Право собственности на движимое и недвижимое имущество

Право собственности на движимое и недвижимое имущество

Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством.

П. Гольбах

Понятие права собственности на движимое и недвижимое имущество. В гражданском праве вещи традиционно подразделяются на движимые и недвижимые. Причиной существования такой дифференциации служит отнюдь не связь недвижимого имущества с землей или другие подобные признаки. Вещи, относящиеся к категории недвижимости, обычно обладают значительной стоимостью и, следовательно, значимостью для отдельного человека и общества и государства в целом. Другими словами, государство не может оставить без особой опеки процесс владения, пользования и распоряжения самыми важными вещами. Поэтому оно устанавливает для них особый правовой режим, направленный на предотвращение злоупотреблений в сфере их оборота. Именно в этом заключается причина и смысл выделения категории недвижимого имущества, и это объясняет, почему в законодательстве к категории недвижимости относятся воздушные и морские суда, космические корабли и т.п.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (первый признак недвижимости), т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (второй признак недвижимости), в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. В случае отделения от земли такие объекты теряют обычное назначение и, соответственно, значительно понижаются в цене. Так, при продаже жилого дома «иод снос» фактически речь идет о продаже строительных материалов, из которых дом состоял. Одним словом, перемещение данных объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и цепные бумаги, признаются движимым имуществом.

Право собственности на движимое имущество – совокупность правовых норм (правовой подинститут), регулирующих особенности владения, пользования и распоряжения движимым имуществом.

Право собственности на недвижимое имущество – совокупность правовых норм (правовой подинститут), регулирующих особенности владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.

Право собственности на движимое имущество. Движимое имущество обычно отчуждается и приобретается без особых формальностей. Особенностей владения и пользования движимым имуществом также немного. Существование категории движимого имущества обусловлено выделением и установлением особого правового режима для недвижимости.

Особенности владения и пользования движимым имуществом.

1. В основном для движимых вещей свойственно деление на индивидуально-определенные и родовые вещи. Родовые вещи определяются родовыми признаками (число, вес, мера) и никак не выделяются из себе подобных: зерно, мука, ситец, деньги и т.д.

Индивидуально-определенные вещи – это вещи, которые отличаются от других подобных конкретными, особенными, индивидуальными, т.е. присущими только им, характеристиками: антикварная ваза, выполненная в одном экземпляре, автомобиль под конкретным номером, тоже зерно, но сложенное и опечатанное на складе по вполне определенному адресу.

Вещам разных категорий свойственны разные правила о переходе права собственности в случае их передачи от одного лица к другому. Представьте, что вы одолжили соседке килограмм сахара с условием возврата (вещь, определенная родовыми признаками). Кто стал собственником этого сахара с момента передачи? Если бы им остались вы, соседка должна была бы возвратить вам тот же самый одолженный ей сахар и не могла бы использовать его по назначению и распорядиться им. На самом деле в момент передачи вещей, определенных родовыми признаками, право собственности на них переходит к их фактическому обладателю. Вы же приобретаете право требовать возврата такого же количества таких же вещей (в противном случае их передача потеряла бы всякий смысл).

При передаче правомочия пользования индивидуальноопределенными вещами право собственности остается у их первоначального собственника. С этим связан тот факт, что при гибели индивидуально-определенной вещи право собственности прекращается и бывший собственник может требовать только возмещения убытков, в то время как родовые вещи в случае гибели могут быть заменены другими вещами этого рода.

Кроме того, предметом одних договоров могут быть только родовые вещи (например, договор займа – возвращать мы будем не те же самые купюры, которые взяли), а предметом других – только вещи, определенные индивидуальными признаками (невозможно отдать в аренду колбасу).

  • 2. Только для движимого имущества характерны такие способы приобретения права собственности, как находка и клад.
  • 3. Особые правила установлены для оборота такой разновидности движимых вещей, как ценные бумаги и деньги.
  • 4. Своеобразием отличается правовой режим валютных ценностей (иностранной валюты; ценных бумаг в иностранной валюте; драгоценных металлов – золота, серебра, платины и металлов платиновой группы; природных драгоценных камней – алмазов, рубинов, изумрудов, сапфиров и александритов, а также жемчуга, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Валютные ценности имеют более сложную оборотоспособность.

Право собственности на недвижимое имущество.

1. С целью предотвращения злоупотреблений с недвижимостью законодательством установлена осложненная оборотоспособность данной категории имущества.

Право собственности и другие вещные нрава на недвижимые вещи, ограничения этих прав (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда), их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами по государственной регистрации.

Государственная регистрация прав па недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Это означает, что любой договор в отношении недвижимого имущества считается заключенным и порождает правовые последствия только после государственной регистрации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества.

Государственная регистрация сделки с недвижимостью возможна двумя способами. В первом случае стороны договора, не удостоверяя его нотариально, вместе лично подают заявление о регистрации сделки. Во втором – это может также самостоятельно сделать лицо, к которому переходят права по договору, однако для этого нужно иметь на руках нотариально удостоверенный договор.

После приема документов, необходимых для регистрации, осуществляется правовая экспертиза документов, проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. С этого момента сделку в отношении недвижимого имущества можно считать заключенной, а переход прав – свершившимся.

Сведения, содержащиеся в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются открытыми и доступными для любого заинтересованного лица. Именно в этом и заключается смысл ведения данного реестра. Теперь любое лицо может получить необходимую информацию об интересующем его объекте недвижимости. Обладать информацией очень важно, например, перед покупкой данного имущества, заключением в его отношении другой сделки. Продавец, например, может умолчать, что какие-либо третьи лица имеют права на данное имущество (например, оно заложено, отдано в аренду, кто-то имеет право проживания в квартире, ставшей объектом купли- продажи), и в таком случае покупатель окажется в затруднительном положении – он приобретет не то, на что он рассчитывал. Теперь положение покупателя стало более устойчивым.

2. Основным видом недвижимого имущества является земля и другие природные ресурсы (недра, водные объекты, леса и др.). Значимость данных объектов столь велика, что государство установило абсолютно уникальный правовой режим пользования и распоряжения ими.

Суть его заключается в том, что земля, недра, воды и другие являются основой для жизнедеятельности общества. В то же время эти ресурсы ограничены, а главное, при неграмотном использовании могут деградировать или быть уничтожены. Однако зачастую собственник ресурсов не заботится об их сохранении, его интересует сиюминутное получение прибыли, а не экологическая обстановка.

Осознавая это, государство идет на серьезное ограничение свободы в сфере использования и распоряжения землей и природными ресурсами и ставит саму возможность нахождения земли в собственности у определенного лица в зависимость от рациональности ее использования. Что входит в понятие «рациональное» – определяется самим государством.

Нормы, регулирующие правовой режим использования земель и других природных ресурсов, настолько своеобразны, что составляют самостоятельные отрасли права – земельное, природоресурсное, экологическое (последнее регулирует природоохранный аспект использования природных ресурсов).

В чем заключается специфика правового режима пользования и распоряжения землей?

Прежде всего, следует отметить, что предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся по поводу земли (и других природных ресурсов), находящейся в системе экологических связей с окружающей природной средой, т.е. не изъятой из природы. Самосвал земли уже не будет являться ни таким объектом, ни недвижимым имуществом вообще, а его правовой режим определяется общими нормами о праве собственности.

В соответствии с законодательством земля может принадлежать на праве собственности как государству или муниципальному образованию, так и юридическим лицам и гражданам. Однако Гражданский кодекс РФ установил презумпцию (предположение) нахождения земли в государственной собственности: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, признается государственной собственностью. Данное правило исключает существование не принадлежащей никому земли и, соответственно, произвол третьих лиц в ее отношении.

В отечественном законодательстве закреплен принцип целевого использования земли. Все земли РФ подразделяются на определенные категории:

У земель каждой категории существует свое назначение, что видно из названия категорий. Так, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться для нужд сельского хозяйства, земли лесного фонда – для нужд лесного хозяйства и т.п. В соответствии с законодательством земельные участки должны использоваться только в строгом соответствии с его целевым назначением. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, определенным при оформлении права на участок, строго запрещено и влечет применение ответственности, вплоть до изъятия участка.

