Признание договора приватизации недействительным судебная практика

Содержание

Признание договора приватизации недействительным: исковое заявление

Признание приватизации недействительной устанавливается контролирующими, инспекционными органами городской власти на основании гражданского законодательства. Такой процесс запускается тогда, когда находятся стороны, оспаривающие совершенную сделку через судебные инстанции.

После установления ничтожности договора о приватизации, все собственнические права лицо-владелец утрачивает, а объект автоматически переходит под юрисдикцию муниципалитета. Используя свои права, бывший хозяин недвижимого имущества имеет право возобновить подачу документов на сделку, совершаемую уже по всем правилам.

Что такое приватизация

К приватизации относится – условная сделка, заключаемая между городскими властями, держателями жилого фонда и населением, гражданами, которые желают получить жилье в полноценную частную собственность. Основываясь на действующем и сегодня законе №1541-1 от 4 июля 1991 года, такая сделка признается государством безвозмездной. Если и берется какая-то госпошлина, то это только за оформление самой процедуры перевода объекта недвижимости в приватное владение.

Главные характеристики приватизации:

  1. Получение объекта бесплатно.
  2. Принимать участие в процедуре имеют право также и совместно проживающие (прописанные) лица. Они просто получат долю собственности.
  3. В программе участие предусмотрено только одноразовое. Вторично можно воспользоваться привилегией только несовершеннолетним.
  4. Подача документации добровольна.
  5. Процедура обратима – можно вернуть государству.

Дополнительно придется оплачивать:

  • госпошлину за оформление – 2000 руб.;
  • изготовление техпаспорта в БТИ (если требуется) – 1800 руб.;
  • получение выписки из Росреестра – 500 руб.

Возможны и иные расходы. Под безвозмездностью подразумевается, что полную цену недвижимости выплачивать муниципалитету не требуется. Достаточно только переоформить документы и заплатить обязательный сбор. Для совместного участия в сделке приглашаться могут даже те, которые зарегистрированы по адресу недвижимого объекта, а сами отсутствовали какое-то время. Но это в том случае, если они имеют законные права на долю.

Что такое непризнание приватизации

В случае признания недействительной совершенной между гражданином и муниципальным органом сделки фигурирует понятие – ничтожности договора о приватизации. Оспаривание сделки начинается в тех случаях, когда были замечены нарушения законодательных норм проведения приватизационных мероприятий.

Основания:

  1. Заключение договора было реализовано с нарушениями, противоречиями нормам, специальным и общим правилам.
  2. Нарушения зафиксированы в сфере правопорядка, морали, кодекса чести, нравственности, естественных человеческих прав и проч.
  3. Оформление признано фиктивным, специально таким, после которого фигуранты не получают реальных прав, зная об этом заведомо.
  4. Мнимость сделки может быть обнаружена также по мотивам покрытия недействительности иного договора, связанного с объектом. К примеру, покрывается договор купли-продажи муниципальной квартиры.
  5. Если участниками являлись лица недееспособные, а также те, на которых было оказано давление, тогда сделка и в этом случае не может быть признана законной.
  6. Несоответствие представленной на рассмотрение документации действительному положению дел. Например, не совпадает квадратура по техническому плану с реальными параметрами недвижимости, либо была произведена незаконная перепланировка.
  7. Были превышены должностные полномочия специалистов, ведущих дело по приватизации.
  8. Участником был несовершеннолетний ребенок, но он действовал без разрешения своих законных представителей-опекунов (родителей, усыновителей, иное).
  9. Участник уже раньше приватизировал другой объект недвижимости.
  10. Те, кто был зарегистрирован по объекту временно, обязаны выписаться и выселиться на момент приватизации. Они не имеют право участвовать в процедуре.
  11. Если лицо временно выписывался из квартиры (к примеру, ушел служить в армию), тогда он не утрачивает своих прав, вернуться и поучаствовать в приватизации жилья.

Обнаружить несоответствие с правилами приватизации, либо иными законодательными положениями могут как на стадии оформления, регистрации соглашения, а также и после всех проведенных процедур.

