Последние изменения в ГК РФ

С 1 июня 2018 года Гражданский кодекс начинает действовать с изменениями.

Федеральным законом № 212-ФЗ, принятым 26 июля 2017, вносятся изменения в первую и вторую части Гражданского Кодекса РФ.

Изменения в первой части ГК

Изменения первой части ГК РФ коснутся в основном разделов о перемене лиц в обязательствах, о порядке заключения договоров. В настоящей статье отражены наиболее значимые из них.

Норма, в которую вносятся изменения

Действующая редакция

Редакция после вступления в силу изменений

Резюме

Абзац 2 пункта 2 ст. 382 – утрачивает силу

Пункт 4 ст. 388 дополнен абзацем

Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.

В новой редакции отсутствует

Если договором был предусмотрен запрет уступки права на получение неденежного исполнения, соглашение об уступке может быть признано недействительным по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона соглашения знала или должна была знать об указанном запрете.

В новой редакции при оспаривании сделки по уступке ограничения, связанные с необходимостью доказывания осведомленности нового кредитора о наличии запрета на уступку, будут действовать только в отношении уступки неденежного исполнения.

Новая норма логично дополнила положение о возможности установления запрета или ограничения уступки права на получение неденежного исполнения в соглашении между должником и первоначальным кредитором.

Статья 386 дополнена

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Должник в разумный срок после получения указанного уведомления обязан сообщить новому кредитору о возникновении известных ему оснований для возражений и предоставить ему возможность ознакомления с ними. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания

Новыми положениями введена обязанность должника сообщать новому кредитору о наличии возражений против уступленных требований. Несообщение должником возражений в разумный срок влечет невозможность ссылаться на них в суде.

Таким образом, пресекаются злоупотребления со стороны должника, направленные на затягивание рассмотрения спора и взыскания с него задолженности.

Пункт 1 статьи 390 дополнен новым абзацем

Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.

Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.

Если иное не предусмотрено законом, договор, на основании которого производится уступка, может предусматривать, что цедент не несет ответственности перед цессионарием за недействительность переданного ему требования по договору, исполнение которого связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, при условии, что такая недействительность вызвана обстоятельствами, о которых цедент не знал или не мог знать или о которых он предупредил цессионария, в том числе обстоятельствами, относящимися к дополнительным требованиям, включая требования по правам, обеспечивающим исполнение обязательства, и правам на проценты.

Для предпринимателей ввели особое правило.

Теперь в договоре уступки можно предусмотреть, что старый кредитор не отвечает перед новым за недействительность уступленного требования. При этом в соглашении об уступке целесообразно максимально описать обстоятельства, известные первоначальному кредитору, которые могут повлиять на действительность требования. Кроме того, можно прямо указать, что цедент не отвечает за недействительность переданного требования, если такая недействительность вызвана обстоятельствами, о которых цедент не знал или не мог знать или о которых он предупредил цессионария.

📌 Реклама Отключить

Изменения во второй части ГК

Вторая часть ГК подверглась более серьезному реформированию. В нее внесены поправки в виде дополнений, а также изложения в новой редакции положений о займах, финансировании под уступку денежного требования, банковском вкладе.

Остановимся на изменениях в положения о заемных обязательствах. Некоторые статьи указанного раздела были изложены в новой редакции, в некоторые из них были внесены изменения:

1. В новой редакции изложена ст. 807 ГК РФ. Ее отличиями от действующей редакции стали:

  • передача в собственность другой стороне помимо денег и вещей, определенных родовыми признаками, еще и ценных бумаг;
  • договор является реальным, если займодавцем является гражданин. Следовательно, заемные отношения между юридическими лицами будут являться консенсуальной сделкой, т.е. сделка будет считать заключенной с момента согласования сторонами суммы займа. В настоящее время договор займа считается заключенным с момента передачи денег;
  • деньги могут быть переданы как заемщику, так и указанному ему лицу. При этом предмет договора займа считается переданным заемщику;
  • возможность сторон отказаться от исполнения договора.
  • Изменениями в ст. 808 законодатель закрепил необходимость заключения договор займа в письменной форме гражданами, если его сумма превышает 10 000 рублей. В действующей редакции такая необходимость установлена при сумме займа, превышающей не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Таким образом, законодатель продолжает исключать из законов привязку сумм к МРОТ.

2. Статья 809 ГК РФ изложена в новой редакции, которая предусматривает:

  • начисление процентов за пользование займом (при отсутствии в договоре условия о размере) по ключевой ставке Банка России (в настоящее время ставка рефинансирования, по которой ранее исчислялись проценты за пользование займом, также равна ключевой ставке);
  • необходимость отражения в договоре условий о размере процентов за пользование займом так, чтобы было возможно определить размер на момент уплаты;
  • увеличение размера беспроцентного займа до 100 000 рублей (в действующей редакции – пятидесятикратный МРОТ);
  • выдачу беспроцентного займа индивидуальным предпринимателям (в действующей редакции не предусматривается);
  • введение нового понятия – «ростовщические проценты». Под такими процентами понимаются проценты, которые в два или более раза превышают обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющиеся чрезмерно обременительными для должника. Размер таких процентов может быть уменьшен судом до размера обычно взимаемые в подобных случаях процентов.

3. В новой редакции изложены также ст. ст. 812,813 ГК РФ.

4. Незначительные поправки внесены в ст. ст. ст. ст. 810, 814, 817, 818, 819, касающихся обязанности заемщика возвратить сумму займа, а также целевого займа.

5. С июня 2018 в ГК из раздела о займах исключены положения о векселе и облигации (статьи 815, 816 ГК).

6. Вводится новое понятие – «публичный депозитный счет». Регулировать отношения по договорам публичного депозитного счета будут ст.ст. 860.11 -860.15.

Такие счета будут открываться исключительно для целей депонирования должником или иным лицом денежных средств в случаях, когда такое депонирование предусмотрено законом. Открывать публичный депозитный счет будут нотариусы, службы судебных приставов и суды. Публичный депозитный счет может быть открыт в российском банке с капиталом не менее 20 млрд руб. Денежные средства, находящиеся на публичном депозитном счете, не могут быть предметом взыскания по долгам владельца счета, бенефициара или депонента.

📌 Реклама Отключить

Санитарно-защитная зона предприятия

Санитарно-защитная зона предприятия и её соблюдение — эта больная тема не только для предприятий, но и для жителей, домовладения которых в силу разных обстоятельств оказались как раз в СЗЗ или на границе СЗЗ.

Сразу попрошу- жителей таких домовладений комментарии с вопросом: А что делать? — не писать.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

пункт 3 статьи 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Санитарная классификация организаций устанавливается СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (документ действующий).

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

пункт 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Таким образом, требование по установлению СЗЗ в вышеуказанном СанПиНе распространяются практически на все предприятия (строящиеся, эксплуатирующиеся) при условии, что они являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. за пределами площадки имеется превышение 0,1 ПДК и/ ПДУ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 в отношении указанных объектов возникает требование:

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Для объектов, вводимых в эксплуатацию:

В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, в течении года с даты вступления в силу указанного Постановления предприятия, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (действующие и вводимые в эксплуатацию) обязаны:

  • провести замеры (только для действующих предприятий)

Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результаты указанных исследований и измерений в срок не более одного месяца со дня их проведения направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган.

пункт 12 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

  • подать заявление об установлении СЗЗ

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

пункт 14 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

  • получить решение об установлении СЗЗ — в течении 15 рабочих дней с даты подачи заявления Роспотребнадзор должен принять решение об установлении СЗЗ и направить решение заявителю.

Далее в течении 2-ух лет предприятиям дается время на:

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Мне интересно — как? Если вокруг сложившаяся жилая застройка с собственниками земельных участков….

В решении об установлении СЗЗ должна содержаться следующая информация:

а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны:

в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

1) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

2) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления.

пункт 5, пункт 18 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

пункт 25 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

И самое важное:

Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

пункт 30 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

Если бы это Постановление приняли намного ранее, сейчас бы не было многочисленных жалоб и недовольства населения из-за того, что их дома находятся «бок о бок» с предприятиями.

