Понятие прав и свобод гражданина

Права и свободы человека и гражданина

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы. Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока. Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве. Включает схемы, таблицы, иллюстрации. Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий. Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Правоохранительные органы

Одной из самых важных задач государства и государственных органов (и это подчёркивает действующая Конституция) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью.

В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными.

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.

Можно выделить следующие признаки правоохранительных органов:

· Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.

· Осуществляют свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур.

· В процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.

· Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Основными функциями правоохранительных органов являются:

· охрана государственного и общественного строя;

· укрепление законности и правопорядка;

· защита прав и свобод человека и гражданина;

· охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

· борьба с преступностью.

Все правоохранительные органы можно разделить на три вида: органы выявления и расследования правонарушений, органы юридической помощи и органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Давайте более подробно познакомимся с правоохранительными органами Российской Федерации и их функциями.

К первой группе правоохранительных органов мы отнесём органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц – это суды общей юрисдикции, арбитражные суды и специализированные суды.

Главными функциями судов являются осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства, в том числе:

· осуществление проверки соответствия нормам Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;

· разрешение конфликтов и споров на основании закона;

· защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

· применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Следующая группа правоохранительных органов – это органы выявления и расследования преступлений, к ним относятся: следственный комитет, министерство внутренних дел и полиция.

Следственный комитет Российской Федерации – это федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Следственный комитет Российской Федерации осуществляет следующие функции:

· осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в Следственный Комитет Российской Федерации;

· осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством;

· осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений;

· осуществление судебно-экспертной деятельности;

· осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов;

· другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Министерство внутренних дел – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

К функциям МВД принято относить:

· Разработку и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

· Организацию и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);

· Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Полиция – это составная часть единой централизованной системы МВД. Включена в органы внутренних дел.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

К третьей группе правоохранительных органов нашей страны можно отнести органы юридической помощи: нотариат и адвокатуру.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариат способствует предупреждению правонарушений посредством:

· удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);

· выдачи свидетельств на право собственности и доли в общем имуществе;

· подтверждения верности копии документа, подписи и перевода;

· удостоверения разного рода фактов.

Адвокатура в Российской Федерации нацелена на оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатура оказывает содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:

· предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

· составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

· представления интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;

· представления интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

· выступления в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Следующая группа правоохранительных органов – это органы обеспечения правопорядка и безопасности, к ним относятся: Прокуратура и Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) и различные налоговые службы.

Прокуратура Российской Федерации – это единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации, за точным и единообразным исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

К функциям прокуратуры принято относить:

· осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;

· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;

· опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Министерство юстиции Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Под термином юстиция принято понимать вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

К основным функциям органов юстиции можно отнести:

· правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации;

· проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

· государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и другие) и сделок с ней;

· регулирование сферы правового обслуживания;

· осуществление контроля за исполнением законодательства.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Федеральная служба охраны – это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, которая занимается выявлением и устранением угроз жизненно важным интересам и объектам государственной охраны, таким как Президент, лица, занимающие государственные должности, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и другие.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с особо опасными формами преступности;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности;

· осуществление экономической безопасности;

· борьба с коррупцией.

Федеральная таможенная служба – это федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий контроль и надзор в области таможенного дела. Также имеет широкие функции в области валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора.

Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
Федеральная служба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подчиняется Министерству юстиции Российской Федерации.

Налоговые органы Российской Федераций представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Задачами налоговых органов являются учёт налогоплательщиков, контроль за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей, валютный контроль. Важность деятельности налоговых органов заключается в том, что от стабильного поступления в казну государства налогов и других обязательных платежей зависит успешное функционирование всех государственных органов, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.

В целом мы можем говорить о том, правоохранительные органы играют важную роль в поддержании правопорядка и охраны прав и законных интересов граждан.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятию «правоохранительные органы».

2. Дайте определение понятию «правоохранительная деятельность».

3. Назовите виды правоохранительных органов.

4. Что можно отнести к основным функциям правоохранительных органов?

5. Назовите несколько правоохранительных органов и дайте характеристику их функций.

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

28 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это…

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. единый бюджет;
  4. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  5. единая Конституция;
  6. общая система центральных органов госвласти;
  7. единое для всей страны правовое пространство;
  8. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка