Предпринимательская деятельность как предмет гражданского права

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового и т.д. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Таким образом, предпринимательское право – это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основная же роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон.

Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь доминирующий принцип – принцип власти и подчинения.

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а административное – публично-правового.

Высокий суд правосудия Англии и Уэльса проверит, на что живет беглый банкир

Кроме того, Беджамов должен оплатить 80% расходов заявителя в связи с судебным процессом. Это 20 800 фунтов стерлингов.

Ответчик попросил перенести сроки раскрытия, судебное заседание будет назначено на 22 мая при возможности, самое позднее – 23 мая, указано в решении.

«Ведомости» направили запрос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое является конкурсным управляющим ВПБ, а также в «А1», которому АСВ доверило преследование Беджамова в лондонском суде, и в Высокий суд правосудия Англии и Уэльса. Связаться с адвокатом Беджамова не удалось.

Агентство подтверждает, что Высокий суд правосудия Англии и Уэльса 17 мая 2019 г. вынес судебный приказ, обязывающий Беджамова раскрыть определенные сведения о своих расходах, имуществе и источниках финансирования. Судебные разбирательства по данному вопросу продолжаются, сказал представитель АСВ.

Этот судебный приказ обязывает Беджамова раскрыть, за счет каких средств он арендует жилье, на какие деньги он жил с 1 июня 2018 г., какими банковским картами и счетами он пользовался, говорит представитель А1. По его словам, требование суда связано с обязанностью Беджамова раскрыть полную информацию об активах и источниках получаемого финансирования: «Беджамов занимает позицию, согласно которой он живет на средства, полученные от друзей. Если он не предоставит ВПБ истребованную судом информацию, то ему может грозить тюремный срок за неуважение английского суда. Также за такое нераскрытие он может быть ограничен судом в праве на судебную защиту». Представляется, что Беджамов идет на всевозможные ухищрения, чтобы не отвечать на вопросы о происхождении имеющихся у него средств, и уже не в первый раз просит у суда отсрочку на ответ, отмечает представитель А1. «Мы будем добиваться полной прозрачности в отношении того, как Беджамов тратит деньги и откуда он их берет», – добавляет он.

В конце марта Высокий суд правосудия Англии и Уэльса по иску ВПБ арестовал активы Беджамова на 1,34 млрд фунтов стерлингов ($1,75 млрд). Среди них виллы в итальянском Сант-Аньелло и французском Кап-д’Ай, 33% знаменитого 5-звездочного Badrutt’s Palace Hotel в швейцарском Санкт-Морице, недвижимость в лондонской Белгравии. Суд запретил Беджамову распоряжаться этими активами и постановил раскрыть суду другие, стоимостью свыше 50 000 фунтов, где бы они ни находились.

Беджамову также запрещено покидать территорию Англии и Уэльса.

Кроме того, Высокий суд правосудия Англии и Уэльса решил ограничить траты Беджамова. Он может продолжать тратить 35 000 фунтов в неделю на аренду жилья, если у него есть соответствующий договор, а также 10 000 фунтов в неделю на проживание. Также ему разрешено тратить «разумную сумму на юридические услуги и представительство», но, прежде чем тратить какие-либо деньги, ответчик должен рассказать представителям истца, откуда он их возьмет. Беджамову можно проводить операции, которые не затрагивают заблокированные активы на 1,34 млрд фунтов, однако запрещено переводить деньги или активы компаниям, напрямую или опосредованно принадлежащим или подконтрольным Беджамову; кроме того, при совершении сделки или серии сделок на сумму более 50 000 фунтов нужно за 48 часов уведомить представителей истца.

За несоблюдение решения Беджамову грозит обвинение в неуважении к суду, заключение в тюрьму и конфискация активов.

Крах ВПБ в январе 2016 г. стал крупнейшим случаем фальсификации отчетности в истории России: ЦБ оценил дыру в банке в 216 млрд руб. Возглавлявшая ВПБ Лариса Маркус, сестра Беджамова, была арестована сразу: суд приговорил ее к 8,5 года колонии общего режима.

ВПБ входил в топ-50 банков и специализировался на работе с именитыми клиентами. В ВПБ обслуживались крупнейшие компании России, их топ-менеджеры, высокопоставленные чиновники и их родственники. В банке зависли деньги жен вице-премьера Дмитрия Козака и министра обороны Сергея Шойгу, зятя президента «Транснефти» Николая Токарева и родственников члена ее совета директоров Артура Чилингарова, писал Forbes. Там хранились деньги сына тогдашнего главы администрации президента Сергея Иванова, депутата Госдумы Владислава Резника и его супруги, а также бывшего руководителя финансового комитета Думы Натальи Бурыкиной и др.

ВЫСШИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ (РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ)

референдум демократический государство гарантия

Конституция Российской Федерации считает референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3). Она признает право граждан Российской Федерации на участие в референдуме Местный референдум — одна из форм непосредственного решения населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования наиболее важных вопросов местного значения посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено в границах муниципального образования .

Субъекты непосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от классического понятия субъекта права здесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непосредственной демократии не обладают и не могут обладать признаками юридического лица .

Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент, который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.

Таким образом, к субъектам высших форм проявления демократии в России следует отнести: отдельную личность, прежде всего гражданина, различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом и весь многонациональный народ Российской Федерации.

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

  • * референдума;
  • * выборов;
  • * всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
  • * правотворческой инициативы;
  • * участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
  • * индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления .

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах .

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления — не человек (кандидат), а определенный вопрос — принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории .

Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах государственного и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию .

Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов .

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства .

Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум .

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом .

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

  • — изменения статуса субъектов Российской Федерации;
  • — досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
  • — принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • — введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
  • — принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование .

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме .

Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса .

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан .

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть .

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах достигается стабильность и порядок в общественной жизни .

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах .

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина .

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей .

Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за ее результаты.

Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго руководствоваться его нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе подготовки и проведения выборов.

Замечания на протокол судебного заседания

В процессе судебного разбирательства участвующие в деле лица могут подать свои замечания на протокол судебного заседания.

И на аудиозапись, поскольку с октября 2019 года все заседания суд проводит аудиопротоколирование. Конечно, если участник дела не подал ходатайство о закрытом судебном заседании. Тогда аудиозапись не ведется, а протокол будет.

Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с протоколом судебного заседания по его составлении. Особенно, если дело ведется самостоятельно без привлечения юристов.

Чтобы подать замечания на протокол судебного заседания, необходимо соблюдать определенные временные рамки. Сами замечания должны быть оформлены надлежащим образом. Как реализовать такое право лица, участвующего в деле, расскажем ниже. А размещенный пример документа и возможность получить квалифицированную помощь дежурного юриста позволят оформить замечания самостоятельно и обосновать с применением нормативно-правовой базы.

Скачать образец:

Замечания на протокол судебного заседания

Пример замечаний на протокол судебного заседания

В Богородский городской суд Нижегородской области Истец: Панаева Вероника Сергеевна, адрес: 607601, г. Богородск, ул. Августа, 49-71 Ответчик: Панаев Вячеслав Алексеевич, 10.05.1972 г.р., место рождения: Нижегородская обл., адрес: 607600, г. Богородск, ул. Лебедева, 19-61, место работы: ПАО “БанкБанк”, паспорт 1744 №698545, выдан 25.02.2022 г. УМВД по г. Богородск, в рамках дела № 2-1982/2022 о разделе имущества после развода

29 сентября 2022 г. состоялось судебное заседание по иску Панаевой Вероники Сергеевны к Панаеву Вячеславу Алексеевичу о разделе имущества после развода. А именно: квартиры, приобретенной во время брака, и оформленной при заключении договора купли-продажи в общую долевую собственность супругов. 02 октября 2022 г. я ознакомился с протоколом судебного заседания и полагаю, что в нарушение ст. 229 ГПК РФ документ составлен не полно. Это нарушает объективность отраженных и зафиксированных сведений, полученных при рассмотрении гражданского дела.

