Порядок прохождения медкомиссии

С 15 июля 2016 года прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость

<Информация> Росреестра от 15.07.2016 <С 15 июля 2016 года государственная регистрация прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРП>

Таким образом, с указанной даты государственная регистрация прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из ЕГРП.

Сообщается, что с 15 июля 2016 года вступает в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.

Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, — это документ, подтверждающий факт ее проведения и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах — основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи. При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Смотри также:
Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
<Письмо> ФНП от 12.07.2016 N 2493/03-16-3 <О применении положений Федеральных законов от 02.06.2016 N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 03.07.2016 N 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»>

Слава Богу, я VIP: как работать с богатыми покупателями

Ваши клиенты — не только люди среднего класса. Иногда на сайт интернет-магазина заглядывает крупная рыбка: обеспеченные люди. Как работать с такой целевой аудиторией, как ее заинтересовать и чем привлечь? Университет InSales подскажет!

Зачем вам премиум-клиенты?

Работаете себе по старинке и работаете, получаете прибыль от обычных клиентов, в числе которых и малообеспеченные, и люди среднего класса, и совсем бедные, ведь им тоже нужно одеваться и покупать вещи. Однако работать с богатыми покупателями более выгодно. Объясним почему:

  • у них есть деньги. Если грамотно спланировать рекламную кампанию, они принесут их в ваш интернет-магазин;
  • у них нет времени. Сделав одну удачную покупку, они с большой вероятностью придут к вам снова. Это проще, чем тратить время на поиски нового магазина;
  • им не страшны кризисы, политические санкции и колебания доллара: они готовы покупать в любое время;
  • они понимают вас — потому что сами варятся в мире бизнеса. А значит, найти общий язык будет легче, чем с другими покупателями.

Как ввести в ассортимент люксовые товары?

Сначала определимся, что у вас за бизнес — интернет-магазин, специализирующийся на товарах класса люкс, или обычная онлайн-точка с товарами для целевой аудитории разной платежеспособности.

В первом случае у вас просто нет выбора — все товары позиционированы как люксовые, вы имеете прямой выход на брендов-производителей, лучших дилеров и поставщиков, ваш сайт оформлен в соответствующем дизайне, персонал вышколен и учтив. Все покупки привозятся домой курьером, примеряются и если что — отправляются обратно. Ни о какой “Почте России” и самовывозе, сами понимаете, речи не идет.

Но что делать, если у вас обычный интернет-магазин, и вы решили разбавить ассортимент брендовыми товарами?

  1. В первую очередь нужно позаботиться о репутации и, возможно, провести ребрендинг. Представьте, что у вас много лет шла реклама под эгидой “Самые дешевые цены”, вы ориентировались на мало- и среднеобеспеченных людей — и вдруг такой поворот. Понятно, что ваш бренд знают как недорогой — обеспеченным людям отовариваться в нем некомильфо. Значит, нужно пересматривать ценовую политику, привлекать известных лиц, блогеров, всячески подчеркивать, что вы расширяете круг клиентов.
  2. Потом нужно наладить каналы поставок. Люксовые вещи у оптовых поставщиков не купишь — а если и купишь, то они могут оказаться подделками, и тогда прощай репутация. Ищите выход на профессиональных закупщиков-байеров, связывайтесь с отделом продаж в фирмах-производителях и налаживайте контакты. Имейте в виду, что сразу переходить на товары высокой стоимости не нужно: потеряете постоянных клиентов, привыкшим к низким ценам, и не факт, что приобретете новых. Заменяйте или расширяйте ассортимент постепенно: сначала процентов на 10-15, а там сами посмотрите, как пойдет.

Кто они, богатые люди?

Обеспеченных людей в России немало. Это и так называемые випы: чиновники, крупные бизнесмены, владельцы холдингов, и молодые миллионеры, выбившиеся в люди. Конечно, Роман Абрамович и Олег Тиньков на ваш сайт не придут (хотя кто знает) — даже боюсь представить, где делают покупки олигархи. А вот предприниматели, достигшие успеха, — вполне.

Давайте разделим всю целевую аудиторию на три условных класса.

