Прилегающая территория

Проблемы соотношения института виндикации с иными смежными институтами

Коротко о главном: понятие и сущность

Виндикационный иск

Виндикационный иск возможен тогда, когда речь идет о возвращении собственной вещи, другого имущества из постороннего (незаконного) владения. При этом, это может быть только вещь, которая обладает индивидуально-определенными характеристиками. Виндикация носит внедоговорный характер.

На нее распространяется трехлетний срок исковой давности. То есть защититься с помощью такого иска можно лишь в течение трехлетнего периода, когда потерпевший узнал либо должен был быть осведомлен о факте убытия имущества из своего владения с поступлением к другому лицу без оснований.

Кондикционный иск

Кондикционный иск — иск, который возникает тогда, когда происходит неосновательное обогащение. Под неосновательным обогащением следует понимать получение (либо сбережение) материальной выгоды за счет постороннего лица, который является истинным хозяином полученной в качестве выгоды вещи или денег. Такое материальная польза должна быть без оснований, в том числе, законных.

При этом, нельзя отнести к безосновательному получению вещи, к примеру, получение права на участок при приобретении здания над ним, если при этом не происходит документального оформления правомочия на данную землю. Здесь, возможно, не будет законного оформления, зато будет иметь место юридический факт, который и будет являться основанием пользования участка.

Институт кондикции носит внедоговорный характер. Это значит, что кондикционное обязательство не основывается на положениях договора.

Это либо ситуации с отсутствием договора между сторонами, где происходит, например, предварительная оплата работы, услуги, либо оплата сверх договора, либо двойная оплата, не предусмотренная никаким из видов договоров. Передача, получение вещи обогатившимся, обязанность вернуть не вытекает из заключенного между сторонами договора.

Лучше всего признаки вышеперечисленных средств защиты имущества определяются посредством их сравнения, что и будет сделано ниже.

Негаторный иск

Негаторный иск имеет место быть тогда, когда собственником (иным владельцем имущества) предъявляется требование к другому по поводу устранения препятствий к реализации прав собственника по поводу своего имущества в полной мере, где собственник не лишается владения, но терпит препятствия при реализации правомочий распоряжении или пользовании. Нельзя путать владельческий иск и негаторный иск, это не одно и тоже.

Популярными случаями, связанными с возможностью такого иска, считаются установления обременений в виде сервитутов на участке или имуществе хозяина. На негаторный иск не распространяется срок исковой давности, и это говорит о том, что восстановить свои права можно без ограничения времени. Даже через 20 лет после обнаружения нарушения прав и дальше. О признаках неосновательного обогащения читайте .

Чем отличаются негаторные и виндикционные обязательства

Когда возникает вопрос, какой иск применить, негаторный или виндикацию, то основное разграничение ведется по главному признаку – имеется ли убытие имущества из владения хозяина. При виндикации убытие имеется с последующим незаконным получением посторонним лицом, а при негатории – нет. Там лишь создаются препоны к пользованию, распоряжению своим имуществом.

Отличие между кондикционным и виндикционным институтами

Между двумя данными институтами есть несколько сходств. Например, в обоих случаях возвращению хозяину подлежит вещь именно в натуральной форме. Также компенсируются доходы от пользования таким имуществом и возмещаются убытки. Есть также ряд отличий:

  1. При виндикационном обязательстве возвращается только та вещь, что выбыла из владения, никакая иная однородная вещь ее заменить не сможет. Для того, чтобы удостовериться, что возвращается именно она, вещь должна быть определена индивидуальными признаками, которые дают основание говорить, что вещь уникальна и другой такой не найти. Другая ситуация складывается при возвращении по кондикционному иску.Здесь можно вернуть в натуральном виде, если ту же, то аналогичную однородную вещь. Кроме того, если возникает спор, какой из этих двух исков применить, следует обратить внимание, индивидуально-определенная вещь это или нет. В отдельных случаях суд может не увидеть такого свойства, когда о том утверждает хозяин имущества. Поэтому, если дело доходит до суда, нужно предварительно вооружиться доказательствами уникальности вещи.
  2. Институт виндикации действует тогда, когда имущество убыло от хозяина против его воли и желания, когда для института кондикции не имеет никакого значения, как, по чьей вине выбыло имущество и был ли умысел. К примеру, когда определенный гражданин получает квитанцию об оплате за другого гражданина с одинаковым именем – он оплачивает, а тот гражданин, что должен был оплатить ее, просто не узнает об этом. Здесь можно говорить о сбережении своих средств за счет другого гражданина без умысла, а также без законодательных и (или) иных оснований.
  3. Институт кондикции характеризуется двумя способами безосновательного получения имущества, а именно, это получение и сбережение.Институт виндикации исключает возможность сбережения имущества за счет постороннего человека.
  4. При виндикации невозможна денежная компенсация за поврежденную, иным образом лишенную индивидуальных характеристик вещи, а также за ее уничтожение. В таком случае имеют действие кондикционный способ защиты.