В частности, в протоколе судебного заседания в обязательном порядке отражаются ходатайства и объяснения участвующих в деле лиц и их представителей. На странице 3 протокола (абзац 2) не отражено следующее. Истец в ходе судебного заседания на вопрос судьи об источниках денежных средств на приобретение квартиры подтвердила, что деньги на указанные цели были получены ответчиком от продажи принадлежащего мне до вступления в брак недвижимого имущества. Отражена только позиция представителя истца о том, что денежные средства являются общей собственностью.

Считаю необходимым включить объяснение истца по указанному выше вопросу. В соответствии со ст. 68 ГПК РФ признание обстоятельств, на которых основан отзыв на иск, освобождает от обязанности их доказывания. Признание должно быть в обязательном порядке занесено в протокол судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 231, 232 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Удостоверить правильность представленных замечаний на протокол судебного заседания от 29.09.2022 г. по делу № 2-1982/2022 по рассмотрению искового заявления Панаевой Вероники Сергеевны к Панаеву Вячеславу Алексеевичу о разделе имущества после развода.
  2. Приобщить текст замечаний на протокол судебного заседания к материалам дела.

03.10.2022 г. Панаев В.А.

Для чего нужны замечания на протокол судебного заседания

Ходатайство об ознакомлении с делом для профессионального юриста – главный помощник в процессе ведения дела. А протокол судебного заседания содержит важнейшую информацию о ходе рассмотрения дела. Фиксируются слова свидетелей и сторон, комментарии по представленным доказательствам по гражданскому делу, возражения и ходатайства. К примеру, сторона заявила устно ходатайство об истребовании доказательств. А суд необоснованно отказал. Подтвердить факт самого ходатайства можно только при отражении его в протоколе. Ведь новые доказательства в апелляции предъявить сложно.

Именно поэтому приносить замечания на протокол (если есть основания) – очень важно. Особенно по сложным, неоднозначным делам. Ведь протокол – это тоже одно из доказательств по гражданскому делу, делам административного производства. При апелляционном обжаловании содержащиеся в протоколе сведения не нуждаются в дополнительном доказывании и практически не подлежат оспариванию. Замечания на протокол, когда они поданы в письменном виде и в установленные сроки, приобщаются к материалам дела и фактически становятся его частью.

Составление и подача замечаний на протокол

В первую очередь необходимо ознакомиться с протоколом судебного заседания. У секретаря есть 3 дня после окончания судебного заседания на подготовку протокола. Это максимальный срок. Если это протокол отдельного процессуального действия (например, осмотра доказательств в месте их нахождения) – протокол должен был готов на следующий день.

Еще 5 рабочих дней есть у истца, ответчика и третьего лица на ознакомление и подачу замечаний на протокол. Пропустили этот срок? Воспользуйтесь заявлением о восстановлении срока замечаний на протокол.

Если у участника дела есть основания полагать, что протокол может быть составлен неполно, есть основания не доверять другим участникам дела, но не иметь поводов для отвода судьи, секретаря или др., можно поступить следующим образом. О дате составления протокола никто не извещается. Поэтому на 3-й день после судебного заседания через канцелярию суда (получив отметку сотрудника суда) подать заявление на ознакомление с протоколом. Наличие такого заявления станет аргументом для восстановления срока подачи замечаний на протокол.

Что именно включить в замечания на протокол – зависит от круга обстоятельств, подлежащих доказыванию. Обязательно указание на страницу и абзац в протоколе, где сведения отражены неполно или неправильно (подробнее в ст. 229 ГПК РФ). А основанием принести замечания является именно неполный (сведения не отражены) протокол или неправильные (неточности) сведения.

Рассмотрение замечаний на протокол судебного заседания

Поступившие замечания на протокол приобщаются к материалам дела. Иного решения судья принять не может. Однако верность их рассматривается судьей, подписавшим протокол в первоначальной редакции. Причем обязанность суда вынести решение регламентирована сроками – 5 дней после поступления замечаний в письменной форме.

По итогам рассмотрения судья либо удостоверяет правильность принесенных замечаний на протокол судебного заседания или аудиозапись, либо выносит мотивированное определение о полном или частичном отклонении.