Старая гвардия

Это те, кто начал свой славный путь еще в советское время. Да, мы знаем, что бизнеса как такового не было, все ресурсы принадлежали государству, а подпольных миллионеров Корейко тщательно изничтожали. Но многие из сегодняшних обеспеченных людей начинали свою карьеру в активе партии, производственных цехах, или после перестройки начинали свое дело.

Какие они? Девяностые все помнят: выжить в эти непростые времена мог далеко не каждый. Они смогли — и это многое говорит об их характере. Это тертые калачи, стреляные воробьи, которые четко знают, чего хотят. Да у них, собственно говоря, все есть. Их невозможно обмануть: любую фальшь чуют за версту. Они не привыкли отдыхать: если всю жизнь пахал — потом делаешь это по привычке. И, что нам особенно важно, — они умеют считать деньги, иначе бы просто не достигли таких высот. Вещи и покупки для них — средство для достижения цели, они находят им практическое применение.

Как они покупают? Тщательно выбирают, не выбрасывают деньги на ветер. В то же время много времени на сайтах не проводят — просто не могут позволить себе такую роскошь. Не подвержены эмоциональным покупкам, нечувствительны к хитрым уловкам типа “Вы достойны лучшего!” (они и так это знают). Требуют качества и гарантий, проговаривают все условия.

Молодые да ранние

Это те, кто дорвался до больших денег не так давно. Как правило, лет им немного — 25-35. Они могут трудиться в совершенно разных сферах. Особое внимание обратим на людей инфобизнеса. Вы, наверное, заметили, сколько появилось гуру, коучей, бизнесменов, которые продают курсы, записывают видео и учат народ зарабатывать миллионы, сидя на диване. Те, у кого это получается, — живут в шоколаде.

Какие они? Эти ребята тоже умеют считать деньги, но привыкли делать это с удовольствием. Не забываем, что они родились уже после распада СССР или незадолго до него и с молоком матери впитали ценности своего времени. А именно: живи в кайф, балуй себя, путешествуй по миру, он весь у твоих ног. Это идеальные потребители: они любят пробовать новое и знают цену вещам. Вещи для них — источник удовольствия, средство для достижения комфорта.

Как они покупают? Быстро и яростно. Времени гулять по сайту у них тоже немного — поэтому все важные предложения лучше давать сразу, в лоб. Знают все маркетинговые уловки — потому что сами этим занимаются. Активно сидят в соцсетях, на “Ютубе”, могут почерпнуть информацию оттуда. Кстати, с ними можно организовать кросс-маркетинг, или взаимный пиар — эти ребята мобильны и открыты для новых предложений.

Мыльные пузыри

Это те, которые не являются, а кажутся богатыми. Их бизнес может не приносить особой прибыли, но упакованы они всегда по высшему разряду. Айфон последней модели, норковая шуба, престижные часы и украшения, дорогая обувь, джип премиум-класса — все, чтобы пустить пыль в глаза партнерам и конкурентам. Но если проверить их счета — выяснится, что дела идут так себе (а в особо тяжелых случаях имеются неоплаченные кредиты, долги, если вообще не ситуация банкротства).

Значит ли это, что вам вообще нужно отказаться от работы с этой ЦА? Нет, конечно! Даже если вы поняли, что “король-то голый”, это не повод не работать с ним. Ему под силу сделать покупку даже в люксовом интернет-магазине и купить брендовую вещь. Да, потом он останется без денег или залезет в долги — в конце концов, это только его выбор, насильно вы никого не заставляете.

Какие они? В принципе понятно: им важно не быть, а казаться. Они делают покупки в дорогих магазинах, но тратят деньги не разумно и даже не для удовольствия — а просто потому, что положение обязывает. Тут мы скромно промолчим про создателя “Икеи”, который ездит на работу на велосипеде — они все равно не поймут.

Как они покупают? Очень падки на рекламные хитрости. Грамотный пиарщик сможет нажать на нужные кнопочки и вызвать необходимые эмоции: страх, гордость или жадность, причастность к избранному кругу.

Как работать с богатыми людьми?

Вы спросите, как же разграничивать эту аудиторию, если молодые да ранние раскусят ваши уловки, а голые короли проглотят, как карась наживку? Ответ прост: нужно понять, на какую ЦА вы рассчитываете больше всего. Это можно понять с помощью опросов, А/В тестирования, постоянных экспериментов. А сейчас рассмотрим основные моменты, которые можно применить к каждой группе ЦА.

Идеальный сервис

Если ваши продавцы и менеджеры не перезванивают покупателю, грубо общаются или просто забывают про покупателя — гоните их в шею или переучивайте. Безукоризненная вежливость и абсолютный комфорт для клиента — вот ваши главные заповеди.

Удобный сайт

Тщательно проработайте структуру интернет-магазина, чтобы клиент не тратил свое время, разбираясь в разделах меню. Да он и не будет этого делать — статус не тот. Также не допускайте, чтобы товаров не оказалось в наличии. Особенно если на сайте товар заявлен как имеющийся на складе, а в реальности продавец говорит, что его нет и нужно подождать.

Быстрая доставка на дом

Что бы вы ни продавали — одежду, мебель, корм для любимой собачки клиента — будьте готовы привезти эти товары с доставкой на дом. Еще отличный вариант — организовать шоурум, где почетный гость может в любое удобное время и не спеша посмотреть товары, выпить чашечку кофе, почитать каталоги. Ну и сделать заказ, конечно.

Модные тренды

В бизнес-среде популярны статусные вещи вроде дорогих часов или одежды известных марок. Бренды минимум раз в год выпускают новые коллекции: будьте в тренде и закупайте их, ведь вашим клиентам нужно все самое модное и лучшее. Услуг это тоже касается: например, если у вас турагентство, будьте в курсе, куда летит этой осенью весь бомонд, и предлагайте эти направления.

Омниканальность

Будьте везде, не только на своем уютненьком сайте. Интернет велик: заведите группы в соцсетях, канал на “Ютубе”, давайте рекламу в бизнес-сообществах, рекламируйтесь на сайтах популярных брендов, заключайте договора с популярными СМИ. Если ваша ЦА — в основном старая гвардия, делайте упор на проверенные респектабельные издания и каналы, если молодежь — осваивайте соцсети, мессенджеры и “Ютуб”. Где-нибудь да точно выстрелит.

Социальная ответственность

Благотворительность всегда была в моде в определенных кругах. Возьмите шефство над детским домом, помогайте приюту для животных, дарите пенсионерам продуктовые наборы и вещи просто так, а не только к праздникам. И конечно, не забудьте сообщать об этом в соцсетях, СМИ, на собственном сайте в разделе новостей. Это укрепит вашу репутацию и отзовется в сердцах потенциальных клиентов.

Экологичность, полезность

Ваши товары должны быть не просто качественными (это понятно по умолчанию), но еще и экологичными. Клиенты премиум-класса никогда не купят себе, ребенку, другу вещь непонятного происхождения. Подчеркивайте, что ваши товары изготовлены из натуральных материалов, полезны для здоровья и не наносят вреда для окружающей среды.

Креативность

Ваши клиенты — опытные бизнесмены, они сами варятся в бизнесе и довольно скептически относятся к попыткам впарить им что-то. А вот если применить смекалку, пригласить хорошего рекламщика, суметь достучаться — у вас могут купить просто так, бонусом за креативное смелое решение.

Быстрота

Длинные унылые тексты о том, какие вы замечательные, отсутствие внятных торговых предложений приведет к тому, что вкладку вашего сайта закроют. Мы уже писали выше, что времени у обеспеченных людей нет — а значит, у вас буквально полминуты, чтобы привлечь их внимание. Яркие визуальные образы, короткие емкие слоганы, немного эмоциональности, мгновенная обратная связь — то, что нужно.

Скидки и акции

Думали, богатые люди не падки на скидки? Совсем наоборот: они-то как раз умеют считать деньги и никогда не откажутся от приятной скидки. Многие предприниматели совершают ошибку, думая, что раз у клиента куры не клюют — можно заламывать высокие цены. Вернее, цены и будут высокими — иначе вы просто разоритесь. Проанализируйте ценовую политику конкурентов, сделайте среднюю по рынку наценку, но при этом делайте скидки, хотя бы 10 %, — вот и весь секрет.

Дело осталось за малым: найти этих самых богатых клиентов. В этом вам помогут полезные контакты, адресные рассылки, таргетированная реклама, базы данных и самое главное — сарафанное радио. Не забывайте про бизнес-центры, конференции, форумы, где можно завязать полезные контакты и раздать визитки. Удачи в продвижении!

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

  • Постановление
  • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт подпрограммы 1 «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт подпрограммы 2 «Биологическое разнообразие России» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт подпрограммы 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт подпрограммы 4 «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт подпрограммы 9 «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
    • Паспорт федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы»
      • I. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • 1. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации в сфере регулирования качества окружающей среды
        • 2. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия
        • 3. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
        • 4. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Арктики и Антарктики
        • 5. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Байкальской природной территории
        • 6. Реализация Программы на приоритетных территориях
      • II. Характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
    • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
      • Подпрограмма 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды»
      • Подпрограмма 4 «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике»
      • Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы»
      • Подпрограмма П «Приоритетный проект «Чистая страна»
      • Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы»
      • Подпрограмма 9 «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»
    • Приложение N 2. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» по субъектам Российской Федерации
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
        • Количество городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (гг. Братск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Челябинск, Чита)
        • Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, процентов
        • Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории, процентов
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
        • Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, единиц
        • Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов, единиц
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее, штук
        • Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, млн. га
        • Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
      • Подпрограмма 9 «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»
        • Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, гектаров
        • Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов, млн. особей
        • Увеличение протяженности сооружений инженерной защиты, км
    • Приложение N 3. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
      • Подпрограмма 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды»
      • Подпрограмма 4 «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике»
      • Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации»
      • Подпрограмма П «Приоритетный проект «Чистая страна»
      • Подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба»
      • Подпрограмма 9 «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»
    • Приложение N 4. Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
      • 2020 год
        • Приказ Минприроды России
        • Распоряжение Правительства Российской Федерации
    • Приложение N 5. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
    • Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология»
    • Приложение N 7. План реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
    • Приложение N 8. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Арктическая зона Российской Федерации»
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, процентов
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, штук
        • Увеличена площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, млн. га
        • Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
    • Приложение N 9. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Арктическая зона Российской Федерации»
    • Приложение N 10. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Арктическая зона Российской Федерации»
    • Приложение N 11. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Дальневосточный федеральный округ»
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, процентов
        • Количество городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (гг. Братск, Красноярск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Челябинск, Чита), единиц
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
        • Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в объекты Байкальской природной территории, процентов
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, штук
        • Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, млн. га
        • Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
      • Подпрограмма 9 «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»
        • Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, гектаров
        • Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов, млн. особей
        • Протяженность сооружений инженерной защиты, км
    • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Дальневосточный федеральный округ»
    • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Дальневосточный федеральный округ»
    • Приложение N 14. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Калининградская область»
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, штук
        • Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, млн. га
    • Приложение N 15. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Калининградская область»
    • Приложение N 16. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Калининградская область»
    • Приложение N 17. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Республика Крым и г. Севастополь»
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, штук
        • Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, млн. га
    • Приложение N 18. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Республика Крым и г. Севастополь»
    • Приложение N 19. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Республика Крым и г. Севастополь»
    • Приложение N 20. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Северо-Кавказский федеральный округ»
      • Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
        • Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, тыс. человек
      • Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды»
        • Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности, процентов
        • Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, штук
        • Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, штук
        • Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, гектаров
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, процентов
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), млн. тонн
        • Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, млн. тонн
      • Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России»
        • Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, штук
        • Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, млн. га
        • Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
    • Приложение N 21. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Северо-Кавказский федеральный округ»
    • Приложение N 22. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в части приоритетной территории «Северо-Кавказский федеральный округ»
    • Приложение N 23. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Оздоровление Волги», входящего в состав национального проекта «Экология»

Открыть полный текст документа

Каков порядок прохождения медосмотра на предприятии?

Порядок прохождения медосмотра на предприятии — установленная законом процедура по освидетельствованию сотрудника с целью определения состояния его здоровья и физической способности выполнять поручаемую работу. Для каких категорий трудящихся прохождение медосмотров является обязательным, каким образом все это осуществляется, расскажем в настоящей статье.

Классификация медосмотров, цели их прохождения работниками предприятия

Категории работников, в отношении которых проведение медицинских осмотров обязательно

Организация медицинских осмотров работающих осуществляется в следующей последовательности…

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников согласно приказу № 302н

Классификация медосмотров, цели их прохождения работниками предприятия

При обеспечении граждан рабочими местами на работодателя возлагается обязанность по созданию и обеспечению безопасных условий выполняемой работы, а также охране труда сотрудников (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В частности, за счет средств бюджета предприятия руководитель обязан организовывать прохождение медосмотров, которые подразделяются на следующие типы (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ):

  1. Обязательные предварительные — проводятся при приеме на работу.
  2. Обязательные периодические — проводятся в процессе трудовой деятельности.
  3. Внеочередные — организуются на основании медицинских рекомендаций для определенной категории работников (ч. 1 ст. 213 ТК РФ), а также по инициативе самих сотрудников (абз. 11 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Как правило, необходимость во внеочередном медосмотре возникает в связи с ухудшением самочувствия сотрудника в процессе работы.
  4. Обязательные психиатрические — проводятся работодателем (в том числе по просьбе работника).
  5. Иные обязательные медосмотры: профилактические (проводимые, например, перед вакцинацией), ежедневные (для работников пищевого производства), пред- и послерейсовые (для водителей транспорта) и другие.

Цели медосмотров на предприятии

Цели проводимых на предприятии обязательных предварительных и периодических медосмотров раскрываются в приложении № 3 «Порядок проведения…» (далее — Порядок), утв. приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечней…» от 12.04.2011 № 302н (далее — приказ № 302н).

Так, в силу ч. 2 Порядка обязательные предварительные медосмотры необходимы:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • для установления соответствия физического или иного состояния лица, поступающего на работу, поручаемой ему трудовой функции;
  • выявления каких-либо заболеваний на ранней стадии их развития в целях их успешного лечения (профилактика заболеваний).

В силу ч. 3 Порядка периодические медосмотры осуществляются с целью:

  • наблюдения и контроля за здоровьем трудящихся при выполнении работ на вредных или связанных с опасностью производствах, способных привести к развитию профзаболеваний, а также выявления первых признаков влияния негативных факторов на человека и формирования групп работников, подверженных такому риску;
  • обнаружения заболеваний, при наличии которых работа с негативными факторами производства противопоказана, а также недопущения появления и распространения таких недугов;
  • проведения своевременных предупредительных и восстановительных мер, необходимых для профилактики болезней работников;
  • выявления и профилактики инфекционных заболеваний, в том числе паразитарных инвазий;
  • предупреждения и недопущения несчастных случаев и иных происшествий на производстве.

Освидетельствования, направленные на определение психического здоровья работника, обязательны в случае допущения лица к деятельности, представляющей опасность или предполагающей воздействие вредных для человека факторов (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Целью данного медосмотра является выявление противопоказаний для выполнения такого рода работ, подробное перечисление которых содержит перечень медицинских психиатрических противопоказаний, утв. постановлением Правительства «О реализации Закона…» от 28.04.1993 № 377.

Категории работников, в отношении которых проведение медицинских осмотров обязательно

В ст. 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, которые устраивающиеся на работу граждане должны предъявлять работодателю. Указания на обязательное представление справки из медучреждения всеми потенциальными сотрудниками в законе нет. Тем не менее для отдельных категорий работников прохождение медосмотров и предъявление соответствующего заключения является обязательным условием при трудоустройстве.

К таким сотрудникам относятся:

  • лица, не достигшие совершеннолетия (ст. 69 ТК РФ);
  • работники, привлекаемые к труду вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);
  • граждане, принимаемые на работу в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных (ст. 324 ТК РФ).

Исчерпывающий перечень вредных и опасных факторов на производстве, а также профессий и видов трудовой деятельности, для которых прохождение как предварительных, так и периодических медосмотров является обязательным, содержится в приложениях № 1 «Перечень вредных…» (далее — Перечень факторов) и № 2 «Перечень работ, при выполнении…» (далее — Перечень работ), утв. приказом № 302н.

Деятельность, предусмотренная в Перечне работ

В частности, к работам/профессиям, для которых прохождение медосмотров является обязательным, относятся:

  • связанные с нахождением на высоте либо обслуживанием подъемного оборудования (крановщики, лифтеры, верхолазы);
  • производимые на взрывоопасных производствах;
  • осуществляемые в ведомствах и службах, где разрешается применение оружия (охранники, инкассаторы);
  • производимые на оборудовании, имеющем открытые движущиеся элементы конструкции (токари, фрезеровщики);
  • производимые под землей (горные инженеры, шахтеры);
  • выполняемые на предприятиях пищевой сферы, продовольственных складах и базах, связанные с непосредственным контактом с продуктами питания при их изготовлении, хранении и транспортировке (повара, кондитеры, сортировщики, упаковщики);
  • осуществляемые в медицинских учреждениях разного типа (врачи, медсестры, санитары);
  • связанные со школьным и дошкольным образованием детей в организациях всех видов (учителя, воспитатели, детские психологи);
  • направленные на оказание бытовых услуг (парикмахеры, банщики, массажисты);
  • связанные с управлением транспортными средствами (водители, машинисты).

Кроме вышеперечисленных в Перечне работ содержатся и иные виды деятельности, которые в случае возникновения физического или иного недуга у их исполнителя могут создавать угрозу здоровью и жизни не только самого работника, но и окружающим его лицам.

Примечание: в случае отказа работника от обязательного для его профессии медицинского осмотра работодатель не вправе допускать его к выполнению трудовой функции (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Подпишитесь на рассылку

Организация медицинских осмотров работающих осуществляется в следующей последовательности…

Перед тем как отправить своих сотрудников на предварительный или периодический медосмотр, работодатель должен совершить ряд организационных действий:

  1. Заключить договор об оказании услуг с медицинской организацией. Стоит отметить, что обязательные предварительные и периодические медосмотры осуществляются в стенах медицинских учреждений, которые имеют разрешение на проведение подобного рода освидетельствований (п. 4 Порядка). В данной организации должна быть сформирована и действовать на постоянной основе комиссия из числа врачей-специалистов, имеющих действительный сертификат по специализации «Профпатология» (п. 5 Порядка).
  2. Составить список контингента, в который включаются представители профессий (должностей), предусмотренных одновременно штатным расписанием предприятия и Перечнем работ. Также должен быть составлен список вредных факторов/условий на производстве в соответствии с «Перечнем факторов» (пп. 19, 20 Порядка).
  3. Направить список контингента не позднее 10 дней с момента его утверждения руководителем в территориальный орган Роспотребнадзора для согласования (п. 21 Порядка).
  4. Составить на основании списка контингента поименный список сотрудников, для которых прохождение медосмотров является обязательным (п. 22 Порядка). Утвержденный руководителем список направляется в медучреждение за 2 месяца до согласованной сторонами даты проведения медосмотра (п. 23 Порядка).
  5. Согласовать с медучреждением составленный последним календарный план, который должен быть разработан в течение 10 дней с момента получения поименного списка и не менее чем за 14 дней до проведения медицинского освидетельствования (п. 25 Порядка).
  6. Ознакомить сотрудников, для которых прохождение медосмотра является обязательным, с согласованным календарным планом за 10 дней до проведения освидетельствования (п. 26 Порядка).
  7. Оформить направления на освидетельствование на основании списка контингента (п. 8 Порядка) и вручить сотрудникам перед прохождением ими медосмотра (п. 24 Порядка).

В том случае, если работодатель решит не продлевать договор с медучреждением, а воспользоваться услугами другой организации, он должен направить письменный запрос о передаче медицинских карт работников по представленной описи в новое медицинское учреждение (п. 36 Порядка).

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников согласно приказу № 302н

Скачать форму направления на
периодический медосмотр

Медицинское учреждение на основании заключенного с работодателем договора несет ответственность за качество проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию работников, организовывать которые обязан непосредственный руководитель предприятия (п. 6 Порядка). Перед обращением в уполномоченное медучреждение работник должен получить у работодателя соответствующим образом оформленное направление. Только на основании данного документа гражданин может за счет работодателя пройти обследование — как при приеме на работу, так и в процессе ее осуществления (п. 7 Порядка).

ВАЖНО! Обязательные медосмотры, в том числе внеочередные, проводятся с сохранением за сотрудником места работы и среднего уровня заработной платы за все время, потраченное на освидетельствование (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Прохождение предварительных медосмотров

Алгоритм прохождения осмотра сотрудником при посещении медицинской организации предусматривает следующие этапы:

  1. Предъявление работником необходимых для прохождения осмотра документов (п. 9 Порядка):
    • направления от работодателя;
    • паспорта;
    • паспорта здоровья (если таковой имеется);
    • заключения психиатрического обследования (в необходимых законом случаях).
  2. Оформление документации на осматриваемого работника (п. 10 Порядка):
    • медицинской карты, содержащей выводы врачей, результаты лабораторных анализов и других исследований, а также заключения ранее проводимых осмотров;
    • паспорта здоровья (если он не был оформлен ранее) — этот документ содержит информацию о медучреждении, работнике и его работодателе, данные о вредных факторах на производстве и времени работы с ними, а также дублирует записи, сделанные в медицинской карте.
  3. Осмотр сотрудника врачами-специалистами и выполнение всех необходимых исследований, предусмотренных Перечнем факторов и Перечнем работ для конкретной категории работников (п. 11 Порядка).
  4. Оформление заключения по результатам медосмотра работника (п. 12 Порядка). Документ составляется в 2 экземплярах, подписывается председателем врачебной комиссии, заверяется оттиском печати медучреждения и выдается на руки гражданину (пп. 13, 14 Порядка).

Прохождение периодических медосмотров

В процессе трудовой деятельности сотрудников работодатель обязан проводить регулярные периодические освидетельствования в сроки, предусмотренные Перечнем факторов и Перечнем работ (п. 15–16 Порядка). Порядок при этом определяет такие сроки только для работников в возрасте до 21 года, которые обследуются ежегодно (п. 17 Порядка).

Периодические медицинские осмотры проводятся, как правило, массово, на основании составленных работодателем списков с указанием вида выполняемых сотрудниками работ и перечислением негативных факторов производства (п. 19 Порядка).

Для прохождения периодического освидетельствования предусмотрен следующий порядок:

  1. Посещение работником в указанный в календарном плане день медучреждения и предъявление медицинской карты и паспорта здоровья (п. 28 Порядка). В том случае, если у сотрудника данные документы отсутствуют, они оформляются на этом этапе (п. 29 Порядка).
  2. Осмотр сотрудника всеми врачами-специалистами, а также проведение лабораторных и иных исследований, предусмотренных для данной категории работников при работе в негативных условиях, указанных в Перечне работ и Перечне факторов (п. 30 Порядка).
  3. Составление медицинского заключения (п. 31 Порядка).

На основании результатов обследования работнику присваивается номер диспансерной группы. В медицинской карте осмотренного сотрудника указываются меры, рекомендованные для профилактики возможных профзаболеваний, а в случае их выявления — для лечения и дальнейшей реабилитации (п. 32 Порядка).

В том случае, если у врачей медучреждения по результатам медосмотра возникли подозрения относительно наличия у сотрудника профзаболевания, он должен быть направлен в центр профпатологии или иную организацию, уполномоченную проводить экспертизу и устанавливать связь между профессией и заболеванием. Кроме того, на медучреждение возлагается обязанность известить об этом территориальный орган Роспотребнадзора (п. 40 Порядка). При затруднении в постановке диагноза работник также направляется в вышеназванный центр для дополнительного обследования (а. 41 Порядка).

Заключительный акт по итогам периодического медосмотра

В течение месяца после завершения периодического медосмотра (но не позднее чем через 30 дней) медучреждение подводит итоги освидетельствования работников и совместно с территориальным органом Роспотребнадзора составляет заключительный акт (п. 42 Порядка). Акт содержит исчерпывающие сведения о проведенном периодическом медицинском освидетельствовании, перечень которых содержится в п. 43 Порядка. Документ подписывается председателем комиссии врачей-специалистов и заверяется оттиском печати медучреждения (п. 44 порядка).

Составляется заключительный акт в 4 экземплярах, 3 из которых направляются:

  • работодателю;
  • в центр профпатологии субъекта РФ, на территории которого был проведен медосмотр;
  • в территориальный орган Роспотребнадзора.

Четвертый экземпляр акта подлежит обязательному хранению в медучреждении, проводившем медицинский осмотр, в течение 50 лет (п. 45 Порядка).

Подведем итоги. Работодатель должен за свой счет организовывать прохождение сотрудниками обязательных медицинских осмотров в том случае, если выполняемые ими работы сопровождаются воздействием вредных для здоровья факторов и содержатся в Перечне факторов и Перечне работ. При этом закон определяет исчерпывающий перечень категорий работников, которым необходимо получать медицинское заключение не только в период работы, но и при трудоустройстве.

Руководитель предприятия, перед тем как обязать сотрудника пройти освидетельствование, должен предпринять ряд организационных действий и провести подготовительные мероприятия совместно с медучреждением, осуществляющим осмотры трудящихся. Работник обязан на основании полученного направления в указанный в нем день посетить медучреждение и пройти осмотр, иначе он не будет допущен к своей трудовой деятельности. На период прохождения обязательных медосмотров работодатель должен не только сохранить за сотрудником его должность, но и оплатить это время в размере среднего заработка.

Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?

Важные факты из статьи

  1. Разницу между расчётом без износа и с таковым по ОСАГО можно возместить напрямую с виновника ДТП – это законно и вполне реально.
  2. Но для этого обязательно нужно иметь доказательства фактически затраченных денег на ремонт для восстановления авто.
  3. Исключение также составляет европротокол – в этом случае получить ничего не получится ни с виновника, ни со страховой компании.
  4. Избежать выплату виновнику довольно сложно, но можно уменьшить сумму.

ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования. Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии. Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право. Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке. У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.

Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да. Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете. Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.

Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.

Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.

Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.

10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.

В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.

Таким образом, основные выводы из Постановления такие:

  1. расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
  2. но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.

А вот в случае с европротоколом, подписываясь в качестве потерпевшего, вы даёте согласие на выплату вам суммы от страховой без каких-либо прав после этого.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Поэтому, если ДТП было оформлено с помощью европротокола, а страховая выплатила с учётом износа недостаточно, то взыскать разницу без учёта износа ни с виновника аварии, ни со страховой в 2020 году уже нельзя.

Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.

Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:

  1. на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
  2. в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
  3. по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.

И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.

  1. вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
  2. далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
  3. в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
  4. в случае неудовлетворения «досудебки» вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.

Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
  • в случае отказа в удовлетворении досудебки вы также подаёте в суд на этих ответчиков; при этом, иск подаётся один, но указываются оба ответчика с просьбой установить надлежащего ответчика и соответчика.

На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.

Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.

В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.

Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп).

В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

Чаще всего при подаче иска в суд таковой подлежит удовлетворению. Но есть и обратные решения в судебной практике. Здесь следует уточнить несколько тонкостей:

  • довольно часто судья может потребовать от истца, помимо представленного акта расчёта или независимой оценки, доказательства фактически понесённых расходов на восстановление авто – чеки, акты выполненных работ, заказ-наряды из автосервиса о том, что вы, действительно, потратили запрашиваемые с виновника в виде износа деньги; но если автомобиль вы продали, то судья поймёт, что объективно подтвердить затраты вы не сможете,
  • нередко ответчик может ходатайствовать (просить) суд о проведении судебной экспертизы, которая может насчитать совсем иную сумму ущерба, поэтому, если вдруг эксперт оказался вашим знакомым, который специально насчитал очень много, то в итоге вы получите денег столько, сколько начитает судебный эксперт, плюс понесёте расходы на оплату судебной экспертизы, которая может стоить очень дорого (в среднем от 20 до 40 тысяч рублей),
  • в суде вы не можете требовать с виновника то, что могли бы требовать от страховой – штраф за неудовлетворение досудебной претензии и неустойку за просрочку выплаты,
  • если вы наймёте юриста для представления ваших интересов в суде, то они также возмещаются вам проигравшей стороной.
  • Оренбургский суд частично удовлетворил иск автолюбителя к страховой и напрямую к виновнику ДТП по ОСАГО, взыскав с виновника разницу суммы без учёта износа, а со страховой уменьшив неустойку.
  • Суд в Саратове же постановил отказать в возмещении потерпевшему в аварии на основании того, что тот не предоставил доказательств фактически понесённых расходов на ремонт, а Постановление Конституционного суда не предполагает безусловного взыскания изнашивания авто с виновника без доказательств фактически понесённых затрат на оплату услуг автосервиса и покупки деталей.
  • Ещё один отклонённый иск к виновнику о взыскании без учёта износа при полученной компенсации со страховой с учётом такового. В удовлетворении иска отказано, так как истец не предоставил доказательств фактически понесённых расходов.

Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.

Как видно из судебной практики 2020 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.

Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.

Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:

  • выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
  • ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в «досудебке», но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.