Простое единое государство части которого являются административно

Форма государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

Виды

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство

Основная статья: Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств

Унитарные государства на карте мира

  • Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
  • Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
    • Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
    • Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

  • Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
  • Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Регионалистское государство

Основная статья: Регионалистское государство

Регионалистское государство (также региональное) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.

Федерация

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

Федерации на карте мира

По способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

  • Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
  • Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
  • Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

  • Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
  • Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

  • Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов
  • Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Конфедерация

Основная статья: Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Формы межгосударственных образований

  • Содружество — организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.
  • Протекторат — основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.
    • Ассоциированное государство — вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.
  • Доминион — самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент — члены Британского Содружества.
  • Кондоминиум — основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).
  • Уния — общность монархических государств, возглавляемая одним монархом.
    • Личная уния — устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX в.).
    • Реальная уния — форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной стране является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).
  • Империя — сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.
  • Фузия — временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённые одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

См. также

  • Форма государства
  • Форма правления
  • Политический режим

Примечания

Литература

Ссылки

  • Форма государственного устройства России
  • Формы государственного устройства и правления журнал «Отечественные записки»
  • Форма государственного устройства на портале «ЗАКОН СЕГОДНЯ»
  • Унитарные государства: понятие и особенности
  • Федеративные государства: понятие и особенности
  • Конфедерация как переходная форма государства
  • Иные формы государственных образований

Теория государства и права

Теория государства

Происхождение государства • Государство • Государственная власть (Законодательная • Исполнительная • Судебная) • Форма государства • Форма правления • Государственное устройство • Политический режим • Функции государства • Механизм государства • Типология государств • Политическая система

Теория права

Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правомерное поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм

Межотраслевые институты

Правовые семьи

Политика и государство

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство

Политический режим

Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

См. также

Основные понятия политики

Категория • Портал • Проект

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 342

DOI: 10.17277/pravo.2018.03.pp.024-029

Исследована проблема существования множества различных мнений по вопросу сущности и определения прав человека, при том что изначально права человека признаются и воспринимаются как естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни в обществе. В ходе исследования проанализированы особенности понимания прав человека как возможного поведения, направленного на удовлетворение собственных интересов личности, которое охраняется законом и государством, и как универсальной категории, представляющей собой возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями свободного существования личности в обществе, хотя в современной интерпретации права человека воспринимаются как общесоциальные. Авторы обращают внимание на то, что есть проблемные моменты при обсуждении качественных и сущностных характеристик по вопросу содержания прав человека, вероятно по причине того, что содержание зависит от условий развития общества. Отмечено, что права человека, являясь разновидностью субъективных прав личности, возникающие в результате рождения человека, имеют естественный характер, неотъемлемы, обладают признаком непосредственного действия и конституционно провозглашаются высшей социальной ценностью.

Ключевые слова: права человека; права гражданина; содержание прав человека; человеческое достоинство; классификация прав человека.

Александра Михайловна Дроздова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра правовой культуры и защиты прав человека, юридический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный

университет», Ставрополь, Россия;

Виктория Сергеевна Чмырева,

участковый уполномоченный полиции ОУУП и ДН ОП № 2 Управления МВД России по г. Ставрополю, Россия;

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В условиях оптимизации развития субъектов человеческого сообщества, реформируя социальную структуру, цивилизованные страны и народы пытаются создать духовно-нравственный идеал для своего народа, представляя его в виде концепции прав человека, как основы человеческого существования, вкладывая в названное понятие основу мира, социального благополучия и прогресса, демократизации межнациональных и межгосударственных отношений, представляя ядром системы прав человека человеческое достоинство каждого индивида.

По мнению известного французского просветителя Ж. Ж. Руссо, именно право на достоинство, заложенное в сути каждого индивида,

и может занимать центральное место в теории прав человека, так как в случае отказа от достоинства, «человек теряет не только права, но и обязанности, что превращает его в иное существо, нежели человек, да и о какой гордости человека можно после этого упоминать…» В современной концепции прав человека, человеческое достоинство должно восприниматься как презумпция.

