Получить копию решения арбитражного суда г Москвы

Арбитражный суд города Москвы

Уважаемые участники арбитражного процесса!

Арбитражный суд города Москвы информирует об изменении порядка ознакомления с материалами судебных дел, находящихся в производстве суда, выдачи копий судебных актов и выдачи исполнительных листов.

Настоящий порядок вводится с целью обеспечения гарантий соблюдения прав лиц, участвующих в деле, предусмотренных статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и надлежащего взаимодействия сотрудников суда с участниками арбитражного процесса.

Порядок ознакомления с материалами судебного дела

Лицу, заявившему об ознакомлении с материалами дела, секретарем судебного заседания (специалистом судебного состава или помощником судьи) выдается судебное дело для ознакомления на 4 (четвертый) рабочий день после поступления ходатайства в суд (далее…).

Порядок выдачи копий судебных актов

Выдача копий судебных актов, повторная выдача копий судебных актов производится на 5 (пятый) рабочий день после поступления ходатайства в суд.

В случае подачи заявления (ходатайства) о выдаче копии судебного акта до изготовления судом судебного акта в полном объеме, 5-дневный срок выдачи исчисляется со следующего дня после изготовления судебного акта в полном объеме (далее…).

Порядок выдачи исполнительных листов

Выдача исполнительных листов производится на 5 (пятый) рабочий день после поступления ходатайства в суд.

Выдача исполнительных листов на основании судебных актов судов вышестоящих судебных инстанций производится на 5 (пятый) рабочий день после возвращения судебного дела в Арбитражный суд города Москвы (далее…).

Настоящий порядок ознакомления с материалами судебных дел, выдачи копий судебных актов и выдачи исполнительных листов вводится в действие с 1 июля 2011 года и распространяется на ходатайства лиц, участвующих в деле, а также других лиц, поступившие в Арбитражный суд города Москвы с 1 июля 2011 года.

§ 3. Несостоятельность (банкротство) в зарубежных странах

Общая характеристика правового регулирования несостоятельности за рубежом. Различия экономических систем разных государств, например различия в интенсивности государственного регулирования экономики, предопределяют различия правовых систем регулирования банкротства, цели и задачи законодательства о банкротстве в разных странах.

В одних странах законодательство о банкротстве направлено преимущественно на защиту интересов неплатежеспособного должника (продолжниковое законодательство), в других — на защиту интересов кредиторов (прокредиторское законодательство).

В механизме регулирования банкротства должен быть найден разумный баланс между созданием условий для сохранения действующих предприятий и гарантиями прав кредиторов. Однако следует понимать, что стабильность и устойчивый рост экономики далеко не всегда зависят от сохранения нежизнеспособных предприятий. Целесообразнее такие предприятия вывести из рынка, а не субсидировать их увядающую деятельность. Сохранение рабочих мест — это важная задача, однако цель должна оправдывать средства. Ведь лучше те же ресурсы

направить на создание новых рабочих мест, а не поддерживать 1

застойную ситуацию .

Исторически сложилось так, что во всех странах, включая страны прецедентного права, источниками правового регулирования отношений банкротства являются законодательные акты. Это не случайно. Дело в том, что отношения несостоятельности — это следствие отношений, связанных с неисполнением обязательств (обязанностей) должника, которые урегулированы на уровне законов, гражданских и торговых кодексов.

Понижение уровня правового регулирования отношений банкротства означало бы заведомое недействие подзаконных актов как противоречащих закону. Поэтому для создания специального режима неисполнения обязательств (обязанностей) неплатежеспособным должником необходимо установление изъятий из предусмотренного общими законами порядка, которые могут быть установлены только специальным законом или

специальными нормами кодексов .

Законодательство о банкротстве (наряду с налоговым законодательством, законодательством о приватизации и национализации и некоторыми другими нормативными массивами) во всех развитых странах является одним из ключевых регуляторов экономической системы, с помощью которого решаются стратегические задачи социально-экономического развития страны.

1 См.: Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 25 — 26.

198 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

Как отмечает Г. Ласк, «после каждой серьезной депрессии сенат Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности» .

Во Франции нормы о несостоятельности сосредоточены в книге VI ФТК 1999 г., которая состоит из двух титулов. В первый титул включены правила предупреждения трудного экономического положения должника, а также правила о порядке дружественного урегулирования отношений между должником и его кредиторами, связанных с таким положением должника. Во втором титуле содержатся правила, регламентирующие судебный порядок восстановления и ликвидации предприятий. Французская система регулирования банкротства характеризуется явно выраженной продолжниковой направленностью,

предпочтение оказывается реабилитации предприятия долж-2

ника .

В Германии источником правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, является Положение о несостоятельности от 5 октября 1994 г., вступившее в действие с 1 января 1999 г. Положение регулирует весь комплекс отношений несостоятельности: возбуждение производства по делам о банкротстве и его последствия; управление имуществом должника и порядок его реализации; порядок удовлетворения требований кредиторов; отдельные виды производства по делам о банкротстве; международное право несостоятельности.

Германская система регулирования банкротства характеризуется прокредиторской направленностью. В § 1 Положения о несостоятельности следующим образом определены цели производства по делам о банкротстве: «Производство по делам о несостоятельности предназначено для совместного удовлетворения требований кредиторов путем реализации имущества должника и распределения выручки или согласования на основе конкурсного плана особого порядка, имеющего своей целью, в частности, сохранение предприятия».

В Великобритании единый порядок регулирования банкротства установлен Законом о несостоятельности 1986 г. Английское законодательство предусматривает режим управления в целях реабилитации должника, однако этот режим мало приме-

няется, так как обычно блокируется кредитором, облада-ющим «правом плавающего» обеспечения на все активы должника . Таким образом, английское законодательство о банкротстве также является прокредиторским.

В США отношения несостоятельности регулируются федеральным Законом о банкротстве 1978 г. Процессуальное производство по делам о банкротстве регламентируется также Правилами о процедурах банкротства, принятыми Верховным судом США. Законодательство о банкротстве США относят к про-должниковому, поскольку в его основе лежит реорганизационная идея, предоставляющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение, возможность освободиться от долгов и начать все сначала.

Субъекты несостоятельности. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о банкротстве, в разных странах неодинаков. При этом дифференциация правового регулирования может зависеть от предмета деятельности должника, его коммерческого статуса и иных обстоятельств.

Законодательство большинства стран предусматривает нормы о банкротстве физических лиц — потребителей, что способствует развитию потребительского кредита и экономики в целом. Одна из тенденций законодательства о банкротстве зарубежных стран проявляется в том, что в нем, как правило, предусматриваются специальные нормы, регламентирующие банкротство отдельных категорий должников, в зависимости от Предмета деятельности: кредитных, страховых, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и некоторых других.

При этом во Франции и Германии субъектами несостоятельности могут быть любые физические и юридические лица Независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса. Исключения составляют, например, в Германии — юридические лица публичного права, а также федерация и ее субъекты (земли). Физические лица — потребители признаются несостоятельными, если между ними и их кредиторами не Достигнуто соответствующее соглашение.

В Великобритании и особенно в США законодательство о банкротстве весьма дифференцировано в зависимости от предмета деятельности должника и некоторых других обстоятельств.

1 См.: Степанов В. В. Указ. соч. С. 33.

200 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

Например, в Великобритании законодательством о соответствующих компаниях регламентируются отношения несостоятельности кредитных, страховых, строительных организаций. Различия между торговой и неторговой несостоятельностью в английском праве не проводятся. Законодательство США также учитывает особенности несостоятельности физических лиц, физических лиц с устойчивым доходом, банков, страховых компаний, биржевых брокеров, железнодорожных компаний, муниципалитетов и др. Не могут признаваться несостоятельными государственные образования.

Производство по делам о несостоятельности. Возбуждение производства по делам о банкротстве осуществляется при наличии условий, предусмотренных законодательством о банкротстве (просрочка платежа, определенный размер задолженности и др.), на основании письменного заявления определенных лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением.

Право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обычно имеют должник и кредиторы, а в случаях, предусмотренных законодательством соответствующей страны, также другие лица (например, ликвидаторы, осуществляющие ликвидацию юридического лица), уполномоченные государственные органы, прокурор, суд. В определенных случаях законодательство о банкротстве обязывает должников обратиться с заявлением в суд. Заявление о признании должника банкротом подается в надлежащий суд, которому подведомственно и подсудно дело о банкротстве. Суд рассматривает дело о банкротстве в соответствии с законодательством о банкротстве, включающем в себя специальные материально-правовые и процессуально-правовые нормы.

Во Франции правом на подачу заявления о признании должника несостоятельным наделены кредиторы, должник, суд, прокурор. Дела о банкротстве подведомственны коммерческим судам по месту нахождения должника либо гражданским судам более высокой инстанции. Производство по делу о банкротстве возбуждается при условии прекращения платежей должником. Бремя доказывания факта прекращения должником платежей возлагается на кредитора-заявителя.

