Проект решения суда образец по гражданским делам

Статья 333 ГК РФ. Уменьшение неустойки

1. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

2. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.

3. Правила настоящей статьи не затрагивают право должника на уменьшение размера его ответственности на основании статьи 404 настоящего Кодекса и право кредитора на возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьей 394 настоящего Кодекса.

Комментарий эксперта:Статья 333 ГК РФ является законодательным обоснованием для судей в вопросах снижения неустойки. Так, если нарушение обязательства происходит со стороны лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, то суд правомочен снизить размер неустойки. Для этого достаточно соблюдения 3 условий

См. все связанные документы >>>

1. Из комментируемой статьи вытекает, что:

во-первых, одной лишь «явной несоразмерности» неустойки последствиям нарушения обязательства, за которые она установлена, достаточно для постановки вопроса об уменьшении ее размера;

во-вторых, уменьшение размера неустойки по основаниям, предусмотренным в комментируемой статье, осуществляется только по решению суда;

в-третьих, уменьшение размера судом в принципе одинаково возможно и при договорной, и при законной неустойке;

в-четвертых, условие договора, исключающее возможность уменьшить неустойку по указанным в абз. 1 основаниям, ничтожно.

2. Абзац 2 ст. 333 ГК отличается от абз. 1 тем, что имеет в виду предусмотренные в законе ситуации, когда в неисполнении или в ненадлежащем исполнении обязательства виновен не только должник, но и кредитор (ст. 404 ГК и коммент. к ней), либо когда ответственность должника ограничена законом, например, путем установления ее пределов (см. п. 2 ст. 394 ГК и коммент. к ней). В отличие от этого в случаях, предусмотренных п. 1 коммент. статьи, у должника нет права требовать уменьшения неустойки и, следовательно, применение соответствующей нормы зависит исключительно от усмотрения суда.

3. Задача суда состоит в устранении «явной несоразмерности». Следовательно, он может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть «явно несоразмерной». Из этого вытекает по крайней мере то, что полное освобождение от уплаты неустойки может последовать лишь при отсутствии условий наступления такой ответственности, но не по обстоятельствам, указанным в комментируемой статье.

4. В п. 42 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 предусмотрено, что «при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.)».

ВАС РФ счел необходимым применение комментируемого правила, например, в деле, в котором сторона должна была получать по договору 30 млн. руб., а размер истребуемой с нее неустойки составил 1 млрд. руб. (Вестник ВАС РФ. 1997. N 4. С. 47). В другом деле истец, не предоставивший какие бы то ни было доказательства причинения ему убытков невозвратом тары, требовал неустойку в размере 1 млрд. 360 млн. руб. (Вестник ВАС РФ. 1997. N 2. С. 59), в третьем — размер неустойки в полтора раза превысил понесенные стороной убытки (Вестник ВАС РФ. 1996. N 2. С. 84), см. аналогичные мотивы ВАС РФ (Вестник ВАС РФ. 1997. N 3. С. 54).

Решение районного суда. Образец.

Главная >> Судебные решения по гражданским делам >> Решение районного суда. Образец.

  • Судебные решения по гражданским дела
    В данном разделе размещены решения судов по наиболее распространенным вопросам гражданского судопроизводства.
  • Судебные решения по уголовным делам
    Приговоры судов по уголовным делам.
  • Судебные решения по КАСКО | ОСАГО | Мед страхованию
    Решения судов по свопрам с страховыми компаниями по ОСАГО, КАСКО и Медицинскому страхованию.
  • Судебные решения по защите прав потребителя
    Решения судов по договорам поставки и купли-продажи, как правило магазинов с физическими лицами.

РЕШЕНИЕ РАЙОННОГО СУДА
Именем Российской Федерации

«20» мая 2015 года г. Москва
Бабушкинский районный суд гор. Москвы в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ЗАО «ВТБ 24» к ФИО3 о взыскании задолженности по кредитному договору,

истец ВТБ 24 (ЗАО) обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ — <данные изъяты> руб., ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ВТБ 24» и ФИО1 был заключен кредитный договор о предоставлении и использовании банковских карт Visa Classic, путем присоединения должника к условиям «Правил предоставления и использования банковских карт» и «Тарифов по обслуживанию международных пластиковых карт». Согласно условиям «Правил предоставления и использования банковских карт» должник обеспечивает расходование денежных средств по банковскому счету в пределах остатка на счете, а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счете ЗАО «ВТБ 24» предоставляет должнику для совершения операций кредит в форме овердрафта в сумме не более согласованного в расписке лимита овердрафта на сумму <данные изъяты> руб., проценты за пользование которым установлены в размере 26% годовых. Кроме того, в соответствии с условиями договора, ответчик обязан ежемесячно, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем пользования кредитом, уплачивать истцу в счет возврата кредита 10% от суммы задолженности и проценты за каждый месяц пользования кредитом. Вместе с тем, в нарушение условий договора, ответчик не производил возврат кредита и уплату процентов за пользование кредитом в полном объеме, в результате чего, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно общая сумма задолженности должника составляет <данные изъяты> руб., из которых:

