Постановление об обращении взыскания

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ по новым правилам

Скачать законопроект об изменении ст. 31 44-ФЗ

Новые правила для проверки поставщиков на соответствие

Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 31 об общих условиях допуска к участию в торгах 44-ФЗ, — госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Подробнее, как проверять поставщиков, в статье: «Как проверить соответствие участника общим требованиям».

Эти меры направлены на недопущение к закупкам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.

С 01.01.2021 вступает в силу постановление правительства №917 от 18.07.2019, которое предусматривает, что в ЕИС автоматически формируется информация о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства по ст. 19.28 КоАП. Следовательно, и изменения в ст. 31 закона о контрактной системе заработают с 2021 года.

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.

У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто решил участвовать в закупке, установлены ст. 31 закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые (общие) требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона №127 от 26.10.2002) и не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверяют участника на банкротство на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения подтверждают декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые прямо связаны с закупочной деятельностью по ст. 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя должны отсутствовать административные наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании и главному бухгалтеру и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участника ранее осудили за такие правонарушения, но судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик вправе участвовать в закупочной деятельности.
  5. Лицо, принимающее участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (приказ Минфина №108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (письмо Минфина №24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо учитывать, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. Нет прочих ограничений для участия (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом №504 от 31.12.2017).

Соответствие этим параметрам подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона п. 3—9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, которая не всегда формируется с помощью функционала электронной площадки. Подробнее об этом в статье: «Образец декларации о соответствии участника 2020 года».

По ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона №44, заказчик вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Если же говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с постановлением правительства №99 от 05.04.2015, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Есть и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в закупочной сфере.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон №223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к поставщику по 223-ФЗ, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. В Положении этого заказчика указано, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и положительная деловая репутация. А заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР с помощью сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе №44 нет никаких указаний на то, что участники должны сертифицировать деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждают такую добросовестность в свободной форме (письмо ФАС №ИА/71669/18 от 07.09.2018, письмо Минэкономразвития №ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона №223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (письмо ФАС №СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

Многие учреждения злоупотребляют полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования: связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Некоторые заказчики требуют соблюдения особых условий для формы и содержания заявки, наличия выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходят из этой ситуации через разработку типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2010 N 175-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 29.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В пп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Что является местом совершения административного правонарушения?

.. При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Определение подсудности дел о правонарушениях в форме бездействия (неисполнения установленной правовым актом обязанности)

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Изменением подсудности по ходатайству лица. Важны ли причины?

Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

Основания для отказа в удовлетворении ходатайства о передаче дела для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности

Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, в частности, относятся:

  • возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
  • установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
  • возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Исключительная территориальная подсудность не может быть изменена по ходатайству лица. При совокупности критериев суд устанавливает приоритет между нормами статьи 29.5 КоАП РФ

По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

Судья передает дело по подведомственности в случае, если его рассмотрение не относится к его компетенции

Если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (часть 2 статьи 202 АПК РФ).

Дело подлежит рассмотрению судьей по месту нахождения структурного подразделения, проводившего административное расследование

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

В каких случаях право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено?

«Вопрос 9: В каких случаях судья (должностное лицо) может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица?

Ответ: … Произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается.

При этом в определении об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении, в частности, в следующих случаях:

1) при проведении по делу об административном правонарушении административного расследования, поскольку в данном случае на основании части 2 статьи 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

2) при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6, статьи 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) если производство ведется по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена законом субъекта Российской Федерации;

4) если лицо привлекается к административной ответственности за нарушение скоростного режима на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, когда по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено повышение скорости на этих участках дорог или полосах и установлены соответствующие знаки (пункт 10.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с последующими изменениями и дополнениями));

5) при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;

6) при установлении фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении этим лицом ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по каким-либо основаниям, а впоследствии о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства. Такое поведение приводит к необоснованному нарушению баланса публичных и частных интересов;

7) если адрес, указанный в ходатайстве, не совпадает с адресом, указанным при составлении протокола об административном правонарушении, и при этом не представлены доказательства об изменении адреса места жительства».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол об административном правонарушении, который направляется на рассмотрение по подведомственности

«Вопрос 11: Вправе ли должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, при возбуждении им дела об административном правонарушении обсудить ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Из системного толкования ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и ч. 6 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.

