Ппвс 24

Является ли председатель правления ТСЖ или ЖСК должностным лицом?

В последнее время вопрос этот всплывает особенно часто. А повод для дискуссий возникает, как правило, в том случае, если закон не дает однозначного ответа, либо нормы невнятны. И тогда жители, власти, суды, да и сами председатели трактуют их, кто во что горазд.

Взять, к примеру, Жилищный кодекс. В разделе V о жилищных и жилищно-строительных кооперативах в ст. 16. 1 изложены требования к должностным лицам жилищного кооператива. По мнению законодателя, это председатель и члены правления, бухгалтер. В разделе VI о ТСЖ аналогичной статьи нет, но в ст. 149 написано, что председатель дает указания должностным лицам товарищества. При этом не сказано, кого к ним относить, и является ли он сам таковым. И в том, и в другом случае председатель не назначается кем-то сверху, а избирается правлением. Но подписывает финансовые и юридические документы, как и назначаемый руководитель любой коммерческой организации. Однако последний несет персональную ответственность, его могут оштрафовать и даже посадить. Председателя правления ЖСК или ТСЖ привлечь сейчас к персональной административной ответственности практически невозможно – суды и прокуратуры не считают его должностным лицом. Взыскания обычно накладывают на юридические лицо – товарищество или кооператив. В этом случае, даже если провинился лично председатель, то административные штрафы придется оплачивать всем собственникам. Это стало особенно актуально сейчас в связи с ужесточением государственного контроля в сфере управления многоквартирными домами.

Действительно, в Жилищном кодексе нет определения, является ли председатель правления ТСЖ должностным лицом. А это принципиально, потому что является решающим фактором при рассмотрении исков в судах. В то же время, независимо от того, должностное он лицо или нет, на него все равно должна распространяться административная ответственность только на том основании, что он является руководителем юридического лица.

Свою лепту в путаницу вносят и налоговые органы, которые в последнее время в регистрационных документах ТСЖ вместо «руководитель» указывают «председатель». Формально, если председатель не считается руководителем, то в этом случае он не имеет права подписывать ни один документ, исходящий от организации. В то же время, если поставил подпись, то и отвечай за то, под чем расписался!

В ТСЖ председатель правления не издает приказы как руководитель. Он председательствует во время заседания правления, а решение оформляется протоколом. В то же время, согласно п. 2 ст. 149 Жилищного кодекса, он вправе подписывать платежные документы и совершать сделки.

Более-менее прояснил ситуацию Пленум Верховного суда РФ (№ 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). В п. 11 постановления сказано, что следует отличать должностных лиц, на которых распространяется действие Уголовного кодекса, от лиц, осуществляющих функции управления, под таковыми понимаются организационно-правовые и административно-хозяйственные функции. Председатель эти функции выполняет. К примеру, бухгалтерскую и иную документацию подписывает лично он, а не правление коллективно.

В постановлении растолковано понятие «единоличный исполнительный орган». По мнению Пленума Верховного суда, это может быть председатель совета директоров, председатель правления жилищного кооператива. К ним применяются наказания как к должностным лицам – из личного дохода. При этом Высший арбитражный суд в одном из своих решений счел доказанным, что генеральный директор в качестве должностного лица не имеет права работать без заработной платы. Однако если считать должностным лицом председателя, то Жилищным кодексом предусмотрено вознаграждение по решению общего собрания. То есть, денежная выплата возможна, если на это согласятся собственники, но не обязательна.

Судя по тому, что суды и прокуратуры не признают председателей правлений должностными лицами, высшим судебным инстанциям не удалось расставить точки над «и».

Председатель правления в ЖСК, ТСЖ – должность, специфичная тем, что она выборная! Должностное лицо назначают на должность. В приказе пишут – принят, назначен. Но не может быть в природе приказа – назначить, к примеру, Иванова председателем правления. Председатель избирается правлением для выполнения обязанностей по общественной должности, которая первоначально не предусматривает заработной платы. Он отвечает за выполнение обязанностей, которые ему предписаны уставом и поручены членами организации, которые его выбрали, за финансовые средства, которые проходят через его руки и только после его подписи куда-то попадают. Кроме того, как руководитель юридического лица он ответственен перед налоговой инспекцией, перед всеми контролирующими органами.

Лилия Позднякова

История российских Конституций

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений — разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.