Правила оказания услуг по реализации туристского продукта

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 г. Москва «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»

В соответствии с частью пятой статьи 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статьей 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта.

2. Под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

II. Требования к организации деятельности исполнителя

4. Режим работы исполнителя устанавливается им самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Исполнитель в случае временного приостановления деятельности обязан предоставить потребителю информацию о сроках временного приостановления деятельности.

5. Исполнитель — юридическое лицо обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (почтовый адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.

Исполнитель — индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

6. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию.

III. Информация об оказываемых услугах по реализации туристского продукта

7. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

об иных особенностях путешествия.

8. Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров, а также наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — банковская гарантия), предусмотренных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — финансовое обеспечение).

9. Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю наряду с информацией, указанной в пунктах 5, 7 и 8 настоящих Правил, сведения:

о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;

о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 174 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);

об условиях действия пункта 14 настоящих Правил.

По требованию потребителя турагент предоставляет потребителю информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.

10. При заключении договора о реализации туристского продукта исполнителем доводятся до сведения потребителя настоящие Правила, а также информация на русском языке об исполнителе, оказываемых услугах по реализации туристского продукта, указанная в пунктах 5, 7-9 настоящих Правил, и по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Указанная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Информация также должна быть доведена до сведения потребителя в том случае, если реализация туристского продукта осуществляется вне постоянного места нахождения исполнителя и его структурных подразделений, во временных помещениях, на специализированных выставках и ярмарках.

IV. Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта

11. В соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта. В этом предварительном договоре указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить.

12. Договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

13. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;

сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;

сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.

Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.

Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

14. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, наряду с условиями, предусмотренными пунктом 13 настоящих Правил, относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 174 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

15. Предложение туристского продукта, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащееся в рекламе, описаниях, справочниках и реализованное иными способами, установленными законодательством Российской Федерации, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора о реализации туристского продукта.

В рекламе, содержащей сообщение о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение конкретного туристского продукта, должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

16. Потребитель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Оплата туристского продукта производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

17. Исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.

Если федеральными законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к определенного рода туристскому продукту и (или) услугам, входящим в такой туристский продукт, исполнитель обязан оказать услуги, соответствующие этим требованиям.

Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков.

18. Услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания потребителей угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребитель и (или) исполнитель вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.

Исполнитель в соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных» принимает необходимые меры по обеспечению безопасности информации о полученных исполнителем в процессе оказания услуг персональных данных потребителя, в том числе при их обработке и использовании.

В случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования наличия гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, исполнитель обязан обеспечить предоставление таких гарантий в форме страхового медицинского полиса. По требованию потребителя исполнитель оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков (в том числе при совершении путешествий, связанных с прохождением потребителями маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья).

19. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

20. Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.

V. Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта

21. Претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

22. Исполнитель в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» несет ответственность:

за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;

за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации.

Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и право потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта — в соответствии со статьями 29 и 32 указанного Закона.

Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед потребителем, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

23. В случае нарушения исполнителем настоящих Правил исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль и надзор за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Условно-досрочное освобождение (УДО) является одним из видов смягчения наказания для лица, осужденного за преступление и отбывающего:

  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Суть процедуры заключается в том, что осужденный выходит из исправительного учреждения раньше срока, установленного судом, но при этом обязан неукоснительно соблюдать определенные условия, неисполнение которых может привести к отмене УДО.

Основания для условно-досрочного освобождения

УДО может быть применено к осужденному:

  • возместившему полностью или частично вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда;
  • отсидевшему необходимую часть срока;
  • искренне раскаявшемуся и признавшему свою вину;
  • демонстрирующему прилежное поведение, стремление к труду, хорошее отношение к персоналу исправительного учреждения и другим заключенным;
  • имеющему тяжелое заболевание, которое невозможно устранить в условиях лишения свободы (перечень болезней, препятствующих отбыванию наказания, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54).

Также принимается к учету ряд дополнительных обстоятельств:

  • согласие потерпевшего на применение смягчающего наказания для осужденного;
  • наличие у преступника несовершеннолетних детей; больных родственников, требующих ухода; иждивенцев, для которых заключенный являлся единственным кормильцем;
  • гарантия от работодателя на трудоустройство осужденного;
  • наличие удовлетворительных жилищных условий и т.д.

Сколько нужно отсидеть, чтобы выйти по УДО

В соответствии с п. 4 ст. 79 УК РФ воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение может преступник, который отсидел не меньше 6 месяцев срока, установленного судом.

Далее длительность срока, по истечении которого можно обратиться с ходатайством о смягчении наказания, напрямую зависит от тяжести совершенного деяния.

В соответствии с п. 3 ст. 79 УК РФ для применения УДО осужденному требуется отбыть:

  • не меньше 1/3 срока, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
  • не меньше 1/2 срока, установленного за совершение тяжкого преступления;
  • не меньше 2/3 срока, если речь идет об особо тяжком преступлении или случае, когда человек, ранее выпущенный на свободу по УДО, был возвращен в исправительное учреждение в связи с нарушением условий, установленных судом;
  • не меньше 3/4 срока, назначенного за тяжкие преступления, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних или незаконным оборотом наркотиков (психотропных веществ);
  • не меньше 4/5 срока, установленного за изнасилование ребенка, не достигшего возраста 14 лет.

Заключенный, отбывающий пожизненное наказание, может быть освобожден условно-досрочно не ранее чем по истечении 25 лет лишения свободы.

УДО по отношению к несовершеннолетним преступникам может быть применено после фактического отбытия (ст. 93 УК РФ):

  • не меньше 1/3 срока за тяжкое преступление или деяние небольшой или средней тяжести;
  • не меньше 2/3 срока за особо тяжкое преступление.

Как правильно рассчитать срок для обращения за УДО

Пример: преступник осужден по п. 1 ст. 162 УК РФ за разбой на 4 года лишения свободы. Максимальная мера наказания по данной статье – 8 лет.

Полагать, что для выхода по УДО нет оснований, поскольку назначенный срок составляет только половину от возможного, – ошибочно.

В соответствии с п. 4 ст. 15 УК РФ совершенное преступление относится к категории тяжких, то есть обратиться за УДО можно не ранее, чем по фактическому отбытию 1/2 срока, назначенного судом (а не максимального срока, предусмотренного статьей УК РФ). Соответственно, в данном примере осужденный может подать ходатайство после того, как отсидит 2 года.

Кто должен подавать ходатайство и куда его направлять

Согласно п. 1. ст. 175 УИК представить ходатайство об УДО может:

  • сам заключенный;
  • его законный представитель (если речь идет о несовершеннолетнем преступнике);
  • его адвокат.

Обратите внимание: поверенный заключенного, действующий на основании нотариальной доверенности, не обладает правом обращаться в суд по вопросу применения УДО от имени своего доверителя.

Осужденный подает ходатайство в администрацию исправительного учреждения (ИУ), в котором он отбывает наказание.

Администрация ИУ не позднее чем через 15 дней должна передать ходатайство заключенного в суд (п. 2 ст. 175 УИК РФ), приложив к нему характеристику на осужденного, содержащую данные о его поведении, отношении к труду, возмещении вреда, причиненного преступлением, заключение комиссии о целесообразности УДО, а также, в случае необходимости, – справку от лечащего врача.

Адвокат обращается напрямую в канцелярию суда. В этом случае ИУ будет обязано представить сопутствующую документацию по запросу судебной инстанции.

Как составить ходатайство

Смотреть образец документа

Ходатайство составляется в письменной форме и должно содержать:

  • наименование судебной инстанции, в которую оно адресовано;
  • сведения о заявителе (ФИО, место пребывания);
  • информацию о вынесенном приговоре;
  • обстоятельства, на основании которых заключенный имеет право претендовать на УДО;
  • просьба о применении условно-досрочного освобождения;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дату и подпись заявителя.

Какие документы прилагаются к ходатайству

К основному документу прикладываются:

1. Копия приговора суда. Если человек был осужден за несколько преступлений – прикладываются копии всех судебных решений.

2. Характеристика от администрации ИУ (образец).

3. Медицинская справка. Необходима в случае выявления у заключенного серьезных заболеваний.

4. Заявление о признании вины (бланк). Представляется, если ранее осужденный отрицал свою вину.

5. Подтверждение места жительства. При наличии прописки – это может быть справка по форме № 9 или иной аналогичный документ.

Если прописки нет, можно представить заявление от родственника или иного лица с обязательством прописать у себя осужденного.

6. Справка с места работы о восстановлении на прежнем рабочем месте (гарантийное письмо от работодателя, обязующегося трудоустроить осужденного после выхода из ИУ).

Представляется при наличии.

7. Согласие потерпевшего о выходе преступника на свободу.

Целесообразно написать потерпевшему письмо с раскаянием в совершенном преступлении. Если ответ пострадавшего будет изложен в позитивном ключе, то такое письмо будет истолковано судом как дополнительный аргумент, характеризующий заключенного с положительной стороны.

8. Заявление о перечислении средств в счет погашения иска и копия исполнительного листа.

Если судом была назначена материальная компенсация в погашение ущерба, нанесенного преступлением, желательно, чтобы осужденный регулярно выплачивал средства по исполнительному листу. Заявление в данном случае будет являться подтверждением того факта, что выплаты производятся на добровольной основе по инициативе заключенного.

Дополнительно могут быть приложены иные документы, которые могут поспособствовать скорейшему освобождению заключенного.

Например:

  • ходатайство от членов семьи, если осужденный являлся единственным кормильцем несовершеннолетних детей (родителей-инвалидов и пр.);
  • справка о составе семьи;
  • копии свидетельств о заключении брака и рождении детей;
  • справка об инвалидности члена семьи и т.д.

Сроки рассмотрения ходатайства судом

Законодательство РФ не устанавливает четких сроков, в течение которых судебные инстанции обязаны рассматривать ходатайства заключенных по вопросу применения УДО.

В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 лишь указано, что судам надлежит обеспечить рассмотрение вопроса по смягчению наказания в разумные сроки.

Как правило, такой срок составляет от 30 до 60 дней.

Особенности рассмотрения ходатайства по УДО

Суд может вернуть документы без рассмотрения только в случае, когда они оформлены с нарушениями установленных требований, при иных обстоятельствах не принять ходатайство судебные органы не вправе.

Примечание: в частности, суд может отказать в принятии документов, когда прошение подано ранее фактического отбытия заключенным части срока наказания, предусмотренного ст. 79 УК РФ. В такой ситуации вновь подать ходатайство можно после отбытия осужденным установленного законом временного периода.

Разбирательство дела производится по месту фактического пребывания заключенного.

Суд обязан оповестить о дате и времени заседания:

  • заключенного (его законного представителя);
  • адвоката (при наличии);
  • администрацию ИУ;
  • прокурора;
  • потерпевшего (если он ранее ходатайствовал о получении информации об освобождении преступника из мест лишении свободы),

не позднее чем за 14 дней до дня рассмотрения дела.

Судья по просьбе заключенного обязан обеспечить ему личное участие в заседании или удаленное присутствие по видеоконференц-связи.

При рассмотрении вопроса по УДО суд должен учитывать поведение осужденного на данный момент: его отношение к труду и учебе, раскаяние в совершенном деянии. Уделяется пристальное внимание вопросу возмещения ущерба пострадавшему.

Обязательно учитывается наличие удовлетворительных жилищных условий, согласие работодателя о приеме осужденного на работу (восстановлении в должности), поддержание семейных отношений, согласие потерпевшего на досрочный выход преступника на свободу.

Суд не вправе отказать в УДО по основаниям, не указанным в законодательстве, например:

  • наличие прежней судимости;
  • мягкость назначенного наказания;
  • кратковременность пребывания осужденного в ИУ и т.д.

Кроме того, если осужденный на день заседания успел возместить причиненный вред лишь частично (в незначительном размере) по объективным причинам, то суд также не может отказать в УДО только на этом основании.

В отношении осужденного, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, учитываются результаты проведенного принудительного медицинского лечения и судебно-психиатрической экспертизы.

Если осужденный был приговорен к дополнительным карательным мерам (штраф, лишение звания, чина, государственной награды, права занимать определенные должности), которые не были применены (или было исполнены частично), суд вправе решить вопрос о полном (частичном) освобождении лица от такого наказания.

Иногда в результате заседания вместо УДО принимается решение о применении иных смягчающих мер. Например, условно-досрочное освобождение может быть заменено меньшим сроком пребывания в местах лишения свободы.

Суд, удовлетворяя ходатайство об УДО, вправе возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья (п. 5 ст. 73 УК РФ):

  • не менять место жительства, учебы без уведомления надзорного органа;
  • трудоустроиться;
  • не посещать бары, ночные клубы, игорные заведения и иные аналогичные места;
  • пройти курс лечения от наркозависимости, алкоголизма;
  • регулярно отмечаться в участке МВД по месту жительства (от 1 до 4 раз в месяц) и т.д.

Отказ суда в УДО

В большинстве случаев суд выносит отказ в удовлетворении ходатайства при наличии отрицательной характеристики от администрации ИУ: наличие злостных нарушений трудовой и бытовой дисциплины, конфликтов с другими заключенными и т. п.

Обратиться в суд повторно можно по истечении 6 месяцев со дня вынесения постановления об отказе в УДО. Если же осужденный был приговорен пожизненно, то срок для повторного обращения с ходатайством о применении условно-досрочного освобождения увеличивается до 3 лет (п. 10 ст. 175 УИК РФ).

При этом осужденный имеет право в любое время направить прошение о замене лишения свободы иным видом наказания, в таком случае никаких ограничений по срокам вторичного обращения не установлено.

Кроме того, решение суда можно обжаловать в вышестоящей инстанции путем подачи апелляции в течение 10 дней со дня вынесения постановления об отказе в УДО.

Сроки выхода на свободу по УДО

После заседания копия постановления суда незамедлительно направляется в администрацию исправительного учреждения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вынесения. Если на протяжении этого срока не была подана апелляционная жалоба – заключенного обязаны выпустить.

Освобождение производится:

  • в день поступления постановления (или на утро следующего дня в случае, когда документ прибыл после окончания рабочей смены), если оно пришло спустя 10 и более дней со дня заседания;
  • утром дня, следующего за днем вступления решения в законную силу, если документ поступил в ИУ до истечения 10 дней со дня рассмотрения дела.

Особенности УДО иностранцев, отбывающих срок в РФ

Процедура освобождения по УДО иностранца или лица без гражданства осуществляется в соответствии с регламентом взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и МВД РФ.

Информация о направлении иностранным заключенным ходатайства об УДО в тот же день направляется администрацией ИУ в территориальный МВД по вопросам миграции.

Заключенный знакомится под роспись с распоряжением Минюста РФ о нежелательности его пребывания на территории России после выхода по УДО.

МВД РФ в свою очередь готовит комплект документации для выезда гражданина за пределы РФ.

При отсутствии в личном деле осужденного документов, подтверждающих гражданство, уполномоченный сотрудник МВД проводит с ним беседу в целях установления гражданской принадлежности. Затем производится проверка заключенного по всем имеющимся информационным ресурсам, в том числе по дактилоскопическим учетам.

Далее орган МВД обращается в консульство или дипломатическое представительство страны для оформления документов, необходимых для пересечения границы РФ, включая свидетельство на возвращение.

Администрация ИУ не позже чем за 10 дней до дня освобождения заключенного обязана проинформировать об этом факте территориальный орган МВД.

Личные документы, оформленные консульством, выдаются заключенному под роспись в день выхода на свободу.

В установленные сроки лицо, освобожденное по УДО, обязано покинуть территорию РФ.

Кто осуществляет надзор после УДО

В соответствии со ст. 187 УИК РФ контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно, осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) по их месту жительства, а за военнослужащими – командованием воинских частей.

Инспектор УИИ имеет право привлекать к наблюдению за «досрочниками» работников соответствующих органов внутренних дел.

Таким образом, осуществление регулярного контроля за поведением граждан, состоящих на учете в УИИ и постоянно (временно) проживающих на подведомственной территории, возлагается на участкового полицейского (п. 80.1 гл. XI приказа МВД РФ от 31.12.2012 № 1166).

Нарушение закона после УДО

Согласно п. 7 ст. 79 УК РФ к осужденному, нарушившему требования, установленные судом при удовлетворении ходатайства по УДО, грозит:

Совершенное деяние Наказание
Нарушение общественного порядка с последующим наложением административного взыскания Возможна отмена УДО и исполнение оставшейся части неотбытого срока
Злостное уклонение от обязанностей, возложенных судом
Избегание принудительного медицинского лечения, назначенного судом
Совершение преступления:
по неосторожности; Вопрос об отмене или сохранении УДО решается судом
небольшой или средней тяжести;
тяжкого или особо тяжкого Следует наказание по совокупности приговоров: к назначенному последнему приговору частично или полностью присоединяется неотбытая часть срока по предыдущему приговору
Список источников

1. Статья 79 УК РФ. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 “О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания” (с изменениями и дополнениями).

3. Статья 73 УК РФ. Условное осуждение.

4. Статья 175 УИК РФ. Порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

5. Статья 187 УИК РФ. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных.

6. Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205 “О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности” (вместе с “Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке”, “Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции”)

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 “О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью” (с изменениями и дополнениями).

8. Статья 399 УПК РФ. Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

9. Статья 396 УПК РФ. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора.

10. Статья 173 УИК РФ. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.

11. Статья 73 УК РФ. Условное осуждение.

12. Статья 187 УИК РФ. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных.

13. Статья 42 УПК РФ. Потерпевший.

14. Статья 70 УК РФ. Назначение наказания по совокупности приговоров.

15. Приказ Минюста России № 198, МВД России № 633 от 28.09.2018 “Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов при исполнении принятых Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, и вынесенных Федеральной службой исполнения наказаний (территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных за совершение умышленного преступления”.

16. Приказ Минюста РФ от 20.08.2007 № 171 “О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы”.

Проблему жилья в России надо решать, а не пытаться её заговорить

Проблема жилья в России имеет постоянную прописку. Меняются времена, меняется общество, но жильё в дефиците постоянно. Огромные пространства страны, множество климатических зон, разная плотность населения, национальные особенности регионов создают дополнительные трудности, но системного подхода к решению самой острой проблемы как не было, так и нет.

Ущерб от недостатка жилья в России, его низком качестве, дороговизне содержания и большого объёма жилья, в виде многоэтажных казематов, никто не считал, но он сопоставим с потерями от системных глобальных катаклизмов. Сколько теряет Государство от бытового семейного неустройства, сколько семей теряют или не используют свой потенциал, сколько детей, выращенных в «скотских» условиях, так и не стали достойными гражданами своей страны, не говоря о тех, кто мог родиться, но не родился!

Почему нет решений обеспечивающих выделение земли под жилую застройку с дорогами и коммуникациями? Почему Государство не может решить проблему обустройства застраиваемых площадей в регионах?

Давно известно, что эффективность строительства качественного и современного жилья, зависит от объёма и процента готовности «заводского» объёма строительства! Парадокс, но в России нет ведомства, отвечающего за его развитие! Наши строители имеют производительность труда в 3 – 4 раза меньше, чем в развитых странах, а проблема в правительстве не рассматривается! Именно заводское домостроение может решить проблему доступных цен на жильё, выполняя основной объём строительных работ на заводском конвейере.

Современные экономические условия и проводимые в стране реформы привели к регионализации, которая в значительной степени изменила отношение к проблемам регионального уровня. В связи с этим следует отметить, что регион – это сложный социально-экономический комплекс, в котором между социальной и экономической сферами, а также между структурами региональной власти, бизнеса и общественными организациями устанавливаются согласованность, взаимозависимость, способствующие более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения.

Кроме того, социальная сфера может рассматриваться как деятельность, нацеленная на развитие человека. В этом случае сюда следует отнести социальные институты и стандарты, связи и отношения, складывающиеся между субъектами общественной жизнедеятельности. Развитие экономики невозможно без предварительного разрешения острых проблем в социальной сфере. Но именно деятельность социальной сферы проявляется в снижении социальной напряженности, ее смягчении и преодолении, устранении социальных конфликтов. Наиболее острой социальной проблемой, сегодняшнего дня в регионах, является проблема жилья и её решение, невозможно без структурных изменений и согласованных действий власти, бизнеса и общественных организаций.

Одним из таких вариантов, может быть инновационный проект, создания социального кластера, развития социально-экономического пространства и индустрии нового поколения по решению проблемы жилья, для социально значимых групп населения. Но сначала обратимся к содержанию самого понятия кластера. Термин «кластер» в переводе с английского языка означает «пучок, кисть, совокупность, скопление». В общем понимании – это совокупность элементов, которая имеет определенные свойства для решения поставленных задач.

Для социального кластера характерны те же преимущества, какими обладает, например, промышленный кластер. Это возможное увеличение сети поставщиков социальных услуг и потребителей, упрощенный доступ к отечественному и международному рынку труда и капитала. Сюда же можно отнести сотрудничество с финансовыми организациями, которое способствует привлечению денежных средств на создание новых инвестиционных проектов социального назначения. Важным преимуществом может служить активное сотрудничество с органами власти с целью защиты социальных интересов на законодательном уровне, а также получение всевозможных льгот и субсидий.

На стадии создания социальных кластеров органы власти должны оказывать значительную помощь, что может проявляться в виде кластерных инициатив, координации процесса создания кластера, предоставления финансовых и административных ресурсов, создания новых социально-экономических мотиваций. В настоящее время в России в социальном аспекте целью функционирования кластеров является ускорение формирования современной социальной среды, отвечающей требованиям цивилизации начала XXI века. Сегодня, в условиях регионов, эти требования относятся как к уровню жизни, характеризующему степень удовлетворения материальных потребностей граждан, так и к комплексной характеристике качества жизни и жилищными условиями.

Решение их является неотъемлемой функцией Государства. Однако оно дистанцировалось от решения этих проблем, т. к., во-первых, не имеет для этого необходимого количества ресурсов, а во-вторых, не может достаточно эффективно использовать выделяемые средства. В силу этих причин повышение уровня качества жизни только с помощью Государства не будет достигнуто.

Реальными возможными партнерами государства для выполнения конкретных мер и мероприятий по повышению уровня качества жизни могут быть:

  • бизнес как деловое сообщество;
  • вузы, НИИ и иные научные структуры как научное сообщество;
  • некоммерческие организации.

Причем каждый из этих партнеров имеет свои собственные индивидуальные особенности и может быть использован в различных ситуациях или обстоятельствах.

Использование кластерной технологии организации, способно обеспечить повышение результативности управления социальной сферой региона за счет более рационального распределения всех видов ресурсов, роста числа организаций социальной инфраструктуры региона, быстрого распространения нововведений в их работе, повышения уровня удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, досуга.

В условиях перехода от традиционного к инновационному пути развития, весомым фактором в росте конкурентоспособности экономики на макро и микро-уровнях в целом, а так же повышения уровня инновационного потенциала в частности, становится формирование кластерного подхода к управлению инновационным развитием. Кластерный подход, как альтернатива традиционному отраслевому подходу, на сегодняшний день требует формирования качественно новых условий хозяйствования, нацеленных на объединении бизнес структур в инновационно-технологические комплексы, путем активизации взаимовыгодного сотрудничества. Формирование кластерной системы, как базиса инновационного развития, должно способствовать повышению эффективности инновационной политики в сфере экономики и промышленности.

Решение проблемы жилья имеет очень большое внимание государственных органов, существуют соответствующие программы, выделяются бюджетные средства для обеспечения жильём, отдельных социальных групп граждан, но пока эффективность, применяемых мер низка.

  1. В регионе отсутствует скоординированная политика достижения максимальной выгоды, от предпринимаемых мер.
  2. Выделяемые средства используются с низкой эффективностью.
  3. Предлагаемый регламент контроля за расходованием бюджетных средств на эти цели – мало эффективен.
  4. Общественные организации, призванные работать в тесном сотрудничестве с госорганами, не имеют достаточных прав и мало влияют на принятие решений и окончательные результаты, проводимых мероприятий.
  5. Отношения бизнеса и администраций не эффективны, постоянно находятся в зоне повышенного коррупционного внимания, а проводимые конкурсы и аукционы проблемы не решают.

Все эти, негативные проявления, не помогают в решении жилищной проблемы, а усугубляют её.

Они могут быть устранены или их воздействие на конечный результат снижено, при создании социального кластера регионального значения. Именно, кластер поможет устранить проблемы взаимодействия бизнеса и власти, позволит общественным организациям вплотную приблизиться к решению и контролю за реализацией региональных программ, создаст возможность реализации принятых решений на платформе Государственного частного партнёрства.

Инвестиционно-строительная деятельность представляет собой сложный многофакторный процесс, требующий взаимодействия большого количества участников, привлечения значительных трудовых и материальных ресурсов, финансовых средств на длительный промежуток времени. В настоящее время строительный комплекс находится в достаточно сложных экономических условиях, связанных, в первую очередь, со снижением инвестиционной и покупательской активности основных его субъектов, которое стало следствием экономического кризиса, начавшегося в конце 2014 г. и развивающегося в настоящее время достаточно быстрыми темпами.

Из-за снижения темпов экономического роста в строительной отрасли многие участники строительного процесса в целях минимизации своих издержек приостановили расширение объемов производства. Государство, хотя и пытается обеспечить строительные организации необходимым объемом строительно-монтажных работ в рамках реализации федеральных целевых инвестиционных программ, в силу бюджетных ограничений не в состоянии существенно повлиять на рост объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство».

Таким образом, сохранение существующей модели ведения бизнеса в строительной отрасли и затягивание процессов структурной реформации не позволит строительным организациям успешно развиваться в условиях рыночной конкуренции и экономического кризиса. Одним из направлений успешного развития предприятий строительного комплекса является формирование сетевых форм объединения организаций, фокусирующихся на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями региона.

Перспективной и активно вошедшей в практику предпринимательской деятельности является кластерная форма организации бизнеса. В отличие от отраслевого подхода кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на экономическую политику развития инвестиционно-строительного комплекса с учетом потенциала его экономических субъектов.

Жилищно-строительный кластер отличается от других типов объединений тем, что объединяет всех участников процесса производства конечной строительной продукции, от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, включая сферу обслуживания и специализированную инфраструктуру. Жилищно-строительный кластер, по нашему мнению, это крупное объединение географически локализованных в рамках региона строительных предприятий. Это могут быть поставщики материальных, трудовых, научных и инвестиционных ресурсов, а также необходимого бизнес сообщества, которое имеет общую стратегию активизации инвестиционной деятельности для производства конкурентоспособной строительной продукции (объектов жилого назначения), обладающей совокупностью технических, экономических и эстетических свойств с целью удовлетворения потребностей населения в комфортном и доступном жилье.

Одной из ключевых целей формирования и развития жилищно-строительного кластера является удовлетворение потребности населения в новом жилье. Жилищно-строительный кластер является разновидностью отраслевых кластеров с преобладанием горизонтальных связей между участниками. Наличие задач социального плана, при правильно созданной структуре и налаженных связях между участниками, обеспечит прогнозируемый объём строительства и финансирование отдельных объёмов, за счёт бюджетного финансирования. Координатором формирования и функционирования кластера может стать некоммерческая организация под условным названием «Координационный совет кластера».

К основным задачам формирования регионального социального жилищно-строительного кластера можно отнести:

  • Формирование переговорной площадки для участников инвестиционного строительного комплекса.
  • Выработка для всех участников принципов вертикальной интеграции.
  • Разработка и принятие экономической модели, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых Государством на решение жилищной проблемы для отдельных социальных групп населения, создание возможностей для участников программ накопления своих денежных средств и использование их с максимальной выгодой.
  • Разработка единых стандартов качества строительной продукции, контролирование выполнения работ с целью получения современного, качественного жилья по доступным ценам и экономной его эксплуатации.
  • Решение проблемы подготовки кадров для жилищно-строительного кластера.

Повышение эффективности строительного производства за счет:

  • снижения производственных издержек;
  • повышения качества управления;
  • повышения эффективности системы сбыта;
  • реализации стратегии диверсификации;
  • модернизации производственной базы.

Цель кластерной политики региона – укрепление взаимосвязей между экономическими субъектами кластера. Дополнительно достичь упрощения доступа к новым технологиям, минимизации рисков, за счет различных форм совместной экономической деятельности. Организации общих НИОКР, коллективного использования знаний и основного капитала, ускорения процессов обучения за счет концентрации и контактов специалистов высокого уровня, снижения издержек в различных сферах, за счет усиления доверия между участниками кластера. Инициаторами проведения кластерной политики выступают не только государственные служащие, но и союзы предпринимателей, которые предлагают проекты развития региональных кластеров.

Основные отличительные параметры формирования и реализации региональной кластерной политики по сравнению с традиционной промышленной и строительной политикой: стратегия развития территории, взаимоотношения власти и бизнеса; производство и технологии; критерии экономической эффективности; рынок труда; институциональная среда; тип доминирующих коммуникаций между предприятиями. Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в таблице.

Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое! Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки.

Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья. Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно.

Индустриализация в строительстве – это процесс развития и совершенствования применения крупноразмерных элементов зданий высокой заводской готовности, с использованием средств механизации и автоматизации строительных процессов. Цель индустриализации – повышение производительности труда, замена ручного труда на механизированный процесс, ускорение темпов строительства и ввода объектов, снижение их стоимости и повышение качественных характеристик. Ситуация в малоэтажном строительстве уже требует радикальных преобразований, а задачи кратного увеличения объёмов ввода жилья в регионах и на сельских территориях не могут быть выполнены без создания индустрии нового поколения.

С точки зрения исполнения нужна индустриализация процесса, нужна конвейерная технология «Заводского домостроения». Нужны революционные преобразования, так как только эта часть жизнеобеспечения человека, причём самая важная, за последние 100 лет простояла на месте, а на фоне технологических прорывов в автомобилестроении, связи, телевидении, электроники и т.д. выглядит доисторическим мамонтом. Повышение требований к качественным характеристикам современного жилья, глобальные изменения в стоимости энергоресурсов, возросшие требования к экологическим стандартам, всё это в совокупности обязывает пересмотреть существующие нормы и регламенты строительства.

Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое! Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки. Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья, должно строиться жилья малоэтажного формата.

Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно. Рассмотренная проблема эффективного проектирования и строительства малоэтажных жилых домов — чрезвычайно актуальна для настоящих условий и будущих.

Проектируя высококомфортную жилую среду для человека, необходимо учитывать большое количество разнообразных требований и факторов, влияющих на качество человеческое жильё. При этом основополагающим принципом является учет природно-климатических условий, социально-психологических факторов, архитектурно-строительных, экономических и других требований. Чрезвычайно остро сегодня стоят и экологические проблемы. Их решение требует бережного отношения ко всем природным ресурсам, всестороннего учета направления господствующих ветров, характера рельефа, утилизации отходов жизнедеятельности и проведения других природоохранных мероприятий при эксплуатации жилых домов.

Ипотека, как финансовый инструмент, хороша для очень ограниченного числа населения, а что делать остальному народу? Накопительная система в стране не приживается и это «заслуга» законодателей и администраций регионов, но шанс её развития есть. Необходимо обобщить, имеющийся положительный опыт, необходимо изменить общественное мнение, надо создать возможности развития ещё одного финансового инструмента, для населения с небольшими и не стабильными доходами. Мировой опыт говорит об его эффективности, но нам нужна политическая воля. Всё это можно изложить в виде идеологических тезисов, выработать детальный план движения, ещё раз вернуться к формированию программы решения жилищной проблемы, но на новой основе, которая бы учитывала реальное положение дел в стране и в обществе.

Государство сосредоточило своё внимание на ипотечном кредитовании, как инструменте помощи для нуждающихся в жилье граждан, а что делать остальным, не имеющим такой возможности? На таких территориях положение дел усугубляется развалом местной стройиндустрии, ветхостью жилого фонда и резким увеличением платы на его содержание, за счет роста энерготарифов. Именно это население должно получить особое внимание власти в виде альтернативных инструментов финансовой поддержки, создания индустрии строительства малоэтажного жилья, нового поколения, основанной на инновационных решениях.

Жильё должно строиться энергоэффективным, экологичным, современным и иметь доступную стоимость. Однако одним снижением цен не обойтись, так как не должно страдать качество, возводимого жилья, да и на фоне инфляции такое снижение эффективным не будет. Значит надо обратить особое внимание на финансовую сторону проблемы. Тем более, что такой финансовый инструмент существует. В странах Европы это Строительные Сберегательные Кассы (ССК), в России это Жилищные Накопительные Кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному Закону ФЗ — № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов не высока и этому есть ряд объяснений. Прежде всего, первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах.

Законодатель, при формировании закона, допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учёл сложившиеся разночтения тарификации услуг Госорганов. Всё это привело проблемам в развитии ЖНК, хотя есть ряд хорошо работающих кооперативов. Как правило, успешные ЖНК работают в регионах, где они пользуются поддержкой местных администраций, охватывают большие территории, имею большую численность кооператоров. Стабильность работы им обеспечивают Договора о сотрудничестве с местными строительными предприятиями, которые соглашаются проводить пересчёт вносимых денежных сумм в квадратные метры, по текущим ценам, сохраняя их потенциал, уберегая их от инфляции.

Результаты успешно работающих кооперативов, говорят об их эффективности. Учитывая, что в регионах и на сельских территория, нет других вариантов решения проблемы жилья, стоимость получаемой денежной помощи рекордно низка, удобна и доступна для всех категорий граждан, такой вариант нуждается во внимании и применении. Учитывая, что ЖНК является некоммерческой организацией социальной направленности, необходимо установить соответствующие отношения с местными администрациями. Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов.

Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «чёрных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтённых платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без Договоров, без гарантий, где все расчёты ведутся в наличной форме. Сегодня в РФ строится более 40 млн. м2 малоэтажного жилья и большая часть построенного, выполнена без Договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения.

По планам Минстроя РФ, объёмы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой», как минимум на 20-30 млн. м2 жилья в год! Так что программа развития деятельности ЖНК, это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей. Необходимо законодательно, закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК, в соответствии с программами строительства жилья.

Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития. Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации. Это комплексная задача и её решение должно быть организовано совместными усилиями бизнеса, Государства и общественных организаций региона.

Только такой синтез позволит решить проблемы жилья для социально значимых групп населения, можно будет организовать системную замену старого жилого фонда на современное жилище и обеспечить население комфортным, современным, экологическим жильём по доступным ценам. Все элементы такого объединения нами опробованы, все они показали свою эффективность, дело за руководством регионов.