Общеизвестно, что в ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека речь идет о том, что люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. При этом люди наделены разумом и совестью. И именно на этих основах должны складываться отношения людей друг с другом вообще и в семье в частности. В качестве основной задачи Генеральная Ассамблея ООН предлагает путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод человека и гражданина, а также их обеспечению .

В свое время М. Горький устами героя пьесы «На дне» утверждал, что «Человек — это звучит гордо», — с чем трудно не согласиться, а проявлением этой гордости на современном этапе могут быть только права человека.

Общеизвестно, что права человека представляют собой сложное, многогранное явление, которое взаимосвязано наряду с государством и правом еще и с культурой, религией, философией. Важно понять, что в правах и свободах человека заключено подлинно человеческое в индивидууме, что указывает на общечеловеческое значение прав личности, соответствуя потребностям и устремлениям каждого в своем человеческом бытие и развитии. Концепция прав человека постепенно перерастает в теорию прав и указывает на множество различных форм социальной организации, предоставляя каждому право выбора того или иного поведения, оставаясь при этом многообразной и многоаспектной.

Чаще всего права человека относят к политической категории, что вполне реально, но правы и те, которые воспринимают права человека как духовно-нравственную субстанцию, особенно на основе реализации принципа гуманизма в жизни каждой личности.

Среди теоретиков прав человека существует достаточное множество различных мнений по вопросу сущности и определения прав человека, тогда как изначально права человека признаются и воспринимаются как естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни в обществе.

По мнению некоторых ученых, права человека являются неотъемлемыми правами каждого человека в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, языка и иных признаков, притом что все люди должно располагают правами человека при условии исключения всякого рода дискриминации.

Существует понимание прав человека как возможного поведения, направленного на удовлетворение собственных интересов личности, которое охраняется законом и государством.

Дискутируется также понимание прав человека в качестве универсальной категории, представляющей собой возможность пользоваться

наиболее важными благами и условиями свободного существования личности в обществе, хотя в современной интерпретации права человека воспринимаются как общесоциальные, отражающие наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности и т.д.

Обычно принято разделять права человека на личные, политические, социальные и экономические, не забывая культурные, духовные и коллективные.

К правам первого поколения обычно относят личные права и свободы, которые обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как субъекта гражданского общества, они считаются естественными и неотчуждаемыми, а поэтому не могут быть объектом притязаний со стороны государства.

Правами граждан, обеспечивающими их участие в управлении и общественной политической жизни общества являются политические права, которые в своей совокупности охватывают сферу взаимодействия государства и общества, каждого человека.

К правам человека второго поколения принято относить экономические, социальные, культурные и духовные права человека, которые в совокупности своей гарантируют определенный уровень качества жизни граждан, а именно: социальные права обеспечивают социальную защищенность каждого индивида; экономический блок прав — отношения собственности, имущества, право на свободный труд; духовные права — механизмы духовного развития человека и т.д. Позволительно говорить и о признаках, которые характеризуют права человека.

Наряду с понятием прав человека существует понятие права гражданина, причем гражданин воспринимается как личность в совокупности своих характеристик и отношений с государством в правовом пространстве, что, в свою очередь, характеризует его правовое положение в обществе. Общеизвестно, что гражданство как правовой институт представлено совокупностью прав и обязанностей личности, правом реализации правового статуса и свобод, которые устанавливаются и гарантируются государством.

По мнению Комарова С.А., — «Гражданство как членство в государстве понимается прежде всего не как союз всех, а как союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством» , вероятно по причине того, что государство само есть часть общества, определенная общность большинства населения, а не только государственный аппарат как орган власти.