Малолетние граждане – это те, возраст которых не достигает 14 лет. За них подписи ставят родители, опекуны. Несовершеннолетние – лица, чей возраст находится в диапазоне от 14 до 18 лет. Они сами могут подписывать документы, но только после письменного разрешения своих попечителей.

Общий порядок непризнания действительности приватизации

Что нужно для того, чтобы сделку зафиксировали ничтожной:

  1. Подача искового заявления в судебную инстанцию лицом, заинтересованным в оспаривании приватизации.
  2. Сделку могут признать недействительной даже вне судебного разбирательства, если она была совершена с грубейшими (очевидными) нарушениями законодательных стандартов.

Граждане, либо организации могут считать себя по закону заинтересованными в обжаловании лицами тогда, когда уверенны, что их права нарушены проведенной сделкой. Судебным актом подтверждается недействительность договора после его регистрации.

Порядок:

  • Подача искового заявления с приложенными к нему доказательствами.
  • Судебная инстанция уведомляет о том, приняты ли к рассмотрению документы, или нет.
  • При принятии пакета бумаг к делу, назначается судебно-экспертная комиссия, которая расследует все обстоятельства, проводит проверки.

После выявления всех фактов, доказывающих неправильное проведение процедуры, издает постановление суда о признании приватизации недействительной и ничтожности договора. Договор снимается с Регистрации в Росреестре.

Нарушения со стороны граждан-участников

Так как судебная практика 2020 признание договора приватизации недействительным осуществляет согласно Гражданскому Кодексу, то здесь фигурируют следующие статьи ГК РФ – от 166-й до 181-й. А сами процедуры судебных вмешательств регулируются ГПК РФ – Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации. При этом сторонами являются:

  • муниципалитет – соответчик (иногда – «третье лицо»);
  • гражданин-собственник – ответчик;
  • заинтересованное лицо – истец.

Нарушения:

  1. Несовершеннолетние, имеющие право на получение жилой площади, были исключены из сделки.
  2. Лишение прав получения доли тех, кто не проживает, но по закону имеет право на приватизированную часть объекта.
  3. Вторичная попытка поучаствовать в приватизации, другое.

Иск подавать может долевой участник, либо претендент на долевую собственность, которого по каким-то причинам обошли – не пригласили в сделку. Право на обжалование имеется также и у городских властей, прокуратуры, органов опекунства.

Нарушения в форме недееспособности участника и когда нет полномочий

В случае присутствия на сделке недееспособного гражданина без согласия на то, его опекуна, именно последний (попечитель) праве подавать иски в суд с тем, чтобы приватизацию признали недействительной. Отмена соглашения может также произойти и в том случае, когда лицо было на момент его заключения дееспособным. Но в силу различных обстоятельств оно утратило способность мыслить здраво, осознавать, воспринимать и понимать происходящее, равно как и их последствия. Непризнание приватизации происходит путем судебного рассмотрения и издания решения суда.

Нарушения, квалифицируемые как психологическое давление, принуждение к сделке, обман

Добровольность сделок является одним из основополагающих факторов в правилах проведения передачи жилья в частное владение. Если такое условие нарушается, тогда договор будет признаваться ничтожным, а сама приватизация – недействительной.

Добровольность исчезает при следующих обстоятельствах, когда участника принуждают к сделке:

  • угрозами;
  • психологические влияние, давление;
  • шантажирование;
  • вымогательство;
  • физическим насилием.

Все перечисленные акты насилия (физического или морального) осуждаются по стандартам уголовного права. Когда речь заходит об обмане, введение в заблуждение с мошенническими целями, то и в этом случае сделку признают недействительной. Оспаривание также производится через судебные органы тем лицом, чьи права нарушались (либо его законным представителем).

Последствия после признания сделки недействительной

После того, как было рассмотрено исковое заявление с правом требования «признать сделку ничтожной», недвижимое имущество и его бывший владелец переходят в иной статус.

Последствиями непризнания законности сделки являются следующие моменты:

  1. Прекращение юридической силы и действия соглашения.
  2. Снятие его с регистрации в ЕГРН.
  3. Переход объекта, бывшего в приватной собственности, в государственный жилой фонд.
  4. Исключение участников из числа тех, кто обладает правами собственности. Утрачивается долевая собственническая составляющая – все дольщики уже не имеют своих частей.