В законодательстве о земле закреплен принцип рационального использования земли. С одной стороны, это означает, что собственник земельного участка обязан использовать его но назначению, а его неиспользование может повлечь применение мер ответственности. Существование данного правила вызвано ограниченностью земель, а также тем, что неиспользование земли ведет к ее деградации (зарастанию, заболачиванию, засолению, эрозии и т.п.). С другой стороны, данный принцип ориентирует пользователя земли на такое ее использование, которое обеспечивает сохранение и улучшение ее качеств и нс ведет к деградации.

Остальные нормы земельного права, регулирующие использование и оборот земли каждой категории, подчиняются и вытекают из указанных выше принципов.

3. Особым видом недвижимого имущества являются жилые помещения. Это имущество также обладает существенной значимостью для общества: каждому человеку нужно где-то жить, а жилье – дорогое. Этим обусловлено установление государством особого правового режима использования и оборота жилых помещений, суть которого выражена в правиле: жилье должно использоваться по назначению, т.е. для проживания граждан, предоставление в жилых домах помещений для нужд промышленного производства запрещается.

Жилое помещение может принадлежать на праве собственности как гражданину, так и юридическому лицу, муниципальному образованию, государству. В любом случае собственник должен использовать их для проживания граждан, Так, например, юридическое лицо может поселить в помещении своих работников. Кроме того, права собственника ограничены правами членов его семьи, проживающих в данном помещении: они имеют право пользования жилым помещением, которое само по себе не прекращается при переходе права собственности на помещение к другому лицу. Поэтому при приобретении жилого помещения необходимо удостовериться, что на него не будут претендовать члены семьи бывшего собственника (если они есть, необходим их отказ от права пользования помещением).

При использовании жилого помещения не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей, бесхозяйственном обращении с жильем суд после предупреждения, сделанного органом местного самоуправления по его иску, может принять решение о продаже помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств.

Жилое помещение – это объект, находящийся в гражданском обороте, т.е. в отношении жилого помещения могут быть заключены сделки купли-продажи, мены, помещение можно отдавать в залог и т.п.

Помимо своих прочих прав, собственник жилого помещения имеет право сдавать свой дом (квартиру) по договору имущественного найма. Поэтому вторым наиболее распространенным правом, на котором жилые помещения могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, является право нанимателя но договору имущественною найма.

В настоящее время в Российской Федерации в рамках договора имущественного найма жилых помещений сложились два типа отношений.

  • 1. Отношения по коммерческому найму жилых помещений, в основном урегулированные Гражданским кодексом РФ.
  • 2. Отношения по социальному найму жилых помещений. Собственником помещений, сдающихся в порядке социального найма, является государственное или муниципальное образование, а нанимателем – только граждане. Таким образом, договором социального найма регулируется использование помещения, которое было предоставлено (или предоставляется) очередникам органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными организациями. Для регулирования данных отношений государством предусмотрены особые нормы права, которые в основном содержатся в Жилищном кодексе РФ и предусматривают дополнительные по сравнению с Гражданским кодексом РФ правила, в целом направленные на создание более выгодного положения нанимателя по договору социального найма по сравнению с коммерческим нанимателем.

Договор коммерческого найма жилого помещения.

Заключению договора коммерческого найма жилого помещения не предшествует сложная административная процедура предоставления жилья, которая включает постановку на учет и получение ордера. Нанимателем по договору коммерческого найма может быть любое, в том числе и нс нуждающееся в улучшении жилищных условий, лицо (физическое или юридическое). Предметом договора коммерческого найма является любое по площади жилое помещение без количественных ограничений (удовлетворяющее, однако, необходимым санитарным и иным нормам). Размер платы по договору коммерческого найма устанавливается соглашением сторон. Поэтому она, как правило, несопоставимо выше платы за социальный найм.

