Постановление правительства о казначейском сопровождении контрактов

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2019 г. № 1819

МОСКВА

Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 декабря 2019 г. № 1819

ПРАВИЛАказначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, указанных в пункте 7 части 2 (с учетом положений частей 3 — 6) статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся головными исполнителями (исполнителями) в значении, определенном Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» (далее соответственно — головной исполнитель, исполнитель), при осуществлении расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (далее — государственный контракт), а также по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных контрактов (далее соответственно — контракт (договор), средства).

Положения настоящих Правил, установленные для головных исполнителей (исполнителей), распространяются на их обособленные (структурные) подразделения.

2. Операции по зачислению и списанию средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на открытых в установленном Федеральным казначейством порядке лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, головным исполнителям (исполнителям) в территориальных органах Федерального казначейства (далее соответственно — лицевой счет, порядок открытия лицевых счетов).

3. Каждому государственному контракту в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» присваивается идентификатор государственного контракта.

Идентификатор государственного контракта подлежит указанию в платежных документах (за исключением платежных документов на оплату государственных контрактов, контрактов (договоров), содержащих сведения, составляющие государственную тайну), а также документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств головного исполнителя (исполнителя) и перечень которых определяется Министерством финансов Российской Федерации для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — документы-основания).

4. Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах, осуществляются после проведения в соответствии с разделом IV настоящих Правил территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства.

5. Информация об операциях по зачислению и списанию средств, отраженных на лицевых счетах (в разделах лицевых счетов), а также иная информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренная настоящими Правилами, размещается в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство.

II. Порядок приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов при казначейском сопровождении средств

6. Территориальный орган Федерального казначейства при открытии лицевого счета в течение 2 рабочих дней со дня представления головным исполнителем (исполнителем) документов, необходимых для открытия лицевого счета, осуществляет проверку информации о головном исполнителе (исполнителе) на соответствие требованиям, установленным порядком открытия лицевых счетов, и критериям приостановления открытия лицевых счетов, установленным Федеральным казначейством по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

7. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки, предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил:

а) в случае положительного результата проверки осуществляет открытие лицевого счета;

б) в случае отрицательного результата проверки приостанавливает открытие лицевого счета и направляет уведомление о приостановлении открытия лицевого счета с указанием причины приостановления по форме, установленной Федеральным казначейством:

государственному заказчику (головному исполнителю) при открытии лицевого счета головному исполнителю;

головному исполнителю (исполнителю) при открытии лицевого счета исполнителю;

исполнителю, осуществляющему функции заказчика по контракту (договору), заключенному им с другим исполнителем (далее — исполнитель-заказчик), и исполнителю, которому открывается лицевой счет, при открытии лицевого счета исполнителю.

8. Государственный заказчик (головной исполнитель, исполнитель-заказчик) не позднее 2-го рабочего дня со дня получения от территориального органа Федерального казначейства уведомления, предусмотренного подпунктом «б» пункта 7 настоящих Правил, направляет в территориальный орган Федерального казначейства, принявший решение о приостановлении открытия лицевого счета, информацию о подтверждении открытия лицевого счета или об отказе в его открытии по форме, установленной Федеральным казначейством.

9. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления от государственного заказчика (головного исполнителя, исполнителя-заказчика) информации в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил:

а) осуществляет открытие лицевого счета головному исполнителю (исполнителю) в случае подтверждения открытия лицевого счета;

б) возвращает головному исполнителю (исполнителю) представленные в соответствии с порядком открытия лицевых счетов документы в случае отказа в открытии лицевого счета головному исполнителю (исполнителю).

10. Территориальный орган Федерального казначейства открывает лицевой счет в случае отсутствия в течение 3 рабочих дней информации от государственного заказчика (головного исполнителя, исполнителя-заказчика) о подтверждении открытия лицевого счета или об отказе в его открытии.

11. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после открытия лицевого счета или отказа в его открытии направляет в соответствии с положениями настоящего раздела в Федеральную службу по финансовому мониторингу по форме, установленной Федеральным казначейством, уведомление об открытии лицевого счета головному исполнителю (исполнителю) или об отказе в его открытии.

III. Режим лицевого счета

12. Режим лицевого счета предусматривает:

а) осуществление операций по зачислению и списанию средств при указании в платежных документах, в государственном контракте, контракте (договоре), а также в документах-основаниях идентификатора государственного контракта;

б) осуществление операций по зачислению на лицевые счета (в разделы лицевых счетов) и списанию средств с лицевых счетов (разделов лицевых счетов), за исключением списания средств с лицевых счетов (разделов лицевых счетов) на счета, открытые в кредитной организации:

головному исполнителю — в целях перечисления средств в согласованном с государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе», для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, цена которого в соответствии с указанным порядком определена с применением затратного метода или метода индексации по статьям затрат либо в иных порядке и размере, определенных условиями государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения государственного контракта является принятая государственным заказчиком продукция (товары, работы, услуги);

головному исполнителю (исполнителю):

в целях оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), источником финансового обеспечения которых являются средства, в случае если головной исполнитель (исполнитель) не привлекает для поставки таких товаров (выполнения таких работ, оказания таких услуг) иных исполнителей, при условии представления документов-оснований или реестра документов-оснований по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (далее — реестр документов-оснований), с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в платежном документе);

в целях возмещения произведенных расходов (части расходов) при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов), а также документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в платежном документе), если условиями государственного контракта, контракта (договора) предусмотрено возмещение произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов);

в целях оплаты обязательств по накладным расходам по государственному контракту, контракту (договору);

в целях осуществления выплат в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

в целях оплаты обязательств по осуществлению расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по выплатам лицам, не состоящим в штате головного исполнителя (исполнителя), привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении средств, при условии перечисления удержанных налогов и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствии со сроками, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации;

в целях оплаты обязательств по осуществлению расчетов по социальным выплатам и иным выплатам в пользу работников (кроме выплат, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта);

в целях оплаты контракта (договора), предметами которого являются приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписка на периодические издания, аренда, осуществление работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций и сооружений, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также осуществление страхования в соответствии со страховым законодательством Российской Федерации и услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;

в целях оплаты контракта (договора), заключенного на сумму 300 тыс. рублей и менее;

исполнителю — в целях перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора) в случае, если условиями контракта (договора) предусмотрены этапы исполнения) и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг) или иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора);

в) перечисление в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации, средств, за исключением средств, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, которое осуществляется с лицевых счетов на счета в кредитных организациях, открытые головным исполнителям (исполнителям), после получения от государственного заказчика территориальным органом Федерального казначейства уведомления государственного заказчика о полном исполнении государственного контракта в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (далее — уведомление о полном исполнении государственного контракта).

13. Уведомление о полном исполнении государственного контракта не позднее 10-го рабочего дня со дня полного исполнения государственного контракта направляется государственным заказчиком в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств для последующего направления этого уведомления этим территориальным органом Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня со дня его поступления от государственного заказчика в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета головному исполнителю (исполнителю).

14. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после отказа в принятии к исполнению платежных документов направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу по форме, установленной Федеральным казначейством, уведомление об отказе в принятии к исполнению платежных документов при каждом случае нарушения режима счета, установленного пунктом 12 настоящих Правил.

IV. Санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств

15. Санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (далее — сведения), утверждаемыми в соответствии с настоящим разделом по решению государственного заказчика (головного исполнителя (исполнителя-заказчика) на срок действия государственного контракта, контракта (договора).

В сведениях указываются источники поступлений средств с соответствующими им кодами «Средства по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей» (код 7900), «Средства по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 300 тыс. рублей в рамках исполнения государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа» (код 7990), «Средства по государственным контрактам, заключаемым на сумму более 300 тыс. рублей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях реализации государственного оборонного заказа» (код 9700), «Средства по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 300 тыс. рублей в целях исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях реализации государственного оборонного заказа» (код 9770) (далее — код источника поступления средств), а также направления расходования средств с соответствующими им укрупненными кодами, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (далее — укрупненный код направления расходования средств), исходя из предмета государственного контракта, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения государственного контракта, при осуществлении головным исполнителем (исполнителем) расходов за счет средств.

16. Соответствие источников поступлений и направлений расходования средств, указанных в сведениях, целям их предоставления обеспечивается при утверждении в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе сведений:

для головного исполнителя — государственным заказчиком либо головным исполнителем в соответствии с условиями государственного контракта или в случае представления головным исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства разрешения государственного заказчика на утверждение сведений указанным головным исполнителем;

для исполнителя — головным исполнителем (исполнителем-заказчиком) либо исполнителем в соответствии с условиями контракта (договора) или в случае представления исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства разрешения головного исполнителя (исполнителя-заказчика) на утверждение сведений указанным исполнителем;

для обособленного (структурного) подразделения головного исполнителя (исполнителя) — государственным заказчиком, головным исполнителем (исполнителем-заказчиком) либо головным исполнителем (исполнителем), создавшими указанное обособленное (структурное) подразделение, в случае представления обособленным (структурным) подразделением головного исполнителя (исполнителя) в территориальный орган Федерального казначейства разрешения государственного заказчика, головного исполнителя (исполнителя-заказчика) на утверждение сведений.

Сведения, содержащие направления расходования средств на перечисление прибыли по государственному контракту, контракту (договору), фиксированный размер которой условиями государственного контракта, контракта (договора) не определен, утверждаются в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе:

для головного исполнителя — государственным заказчиком;

для исполнителя — головным исполнителем (исполнителем-заказчиком);

для обособленного (структурного) подразделения головного исполнителя (исполнителя) — государственным заказчиком, головным исполнителем (исполнителем-заказчиком).

17. Государственный заказчик (головной исполнитель, исполнитель-заказчик) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления от головного исполнителя (исполнителя) сведений утверждает их или направляет головному исполнителю (исполнителю) уведомление об отказе в утверждении сведений в случае, если источники поступлений и направлений расходования средств, указанные в сведениях, не соответствуют целям их предоставления, с указанием п

Покупка и продажа имущественных прав

Нередко компании приобретают имущественные права (участие в долевом строительстве, требования по договору займа и др.) с целью их дальнейшей перепродажи и получения прибыли. О том, как такие операции учитываются при применении упрощенной системы налогообложения, мы расскажем в этой статье.

Расходы на покупку имущественных прав

Закрытый перечень расходов на УСН, на которые разрешено уменьшать полученные доходы, приведен в ст. 346.16 НК РФ. В нем расходы на приобретение имущественных прав не названы. Поэтому такие затраты «упрощенцы» в расходах не учитывают. На это неоднократно указывал Минфин России (см., например, письма от 18.04.2018 № 03-11-06/2/25967, от 19.03.2018 № 03-11-11/16745, от 01.12.2015 № 03-11-11/70011).

С точкой зрения финансистов соглашался и ВАС РФ (определения от 27.01.2012 № ВАС-15173/11, от 08.12.2010 № ВАС-13295/10). А недавно ее поддержал Верховный суд РФ. В Определении от 09.04.2018 № 309-КГ17-23668 высшие арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Предприниматель на УСН занимался реализацией имущественных прав на квартиры в строящихся домах. Затраты на приобретение этих прав он учитывал в расходах. Обнаружив данный факт в ходе проверки, налоговики доначислили налог, а также начислили пени и штраф. Бизнесмен обратился в суд.

В суде предприниматель указал, что не оспаривает позицию об отсутствии в перечне расходов, установленных п. 1 ст. 346.16 НК РФ, затрат на приобретение имущественных прав. Однако в п. 2 ст. 346.17 НК РФ сказано, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. Из этой нормы следует, что затраты, понесенные после оплаты имущественных прав, признаются расходами. Таким образом, между указанными нормами существует противоречие, которое должно толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Суды трех инстанций, а затем и Верховный суд, с такой трактовкой положений НК РФ не согласились. Арбитры указали, что в отличие от общей системы налогообложения, для налогоплательщиков, находящихся на УСН, предусмотрен исчерпывающий перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. Это обусловлено особенностями данного спецрежима, применение которого носит добровольный характер.

Суды отметили, что положения п. 1 ст. 346.16 НК РФ направлены на согласование интересов государства и налогоплательщиков, которые вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, выбирая подходящий для этого налоговый режим с учетом особенностей осуществляемой ими деятельности. Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ не расширяет перечень расходов, перечисленных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Он лишь устанавливает критерии, которым должны соответствовать данные расходы для их учета при определении налоговой базы по УСН.

Таким образом, поскольку затраты на приобретение имущественных прав не названы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, предприниматель не вправе был учитывать их в составе расходов, уменьшающих полученные доходы.

Обратите внимание: в арбитражной практике есть решение, в котором суд признал правомерным учет затрат на приобретение имущественных прав в расходах на УСН. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 № А74-2378/08-Ф02-1138/09 также была рассмотрена ситуация, связанная с уступкой права требования на строящуюся квартиру. Суд указал, что в п. 1 и 2 ст. 346.17 НК РФ имущественные права обозначены законодателем как в качестве объекта реализации, так и в качестве объекта приобретения и последующей продажи. В названных правовых нормах продекларирован принцип соотносимости расходов на приобретение имущественного права с доходом от его реализации. В связи с этим довод о том, что расходы на приобретение имущественного права не могут быть включены в состав расходов, противоречит приведенным выше нормам. По мнению суда, приобретенное имущественное право следует расценивать как товар, предназначенный для дальнейшей реализации. И в соответствии с правилами п. 2 ст. 346.17 НК РФ — учитывать в расходах по мере реализации.

На наш взгляд, такой подход противоречит как вышеуказанной позиции Верховного суда РФ, так и положениям Налогового кодекса. Дело в том, что в целях налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). А под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Как видите, исходя из этих положений НК РФ имущественные права не относятся к товарам. Соответственно, затраты на их приобретение не могут быть отнесены к расходам по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, предусмотренным подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 24.08.2011 № 03-11-11/218).

Доходы от реализации имущественных прав

Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения «упрощенцы» учитывают доходы по правилам, установленным п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В подпункте 1 п. 1 ст. 248 НК РФ названы доходы от реализации имущественных прав. Поступления за реализованные имущественные права в денежной и натуральной форме представляют собой выручку (ст. 249 НК РФ).

В упрощенной системе доходы учитываются кассовым методом. Датой их получения считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, на момент поступления денег от покупателя за реализованные ему имущественные права всю их сумму нужно включить в состав доходов.

Несмотря на вышеуказанные положения Налогового кодекса, на практике между компаниями и налоговиками возникают споры о том, нужно ли учитывать в «упрощенных» доходах суммы, полученные от покупателей при передаче им имущественных прав. Рассмотрим две распространенные ситуации, связанные с продажей:

— права требования по договору долевого участия в строительстве;

— права требования по договору займа.

Продажа права требования по договору долевого строительства

Существует позиция, согласно которой договор уступки права требования на строящуюся квартиру носит инвестиционный характер. Она базируется на разъяснениях, данных ВАС РФ в определениях от 30.05.2008 № 3846/08, от 31.03.2008 № 3852/08. Суть позиции заключается в следующем.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Таким образом, договор долевого участия в строительстве является инвестиционным.

Статьей 6 вышеуказанного закона инвесторы могут передать физическим и юридическим лицам по договору свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты. Следовательно, поскольку договор долевого участия в строительстве является инвестиционным, то отношения по передаче имущественного права по договору уступки также носят инвестиционный характер. Ведь при этом изменяется не характер первоначального обязательства, а только его стороны.

На основании этой позиции некоторые компании применяют к уступке прав по долевому строительству положения подп. 4 п. 2 ст. 39 НК РФ, согласно которым передача имущества, носящая инвестиционный характер, не является реализацией. И есть судебные решения, поддерживающие такой подход.

Так, в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2010 по делу № А32-48079/2009-19/863, арбитры пришли к выводу, что поскольку переуступка прав на квартиру носит инвестиционный характер, компания правомерно учитывала в доходах на УСН только разницу между выручкой от продажи прав и расходами на их приобретение.

Этот спор дошел до Президиума ВАС РФ (постановление от 15.02.2011 № 13295/10). И высшие арбитры не согласились с нижестоящими судами. Президиум ВАС РФ указал, что в подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ раскрыто содержание понятия передачи имущества, носящей инвестиционный характер. К таким операциям относится только внесение вклада в уставный капитал, вклада по договору простого товарищества и паевых взносов в паевые фонды кооперативов. Уступка требований к застройщикам по предоставлению квартир совершается не с целью передачи прав как инвестиций, а в рамках сделок по их продаже. Поэтому такая операция не может квалифицироваться как имеющая инвестиционный характер. И компания, находящаяся на УСН, должна учитывать в доходах всю выручку, полученную от реализации имущественного права требования по договору долевого участия на покупку квартиры.