Рассуждая подобным образом, позволим себе представить определение прав гражданина в виде совокупности определенных объективных и естественных правомочий, которые отражены в нормативно-правовых актах, и волеустановленных правомочий, которые вырабатываются в процессе функционирования и развития как общества, так и государства. Определенная совокупность прав человека-гражданина должна быть закреплена в нормативных правовых актах, в том числе в конституции, продекларирована и гарантирована государством, подчеркивая связь лица с государством и наделяя гражданина определенными характеристиками. Не лишним будет напомнить, что наряду с правами и свободами, гражда-

нин наделен рядом существенных обязанностей, неразрывно связанных с предоставленными правами в процессе их реализации. Так, например, для реализации права на человеческое достоинство, лицо обязано уважать права других лиц; право на пользование памятниками культуры и искусства сопряжено с обязанностью охранять не только природу, но и названные памятники истории и культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире ученых и практиков нет единого взгляда на права человека, до сих пор не утихают дискуссии по поводу и содержания прав человека, вероятно по причине того, что содержание зависит от условий развития общества, а именно от социального, экономического, политического, культурного, правового аспектов, являясь комплексным социальным явлением, которому объективно присущи различные степенные характеристики.

Если выделять духовный аспект содержания прав человека, то это вероятно отражение концепции достоинства, чести и свободы каждой личности, ее отношение к несправедливости, угнетению, унижению и т.д.

Если соотнести права человека с демократическими принципами, то эти взаимоотношения и следует понимать как политический аспект прав человека, с учетом того что элементы демократии являются и смыслом, и целью государственных властных структур.

Социальные и экономические условия функционирования и развития общества, такие как свобода труда, обеспечение достойного уровня жизни каждому, право иметь имущество в собственности, имея, используя и распоряжаясь им по своему усмотрению и другие, составят социально-экономическую составляющую содержания прав человека.

Юридические категории, нормы внутригосударственного, национального права и международной составляющей отражают правовой аспект содержания прав человека, с учетом того, что любое право человека однозначно субъективно. А само по себе субъективное право следует понимать как гарантированную государством меру возможного поведения каждой личности, субъективное право принадлежит этой личности и его использование зависит от воли личности, при том что права человека как субъективные права, имеют определенную структуру или части, которые принято называть полномочиями, а именно: правоповедение, правотребование, правопритязание, правопользование.

По мнению авторов, права человека, являясь разновидностью субъективных прав личности, возникающие в результате рождения человека, имеют естественный характер, неотъемлемы, обладают признаком непосредственного действия и конституционно провозглашаются высшей социальной ценностью, притом что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»1.

Нельзя не отметить, что существование права неотделимо от человека, так как «находясь в сфере правовой культуры, руководствуясь и правом, и моралью, и религией, индивид для упорядочивания своего поведения рассматривает такие критерии, как правомерные, порождающие правовые последствия, создающие право и обязанность, имеющие правовое

1 Конституция Российской Федерации. — М.: Омега — Л, 2010. — С. 3.

значение и т.д., которые пройдя через сознание индивида, оказывают влияние на выбор поведения личности, то есть оказывают правовое воздействие, не порождая пока что правоотношений» .

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что права человека как концепция и теория должны основываться на том, что они являются условиями и потребностью, удовлетворение которых делает человека человеком, обеспечивает реализацию заложенных в личности человеческих способностей, которые и есть способ существования самого человека.

Если философствовать над осмыслением прав человека и воспринимать его как объективный феномен, то следует сделать определенные выводы, а именно: права человека — это те права, которые присущи ему от рождения, которые не связаны и не зависят от определенного способа производства или общественного строя, не зависят от системы и типа определенного права; права человека — сложное и многоаспектное явление, которое следует рассматривать на различных уровнях — всеобщем, особенном и частном или индивидуальном, личностном, единичном, воспринимая при этом систему взаимосвязей между личностями, социальными группами, народами, странами и государствами, а также по отношению ко всему человечеству. Заметим, что взаимоотношения возникают между различными субъектами в связи с реализацией жизненно важных условий развития и существования личности вообще. Поскольку человек существо социальное и может развиваться только в социуме, в среде себе подобных, и не может быть изолирован в своем существовании от общества, то и права человека имеют смысл в этом обществе, неотделимо следуя за социально ориентированной личностью.

Список литературы

1. Дроздова А. М. Некоторые проблемные моменты в реализации и защите прав ребенка в России // Права ребенка и эффективное воздействие государственно-общественных институтов в их защите: материалы Междунар. форума. Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. 253 с.

2. Дроздова А. М. Понятие и функции правовой культуры и ее связь с правосознанием // Сб. науч. тр. кафедры правовой культуры и защиты прав человека: сб. науч. работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Ставрополь, 2018. 316 с.

3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. 608 с.

HUMAN RIGHTS: CONTEMPORARY UNDERSTANDING AND CONTENT

Stavropol, Russia; temp17@rambler.ru

Военные суды: задачи, компетенция и система

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и в соответствии со ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «О военных судах РФ» осуществляют судебную власть в Вооружённых силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднён, если отнесённые к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом РФ в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О военных судах РФ», Законом «О статусе судей в РФ», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел в соответствии со ст. 4 ФКЗ «О военных судах РФ» являются обеспечение и защита:

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ» военным судам подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  • дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушение права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Если дела о преступлениях, совершённых группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, делам.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

В систему военных судов входят:

  • Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;
    окружные (флотские) военные суды;
  • гарнизонные военные суды.
    Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, регламентированы ст. 9 ФКЗ «О военных судах РФ».

1. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции:

  • дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу и в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

  • на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиумы окружных (флотских) военных судов;
  • на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих в соответствии со ст. 10 ФКЗ «О военных судах РФ» действует в составе Верховного Суда РФ, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и судей этой коллегии.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

  • в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей;
  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трёх судей, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, судья единолично;
  • дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трёх судей.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ издает «Информационный бюллетень военных судов», в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам.

Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду регламентирована ст. 14 ФКЗ «О военных судах РФ»:

  1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесённые к компетенции данного военного суда УПК РФ, и дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
  2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
  3. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.
  4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия определён ст. 15 ФКЗ «О военных судах РФ» и в соответствии с которой рассматривает в первой инстанции дела, отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к его подсудности, в следующем составе:

  • гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей;
  • уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей, либо суд с участием присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела коллегией, состоящей из трёх судей;
  • жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично;
  • на заседаниях президиума дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда в соответствии со ст. 16 ФКЗ «О военных судах РФ» образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего окружного (флотского) военного суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав президиума окружного (флотского) военного суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя окружного (флотского) военного суда.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

  • рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу;
  • утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • заслушивает отчёты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата военного суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Постановления президиума окружного (флотского) военного суда принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на его заседании.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда в соответствии со ст. 18 ФКЗ «О военных судах РФ» рассматривают:

  • в первой инстанции дела, отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  • дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

В соответствии со ст. 19 ФКЗ «О военных судах РФ» председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. По истечении срока полномочий председатель окружного (флотского) военного суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

  • вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • организует деятельность суда;
  • созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
  • распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
    решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  • контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
    представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности. Гарнизонный военный суд в соответствии со ст. 21ФКЗ «О военных судах РФ» действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

В соответствии со ст. 22 ФКЗ «О военных судах РФ» гарнизонный военный суд:

  • в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает в первой инстанции не отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест;
  • рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых им и вступивших в законную силу;
  • принимает решения, предусмотренные ч. 2 и 3 УПК РФ, по делам, отнесённым к его подсудности.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

  • гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трёх судей;
  • уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения, предусмотренные ч. 2 и 3 УПК РФ, по делам, отнесённым к его подсудности, и единолично рассматривает судья в порядке, установленном федеральным законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного военного суда:

  • вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • организует деятельность суда;
  • распределяет обязанности между судьями;
  • контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;
  • представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда (ст. 27 ФКЗ «О военных судах РФ»):

  • судьей военного суда может быть гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом РФ «О статусе судей в РФ», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Торговля в не отведенных для этого местах

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закрепляет — наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации — правила, устанавливающие порядок и условия торговли как вида предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, имеющие отправное (базовое) значение для правового регулирования отношений в области торговой деятельности в Российской Федерации (часть 1 статьи 1 и часть 1 статьи 3).