В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение по подведомственности в сроки, предусмотренные статьей 28.8 КоАП РФ».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Суд обязан удовлетворить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства

«Вопрос 13: Может ли судья отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (ч. 4 ст. 29.5 Кодекса).

Указанные нормы предусматривают альтернативную подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Поскольку лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, — также право на рассмотрение дела по месту учета транспортного средства, право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Можно ли ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства направить в суд телеграммой?

«Вопрос 4. Может ли судья, орган, должностное лицо отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в случае, если такое ходатайство было направлено в суд телеграммой?

Ответ: …Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.

В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Поэтому в случае заявления ходатайства путем направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 (далее — Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для ее пользователей.

В соответствии с п. 44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.

В связи с тем, что информация о месте жительства (адресе) лица, заявившего ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, а также о его фамилии, имени и отчестве является необходимой для идентификации его как участника производства по делу об административном правонарушении и решении вопроса о направлении дела по территориальной подсудности в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, данные сведения должны быть указаны в тексте телеграммы в обязательном порядке.

По общему правилу, ходатайство, заявленное в письменном виде, помимо сведений о лице, его заявившем, должно содержать и подпись такого лица.

Учитывая вышеизложенное, телеграмма заявителя о подаче соответствующего ходатайства должна быть оформлена в соответствии с п. 51 Правил, то есть его подпись должна быть заверена оператором связи.

На бланке телеграммы вида «заверенная оператором связи» делаются служебные отметки — выписки из документов, удостоверяющих личность отправителя. Все заверяющие записи, сделанные оператором связи, включаются в текст заверенной телеграммы (п. 51).

Таким образом, ходатайство по делу об административном правонарушении должно быть подано путем направления в суд телеграммы с учетом перечисленных выше требований.

При условии, что в телеграмме содержатся указанные выше сведения о таком лице и его подпись, заверенные в установленном порядке оператором связи, а также отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Судья, отменяя постановление мирового судьи, не вправе направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка

Вопрос 2. Вправе ли председатель, его заместитель либо судья вышестоящего суда при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, отменить такое постановление, направив дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка?

Ответ. По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

… Произвольное изменение предусмотренных ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ правил территориальной подведомственности свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным судьей.

Исходя из взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении.

При этом в ст. 29.2 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, к числу которых не отнесен факт предыдущего участия этих лиц в рассмотрении того же дела.

Таким образом, председатель, его заместитель или судья вышестоящего суда при рассмотрении жалобы (протеста) как на не вступившее, так и на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей с соблюдением правил территориальной подведомственности, отменив такое постановление, не вправе направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка, поскольку иное свидетельствует о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным судьей.

Как выделить земельную долю в земельном участке сельскохозяйственного назначения?

В 1990-х годах в России прошли масштабные преобразования, связанные с наделением работников колхозов и совхозов сельскохозяйственной землёй. В результате чего граждане получили от государства никак не выделенные из общего долевого владения такой землей земельные доли (паи).

Распоряжаться неосязаемой долей – проблематично, поэтому многие владельцы прибегают к выделу своего пая в натуральном эквиваленте, в виде конкретного земельного участка. Необходимость выделиться из общей массы возникает при желании передать свой пай в аренду, продать или подарить лицу, не являющемуся сособственником, или заложить землю в обеспечение кредита. Как это сделать? Давайте разбираться по порядку.

1. Понятие земельной доли

Понятие земельной доли закреплено в статье 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Закона об обороте земель сельхозназначения).

Земельная доля — это доля в праве общей собственности на земельный участок. Причем не любая доля, а только та, которая имеет ряд отличительных признаков:

  • входит в общую собственность на участок только сельхозугодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
  • получена в результате приватизации сельхозугодий до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (до 28.01.2003).

Подробнее Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Фактически земельная доля — это доля в праве общей собственности на весь земельный участок без выделения этой доли на местности, то есть ее границы не установлены.

Документом, удостоверяющим право на земельную долю, являлось свидетельство о праве на земельную долю. Такое свидетельство выдавалось до вступления в силу от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998) местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия с указанием размера земельной доли (пая) без выдела в натуре ( ).

При отсутствии таких свидетельств, документами, удостоверяющими право на земельную долю, являются выписки из принятых до 31.01.1998 решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

Подробнее

После 30.01.1998 переход права на земельные доли (в связи с совершением сделок купли–продажи, дарения, внесения в качестве вклада в уставной капитал сельскохозяйственной организации) подлежит обязательной регистрации в Росреестре, и права новых правообладателей считаются возникшими именно с момента такой регистрации.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные в период с 31.01.1998 до 18.02.1998, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН.

Размер земельной доли может определяться:

  • в виде простой правильной дроби (например, 1/600);
  • в гектарах (например, 15,7 га);
  • в баллах или баллогектарах (например, 5700 б/га).

Подробнее

Баллогектар — это качественная характеристика земли, ее плодородия, и ценности для сельского хозяйства. Впервые, это понятие было упомянуто в письме Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств от 10 января 1992 г. № 3-15/51 «О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан». В нем была предложена методика исчисления, с помощью которой осуществлялось наделение сельхозработников разнородной по качеству землей. Причем данное письмо носило не нормативный характер и по сути было инструкцией, на определенном этапе сельскохозяйственной реформы. В настоящее время эта методика не используется. На размер земельной доли баллогектар влияет опосредованно.

К примеру: плодородие земель везде разное: пашня — самая плодородная, а участок для выпаса скота — не очень. Предположим у Вас есть свидетельство о праве собственности на земельную долю с качеством в 100 баллогектар. Для пашни эти 100 баллогектар могут занять площадь в 100 кв.м, а на пастбищах все 10000 кв.м.

Все эти способы измерения признаются юридически действительными.

2. Особенности совершения сделок с земельными долями

К сделкам, совершаемым с земельными долями, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в общей долевой собственности (ст. 246 – 250 ГК РФ).

В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает 5, то по отношению к земельным долям в таком участке действует особый режим владения, пользования, распоряжения (ст. 12 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Так, без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе:

  • завещать свою земельную долю;
  • отказаться от права собственности на земельную долю;
  • внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности;
  • передать свою земельную долю в доверительное управление;
  • продать или подарить ее исключительно сособственникам или лицу, которое уже использует земельный участок, находящийся в долевой собственности, — члену крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственной организации.

Распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом участник долевой собственности вправе только после выделения земельного участка в счет такой земельной доли. Например:

  • сдать в аренду можно земельный участок, выделенный в счет земельной доли (долей), либо весь земельный участок, включающий 100% долей, поскольку в аренду могут быть переданы только земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, в том числе и находящиеся в долевой собственности (п. 1 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения). То есть сдать в аренду земельную долю нельзя;
  • заложить, поскольку предметом ипотеки может быть только выделенный земельный участок (либо доля в праве на такой участок), но не земельная доля (ст. 5 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

К сведению: владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем 5-ти лиц, может осуществляться в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании (п. 1 ст. 14 Закона об обороте земель сельхозназначения).

3. Процедура образования земельных участков путем выдела в счет земельных долей

Вы, как участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вправе выделить земельный участок (или участки) в счет принадлежащих Вам земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ (ст. 11.2, 11.9) и Законом об обороте земель сельхозназначения (п. 3 ст. 1, ст. 4).

К числу таких требований относятся:

  • сохранение возможности целевого использования земельного участка;
  • соблюдение требований о минимальных и максимальных размерах земельного участка;
  • наличие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки;
  • недопустимость выдела земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
  • образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, и другие.

При выделе земельных долей могут образовываться один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.