Минфин России придерживается такого же мнения (письма от 30.10.2014 № 03-11-06/2/55025, от 02.06.2011 № 03-11-11/145).

Продажа права требования по договору займа

При применении УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Среди таких доходов названы средства, полученные в счет погашения заимствований по договорам кредита или займа (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Считая, что вырученные от уступки прав по договору займа суммы фактически представляют собой возвращенные заемные средства, некоторые компании не учитывают их в доходах при применении УСН.

Например, в деле, рассмотренном ФАС Центрального округа от 22.05.2014 № А48-3497/2013, предприниматель на УСН не включил в состав доходов средства, полученные от уступки права требования по договору займа. Налоговики доначислили ему налог, и суды трех инстанций их поддержали. Они исходили из того, что средства, полученные предпринимателем, представляют собой выручку от реализации имущественных прав, которая на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ включается в состав доходов на УСН.

С таким подходом согласны и специалисты Минфина России (письмо от 25.01.2012 № 03-11-11/11).

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019‑2020 годах

В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 и 2020 году регулируется постановлением от 30.12.18 № 1765, постановлением от 28.12.18 № 1702 (для государственного оборонного заказа) и Федеральным законом от 29.11.18 № 459-ФЗ о бюджете на 2019 год. Согласно этим документам казначейское сопровождение требуется:

  • в госзакупках на суммы 100 млн. рублей и более;
  • в гособоронзаказе.

Сведения о том, что госзакупка проходит с казначейским сопровождением, указываются, в частности, в извещении о закупке и в самом государственном контракте.

Получать уведомления только о торгах без казначейского сопровождения

При таких госзакупках заказчик дополнительно требует от поставщика или подрядчика:

  • указать субподрядчиков;
  • открыть казначейские счета (себе и субподрядчикам);
  • предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

СПРАВКА. Идентификатор госконтракта (ИГК) — это уникальный двадцатизначный цифровой код, который формирует заказчик. С 1 июля 2017 победители торгов должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику.

Как работает казначейское сопровождение

Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.

  1. У каждого территориального подразделения Федерального казначейства есть счет в Центральном банке. На этот счет заказчик переводит аванс, предусмотренный госконтрактом.
  2. После заключения госконтракта выпускается акт о том, на какое территориальное подразделение казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается казначейский счет.
  3. Для получения средств поставщик представляет казначейству все подтверждающие документы: госконтракт и «первичку» по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Удостоверившись в целевом расходовании денежных средств, казначейство перечисляет необходимую сумму поставщику.

При этом целевые деньги не перечисляются:

  • в качестве взносов в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика);
  • на депозитные счета;
  • на банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

ВАЖНО. Заказчик может перечислять средства авансом и по факту расходов поставщика. При авансовой оплате поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а казначейство его оплачивает. При оплате по факту поставщик представляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на банковские счета поставщика.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта (ИГК).

Бесплатно заполнить платежку в бухгалтерском веб‑сервисе

Что может проверить казначейство

При сопровождении контрактов казначейство может проверить:

  • соответствие объема фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдение предусмотренных контрактом сроков;
  • факт поставки товара;
  • соответствие фактического размера прибыли указанному в контракте;
  • соответствие цены товара его себестоимости.

При этом казначейство не ограничивает поставщика или подрядчика выбор соисполнителей или подрядчиков. Поставщики и подрядчики выбирают их самостоятельно, под свою ответственность.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Казначейское сопровождение госконтрактов — это дополнительный способ контроля за их выполнением. Это несколько усложняет работу поставщиков:

  1. Чтобы получить деньги на выполнение госконтракта, поставщику нужно оформлять дополнительный пакет документов.
  2. Представительства Федерального казначейства есть не во всех городах. Поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов, возможно, придется тратить дополнительное время на поездки. Но решением этой проблемы может стать электронный документооборот.
  3. Общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

В то же время у казначейского сопровождения госконтрактов есть и ряд неоспоримых достоинств:

  1. Прозрачность исполнения контрактов. Особенно это актуально для закупок, на которые привлекают много соисполнителей и субподрядчиков;
  2. Недобросовестные поставщики предпочитают не связываться с госконтрактами, где требуется казначейское сопровождение;
  3. Гарантированное получение средств (заказчик заранее переводит авансы на свой казначейский счет).