Предъявление встречного иска в арбитражном процессе

Встречный иск в арбитражном процессе. Порядок предъявления, условия принятия и последствия их отсутствия

Встречный иск – это самостоятельное материально-правовое требование, предъявленное ответчиком истцу в арбитражном суде по месту рассмотрения первоначального иска для их совместного рассмотрения. Исходя из вышеизложенного, правом предъявления встречного иска обладает только ответчик (либо ответчики) по первоначальному иску. Встречный иск, помимо обязательных условий ст. 125, 126 АПК, в соответствии со ст. 132 АПК должен удовлетворять определенным требованиям:

  • – независимо от подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (т.е. до удаления арбитражного суда в совещательную комнату);
  • – принимается арбитражным судом в случае, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

Несоблюдение требований ч. 1–2 ст. 132 АПК может привести к возврату встречного иска.

Часть 5 ст. 132 АПК регламентирует порядок объединения по собственной инициативе арбитражного суда или по ходатайству лица, участвующего в деле, нескольких дел, требования по которым отвечают условиям первоначального и встречного исков, в одно производство для их совместного рассмотрения. Основной целью данной нормы, конечно же, служит процессуальная экономия, а также позволяет избежать принятия противоречащих судебных актов но связанным между собой требованиям.

После принятия встречного иска, которое отражается в определении арбитражного суда, рассмотрение дела производится с самого начала, а сторонам предоставляется время для подготовки возражений и формирования правовой позиции про делу.

Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в арбитражном процессе (сроки проведения, процессуальные действия судьи и сторон, предварительное судебное заседание)

После принятия искового заявления к производству, которое оформляется определением арбитражного суда, судья готовит дело к судебному разбирательству. Данная стадия является самостоятельной и обязательной стадией арбитражного процесса. Подготовка дела к судебному разбирательству осуществляется судьей единолично по каждому делу, вне зависимости от степени его сложности, срока рассмотрения и других обстоятельств и представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий судьи, направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела, единообразного применения положений АПК (см. постановления Пленумов ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», от 05.06.1996 № 7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов», информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82).

По поручению судьи помощь в подготовке к судебному разбирательству в соответствии со ст. 58 АПК может осуществлять помощник судьи. Данная помощь выражается в организации судебного процесса, его планировании, организации проведения собеседования и предварительного судебного заседания, информировании судьи о наличии доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, об их ходатайствах и заявлениях, связанных с организацией процесса и движением дела, а также информирует лиц, участвующих в деле, их представителей о реквизитах арбитражного суда и информационных ресурсах, из которых они могут получить сведения о движении дела. При этом помощник судьи не вправе выполнять функции судьи по осуществлению правосудия и совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса (ч. 1, 3 ст. 58 АПК).

Определение о подготовке дела к судебному разбирательству обжалованию не подлежит. В определении о подготовке дела к судебному разбирательству судья указывает те процессуальные действия, которые он намерен совершить, а также действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения. В частности, судья в этом определении вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить к определенному сроку требующиеся для рассмотрения дела документы, указать меры, принимаемые судьей для оказания сторонам содействия в получении доказательств.

При необходимости судья вправе решать вопросы о вступлении в дело третьих лиц, об истребовании доказательств и другие вопросы, о чем выносит отдельное определение. С учетом конкретных обстоятельств дела и сроков рассмотрения подготовка дела к судебному разбирательству может заключаться также в указании в определении суда на необходимость совершения конкретных действий, в том числе представления в арбитражный суд отзыва на заявленные требования, необходимых дополнительных доказательств по делу к дате, названной в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

К задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства. В связи с этим в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Перечень действий судьи по подготовке дела к судебному разбирательству, приведенный в ч. 1 ст. 135 АПК, не является исчерпывающим. Судья вправе совершать и иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Подготавливая дело к судебному разбирательству, судья может пригласить стороны и (или) их представителей для проведения собеседования, известив их об этом в установленном порядке. Для проведения собеседования судья может приглашать стороны и (или) их представителей в суд неоднократно в пределах срока, предусмотренного ст. 134 АПК (см. постановление Пленума ВАС РФ 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»),

Судья вправе провести собеседование с одной из сторон при неявке другой стороны, надлежаще извещенной о времени и месте проведения собеседования. В данном случае при проведении собеседования обязательно ведение протокола.

Судья разъясняет явившимся на собеседование лицам их права и обязанности. Если это необходимо, судья может предложить истцу уточнить свои требования и обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование этих требований, а ответчику – суть возражений и их основания; выяснить, какие обстоятельства дела являются спорными, какие доказательства стороны считают достоверными, а какие – недостоверными, какие доказательства, кому и в какой срок необходимо дополнительно представить, не требуется ли для этого оказание содействия со стороны суда. В этой же стадии судьей принимается решение об удовлетворении либо неудовлетворении ходатайств сторон о применении обеспечительных мер.

Лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут обязанности, предусмотренные АПК, не только при рассмотрении дела в судебном заседании, но и при его подготовке к судебному разбирательству. В целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела судья разъясняет участникам процесса их права и обязанности, определяемые ст. 41, 46, 47, 49, 59 АПК, выясняет мнения участвующих в деле лиц в отношении привлечения к рассмотрению дела арбитражных заседателей, если дело в силу ч. 3 ст. 17 АПК может быть рассмотрено с их участием.

При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 19 АПК ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья принимает меры к примирению сторон. В связи с этим судья разъясняет сторонам не только их право заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий.

Если в судопроизводстве по делу участвуют представители лиц, участвующих в деле, судья проверяет оформление полномочий этих представителей, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ч. 2 ст. 62 АПК, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку эти действия связаны с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья оказывает сторонам содействие в получении доказательств, необходимых для разрешения дела. Средства доказывания определяются судьей с учетом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, характера заявленных требований и возражений.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья но ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, разрешает вопросы о назначении экспертизы. В этих целях судья предлагает лицам, участвующим в деле, сообщить, какой организации или лицу следовало бы поручить проведение экспертизы, представить вопросы, которые должны быть разъяснены при ее проведении.

Подготовка дела к судебному разбирательству проводится в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий, и завершается проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с АПК не установлено иное. Немногим ранее срок подготовки к судебному разбирательству определялся двумя месяцами.

Если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 143, 144, 148, 150 АПК, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения.

Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании.

Федеральным законом от 25.06.2012 № 86-ФЗ введена норма, согласно которой если при подготовке к судебному разбирательству дела истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и в арбитражный суд представлено согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, или суд по своей инициативе предлагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства и при согласии сторон, суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. Исковое заявление, заявление по данному делу размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в разделе, доступ к которому предоставляется исключительно лицам, участвующим в деле (в режиме ограниченного доступа), не позднее следующего дня после дня вынесения указанного определения.

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично для подведения итогов подготовительной работы суда и лиц, участвующих в деле, для процессуального закрепления распорядительных действий сторон на этой стадии процесса, а также для решения вопроса о готовности дела и возможности назначения его к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.

В предварительном судебном заседании дело рассматривается единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. Указанные лица вправе участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (ст. 153.1 АПК).

В предварительном судебном заседании судья и лица, участвующие в деле, совершают процессуальные действия, перечисленные в ч. 2 ст. 136 АПК, и иные необходимые действия, если ранее они не были совершены. Судья разрешает ходатайства сторон; определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле; выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершает иные процессуальные действия, предусмотренные АПК. В предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам. Суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании на срок не более пяти дней для представления ими дополнительных доказательств.

После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

В предварительном судебном заседании не заслушиваются свидетели, эксперты, не проводятся судебные прения.

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. В определении о назначении дела к судебному разбирательству указывается на окончание подготовки дела к судебному разбирательству и разрешение вопросов о привлечении к делу третьих лиц, принятие встречного иска, соединение или разъединение нескольких требований, привлечение арбитражных заседателей, а также на разрешение других вопросов, если по ним не были вынесены соответствующие определения, время и место проведения судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции. Копии определения о назначении дела к судебному разбирательству направляются лицам, участвующим в деле.

Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с АПК требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Порядок разрешения административных споров

Административно-правовой спор — правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:

  • один из субъектов правоотношения — административно-публичный орган власти;
  • причина спора — вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .

Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

Обратите внимание!

Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Основные виды административно-правовых споров

Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:

  • оспаривание нормативно-правовых актов;
  • обжалование решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных функцией управления;
  • защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;
  • присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Основания возникновения

В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:

  • принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
  • принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
  • процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.

В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.

Сторонами в административном деле согласно закону являются:

  • истец — обращается в суд за защитой нарушенных прав;
  • ответчик — лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
  • заинтересованные лица — те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
  • иные участники рассмотрения — представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.

Представители

После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.

Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.

Административный порядок разрешения споров

По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа. Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле. Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.

Судебный приказ

Судебный приказ — судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.

Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:

  • судебного разбирательства нет;
  • вызова сторон в суд нет;
  • срок выдачи приказа — пять дней;
  • судебный приказ одновременно является исполнительным документом.

Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.

Исковое заявление

Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:

  • признать недействующим нормативный акт;
  • признать незаконным решение/действие/бездействие;
  • обязать совершить действие/принять решение;
  • обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
  • решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.

Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.

Подведомственность

Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.

Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа. Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации — об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.

Процессуальные сроки

По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев — Верховным Судом РФ.

При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.

По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение. В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.

Отдельные категории дел

КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.

Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам. Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы. Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.