В Германии право на подачу заявления о признании должника банкротом имеют кредиторы и должник. В связи с несостоятельностью банка исключительным правом на подачу заявления наделен Центральный банк. Дела о банкротстве подведомственны всем гражданским судам. Для возбуждения производства по делу о банкротстве необходимо одно из условий: неплатежеспособность, угроза неплатежеспособности или сверхзадолженность. При этом законодательством о банкротстве не установлена минимальная задолженность кредиторам как условие возбуждения производства по делу о банкротстве.

В Великобритании право на подачу заявления о признании должника банкротом имеют кредиторы, должник, клерк суда магистрата. Дела о банкротстве подведомственны специальным судам по делам о банкротстве. Предусмотрены условия, при наличии которых компания считается неспособной платить по своим долгам: задолженность не менее 750 фунтов стерлингов; просрочка платежа не менее трех недель; в определенных случаях также — наличие неисполненного исполнительного листа; превышение стоимости активов компании над стоимостью ее долгов; доказательства неоплатности.

В США право на обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным имеют кредиторы и должник. Дела о банкротстве подведомственны специальным федеральным судам по делам о банкротстве. Условием возбуждения производства по делу о банкротстве является доказанный заявителем факт неоплаты должником своего долга в установленный срок размером не менее 5 тыс. долл.

Процедуры банкротства и органы управления имуществом должника. Возбуждение производства по делу о банкротстве влечет определенные последствия, в частности введение процедур банкротства, которые реализуются органом управления имуществом должника: управляющим (куратором, администратором, конкурсным управляющим и др.) под контролем собрания кредиторов, комитета кредиторов и суда.

В законодательстве разных стран набор процедур, применяемых к неплатежеспособному должнику, различен. Наиболее унифицирован он в законодательстве Германии, предусматривающем для несостоятельных должников независимо от их статуса помимо мировой сделки (включая сделку между кредиторами и должником о санации предприятия должника) по существу только одну возможность — ликвидацию имущества в процессе единого для всех случаев конкурсного производства. Наибольшее разнообразие процедур предусмотрено в праве США, где подлежащий применению тип процедуры (ликвидационной или реорганизационной), кроме того, поставлен в зависимость от статуса должника, предмета его деятельности и некоторых других обстоятельств.

Во Франции к процедурам банкротства относятся: наблюдение, целью которого является обеспечение сохранности имущества должника; восстановление деятельности предприятия в соответствии с планом, который может предусматривать либо продолжение деятельности предприятия, либо передачу всего предприятия или его части в аренду; конкурсное производство.

Возбуждая производство о банкротстве, торговый суд по месту нахождения должника назначает судью-комиссара и двух судебных представителей, конкурсного управляющего и представителя кредиторов (ликвидатора) . Судья-комиссар осуществляет контроль за действиями органов управления имуществом должника (конкурсного управляющего и ликвидатора). Конкурсный управляющий — это судебный поверенный, профессионально выполняющий функции по управлению имуществом должника. Ликвидатор — судебный поверенный, осуществляющий функции представителя кредиторов в суде и обязанности по ликвидации имущества должника и распределению средств, полученных от продажи имущества несостоятельного должника, между кредиторами.

Предусмотрены две очереди удовлетворения требований кредиторов: в первую очередь подлежат удовлетворению требования продавца имущества, а также банка-поручителя; во вторую очередь удовлетворяются требования по заработной плате, ипотечным залогам и другим привилегированным требованиям в отношении недвижимого имущества, кредитам и долгам по контрактам, привилегированным требованиям в отношении движимого имущества, требованиям в отношении движимого имущества и др.

В Германии к процедурам банкротства отнесены: санация (оздоровление предприятия должника путем восстановления его платежеспособности); санирующая ликвидация, при которой части всего предприятия должника передаются для целей санации одному или нескольким кредиторам; ликвидация иму-

1 См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / Под ред. В. В. Залесского.

С. 149.

щества должника (конкурсное производство). Все дела о банкротстве начинаются открытием конкурсного производства. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при достижении соглашения между должником и кредиторами об урегулировании долгов, сохранении предприятия должника и восстановлении его платежеспособности .