  • См.: Федеральный закон от 24 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

Муниципальное имущество как основа обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований

Введение

Проблема финансовой устойчивости публично-правовых образований обсуждается в отечественной экономической литературе. При этом, существуют разные подходы к ее оценке. Не менее обсуждаема проблема оценки финансовой устойчивости муниципальных образований. В данной статье мы разделяем мнение профессора Сабитовой Н.М. в части необходимости разделения финансовой и бюджетной устойчивости . К сожалению, основная часть исследователей, при оценке финансовой устойчивости публично-правовых образований, за основу берут лишь их бюджеты, то есть оценивают бюджетную устойчивость, при этом, бюджетная и финансовая устойчивость отождествляются. В отношении муниципального уровня, если обратимся к определению казны муниципального образования, то согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, казна состоит не только из средств соответствующего бюджета, но и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. А согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальное имущество и имущественные права, средства местных бюджетов. По нашему мнению, данные факты свидетельствуют о том, что основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, наряду с местными бюджетами, составляет и муниципальное имущество. В связи с чем, по нашему мнению, понятие финансовой устойчивости является более широким, чем понятие бюджетной устойчивости. И в данной статье мы хотим более подробно рассмотреть какое муниципальное имущество может составлять основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований. Этот вопрос является актуальным и важным в условиях высокой дотационности местных бюджетов, когда муниципальное имущество может выступать в качестве дополнительного источника привлечения финансовых ресурсов для социально-экономического развития муниципалитетов.

Структура и состав муниципального имущества

Проанализируем структуру и состав имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо кратко – муниципального имущества. На рисунке 1, в схематичном виде, представлены структура и состав муниципального имущества.

Рис.1 Структура и состав муниципального имущества

Источник: составлено автором

Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны муниципального образования. Остальное имущество закреплено учредителем, то есть муниципальным образованием, за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно статьям 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество муниципальных унитарных предприятии (МУП) закрепляется на праве хозяйственного ведения, а имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений – на праве оперативного управления. Необходимо отметить, что, согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное учреждение может быть трех типов: казенным, бюджетным, автономным. Бюджетные и автономные учреждения создаются муниципальным образованием исключительно для выполнения работ, оказания услуг в различных сферах, в таких как наука, образование, здравоохранение, культура и прочих. Отличие казенных учреждений заключается в том, что, помимо выполнения работ и оказания услуг, они создаются для исполнения муниципальных функции, то есть наделяются определенными властными полномочиями.

Все муниципальное имущество, включая имущество казны, имущество муниципальных унитарных или казенных предприятий, имущество муниципальных учреждений, состоит из движимого и недвижимого имущества. Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимому имуществу относится все, что прочно связано с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. То есть это земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, и иное имущество, которое более подробно представлено в статье 130 Гражданского кодекса РФ. В этой же статье указано, что все то, что не относится к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. В отношении муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) существует отдельная категория движимого имущества, определяемая как особо ценное движимое имущество, под которым понимается такое движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено . В постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 установлен порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. В этом же постановлении установлено, что виды особо ценного движимого имущества в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений, созданных на основе муниципального имущества, определяются местной администрацией.

Важно подчеркнуть тот факт, что муниципальные предприятия и учреждения не наделяются правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, то есть муниципальным образованием. Именно поэтому они не могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом без согласия своего собственника. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по различным признакам, включая возможности распоряжения имуществом без согласия учредителя.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по отдельным признакам*

Признак Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Возможность открытия и ведение счетов (лицевых счетов) в кредитной организации «-« «-« «+»
Субсидиарная ответственность учредителя «+» «+» — по обязательствам, возникшим до 01.01.2011

«-» — по обязательствам, возникшим с 01.01.2011

«-«
Получение (предоставление) кредитов (займов) «-« Прямого запрета законодательство РФ не содержит «+»
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя, в т.ч.:
недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств «-« «-« «-«
недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности «-« «-« «+»
особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств «-« «-« «-«
особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности «-« «+» «+»
иным имуществом «-« «+» «+»

*Источник: информационно-правовая система ГАРАНТ.РУ

Как видно из таблицы 1, наибольшую самостоятельность в плане распоряжения финансовыми ресурсами и имуществом имеют автономные и бюджетные учреждения, а наименьшую – казенные учреждения. Что касается муниципальных предприятий, то муниципальные унитарные предприятия, согласно статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжаются движимым имуществом самостоятельно, а недвижимым – только с согласия собственника. А муниципальные казенные предприятия, согласно статье 19 вышеупомянутого Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, распоряжаются принадлежащим им имуществом только с согласия собственника. Также муниципальные предприятия не вправе без согласия собственника совершать различные сделки, связанные с предоставлением и получением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иных сделок. Таким образом, ни муниципальное предприятие, ни муниципальное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника этого имущества, то есть муниципального образования. В отношении движимого имущества, без согласия собственника не могут распоряжаться движимым имуществом муниципальные казенные учреждения и предприятия, а муниципальные унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения имеют такую возможность.

Проанализировав структуру и состав всего муниципального имущества, далее нам необходимо выделить такое имущество, которое может быть рассмотрено в качестве основы обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований. То есть это то имущество, которое, в случае необходимости, может быть реализовано (приватизировано) или заложено муниципальным образованием.

Муниципальное имущество как дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов

Каким образом муниципальное имущество может выступать в качестве основы финансовой устойчивости муниципальных образований? Отвечая на данный вопрос, необходимо учитывать тот факт, что любое муниципальное имущество имеет стоимость или цену. То есть при необходимости, оно может быть продано или заложено муниципальным образованием для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, может выступать в качестве гарантии инвесторам со стороны местной администрации при привлечении инвестиционных ресурсов в муниципальную экономику, а также применяться для участия в приоритетных региональных и федеральных программах по развитию предпринимательства и бизнеса в муниципалитетах, где требуется обязательное муниципальное участие. Последнее очень важно для тех муниципалитетов, которые являются дотационными, в бюджете которых нет средств для обеспечения муниципальных и иных гарантии перед инвесторами и для участия в приоритетных региональных и федеральных программах, но которые заинтересованы в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и инвестиции для социально-экономического развития своих территорий. Именно поэтому, на наш взгляд, при определении или оценке финансовой устойчивости муниципальных образований необходимо анализировать не только местные бюджеты, но и муниципальное имущество, которое является потенциальным источником привлечения дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов в муниципальную экономику. Необходимо отметить, что некоторая часть используемого и приватизированного (проданного) муниципального имущества уже отражается в доходах местного бюджета и анализируется отечественными авторами при оценке устойчивости местных бюджетов. Речь идет о неналоговых доходах – доходах от использования имущества и доходах от продажи материальных и нематериальных активов. Данные неналоговые доходы вместе взятые, к примеру, составляют в среднем всего лишь 6,1% от всего объема доходов местных бюджетов в Республике Татарстан в 2015 году. То есть это всего лишь малая часть доходов местного бюджета и всего муниципального имущества, учитываемое различными авторами при оценке бюджетной устойчивости. А если сравнить величину всего муниципального имущества с объемом всех доходов местных бюджетов, к примеру, в Республике Татарстан, то по данным 2015 года величина муниципального имущества превышает объемы доходов местных бюджетов более чем в 5 раз. Конечно, необходимо учитывать тот факт, что это все муниципальное имущество не может быть продано или заложено в силу того, что большая часть муниципального имущества закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями и используется в их уставной деятельности.

Для определения муниципального имущества, которое может быть продано, то есть приватизировано или отчуждено на возмездной основе муниципальным образованием, необходимо обратиться к Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В 3 статье данного федерального закона перечислены случаи отчуждения имущества, на которые действие данного федерального закона не распространяется, а такие случаи регулируются иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами. На основе изучения 3 статьи Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ можно сделать вывод, что не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, то есть имущество казны может быть приватизировано и приватизируется в соответствии с данным федеральным законом. При этом, следует учитывать, что согласно 3 пункту 3 статьи Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, приватизации не подлежит имущество, изъятое из оборота, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности.

В соответствии с данным федеральным законом, существуют следующие способы приватизации муниципального имущества :

  • преобразование муниципального унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа муниципального имущества на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения или без объявления цены;
  • продажа акции акционерных обществ на специализированном аукционе или по результатам доверительного управления;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.

Органы местного самоуправления осуществляют приватизацию муниципального имущества самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии с данным федеральным законом органы местного самоуправления самостоятельно составляют прогнозные планы (программы) приватизации имущества, определяют цену приватизируемого муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, самостоятельно выбирают способы приватизации муниципального имущества и самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Для определения муниципального имущества, которое может быть предметом залога, необходимо обратиться к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В соответствии с 1 пунктом 6 статьи данного федерального закона, ипотека может быть установлена на имущество, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения. Не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущество, то есть имущество казны принадлежит муниципальному образованию на праве собственности, а значит, в соответствии с данным федеральным законом, может быть заложено. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором оно расположено. Соответственно, здание или сооружение, находящееся в муниципальной собственности, располагается на земельном участке, которое также находится в муниципальной собственности. Однако, в статье 63 Федерального Закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» содержится запрет на ипотеку земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому заключение только договора об ипотеке здания или сооружения, без ипотеки земельного участка, на котором оно расположено, будет впоследствии признано ничтожной сделкой. Это означает, что непосредственно передать в залог объекты муниципальной недвижимости, составляющие имущество казны, не получится. Для того, чтобы использовать объекты муниципальной недвижимости в качестве залога, на практике существует лишь следующий легитимный способ. Муниципальная недвижимость, составляющая имущество казны, передается, то есть закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с целевым назначением для обеспечения заемных обязательств, что должно быть также прописано в уставе данного унитарного предприятия. И при передаче здания или сооружения в залог вместе с ними передаются в залог и арендные права на земельный участок, который находится в аренде у муниципального унитарного предприятия. Таким образом, не нарушая законодательства Российской Федерации, у муниципальных образований появляется возможность залога муниципальной недвижимости.

На основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также нормативно-правовых актов муниципального уровня о порядке залога и положений о залоговых фондах, предметами залога не могут являться следующие объекты муниципальной собственности:

  • средства местного бюджета;
  • имущество, изъятое из оборота и имущество, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание;
  • имущество, включенное в план (программу) приватизации либо приватизация которого запрещена;
  • имущество, в отношении которого в установленном законом порядке предусмотрена обязательная приватизация;
  • иные объекты, на которые наложены ограничения к отчуждению.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии отсутствия иных законодательных запретов, все остальное муниципальное имущество может быть заложено для обеспечения исполнения обязательств муниципального образования, а также для реализации проектов муниципального значения и создания условий для привлечения инвестиций в муниципальную экономику. К примеру, в Республике Татарстан есть примеры реализации региональных и федеральных программ развития семейных животноводческих ферм в муниципальных районах, где требовалось также обязательное участие муниципальных районов через выделение собственных средств на эти цели. Однако, ввиду дотационности многих муниципальных районов, в их бюджетах не было средств для обеспечения муниципального участия в этих программах. Поэтому, данные муниципальные районы прибегли к варианту с залогом муниципального имущества, которое позволило им обеспечить муниципальное участие в этих программах и привлечь дополнительные региональные и федеральные средства для развития сельского хозяйства на своей территории.

Таким образом, на наш взгляд, муниципальное имущество может составлять основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, так как оно имеет определенную стоимость, то есть финансовую составляющую, и, в случае необходимости, может быть продано (приватизировано) или заложено муниципальным образованием. Основной целью продажи или приватизации муниципального имущества является привлечение дополнительных финансовых средств в местные бюджеты. А залог имущества применяется преимущественно для обеспечения исполнения обязательств муниципальных образований, а также для реализации инвестиционных проектов муниципального значения и создания условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в муниципальную экономику, что приобретает особую актуальность при нехватке средств в бюджете для этих целей.