Соотношение виндикации с реституцией

Под реституцией понимаются последствия в виде возврата всего полученного по недействительной сделке, как правило, именно в натуральном виде, но при невозможности оного – и в стоимостном выражении. Такая обязанность возникает сразу же при получении, поскольку не будет оснований, чтобы имущество находилось в постороннем владении, в связи с недействительностью сделки. Получатель незаконного по реституции именуется акципиентом.

Отличительной особенностью виндикации является то, что из владения выбывает вещь с индивидуальными определенными свойствами, и до тех пор, пока такие свойства будут сохраняться, будет применяться виндикационный способ защиты. Если же вещь утратит индивидуальные признаки, то здесь стоит говорить уже о другом способе защиты.

Также виндикация отличается тем, что вещь выбывает помимо воли хозяина, в то время как при реституции вещь передается по сделке, правда, недействительной. Такое сравнение осуществляют некоторые авторы в литературе. Более подробно об отличиях кондикционного обязательства от других читайте по .

Как видно, все вышеперечисленные способы защиты возможно легко спутать, если не разбираться детально в их природе. При внешнем сходстве они имеют много нюансов в своем воплощении на практике. Поэтому определением их природы занимаются именно суды. В статье подробным образом проведен анализ и сравнение различных способов для защиты нарушенных прав, их систематизация, что должно облегчить участь наших читателей при изучении представленных институтов.

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

•вымогательство взятки;

•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

•проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

•уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

•в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

•не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

•в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

•никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

•в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

•настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) — об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

•внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

•постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

•не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

•незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур — подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства — жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации — это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлять по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. (495) 987-56-56

В Следственном комитете Российской Федерации работает телефон горячей линии. Любой гражданин, обладающий ин­формацией о совершенном или готовящемся преступлении может сообщить об этом непосредственно в главное следственное ведомство. Также по этому номеру принимаются звонки о незаконных действиях либо бездействии самих следователей Следственного комитета. Телефон горячей линии: (495) 640-20-52

Письменные обращения в Департамент собственной безопасности МВД России направлять по адресу: 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8.

Телефон дежурной части ДСБ МВД России: (495) 667-07-30 Телефон доверия МВД России: (495) 250-98-10, 200-90-81

ДОКУМЕНТЫ

•Конституция Российской Федерации

•Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

•Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

•Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

•Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

•Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

•Уголовный кодекс Российской Федерации

•Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

•Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Понятие и разновидности сделок: сделки казуальные и абстрактные

  • 22 Апреля, 2020
  • Бухгалтерия
  • Ольга Стрелкова

Прежде чем рассматривать сделки казуальные и абстрактные, необходимо разобраться в самом понятии «сделка». Оно является одним из основополагающих в юриспруденции. Согласно формулировке, которую дает теория гражданского права, оно подразумевает действия отдельных людей и юрлиц с целью устанавливать, изменять и вести к прекращению права с обязанностями. Среди множества их разновидностей присутствуют и такие, как казуальные и абстрактные сделки.

Основополагающее понятие

Первоначально понятие сделки было сформулировано в немецкой доктрине, определяющей ее как способ, с помощью которого путем выражения частной воли достигаются правовые последствия. При этом предполагаются только те действия, которые находятся в пределах, допускаемых правопорядком.

Из сказанного можно сделать вывод о признаках, описывающих сделку.

  1. Она выступает в виде волевого акта — действия, осуществляемого людьми.
  2. Это действие обязательно правомерное.
  3. Направленность сделки — это правовые отношения, носящие характер гражданских, их возникновение, трансформация, прекращение. Таким образом, она является юридическим фактом.
  4. В результате этого факта появляются гражданские правоотношения. При этом состав их участников может быть дополнен третьими лицами.

Сделки бывают разных видов и классифицируются по различным критериям. Но объединяет их, в частности, то, что все они носят характер интеллектуальности. И это основное, что отличает их от обычных действий. На фоне деятельности, которая их только напоминает, они также выделяются. Такая деятельность характеризуется только частичным следованием нормам, регулирующим сделки.

Действительность и недействительность

Рассматривая понятие сделки, следует затронуть вопрос действительности и недействительности. Сделка будет иметь юридическую силу, если выполняются следующие условия:

  1. Каждая из сторон, ее совершающих, обладает дееспособностью.
  2. Ее содержание удовлетворяет требованиям закона.
  3. Добровольное волеизъявление участников.
  4. Соблюдение предписываемой законодателем формы.

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных выше условий можно вести речь о недействительности. Подходя к непосредственному разбору понятий абстрактной и казуальной сделки, рассмотрим, по каким признакам разделяются сделки.

Виды сделок

Как уже говорилось выше, сделки имеют несколько разновидностей.

  1. По форме их делят на письменные, иначе называемые литеральными (от английского слова literal — «запись»), и устные, или вербальные (по латыни verbalis значит «словесный»).
  2. По взаимоотношениям между участниками сделки бывают фидуциарными (по латыни fiducia — «доверие») и алеаторными (от латинского alea — «риск»).
  3. По факту встречного обязательства: возмездные, безвозмездные.
  4. По моменту, когда соглашение вступает в силу: реальные, консенсуальные. Первые вступают по факту совершения действий, а вторые — по договоренности сторон.
  5. По числу участвующих в них лиц: односторонние, многосторонние.
  6. Связанные с временными рамками: срочные, бессрочные.
  7. По возникновению правовых последствий, зависящих от обстоятельств, сделки выступают в качестве условных и безусловных.
  8. По значимости основания, подтверждающего их действенность: казуальные сделки и абстрактные.

Далее изучим подробно состав последней из указанных разновидностей.

Каузальная сделка

Под этим названием понимают сделки, исполнение которых теснейшим образом связано с основанием. Эта связь напрямую влияет на действительность соглашения. Другими словами, ее исполнение должно всегда соответствовать цели, ради которой заключен договор.

Ярким примером казуальной сделки является купля-продажа. Продавец может требовать оплаты лишь в том случае, если он передает имущество, будучи либо его собственником, либо имея на то специальные полномочия. В противном случае сделка будет недействительной, так как не соответствует своей цели, а именно передаче имущества в собственность.

В договоре ссуды целью ее получателя является получение во временное пользование чужой вещи. В договоре займа заемщик может доказывать, что займодатель не предоставил ему денежные средства или предоставил их не в полном объеме. Доказывая факт того, что он не получил денег, заемщик вступает в спор по поводу основания казуальной сделки, оспаривая его полностью или в части.

Большинство сделок в гражданском праве сконструировано именно по этому принципу, что свидетельствует о направленности, в конечном итоге, на удовлетворение интересов их субъектов.

Абстрактная сделка

Это такая разновидность сделок, которая противоположна предыдущей. И, в отличие от нее, не имеет зависимости от основания. К этой разновидности относят такие обязательства, от которых нельзя отказываться, ссылаясь на отсутствие основания.

Примером является банковская гарантия. Можно говорить о векселе. Речь идет и коносаменте — документе, который свидетельствует о праве собственности на уже полученный груз. Владелец товара получает эту бумагу от перевозчика.

Пример описываемой сделки — это и расчет посредством векселя. Уйти от выполнения обязанностей здесь невозможно, сославшись на то, что товар не был получен. Нормы законодательства РФ рассматривают производимые с ценными бумагами манипуляции как абстрактные сделки. Поэтому по основанию они не оспариваются.

Комментарий к статье 433 Гражданского Кодекса РФ

1. Выяснение момента заключения договора необходимо, во-первых, для установления, когда у сторон возникают предусмотренные договором права и обязанности, и, во-вторых, для определения применимого к договору законодательства, ибо он должен соответствовать обязательным правилам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (см. ст. 422 и коммент. к ней).

2. Содержащееся в п. 1 комментируемой статьи правило о том, что договор заключен в момент получения акцепта, относится к т.н. консенсуальным договорам, для совершения которых достаточно соглашения сторон. Большинство гражданско-правовых договоров относится к этой группе.

3. В п. 2 статьи речь идет о т.н. реальных договорах, для заключения которых помимо согласования условий необходима передача имущества, являющегося предметом договора. Реальными являются договоры займа (п. 1 ст. 807 ГК), хранения на товарном складе (п. 1 ст. 907 ГК) и некоторые другие.

4. В п. 3 статьи говорится о договорах, которые совершаются с соблюдением специальных правил об их государственной регистрации и именуются формальными. О круге таких договоров см. ст. 131, 164 и коммент. к ст. ст. 131, 164.

5. В ст. 433 не названы договоры, требующие нотариального удостоверения в силу предписаний закона или соглашения сторон (о круге таких договоров см. ст. 163 и коммент. к ней). Такие договоры, также относящиеся к числу формальных, считаются заключенными с момента их нотариального удостоверения.

6. Об особенностях момента заключения договоров энергоснабжения с гражданами см. п. 1 ст. 540 ГК, страхования — п. 1 ст. 957 ГК.

7. Об особенностях заключения договора на торгах см. ст. 448 и коммент. к ней.

Другой комментарий к статье 433 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положение о двух необходимых временных элементах заключения договора как двух соответствующих друг другу выражениях воли сторон.

Комментируемая статья определяет этап договорного процесса, который фиксирует момент заключения договора, установление факта получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

От момента заключения договора зависит решение многих вопросов, ибо с этого момента начинают работать его разнообразные правовые последствия. Именно тогда предложение и принятие становятся окончательно неотменимыми. Определение момента заключения договора становится весьма существенным, например если стороны для установления цены продажи сослались на цены, существовавшие на день заключения договора, а также и в ряде других ситуаций, когда возникновение обязательственных отношений связано с моментом заключения договора.

В случае если между сторонами отсутствует специальное соглашение о форме договора (например, нотариальной), договор считается заключенным с момента, когда сторона, сделавшая предложение, узнает о его принятии, т.е. когда акцепт в объективно выраженном виде воспринят оферентом. Когда же по соглашению сторон договор должен быть облечен в определенную форму, он считается заключенным с момента придания ему условленной формы.

При составлении единого документа договор считается заключенным в момент и в месте его составления. В случае обмена письмами, телеграммами, телефонограммами и т.п. момент и место заключения договора приурочиваются к моменту прибытия такого документа в место нахождения лица, направившего оферту. В отношении времени (момента) заключения договора вопрос разрешается обычно следующим образом: договор с лицом отсутствующим (равно как если для получения акцепта в оферте устанавливается определенный срок) считается заключенным с момента получения ответа лицом, сделавшим предложение.

В этом отношении представляет интерес получившая широкое распространение практика коммерческих банков, при которой заключение и исполнение договоров осуществляются электронным способом через системы электронных расчетов банков. Данный способ предполагает, что сообщение о принятии предложения заключить договор обязательно сопровождается автоматическим ответом о поступлении указанного сообщения на компьютер контрагента. Только после этого договор считается заключенным.

В случае обмена электронными документами договорная практика выработала следующие подходы к моменту заключения договора:

1) момент получения отправителем от получателя электронного документа «Подтверждение», заверенного электронной подписью последнего;

2) момент получения отправителем от получателя автоматического подтверждения (квитанции) без электронной подписи;

3) момент отправки электронного документа отправителем;

4) момент получения электронного документа получателем.

Вместе с тем из смысла оферты может вытекать иное определение момента заключения договора. Так, если оферент предлагает облечь будущий договор в нотариальную форму или если по закону письменная или нотариальная форма признается конститутивным элементом договора, последний будет считаться заключенным в момент его надлежащего оформления.

Переговоры между так называемыми отсутствующими, а иногда и между присутствующими контрагентами продолжаются в течение более или менее длительного времени, отсутствующие контрагенты, кроме того, нередко находятся в разных местах. Важно поэтому установить, в какой момент и в каком месте договор следует считать заключенным, ибо от момента заключения договора зачастую зависит течение сроков исполнения обязательства и давностных сроков.

2. Пункт 2 комментируемой статьи указывает на то, что, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента его передачи.

Момент передачи имущества является важным конститутивным элементом при заключении реальных договоров. Например, договор дарения является договором реальным, и независимо от формы договора он считается заключенным лишь в момент передачи имущества (см. ст. 574 ГК).

Точно так же договор займа считается заключенным не только с момента достижения соглашения по всем существенным пунктам или придания соглашению предусмотренной формы, но и в дополнение к соглашению — с момента передачи денег или вещей (ст. 807 ГК).

3. Пункт 3 предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. К таким договорам относятся, как явствует из ст. 164 ГК, сделки с землей и другим недвижимым имуществом в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом о регистрации прав на недвижимость.

Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. Статья 165 ГК предусматривает возможность государственной регистрации сделки в соответствии с решением суда. Такое решение вправе вынести суд по требованию одной из сторон, если другая сторона уклоняется от регистрации сделки, несмотря на соблюдение формальных требований к последней.

Статья 208 ГПК РФ. Индексация присужденных денежных сумм

Новая редакция Ст. 208 ГПК РФ

По заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Комментарий к Статье 208 ГПК РФ

1. Между вступлением решения в законную силу и его исполнением иногда проходит длительный промежуток времени, и в этот период в результате инфляции происходит определенное обесценивание подлежащих взысканию на основании судебного решения денежных сумм. Статья 208 ГПК РФ предусматривает правило, устанавливающее возможность индексации этих сумм. Это правило, вызванное необходимостью обеспечения наиболее полного восстановления нарушенных прав, гарантирует действенную защиту имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов, происходящих в период от вынесения решения до его реального исполнения.

Толкуя ч. 1 ст. 208 ГПК РФ, КС РФ указал, что статья в системе действующего правового регулирования не предполагает отказ суда в индексации присужденных денежных сумм в случае неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления и не ставит возможность индексации присужденных денежных сумм по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения, поскольку индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве (см. Определение КС РФ от 20.03.2008 N 244-О-П).

С просьбой об индексации присужденных к взысканию денежных сумм вправе обратиться взыскатель или должник с заявлением, в котором содержится указанная просьба; кроме самого взыскателя (должника) может обратиться и его представитель, действующий в силу закона или на основании доверенности.

При применении ст. 208 ГПК РФ следует учесть общее правило, закрепленное в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, о том, что обязанность доказывания тех или иных обстоятельств лежит на стороне, которая на них ссылается. Следовательно, сторона, заявившая об индексации, должна обосновать указанный ею размер индексации ранее присужденных сумм и представить в суд соответствующий расчет (по аналогии со статьей 132 ГПК РФ).

2. Заявление об индексации государственной пошлиной не оплачивается и подается в суд, вынесший решение о взыскании денежных сумм. Заявление об индексации рассматривается в судебном заседании судом в том же или ином составе. Ответ на заявление об индексации дается в определении, в резолютивной части которого размер индексируемой суммы указывается в новом исчислении.

3. На определение суда по вопросу об индексации может быть подана частная жалоба.

Другой комментарий к Ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Решения по многим категориям споров связаны с присуждением денежных сумм, подлежащих индексации в соответствии с требованиями закона. С момента объявления решения и до его реального исполнения может проходить значительный срок.

В силу ряда экономических факторов (например, инфляции) присужденная ко взысканию судебным решением денежная сумма к моменту исполнения судебного решения может не обеспечивать реальную защиту субъективных прав потерпевшего. Поэтому суд, рассматривавший дело, может по заявлению стороны произвести соответствующую индексацию взысканных судом денежных сумм на момент исполнения судебного решения.

Право на индексацию в порядке положений комментируемой статьи возникает с момента вынесения судебного решения.

2. Заявление об индексации присужденных сумм рассматривается по общим правилам в открытом судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.

Суд должен установить на подготовительном этапе судебного заседания надлежащее извещение лиц, не явившихся в судебное заседание.