Проект организации санитарно защитной зоны предприятия

Проект СЗЗ (Проект санитарно-защитной зоны)

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

ЗАКОН

ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды
ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха
ФЗ № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Граница санитарно-защитной зоны устанавливается один раз и бессрочно, при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации большого количества источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух или источников шума, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера СЗЗ.

Кому нужен проект СЗЗ?

ЗАКОН

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст.52. п.2 ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды)

ЗАКОН

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (ст.16. п.3 ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха)

Исходя из буквы закона иметь установленную СЗЗ должны иметь все объекты хозяйственной и иной деятельности.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект разрабатывать не нужно. Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты (территория жилой застройки, ланшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков), то необходимо разработать проект обоснования границ СЗЗ.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

ВНИМАНИЕ

Надзорные мероприятия – это не производственный контроль, который должен проводиться предприятием, это мероприятия органов Роспотребнадзора по контролю качества атмосферного воздуха.

Подведем итог. Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:

  1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения на границе промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  2. Предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
  3. Предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  4. Это предприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ:

  1. Вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты, находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  2. Действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  3. Действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
  4. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

ВАЖНО

В результате в связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны, и уже давно сложившейся градостроительной ситуацией, как правило хозяйствующему субъекту приходится так или иначе сталкиваться с вопросом установления границ санитарно-защитной зоны.

Зачем нужен проект СЗЗ?

  1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ;
  2. Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  3. Это важный шаг в сторону повышения эффективности работы предприятия и улучшения экологической обстановки;
  4. Проект СЗЗ может стать оправдательной основой защиты предприятия в случае предъявления ему исков со стороны других организаций или граждан, обвиняющих предприятие в нарушении норм их безопасности;
  5. Разработка Проекта СЗЗ необходима для правовой защищённости модернизации или реконструкции производства, его расширения или сокращения.

За отсутствие санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на ИП — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст 8.1 КоАП нарушение влечет наложение административного штрафа: должностные лица – от 2000 до 5000 рублей; юридические лица – от 20000 до 100000 рублей.

Что нужно для начала разработки проекта СЗЗ?

Свидетельство о собственности (договор аренды). В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Определить технологические процессы предприятия (основной и вспомогательные). В соответствии с ними можно определить к какому классу опасности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится предприятие, а также определить перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников физического воздействия.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (глава VII) устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  1. I класс – 1000 метров;
  2. II класс – 500 метров;
  3. III класс – 300 метров;
  4. IV класс – 100 метров;
  5. V класс – 50 метров.

В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

  1. От организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
  2. В случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
  3. При наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае.

Получить актуальный картографический материал. На карте-схеме должно быть хорошо видно размещение территории предприятия и местности, находящейся вокруг него, на которую оказывается негативное влияние — жилая застройка, детские сады, школы, больницы, стадионы, коллективные сады, парки, пляжи и другие места отдыха. Карта-схема должна охватывать такую территорию, чтобы иметь возможность нанести на нее границу СЗЗ.

Получить описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития (в органах местного самоуправления).

Получить информацию о мощности объекта (существующей и/или перспективной по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический).

Собрать информацию о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, его шумовых характеристиках и т.п. Полный список необходимых данных уточняется в зависимости от методик, используемых при расчете выбросов загрязняющих веществ от источников и акустическом расчете.

Провести инструментальный замер фонового шума на границе ориентировочной СЗЗ и границе ближайшей нормируемой территории, в дневное и ночное время суток.

При наличии источников электромагнитного излучения и источников вибрации, а также источников шума, для которых не удалось найти акустические характеристики, проводятся инструментальные замеры физических факторов.

Если вы хотите самостоятельно разработать проект СЗЗ, то переходите на инструкцию по ссылке Проект СЗЗ — сделай сам.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект СЗЗ пишите нам — наши Контакты.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

