходимо учитывать, что в кадастровом паспорте объекта недвижимого имущества отражаются только те сведения, которые внесены в государственный кадастр недвижимости. Соответственно, в него не могут быть включены сведения, в том числе и по инициативе сторон договора аренды, не содержащиеся в государственном кадастре недвижимости. Это означает, что предметом договора аренды могут быть только объекты недвижимого имущества, прошедшие государственный кадастровый учет. Сведения о части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, также должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
Передача нежилого помещения во временное владение и пользование арендатора осуществляется на основании передаточного акта, подписываемого сторонами. Передаточный акт должен содержать данные о сторонах договора, предмете, техническом и санитарном состоянии предмета договора. С момента подписания документа о передаче обязательство арендодателя передать предмет договора арендатору считается исполненным (п. 1 ст. 655 ГК РФ). Уклонение одной из сторон от подписания передаточного акта рассматривается как отказ, соответственно, арендодателя от обязанности передать имущество, а арендатора — принять его. Подписанный сторонами передаточный акт должен быть представлен на государственную регистрацию.
Существенным условием договора аренды нежилого помещения является условие о размере арендной платы, при отсутствии которого договор аренды здания или сооружения считается незаключенным (п. 1 ст. 654 ГК РФ). Правила определения цены, установленные п. 3 ст. 424 ГК РФ для случаев, когда договором аренды не определены размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, не применяются. При этом ограничений по форме арендной платы законом не установлено. Отсутствие в договоре согласованного сторонами условия о размере арендной платы влечет отказ в проведении его государственной регистрации.
Срок договора существенным условием договора аренды нежилого помещения не является. Названный срок относится к числу дополнительных условий и может быть определен сторонами. Однако если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). Такой договор государственной регистрации не подлежит и действителен с момента подписания его сторонами.
Кроме того, не подлежит государственной регистрации договор аренды нежилого помещения, заключенный на срок менее года. При продлении договора аренды, заключенного на срок менее года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды договор также не подлежит государственной регистрации. Аналогично не подлежит государственной регистрации договор аренды, заключенный на срок менее года, в котором стороны предусмотрели условие об автоматическом продлении (пролонгации) договора после окончания первоначального срока аренды на такой же срок при отсутствии возражений сторон. Для проведения государственной регистрации договора аренды нежилого помещения в территориальный орган федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии представляются:

1. Заявление о государственной регистрации сторонами или одной из сторон договора;
2. Договор аренды, составленный и оформленный в соответствии с действующим законодательством, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй — помещается в дело правоустанавливающих документов);
3. Кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, принадлежащего арендодателю, с указанием в графе «Примечание» размера арендуемой площади и иных сведений, описывающих такую часть;
4. Документы, подтверждающие правовой статус арендодателя и арендатора: для физических лиц –документ, удостоверяющий личность; для юридических лиц — учредительные документы, свидете­льство о государствен­ной регистрации, документ об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица (решение участника, протокол общего собрания участников (акционеров)) и приказ о вступлении единоличного исполнительного органа в должность;
5. Документы, подтверждающие полномочия лиц, представляющих интересы арендодателя или арендатора при заключении и государственной регистрации договора аренды (в случае если арендодатель или арендатор действуют через представителя). При этом, если лицо представляет интересы арен­дода­теля, то доверенность как на совершение сделки, так и на подачу заявления о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена (статья 185.1 ГК РФ);
6. Нотариально удостоверенное согласие супруги (супруга) на заключение договора аренды, оформленное в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ (в случае если арендодателем или арендатором является физическое лицо);
7. Согласие собственника объекта государственной или муниципальной собственности на заключение предприятием договора аренды нежилого помещения (в случае, если договор аренды нежилого помещения заключается унитарным или казенным предприятием, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
8. Документ об уплате государственной пошлины (в случае если заявителем при государственной регистрации договора аренды является физическое лицо — 1000 руб.; юридическое лицо — 15000 руб. Если за государственной регистрацией договора аренды одновременно обратились обе стороны сделки, физическое лицо уплачивает 1000 рублей, разделенную на количество сторон договора; юридическое лицо — 15 000 рублей, разделенных на количество сторон договора).
В случае если представленные на государственную регистрацию в соответствии с вышеуказанным перечнем документы соответствуют всем требованиям законодательства, поданы полномочным лицом в течение восемнадцати календарных дней, государственная регистрация договора аренды нежилого помещения будет произведена путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации сделки и обременения и удостоверена путем проставления на документе, выражающем содержание сделки, регистрационного штампа.

Теги: аренда, договор, Регистрация

Территориальное устройство

Смотреть что такое «Территориальное устройство» в других словарях:

  • Административно-территориальное устройство Третьего рейха — Великогерманская империя Основная статья: Третий рейх Администра … Википедия

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) — разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть… … Юридический словарь

  • Административно-территориальное устройство Германской империи — … Википедия

  • Административно-территориальное устройство Московской области — это территориальная организация Московской области, представляющая собой систему административно территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций,… … Официальная терминология

  • Административно-территориальное устройство — деление территории государства на определенные части (административно территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов гос ной власти и органов местного самоуправления. А. т.у. существует в любом государстве,… … Энциклопедия права

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — (ДЕЛЕНИЕ) разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных… … Юридическая энциклопедия

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — деление территории государства на части административно территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А. т.у. используется в государствоведении и в политической… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • административно-территориальное устройство — административно территориальное деление разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь

  • Административно-территориальное устройство — деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А. т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его в наиболее эффективной организации и… … Большая советская энциклопедия

Структура судебной власти

Власть в России в соответствии с принципом разделения властей разделена на три независимые ветви:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Правосудие может осуществляться только судом. Судебная власть реализуется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного производства.

Разбирательство дел проходит на основе принципа состязательности сторон.

Функции судебной ветви власти

К основным функциям суда как самостоятельной ветви власти следует отнести:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • контроль за законностью работы государственных органов;
  • гарантирование обеспечения исполнения судебных решений;
  • разъяснение законодательства для правоприменения.

Система судебной власти

Замечание 1

Система судебной власти строится на принципах иерархии и соподчинения низших судов высшим. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, в то время как суды высших инстанций, как правило, занимаются проверкой законности и обоснованности вынесенных ими решений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура судебной власти 420 руб.
  • Реферат Структура судебной власти 220 руб.
  • Контрольная работа Структура судебной власти 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В судебной системе нашей страны выделяется несколько специализированных юрисдикций:

  1. Конституционные (уставные) суды. Сюда относятся Конституционный Суд России, а также уставные суды субъектов. Данные судебные органы можно назвать обязательным атрибутом правового государства в наше время. Уставные суды субъектов не образуют системы с Конституционным судом в том смысле, что каждый из них является независимым от другого, и действует в рамках собственных полномочий. Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных и иных законов страны, в то время как уставный суд проверяет локальные правовые акты субъекта на соответствие уставу (конституции) субъекта.
  2. Суд общей юрисдикции. Он занимается разрешением дел по гражданским, уголовным и административным спорам. Данная юрисдикция включает в себя:

    • мировых судей,
    • районные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции;
    • верховные суды субъекта, рассматривающие дела, в том числе, в кассационном, апелляционном и надзорном порядке;
    • Верховный Суд России, который является высшим судебным органом страны и выступает руководящим звеном в этой цепи.
  3. Арбитражные суды. Их система построена на принципе, когда судебный округ не совпадает с административно-территориальным делением страны и включает с себя несколько территориальных единиц. Это является гарантией независимости суда от органов местной власти. Арбитражные суды разрешают экономические споры и некоторые категории дел, касающиеся компетенции хозяйствующих субъектов. В системе арбитражных судов выделяется специализированный суд по интеллектуальным правам. Система арбитражных судов выступает гарантией хозяйственной независимости организаций и невмешательства государства в их работу, развития предпринимательства, гарантирует поиск баланса между интересами хозяйствующих субъектов и общества. В систему арбитражных судов входят:

    • арбитражные суды субъектов;
    • апелляционные арбитражные суды;
    • окружные арбитражные суды.

    Возглавляет систему также Верховный суд РФ. Ранее также существовал Высший арбитражный суд, однако в 2014 году он был упразднен. В данный момент его компетенция передана судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда.

Замечание 2

Всоответствии с Конституцией РФ, в стране не могут создаваться чрезвычайные суды или же иные суды, которые не предусмотрены Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Нельзя упразднить суд, если вопросы его юрисдикции не были переданы в компетенцию другого суда.

Свобода слова в России

Царский манифест 1905 года объявил о свободе слова и фактически отменил цензуру, но власть продолжила бороться с журналистами, а отношения с прессой превратились в настоящую позиционную войну

Подготовил Виталий Рыжов

Публика перед редакцией газеты «Вечернее время» за чтением телеграмм. Фотография Карла Буллы. 1900-е годы © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

1905 год в Российской империи для властей был непростым. Свое недовольство царю и правительству высказывали едва ли не все слои населения: рабочие устраивали стачки и забастовки, солдаты и матросы поднимали мятежи, крестьяне бунтовали, интеллигенция требовала больше свобод. Естественно, действующие в то время политические силы нуждались в своих печатных органах, росло число газет и журналов.

Временные правила о печати 1865 года

Из более чем трех тысяч печатных изданий начала 1905 года 1143 имели явную политическую окраску. За всеми необходим был контроль, но царская цензура не справлялась.

В основу работы органов цензуры того времени были положены временные правила о печати 1865 года. Эти правила запрещали публиковать статьи и художественные произведения, направленные против православной церкви и христианской веры, самодержавной власти, нравственности и права собственности, а также те, что возбуждали недоверие к правительству, вражду или ненависть между сословиями.

Виза цензора Сербиновича на издании «Политического баланса земного шара» 1830 года

В революционных условиях 1905 года печать нарушала существующие цензурные правила, а цензоры попросту не успевали отслеживать и принимать соответствующие меры по каждому факту нарушения закона о цензуре. Сложности работе цензоров добавляло и то, что за сорок лет своего существования документ оброс целой плеядой инструкций, циркуляров и дополнительных правовых актов. Со всеми дополнениями устав представлял собой брошюру в 60 страниц, 302 статьи которой были написаны, дополнены и переписаны так, что продираться сквозь эти бюрократические дебри было весьма непросто. Все это привело к тому, что пресса фактически вышла из-под власти цензоров.

25 мая 1905 года Николай II жаловался в письме новому министру внутренних дел Александру Булыгину:

«Печать за последнее время ведет себя все хуже и хуже. В столичных газетах появляются статьи, равноценные прокламациям, с осуждением действий высшего правительства».

Воздействовать на зарвавшиеся издания предлагалось как призывами сохранять верность короне, так и напоминанием о неких денежных подарках, которые некоторые печатные органы получали от правительства и которыми с такой неблагодарностью распоряжаются. Дотации в обмен на лояльность, а то и прямой подкуп журналистов были распространенной практикой Главного управления по делам печати — в борьбе со свободой слова власти действовали не только кнутом.

Тем временем в Петербурге проходят два собрания. Первое, с участием редакторов и журналистов, состоялось в редакции «Нового времени» и было посвящено свободе слова; второе, при участии представителей прессы и под руководством члена Государственного совета и действительного тайного советника Дмитрия Кобеко, — составлению нового устава о печати. Всего до конца года прошло 36 заседаний, в ходе которых появился проект нового Цензурного устава и ряд изменений в уголовном и уголовно-процессуальном праве, которые устроили бы и газетчиков, и власти.