— <данные изъяты> руб. – сумма основного долга овердрафта (кредита);

— <данные изъяты> руб. – задолженность по плановым процентам;

— <данные изъяты> руб. – задолженность по пени.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 обратился в суд со встречным исковым заявлением к ЗАО «ВТБ 24» с требованием об изменении условий кредитного договора в части очередности списания денежных средств со счета, взимания банком комиссии за оформление и обслуживание банковской карты, условий договорной подсудности рассмотрения споров, а также выбора банком по своему усмотрению страховщика с целях страхования имущественных интересов банка.

Определением Бабушкинского районного суда г.Москвы ДД.ММ.ГГГГ встречное исковое заявление оставлено без рассмотрения, поскольку не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ЗАО «ВТБ 24».

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст.ст. 809, 810, 819 ГК РФ заемщик по кредитному договору обязан возвратить в срок полученную сумму кредита кредитору и уплатить проценты за пользование кредитом.

Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ВТБ 24» и ФИО1 заключен кредитный договор о предоставлении и использовании банковских карт Visa Classic, путем присоединения должника к условиям «Правил предоставления и использования банковских карт» и «Тарифов по обслуживанию международных пластиковых карт».

Согласно положению п. 3.5 «Правил предоставления и использования банковских карт» должник обеспечивает расходование денежных средств по банковскому счету в пределах остатка на счете, а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счете ЗАО «ВТБ 24» предоставляет должнику для совершения операций кредит в форме овердрафта в сумме не более согласованного в расписке лимита овердрафта на сумму 300000 руб., проценты за пользование которым установлены в размере 26% годовых. Кроме того, в соответствии с условиями договора, ответчик обязан ежемесячно, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем пользования кредитом, уплачивать истцу в счет возврата кредита 10% от суммы задолженности и проценты за каждый месяц пользования кредитом.

Согласно выписке по счету ФИО1, в нарушение условий договора, не производил возврат кредита и уплату процентов за пользование кредитом в полном объеме, при этом доказательств обратного стороной ответчика не представлено, в результате чего, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно, общая сумма задолженности ответчика составила <данные изъяты> руб., из которых:

— <данные изъяты> руб. – сумма основного долга овердрафта (кредита);

— <данные изъяты> руб. – задолженность по плановым процентам;

— <данные изъяты> руб. – задолженность по пени.

Согласно ст. 811 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса.

Вместе с тем в соответствии п. 5.7 «Правил предоставления и использования банковских карт» непогашенная в срок задолженность по кредиту и процентам признается как просроченная, а должник уплачивает на сумму просроченной задолженности по кредиту и процентам за пользование кредитом неустойку в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки, установленной «Тарифами по обслуживанию международных пластиковых карт».

При таких обстоятельствах, расчет суммы задолженности, представленный истцом, имеющийся в материалах дела, судом проверен и, по мнению суда, считается верным, арифметически грамотным и нашел свое подтверждение в материалах дела, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме, как доказательственно подтвержденные.

Рассматривая требования о возмещении расходов по госпошлине, суд находит их подлежащими удовлетворению пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований согласно ст. 98 ГПК РФ, что составляет <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1 в пользу ВТБ 24 (ЗАО) задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты>., в счет возврата уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины — <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бабушкинский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Лагунова О.Ю.

Образцы похожих решений судов:

  • Решение суда о взыскании денежных средств по расписке — отказать
    В удовлетворении исковых требований Трусовой Ольги Юрьевны к Медведеву Максиму Андреевичу о взыскании денежных средств по расписке и процентов, отказать в полном объеме.
  • Решение суда о взыскании
    Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Конькова А.В. в пользу Николаенко И.Н. сумму долга по договору займа в размере 60 000 000 руб.

  • Решение суда о взыскании банком задолженности по кредитному договору
    по иску ООО КБ «АлтайЭнергоБанк» к Аксенову В.А. и Аксеновой А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество.
  • Решение суда о взыскании денежных средств по потребительскому кредиту
    В удовлетворении иска Представителя Банка к Говорову В.П. о взыскании задолженности – отказать.
  • Решение суда о взыскании и наложение ареста на предмет залога
    По иску Общества с ограниченной ответственностью Коммерческий Банк «АйМаниБанк» к Пузикову С.А., Лакоза Н.А. о взыскании суммы задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на предмет залога.
  • Услуги юристов и адвокатов в Москве (ЮЗАО)
    Если Вас интересует взыскание долгов с физических лиц, Вы можете обратиться к нам, так как это одно из направлений нашей деятельности. Также, мы проводим взыскание долгов с юридических лиц. Более 15 лет мы осуществляем успешное взыскание долгов с недобросовестных заемщика.

ФСБ разъяснила правила выезда несовершеннолетних детей за границу

В новом документе ФСБ от 15 марта 2019 г. подробно разъясняются вопросы ограничения на выезд ребенка, необходимости согласия одного из родителей, правильности заполнения документов, в том числе вопросы о внесении ребенка в паспорт родителей, подтверждения гражданства, представлен список стран, в которые ребенок может въезжать по свидетельству о рождении, и другие.

«Вестник АТОР» публикует полный текст разъяснений ФСБ РФ от 15 марта 2019 года.

В КАКОМ СЛУЧАЕ ТРЕБУЕТСЯ НОТАРИАЛЬНО ОФОРМЛЕННОЕ СОГЛАСИЕ ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЯ НА ВЫЕЗД РЕБЕНКА?

Порядок выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации регламентирован положениями статьи 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с положениями статьи указанной статьи несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется.

В случае если несовершеннолетний гражданин России выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие от одного из названных лиц (оригинал) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. При этом согласие от второго родителя также не требуется.

Согласно разъяснению Минюста России срок действия нотариального согласия в соответствии со статьей 190 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить — совершеннолетие, окончание срока действия паспорта или визы и т.д.

Поэтому нотариально заверенное согласие на выезд из Российской Федерации может быть выписано один раз вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при условии посещения им одних и тех же стран, указанных в этом согласии.

ФСБ России просит обратить внимание на то, что в согласии обязательно должны быть указаны названия государств, которые ребенок намерен посетить. При этом названия сообществ, типа «страны Евросоюза», «страны СНГ» и т.д. не допускаются.

Согласие родителей, оформленное нотариусом иностранного государства, должно содержать перевод на русский язык и быть соответствующим образом легализовано путем заверения его консульским загранучреждением МИД России или проставлением апостиля, предусмотренного Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г.

Для въезда в Российскую Федерацию несовершеннолетнего российского гражданина оформление нотариально удостоверенного согласия не требуется, т.к. в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК ВЫЕЗЖАТЬ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ СВЕДЕНИЯ О НЕМ ВНЕСЕНЫ В БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАСПОРТА СОПРОВОЖДАЮЩИХ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ?

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 13 «О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», вступившего в силу 1 марта 2010 г., внесение сведений о детях в паспорт (биометрический), удостоверяющий личность родителя не дает права ребенку на выезд за пределы территории Российской Федерации без своего документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК ВЫЕЗЖАТЬ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ СВЕДЕНИЯ О НЕМ ВНЕСЕНЫ В ЗАГРАНИЧНЫЕ ПАСПОРТА СОПРОВОЖДАЮЩИХ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ СТАРОГО ОБРАЗЦА (НЕ БИОМЕТРИЧЕСКИЕ)?

Выезд из Российской Федерации несовершеннолетних детей, сведения о которых внесены в паспорта сопровождающих их родителей старого образца (не биометрические, оформляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298), осуществляется по срокам действия этих документов, без необходимости оформления для ребенка отдельного паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

МОЖЕТ ЛИ ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ ОГРАНИЧИТЬ ПРАВО НА РЕБЕНКА НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

В соответствии с требованиям статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

При этом правила подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 г. N 273.

В Пограничной службе ФСБ России имеется информация о несовершеннолетних гражданах, которым временно ограничен выезд из Российской Федерации, поступающая из ФМС России.

При выявлении таких детей в пунктах пропуска, они через государственную границу не пропускаются.

Одновременно, ФСБ России отмечает, что родители, отправляющие своих несовершеннолетних детей за границу, во избежание конфликтных ситуаций в пунктах пропуска, должны заранее сами удостовериться в отсутствии у ребенка временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Уточнить такую информацию можно как у второго родителя, так и в ФМС России, определенной Правительством Российской Федерации ответственным органом государственной власти по рассмотрению заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, принятия по ним решений, а также ведения централизованного учета таких заявлений.

Также, Пограничной службой ФСБ России проводится работа с транспортными компаниями и туристическими организациями по информированию лиц, собирающихся выезжать за границу, о порядке выезда из Российской Федерации и необходимых документах на право пересечения государственной границы Российской Федерации.

«Но, несмотря на это, в пунктах пропуска продолжают возникать конфликтные ситуации, связанные с отказом в выезде несовершеннолетним гражданам из Российской Федерации, которые чаще всего провоцируют сами же родители, не убедившиеся в наличии или правильности оформления документов несовершеннолетних детей на право выезда из Российской Федерации.

Пограничной службой ФСБ России дано указание сотрудникам пограничных органов оказывать всяческое содействие не пропущенным через государственную границу несовершеннолетним гражданам. В том числе, в отправке их в сопровождении с их представителями по обратному маршруту; информированию родителей о сложившейся с их детьми ситуации; предоставлению мест для ожидания, пока кто-либо из родителей или законных представителей не прибудет за несовершеннолетним гражданином.», — говорится в документе ФСБ России.

В КАКИЕ СТРАНЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОГУТ ВЫЕЗЖАТЬ ПРИ НАЛИЧИИ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РОЖДЕНИИ?

Для выезда из Российской Федерации в Республику Казахстан, Республику Беларусь, Киргизскую Республику, Республику Абхазия, Республику Южная Осетия и Украину для детей в возрасте до 14 лет в качестве документа на право пересечения государственной границы предусмотрено свидетельство о рождении с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации (с вкладышем или отметкой).

Вместе с тем, Правительством Украины принято решение о приостановлении с 1 марта 2015 года действия пунктов 1 и 5 перечня документов граждан Российской Федерации, определенного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного 16 января 1997 года, в части возможности выезжать, следовать транзитом, пребывать и перемешаться по территории Украины на основании паспорта гражданина Российской Федерации либо свидетельства о рождении (для детей возраста до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации.

«В связи с этим в пограничные органы направлено указание об осуществлении пропуска граждан Российской Федерации выезжающих в Украину по указанным документам в прежнем порядке и информировании их о возможном отказе пограничными органами Украины в пропуске через украинскую границу. Организовано размещение данной информации на информационных стендах в пунктах пропуска, а также проведена работа с представителями транспортных компаний — перевозчиков, имеющих транспортное сообщение с Украиной, о необходимости информирования граждан Российской Федерации об изменении украинской стороной порядка пропуска российских граждан в Украину», — сообщается в разъяснении ФСБ России.

ЧЕМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕБЕНКА, НЕ ДОСТИГШЕГО ВОЗРАСТА 14 ЛЕТ СО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О РОЖДЕНИИ?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» принадлежность к гражданству Российской Федерации, может быть подтверждена следующими документами:

1. Свидетельством о рождении с внесенными в него сведениями:

— о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (независимо от места рождения ребенка);

— о гражданстве Российской Федерации одного родителя ребенка и если второй родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, либо место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

— о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации)

— об усыновителях (усыновителе), состоящих (состоящего) в гражданстве Российской Федерации, по решению суда указанным в свидетельстве о рождении как родители (родитель) ребенка.

2. Свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации.

Если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства, такая отметка проставляется на документе, содержащим перевод на русский язык свидетельства о рождении. Указанный документ должен быть удостоверен проставлением на нем апостиля.

3. Свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации (выданным в соответствии с ранее установленным порядком и сохраняющим свое действие).

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости «Вестника АТОР» также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР»

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти

Вернуться назад

Реферат: Формы государственного устройства

Введение

1.Понятие государственного устройства

2.Виды государственного устройства

Заключение

Список литературы

Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и т.д.

1. Понятие государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями» .

Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.

Форма государственного устройства — национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации , то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких — либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)» . Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения (организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п.) государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии — империи — делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

2. Виды государственного устройства

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства — унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство — единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще — перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

· Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.

· Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.

· В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.

· В федерации существуют две системы законодательства — федерального и субъектов федерации.

· Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации — распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.

2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, — те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

2.Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

3.Установлен запрет одностороннего выхода из союза;

4.Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

1.Субъекты – национально-государственные образования;

2.Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

3.Гарантированность суверенитета больших и малых наций;

4.Утверждения права на самоопределение.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе моей работы.

Различия между унитарной и федеративной формами устройства :

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства — субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство». Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией.

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

3. Конфедерация — межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация — неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства — Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства — это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация — это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения — это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются.

Заключение

Форма государственного устройства важная правовая категория, которая характеризует форму государства вместе с такими категориями как форма правления и политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

В настоящее время распространенными являются две формы: унитарная и федеративная. Кроме этого выделяют такие формы, как конфедерацию и ассоциативную форму государственного устройства. Все эти формы имеют свои отличительные признаки и путь становления. Например, при унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Значение федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира — это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.

2. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М.: Юрист, 1994.

3. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. — 2002. — №1.

4. Теория государства и права /под редакцией Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998.

5. Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: ЮРИСТЪ, 1997.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1998.

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 117-118

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 121

Государственный строй США: М.,1976. С. 57.