К письму Роскомторга
от 09.11.95 Nо. 1-1492/32-21
СТРУКТУРА ДОГОВОРА
Любой договор условно можно разделить на четыре части:
1. Преамбулу (или вводную часть).
2. Предмет договора.
3. Дополнительные условия договора.
4. Прочие условия договора.
1. Преамбула (или вводная часть)
1. Наименование договора (договор купли — продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.).
Точное название договора дает понять, какие он определяет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но, если название отсутствует, договор сначала следует прочитать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу.
2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано правильное установление момента заключения договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия.
3. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки — не простая формальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, определяются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заключивших сделку, б) форма сделки, в) обязательства, возникшие из сделки (правда, в последнем случае стороны в договоре могут предусмотреть иное положение — ст. 432 ГК РФ).
4. Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.).
5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.
2. Предмет договора
Данная часть договора содержит его существенные условия:
1. Предмет договора, т.е. о чем конкретно договариваются стороны.
2. Обязанности и права стороны по договору.
3. Обязанности и права второй стороны по договору.
4. Цена договора и порядок расчетов и др.
5. Срок выполнения сторонами своих обязательств.
Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения.
3. Дополнительные условия договора
Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон.
1. Срок действия договора.
Его необходимо указать, даже если названы сроки выполнения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать, когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к контрагенту.
2. Ответственность сторон.
Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнившим своих обязательств в отношении одного из согласованных условий.
При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обязанности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обязательств контрагента могут быть взысканы с него сверх неустойки. Помните, что если такой вид ответственности отсутствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).
3. Способы обеспечения обязательств (гл. 23 ГК РФ).
Российское гражданское законодательство предусматривает следующие основные способы обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ): неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные законом или договором.
4. Основания изменения или расторжения договора в одностороннем порядке (гл. 29 ГК РФ).
5. Условия о конфиденциальности информации по договору.
6. Порядок разрешения споров между сторонами по договору.
Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбитражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторонами, либо в соответствии с регламентом какого-либо постоянно действующего третейского суда.
7. Особенности перемены лиц по договору.
В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника (ст. 388 ГК РФ).
4. Прочие условия договора
Эти условия могут включать следующие вопросы:
1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов).
2. Особенности согласований связи между сторонами.
Здесь для каждой стороны указываются:
а) лица, полномочные давать информацию и решать вопросы, относящиеся к исполнению договора.
Это может формулироваться двумя способами: с персональным указанием полномочного лица (лиц) или с указанием должностей;
б) сроки связи между сторонами. Например: «… каждый вторник с ______ ч.»;
в) способы связи: телефон, факс, телекс, телеграф, телетайп с указанием их номеров и иных данных.
3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора.
Данный пункт содержит положение, в соответствии с которым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, переписка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу.
4. Реквизиты сторон:
а) почтовые реквизиты;
б) местонахождение (адрес) предприятия;
в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ);
г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отправок, для контейнеров, для мелких отправок).
Особое внимание уделите наличию и правильности сведений, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки.
5. Количество экземпляров договора.
6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Права и обязанности залогодателя и залогодержателя

Действующее российское законодательство не содержит ограничений по субъектному составу залогового правоотношения.

Согласно абз.2 п. 1 ст. 1 Закона, залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо).

«Третье лицо» заключает договор ипотеки от собственного имени, а не от имени должника. Отношения между третьим лицом — залогодателем и должником по основному обязательству не являются ипотечными. Они могут регулироваться отдельным договором, в котором предусматривается право залогодателя на получение возмещения в случае обращения взыскания на заложенное имущество. При отсутствии подобного договора третье лицо — залогодатель в случае обращения взыскания на заложенное имущество вправе требовать от должника возмещения убытков по правилам о неосновательном обогащении (гл.60 ГК РФ).

Залогодателем, так же как и залогодержателем, может быть физическое, юридическое лицо либо государство. Субъектами залогового правоотношения могут быть физические и юридические лица, государственные и административно-территориальные образования, обладающие гражданской правосубъектностью.

Залогодержатель — потенциальный собственник, однако возможность приобретения заложенного имущества залогодержателем ограничивается объемом правоспособности граждан и специальной правоспособности юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 355 ГК РФ залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. ГК РФ (п. 1 ст. 335) определяет, что залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо.

Отдельно выделим профессиональных субъектов ипотечных правоотношений (банки, оценочные, риэлтерские и страховые компании). Заметим, что необходимо различать субъектный состав ипотечного рынка, ипотечных правоотношений, субъектный состав обязательства. Последняя категория — частная и включает в себя стороны ипотечного обязательства.

Среди специальных субъектов юридических лиц — залогодержателей по ипотечным договорам заметно выделяются кредитные учреждения. Предоставляют ипотечный кредит, как правило, банки, выступающие субъектами договорных отношений по ипотеке. Такими банками являются ипотечные банки. Ипотечные банки имеют в экономике двойное значение: как социальные институты, обеспечивающие долгосрочные кредиты, и как эмитенты закладных листов, являющихся наиболее защищенным средством вложения капитала и приносящих проценты Яшенков К. Субъекты договора ипотеки, их взаимные права и обязанности // Право и экономика. — №11. — 2004. С. 42..