Тут возникает интересный момент — реконструкция этих домов (объектов капитального строительства) тоже получается запрещена? Ведь размещение жилой застройки в СЗЗ это один из запретов этого Постановления…

Если это так, ну и конечно, если этот НПА начнут применять на практике, то это просто «катастрофа» для владельцев таких домов…

Интересно Ваше мнение…

И ещё санитарно-защитная зона предприятия уже у кого-то установлена?

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ), согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, формируются вокруг предприятий, деятельность которых связана с загрязнением окружающей среды. При правильном определении размера СЗЗ уровень промышленных загрязнений на ее границе не превышает предельной концентрации (ПДК), поэтому безопасен для жизни и здоровья людей.

Для чего определяют размер санитарно-защитной зоны

Определение санитарной зоны является неотъемлемым этапом получения разрешения на строительство и работу предприятия. Если санзона захватывает на своем протяжении жилую застройку и объекты, указанные в п. п. 2.20-2.27 и 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разрешение на строительство не выдается. Вести застройку можно будет только после уменьшения размера СЗЗ за счет проведения природоохранных мероприятий.

Эта территория, отводимая для защиты людей от вредных выбросов, шума и бактериальных загрязнений, создаваемых опасными объектами, имеет особый режим пользования.

Внутри санитарно-защитной зоны нельзя размещать:

  • жилые дома и другое жилье, предназначенное для постоянного проживания;
  • земли садоводческих и дачных товариществ;
  • рекреационные зоны – парки, лесопарки, скверы;
  • лечебно-оздоровительные объекты — курорты, пансионаты, санатории, турбазы;
  • объекты детского отдыха, детские учреждения;
  • спортивные объекты;
  • источники забора питьевой воды.

Можно размещать:

  • поля для выращивания технических культур, не используемых при производстве продуктов питания;
  • производства, имеющие более низкий класс вредности и меньшую СЗЗ;
  • пожарные депо, торговые и банно-прачечные объекты, гаражи, автостоянки, АЗС;
  • электроподстанции, котельные;
  • объекты, связанные с работой предприятия – лаборатории, административные здания, технические службы, конструкторские бюро, заводские поликлиники, столовые;
  • помещения для размещения дежурного персонала, общежития для сотрудников, работающих вахтами сроком не более 14 дней;
  • коммуникации и ЛЭП;
  • нефте- и газопроводы;
  • источники забора технической воды;
  • очистные сооружения и канализационные станции.

Поскольку территория СЗЗ должна быть озеленена на 40-60%, в зависимости от класса опасности предприятия, на ее территории можно размещать питомники по выращиванию деревьев и кустарников.

Субъекты

Санитарно-защитная зона нужна всем промышленным и хозяйственным объектам, даже относящимся к 5 классу опасности. Исключения:

  • Предприятия малого и среднего бизнеса, находящиеся в городской черте и не влияющие на экологическое состояние. Таким объектам достаточно факта отсутствия загрязнений, подтвержденных лабораторными данными и техпроцессом.
  • Предприятия, находящиеся в промзонах и не контактирующие с нормируемыми территориями;
  • Микропредприятия с численностью персонала до 15 чел.
  • Объекты торговли, услуг и общепита. Этим организациям достаточно разработки проекта по ОВОС- отрицательному воздействию на окружающую среду.
  • Предприятия, удаленные от населённых пунктов и дачных поселков более чем на 10 км, если рядом не находятся другие объекты, которые нельзя размещать в СЗЗ.

Классификация предприятий и объектов, вокруг которых создается СЗЗ

Размеры СЗЗ для предприятий определяются согласно нормам химического и бактериального загрязнения, уровня шума, электромагнитного излучения и ограничений по другим негативным показателям. Поэтому определение их границ проводится согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, P 2.1.10.1920-04.

Объекты, оказывающие вредное влияние на окружающую среду, делятся на пять классов опасности, для каждого из которых определен свой размер санзоны. Чем опаснее объект, тем шире санитарная зона вокруг него:

  • Самая обширная СЗЗ в 2000 м создается вокруг полей, обрабатываемых средствами защиты от вредителей (пестицидами) с применением сельхозавиации.
  • Предприятия первого класса опасности должны иметь СЗЗ 1000 м. К этой категории относятся производство искусственных и синтетических волокон, металла, токсичных химических веществ, полимеров, сажи, добыча руды, нефти и газа, свалки отходов, крупные свиноводческие комплексы, скотомогильники, мусоросжигательные заводы.
  • Предприятия второго класса, негативно влияющие на экологию, имеют СЗЗ — 500 м. Сюда относятся заводы по производству кислот, этилового спирта, парафина, аккумуляторов, удобрений, растительных волокон, кожи.
  • Предприятия третьего класса менее опасны для природы, поэтому имеют СЗЗ — 300 м. К этой категории относятся заводы по производству лаков, ванилина, сахарозаменителей, нефтепродуктов, обуви, каменной соли, торфа.
  • Четвёртый класс имеет защитную зону 100 м. К этой деятельности, оказывающей небольшое негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей, относятся производство мыла, красок, электроприборов, станков, фанеры.
  • К пятому классу предприятий, имеющих СЗЗ 50 м и практически не влияющих на состояние окружающей среды, относится производство спичек, канатов, ковров, шелка, трикотажа.

Небольшие СЗЗ размеров до 100 м формируются вокруг линий ЛЭП, очистных сооружений и пунктов таяния снега.

Для предприятий, не вошедших в классификацию из-за применения новых, недостаточно изученных методик и технологий, размер санзоны определяется индивидуальным решением, выдаваемым:

  • объектам 1-2 кат. – главным санврачом РФ;
  • объектам 3-5 кат. – главным санврачом субъекта РФ.

Показатели, определенные СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, корректируются из-за особенностей местности, направления ветров и специфики работы конкретного предприятия.

Планирование

Планирование размера санзоны происходит на этапе проектирования строительства. При составлении проекта учитывается планируемая деятельность организации, рельеф местности, роза ветров, характеристики находящихся рядом предприятий, расположение близлежащих водоемов и объектов застройки. Проект СЗЗ согласовывается в Ростехнадзоре и центре гигиены и эпидемиологии (ФБУЗ).

После начала работы предприятия размер санзоны определяется натурными исследованиями параметров загрязнения, шума, электромагнитного излучения. Если зона воздействия оказалась больше, предприятию грозят серьезные неприятности, вплоть до приостановки работы. Жители, попавшие в СЗЗ, вправе требовать от предприятия материальной компенсации и даже переселения в районы с нормальной экологической обстановкой.

Увеличение или уменьшение СЗЗ

Поскольку размеры санзон, определенные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, являются ориентировочными, их реальный размер может оказаться меньше или больше нормативного.

Причины увеличения СЗЗ:

  • Установление во время лабораторного контроля превышения допустимой концентрации опасных веществ или уровня шума на границе зоны. Чаще всего такая ситуация наблюдается при применении изношенного оборудования.
  • Использование новых технологий с недостаточно изученным влиянием на окружающую среду.
  • Отсутствие технической возможности очистки выбросов и снижения шума.
  • Размещение жилых построек с подветренной стороны источников загрязнения.

В этом случае размер СЗЗ может быть увеличен до трех раз.

Причины уменьшения размера санитарной зоны:

  • модернизация производства с внедрением новых экологически чистых технологий;
  • установка аппаратуры для очистки выбросов;
  • проведенное озеленение территории объекта и СЗЗ;
  • перепрофилирование предприятия на более экологически чистую продукцию.

В случае уменьшения размера СЗЗ производится новый расчет с определением ее границ.

Подтверждением уменьшения площади санзоны служат:

  • объективные доказательства стабильного снижения уровня загрязнений, подтвержденные наблюдениями и лабораторными анализами, проводившимися не менее чем в течение года;
  • измерения шума в пределах жилой застройки, который не должен превышать гигиенические нормативы.

Сокращать размер ССЗ, основываясь только на расчетах, без проведения технических или лабораторных исследований, запрещено.

Гидрологические санитарные зоны

Охранные зоны окружают не только промышленные, но и водные объекты. В этом случае важно предупредить попадание загрязняющих веществ в воду, засорение и заиление водоемов. Согласно требованиям ст. 111 Водного кодекса, на эти территории, считающиеся водоохраннными (ВОЗ), распространяются ограничения хозяйственной деятельности и застройки.

В ВОЗ, представляющих собой территорию, примыкающую к водоему, выделяется прибрежная полоса с особым природоохранным режимом. Для рек и ручьев ее размер определяется длиной водного объекта:

  • менее 10 км – 0,05 км;
  • 10-50 км – 0,1 км;
  • 50-100 км – 0,2 км;
  • 100-200 км – 0,3 км;
  • 200-500 км – 0,4 км;
  • более 500 км – 0,5 км.

Размер прибрежной полосы у речного истока составляет 0,05 км. Такие же охранные параметры имеют озера и пруды. Если водоем имеет ценное рыбопромысловое значение, минимальный размер окружающей его ВОЗ составляет 0,1 км.

В районе прибрежных полос запрещены:

  • опрыскивание посевов с помощью сельхозавиации;
  • применение химикатов и удобрений;
  • складирование отходов, навоза и мусора;
  • устройство складов для хранения ГСМ, ядохимикатов, навоза;
  • размещение животноводческих ферм и скотомогильников;
  • мойка автомобилей;
  • стоянка машин, за исключением спецтехники;
  • распашка земли и землеройные работы.

Разрешается:

  • Строительство при соблюдении мер, обеспечивающих защиту водоема от токсичных стоков и загрязнений.
  • Размещение объектов водоснабжения отдыха, рыболовства, охоты, сооружения водозаборов, причалов и гидротехнических сооружений. Все эти работы проводятся только при наличии разрешения на пользование водным объектом, выданного местными органами власти.

Соблюдение требований ВК возлагается на водопользователей, которые должны содержать прибрежную полосу в порядке, не загрязняя ее.

Документы, необходимые для процедуры

  • сведения о предприятии – адрес, направление деятельности, класс опасности, присвоенный при регистрации в Ростехнадзоре;
  • карта прилегающей местности с отметкой границ предприятия, расположения других организаций, жилой застройки, источников водозабора, водоохранных и природоохранных зон;
  • документы, описывающие техпроцесс используемое сырье и материалы, применяемое оборудование, образующиеся отходы и выделяющиеся вредные вещества;
  • карты расположения промплощадок с отметкой источников выбросов, мест сбора отходов, стоянок транспорта;
  • данные об оборудовании, снижающем выбросы и уровень шума с указанием их эффективности;
  • сведения о проводимых природоохранных мероприятиях, озеленении, планируемом переходе на более экологически чистые технологии.

По этим данным производится расчет размера СЗЗ и составляется проект, утверждаемый в ФБУЗ и Ростехнадзоре.

Особенности процедуры

Расчет по экологическим объектам, в том числе установление границ СЗЗ, проводятся с помощью специальных программ серии «Эколог», позволяющим избежать ошибок. Просчёты выливаются в серьёзные проблемы, судебные разбирательства, огромные штрафы и замораживание строительства.

Специалисты-экологи помогут подготовить документы и составят проект по определению границ СЗЗ, утвердив его в надзорных органах.

Ответственность на работу без определения ССЗ

В настоящее время, Согласно ст. 6.3 КоАП и ст. 16 закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г., Об охране окружающей среды, работа предприятия без оформления документов на СЗЗ наказывается штрафом до 100 тыс. рублей и приостановкой деятельности предприятия на срок до 90 сут. Предприятие должно будет заплатить пятикратный налог на все виды выбросов.

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий увеличение штрафов за загрязнение природы до миллиона рублей. Поэтому, вероятно, штрафные санкции в скором времени значительно вырастут.

Санитарно-защитная зона котельной

Необходимо ли устанавливать?

Котельные являются источником теплоснабжения, а именно – горячей воды и пара для потребителей коммунально-бытовой (отопление и вентиляция зданий, горячая вода) и промышленной сферы (ТЭС, некоторые газоочистные установки, реакторы, моечные машины и множество других).
Котельные (исключая атомные) функционируют за счет горения органического топлива, вследствие чего образуются дымовые газы. Дымовые газы нагревают находящуюся в котлах воду (либо преобразуют ее в пар), а затем удаляются через дымовые трубы.
Таким образом, котельные – это источник выделения загрязняющих окружающую среду веществ. На сегодня в нашей стране это один из ведущих загрязнителей экологии.
Как итог, согласно экологическому законодательству, обязательно должна проектироваться санитарно-защитная зона котельной (СЗЗ котельной) для отгорожения общества от отрицательного влияния на его быт и здоровье.

Как правильно организовать СЗЗ при наличии котельной

СЗЗ для котельной устанавливаем по следующему алгоритму:

  1. Проверяем правовую базу на наличие ориентировочных значений санитарно-защитных зон для котельной того или иного типа.
  2. Расчетным методом с помощью вычислительных программ определяем границы СЗЗ конкретной котельной.
  3. Закрепляем полученные результаты расчетов натурными замерами.

Ориентировочная СЗЗ котельной

В СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СЗЗ котельной определяется ее тепловой мощностью и потребляемым топливом.
Тепловая мощность котельной измеряется в:

  • тоннах пара в час (т/ч);
  • гигакаллориях (Гкал/ч), 1 Гкал = 40 кубометров воды, нагретых до 25 оC за 1 час.

К II классу опасности относят районные котельные, мощность которых 200 Гкал и более, функционирующие на угольном и мазутном топливе – ориентировочная СЗЗ для них составляет 500 м.
Горение угля влечет массу негативных последствий для природы и людей, в частности, в воздушное пространство выбрасывается множество опасных элементов и соединений.
Из продуктов полного сгорания угля во внешнее окружение попадают триоксид и диоксид серы (серные газы), угарный газ, углекислый газ и множество других. Высокие концентрации углекислого газа, вызванные ограниченной способностью растений к преобразованию его в кислород, приводят к возникновению «парникового эффекта». Угарный газ является отравляющим веществом.
Опасны продукты неполного сгорания угля, выбрасываемые в виде золы, которые разносятся на большие расстояния, а затем оседают в почве. В золу угля входят твердые частицы, например, оксиды алюминия, кремния, железа, титана. В небольших количествах в золе могут содержаться уран, мышьяк, ванадий, свинец.
Кроме того, сжигание угля сопровождается образованием радиоактивных изотопов. Опасен выделяемый бенз(а)пирен, имеющий канцерогенные свойства.
При сжигании мазута в воздух выбрасывается большое количество диоксида серы, что приводит к выпадению «кислотных дождей».
К III классу относят котельные, мощность которых 200 Гкал и более, функционирующие на газовом и газомазутном топливе – ориентировочная СЗЗ для них — 300 м.
Газ является наиболее экологичным сырьем. Котельные, функционирующие на природном газе, обеспечивают небольшой выброс токсичных веществ, а также наиболее полное сгорание сырья, при котором выделяются лишь оксиды азота. Продуктами, образуемыми неполным сгоранием, являются угарный и углекислый газы. Опасность представляется в вырабатываемом количестве этих соединений.
Для газомазутых котельных характерно дополнение к базовому газовому топливу жидкого мазута. В результате подобные котельные приобретают серию преимуществ в сравнении с исключительно газовыми, в числе которых сокращение концентраций токсичных компонентов в продуктах сгорания.
Для котельных, мощность которых менее 200 Гкал, вне зависимости от состава используемого сырья размер санитарно-защитной зоны определяется индивидуально.
Здесь рассматриваются такие показатели, как: рассеивание выбросов в атмосфере, шумность, вибронагрузка, и прочие физические воздействия на окружающее пространство. Далее для подтверждения значений перечисленных параметров на объекте производятся натурные исследования.
Рассеивание выбросов – это распространение их на окружающие площади при одновременном снижении концентрации этих выбросов в воздухе.
Для крышных (расположенных на крышах), встроенных/пристроенных котельных СЗЗ не рассчитывается.
Для размещения подобных объектов нужны вычисления рассеивания загрязнений и влияния физических факторов, которые подкрепляются полевыми исследованиями.

Расчетная СЗЗ котельной

В экологической практике существуют специальные расчетные методы, посредством которых рассчитывается санитарно-защитная зона котельной. Они содержатся в следующих документах:

  • «Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час»;
  • «Методика определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котельных установок ТЭС» (применяется к котлам, производительность которых более 30 тонн пара в час или более 30 Гкал в час).

Перечисленные источники включают инструментальные и расчетные методы определения выбросов от различных загрязнителей для котельных разных мощностей.
Наиболее удобно производить расчеты СЗЗ для котельных посредством использования специальных программных продуктов, например, с помощью серии программ «Котельные» производителя «Интеграл».
Сегодня автоматизированные расчеты способны дать результаты с минимальным допустимым отклонением, как если бы замеры реализовывались с привлечением специальных аккредитованных лабораторий.
Основные программные продукты, включенные в данную серию:

  • «Котельные» – определяет загрязнения от котлов малой мощности;
  • «Котельные-ТЭС» – определяет загрязнения от котлов ТЭС и от иных промышленных котлов, мощность которых от 30 т/ч или 30 Гкал/ч.

В программы встроены все требуемые формулы и константные величины для измерения выбросов, производимых котельной.
Вводимые данные:

  • параметры используемого сырья: тип, содержание примесей, зольность, серность, низшая теплота сгорания, плотность сухого газа;
  • характеристики очагов образования загрязнений, т. е. котлов: тип, используемое топливо, годовой и максимально-разовый его расход, коэффициент потери теплоты при неполном сгорании топлива, режимы работы котлов;
  • информация о расположении источника выбросов загрязнений (площадка, цех, номер источника), каждый из которых привязывается хотя бы к одному очагу их образования.

Программа на основании введённых данных рассчитывает валовый и максимально-разовый выбросы по каждому веществу. Исходя из полученных значений, рассчитывается СЗЗ объекта.
Далее необходимо сделать поправку рассчитанной СЗЗ на шумовое воздействие от котельной. Для этого:

  1. Определяются все источники шума котельной.
  2. Для дневного и ночного времени суток инструментально замеряются уровни звука, создаваемого каждым отдельным источником, а также совокупность всех источников.
  3. Вычисляется шумовое воздействие от котельной на границе рассчитанной СЗЗ и на границе нормируемых зон (жилых, рекреационных и прочих, указанных в СП 51.13330.2011 «Защита от шума»).
  4. Данные вычисления, как правило, реализуются с помощью самостоятельных программ, например, АРМ «Акустика» производителя «Экоблик».
  5. Полученные в расчетных точках значения сравниваются с нормативными (найти их можно в том же источнике).

Если превышения принятых значений не обнаружено, значит, расчетная СЗЗ является достаточной для защиты населения окружающих территорий от опасных физических и химических воздействий от функционирования котельной.
В обратном случае необходимо скорректировать СЗЗ котельной, но так, чтобы не «затронуть» нормируемые экологическим законодательством объекты. Либо осуществить действия по снижению шумовой нагрузки на население и нагрузки на атмосферный воздух.
Итак, мы имеем вычисленную санитарно-защитную зону для котельной с учтенными поступлением в воздушное пространство токсичных соединений и шумовым влиянием.

Окончательная СЗЗ котельной

Полученные данные закрепляем натурными замерами с привлечением аккредитованной лаборатории.
Замеры осуществляются посезонно в установленных контрольных точках, результаты их заносятся в протоколы, которые являются доказательством достаточности/недостаточности рассчитанной изначально СЗЗ.
В итоге можно заключить, что в целом проектирование СЗЗ для котельных в корне не отличается от аналогичного процесса для другого промышленного объекта/предприятия. Различие заключается лишь в методике расчета (используемых формулах и программах).

Где почитать об организации СЗЗ для котельных:

  • СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 – содержат информацию об общих принципах проектировки санитарно-защитных зон (в т. ч. для котельных), здесь же прописаны размеры ориентировочных СЗЗ котельных разных классов опасности;
  • СП 51.13330.2011 – включают алгоритм определения шумового загрязнения, производимого объектом (в т. ч. котельной);
  • инструкция к программе «Котельные» (версия 3.4) – описывает процесс автоматизированного вычисления выбросов, образующихся при работе котельных.