Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации

К вопросу о понятии качества медицинских услуг

Важными юридическими новеллами последних лет признано появление на уровне Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ-323) объемного дефинитивного аппарата, включающего определения таких понятий, как «качество медицинской помощи», «экспертиза качества медицинской помощи», «эксперт качества медицинской помощи», а также закрепление правил проведения указанной экспертизы.

Согласно п. 21 ст. 2 ФЗ-323 качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Следует подчеркнуть, что представленные законодательные характеристики не включают центральную технологическую часть процесса оказания медицинской помощи, а лишь её начальный и завершающий этапы .

Между тем важно не только сделать правильный выбор метода лечения (диагностики), но, что особенно значимо, само вмешательство выполнить без погрешностей (дефектов), соблюдая порядки и стандарты, а зачастую и обеспечить надлежащее выхаживание больного, от чего будет зависеть исход и степень удовлетворенности пациента.

Не случайно рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди основных критериев качества медицинской помощи называют наряду с квалификацией врача соблюдение им технологии диагностики и лечения, а также удовлетворенность пациента. Аналогичное концептуальное положение было зафиксировано в решении Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ: качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента .

Поэтому отсутствие в ФЗ-323 прямого указания на необходимость оценки правильности выполнения медицинского вмешательства и степени удовлетворенности пациента затрудняет понимание критериев качества и правоприменительную практику.

Поэтому целесообразно соответствующее дополнение рассматриваемого пункта статьи 2 ФЗ-323 указанными критериями. Если обратиться к нормам, связанным с качеством медицинских услуг, то очевидно, что они не образуют логически стройную систему и не отражают специфики сферы медицины.

Анализ главы 39 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «Возмездное оказание услуг» и общих положений обязательственного права (часть 1 ГК РФ) приводит к выводу, что ГК РФ не предъявляет никаких специальных требований к субъектам, оказывающим услуги. Это порождает неясности в оценке качества услуг и ответственности исполнителя за некачественно оказанные услуги.

Ещё менее адаптированы указанные законодательные положения к медицинским услугам. Ответственность по договору возмездного оказания услуг регулируется общими нормами гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. Вместе с тем в обязательственных правоотношениях о возмездном оказании медицинских услуг потребитель выступает чаще более слабой стороной в силу его меньшей осведомленности о состоянии своего организма, потребности в конкретных видах услуг, технологической стороне выполнения конкретной услуги, а значит, невозможности проконтролировать данный процесс .

Специальный закон «О защите прав потребителей» (далее — ЗоЗПП) дает лишь общие юридические требования к качеству услуг, в соответствии с которыми:

  • исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору;
  • при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется;
  • если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с этими требованиями (ст. 4).

Здесь наиболее ярко отражена слабая адаптированность данного закона к услугам медицинского характера, в отличие от отношений в сфере остальных услуг, розничной торговли и подрядных работ.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями лишь упоминают о качестве медицинских услуг (пункт 27), но каких-либо требований к качеству не содержат, поэтому в текстах договоров практически всегда отсутствуют требования к качеству . Законодатель не включил в дефинитивный аппарат понятие «качество медицинской услуги», исходя из предположения о близости содержания медицинской помощи и услуг.

Согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ-323 медицинская помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Под медицинской услугой законодательно признано медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 ФЗ-323).

Таким образом, законодательная категория «медицинская услуга» совпадает с понятием «медицинская помощь» по целям, но отличается по объему, имея более узкое содержание. В то же время медицинские услуги зачастую рассматриваются в качестве вида взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированного соглашением (договором на оказание медицинской услуги).

Данные услуги обычно оказываются на платной основе, т.е. имеет место коммерческий характер медицинской деятельности. В то же время большая формальная определенность медицинской услуги дают каждой стороне договора гарантии, как соблюдения собственных прав, так и ответственности за нарушения принятых на себя обязательств .

Таким образом, отсутствие в дефинитивном аппарате ст. 2 ФЗ-323 отдельного понятия «качество медицинской услуги» можно объяснить тем, что медицинская услуга законодательно признана компонентом медицинской помощи.

На основе рекомендаций ВОЗ развёрнутое (полное) определение качества медицинской помощи может быть сформулировано следующим образом: качество медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворённость пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

Следовало бы нормативно ввести понятие «адекватное оказание медицинской помощи», что позволило бы полно и всесторонне оценивать действия медицинских работников, выявлять как объективные, так и субъективные причины, по которым принимались конкретные решения по оказанию медицинской помощи, установить причинно-следственную связь и сформировать правовую оценку процесса оказания медицинской помощи и его результатов.