Залогодержателем может быть только кредитор в обязательстве, обеспеченном ипотекой. Согласно положениям гражданского законодательства, в случае, если залогодатель исполнит требование залогодержателя, вытекающее из основного обязательства, права залогодержателя по отношению к должнику переходят к залогодателю в силу закона (ст. 387 ГК РФ). При этом действуют правила о цессии.

Дабы разобраться в правовом статусе субъектов ипотечного обязательства обратимся к рассмотрению прав и обязанностей залогодателя и залогодержателя.

Залогодатель обязан:

  • · страховать заложенное имущество в полной его стоимости;
  • · немедленно уведомлять залогодержателя о возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества (ст. 343 ГК РФ);
  • · сообщать каждому последующему залогодержателю сведения обо всех предшествующих залогах данного имущества и отвечать за убытки, причиненные залогодержателям невыполнением этой обязанности (ст. 342 ГК РФ);
  • · залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге (ст. 334 ГК РФ);
  • · в случае предъявления к залогодателю другими лицами требований о признании за ними права собственности или иных прав на заложенное имущество, о его изъятии (истребовании) или об обременении указанного имущества либо иных требований, удовлетворение которых может повлечь уменьшение стоимости или ухудшение этого имущества, залогодатель обязан немедленно уведомить об этом залогодержателя, если он ему известен. При предъявлении к залогодателю соответствующего иска в суде, арбитражном суде или третейском суде он должен привлечь такого залогодержателя к участию в деле (п. 1 ст. 33 Закона об ипотеке);
  • · пункт 2 ст. 33 Закона предписывает, что в указанных выше случаях залогодатель должен использовать соответствующие обязательствам способы защиты своих прав на заложенное имущество, предусмотренные ст. 12 ГК РФ;
  • · закон возлагает на залогодателя обязанность сообщать каждому будущему контрагенту о всех предшествующих залогах, а также существо, размер и срок обеспеченных этими ипотеками обязательств (п. 1 ст. 44 Закона);
  • · залогодатель, заключив последующий договор об ипотеке, должен незамедлительно уведомить об этом залогодержателей по предыдущим ипотекам.

Собственник здания, расположенного на земельном участке из состава государственных и муниципальных земель, арендуемом им на срок более пяти лет, закладывая одновременно по одному договору об ипотеке здание и права по договору аренды этого участка, вправе заложить эти права без согласия арендодателя с его уведомления.

В соответствии с действующим законодательством залогодатель имеет право:

  • · пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением, в том числе извлекать из него плоды и доходы, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога;
  • · отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога;
  • · завещать заложенное имущество (ст. 346 ГК ГФ). Условия договора об ипотеке или иного соглашения, ограничивающие это право залогодателя, ничтожны;
  • · в любое время до продажи предмета залога прекратить на него обращение взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство (п. 7 ст. 350 ГК РФ);
  • · в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 345 ГК РФ);
  • · в случае обращения взыскания на заложенное имущество — земельный участок — сохраняет право ограниченного пользования той частью, которая необходима для использования здания или сооружения в соответствии с его назначением (п. 4 ст. 340 ГК РФ);
  • · если иное не предусмотрено Законом об ипотеке и договором, залогодатель вправе без согласия залогодержателя сдавать заложенное имущество в аренду, передавать его во временное безвозмездное пользование и по соглашению с другим лицом предоставлять последнему право ограниченного пользования этим имуществом (сервитут) при условиях, что:
    • а) срок, на который имущество предоставляется в пользование, не превышает срока обеспеченного ипотекой обязательства;
    • б) имущество предоставляется в пользование для целей, соответствующих назначению имущества (п. 1 ст. 40 Закона).

Залогодержатель обязан:

  • · залогодержатель, которому передано имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, — на сумму не ниже размера требования;
  • · на залогодержателя, которому передано имущество, возложена обязанность, если иное не предусмотрено законом или договором, принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности заложенного имущества, в том числе для защиты его от посягательств со стороны третьих лиц; немедленно уведомлять другую сторону о возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества;
  • · до обращения взыскания на имущество, залогом которого обеспечены требования по предшествующей и последующей ипотекам, залогодержатель, намеренный предъявить свои требования к взысканию, обязан в письменной форме уведомить об этом залогодержателя по другому договору об ипотеке того же имущества;
  • · при обращении взыскания на имущество, заложенное по двум или более договорам об ипотеке, залогодержатель должен представить в суд, в который предъявляется соответствующий иск, доказательства исполнения обязанности по уведомлению в письменной форме залогодержателя по другому договору об ипотеке того же имущества о намерении предъявить свои требования к взысканию.

Залогодержатель имеет право:

  • · проверить по документам и фактически наличие, количество, состояние и условия хранения заложенного имущества (п. 2 ст. 343 ГК РФ);
  • · требовать от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога;
  • · требовать от любого лица прекращения посягательств на предмет залога, если это угрожает утратой или повреждением его;
  • · потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства в случаях:
    • а) если предмет залога выбыл из владения залогодателя не в соответствии с условиями договора о залоге;
    • б) нарушения залогодателем правил о замене предмета залога (ст. 345 ГК РФ);
    • в) утраты предмета залога по обстоятельствам, за которые залогодержатель не отвечает (п. 1 ст. 351 ГК РФ);
  • · потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства, а если его требование не будет выполнено, то обратить взыскание на предмет залога в случаях:
    • а) нарушения залогодателем правил о последующем залоге (ст. 342 ГК РФ);
    • б) невыполнения залогодателем обязанностей, предусмотренных п. 1, 2 ст.343 ГК РФ);
    • в) нарушения залогодателем правил о распоряжении заложенным имуществом (п. 2 ст. 346 ГК РФ);
  • · приобрести по соглашению с залогодателем при объявлении торгов несостоявшимися заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом (п. 4 ст. 350 ГК РФ).

Залогодержателю как собственнику российским законодательством предоставлено право истребовать предмет ипотеки из чужого незаконного владения. Данному праву корреспондирует п. 3 ст. 33 Закона об ипотеке, предоставляющий залогодержателю право, действуя от своего имени, истребовать заложенное по договору об ипотеке имущество из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301-303 ГК РФ для передачи его во владение залогодателя.

Если залогодатель отказался от защиты своих прав на заложенное имущество или не осуществляет ее, залогодержатель вправе использовать эти способы защиты от имени залогодателя без специальной доверенности и потребовать от залогодателя возмещения понесенных в связи с этим необходимых расходов (п. 2 ст. 33 Закона об ипотеке).

Поскольку залогодатель обязан сообщать каждому будущему контрагенту о всех предшествующих залогах, а также существо, размер и срок обеспеченных этими ипотеками обязательств, то в случае невыполнения этих условий залогодержатель по последующему договору будет вправе потребовать расторжения договора и возмещения причиненных убытков.

Залогодержатель имеет право потребовать от залогодателя сообщить сведения о последующей ипотеке (п. 2 ст. 44 Закона об ипотеке).

После заключения последующего договора об ипотеке изменение предшествующего договора, влекущее обеспечение новых требований предшествующего залогодержателя или увеличение объема требований, уже обеспеченных по этому договору, допускается лишь с согласия залогодержателя по последующему договору (п. 3 ст. 44).

Залогодержатель по предшествующему договору об ипотеке обладает правом преимущественного удовлетворения своих требований. Если залогодатель отчуждает (продает, меняет, дарит, вносит в качестве капитала в имущество юридического лица и т.п.) предмет залога без согласия залогодержателя, то залогодержатель вправе по своему выбору потребовать:

  • а) признания сделки об отчуждении заложенного имущества недействительной и применения последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ;
  • б) досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства и обращения взыскания на заложенное имущество независимо от того, кому оно принадлежит.

Залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества своих требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства, в частности неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное. Также если договором не предусмотрено иное, обращение взыскания на имущество, заложенное для обеспечения обязательства, исполняемого периодическими платежами, допускается при систематическом нарушении сроков их внесения, т.е. при нарушении сроков внесения платежей более трех раз в течение 12 месяцев, даже если каждая просрочка незначительна. При этом впервые при регулировании залоговых обязательств законодатель указывает на конкретные сроки исполнения обязательств (ст. 50 Закона об ипотеке).

В случаях, предусмотренных ст. 35, 39 и 41 Закона об ипотеке, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, а при невыполнении этого требования — обращения взыскания на заложенное имущество, даже если обеспеченное ипотекой обязательство исполняется надлежащим образом. Великомыслов Ю.Я «Гражданско-правовой режим недвижимости. Ипотека недвижимого имущества. Жилые помещения как объекты сделок». М.: «Дело». 2005. С. 45-51

Отчетность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать

Постановка объектов НВОС на учет

Когда нужно встать на учет

Все юридические лица и ИП, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны были поставить их на госучет до 31 декабря 2016 года (п. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если по какой-то причине это не было сделано, необходимо срочно встать на госучет, но в случае проверок все равно придется заплатить штраф за нарушение сроков. Если на объекте начали вести деятельность после 31.12.2016, его нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Строящиеся объекты на учет не ставятся. Если объект, подлежащий постановке на учет, находится в аренде, заявку подает арендатор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки должностным лицам предусмотрен штраф от 5 до 20 тысяч рублей, юрлицам — от 30 до 100 тысяч рублей (ст. 8.46 КоАП).

Алгоритм действий при постановке на госучет

Шаг 1. Определите, соответствуют ли объекты, которыми пользуется организация, критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Если соответствуют, переходите к шагу 2, если не соответствуют — к шагу 3.

Шаг 2. Если объекты соответствуют установленным критериям, выполните следующие действия:

2.1. Сформируйте заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554, через личный кабинет природопользователя или в программе «Модуль природопользователя» на портале Росприроднадзора (далее — РПН, rpn.gov.ru). Для этого выберите категорию объекта согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Если объект НВОС соответствует критериям нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

2.2. Отправьте заявку на постановку объекта НВОС на госучет или заявку на актуализацию из сервиса «Отчетность в Росприроднадзор» СКБ Контур или через личный кабинет природопользователя (см. табл. 1). Если заявка не подписана электронной подписью, ее надо также отправить на бумаге. Для этого впишите в бумажный вариант заявки идентификатор отчета, присвоенный при отправке на портале РПН, и приложите сопроводительное письмо установленного образца. Датой приема заявки является дата ее представления в контролирующий орган.

Таблица 1. Место подачи заявки о постановке предприятия на госучет

Тип предприятия Надзорный орган
Предприятие подлежит федеральному экологическому надзору Территориальное отделение Росприроднадзора
Часть объектов НВОС предприятия подлежит федеральному надзору, а часть — региональному
Предприятие подлежит региональному контролю Местный орган исполнительной власти (например, Минприроды и экологии по Свердловской области, Министерство экологии Челябинской области и т.д.)
Объекты НВОС одного предприятия расположены на территории нескольких субъектов РФ По месту нахождения каждого объекта. Например, когда один объект находится в Челябинской области, другой — в Оренбургской, то формируется две заявки в разные отделения контролирующего органа

2.3. Получите в личном кабинете природопользователя свидетельство о постановке на учет объекта НВОС или отказ в постановке на учет с требованием исправить ошибки.

Если первичные данные об объекте НВОС изменились, например в результате реконструкции, или изначально были указаны неверно, объект ликвидирован или законсервирован, отправьте в контролирующий орган заявку об актуализации сведений либо об исключении объекта НВОС из реестра (письмо РПН от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287). Наряду с актуализацией сведений при весомых изменениях может измениться и присваиваемая категория.

Шаг 3. Если объекты не соответствуют установленным критериям, значит, вы не должны вставать на госучет, однако обязаны отчитываться в РПН.

По заявлению РПН, если организация образует отходы (самостоятельно их не размещая), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в критериях Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, у такой организации объект НВОС не определяется. То есть ей не нужно вставать на госучет. К таким организациям чаще всего относятся офисы, школы и детские сады.

Декларация и плата за НВОС

Сдавать декларацию и вносить плату за НВОС обязаны:

1. Юрлица или ИП, которые ведут деятельность на объектах I–III категорий.
Например:

  • I категория — свиноферма с поголовьем скота более 2 000 особей / завод по добыче и обогащению железных руд.
  • II категория: аэропорт при наличии ВПП длиной 2 100 и более метров / объект по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций / коровник с численностью голов более 400 особей.
  • III категория: хлебокомбинат с полной производственной цепочкой (от закупки муки до выпуска готовой продукции).
  • Организации, у которых помимо объектов IV категории есть объекты I, II, III категорий. В этом случае плата вносится по всем объектам, включая IV категорию (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

2. Организации, которые не прошли процедуру постановки на государственный учет (осознанно или не являются объектом НВОС). Согласно разъяснениям РПН, в этом случае организация должна сдавать декларацию о плате за НВОС, а также вносить плату.

Возникает спорный момент. IV категория объектов освобождена от внесения платы за НВОС, хотя имеет минимальное воздействие на окружающую среду. При этом организации, которые не подлежат постановке на учет ввиду отсутствия объектов, оказывающих негативное воздействие, обязаны рассчитывать и вносить плату. Мы рекомендуем сдавать декларацию и вносить плату до публикации официальных разъяснений по этой ситуации.

Не обязаны сдавать декларацию и вносить плату за НВОС юрлица и ИП, которые ведут хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Пример предприятия IV категории: детский сад с собственной котельной, выбросы от которой по массе не превышают 10 т/год и в составе которых отсутствуют вещества 1-го и 2-го классов опасности. Сбросы производятся только в хозяйственно-бытовую канализацию. Образуемые отходы (например, бытовой мусор) передаются спецорганизациям на захоронение.

Отчитайтесь за НВОС в удобном сервисе «Отчетность в Росприроднадзор»:

  • Проверка отчета на ошибки
  • Отслеживание отправленного отчета в режиме онлайн
  • Круглосуточная техподдержка

Узнать больше

Как отчитаться за НВОС

1. Уплатите квартальные авансовые платежи отдельно по каждому коду КБК до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Платежи вносятся в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) освобождены от уплаты авансовых платежей.

2. Внесите годовой платеж до 1 марта года, следующего за отчетным.

Субъекты МСП вносят сумму из декларации. Крупный бизнес и бюджетные организации вносят разницу: сумма из декларации минус авансовые платежи за три предыдущих квартала.

Пример: за 2017 год общий платеж за выбросы в воздух от стационарных источников (КБК 04811201010016000120) по ОКТМО 65701000 составил 2 000 рублей.

За I, II, III кварталы 2018 года организация внесла в бюджет по 500 рублей по ОКТМО 65701000 и КБК 04811201010016000120.

Сумма платы за НВОС за 2018 год составила 1 800 рублей. Значит, до 1 марта 2019 года организация должна внести остаточный платеж — 300 рублей.

Сумма платежа может быть и отрицательной — например, если в предыдущем отчетном году природопользователь не имел разрешительной документации (разрешение на выброс/сброс, лимиты на отходы), а в отчетном году ее оформил. В этом случае можно оформить возврат или зачет средств в счет будущих платежей по конкретному КБК и ОКТМО. Для этого нужно подать соответствующее заявление в РПН.

За невнесение квартальных и годовых платежей в срок должностным лицам предусмотрен штраф 3–6 тысяч рублей, юрлицам — 50–100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ). Кроме того, нужно будет уплатить пени (введены с 1 января 2016 года): в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. 404-ФЗ от 29.12.2015).

3. Сдайте декларацию о плате за НВОС (утверждена Приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3) до 10 марта года, следующего за отчетным. За несдачу декларации в срок должностным лицам грозит штраф 3–6 тысяч рублей, юрлицам — 20–80 тысяч рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

В какой форме нужно отчитываться в РПН

Субъекты МСП, годовой размер платы за предыдущий отчетный период которых равен или менее 25 тысяч рублей, могут отчитаться за НВОС на бумаге или в электронном формате (п. 5 Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Все остальные должны представлять декларации за НВОС только в электронном формате. Сделать это можно через личный кабинет на портале РПН или через оператора электронного документооборота (ЭДО). Если отчет не подписан электронной подписью, его так же, как и заявку на присвоение категории, нужно продублировать на бумаге.

К 2025 году РПН планирует максимально перевести взаимодействие с плательщиками в электронный формат, как это сделали другие контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР. В рамках этой реформы с 2017 года началась информатизация контрольно-надзорной деятельности ведомства: сдачи отчетов, информирования о проверках, постановки на учет, реестра объектов НВОС и многого другого.

Но уже сегодня специалисты советуют всем компаниям переходить на электронный формат отчетности в РПН, поскольку это во многом облегчает процесс подготовки и сдачи декларации (см. табл. 2).

​Таблица 2. Готовимся к сдаче декларации за НВОС в РПН в разных форматах

На что обратить внимание при подготовке декларации за НВОС Форма представления отчета
на бумаге в электронном формате
через личный кабинет сервиса РПН через оператора ЭДО
Определитесь заранее, в каком формате вы будете сдавать отчет, чтобы учесть все нюансы По почте или лично в надзорный орган. Только для субъектов МСП, если их годовой размер платы за предыдущий отчетный период ≤ 25 тысяч рублей Приобретите сертификат электронной подписи (ЭП). Если отчет не будет подписан ЭП, его нужно будет продублировать на бумаге Сертификат электронной подписи уже входит в стоимость сервиса, за процесс документооборота с ведомством отвечает оператор ЭДО
Изучите самостоятельно особенности экологического законодательства и технические нюансы отправки отчетности в РПН Видеоинструкции и консультации по работе в сервисе, заполнению форм, законодательству для абонентов
Следите за актуальностью форм декларации и другими изменениями законодательства Формы декларации за НВОС всегда актуальны
Проверьте декларацию на возможные ошибки, сверьте все данные в ней, чтобы минимизировать вероятность отправки некорректного отчета Встроенная система проверки ошибок выделит цветом возможные недочеты
Декларация сдается до 10 марта года, следующего за отчетным. Постарайтесь представить декларацию заблаговременно, чтобы избежать возможных сложностей с отправкой и последующих санкций (ст. 8.5 КоАП РФ) Отправка отчетов в один клик. Вы можете отправить отчет буквально в последнюю минуту — и он будет сдан
Возможны очереди в почтовых отделениях или в отделениях надзорных органов при сдаче отчета на бумаге В последний день сдачи отчетности возможны перегрузки портала и сбои в отправке отчетности
Отслеживайте статус вашего отчета: принят ли отчет, есть ли уведомления об ошибках Контролируйте процесс документооборота с РПН, чтобы не пропустить уведомления Отслеживание статуса документа в режиме онлайн. Если возникнут проблемы со статусом отчета, обратитесь в техподдержку сервиса
Своевременно отвечайте на уведомления об ошибке, которые присылает РПН Выясните, какие ошибки нужно исправить в соответствии с уведомлением, и отправьте ответ по почте или через личный кабинет Специалисты техподдержки помогут разобраться в уведомлении, исправить ошибку, подготовить и отправить ответ в сервисе

Что изменилось в отчетности за НВОС

1. Твердые коммунальные отходы (ТКО) выделены в отдельную группу, и для них введены отдельные ставки платы (Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758).

2. Код бюджетной классификации (КБК) по отходам разделен на два. При заполнении платежных поручений нужно указывать данные КБК:

  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов».

Обратите внимание, что КБК 048 1 12 01042 01 6000120 применяют только операторы по обращению с ТКО, которые занимаются размещением данных отходов. Предприятия, которые образуют отходы, не являющиеся ТКО, и при этом сами не выступают операторами по обращению с ТКО, должны платить по КБК 048 1 12 01041 01 6000120.

3. Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

  • С 1 января 2016 года введены новые ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты. Утратили силу нормативно-правовые акты, которые ранее определяли коэффициенты и нормативы платы к предыдущей форме (Постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы. Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы. Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду. В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами. Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов. Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок). Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.
Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла. Возьмем пример: у организации есть одна промплощадка, на которой находится 30 стационарных объектов (трубы, стоянка автотранспорта, склад хранения ГСМ и т.п.). Раньше достаточно было сформировать раздел 1 по выбросам в воздух от стационарных объектов по всей промтерритории в целом и указать общий список загрязняющих веществ, а также их общий выброс по всей промтерритории (так как на разных стационарных источниках загрязняющие вещества могут повторяться). Теперь раздел 1 нужно формировать не по всей промтерритории, а отдельно по каждому стационарному источнику с указанием списка загрязняющих веществ.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами). Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2. Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города.

9. Раздел 3:

  • Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.
  • Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
  • Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1–4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды от 09.01.2017 № 3.

Проверьте, готовы ли вы к отчетности за НВОС?

Должен ли кот Матроскин отчитываться за НВОС? Нужно ли Чебурашке поставить на учет свой цех по производству галош? Решите задачи и узнайте правильные ответы.

В сервисе «Отчетность в Росприроднадзор» можно сформировать и отправить формы годовой отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), МСП, декларацию о плате за НВОС, а также все формы экосбора.

Отправить заявку

Читайте также «Появились новые группы товаров, подпадающие под экосбор».

Ирина Максакова, эксперт по экологической отчетности Контур.Экстерна

Материал подготовила Ольга Ермакова