В этом качестве он преследует цели обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации посредством установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развития торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения; разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (часть 2 статьи 1).

Согласно статье 8 «Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении» названного Федерального закона хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) вправе, за исключением установленных федеральным законом случаев, самостоятельно определять, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); цены на продаваемые товары; иные порядок и условия осуществления торговой деятельности (пункты 1, 2, 3, 5, 8 и 11 части 2).

Из существующих законоположений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьей 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», закрепляющей основные понятия, предназначенные для целей государственного регулирования торговой деятельности (включая понятия торговой деятельности, розничной торговли, стационарного торгового объекта, нестационарного торгового объекта, торговой сети), с очевидностью вытекает, что разносная торговля является одной из самостоятельных форм торговли, которая осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем продажи товаров непосредственно по месту нахождения (пребывания) потенциальных покупателей без использования торговых — как стационарных, так и нестационарных — объектов.

Соответственно, на хозяйствующих субъектов, занимающихся разносной торговлей, не распространяются предусмотренные статьей 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» требования, касающиеся схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе подвижных (мобильных), на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, разрабатываемых и утверждаемых компетентными органами местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что, в свою очередь, исключает интерпретацию правового режима данной формы торговой деятельности как подразумевающего возможность ее осуществления лишь в местах, включенных органами местного самоуправления в такие схемы.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации

Определением Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 года № 10-О жалоба на нарушение конституционных прав граждан статьями 2 и 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации «О свободе торговли» признана не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителями вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане оспаривали конституционность статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», определяющей основные понятия, используемые в данном Федеральном законе, и статьи 10 того же Федерального закона об особенностях размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности (статья 10). Кроме того, заявители оспаривают конституционность пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли», предусматривающего, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений; торговые предприятия и изготовители независимо от форм собственности, осуществляющие торговлю с лотков и автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием местонахождения, профиля и форм организации их деятельности; указанные продавцы несут ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из представленных материалов, постановлениями административной комиссии муниципального образования «Сосновоборский городской округ Ленинградской области» от 14 марта 2016 года граждане, осуществлявшие в соответствии с договором, заключенным ими с гражданином В., зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (основной вид деятельности — прочая розничная торговля вне магазинов), в подъезде жилого дома действия по реализации жильцам этого дома озонаторов «Триостат», были привлечены к административной ответственности за мелкорозничную торговлю в месте, не отведенном в установленном порядке органами местного самоуправления для нестационарной торговли, т.е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.3 «Торговля в не отведенных для этого местах» Областного закона Ленинградской области от 2 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях». При этом вывод административной комиссии об административной противоправности их действий был мотивирован — со ссылками на оспариваемые нормативные положения — тем, что заявители осуществляли разносную торговлю, являющуюся разновидностью розничной торговли (предполагающей, в свою очередь, реализацию товаров через нестационарные торговые объекты), в подъезде жилого дома, т.е. в месте, не включенном в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сосновоборского городского округа.

Законность привлечения заявителей к административной ответственности была подтверждена решениями Сосновоборского городского суда Ленинградской области, оставленными без изменения вышестоящими судебными инстанциями. Как указали суды, места осуществления мелкорозничной торговли определены Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Сосновоборский городской округ Ленинградской области», утвержденной постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 13 апреля 2011 года № 646; жилой дом, в подъезде которого нарушителями велась торговля озонаторами, в эту схему не включен; возможность же осуществления развозной и разносной торговли вне поименованных в данной схеме мест на территории муниципального образования указанным постановлением не предусмотрена.