А в правительстве под руководством Сергея Витте вовсю шла работа над новым Цензурным уставом, причем Особое совещание об этом не подозревало. Когда же выяснилось, что разрабатываемый ими документ является просто прикрытием для нового закона о цензуре, разразился скандал. Более того, встал вопрос о создании профессиональной организации журналистов, которая должна была отказаться выполнять требования цензуры, — и тут грянула Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Газеты на разных языках, выходящие в России, на выставке печати. Санкт-Петербург, 1909 год © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Мнимая свобода слова

Два миллиона бастующих, полностью парализованное железнодорожное сообщение, остановившаяся промышленность — все это вынудило царя пойти на уступки. 17 октября был подписан Высочайший манифест об усовершенство­вании государственного порядка. Содержание документа было невероятным: право избираться в Думу всем без исключения классам, избирательное право, неприкосновенность личности, свобода собраний, союзов, совести и, разумеется, слова. Но едва манифест увидел свет, в Главном управлении по делам печати был выпущен циркуляр с разъяснениями для служащих:

«Впредь до издания нового закона все законоположения, определяющие деятельность учреждений и лиц цензурного ведомства, остаются в полной силе».

Единственной реальной уступкой свободе слова стала отмена всех циркуляров, связанных со статьей 140 Цензурного устава, согласно которой министр внутренних дел мог запретить обсуждение в прессе вопросов государственной важности, к каким, помимо прочего, могли относиться и сообщения о восстаниях. Но этого глотнувшим воздух свободы журналистам оказалось мало. Было решено издавать газеты и журналы, игнорируя цензуру. Совет рабочих депутатов пошел еще дальше, заявив, что быть напечатанными имеют право лишь те издания, которые не подчиняются органам цензуры. Как писал адвокат и общественный деятель Константин Арсеньев, «одной из величайших аномалий современного положения нашей печати представляется существование подцензурных периодических изданий рядом с бесцензурными».

Союзом в защиту свободы печати были предложены дополнения к новому закону о печати: установить явочный порядок для создания новых изданий; исключить все виды цензуры; за преступления, совершаемые с помощью печати, судить только с участием присяжных. 24 ноября выходят временные правила о повременных изданиях. Новый закон отменял для городских изданий все виды цензуры, в том числе и цензуру духовную. Однако для газет и журналов, выходивших в сельской местности, цензура оставалась. Были предусмотрены меры административного и уголовного наказания для издателей и журналистов — вплоть до заключения в тюрьму. К тому же большинство статей Устава о цензуре и печати 1890 года, направленные на поддержание и сохранение основ самодержавия, также были оставлены в силе.

Разгоревшееся было пламя свободы слова начало затухать. Власти предприняли массированное наступление на прессу. Спустя два дня после обнародования временных правил Министерство внутренних дел предложило цензорам «под личной ответственностью» наблюдать за вверенными изданиями, сообщая в Главное управление по делам печати о каждом факте нарушения закона и возбуждая судебное преследование нарушителей. Цензоры, в свою очередь, рьяно взялись за дело. За два с половиной месяца с момента опубликования манифеста и до конца года было обвинено в тех или иных нарушениях законодательства 278 редакторов, журналистов, владельцев изданий и типографий, конфисковано 16 номеров газет и журналов, 44 издания были закрыты или приостановлены.

Первый месяц нового, 1906 года ознаменовался арестами 58 редакторов и закрытием 78 изданий. К концу 1906 года число закрытых и запрещенных изданий достигло 370, 670 издателей и редакторов были арестованы или оштрафованы, 97 типографий опечатаны. «По распоряжению генерал-губернатора закрыта газета „Кавказское слово“. В городе спокойно. Аресты продолжаются», «За вредное направление была приостановлена газета „Баку“», «В Белостоке губернатор запретил издавать газету „Еврейский голос“», «Опечатаны редакции газет „Пятигорский листок“, „Народная правда“ и „Народ“». Таких дежурных сообщений с января 1906 года в газетах появлялось все больше и больше. Для борьбы со свободой слова в провинции министр внутренних дел Александр Булыгин и вовсе предлагал вводить исключитель­ное или чрезвычайное положение, существенно расширявшее полномочия властей.

Эту практику поощрял и Столыпин. В местностях, объявленных на исклю­чи­тель­ном положении, типографии неугодных изданий закрывались, а все причастные и ответственные за крамольную публикацию арестовывались и подвергались административной высылке — одному из самых распростра­ненных наказаний для революционеров и несогласных того времени. Пример такого чрезвычайного положения — события в Пермской губернии, где 15 ноября 1910 года было издано Обязательное постановление для жителей Пермской губернии. Помимо прочего, в постановлении содержался запрет на «распространение каких-либо статей или иных сообщений, возбуждающих враждебное отношение к правительству», «ложных о деятельности правительства или должностных лиц, войске или воинской части сведений, возбуждающих в населении враждебное к ним отношение» и «ложных, возбуждающих общественную тревогу слухов о правительственном распоряжении либо общественном бедствии». Кроме того, власти карали за распространение запрещенных изданий. Нарушение этих запретов предполагало наказание в 500 рублей штрафа или до трех месяцев ареста.

Введение чрезвычайного положения в качестве меры воздействия на прессу практиковалось не только в регионах. Незадолго до начала войны, 20 июля 1914 года, было обнародовано «Временное положение о военной цензуре», по сути вводившее режим исключительного, чрезвычайного положения на территории всей страны.

Журналисты, подвергшиеся такой массированной атаке, в долгу не оставались. Помимо критики существующего строя и положения в стране, выходили статьи, посвященные цензуре. Так, в газете «Русское слово», одном из самых авторитетных и влиятельных изданий своего времени, публицист и редактор Влас Дорошевич последовательно обрушивался на чиновников, посягающих на свободу слова, статьями «Управление по делам печати», «Статья 140», «По делам печати» и многими другими. Журнал «Право» вел хронику репрессий против печати. Тогда же увидели свет книги «В защиту слова» (1903) и «Русская цензура и печать в прошлом и настоящем» (1905) с приложением «Список периодических изданий, подвергшихся административным взысканиям с 1865 по 1904 год».

Публикация манифеста 1905 года © Wikimedia Commons

Страх властей перед свободной печатью отражен в записке председателя Совета министров Горемыкина к Николаю II. «Зло растет и в последние дни приняло нестерпимый анархический характер», — пишет Горемыкин, также сообщая о необходимости закрыть ряд изданий. «…Будет ежедневно накладываем арест на следующие газеты: „Курьер“, „Голос труда“, „Россия“, „Призыв“, „Современная жизнь“ и имеющуюся появиться на днях новую социал‑демократическую газету», — гласит записка. Характерно, что предполагается закрыть еще даже не появившуюся газету.

18 марта 1906 года вышел указ «Об изменении и дополнении временных правил о повременных изданиях», расширивший полномочия цензуры и ужесто­чивший наказания за крамолу в прессе. Главной мерой по борьбе со свободой слова указ предлагал сделать аресты (изъятие из оборота) отдельных номеров газет и журналов. Восстановилась и предварительная цензура: издания, в которых содержались изображения, должны были быть представлены чиновнику за сутки до выпуска.

Надо отметить, что одними только репрессиями в борьбе с оппозиционной прессой государство не обходилось. Применялся такой хорошо зарекомендовавший себя способ, как подкуп. Достаточно вспомнить те «подарки», на которые ссылались власти, увещевая распоясавшихся журналистов. Велись и своеобразные информационные войны. На сто процентов лояльные государству издания вдруг превращались в якобы самостоятельные печатные органы, поднимавшие острые вопросы современности. Разумеется, в ключе, удобном для правительства и короны. Так, от «Правительственного вестника» отделилась газета «Сельский вестник». Для пущей конспирации тиражи ее печатались не в типографиях министерства внутренних дел, а у частных печатников.

Значение средств массовой информации в ту эпоху было настолько велико, что сам председатель Совета министров Витте принимал посильное участие в издании петербургской газеты «Русское государство» — вечернем приложении к «Правительственному вестнику». Правда, просуществовало издание недолго — с февраля по май 1906 года.

В сентябре 1906 года при Министерстве внутренних дел по распоряжению Совета министров было создано Осведомительное бюро, главной задачей которого было предоставление прессе «достоверных сведений» обо всех важных событиях, происходивших в государстве. Было у бюро и другое направление деятельности — составление ежедневных обзоров прессы для докладов председателю Совета министров и начальнику Главного управления цензуры по делам печати. Такой же работой занимался и отдел иностранной и инородческой печати архива Департамента полиции, в апреле 1906 года по распоряжению Столыпина перешедший в Главное управление цензуры по делам печати.

Тем не менее свобода слова и мысли отстаивала свое право на существование. Появлялись новые издания, закрытые за крамолу газеты открывались под новыми именами. Постоянные дискуссии о необходимости отмены цензуры сеяли в головах даже самых упрямых чиновников сомнения по поводу эффективности тотального контроля над прессой. Но большая война перечеркнула все эти начинания: цензура и запрет снова стали главными орудиями властей в борьбе с прессой, в неспокойном 1905 году почувствовавшей, что такое настоящая свобода слова. 

К отраслям материального права относятся:

  • конституционное право
  • административное право
  • финансовое право
  • предпринимательское право
  • гражданское право
  • жилищное право
  • семейное право
  • природоресурсное право
  • экологическое право
  • трудовое право
  • право социального обеспечения
  • уголовное право

Процессуа́льное пра́во – совокупность норм правовой системы, регулирующих общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

§ гражданско-процессуальное право;

§ уголовное процессуальное право

§ арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

62. Понятие, сущность и система конституционного права.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов

Система конституционного права – это совокупность тесно взаимосвязанных между собой и составляющих единую структуру правовых институтов, регулирующих отдельные сферы конституционно-правовых отношений. Система конституционного права основана на структуре Конституции РФ. Выделение в системе конституционного права отдельных институтов осуществляется в соответствии с разделами Конституции РФ.

Институты конституционного права различаются между собой по: предмету регулирования; характеру регулирования; способам регулирования конституционных отношений; субъектам регулирования; по методам воздействия на объект регулирования.

В системе конституционного права выделяют следующие институты: основы конституционного строя; основы правового статуса личности; федеративное устройство; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; органы власти субъектов; местное самоуправление.

63. Понятие, сущность и система административного права.

Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов системы исполнительной власти на всех ее уровнях.

Административные правоотношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права. Указанные общественные отношения являются предметом административного права.

Особенности административно-правовых отношений:

— одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

— одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой стороны, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

— многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

— административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон, и согласие второй стороны не является обязательным;

— споры, которые могут возникнуть между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

— в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

В качестве способов правового регулирования административное право использует предписание, запрет, дозволение, рекомендацию.

Предписание представляет собой возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Под запретом понимается возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – это предоставление участнику правоотношений субъективного права на совершение определенных действий либо на отказ от их совершения по своему усмотрению.

Рекомендация представляет собой пожелание (имеющее юридический характер) оптимального поведения в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Система административного права включает Общую и Особенную части. Общая часть включает подотрасли и институты, регулирующие:

-основные принципы государственного управления;

— правовое положение субъектов административного права;

— формы и методы управленческой деятельности;

— способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельных сфер государственного управления с учетом их специфики, а именно:

— в хозяйственной деятельности;

— в социальной сфере (наука, культура, образование, здравоохранение);

— в административно-политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности) и др.

Нормы административного права:

— устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

— определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений в сфере управления;

— регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сфере.

Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

64. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Действующий ныне кодекс был принят Государственной думой 20 декабря 2001 года.

65. Понятие, сущность и система гражданского права.

Гражданское право— это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и организации экономических отношений в обществе. Гражданское право отличается от других отраслей по предмету, методу, принципам, функциям и системе.

Сущность Гражданского права: Гражданское право является основной отраслью права, регулирующей частные (имущественные, неимущественные) взаимоотношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников, основанные на независимости и имущественной самостоятельности, методом юридического равенства сторон и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов.

Система гражданского права- совокупность всех институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Институт гражданского права — совокупность норм, регулирующих внутри данной отрасли определённую группу общественных отношений (например, институт права собственности, институт купли-продажи, институт наследования). Система гражданского права представлена в Гражданском кодексе РФ, его разделы соответствуют наиболее крупным институтам (подотраслям) гражданского права, таких, как общие положения, право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальная собственность, наследственное право, международное частное право.

66. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Гражданский кодекс России состоит из 1 551 статьи и разделён на четыре части.