Правительство подотчетно парламенту

Содержание

Правомочия пользования

Право пользования — возможность собственника или других лиц изымать из вещи ее полезные свойства, присвоение плодов и доходов, приносимых вещью для удовлетворения своих потребностей. Например, в собственности лица находится квартира, которую он может сдавать в аренду и получать плату за пользование данным объектом другими лицами; если лицо является владельцем ценных бумаг, то может получать дивиденды; корова может приносить молоко или приплод; владелец может использовать свое имущество и для осуществления предпринимательской деятельности, от которой могут быть получены доходы или внести свое имущество в уставный фонд юридического лица и т.д.

Следует отметить, что право владения и право пользования неразрывно связаны между собой. Без владения не может быть осуществлено пользования вещью (имуществом).

Законными пользователями могут быть как собственник, так и другие лица, которые пользуются имуществом на законных основаниях. Например, наниматель пользуется имуществом на основании договора проката; пользователь пользуется вещью на основании договора займа; государственное предприятие пользуется имуществом, которое передано ему на праве хозяйственного ведения и тому подобное.

По общему правилу продукция, плоды и доходы принадлежат собственнику вещи, если иное не установлено договором или законом. Например, залогодержатель имеет право пользоваться переданным ему предметом залога, если это будет установлено в договоре и тому подобное.

Право пользования не является безграничным. Наибольшие ограничения в пользовании возникают в отношении такого объекта права собственности как недвижимое имущество.

Например, Жилищный кодекс РФ устанавливает назначение и пределы использования жилого помещения, поэтому собственник осуществляет свои права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жильем в соответствии с нормами, указанными в ЖК РФ. Следовательно, собственник может совершать в отношении своего имущества (соответственно жилого помещения) любые действия в пределах, установленных законом и нормативно-правовыми актами, не противоречащие интересам и правам других лиц, также защищаемых законом (ст. 209 ГК РФ):

— передавать имущество в собственность иным лицам на основании договор купли-продажи, дарения, меня и т.д.;

— сохраняя право собственности, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения своим жилым помещением (сдача внаем или аренду);

— закладывать имущество или обременять его другим способом, распоряжаться им по своему усмотрению, но в пределах закона;

Однако при этом собственник должен использовать жилое помещение только для проживания граждан. Это ограничение сформулировано в ст. 288 Гражданского кодекса. В этой статье установлено, что размещение в жилом помещении промышленных, производственных или иных предприятий, офисов, общественных или коммерческих учреждений возможно только после перевода жилого помещения в разряд нежилого. Собственник также не вправе пользоваться принадлежащим ему имуществом в ущерб законным правам других лиц, распоряжаться своей долей в общем имуществе жилого дома или совершать другие действия, которые могут повлечь за собой передачу доли в общем имуществе отдельно от права собственности на квартиру.

Вещные права на жилые помещения обладают спецификой, что связно с целевым характером использования жилого помещения. Данная особенность вещных прав на жилые помещения объясняет установление целого ряда законодательных пределов и ограничений осуществления вещных прав на жилые помещения, что позволяет, в свою очередь, определить «меру реальной юридической власти» над жилым помещением, которая предоставляется и гарантируется собственнику и иному обладателю вещного права действующим правопорядком. Как нами уже отмечалось, помещение может быть использовано только для проживания, а не, например, под производственную базу, к тому же, собственник обязан поддерживать жилое помещение в нормальном состоянии. Уничтожить свою собственность также нельзя, что закреплено на законодательном уровне.

Также в рамках рассмотрения данного вопроса нельзя не затронуть и права пользования объектом при наличии общей совместной собственности. при долевой собственности доходы пропорциональны доле. Т.е. если лица собственное имущество вложили в уставной капитал хозяйственного общества в отношении 1 к 3, то и доходы, если их договором не установлено иное, также будут соответствовать этим долям. Если собственность совместная, то доходы не делимы, а при необходимости их разделить, как например, при разводе супругов, то, если имущество супругов имеет законный режим, доходы делятся в равных долях.

История конфликта между ветвями власти в Молдавии

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 июня 2019 года действующий премьер-министр Молдавии Павел Филип, которого Конституционный суд (КС) ранее наделил полномочиями президента, подписал указ о роспуске парламента и назначил досрочные выборы на 6 сентября. Президент страны Игорь Додон расценил это как попытку узурпации власти.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о конфликте между ветвями власти в Молдавии.

Госустройство Молдавии

Согласно конституции, Молдавия — парламентская республика. Правительство подотчетно парламенту и формируется коалицией парламентского большинства. Властные функции президента ограничены. Формально он утверждает главу правительства и министров, имеет право приостанавливать действие постановлений правительства, однако окончательное решение по этому вопросу принимает Конституционный суд страны. Президент вправе однократно отклонить закон, принятый парламентом. 17 октября 2017 года КС постановил, что отказ главы государства от подписания закона в случае повторного его принятия парламентом или отказ назначить министра в случае повторного выдвижения кандидатуры премьер-министром расценивается как «неспособность президента исполнять свои обязанности». В таких случаях соответствующие полномочия президента временно передаются председателю парламента или премьеру, однако в каждом конкретном случае они должны запрашивать решение КС.

Выборы президента — 2016

С 2001 года президента Молдавии избирали депутаты национального парламента, согласно поправкам в основной закон республики от 5 июля 2000 года. 4 марта 2016 года Конституционный суд постановил считать эту норму нелегитимной, вернув таким образом прямые выборы лидера государства.

Первым избранным за последние 15 лет президентом страны стал Игорь Додон, глава Партии социалистов Республики Молдова. 13 ноября 2016 года он получил поддержку 52,11% избирателей, одержав победу над единым кандидатом от проевропейских сил, лидером Партии действия и солидарности Майей Санду (47,89%). В ходе предвыборной кампании Додон, который является сторонником стратегического сотрудничества Молдавии с Россией и противником евроинтеграции, неоднократно критиковал своих соперников — прозападную коалицию во главе с правящей Демократической партией. Конфликт между Додоном с одной стороны, парламентским большинством и сформированным им правительством Павла Филипа — с другой, привел к тому, что президент фактически оказался лишен возможности реализовывать свою предвыборную программу.

Разногласия по основным кадровым вопросам

Одним из первых шагов Игоря Додона на посту президента стала отставка 27 декабря 2016 года министра обороны Анатолия Шалару. Свое решение молдавский лидер объяснил тем, что министр, который является сторонником вступления республики в НАТО, устраивал «провокации», организовывая военные учения стран альянса вблизи Приднестровья, а также призывал к вступлению в НАТО и объединению с Румынией.

Должность главы Минобороны оставалась вакантной почти год. В сентябре 2017 года премьер-министр Павел Филип предложил на этот пост кандидатуру Евгения Стурзу, но Додон дважды ее отклонял. В ответ правительство обратилось в Конституционный суд. КС счел, что действия президента нарушают законодательство республики, которое разрешает главе государства отклонять кандидатуры только один раз. Судьи расценили отказ Додона утвердить кандидатуру Стурзы как «неспособность президента исполнять свои обязанности», что в соответствии с конституцией позволяет делегировать его полномочия главе правительства или парламента республики. В результате 24 октября 2017 года спикер парламента Андриан Канду назначил Евгения Стурзу министром обороны Молдавии.

20 декабря 2017 года в рамках реформы правительства премьер Павел Филип передал на утверждение президенту заявления об отставке главы МИД Андрея Галбура и еще пятерых членов правительства, а также список новых кандидатур на эти должности, предложенный Демпартией. Однако Игорь Додон отказался одобрить назначение новых министров. Он заявил, что некоторые из них имеют «дурную репутацию» и их место «за решеткой».

После того, как президент дважды отклонил предложенные ему кандидатуры, Конституционный суд 2 января 2018 года снова временно приостановил полномочия Игоря Додона и разрешил провести кадровые перестановки в правительстве председателю парламента, игнорируя мнение президента. 10 января 2018 года Андриан Канду утвердил двух новых вице-премьеров и пять министров в правительстве страны.

25 сентября 2018 года Андриан Канду снова утвердил двух министров в правительстве Молдавии, подписав соответствующие документы вместо временно отстраненного от должности Конституционным судом президента страны Игоря Додона. Глава государства дважды отказался утвердить предложенных правящей Демократической партией Молдовы членов кабинета, объяснив свое решение несоответствием этих кандидатов необходимым требованиям.

Сотрудничество с РФ

Антироссийская позиция парламентского большинства и правительства вызывает резкую критику со стороны президента Молдавии. В 2017 году он выступал против решения МИД об объявлении персонами нон грата пяти сотрудников российского посольства и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, отзыва из Москвы молдавского посла, осуждал многочисленные случаи недопуска на территорию страны российских журналистов и деятелей культуры. По мнению президента, подобные действия оказывают «плохую услугу» Молдавии и направлены на срыв стратегического партнерства с Россией, «чтобы обрести лояльность со стороны Запада». Однако на практике Игорь Додон не может повлиять на решения дипведомства.

Со своей стороны президент блокирует антироссийские инициативы парламентской коалиции. Так, в августе 2017 года он наложил вето на принятый депутатами закон о праздновании 9 мая Дня Европы одновременно с Днем Победы. В декабре 2017 года Игорь Додон дважды отклонял закон, содержащий ограничения на трансляцию информационно-аналитических, политических и военных передач российских телеканалов (по решению КС, документ был подписан 5 января 2018 года спикером парламента в обход президента). 4 июня 2018 года Конституционный суд признал законными введенные парламентом ограничения на трансляцию российских телеканалов, которые ранее оспорил президент страны Игорь Додон.

Одним из главных успехов на посту главы государства Игорь Додон считает восстановление отношений с Россией. В январе 2017 года во время своего официального визита в Москву он добился расширения списка молдавских предприятий, которым будет открыт доступ на российский рынок, и договорился о предоставлении российской стороной миграционной амнистии гражданам республики, работающим в РФ. По инициативе Игоря Додона в апреле 2017 года Молдавия подала заявку на получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), куда входят РФ, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Разногласия между президентом и правящей коалицией существуют по вопросу пребывания российских военнослужащих в Приднестровье. В сентябре 2017 года премьер Молдавии Павел Филип, выступая на Генсссамблее ООН, попросил поддержки в выводе Оперативной группы российских войск (ОГРВ) из Приднестровья. В задачу ОГРВ входит помощь миротворцам и охрана военных складов в Приднестровье. Филип также высказался за преобразование нынешней миротворческой операции с участием Молдавии, Приднестровья, России и наблюдателей Украины «в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом». В свою очередь президент Молдавии Игорь Додон назвал просьбу премьер-министра о выводе российских военных из Приднестровья «пустым пиар-ходом».

Отношения со странами Запада и НАТО

Главным направлением внешней политики правящей коалиции является курс на сближение с ЕС и активное сотрудничество с НАТО. Часть ее представителей выступает за объединение с Румынией. Однако серия коррупционных и политических скандалов, хищение из банковской системы страны $1 млрд фактически лишили коалицию поддержки простых граждан. Это обеспечило Игорю Додону, выступающему за нейтралитет страны и сближение с Россией, победу на президентских выборах в ноябре 2016 года.

После прихода к власти, в январе 2017 года Игорь Додон потребовал отозвать из Румынии посла Михая Грибинчу. Поводом послужила критика дипломатом решения главы Молдавии об отмене указа о предоставлении бывшему президенту Румынии Траяну Бэсеску молдавского гражданства. Бэсеску известен как сторонник ликвидации молдавского государства и его слияния с Румынией. Когда премьер-министр Павел Филип отклонил требование Игоря Додона, глава государства отказался подписывать указы о назначении других послов, предложенных правительством. После этого президент и министр в течение нескольких месяцев согласовывали кандидатуры руководителей дипведомств.

Отношения между ветвями власти в Молдавии вновь обострились после того, как в сентябре правительство решило направить молдавских военных на учения НАТО на Украине вопреки запрету президента, который, согласно конституции, является верховным главнокомандующим. В ответ 8 сентября Игорь Додон издал приказ, запрещающий военным покидать пределы страны без его разрешения. Однако военные по решению правительства все равно отправились на Украину. Президент позже потребовал от премьер-министра отправить в отставку исполняющего обязанности министра обороны и понизить в должностях и в воинских званиях офицеров, нарушивших его приказ.

Попытка референдума о расширении полномочий президента

10 января 2017 года группа депутатов от правящей коалиции попросила Конституционный суд уточнить полномочия президента относительно его прав вмешиваться в кадровую политику правительства. 24 января КС вынес решение, согласно которому президент Молдавии обязан утверждать министров и послов, которых предлагает премьер, имея право только один раз отклонить предложенную кандидатуру.

В феврале 2017 года Додон внес в парламент законодательную инициативу об изменении конституции, предложив наделить президента правом распустить парламент еще в пяти случаях кроме двух, прописанных в конституции. Он заявил, что руководствуется «пожеланиям большинства граждан страны, выступающих за проведение досрочных парламентских выборов». Однако парламент отклонил данную инициативу главы государства.

28 марта 2017 года президент подписал указ о проведении консультативного референдума 24 сентября 2017 года. На плебисцит предполагалось вынести вопрос о предоставлении президенту дополнительных прав для роспуска парламента и организации досрочных выборов. Таким способом президент Игорь Додон попросил народ выступить арбитром в его конфликте с парламентом. 27 июля Конституционный суд Молдавии признал инициированный президентом референдум незаконным, отметив, что «сформулированные вопросы превышают компетенцию президента».

Спорные законопроекты

10 декабря 2018 года Конституционный суд Молдавии вновь разрешил парламенту обойти вето президента страны Игоря Додона на ряд резонансных законопроектов. Глава государства отказался утверждать закон о праздновании 9 мая Дня Европы, выступил против передачи территории бывшего Республиканского стадиона под строительство здания нового посольства США, а также нового Аудиовизуального кодекса, который содержит ограничения на популярные в Молдавии российские телеканалы. Кроме того, он выступил против переподчинения карабинеров правительству.

Парламентские выборы — 2019 и формирование новой коалиции

24 февраля 2019 года в Молдавии состоялись парламентские выборы. В 101-местный парламент прошли три крупных формирования: поддерживающая президента Игоря Додона Партия социалистов Республики Молдова (35 мандатов), контролирующая правительство Демократическая партия Молдовы (30 мандатов) и проевропейский блок Acum («Сейчас») с 26 мандатами. И социалисты, и демократы приглашали Acum к переговорам, однако оппозиционеры отвергли любые альянсы в будущем парламенте. В связи с этим формирование правящего большинства, на которое, согласно законодательству страны, отводится три месяца, зашло в тупик.

8 июня 2019 года новому парламенту удалось преодолеть угрозу роспуска и организации досрочных выборов. Произошло это после того, как социалисты договорились с блоком Acum о коалиции. Они назначили спикером парламента лидера социалистов Зинаиду Гречаный и сформировали правительство во главе с премьер-министром Майей Санду, возглавляющей входящую в блок Acum Партию действия и солидарности. В ответ представители контролирующей правительство Демократической партии Молдовы заявили, что не признают решения, которые были приняты действующим составом парламента, а участники его заседаний могут быть обвинены в попытке узурпации власти. Перед этим КС Молдавии выступил с разъяснениями, согласно которым парламент 7 июня исчерпал время (90 дней), отведенное на формирование правительства, и должен быть распущен.

Унитарные и федеративные государства

Типы государственного устройства.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Признаки федеративного государства:

1. вертикальное разделение властных полномочий между общенациональным и первым субнациональным (региональным) уровнями. Этот признак подробно раскрывается У. Райкером:

• два уровня власти осуществляют полномочия в отношении одной тер­ритории и населения;

• каждый из уровней имеет хотя бы одну автономную область действий;

• существуют гарантии автономии каждого из уровней в его собственной сфере.

2. Источником власти является местное сообщество, т.е. региональная власть формируется в результате всенародных выборов или хотя бы на основе решений, принимаемых местными элитами.

3. наличие «палаты регионов» в составе национального парламента или хотя бы квотирование региональ­ного представительства в однопалатном парламенте. Этот признак важен, посколь­ку реализация принципов непосредственного регионального участия в процессе принятия общенациональных решений имеет огромное значение для федерации.

4. Прочие признаки федеративного государства можно признать вторичны­ми: они характерны для многих федераций, но не объясняют суть явления. Напри­мер, говорят, что федерация делится на субъекты (т.е. регионы, составляющие пер­вый субнациональный уровень), что субъекты федерации могут иметь права на уч­редительную власть (принятие собственных конституций). Признаются возможны­ми самостоятельная судебная и правовая система субъектов федерации.

Унитарное государство

Само понятие «унитарное государство», давно превратилось в услов­ность и просто обозначает государство, которое нельзя считать федеративным. В ре­альности существует множество очень разных моделей «унитарного» государства:

• асимметричная децентрализация разной степени глубины и территориаль­ного охвата;

• симметричная децентрализация — модель регионалистского государства;

• модель конституционального самоуправления;

• полностью централизованное государство с назначаемой региональной властью и отсутствием регионального самоуправления (такие государства при этом различаются по степени развития местного самоуправления.

В современных государствах процессы децентрализации являются распространен­ным явлением. Их развитие означает отход от модели сугубо унитарного государства, в котором принятие политических решений является исключительной прерогати­вой центра, а регионы выступают в качестве простых объектов управления. Такое государство нередко признается неэффективным, поскольку не учитывает регио­нальные интересы, что в свою очередь может вести к упадку и росту недовольства в регионах. Сосредоточение всех возможных функций в центре ведет к чрезмерной бю­рократизации, созданию громоздкого и неэффективного аппарата, не способного опе­ративно и адекватно решать проблемы территорий.

В этой связи государство может сделать принципиальный выбор в пользу децентрализации, глубина которой и наличие элементов асимметрии являются очень разными. Наибольший интерес представляют тенденции децентрализации в евро­пейских унитарных государствах, которые, не заявляя о преобразовании в федера­ции, в то же время сознательно проводят деволюцию (передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти).

Смена политического режима в Испании и Португалии и развитие демокра­тических процессов сопровождались в 1970 гг. децентрализацией. Наиболее ради­кальные изменения произошли в Испании, где возникла система автономных со­обществ, предусмотренная конституцией 1978 г.

Традиционно унитарная Франция приняла в 1982 г. закон об административ­ной децентрализации. Этот закон предусматривал деление страны на регионы, в ко­торых действуют региональные советы — органы самоуправления с определенными полномочиями. Уровень регионов был создан над уровнем департаментов и стал, таким образом, новым первым управленческим уровнем. следует обратить внимание и на решения о предоставлении авто­номии острову Корсика в Средиземном море (закон был принят в 2001 г.). По этому закону Корсике предоставляются ограниченные права в адаптации общенациональ­ных законов в таких областях, как транспорт, культура и сельское хозяйство (но только после одобрения в Париже).

Процессы децентрализации развиваются и в Великобритании, где главную роль в этом процессе сыграли акты 1998 г. До этого периода особый статус имела Северная Ирландия, где одновременно сохранялась высокая степень политической нестабильности. Акты 1998 г. определили основы самоуправления в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.

В качестве важной тенденции следует определить создание асимметричных унитарных государств. Их асимметрия возникает вследствие предоставления ав­тономии отдельным, «особым» частям территории. Глубину этой тенденции можно определить, установив, какая часть населения и какая часть территории получают автономию. Например, в Португалии, Франции, а также Финляндии речь идет о небольших, географически обособленных перифериях. В Италии и Великобрита­нии это уже значительная часть государства.

Рассмотрим пример Италии, где прослеживается тенденция к самой глубо­кой регионализации и децентрализации. Итальянская конституция определяет пять областей, которые имеют особые формы и условия автономии согласно спе­циальным статутам, установленным конституционными законами (Сицилия, Сарди­ния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле-д’Аоста). В 1971 г., например, был принят статут Трентино-Альто-Адидже. Он предусматривает избра­ние местной легислатурой главы региона, который возглавляет его правительство. При этом выборные советы существуют во всех областях Италии, а не только в пяти областях с особым статусом (в 1970 г. прошли первые выборы в областные советы). Эти советы формируют джунты (исполнительный орган власти) с председателями из числа членов совета. В их компетенции находятся такие вопросы, как жилищное строительство, транспорт, образование, здравоохранение, социальное обеспечение. На референдум 7 октября 2001 г. в Италии были вынесены такие вопросы, как пра­во регионов назначать судей, решать вопросы налогообложения, здравоохранения, образования и охраны окружающей среды. Пример Италии важен тем, что наряду с более глубокой автономизацией пяти областей здесь прослеживается тенденция к переустройству всего государства на принципах децентрализации.

Интересные примеры асимметричной децентрализации связаны и с другими странами. Один из важнейших примеров — Великобритания. Эта страна с историко-географической точки зрения может быть разделена на «ядро» — Англию и три крупных региона «кельтской периферии» — Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. Здесь в 1979 г. закончились не­удачей референдумы о создании парламентов в отдельных регионах страны. Зато ус­пешными были референдумы в 1997 г., что и позволило в 1998 г. принять специ­альные акты, определившие порядок самоуправления в Шотландии, Уэльсе и Се­верной Ирландии.

• Акт о Шотландии позволяет этой части Соединенного королевства иметь свой парламент и исполнительный орган во главе с первым министром (первый министр назначается королевой из числа членов шотландского парламента, при­чем парламент имеет право номинировать первого министра, первый министр назначает министров из числа депутатов).

• Акт об Уэльсе предполагает создание национальной ассамблеи с испол­нительным комитетом во главе с первым секретарем ассамблеи.

• Северная Ирландия имела самоуправление с парламентом и правитель­ством в 1922—1972 гг., но развитие политического кризиса и волнений на конфес­сиональной почве (католики против лояльных Лондону протестантов) привело к их роспуску и фактической ликвидации автономии (парламент временно воссозда­вался в 1973, 1982 и 1988 гг.). Новый акт 1998 г. предполагал создание ассамблеи, введение поста первого министра и его заместителя (однако создать стабильно функционирующую структуру в Северной Ирландии вновь не удалось).

Великобритания — пример страны, где асимметричная децентрализация за­трагивает значительную часть территории.

Известно немало случаев, когда автоно­мию получает только один регион, или она сводится к единичным случаям в срав­нении с основной территорией страны. Это — модель региона с особым статусом. Обычно он отличается от основной территории страны по этническим характери­стикам или в силу географической обособленности.

Одним из важных примеров являются Аландские острова — островная тер­ритория в составе Финляндии, где большинство составляет шведское население. Еще в 1921 г. Лига наций подтвердила принадлежность этой спорной территории Финляндии. Сейчас статус Аландских островов регулируется законом о самоуправ­лении от 1993 г. На Аландских островах есть свой парламент (лагтинг), действуют свои партии. Законодательное право лагтинга распространяется на развитие эконо­мики, коммунальное управление, образование и культуру, здравоохранение, внут­ренний транспорт, полицию, почту, радио и телевидение. При этом интересы Финляндии на островах представляет губернатор, а законы, принятые лагтингом, должны быть утверждены президентом страны (в случае выхода за рамки остров­ной компетенции президент налагает на аландские законы вето).

Обеспечительный платеж как способ обеспечения исполнения обязательств

Обеспечительный платеж в гражданском праве (ГК РФ)

Особенности применения обеспечительного платежа

Отличия обеспечительного платежа от других способов обеспечения

Понятия и условия соглашения об обеспечительном платеже, образец договора

Бухгалтерский учет обеспечительного платежа

Как начисляется и проводится НДС на обеспечительный платеж

Возврат обеспечительного платежа при расторжении договора

Обеспечительный платеж в гражданском праве (ГК РФ)

Понятие «обеспечительный платеж» было введено в Гражданский кодекс РФ в марте 2015 года законом «О внесении изменений…» от 08.03.2015 № 42-ФЗ. До этого оно нигде не толковалось, хотя на практике этот финансовый инструмент довольно активно использовался в виде обеспечительного/страхового депозита или гарантийного взноса/платежа и признавался судами законным видом обеспечения (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2015 по делу № А41-25273/14).

Теперь из § 8 гл. 23 ГК РФ, начавшего свое действие с 01.06.2015, становится понятно, что обеспечительный платеж:

  • является мерой обеспечения исполнения обязательства должником;
  • может возникнуть только в денежных обязательствах, в т. ч. из обязанности оплатить неустойку и возмещение убытков;
  • вносится одной стороной в пользу другой;
  • выражается в деньгах, ценных бумагах или вещах, имеющих родовые признаки;
  • используется в настоящих и будущих договорах;
  • засчитывается в счет исполнения обязательства;
  • должен быть возвращен внесшему его лицу, если событие, указанное в договоре, не наступило.

Таким образом, в ГК обеспечительный платеж содержит довольно четкие признаки и свойства, которые отличают его от других видов обеспечения, в частности от залога, задатка, а также предоплаты по договору (аванса).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как пример можно рассмотреть апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2016 по делу № 33-42173/2016. Стороны по делу, называя внесенные средства обеспечительным платежом, рассчитывали на свойства, присущие задатку. Однако апелляционный суд указал на ст. 381.1 ГК РФ, которая не содержит положения о возврате средств в двойном размере, если сделка не была совершена по вине продавца.

Применение обеспечительного платежа актуально для договоров аренды, проката, предварительных договоров.

Особенности применения обеспечительного платежа

Обеспечительный платеж упоминается в гражданском праве как способ обеспечения исполнения денежного обязательства. Но его можно использовать и с другими целями:

  1. В качестве закрытия договора. Стороны договариваются, что внесенными средствами будет оплачена последняя поставка товара, последний этап работы или последний месяц аренды. Это избавит от перевода средств от одного лица к другому и снимет вопрос о возврате.
  2. В качестве способа платежа. Если во время действия договора у должника не окажется средств на внесение очередного платежа, он погашается за счет обеспечения. Договор при этом продолжает свое действие, а для выполнения условия об обеспечении обязательства должник позднее снова вносит средства.
  3. В качестве оборотных средств кредитора. ГК РФ не содержит ограничений и запретов в отношении использования средств оборотного платежа, значит, кредитор может распоряжаться ими, пока действует основной договор.

Сумма обеспечительного платежа может по соглашению сторон увеличиться, если долг стал больше, и уменьшиться, если сократится сумма основного обязательства (п. 3 ст. 381.1 ГК РФ).

ВАЖНО! Совпадение суммы, внесенной в качестве обеспечительного платежа, с ценой продажи недвижимости не может служить основанием для признания предварительного договора купли-продажи основным (п. 8 постановления Пленума ВАС от 11.07.2011 № 54, апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2016 по делу № 33-27079/2016).

Отличия обеспечительного платежа от других способов обеспечения исполнения

Обеспечительный платеж имеет ярко выраженные отличия от других способов обеспечения исполнения обязательств:

  1. В отличие от неустойки обеспечительный платеж не может служить санкцией за некачественное исполнение договора, но может покрыть начисленные пени и штрафы.
  2. Обеспечительный платеж может находиться только в руках кредитора, а залог остается у должника либо передается залогодержателю. При этом последний несет полную ответственность за сохранность предмета залога.
  3. Задаток защищает интересы сразу 2 сторон, а при заключении основного договора внесенная сумма входит в общую сумму платежа. Обеспечительный платеж защищает интересы кредитора и при его неиспользовании возвращается должнику. Подробнее об отличиях этих финансовых инструментов читайте в нашей статье Обеспечительный платеж и задаток — в чем разница.
  4. От аванса обеспечительный платеж отличается тем, что использование последнего зависит от событий, которые только могут возникнуть, в то время как аванс вносится по уже возникшему обязательству.
  5. Гарантийное удержание происходит после фактического нарушения договора, обеспечительный же платеж вносится заранее.

Понятия и условия соглашения об обеспечительном платеже, образец договора

О форме, понятии и условиях соглашения об обеспечительном платеже законодатель ничего не сказал. Эти моменты, скорее всего, будут разъяснены судами.

Однако, исходя из сложившейся российской практики документооборота, полагаем, что такое соглашение может быть заключено в виде отдельного документа, который:

  • оформляется письменно, если основное обязательство должно быть заключено письменно в силу закона;
  • содержит ссылку на основной договор либо само обязательство и условия, при которых кредитор может удовлетворить свои интересы за счет внесенных средств;
  • включает информацию о сумме обеспечительного платежа, возможности довнесения и частичном либо полном снятии средств до исполнения должником своих обязательств;
  • определяет возможность (или ее отсутствие) начисления процентов на сумму обеспечительного платежа;
  • устанавливает срок действия, равный сроку действия основного договора.

Любой договор аренды или купли-продажи либо какой-нибудь другой может содержать условие о внесении обеспечительного платежа.

Пример такого соглашения можно посмотреть здесь: Образец договора с обеспечительным платежом.

Бухгалтерский учет обеспечительного платежа

Основанием для отражения в бухгалтерском учете получения обеспечительного платежа, его использования и возврата является договор и наступление события, которое страхуется внесенными средствами.

Итак, изначально получение обеспечительного платежа арендодателем (продавцом и т. п.) не приводит к возникновению дохода и получению экономических выгод, как это понимается в п. 2 положения, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н. В связи с этим внесенная сумма будет считаться кредиторской задолженностью и проводиться так: Дт 51 Кт 76-2 (субсчета условные, в нашем случае под 76-1 понимается очередная плата, под 76-2 — обеспечительный платеж).

Эта же сумма отражается на забалансовом счете 008.

При возврате невостребованного обеспечительного платежа, соответственно, делается обратная проводка: Дт 76-2 Кт 51, а забалансовый счет 008 кредитуется, т. е. сумма списывается.

Если наступило событие, которое должно покрываться средствами обеспечения, либо стороны договорились об использовании денег в качестве погасительного платежа, сумма входит в состав доходов и проводится так: Дт 76-1 Кт 90-1 или Кт 91-1.

С нее удерживается НДС: Дт 90-3 (91-2) Кт 68.

Последний очередной платеж, погашаемый обеспечительным депозитом, проводится так: Дт 76-2 Кт 76-1.

Как начисляется и проводится НДС на обеспечительный платеж

В настоящее время нерешенным остается вопрос о начислении и уплате НДС. Когда нужно это сделать: сразу при получении обеспечительного платежа или только после его фактического использования? Позиция Минфина и судебная практика в данном случае неоднозначны.

Если получивший обеспечительный платеж кредитор решил сразу исчислить НДС, он проводит его так: Дт 76 Кт 68.

Это делается, если, например, в договоре аренды предусмотрено, что сумма обеспечительного платежа в последний месяц аренды используется для закрытия договора (письмо Минфина России от 03.11.2015 № 03-03-06/2/63360).

Тогда после переноса средств со счета обеспечительного платежа на счет очередной платы в последний период действия договора следует произвести налоговый вычет, поскольку НДС с очередной платы уже уплачен (см. выше).

Налоговый вычет проводится так: Дт 68 Кт 76 — на сумму первоначально начисленного НДС.

Возврат обеспечительного платежа при расторжении договора

Согласно п. 2 ст. 381.1 ГК РФ, если предусмотренные в договоре события не произошли, деньги или другие средства обеспечительного платежа должны быть возвращены внесшему их лицу.

Если порядок возврата не определен, обеспечительный платеж передается должнику в течение 7 дней со дня предъявления им требования (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

При отказе кредитора возвращать средства должник вправе обратиться в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Возврат обеспечительного платежа при расторжении договора возможен не всегда. Этими средствами кредитор может покрыть убытки и неустойку, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения стороной своих обязательств (ст. 394 ГК РФ).

Таким образом, понятие обеспечительного платежа появилось относительно недавно, в 2015 году, но как финансовый инструмент он действует уже давно. Судебная практика и порядок его отражения в бухгалтерском учете доказывают это.