Преддоговорные споры и порядок их урегулирования

Преддоговорные споры – юридическое понятие, регулярно возникающее в ходе предпринимательской деятельности и включающее в себя все разногласия, которые возникают в процессе подготовки и заключения договора.

Главная цель, а проще говоря, смысл и суть этих споров – принудить партнера выполнить свои обязательства по оформлению документов, связанных с началом взаимного сотрудничества. Несоблюдение взятых на себя преддоговорных обязательств может служить основанием для передачи дела в суд.

Понятие преддоговорных споров

Максимум предварительной информации о будущем бизнес-партнере и минимум юридических неудобств в последующем: пожалуй, так можно охарактеризовать этап, который предшествует заключению договора. Эта стадия преддоговорных отношений законом урегулирована не в полной мере, однако, она имеет важное значение, так как на этом этапе для уменьшения риска экономических и правовых последствий сторонам сделки желательно получить максимально возможные сведения о дееспособности, финансовой самостоятельности и деловых качествах потенциального контрагента. А также — сведения о товарах и об услугах, которые будут являться предметом подписываемого договора.

Чаще всего, несоблюдение этих мер приводит к возникновению разногласий между партнерами. При невозможности достижения договоренностей возникает юридическое понятие – преддоговорной спор. И статья 446 Гражданского кодекса посвящена именно регулированию преддоговорных споров в РФ.

В юриспруденции существует также понятие свободы договора

Согласно этому понятию юридические и физические лица, осуществляя свои бизнес-проекты, свободно и самостоятельно выбирают условия и формы соглашений с партнерами, наиболее защищающие их деловые интересы.

Однако, есть исключения, когда одна из сторон договора по закону не вправе отказаться от заключения соглашения. Соотвественно, данное исключение дает возможность другой стороне требовать от контрагента подписания документа в принудительном порядке.

Так, Закон «О защите прав потребителей» обязывает коммерческие предприятия предоставлять потребителю, приобретающему товар или услугу, всю необходимую информацию, включая сведения о производителе товара, его свойствах и качестве, а также аналогично все необходимые сведения о предоставляемых услугах. За непредставление подобных сведений в полном объёме предусмотрена правовая ответственность.

Таким образом, закон, в целях предотвращения произвола со стороны крупных организаций-монополистов, оказывающих услуги населению, защищает слабую сторону сделки, чаще — потребителя.Такими организациями могут быть газовые концерны, операторы мобильной и телефонной связи, банки и проч. Согласно требованиям публичного договора, они обязаны заключать соглашения с конечным потребителем..

Основания возникновения преддоговорных споров

Гражданский кодекс четко указывает на два варианта, служащих основанием по возникновению преддоговорного спора:

  1. Уклонение от своих обязательств стороны, которая обязана заключить соглашение согласно норм гражданского кодекса или другого правового акта.
  2. В случае, когда обе стороны при решении возникшего конфликта должны прибегнуть к предварительному соглашению о передачи дела в суд. Тогда в судебной инстанции рассматриваются все разногласия, которые послужили причиной несогласия подписать соответствующих документы.

Уклонение или отказ от выполнения предписанных законом норм может послужить основанием обращения в суд и урегулирования спора в судебном порядке. Таким образом, спор может разрешаться как путем переговоров, так и в судебном порядке на основании закона или соглашения сторон.

Варианты подобных действий будут основываться на конструкциях двух юридических моделей:

  • Модель предварительного договора, в котором сторона может добровольно принять на себя обязательство подписания договора. Вследствие чего, другая сторона может понуждать к обязательным действиям контрагента и партнера.
  • Модель публичного договора. В этом случае, требовать исполнения обязательств может только контрагент коммерческого предприятия, который является потребителем.

Правовой базой для возникновения обязанностей сторон по отношению друг к другу не могут являться любые преддоговорные соглашения. Они начинают приобретать юридические очертания и значение лишь в том случае, когда, например, в деловой переписке по переговорам о заключении сделки появляется проект официального предложения, так называемая оферта. С этой фазы и начинается определенный законами отсчет времени.

Порядок урегулирования преддоговорных споров

Существующий алгоритм по урегулированию различного вида преддоговорных споров базируется на специальной ст. 446 ГК России, в которой описаны все возможные проблемы преддоговорных отношений, заканчивающиеся с моментом подписания договора.

Урегулирование подобных споров базируется на отказе одной из сторон процесса от заключения сделки или возникшими разногласиями по конкретным пунктам договора.

В нашей жизни любые физические или юридические лица могут совместно вырабатывать принципы своего будущего сотрудничества с документальным закреплением этого намерения. Как показывает практика, большинство разногласий, возникших на стадии переговоров, разрешается самостоятельно.

Но в любом правиле есть исключения. Именно вышеназванная статья гражданского кодекса и устанавливает возможность передачи дела в суд в случае отказа какой-либо из сторон от подписания договора, если возникли описанные ранее условия.

Становится очевидным, что из содержания ст. 446 ГК РФ вытекает обязанность заключения договора между сторонами, вступающими в коммерческие отношения. Здесь же указан и порядок по урегулированию возникающих проблем, а также — сроки подачи документов в судебную инстанцию.

Стоит отметить, что обязанность заключения соглашения может вытекать не только из норм закона. Часто в действие вступает принцип добровольности. То есть, когда одна сторона, например, приняла на себя соответствующие обязательства без принуждения. Поэтому объектом спора может стать предварительный договор с нарушенными изначальными условиями.

Процедура обязательного подписания договора

Акцептант (партнер, принимающий деловое предложение) обязан заключить договор. Получая оферту, в течение 30 дней он должен выслать партнеру один из вариантов:

  1. свой акцепт (принципиальное согласие);
  2. документ, содержащий протокол возникших разногласий;
  3. полномасштабный отказ.

Оферент (партнер, предлагающий сделку), реагируя на отказ или не получая его также в течение тридцати дней, может начать судебное производство с требованием о выполнении обязательств. Если же у оферента появился документ, содержащий разногласия, он может: либо с ними согласиться, либо отказаться сотрудничать на таких условиях, либо подать иск в суд.

Разрешение преддоговорных споров в судебной инстанции

Чтобы решить возникший спор в суде, нужно руководствоваться соответствующими нормами гражданского кодекса, где четко определен весь алгоритм действий и срок подачи иска по поводу разрешаемых преддоговорных споров. Если присутствует согласие сторон, то спор предается в судебную инстанцию вне зависимости от существования норм, которые относятся к компетенции данного суда.

Разрешение преддоговорных споров возможно судами общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Часто сам договор уже содержит норму о возможности при определенных условиях передачи дела в суд,. Такой пункт в документе называют арбитражной оговоркой. В ней сразу указывается судебная инстанция, которой доверяют обе стороны.

Важным нюансом в подобных ситуациях следует считать факт пользования потребителем услугами без заключения сделки. Например, потребитель использует в своей практической жизни коммунальные услуги, но соответствующий договор подписывать отказывается. При этом факт пользования услугами ЖКХ рассматривается как акцепт, а отношения партнеров носят уже характер договорных.

Бывают ситуации, когда одна сторона поставляет услугу потребителю через общую сеть, а документ не подписывается из-за возникших разногласий. В этом случае, такие отношения не будут являться основой для преддоговорного спора, а рассматриваются как договорные.

С точки зрения юриспруденции, пункты подписанного документа начинают действовать в изложении, определенном судебной инстанцией. Так, если вынесено решение о заключении договора, а виновная сторона все равно отказывается его подписывать, то факт наступления договорных отношений становится уже фактом юридическим.

При рассмотрении разногласий по каждому пункту несогласия суд выносит отдельное условие, на котором и будет основано действие договора в дальнейшем.

Например, ИП Петров арендует помещение у государственного муниципального предприятия. По окончании срока договора, в момент его продления, муниципалитет устанавливает новую, более высокую цену, с которой арендатор не согласен. Подобные споры регулирует положение 17.1 (об особенностях заключения договора в отношении муниципального и государственного имущества). Этот пункт содержится в ФЗ N 135 «О защите конкуренции». Таким образом, преддоговорной спор был передан в суд. В результате сумма новой арендной платы была изменена судебным решением на основании данных о ее предыдущем размере, а также — определении оценщиком стоимости объекта на данный момент.

Сроки рассмотрения спора

Гражданский кодекс регулирует также и сроки подачи иска о преддоговорном споре. Если стороны не пришли к взаимопониманию в разногласиях или же не заключили договор, то они имеют право обратиться с иском в суд. Срок рассмотрения подобного спора ограничивается шестью месяцами. Если в указанный период в суд не были предоставлены полагающиеся документы, урегулировать проблему в судебном порядке не представляется возможным.

Знак авторского права Эмоджи

Символ копирайт печатается на клавиатуре комбинацией Alt+0169. Цифры набираются на цифровой клавиатуре с включённым Num Lock.

Символ копирайта представляет собой латинскую букву «C» в круге. Правильно называть его — знак охраны авторского права. Применяется вместе с именем человека или названием организации. Иногда указывает, собственно, защищённый контент. Является как бы уведомлением «Осторожно, злой копирайтер». Отсутствие знака копирайт не значит, что авторские права никому не принадлежат. Ибо права на произведение появляются у автора, когда он его создаёт. Теоретически, для этого не нужны какие-то формальности типа регистрации.

Слово копирайт — это транскрипция кириллицей английского copyright. Copy значит копировать, right — право. Первая буква этого слова и составляет основу символа. В местах, не претендующих на солидность его иногда пишут так: (с).

По аналогии с символом копирайт существует и знак копилефт 🄯. Выглядит он почти так же, только буква «c» развёрнута ɔ. Обозначает обратное, т.е. правообладатели разрешают распространение объекта и его версий, обычно, при условии, что все производные тоже будут свободны для копирования.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм.

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация — Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации .
  • Конституция России.

1. Законы:

  • Федеральные конституционные законы.
  • Кодексы и Федеральные законы.

2. Подзаконные правовые акты:

  • Указы Президента России,
  • Постановления Правительства России.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т. д.
  • комплексные

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

Примечания

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.
  2. А.В.Поляков Е.В.Тимошина. Общая теория права: Учебник. СПб. 2005. 472с
  3. С. С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2001. с. 315
  4. в соответствии с пунктом 4, статьи 15, главы 1 Конституции Российской Федерации
  5. Собрание законодательства Российской Федерации

Теория государства и права

Теория государства

Теория права

Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правомерное поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм

Межотраслевые институты

Правовые семьи

Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект