Порядок распоряжения имуществом

Об утверждении «Порядка распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений» (с изменениями на 27 декабря 2007 года)

Решение Об утверждении «Порядка распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений»

СЕВЕРОДВИНСК
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2003 года N 140
Об утверждении «Порядка распоряжения имуществом, находящимся
в хозяйственном ведении (оперативном управлении)
муниципальных предприятий и учреждений»

(с изменениями на 27 декабря 2007 года)

В целях эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, руководствуясь пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21.03.2002), в соответствии с статьи 30 Устава Северодвинска муниципальный Совет
решил:
1. Утвердить «Порядок распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений» (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
3. Ввести в действие «Порядок распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений», утвержденный настоящим решением, с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам муниципального имущества, торговли и предпринимательства (Антонов В.С.).

Мэр Северодвинска
А.Н.Беляев

ПОРЯДОК распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений

УТВЕРЖДЕНО
решением
муниципального Совета
от 30 октября 2003 года N 140
(в редакции решения Городского
Совета депутатов МО «Северодвинск»
от 27 декабря 2007 года N 194 —
см. предыдущую редакцию)

ПОРЯДОК
распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении
(оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений

Настоящий Порядок разработан в целях урегулирования отдельных вопросов по распоряжению имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных предприятий и учреждений, для более эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью.

1. Общие положения

1.1. Имущество муниципального унитарного предприятия (далее — Предприятие) и муниципального учреждения (далее — Учреждение) находится в муниципальной собственности и принадлежит такому Предприятию (Учреждению) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
1.2. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за Предприятием или Учреждением, возникает у этого Предприятия или Учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
1.3. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Предприятием или Учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление Предприятия или Учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
1.4. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим Предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством и настоящим Порядком.
1.5. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
1.6. Собственник имущества, закрепленного за Учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
1.7. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами Учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.
1.8. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Предприятия или Учреждения по решению собственника.
1.9. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, возникающие при сдаче муниципального имущества в аренду (субаренду). Указанные отношения регулируются отдельными актами органов местного самоуправления.

2. Информационное обеспечение

2.1. Учет имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление), осуществляется муниципальными предприятиями и учреждениями в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Предприятие ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в комитет по управлению муниципальным имуществом (далее — Комитет) отчет о составе имущества, находящегося в хозяйственном ведении (оперативном управлении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и отчет о движении имущества за отчетный год. Имущество, не закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения, должно учитываться отдельно. Отчеты представляются по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку*.
_____________________
* Документ опубликован без приложений. — Примечание ООО «ИТ Двина-Софт».
В случае, если отчеты не представлены в указанный срок либо представлены в несоответствующей форме, вопросы о распоряжении имуществом Предприятия рассмотрению не подлежат.
2.3. Предприятие представляет в Комитет утвержденную в установленном порядке квартальную и годовую балансовую отчетность, заверенную соответствующим налоговым органом. Квартальная отчетность представляется в срок до 30 числа месяца, следующего за окончанием квартала, годовая — в срок до 30 марта года, следующего за отчетным.
Отчетность представляется в объеме и по форме, предусмотренной законодательством о бухгалтерском учете.
2.4. Предприятие осуществляет перечисление в муниципальный бюджет части прибыли за использование муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными актами. Расчеты платежей и копии платежных поручений предоставляются предприятием в Комитет не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.

3. Закрепление, изъятие и передача муниципального имущества

3.1. Закрепление, изъятие (кроме имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий) и передача движимого муниципального имущества осуществляется на основании распоряжения Комитета, согласованного в установленных случаях с отраслевыми подразделениями администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности Предприятий и Учреждений.
Закрепление, изъятие (кроме имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий) и передача недвижимого муниципального имущества осуществляется администрацией Северодвинска по согласованию с муниципальным Советом Северодвинска.
(пункт в редакции решения муниципального Совета Северодвинска от 23 марта 2006 года N 16

3.2. Целью закрепления муниципального имущества за Предприятием является выполнение им социальных задач в интересах развития муниципального образования «Северодвинск», а также получение муниципальным бюджетом доходов от деятельности этого Предприятия.
За Учреждением муниципальное имущество закрепляется с целью осуществления функций, для которых было создано Учреждение.
3.3. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества может осуществляться по инициативе руководителя Предприятия или Учреждения, который обращается с соответствующим заявлением в Комитет. До направления заявления в Комитет оно должно быть согласовано с соответствующим отраслевым подразделением администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности.
3.4. С инициативой об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Учреждения могут выступать Комитет и управление экономики администрации Северодвинска путем обращения в соответствующее отраслевое подразделение администрации Северодвинска.
Отраслевое подразделение обязано в 10-дневный срок подготовить и направить в Комитет свое заключение о возможности или об отказе в изъятии имущества Учреждения.
При несогласии отраслевого подразделения с предложением об изъятии имущества Учреждения окончательно решение принимается мэром Северодвинска с учетом мнения Комитета, управления экономики и отраслевого подразделения.
Отраслевое подразделение администрации Северодвинска, координирующее деятельность соответствующего Учреждения, вправе самостоятельно обратиться в Комитет с мотивированным обращением об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
3.5. Передача муниципального имущества между Предприятиями (Учреждениями) может осуществляться по взаимному согласию передающей и принимающей стороны, при наличии согласования с соответствующим отраслевым подразделением администрации Северодвинска.
3.6. Для осуществления передачи заинтересованные стороны направляют в Комитет обращение, в котором должно быть четко обозначено имущество, подлежащее передаче (в том числе должны быть указаны: заводской номер, технические характеристики объекта, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации или износа).
При передаче транспортных средств к обращению должны быть приложены копии технических паспортов. При передаче объектов недвижимости к обращению прикладывается копия технического паспорта на каждый объект недвижимости.
Обращение должно быть подписано руководителями Предприятий и главными бухгалтерами. До направления обращения в Комитет оно должно быть согласовано с соответствующим отраслевым подразделением.

4. Списание основных средств

4.1. Списание основных средств производится с разрешения Комитета и по согласованию с отраслевым подразделением администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности муниципальных Предприятий и Учреждений.
4.2. Предприятие должно согласовывать списание всех основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (здания, сооружения, многолетние насаждения и др.), а также других основных средств первоначальной стоимостью более стократного установленного законом для гражданско-правовых обязательств минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату списания. Остальные основные средства Предприятие списывает самостоятельно.
4.3. Учреждение должно согласовывать с Комитетом списание как движимого, так и недвижимого имущества, независимо от стоимости.
4.4. Для получения разрешения на списание основных средств Предприятие (Учреждение) направляет в Комитет письмо с приложением заполненных, но не утвержденных актов на списание основных средств (ф. N ОС-4, N ОС-4бюдж и других, по установленной действующими нормативными актами форме) и утвержденных актов технического состояния основных средств. При этом предварительно, до направления документов в Комитет, необходимо согласовать списание с соответствующим отраслевым подразделением администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности.
4.5. В случае, если списание основных средств не было согласовано с соответствующим отраслевым подразделением администрации Северодвинска, документы на списание Комитетом не рассматриваются и возвращаются Предприятию (Учреждению).

5. Порядок получения согласия на распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении

5.1. Настоящий раздел устанавливает порядок дачи Комитетом согласия на продажу, мену, передачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также распоряжение иным образом объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности Северодвинска и принадлежащими Предприятию на праве хозяйственного ведения.
5.2. Согласие либо отказ от дачи согласия на распоряжение объектами недвижимости Предприятий оформляется Комитетом в письменной форме на основании заключения соответствующего отраслевого подразделения Администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности. Продажа недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, осуществляется по согласованию с Советом депутатов Северодвинска. Способ продажи недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, определяется Советом депутатов Северодвинска при согласовании продажи.
(пункт в редакции решения Городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 27 декабря 2007 года N 194
5.3.
(пункт исключен на основании решения Городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 27 декабря 2007 года N 194
5.4. Для получения согласия Комитета на распоряжение объектом недвижимости Предприятие (далее — Заявитель) представляет в Комитет следующие документы:
5.4.1. Письменное заявление о даче согласия на распоряжение объектом недвижимости Предприятия (далее — заявление), подписанное руководителем и главным бухгалтером и заверенное печатью Заявителя.
5.4.2. Заверенные нотариально или регистрирующим органом копии:

— правоустанавливающих документов на объект недвижимости;
— свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения Заявителя на объект недвижимости (при наличии);
— проектов учредительных документов создаваемой организации (если объект недвижимости отчуждается путем внесения в качестве вклада в имущество вновь создаваемой организации);
— учредительных документов организации, решений уполномоченных органов управления организации, являющихся основанием для внесения объекта недвижимости в качестве вклада в имущество организации, а также для акционерных обществ — документа о государственной регистрации выпуска акций, оплачиваемых объектом недвижимости (если объект недвижимости отчуждается путем внесения в качестве вклада в имущество созданной организации).
5.4.3. Технико-экономическое обоснование распоряжения объектом недвижимости, в котором должны содержаться в обязательном порядке:
— данные о характере использования объекта недвижимости, степени его участия в деятельности Предприятия, соответствующей целям деятельности Предприятия;
— обоснование целесообразности распоряжения данным способом объектом недвижимости, с указанием причин, побудивших Заявителя отказаться от самостоятельного использования объекта.
В случае, если распоряжение объектом недвижимости производится в форме внесения его в качестве вклада в имущество организации, к технико-экономическому обоснованию прилагается бизнес-план учреждаемой или созданной организации, который должен содержать сведения, предусмотренные действующими правовыми актами.
5.4.4. Заключение отраслевого подразделения администрации Северодвинска, координирующего деятельность Заявителя, о целесообразности распоряжения данным способом объектом недвижимости.
В заключении должны быть исследованы следующие вопросы:
— соответствие предлагаемого распоряжения объектом недвижимости специальной (уставной) правоспособности Предприятия, а также определенным в установленном порядке целям Северодвинска в деятельности Предприятия, имущество которого находится в муниципальной собственности;
— экономическая эффективность распоряжения объектом недвижимости для Предприятия, а также соответствие предлагаемого распоряжения объектом недвижимости согласованным в установленном порядке плановым документам (бизнес-плану) Предприятия, имущество которого находится в муниципальной собственности (на основании представленных Предприятием документов);

— целесообразность предлагаемых условий распоряжения объектом недвижимости;
— экономическая эффективность распоряжения объектом недвижимости с точки зрения интересов Северодвинска как собственника соответствующего имущественного комплекса.
5.4.5. Описание всех предполагаемых условий распоряжения объектом недвижимости, в том числе сроков заключения договора или совершения иной сделки по распоряжению объектом недвижимости, сроков исполнения договорных обязательств, сроков осуществления прав и обязанностей Заявителя и третьих лиц по иной сделке.
5.4.6. На каждый объект недвижимости, на распоряжение которым испрашивается согласие (отчуждаемый, передаваемый в залог и т.д.), а в случае заключения договора мены также на каждый приобретаемый объект недвижимости должны быть представлены:
а) документы технического и кадастрового учета объекта (техническая документация на транспортные средства, являющиеся объектами недвижимости).
В случае заключения договора мены также представляются правоустанавливающие документы и свидетельства о государственной регистрации права лица, отчуждающего объект недвижимости, на этот объект;
б) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, ситуационный план расположения участка, проект границ земельного участка;
в) справка государственного органа по мобилизационной подготовке и мобилизации о принадлежности объекта недвижимости к объектам гражданской обороны (мобилизационным объектам);
г) заключение организации, уполномоченной на проведение оценки недвижимого имущества, об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленное не ранее чем за три месяца до его представления;
д) иные документы, оформление которых необходимо для совершения сделки по распоряжению имуществом.
5.5. В случае непредставления Заявителем документов, определенных — или выявления в них существенных недостатков рассмотрение вопроса о даче согласия на распоряжение объектом недвижимости Предприятия откладывается до устранения выявленных замечаний и предоставления всех необходимых документов.
5.6. В случаях, когда предлагаемый способ распоряжения объектом недвижимости предполагает его отчуждение из муниципальной собственности, Комитет направляет полученный от Заявителя пакет документов в управление экономики администрации Северодвинска, которое в двухнедельный срок готовит заключение по вопросам, перечисленным в пункте 5.4.4.

5.7. В случае, если объект недвижимости, на распоряжение которым испрашивается согласие Комитета, не закреплен за Предприятием на праве хозяйственного ведения либо имеются иные основания, по которым Комитет не вправе принимать решение о даче согласия на распоряжение объектом недвижимости, Комитет готовит уведомление об отказе в даче согласия на распоряжение объектом недвижимости Предприятия.
5.8. Решение о даче согласия на распоряжение объектом недвижимости Предприятия не может быть принято, если:
— такое распоряжение нарушает специальную (уставную) правоспособность Предприятия;
— предлагаемый способ распоряжения объектом недвижимости не способствует достижению определенных в установленном порядке целей муниципального образования «Северодвинск» в деятельности Предприятия, имущество которого находится в муниципальной собственности;
— предлагаемый способ распоряжения объектом недвижимости находится в противоречии с планом развития указанного Предприятия;
— действующими правовыми актами установлены ограничения на распоряжение данным имуществом;
— если представленная информация не позволяет сделать обоснованные выводы об экономической эффективности распоряжения объектом недвижимости с точки зрения деятельности Предприятия.
Комитет вправе отказать в даче согласия на распоряжение объектом недвижимости по иным основаниям.
5.9. В случае незаключения Заявителем соответствующего договора по распоряжению объектом недвижимости (несовершения соответствующей сделки) в течение 3 месяцев со дня подписания Комитетом документов о даче согласия на распоряжение объектом недвижимости Предприятия указанное согласие утрачивает силу. Согласие на распоряжение объектом недвижимости, оформленное в соответствии с пунктом 5.2, подлежит возврату в Комитет в течение 10 дней по истечении трехмесячного срока со дня его подписания».
(абзац в редакции решения Городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 27 декабря 2007 года N 194
Получение согласия Комитета на распоряжение объектом недвижимости по истечении указанного срока Предприятием осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

6. Распоряжение движимым имуществом Предприятия

6.1. Дача согласия на продажу, мену, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ движимого имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется Комитетом в письменной форме, по обращению Предприятия, на основании заключения соответствующего отраслевого подразделения администрации Северодвинска согласно ведомственной принадлежности.
Обращение должно быть подписано руководителем Предприятия и главным бухгалтером. К обращению должны быть приложены копии технических паспортов транспортных средств и копии технических паспортов на каждый объект недвижимости.
Для принятия решения по распоряжению движимым имуществом Предприятия Комитетом, при необходимости, могут быть запрошены дополнительные документы.
6.2.
(пункт исключен на основании решения Городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 27 декабря 2007 года N 194
6.3. Другими способами, не указанными в Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим Порядком.
6.4. Сделки, связанные с распоряжением движимым имуществом, относящиеся к категории крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя Предприятия, не могут совершаться без согласия собственника имущества.

7. Плата за пользование муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение

7. Плата за пользование муниципальным имуществом,
переданным в хозяйственное ведение
(раздел в редакции решения Городского Совета депутатов МО «Северодвинск»
от 27 декабря 2007 года N 194

7.1. Установить плату в местный бюджет за использование муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении (часть прибыли унитарных предприятий), в следующих размерах:
7.1.1. От продажи имущества, находящегося в хозяйственном ведении:
— по ставке 50% от прибыли, полученной предприятием от продажи недвижимого имущества;
— по ставке 35% от прибыли, полученной предприятием от продажи движимого имущества.
Прибыль от продажи имущества определяется как разница между суммой, полученной от покупателей имущества (без налога на добавленную стоимость) и фактически произведенными продавцом расходами, связанными с продажей.
Расходы, связанные с продажей имущества включают:
— расходы на проведение технической инвентаризации;
— расходы на оценку имущества с целью определения его рыночной стоимости;
— расходы на оформление прав на недвижимое имущество.
Платежи, исчисленные в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в местный бюджет в 20-дневный срок с даты оплаты имущества.
Оставшиеся средства предприятие использует исключительно на приобретение (восстановление) основных фондов.
7.1.2. От сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении — по ставке 30% от прибыли.
Под прибылью в данном пункте понимаются средства, полученные от сдачи в аренду имущества, без налога на добавленную стоимость.
Платежи, исчисленные в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в местный бюджет до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество сдавалось в аренду.
7.1.3. От финансово-хозяйственной деятельности по итогам года:
— для муниципальных предприятий общественного питания, предприятий торговли (за исключением книжной) — 30% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных налогов;
— для муниципальных предприятий книжной торговли — 15% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных налогов;
— для муниципальных предприятий строительства — 10% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных налогов;
— для муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства — 5% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных налогов;
— для муниципальных предприятий других отраслей — 15% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных налогов.
Платежи производятся по итогам финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия за отчетный год не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным. Расчет сумм, подлежащих перечислению, производится с учетом ранее произведенных платежей, установленных пунктами 7.1.1 и 7.1.2 настоящего Положения.
Бухгалтерские отчеты, расчеты платежей и копии платежных поручений предоставляются муниципальными предприятиями в Комитет не позднее 10 апреля.
7.2. Плата за пользование муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение, перечисляется в доход местного бюджета Северодвинска путем перечисления средств на счет, определенный в соответствии с бюджетным законодательством.
7.3. В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) платы за пользование муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение, начисляется пеня в размере 0,1 процента от неуплаченной суммы платы за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате, начиная со следующего за установленным настоящим Положением дня уплаты.
7.4. Учет плательщиков, контроль за поступлением платы за пользование муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение, взыскание задолженности, проведение работы по зачету и возврату излишне уплаченных сумм производится уполномоченным структурным подразделением Администрации Северодвинска.
7.5. Уполномоченное структурное подразделение Администрации Северодвинска на основании обоснованных заявлений плательщиков может устанавливать иные сроки уплаты платы за пользование муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение.

8. Заключительные положения

8.1. С момента принятия настоящего Порядка все сделки Предприятий и Учреждений по распоряжению муниципальным имуществом производятся только в соответствии с установленной настоящим Порядком процедурой.
8.2. Сделки, совершенные с нарушением установленного Порядка, могут быть признаны недействительными в соответствии с действующим законодательством.
(нумерация разделов на основании решения муниципального Совета Северодвинска от 16 февраля 2006 года N 9

Мэр Северодвинска
А.Н. Беляев

Редакция документа
с изменениями и дополнениями
компания «Двина-Софт»

Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 N 377-ФЗ (последняя редакция)

29 ноября 2014 года N 377-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ И СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 513-ФЗ, от 05.04.2016 N 91-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 438-ФЗ, от 01.07.2017 N 136-ФЗ, от 20.12.2017 N 405-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    • Статья 3. Правовое регулирование особого правового режима, отношений в свободной экономической зоне
  • Глава 2. Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также въезда в Республику Крым и город федерального значения Севастополь и выезда за пределы Республики Крым и города федерального значения Севастополя иностранных граждан
    • Статья 4. Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    • Статья 5. Особенности въезда в Республику Крым и город федерального значения Севастополь и выезда за пределы Республики Крым и города федерального значения Севастополя иностранных граждан
  • Глава 3. Особенности осуществления деятельности в области морского транспорта на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    • Статья 6. Особенности государственной регистрации судов, порт (место) регистрации которых находится на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в Российском международном реестре судов
    • Статья 7. Свободные порты Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Глава 4. Свободная экономическая зона
    • Статья 8. Понятие свободной экономической зоны
    • Статья 9. Срок существования свободной экономической зоны
    • Статья 10. Управление свободной экономической зоной
    • Статья 11. Полномочия органов управления свободной экономической зоной
    • Статья 12. Осуществление предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне
    • Статья 12.1. Инвестиционный проект
    • Статья 13. Участник свободной экономической зоны
    • Статья 13.1. Замена свидетельства о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны, выдача дубликата
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 14.1. Осуществление мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне
    • Статья 14.2. Осуществление контроля за реализацией участником свободной экономической зоны инвестиционного проекта
    • Статья 15. Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне
    • Статья 16. Гарантии участнику свободной экономической зоны
    • Статья 17. Особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов
  • Глава 5. Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны
    • Статья 18. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны
    • Статья 19. Совершение таможенных операций в отношении воздушных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории свободной экономической зоны
    • Статья 20. Совершение на территории свободной экономической зоны таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых воздушным транспортом
    • Статья 21. Совершение на территории свободной экономической зоны таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, пересылаемых в почтовых отправлениях
    • Статья 22. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) на территории свободной экономической зоны
  • Глава 6. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

ss69100

Создаётся впечатление, что забота власти – лишить страну науки. Видимо, так советуют их западные руководители, грезящие лишь об одном – о полном и окончательном уничтожении России.
Всё идёт по заранее намеченному плану, а правительство и Министерство образования и науки просто исполняют этот план. Возможно, высшие чиновники, составляющие правительство демократической России, уничтожают науку по неграмотности, не понимая её роли.
Но приглядимся к кадровому составу правительства – большинство чиновников имеет учёную степень. Значит, о неграмотности не приходится говорить. Что же остаётся?

По инерции, накопленной в советское время, престиж учёной степени продолжает оставаться столь высоким, что каждый уважающий себя чиновник, бизнесмен, политик жаждет её иметь. Бесспорный парадокс российской демократической действительности: чем меньше в стране остаётся учёных, чем хуже состояние дел в науке, тем больше людей с учёными степенями всплывает в верхние слои власти.

Интересно посмотреть на учёный состав Государственной думы IV созыва, в которой по информации с официального сайта, среди депутатов было: докторов наук 71, кандидатов наук – 143, депутатов, имеющих одновременно кандидатские и докторские степени в различных областях науки – 14. То есть половина депутатов Государственной думы составляли “учёные”. И в Государственной думе V созыва много людей с учёными степенями, в частности среди руководителей фракций:

Фракция “Единая Россия”:

Борис Грызлов – кандидат политических наук;

Олег Морозов – кандидат философских наук;

Любовь Слиска – кандидат исторических наук;

Вячеслав Володин – доктор юридических наук;

Владимир Пехтин – доктор технических наук;

Артур Чилингаров – доктор географических наук.

Фракция КПРФ:

Геннадий Зюганов – доктор философских наук.

Фракция ЛДПР:

Владимир Жириновский – доктор философских наук.

Отметим, что кандидатскую диссертацию “Политические партии и российские трансформации: теория и политическая практика” Борис Грызлов защитил в Петербургском государственном университете, будучи министром внутренних дел. Видимо, существование политических партий в России представляло немалую опасность для министерства.

Газета “Аргументы и факты” (№ 17, апрель 2006) приводит сведения об “остепенённости” высших чиновничьих кадров. Эти данные после существенного дополнения на основе книг А.Мухина “Правители России: Старая площадь и Белый дом” и “Путин: ближайший круг президент” выглядят так.

  • Кандидатами экономических наук являются В.Путин, М.Фрадков, А.Чубайс, А.Кудрин, Р.Нургалиев, А.Илларионов, А.Миллер.
  • Докторами экономических наук являются Л.Рейман, В.Яковлев, С.Глазьев, Г.Явлинский, А.Гордеев (член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук), В.Христенко.
  • Юридические науки: Д.Медведев – кандидат наук, С.Степашин – доктор наук.
  • Педагогические науки: И.Левитин – кандидат наук.
  • Докторами искусствоведения являются А.Соколов (он также действительный член Международной академии информатики, действительный член Академии гуманитарных наук) и М.Швыдкой.
  • Академиками различных видов являются инженер-строитель, кандидат экономических наук С.Шойгу (академик 4-х академий), Р.Кадыров, в свои 29 лет стал почётным академиком РАЕН (Российская академия естественных наук).

Администрация президента домедведевского периода тоже сказала своё слово в науке:

руководитель аппарата Сергей Собянин – кандидат юридических наук;

помощник президента Александр Беглов – кандидат технических наук;

помощник президента Лариса Брычева – кандидат юридических наук;

помощник президента Джохан Поллыева – кандидат юридических наук;

помощник президента Сергей Ястржембский – кандидат исторических наук.

Заметим, что высшие чиновники все сплошь являются “учёными” в области гуманитарных наук, где изготовить и защитить фальшивую диссертацию легче. Среди чиновных “научных работников” представители точных наук – редкое исключение: А.Фурсенко – доктор физико-математических наук; Б.Немцов – кандидат физико-математических наук; “гордость российской науки” – Б.А.Березовский, который является членом-корреспондентом РАН.

Приведём несколько примеров тем диссертаций, защищённых известными людьми: В.Жириновский, доктор философских наук, диссертация “Прошлое, настоящее и будущее русского народа”, без предварительной защиты кандидатской диссертации. Жириновский вспоминает: “Очень долго члены ВАК сопротивлялись: тема их не устраивала. С большим трудом удалось добиться принятия решения”. Но это не помешало ему впоследствии сказать: “Политики не должны получать учёные степени и звания”. Это, как всегда, вошло в противоречие с его делами: его сын – профессиональный политик в короткий промежуток времени защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

В.Казанцев – полпред президента в Южном федеральном округе – за два года защитил две кандидатские диссертации (педагогические и философские науки): “Организация процесса подготовки квалифицированных спортсменов в системе спортивной работы Северо-Кавказского военного округа” и “Межнациональные конфликты на Северном Кавказе в контексте геополитических реалий”.

С.Ястржембский (кандидат исторических наук) в 1979-м году защитил диссертацию на тему: “Основные черты португальской революции и борьбы народных масс за демократию на современном этапе”.

Большой интерес представляет фигура учёного министра обороны А.Сердюкова. Вот краткая справка: в 1980 году поступил в Ленинградский институт советской торговли (ныне Санкт-Петербургский торгово-экономический институт), который окончил в 1984-м году. В 2001-м году окончил вечернее отделение юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В 2000-м году защитил кандидатскую диссертацию “Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя”. В 2006-м году стал доктором экономических наук, тема: “Формирование и реализация налоговой политики современной России”

А вот его краткая биографическая справка: женат на дочери В.Зубкова, который одно время возглавлял правительство России; с 1985 по 2000-й год А.Сердюков работал в системе торговли Санкт-Петербурга, в то время подобная работа давала очень хорошие связи. Известно также, что при А.Сердюкове, как министре по налогам и сборам, его организация предъявила ЮКОСу рекордные судебные иски на общую сумму около 7 млрд. долларов. Теперь вопрос для наивных: почему сегодня его назначили главой министерства обороны?

Среди высших чинов современной российской армии у нас имеется 2 000 докторов наук, 15 000 офицеров являются кандидатами наук, а на тему армейской реформы защищены 5 000 диссертаций. Но разрушению армии это не мешает.

И в Совете Федерации имеется многочисленная научная прослойка. Например, в 2002-м году из 178 членов Совета насчитывалось 64 человека, имеющих учёную степень, в том числе 28 докторов наук (Сергей Миронов, РФ сегодня, № 2, 2002).

И уже проще спросить: кто из высоких чиновников НЕ имеет кандидатских и докторских степеней? И на этот вопрос очень просто ответить: Сергей Миронов, Владислав Сурков (он только магистр экономики), Аркадий Дворкович (магистр экономики).

Итак, людей с учёными степенями в руководящих органах России полно. Одно из двух: либо “учёные” чиновники скверно исполняют свои обязанности на службе, украдкой кропая свои “научные труды” на рабочем месте, либо их диссертации фальшивые. Говорит член-корреспондент РАН О.Кутафин: “Половина защищаемых диссертаций в стране – липовые, как докторские, так и кандидатские. Если человек, занимая высокую должность, защищает кандидатскую, а через полгода – докторскую, вполне понятно, что это за диссертация”.

Глава Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) М.Кирпичников говорит: “Примерно 10 тысяч диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год, ежегодно пишется отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги”. Читатель может спросить: куда же смотрит ВАК, которая должна бы отличить оригинальную работу от подделки? Но в ВАК ежегодно поступает примерно 35 000 тысяч диссертаций, столько же, сколько в советское время, когда учёных было в 3 раза больше, чем в демократической России.

Таким образом, возник очередной научный парадокс: чем меньше учёных, тем больше защищается диссертаций. Присвоение учёных степеней людям, в науке не работающим, явление совсем не безобидное. Это – профанация и проституирование научной деятельности. Оно сродни покупке диплома, ибо является свидетельством квалификации, которой носитель не обладает. Наверняка “липовые” учёные степени приобретают и рядовые граждане, но возглавили эту когорту, безусловно, высшие чиновники, которые демонстрируют всему обществу, что учёная степень не обязательно должна иметь отношение к науке.

Именно публичных людей приходится заподозрить в стимулировании торговли дипломами, которая сегодня вышла на законный государственный уровень о чём свидетельствуют рекламные объявления в газете “Комсомольская правда” (см., например, номер от 27 марта 2009-го года), где предлагается “помощь в получении” дипломов на высшем уровне: “гознак оригинал”. Сегодня в московском метро можно купить диплом о высшем образовании, по Интернету заказать кандидатскую диссертацию, регулярно публиковать статьи, написанные по заказу специальными командами в соответствии с темами, предложенными ими в сети.

Вот пример рекламы, размещённой в Интернете: “Диссертация под ключ, написание диссертации – полный комплекс работ по подготовке Вашей научно-исследовательской работы.

Учебный центр “Москва-диплом“ занимается оказанием услуг в сфере образовательной деятельности, осуществляя информационную поддержку аспирантов, докторантов, соискателей. Если Вам необходимо осуществить написание докторской диссертации или любой другой научной работы, специалисты нашей компании смогут оказать Вам квалифицированную помощь и поддержку. Наши научные консультанты – авторы работ – это доктора и кандидаты наук, преподаватели ведущих ВУЗов страны. Клиентам нашего учебного центра может быть предложена услуг: диссертация под ключ – полный комплекс работ по подготовке Вашей научно-исследовательской работы, её сопровождение на каждом этапе с Вашим минимальным участием.

Делая заявку на заказ диссертации в нашем учебном центре, Вы можете быть уверены, что Вам будет предоставлен квалифицированный научный труд. Наши научные консультанты помогут Вам с выбором тематики и разработкой концепции Вашей будущей научно-исследовательской работы…”.

В материале Е.Алексеева читаем, что существуют рыночные расценки на изготовление диссертации (журнал “Золотой лев”, № 77-80):

  • самые дорогие юридические кандидатские диссертации – примерно 15 000 долларов;
  • кандидатская экономическая диссертация стоит около 10 000 долларов;
  • кандидатская по социологии оценивается в 5 000-6 000 долларов;
  • самая “дешёвая” кандидатская диссертация – по педагогике, она стоит 3 000 — 4 000 долларов.

Е.Алексеев пишет: “Докторские диссертации стоят совсем других денег. Ничего удивительного в этом нет… человек, заказывающий докторскую работу, явно тратит на неё не последние деньги. Написание и защита докторской – целый процесс, его за пару месяцев не одолеешь. Кроме статей в изданиях, рекомендуемых ВАК, необходимы как минимум две монографии, изданные в серьёзных издательствах со всеми кодами и выходными данными. Объём докторской в среднем в два раза превосходит кандидатскую, а цена – больше раза в три-четыре. Ориентир для докторской – 50 тысяч…

Не меньше половины диссертаций пишется “неграми“. Но самостоятельное написание не гарантирует соискателю отсутствие “накладных расходов“ от сдачи кандидатских экзаменов до редактирования автореферата. Суммарный объём теневого рынка диссертаций можно оценить минимум в 300 миллионов долларов”.

Попробуем вычислить “среднюю стоимость” диссертации. Если рынок диссертаций составляет 300 миллионов долларов, а в год их защищается примерно 30 тысяч, то “средняя стоимость” диссертации составляет 10 000 долларов. Это без учёта денег, истраченных на банкет после защиты. Отсюда вывод: “простой” человек защитить диссертацию (в особенности по гуманитарным наукам) просто не в состоянии, его уделом остаётся работа в области естественно-технических наук, которые Сырьевой Державе просто не нужны.

Приходится констатировать: учёные степени престижны – об этом свидетельствуют цены, которые готовы за них платить “новые учёные”. Если ситуация будет развиваться по принятой в настоящее время схеме, то учёными у нас будут исключительно чиновники, бизнесмены, политики. Для этого есть и резерв: если из 1,2 миллионов советских учёных осталось 400 000, то армия только гражданских чиновников у нас составляет 1 500 000 человек, а вместе с представителями силовых ведомств количество чиновников составляет 3 миллиона. При тех расценках, которые всё прочнее утверждаются в бизнесе по изготовлению диссертации, скоро только богатые чиновники и бизнесмены смогут позволить себе “научную” работу.

Когда знакомишься с родом деятельности, специальностью по образованию наших крупных чиновников, замечаешь, что многие из них являются дилетантами в возглавляемых ими отраслях и структурах.

Вот только несколько примеров:

  • А.Румянцев, физик, академик РАН является послом России в Финляндии;
  • А.Авдеев, профессиональный дипломат, стал министром культуры;
  • А.Гордеев, министр сельского хозяйства – выпускник института железнодорожного транспорта;
  • Т.Голикова сменила пост заместителя министра финансов на должность министра здравоохранения и социального развития;
  • В.Якунин – специалист по производству летательных аппаратов является президентом Российских железных дорог (РЖД);
  • Б.Грызлов, бывший министром внутренних дел – радиоинженер.

В этом нет ничего удивительного, так как высший чиновничий аппарат в демократической России комплектуется не с учётом уровня профессионализма того или иного чиновника, а с учётом степени приближённости его к “петербургскому землячеству” и другим кланам, присутствующим во власти. Хотя, может быть, отсутствие профессионализма у наших чиновников и спасает страну от полного разрушения? Ибо ни одно начатое дело они не могут довести до конца.

Есть и ещё один положительный момент: наши чиновники защищают диссертации по экономике, юриспруденции, философии, политологии, истории, педагогике, то есть по таким специальностям, которые не нужны на Западе, следовательно, учёные-чиновники худо-бедно, но будут работать в России. По данным журнала “Newsweek” (№ 45. 2008 г.), который опубликовал сведения о “50 самых талантливых учёных, уехавших из России”, среди уехавших: физики, биологи, геологи, химики, математики. Перечисленных выше “чиновничьих” специальностей в этом списке нет.

По-видимому, настало время выделить ряд специальностей и присвоить им классификацию “чиновные науки”, куда войдут, например: политология, юриспруденция, экономика, частично история и педагогика (определённые их разделы), список этот может быть расширен. А присваиваемые степени надо именовать: “кандидат чиновных наук”, “доктор чиновных наук”.

Начать же можно с главного: необходимо уже сейчас организовать Чиновную Академию Наук (ЧАН). Тогда в недалёком будущем можно отказаться от такой обузы, как Российская Академия наук (РАН).

Похоже, скоро вся наука станет чиновной. Чтобы этого не произошло, следует:

  • запретить чиновникам разного уровня защищать любые диссертации;
  • ввести уголовную ответственность как в отношении тех, кто пишет заказные работы, так и в отношении тех, кто их заказывает;
  • рассматривать содействие в написании и защите “левых” диссертаций в свете борьбы с коррупцией.

На заседании Общественной палаты председатель Высшей аттестационной комиссии М.П.Кирпичников предложил ввести уголовную ответственность за покупку диссертаций: “Необходимо создать условия, чтобы можно было уголовно наказать как изготовителей, так и потребителей этих диссертаций”. В опасные игры пытается играть человек – этак у нас добрую половину “остепенённых” чиновников придётся пересажать.