Муниципальным имуществом, которое может быть приватизировано или заложено, является, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, имущество казны муниципальных образований. В случае с залогом муниципального имущества, имущество казны напрямую не может быть предметом залога, однако, путем закрепления или передачи имущества казны муниципальным унитарным предприятиям в хозяйственное ведение, появляется такая возможность. Необходимо учитывать и тот факт, что в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества, то есть муниципальное образование, в праве изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и казенными предприятиями. Изъятым имуществом собственник распоряжается по своему усмотрению. Это означает, что потенциальным объектом залога или приватизации фактически может являться даже закрепленное на праве оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. В то же время необходимо учитывать и тот факт, что не все имущество казны подлежит приватизации или может быть заложено в силу существующих законодательных запретов, рассмотренных в данной статье. Однако, на наш взгляд кажется логичным, что чем большим муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны, владеет муниципальное образование, тем больше в их составе будет имущества, которое может быть приватизировано или заложено, а значит тем выше будет и финансовая устойчивость муниципальных образований. Конечно, могут быть исключения и для более точной оценки такого имущества необходима подробная и детализированная информация о составе всего муниципального имущества оцениваемых муниципальных образований.

Библиографический список

  1. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об автономных учреждениях : Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Рекомендации Министерства финансов РФ от 25 октября 2013 г. «Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. 07.11.2013. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70393520/ (дата обращения: 09.01.17).
  5. Сабитова, Н.М. К вопросу о финансовой устойчивости субъектов РФ / Н.М. Сабитова // Финансы и кредит. — 2005. — № 6. — С. 29-31.

Срок обжалования решения суда по гражданскому делу

После того как суд выносит решение, у одной из сторон, участвовавшей в процессе, могут возникнуть несогласия. Любой участник может оказаться несогласным и подать обжалование на принятое решение. В зависимости от характера рассматриваемого дела, порядок процедуры обжалования может разниться. Причем то, из-за чего может возникнуть необходимость обжалования, может быть самой разной. Возможно, дело в том, что одна из сторон считает, что ее права нарушены или не все детали дела были достаточно внимательно изучены.

.

В какую инстанцию обращаться

В зависимости от того, кем было вынесено решение, которое подвергается сомнению и на которое оформляется жалоба одной из сторон, различается и инстанция, к которой с этой жалобой стоит обращаться.

  • Если решение по иску, которое на усмотрение одной из сторон подлежит обжалованию, было вынесено мировым судьей, то недовольства будут направлены в районный суд, потому что, согласно законодательству, именно он будет рассматривать апелляцию и выносить по этому дело решение.
  • Если при первичном рассмотрении дела этим занимался районный суд, то обжалование будет направлено уже в областной или краевой суд (в зависимости от федеральной принадлежности) либо суд автономной области или верховный суд республики (опять же в зависимости от официального названия и принадлежности территории, в которой развиваются действия).
  • Следующей инстанцией после вышеназванной является судебная коллегия, созданная для рассмотрения гражданских дел, принадлежащая к Верховному суду РФ.
  • Если по первоначальному иску решение принимала коллегия Верховного суда, то рассмотрением займется следующая по иерархии инстанция, а именно — Апелляционная коллегия Верховного суда РФ.

Однако стоит учитывать, что сторона, вызывающая подобный спор, подает документ с просьбой о вторичном рассмотрении дела не в ту инстанцию, которая будет заниматься рассмотрением, а в ту, которая изначально вынесла решение по иску. А та, в свою очередь, уже направит документ в то подразделение, которое займется разбором иска.

Порядок подачи

Как и любая операция, имеющая официальное документальное оформление, обжалование решения суда по гражданскому делу также имеет формальные особенности, выполнение которых не менее важно, чем содержание документа. В том случае, если одно из этих правил не будет выполнено, велика вероятность, что обжалование может попасть не в ту инстанцию и затеряться или прийти позже назначенного срока.

Сроки подачи

В течение 30 дней у каждой стороны, участвующей в процессе, имеется возможность подать обжалование. Исчисление этого месяца начинается с момента, когда судья изготовит решение в полном его размере.

Важно, что в течение этого месяца решение суда не вступает в силу, то есть истец не может потребовать исполнения требований, исполнение которых указано в окончательном решении суда.

Чаще всего недовольная сторона подает иск на обжалование в конце данного срока, так как это способствует растяжению времени до того, как в силу вступит неугодное одной из сторон решение. Если же в течение месяца не поступает никаких апелляций ни от одной из сторон, то решение, соответственно, вступает в силу.

Просроченная подача обжалования

Однако не все так строго. Если обжалование будет подано по истечении 30 дней, оно также может быть рассмотрено, но лишь в том случае, если недовольная сторона сможет предоставить доказательства, что для столь поздней подачи обжалования существовали действительно весомые форс-мажорные моменты. Однако для того, чтобы они были приняты во внимание, необходимо предоставить некоторые документы или иные доказательства.

Среди причин, которые могут считаться весомыми для поздней подачи иска, могут встретиться:

  • Командирование на длительные сроки или на дальние расстояния, подтверждать данные факты стоит официальными документами с места работы или билетами на транспорт.
  • Госпитализация также подтверждается документами — выпиской из больницы, где будут указаны даты прибытия и выписки.
  • Техногенные или иные природные катастрофы в местах пребывания гражданина, который подает обжалование.

Нерассмотрение обжалования

Заявление о недовольстве вынесенным решением суда может быть не рассмотрено в нескольких случаях:

  • Неправильная форма заполнения.
  • Подача жалобы позднее допустимых сроков без предъявления документов, подтверждающих, что причина уважительная.

Реакции апелляционной инстанции

Решение, принятое по апеляционному иску, вступает в действие моментально, что, конечно, не мешает другой стороне подать апелляцию на это решение.

Судебная инстанция, принимающая решение по обжалованию, может принять одно из нескольких решений:

  • Апелляционная инстанция не принимает изменений, требуемых обжалованием, оставляя первоначальное решение без изменений.
  • Изменение решения первоначальной инстанции, частичная или полная отмена решения, принятого при первом иске, и, соответственно, принятие тех изменений, что объявлены в обжаловании.
  • Принятие решение об отмене, полной или частичной, решения первой судебной инстанции и назначение рассмотрения апелляции.
  • Оставление заявления без рассмотрения по причине неправильного оформления документа, необоснованным жалобам или подаче обжалования позже назначенного срока без восстановления сроков.

Этапы обжалования

Процесс подачи обжалования является многоступенчатым.

Апелляция

Это самый первый пункт в обжаловании решения суда, которое было принято по первоначальному иску истца. Инстанции, которые занимаются рассмотрением дела, стоят выше по иерархии на федеральном уровне.

Первая кассация

Данный этап по необходимости следует за апелляцией. У него также имеются строгие временные рамки, в течение которых заинтересованная сторона может подать жалобу. Это необходимо сделать за гораздо более длительный срок, нежели подача апелляции — за шесть месяцев.

Жалоба по данной инстанции рассматривается изначально только судьей лично, а потом они принимают решение о целесообразности передачи дела на дальнейшее рассмотрение.

Решение принимает президиум суда РФ.

Вторая кассация

Решение принимается на этом этапе Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Для того чтобы это обращение могло состояться, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • Во-первых, необходимо пройти первую кассацию.
  • Во-вторых, с момента вынесения решения по апелляции должно пройти не более шести месяцев, причем в это время не включается то время, какое дело проходило по первой кассации.
  • В-третьих, результатом первой кассации должно быть именно постановление, а не определение.

Как правило, обращение ко второй кассации происходит в том случае, если подавшая обжалование сторона не согласна с решением, вынесенным по первой кассации.

Судья также лично проверяет данные дела и принимает решение о передаче/непередаче дела на рассмотрение коллегии.

Надзор

Но даже если после всех трех пунктов гражданин все еще недоволен решением и считает, что может добиться изменения этого решения, он может направить дело на рассмотрение президиума Верховного суда РФ.

Чтобы имелась возможность это осуществить, нужно, чтобы по второй кассации было вынесено определение, и у гражданина есть три месяца для подачи обжалования.

Итак, при вынесении решения по гражданскому процессу любая из сторон может оказаться недовольной тем или иным пунктом постановления. В таком случае решение можно обжаловать, на это дается месяц. В дальнейшем и решение по апелляции также можно оспорить.