Адекватное оказание медицинской помощи может иметь и положительный, и отрицательный результат, неблагоприятный исход, обусловленный независящими от врача обстоятельствами. Отрицательный результат обычно соотносится с понятием «недостаток услуги».

Исходя из определения «недостаток услуги», данного в Законе РФ «О защите прав потребителей», недостатком медицинской услуги следует считать несоответствие действий медицинской организации целям, для которых медицинская услуга обычно используется, или целям, о которых медицинская организация была поставлена в известность пациентом при заключении договора.

Очень обстоятельно, как представляется, подошёл к определению места безопасности в медицинской услуге А. В. Тихомиров. Ученый указывает, что при оказании медицинских услуг, которые, помимо товарных характеристик, состоят в целенаправленном воздействии на здоровье в порядке оказания медицинской помощи, не очевидны не только границы безопасности, но и рубеж между безопасностью и качеством .

Иными словами, очень трудно разделить эти два понятия «качество медицинской услуги» и «безопасность медицинской услуги». Также А. В. Тихомиров приходит к выводу, что понятие качества не применимо к медицинской помощи — медицинская помощь обладает только характеристикой безопасности, а в свою очередь медицинская услуга в товарной части (обслуживание) характеризуется как качеством (соотносимым с ценой), так и безопасностью .

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно утверждать, что медицинская услуга должна быть качественной, но она не всегда должна быть безопасной. Например, назначение онкологическому больному показанной химиотерапии может привести к тяжёлым последствия для здоровья пациента, но она является, безусловно показанной, хоть и небезопасной.

То же самое можно сказать и про различные оперативные вмешательства, которые несут в себе риск, то есть, строго говоря, не являются безопасными. Представленные положения, как законодательства Российской Федерации, так и научных работ, демонстрируют отсутствие в настоящее время единого подхода к определению безопасности медицинской услуги, а также соотнесения безопасности и качества.

Создавшееся положение негативно влияет, прежде всего, на результаты правоохранительной деятельности в рамках гражданского или уголовного производства .

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее:

  • отсутствие в дефинитивном аппарате ст. 2 ФЗ-323 отдельного понятия «качество медицинской услуги» можно объяснить тем, что медицинская услуга законодательно признана компонентом медицинской помощи;
  • характер осуществления деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение пациентов от заболеваний, позволяет утверждать, что на данном этапе развития медицинской науки пока преждевременно применять термин «безопасность» в отношении медицинской услуги;
  • для исключения правовой неопределенности в вопросах толкования целого ряда юридических норм, использующих термин «безопасность», целесообразно законодательно закрепить, что медицинская услуга не всегда может обладать качествами безопасности в полной мере.

Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т. е. в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в, процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово- плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

а) финансовой самостоятельностью контрольного органа;

б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;

в) закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Многообразие финансового контроля позволяет классифицировать его на различные виды.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств (например: макроуровень — составление и утверждение бюджетов и финансовых планов внебюджетных фондов; микроуровень — разработка кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов).

Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий. Проверяется соблюдение норм и нормативов расходования денежных и товарно-материальных ресурсов.

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Президента или аппарата Президента РФ;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • финансово-кредитных органов;.
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль его можно разделить на:

  • государственный;
  • надведомственный;
  • внутриведомственный;
  • муниципальный;
  • внутрифирменный;
  • аудиторский.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Наиболее представительным органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, которая была создана законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ» для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

  • определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы; покрываемые за счет средств бюджета;
  • осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т. д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

  1. во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды;
  2. во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Значительные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом:

  • требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок;
  • привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер..

В системе исполнительной власти также образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ. В настоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;
  • открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;
  • составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора, функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Службы включают в себя осуществление контроля и надзора:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;
  • за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
  • за исполнением бюджетов субъектами Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т. д.

Для реализации названных полномочий Служба имеет право направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений законодательства.

Вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и созданная по Указу Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Служба наделена полномочиями:

  • по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
  • по сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими контролю в соответствии с законодательством;
  • по осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получении необходимых разъяснений;
  • по выявлению признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; служба издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых других обязательных платежей, установленных законодательством — Государственная налоговая служба. В настоящее время это — Федеральная налоговая служба России, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора за:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;
  • представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
  • полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного, ФНС выдает в установленном порядке предусмотренные законодательством лицензии в сфере ее полномочий, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков, проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхового надзора, созданную в 2004 г.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и отдельные службы МВД РФ.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителе и распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Основными задачами данного вида контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, других нарушений бесхозяйственности, финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Кроме государственного выделяется также независимый, негосударственный вид контроля — аудит.

Правовые основы аудита

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;
  • организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения; если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;
  • обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа — аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Формы финансового контроля. Ревизия

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

  • ревизия,
  • наблюдение,
  • обследование,
  • проверка,
  • анализ.

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Результатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат — выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист-ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

  • в содержании;
  • порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);
  • в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);
  • в том, что ревизия проводится только комиссионно;
  • по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаги материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Гипотеза (предположение — если) — это часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется сама норма (т.е. само правило поведения — диспозиция).

Гипотеза является обязательным элементом нормы права, т.к. ее отсутствие превратило бы норму права в действующую всегда и при любых обстоятельствах. Другими словами гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять.

Виды гипотез:

1. По основанию оценки обстоятельств:

— положительные

— отрицательные.

2. По количеству указанных жизненных обстоятельств:

— простые (абсолютно определенные, связывают действие нормы с одним обстоятельством ),

— сложные (связывают действие нормы с двумя или более обстоятельствами) и

— альтернативные (разновидность сложной, одно из двух или несколько указанных последствий).

3. По характеру содержания:

— общие (абстрактные, т.е. определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) или

— конкретные (казуистические, т.е. видовые, устанавливающие специальные условия действия норм — в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается

«Северному потоку – 2» придется искать новые лазейки

История с нападением детей на старика, бывшего узника концлагеря, может оказаться не столь очевидной. Сам пострадавший не в претензии и не имеет следов побоев, а камнями в него, как выясняется, вовсе не кидали. У психологов же есть свои соображения о том, откуда берутся такие дети.

«Закидали 77-летнего глухого и хромого старика камнями»

Во вторник в СМИ распространилась информация о том, что в поселке Важины Подпорожского района Ленинградской области трое школьников закидали камнями 77-летнего бывшего узника фашистского концлагеря Анатолия Федотова.

«У детей, которые это совершали, учеников младших классов, нет морально-нравственных ограничений»

В администрации поселка 28 апреля проходило вручение медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Получил медаль и узник финского концлагеря под Петрозаводском 77-летний Анатолий Федотов. Около пяти часов вечера он возвращался оттуда домой, когда школьники начали кидать в него булыжники, сообщил местный портал «47news.ru».

Два года назад он перенес тяжелую операцию на ноге, поэтому передвигается медленно. С балкона на школьников крикнула его супруга. Но в ответ на замечание один из хулиганов лишь оголил зад.

Про Анатолия Федотова известно, что с 1941-го по 1944 год он был вывезен из деревни Согинцы Подпорожского района и находился в финском концлагере под Петрозаводском. По словам дочери узника Татьяны, в лагерь он попал в четырехлетнем возрасте.

«Его привезли туда вместе с семилетней сестрой, матерью, бабушкой и дедушкой, который умер там же, в лагере. Было еще двое братьев. Один из них 18-летним погиб на фронте», – рассказала она.

По словам родственников, Федотов прекрасно помнит, как жилось в лагере. Например, он вспоминает, как их подкармливали финские солдаты. Дети пролезали под проволокой и возвращались обратно с кашей. В 1941 году в районе Петрозаводска было создано шесть концлагерей. Согласно установленным для них правилам, там находилось ненациональное население, вывезенное с прежнего места жительства, где его пребывание по военным соображениям было нежелательным.

«У нас в Важинах около ста человек узников. Для Подпорожского района это не редкость», – добавила дочь.

Будучи взрослым, Федотов 40 лет проработал в местном лесхозе – «посадил больше тысячи деревьев», говорят его родственники.

«Закидали 77-летнего глухого и хромого старика камнями и булыжниками… Он никогда плохого слова никому не скажет… Мой дед был ребенком в лагере у фашистов, голодал. Для того чтобы сохранить ему жизнь, его дедушка жертвовал свой паек. Мне обидно и горько осознавать, насколько невоспитанными и жестокими могут быть дети», – добавила также внучка ветерана Ольга.

Реакция

Однако глава Важинского муниципального образования Юрий Кощеев заявил, что не все так однозначно, и призвал не торопиться назначать и казнить виновных.

«Ребята нормальные, второклассники, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Один, правда, сложный ребенок, остальные нормальные. Объяснения… Какие могут быть объяснения у второклассников? Никаких. Бабушка одного из них, порядочный человек, в слезах уже четвертый день. Директор школы бедный, если с ума не сойдет, повезет, наверное».