Кроме этого, судебными органами может быть решено так, что права обладания квартирой (или нежилым помещением) перейдут совсем другим лицам. При подключении такого механизма, как реституция, всем фигурантам будут возвращены их прежние права. То есть квартира, например, переходит в муниципальную собственность, а все проживающие в ней люди останутся просто квартиросъемщиками.

Но уже повторно подать на приватизацию никто из них не сможет. Только решением суда может быть разрешена повторная попытка приватизировать объект.

Если нарушением являлась продажа муниципального объекта недвижимости, то вырученные средства обязаны вернуть нарушители закона. При невозможности это сделать, их личное имущество будет конфисковано, продано на торгах, а деньги возвращены покупателю. При этом, естественно, покупатель утрачивает права обладания купленным имуществом, которое было незаконно приватизировано.

Сроки исковых давностей

Срок, который отводится для признания приватизации несущественной, указан в ст.181 ГК РФ. В данном случае работает срок исковой давности, который измеряется в 3 года. Он начинает истекать со дня, когда лицо, чьи права были нарушены, узнало о незаконности сделки. Но в некоторых случаях правовые судебные эксперты могут рассматривать иную точку отсчета – дату заключения договора о приватизации.

Перевод недвижимости в частный статус может быть признан через суд недействительным. Договор о приватизации тогда расторгается, объект переходит обратно в собственность городских властей, вносится в базу данных фонда муниципальных структур. Бывший владелец может стать вновь квартиросъемщиком основным лишь тогда, когда за ним не было выявлено грубых нарушений закона. В противном случае ответственным за муниципальное жилье должен быть назначен другой прописанный человек.

Прочтите также: Приватизация квартиры продлена до какого года

Интернет-услуги

Смотреть что такое «Интернет-услуги» в других словарях:

  • Интернет-услуги — услуги, оказываемые пользователям: в обеспечении доступа в глобальную сеть; в разработке и сопровождении Интернет ресурсов; в разработке и размещении рекламы. По английски: Internet services См. также: Интернет услуги Информационные услуги… … Финансовый словарь

  • интернет-услуги — сущ., кол во синонимов: 1 • услуга (28) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • интернет-услуги — интерне/т услу/ги, интерне/т услу/г … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Интернет в Чувашии — начал развиваться с 1995 года. Уровень использования информационных технологий и систем в Чувашии, по состоянию на 1 декабря 2008, оценивается как высокий Государственную политику в сфере связи, телекоммуникаций и информатизации, находящейся в … Википедия

  • Интернет-провайдер — (иногда просто провайдер; от англ. internet service provider, сокр. ISP поставщик интернет услуги) организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги. Основные услуги К основным услугам… … Википедия

  • Интернет в Румынии — Интернет в Румынии румынский сегмент Всемирной сети Интернет. По состоянию на конец 2010 года в Румынии насчитывалось 7,8 миллионов точек доступа к Интернету, из них 4 миллиона относились к технологии Broadband. Основным доменом… … Википедия

  • Интернет в Польше — впервые появился 26 сентября 1990 года. 30 апреля 1991 года был зарегистирирован домен верхнего уровня .pl, в чём лично постарался руководитель компьютерного обучения Копенгагенского университета Ян Соренсен. Наиболее популярными типами… … Википедия

  • Интернет-компания — юридическое лицо, оказывающее Интернет услуги. По английски: Internet company См. также: Компании высоких технологий Интернет услуги Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • Интернет-реклама — реклама в сети Internet, обычно имеющая двухуровневый характер: 1 рекламный носитель: внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателя. 2 непосредственно сайты рекламодателя. См. также: Интернет реклама Интернет услуги Электронный бизнес… … Финансовый словарь

  • интернет-компания — (1) Компания, ведущая бизнес исключительно в Интернете. Термин образован на основе расширения .com (т.е. commercial). интернет компания (2) Интернет компания юридическое лицо, оказывающее Интернет услуги. Не следует… … Справочник технического переводчика

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области