Интересы кредиторов в ходе процедур банкротства представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Собрание кредиторов избирает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий под контролем собрания кредиторов, комитета кредиторов, а также суда принимает решение о продолжении деятельности должника, его реорганизации или ликвидации, осуществляет управление конкурсной массой.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования, обеспеченные залогом имущества должника; во вторую очередь удовлетворяются требования по расходам, понесенным в рамках процедур несостоятельности (вознаграждение конкурсного управляющего, текущие требования); в третью очередь удовлетворяются требования обычных кредиторов, связанные с основной задолженностью по договорам, и т. п.; в четвертую очередь удовлетворяются требования второстепенных кредиторов по уплате процентов, неустоек, возмещению убытков.

В Великобритании к процедурам банкротства относятся: соглашение должника с кредиторами о погашении долгов или о плане реорганизации компании; управление конкурсной массой, суть которого сводится к введению моратория на удовлетворение требований кредиторов с целью дать должнику возможность реструктурировать свою задолженность; конкурсное производство.

Для управления имуществом должника назначается конкурсный управляющий, который формирует конкурсную массу, реализует имущество должника и распределяет вырученные средства между кредиторами. В целях охраны имущества должника в период между подачей заявления о признании должника несостоятельным и вынесением решения об этом суд может назначить временного управляющего имуществом должника.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: во-первых, подлежат удовлетворению требования

См.: Степанов В. В. Указ. соч. С. 136.

кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника; во-вторых, покрываются расходы по ликвидации; в-третьих, удовлетворяются требования кредиторов, имеющих преимущества (требования, связанные с налогами и другими обязательными платежами, требования по заработной плате); в-четвертых, требования, обеспеченные залогом, обременяющим невыделенное имущество; в-пятых, необеспеченные требования; в-шестых, требования, возникшие после начала процедуры ликвидации.

В США к процедурам банкротства относятся: реструктуризация задолженности на основе утвержденного судом плана погашения долга, применяемая к физическим лицам с устойчивым доходом; администрация по праву справедливости, в соответствии с которой назначаемый судом администратор доходов управляет предприятием должника и из получаемых доходов постепенно погашает требования кредиторов; передача управления имуществом должника доверительному собственнику, который осуществляет управление имуществом должника в интересах кредиторов и погашает долги в установленные сроки; конкурсное производство.

Органами управления имуществом должника выступают собрание кредиторов, комитет кредиторов, конкурсный управляющий. До избрания собранием кредиторов конкурсного управляющего в целях сохранения имущества должника суд назначает временного управляющего имуществом должника. Конкурсный управляющий действует в качестве доверительного собственника. В обязанности конкурсного управляющего входят управление имуществом несостоятельного должника, реализация его имущества и соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Требования кредиторов удовлетворяются после выплаты долгов по обеспеченным требованиям в следующей очередности: во-первых, удовлетворяются требования по разрешенным искам (административные расходы; расходы, связанные с управлением имуществом должника; требования по заработной плате, по налогам и некоторые другие); во-вторых, удовлетворяются остальные разрешенные требования, заявленные вовремя; в-третьих, удовлетворяются разрешенные требования, заявленные с опозданием; в-четвертых, удовлетворяются требования, связанные с уплатой штрафов и убытков; в-пятых, удовлетворяются требования по процентам на сумму исков.

Глава 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 205

Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги — это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг — один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным — производственным — видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61.

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430. деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, — они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» // РГ. 2007. 2 февр. В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. (далее — Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357..

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя — юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (ред. от 27.12.2009) // РГ, N 238-239, 08.12.1994. РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса — закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам — клиентам, заказчикам — разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

В понятие правового обеспечения предпринимательской деятельности входит направленность действий юристов на:

соблюдение законности предпринимательской деятельности заказчика;

реализацию прав, составляющих содержание праводееспособности предпринимателя, и его субъективных прав;

защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей от нарушений со стороны любых третьих лиц;

Эти задачи, которые можно было бы назвать правовыми задачами, тесно связаны с целями предпринимательской деятельности: удовлетворением различных общественных потребностей и систематическим извлечением прибыли.

Названные задачи соответствуют специфике предмета юридической деятельности, определяют круг профессиональных функциональных обязанностей юристов, обслуживающих предпринимателей. В то же время в содержание правового обеспечения не могут входить задачи иного характера, например, экономические, производственно-технологические, управленческо-организационные. Юристы не занимаются решением экономических или производственно-технологических задач, но способствуют их решению, осуществляя необходимое правовое сопровождение деятельности предпринимателя по их выполнению. Например, когда ставится вопрос о принятии той или иной схемы транспортировки товара, юристы анализируют предлагаемую схему с правовой точки зрения, оценивают ее правомерность, обеспечивают внесение соответствующих условий в содержание заключаемых договоров (контрактов).