По его словам, дети не знали о статусе пожилого человека: «На нем не было никаких наград, конечно же, не было такого, что специально из-за того, что ветеран…» Кроме того, обратил внимание Кощеев, журналисты некорректно передали информацию: «Нет у него никаких претензий. Не камнями в него кидались, а каким-то песком, чем-то таким. Никаких у него ушибов нет», – подчеркнул глава администрации.

Он задался вопросом, почему судьбами ветеранов все озаботились лишь накануне 70-летия Победы. «А что делали 20 лет-то?» – сказал Кощеев. Он отметил, что из-за поднявшегося ажиотажа в поселке сейчас очень нервная обстановка.

«Не дай Бог дети что-нибудь с собой сделают. Представляете, как их родители сейчас наказывают? Представляете, сейчас ребенку если жизнь сломают? Или с родителями что-нибудь случится. Общественное мнение такое, что родители плохо воспитывают детей. Плохой поступок, конечно, несомненно. Но до такой степени, конечно, нельзя», – заключил он.

Тем временем Подпорожская городская прокуратура начала проверку – и одновременно подтвердила, что телесных повреждений у Анатолия Федотова действительно нет, за помощью к врачам он не обращался.
Помимо воспитательной беседы, никакого другого наказания для школьников не планируется, сообщает РСН. А один из них уже состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МВД России.
«Решается вопрос о проведении экспертизы в отношении ученика, есть сомнения в его психическом здоровье», – вместе с тем рассказали в прокуратуре.

«Детям по девять лет, и наказанием станет только разъяснительная беседа, ничего больше не сможем. Но это без внимания не останется. Хулиганский поступок, тем более неуважительное отношение к пожилому человеку, дает основания полагать, что мы где-то недорабатываем с детьми», – сказал глава Важинского городского поселения Андрей Афонин.

Известно, что хулиганы-второклассники были опрошены. О том, в кого они кидали камни и кто такой «узник», они не знали.

Как рассказали РИА «Новости» в комиссии Общественной палаты России по развитию науки и образования, данный случай демонстрирует пробел в воспитательной функции школы и указывает на необходимость изменения иерархии образовательных ценностей.

Три составляющие проблемы

«В данном конкретном случае предъявлять претензии родителям, конечно, невозможно, это требует расследования всех обстоятельств, – высказал свое мнение в интервью газете ВЗГЛЯД психолог, психиатр Марк Сандомирский. – Но это частное проявление общей социально-психологической проблемы постсоветского общества. Здесь складываются три составные части.

Первая – возросший уровень агрессивности детей и подростков, – продолжает психолог. – Это явление было отмечено начиная со второй половины 2000-х годов, когда был зарегистрирован резко возросший уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Поиск причин привел к выводу о том, что совершают это подростки, которые родились на грани распада СССР. Существует явление, изученное криминальной психологией: когда беременная женщина или кормящая мама испытывает сильный стресс, ее ребенок не получает достаточно положительных эмоций, нарушен эмоциональный контакт, и впоследствии у ребенка резко возрастает риск антисоциального поведения. Потому что такие дети не научились сочувствовать, сопереживать. Первоначально ребенок подражает в этом матери. И сочувствие означает, что когда другому человеку больно, мы тоже испытываем душевный дискомфорт. Когда человек вырастает социопатом, он просто не может представить себя на месте другого, который испытывает боль, и поэтому с легкостью совершает агрессивные действия. После распада СССР прошло 14–15 лет, такие детишки вступили в подростковый возраст и начали совершать жестокие преступления. Последующие возрастные группы усваивали такое жестокое агрессивное поведение у более старших. Это социальный механизм, с помощью которого формируются устойчивые негативные социальные явления, как в армии дедовщина».

«Вторая часть: у детей, которые это совершали, учеников младших классов, нет морально-нравственных ограничений, – продолжил он. – Они просто не представляли, что такие поступки недопустимы. Их этому никто не научил. Такого рода поведение тоже распространено широко, поскольку у детей все чаще отмечается явление инфантилизации. Не привиты нормы поведения, и поэтому они себя ведут как неразумные дети дошкольного возраста».

В-третьих, считает психолог, в целом среди детей и подростков растет частота развития нервно-психических нарушений, среди которых все чаще встречается так называемое десоциальное поведение. «Оно подробно описано в новой международной классификации болезней. И дети, и подростки с таким расстройством поведения легко преступают всяческие нормы. Если хотя бы один такой ребенок оказывается в компании, он становится неформальным лидером, остальные в силу двух ранее описанных причин подражают ему. Что, очень возможно, в данной печальной ситуации и произошло», – заключил Сандомирский.