Земельные участки в счет земельных долей могут быть выделены 2-мя способами:

  • на основании решения общего собрания участников долевой собственности, которым утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые участки (п.3 ст. 13 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • на основании решения собственника земельных долей в соответствии с утвержденным им проектом межевания земельных участков, и последующим согласованием такого проекта с другими участниками долевой собственности через СМИ (п. 4 ст. 13 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Общее собрание в обязательном порядке должно проводиться при фактическом разделе всего исходного земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. И, напротив, не требуется проведения такого собрания при выделении участка одним собственником или группой собственников.

Рассмотрим процедуру выдела поэтапно:

Этап 1. Подготовка проекта межевания земельных участков.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договор на подготовку проекта межевания земельных участков – документа, определяющего размеры и местоположение границ выделяемых в счет земельных долей участков.

Проект межевания, подлежащий утверждению на общем собрании участников долевой собственности, может быть заказан любым лицом (п. 2 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Заказчиком проекта межевания, утверждаемого собственником земельной доли, является непосредственно такой собственник (п. 4 ст. 13 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Требования к проекту межевания земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. № 388.

Подробнее

Информация для заказчиков проекта межевания:

Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка (или участков), которые могут быть выделены в счет земельной долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (долей), определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю (доли).

Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы. В некоторых случаях в состав проекта межевания включается приложение.

К текстовой части проекта межевания относятся следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • исходные данные;
  • сведения об образуемых земельных участках и их частях;
  • сведения о земельных участках, из которых осуществляется выдел в счет земельных долей (измененные земельные участки), и их частях;
  • сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В состав текстовой части проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

В состав графической части проекта межевания включается раздел «Проектный план».

Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

Документ оформляется на бумажном носителе в количестве не менее 2-х экземпляров. Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе проекта межевания, на проектном плане и на обороте последнего листа проекта межевания.

Этап 2. Утверждение и согласование проекта межевания земельных участков.

Порядок утверждения и согласования проекта межевания земельного участка регламентируется ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения.

Действия на данном этапе зависят от выбранного способа образования земельных участков в счет выдела земельных долей:

  1. На основании решения общего собрания участников долевой собственности:
    • Кадастровый инженер извещает заказчика кадастровых работ, участников долевой собственности на исходный земельный участок и муниципалитет по месту расположения исходного земельного участка о месте и порядке ознакомления с проектом межевания. Такое извещение может либо направляться непосредственно всем заинтересованным сторонам, либо публиковаться в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Подробнее

      Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков должно содержать (п. 8 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения):

      • сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
      • сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
      • кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
      • порядок ознакомления с проектом межевания, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
      • сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания после ознакомления с ним.
    • Проект межевания согласовывается путем ознакомления с ним широкого круга лиц и рассмотрения представленных заинтересованными лицами предложений о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания не может быть менее чем 30 дней до дня его утверждения. При указанном способе образования земельных участков законом не предусмотрена возможность подачи возражений на проект межевания.
    • Муниципалитет извещает участников долевой собственности о проведении общего собрания по вопросу утверждения проекта межевания земельных участков, не позднее, чем за 40 дней до дня его проведения. Подробнее

      Извещение об ознакомлении с проектом межевания входит в срок извещения о проведении общего собрания (за 40 дней), что позволяет на практике совмещать извещение об ознакомлении с проектом межевания с извещением о проведении общего собрания по вопросам утверждения проекта межевания и утверждения состава собственников образуемого земельного участка.

      Извещение об ознакомлении с проектом межевания публикуется кадастровым инженером, а извещение о проведении общего собрания — уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления. Поэтому данные извещения могут быть опубликованы в одном и том же средстве массовой информации рядом, но не могут быть совмещены в одной публикации (одном извещении).

    При наличии достаточного количества присутствующих участников долевой собственности (п.п. 5, 5.1 ст. 14.1 Закона об обороте земель сельхозназначения) проводится общее собрание, на котором могут быть приняты решения:

    • об утверждении проекта межевания, а также об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в образуемых участках;
    • о предложениях по доработке проекта межевания.
  2. На основании решения собственника земельных долей:
    • Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли (долей), и подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемых в счет земельной доли (долей) земельных участков.
    • Извещение о необходимости согласования проекта межевания направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Извещаться участники долевой собственности могут как кадастровым инженером, подготовившим проект межевания, так и собственником выделяемых земельных долей. Подробнее

      Извещение о необходимости согласования проекта межевания должно содержать (п. 11 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения):

      • сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
      • сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
      • кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
      • порядок ознакомления с проектом межевания, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
      • сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
    • В течение 30 дней со дня извещения участники долевой собственности могут направить свои возражения относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков. Подробнее

      Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельных долей участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.

      Указанные возражения направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания, а также в территориальное Управление Росреестра по месту расположения такого земельного участка (п. 13,14 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).

    • При непоступлении в течение установленного срока (в адрес кадастрового инженера и Росреестра) обоснованных возражений от участников долевой собственности относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей участков, проект межевания считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии таких возражений и включить его в состав Приложения проекта межевания.

    Оформленные в порядке, установленном Законом об обороте земель сельхозназначения, возражения являются препятствием для дальнейшего выдела такого земельного участка и проведения кадастровых работ по его образованию. При этом вышеуказанные работы могут быть возобновлены только при условии снятия возражений по волеизъявлению лица, направившего такие возражения, или в судебном порядке. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

Этап 3. Проведение кадастровых работ по образованию выделяемых в счет земельных долей земельных участков.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договор на подготовку межевого плана.

Межевание должно проводиться на основании утвержденного и согласованного проекта межевания земельных участков.

При этом закон допускает наличие погрешности между площадью выделяемого земельного участка, указанной в проекте межевания, и фактической площадью такого участка, полученной при установлении его границ на местности. Такая погрешность может составлять не более чем 10% (п. 16 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Этап 4. Обращение в Росреестр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.

Заявление может быть подано через МФЦ, посредством почтового отправления, а также в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» или официального сайта Росреестра.

Такое заявление может быть представлено как собственником выделяемой земельной доли (долей), так и лицом, уполномоченным на такие действия общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Полномочия этого лица должны быть подтверждены выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления (ч. 10 ст. 47 Закона о государственной регистрации недвижимости).

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • документы, подтверждающие право на выделяемые земельные доли;
  • проект межевания, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности, и заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копию протокола общего собрания об утверждении такого проекта межевания (в случае образования земельных участков на основании решения общего собрания участников долевой собственности);
  • проект межевания, утвержденный решением собственника земельных долей, и заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей участков;
  • межевой план;
  • соглашение об образовании общей собственности на выделяемые земельные участки (в случае если представляется заявление о государственной регистрации общей собственности);
  • согласие арендатора или залогодержателя права аренды на образование выделенных земельных участков (в случае, если исходный земельный участок, из которого осуществляется выдел, был передан в аренду по надлежаще оформленному договору аренды). Представление такого согласия не требуется в случаях, предусмотренных Законом об обороте земель сельхозназначения (п. 5 ст. 14).

Подробнее

Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельных долей и распорядиться им по своему усмотрению.

При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел земельных долей не требуется, и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.).

Государственная пошлина за регистрацию права собственности составит 350 рублей за каждый выделенный в счет земельных долей участок.

По результатам рассмотрения Росреестром представленного заявления и документов, при отсутствии установленных Законом о государственной регистрации недвижимости оснований для приостановления и отказа в регистрации, в ЕГРНбудут внесены сведения об образованных земельных участках и зарегистрировано Ваше право собственности, что подтвердится выданной Вам выпиской из ЕГРН.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого он осуществляется, возникает право собственности на образуемый земельный участок, но утрачивается право долевой собственности на исходный земельный участок сельскохозяйственного назначения. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный исходный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей.

Вам также может быть интересно:

Имущество крестьянского фермерского хозяйства (КФХ): особенности владения, пользования, распоряжения

Как продлить аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности?