Правила предоставления гостиничных услуг в России

Правила предоставления гостиничных услуг в Р. Ф.

С октября 2015 года в Российской Федерации действуют новые правила предоставления гостиничных услуг. Новый порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации». Этим же постановлением отменено ранее действующее постановление от 25.04.1997 № 490, которое регулировало этот процесс.

Основные изменения

Новые правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации разработаны в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» и призван в первую очередь создать условия, при которых права потребителей гостиничных услуг будут надежно защищаться от недобросовестных дельцов. Распространяются действия нормативно-правового документа только на физических лиц. Юридические лица и предприниматели к этому документу отношения не имеют и попадают в сферу его действия только в том случае, если пользуются услугами гостиниц в личных целях.

Правила не вносят каких-либо революционных изменений в ведение гостиничного бизнеса. Тем не менее, документ содержат ряд норм, которыми на законодательном уровне закрепляет практики, ранее применявшиеся в отелях.

На кого распространяются Правила

Утвержденным правилам должны следовать гостиницы и другие способы размещения постояльцев. К указанной категории не относятся туристические и детские лагеря и базы, кемпинги, общежития. Не попадает под действие нововведения деятельность физических лиц по предоставлению в аренду квартир и меблированных комнат. Также не касаются изменения организаций и лиц, которые предоставляют места для ночлега в спальных железнодорожных вагонах и других транспортних средствах.

Значение терминов, которые используются в Правилах

Чтобы соблюдать правила оказания гостиничных услуг, необходимо четко понимать, каких моментов оно касается, а для этого нужно определиться с терминами. Третий пункт первого раздела документа предоставляет расшифровку основных терминов нормативного акта.

  • Гостиничные услуги – термин включает не только услуги по предоставлению места для временного проживания, но и другие сопутствующие услуги, которые определяет непосредственно исполнитель.
  • Гостиница и иное средство размещения – это комплекс зданий или его части вместе с необходимым имуществом и оборудованием, который используется для предоставления гостиничных услуг.
  • Малое средство размещения – в эту категорию попадают гостиницы, в которых не менее 50 номеров.
  • Цена номера – единая цена, в которую включена стоимость как проживания, так и стоимость иных услуг, перечень которых исполнитель определяет самостоятельно.
  • Потребитель – гражданин, который изъявил желание воспользоваться услугами гостиницы в личных, не связанных с предпринимательством.
  • Исполнитель – организация или ИП, которые предоставляет гостиничные услуги.
  • Заказчик – огранизация или ИП, приобретающие услуги в пользу потребителя.
  • Бронирование – услуга заблаговременного заказа мест.
  • Расчетный час – время, предназначенное для заселения или выселения из номера.

Что изменилось в новых правилах

Настоящие правила оказания гостиничных услуг в Р. Ф. содержат ряд изменений, которых не было ранее.

Предоставлять услуги могут только те гостиницы, которым присвоена соответствующая категория по классификации, которую утверждает Министерство культуры РФ. Ранее это требование отсутствовало.

Правила урегулировали перечень документов, необходимых для поселения в гостиницу. Нынче в гостинице не получится поселиться по любому документу, имеющему фотографию (водительские права, ведомственный пропуск), а заграничный паспорт примут только в том случае, если гость проживает за рубежом постоянно и отечественного паспорта не имеет.

Положение описывает процедуру бронирования номеров, которой не было ранее. Вводятся понятия гарантированное и негарантированное бронирование. В первом случае гостиница имеет право взимать оплату в случае, если гость не явился к указанному часу, но не более чем за сутки пребывания. При негарантированном бронировании плата не взимается, но после оговоренного часа бронь аннулируется.

Чтобы бронирование считалось действительным, гость должен получить соответствующее подтверждение.

Отелю разрешено отказать в бронировании, если свободных номеров нет.

Новыми правилами разрешено взимать плату за ранний заезд постояльцев. Если гость поселяется с 00:00 до расчетного часа гостиница может претендовать на оплату услуг в сумме, не превышающей 50% стоимости номера. Размер платы за поздний выезд разрабатывает гостиница без каких-либо ограничений со стороны утвержденного порядка.

При этом время приема и выезда гостей вправе утверждать сам отель. Исторически сложившиеся время 12-00 не является догмой и может быть изменено по убеждению гостиницы на иное время. Новшеством является также то, что отель может при установлении расчетного часа заложить время, необходимое на уборку номера. Таким образом, время заезда и выезда могут не совпадать, но разбег между ними не должен превышать 2-х часов.

Оплачивается номер после того, как гражданин получил услугу, то есть в момент выезда, но возможен также предварительный расчет. При расчете обязательно выдается документ, подтверждающий оплату (чек, квитанция).

В отношениях отелей и гостей несколько укрепились права отелей:

  • отель отвечает за сохранность вещей постояльцев, но касательно забытых вещей, устанавливает правила самостоятельно, следить за забытыми вещами отель не обязан;
  • гостинице предоставлено право самостоятельно устанавливать правила пребывания, они не должны противоречить законам, но могут учитывать собственные требования, и должны быть доведены до потребителей до момента оказания услуги;
  • небольшим гостиницам с номерным фондом до 50 мест разрешили производить заселение и выселение по собственному графику, а не круглосуточно.

Ответственность

Новые правила регулируют область прав, как владельцев гостиниц, так и постояльцев. Отель вправе установить собственные правила поведения на территории объекта, обязан отвечать за вещи клиентов, предоставлять качественные услуги, но и гости несут ответственность за сохранность имущества гостиницы и соблюдение установленного порядка. Прежде чем поселиться в отель, гражданам рекомендуется ознакомиться с внутренними правилами гостиницы и четко им следовать во избежание недоразумений в дальнейшем.

Что означают и чем отличаются недвижимое и движимое имущество по гражданскому праву

По общему правилу к недвижимости относятся все объекты, тесно связанные с землёй, когда их перемещение с одного места на другое повлечёт повреждение или причинение ущерба. Из этого правила есть и исключения, о которых поговорим ниже.

К движимому имуществу относят все объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Основные отличия движимого и недвижимого имущества

Дополнительная статья Владелец может по своему усмотрению застраховать имеющуюся собственности от имущественных рисков — пожара, затопления, стихийных бедствий. кражи и так далее. Стоимость полиса страхования имущества физических лиц будет зависеть от стоимости самой собственности, сроков страхования и вероятности наступления страхового случая.

Согласно материальному фактору различия движимости и недвижимости выражаются в следующем:

  1. Движимое имущество можно без проблем двигать и перемещать, никак его, при этом не изменяя и не нанося ему урон. Перенос недвижимости связан, как правило, с большими затратами и восстановлением в последующем имущества в исходное состояние.
  2. Уникальность недвижимого имущества. Конечно этот критерий может относиться и к некоторым движимым вещам, но это случается достаточно редко, в то время как каждый объект недвижимости уникален. Например, две одинаковые квартиры в одном и том же доме, построенные по одному проекту, всё равно будут разные. Каждая из них имеет свой особый адрес, который отличает её от остальных объектов. Движимое же имущество, как правило, выпускается сериями, и одна вещь может быть заменена второй точно такой же без особых проблем.
  3. Юридический критерий. Этот признак до сих пор вызывает споры и не является однозначным. Речь идёт о государственной регистрации собственности. По этому признаку недвижимое имущество в своем большинстве подлежит государственной регистрации, а движимое имущество – нет.

Законодательное регулирование

Законодательство предусматривает различный порядок для приобретения и отчуждения движимого и недвижимого имущества, поэтому статья 130 Гражданского Кодекса даёт точное определение каждой категории имущества. Вместе с тем у граждан нередко возникают споры по этому вопросу. Такие ситуации разрешаются в судебном порядке.

Ещё одной причиной возникновения споров является перевозимое из-за границы имущество, так как критерии отнесения вещи к движимости или недвижимости могут кардинально отличаться в законодательстве разных стран. В связи с этим ст.1025 ГК поясняет, что отнесение вещи к тому или иному типу имущества происходит на основании законов страны пребывания имущества. При перевозке объекта права той страны, которую он покидает прекращаются при пересечении границы.

Примеры движимого и недвижимого имущества

Информация к размышлению Может возникнуть вопрос, почему самолет недвижимое имущество, хотя он может летать, то есть передвигаться. По Гражданскому Кодексу, определение «движимости» не основывается полностью на физических характеристиках объекта, но также включает в себя и юридические аспекты. Так, если воздушное судно пилотируемое и подлежит государственной регистрации, оно автоматически признается недвижимым имуществом.

Перечень недвижимого имущества гораздо уже чем движимого. Основными объектами недвижимости являются:

  1. Земля и земельные участки.
  2. Различные здания, постройки и сооружения, стоящие на земле: дом, квартира, хозяйственные построй, промышленные сооружения и т.д. Объекты незавершённого строительства также относятся к недвижимости. При этом не имеет значения кто является владельцем имущества, физическое или юридическое лицо.
  3. Недра земли.
  4. Крупные воздушные и морские суда (о страховании водного транспорта можно прочитать ).
  5. Суда внутреннего плавания.
  6. Космические корабли и объекты.

В 2006 году из числа недвижимости были исключены леса, многолетние насаждения и отдельные водные объекты.

Список движимого имущества можно продолжать очень долго, к нему относится всё, что не включено в недвижимость:

  1. Деньги;
  2. Ценные бумаги и акции;
  3. Мебель;
  4. Техника;
  5. Автомобили;
  6. Драгоценности и т.д.

О том, что относится к движимому и недвижимому имуществу — расскажет юрист в видео ниже:

Единый недвижимый комплекс

В 2013 году в ГК РФ было введено новое понятие – единый недвижимый комплекс. Статья 133.1 Кодекса определяет его как совокупность зданий, сооружений и других объектов, которые объединены одной целью и неразрывно связаны между собой технологически или физически. Как правило, эти объекты расположены на одном земельном участке либо включают также линейные объекты (трубопровод, железнодорожные пути и т.д.).

Такой комплекс регистрируется в государственных органах как один объект недвижимости, что значительно упрощает и сокращает процесс оформления бумаг при его отчуждении. В то же время недвижимый комплекс в последующем воспринимается как единая вещь и не может быть разделён на части. Это может стать проблемой при совместной собственности нескольких человек на единый объект.

Титульное страхование недвижимости — инструмент защиты от риска утери недвижимости вследствие прекращения права собственности. Страхование титула практически не используется в РФ, хотя и надежно защищает имущественные интересы страхователя https://tvoipolis.online/7249-titulnoe-strahovanie-nedvizhimosti

Коммерческая недвижимость

К коммерческой недвижимости могут относится только нежилые помещения. Даже квартира, используемая хозяином для сдачи в аренду и получения прибыли, не является коммерческой недвижимостью.

Такое недвижимое имущество можно разделить в зависимости от цели использования:

  1. Помещения для розничной торговли: магазины, аптеки, автосалоны и т.д.;
  2. Офисные помещения: сюда включаются как крупные здания, предназначенные для нескольких арендаторов, так и отдельные небольшие сооружения, занимаемые одним собственником.
  3. Производственные площади: сюда же включаются склады для продукции производства.
  4. Коммерческая недвижимость в сфере услуг: кафе, рестораны, аэропорты, медицинские центры, отели, гостиницы и т.д.

Новосёлов Евгений Геннадьевич
22.12.1968 —
Герой Российской Федерации

Даты указов

08.10.2010 Медаль № 969

Предыдущая

Новосёлов Евгений Геннадьевич – командир экипажа самолёта Ту-154 Мирнинского авиационного предприятия акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), Республика Саха (Якутия).
Родился 22 декабря 1968 года в Омской области в семье служащих. Русский. С середины 1970-х годов жил в посёлке санатория «Кисчегач» (Чебаркульский район Челябинской области). Окончил школу в городе Чебаркуль.
В 1991 году окончил Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. По распределению был направлен в город Махачкала (Республика Дагестан), вторым пилотом на самолёт Ан-2. До начала боевых действий в Чеченской Республике совершал рейсы в горные районы. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации, здесь переучился на самолёт Ту-154. После окончания учёбы переехал в Москву. Работал в авиакомпании «Внуковские авиалинии», с 2001 года – в компании «АЛРОСА», в 5-м лётном отряде. К сентябрю 2010 года пилот 1-го класса Е.Г.Новосёлов имел 8500 часов налёта.
7 сентября самолёт Ту-154 выполнял полёт по маршруту Мирный – Москва (рейс № 516). В штатном режиме он занимает 10 часов, поэтому в экипаже два командира – А.А.Ламанов и Е.Г.Новосёлов. Через 3 часа полёта на высоте 10,6 км у лайнера отказали важнейшие системы: сначала автопилот, потом навигация, затем радиосвязь. А ещё через некоторое время погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Работал единственный топливный датчик, и у штурмана – единственный компас, и двигатели работали нормально. Это давало шанс.
Экипаж вручную произвёл вынужденную посадку самолёта в закрытом аэропорту Ижма (Республика Коми) на заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую они разглядели с высоты 3000 м. После посадки самолёт выкатился на 200 м в лес за пределы короткой посадочной полосы, не предназначенной для приёма больших самолётов и свыше 10 лет вообще не эксплуатировавшейся. Благодаря самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Об этом событии рассказали все российские каналы. Пассажиры обратились к Президенту РФ с просьбой наградить членов героического экипажа.
Указом Президента Российской Федерациитот 8 октября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Новосёлову Евгению Геннадиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
Этим же Указом высокое звание было присвоено и командиру экипажа А.А.Ламанову. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) были награждены орденами Мужества.
Продолжает работать в компании «АЛРОСА».
Живёт в городе-герое Москве.

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О награждении государственными наградами Российской Федерации членов экипажа воздушного судна Ту-154 Мирнинского авиационного предприятия акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), Республика Саха (Якутия)
За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, присвоить звание
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ламанову Андрею Александровичу – командиру
Новосёлову Евгению Геннадьевичу – командиру
За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, наградить
ОРДЕНОМ МУЖЕСТВА
Выродова Василия Георгиевича – бортпроводника
Дмитриева Николая Юрьевича – бортпроводника
Дмитриеву Елену Фёдоровну – бортпроводника
Каримова Рафика Ахметнуровича – бортинженера
Низамова Рифката Гильмутдиновича – бортпроводника
Разумову Елену Владимировну – старшего бортпроводника
Талалаева Сергея Владимировича – штурмана.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
Москва, Кремль
8 октября 2010 года
№ 1217

О приоритете международного права над национальным

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Что предлагают

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции).

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда.

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?