Политический режим исторические примеры характерные черты

Виды и примеры:
Тоталитаризм:
Коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились два подобных режима – режим Р. Кастро Рус на Кубе и режим Ким Чен Ира в Северной Корее, которые держат своё население на грани голода. Режим Северной Кореи пытается выжить и угрожать другим странам с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.
Фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. Националистический режим императора Хирохито в Японии. Эти режимы были разгромлены в результате второй мировой войны.
Авторитаризм:
режим генерала Пиночета в Чили, генерала Франко в Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный президент, который стремится править третий срок и более, фактически рискует стать авторитарным правителем, Примерами подобных правителей на постсоветском пространстве являются Лукашенко в Белоруссии, ныне покойный Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане, Назарбаев в Казахстане.
Демократия:
В последнем десятилетии XX в. мир вновь захвачен демократическими переменами. Вслед за странами Южной Европы и Латинской Америки влияние демократизации распространилось еще на два региона — Восточную Европу и бывший Советский Союз.

Добавлено в закладки: 0

Что такое роялти? Описание и определение понятия

Роялти – это выплачиваемые периодически отчисления за прокат фильмов, выпуск музыкальных дисков, книг и право использования патента, изобретения или лицензии на технологию или товар. Отчисления проводит лицензиат в пользу хозяина лицензии, через обговоренные временные интервалы. Размер выплат фиксируется, как процентная ставка, основание подсчета — это экономическая выгода от данной деятельности (к примеру, валовая прибыль или стоимость чистых продаж). Зачастую гонорар — это фиксированный процент от общей стоимости продаж продукции.

Роялти называют также авторским гонораром. Держатель авторских прав приобретает роялти в каждом случае, когда его интеллектуальную собственность применяют в коммерческих целях (за каждое воспроизведение музыки или песни, публикацию и т.д.).

Роялти в ряде случаем используют в отношении выплат за право добывать природные ресурсы и разрабатывать месторождения. В государствах, где природные ресурсы являются собственностью монархии или государства (к примеру, в Великобритании), роялти является налогом, выплачиваемым предприятиями, которые занимаются добычей ископаемых. В США, где работает право частной собственности на недра, роялти не является налоговыми отчислениями, а являет собой рентную плату за применение ресурсов.

Ро́ялти (англ. royalty, от французского средневекового roialte, от латинского regalis — государственный, царский, королевский) — это тип лицензионного вознаграждения, временная компенсация, обычно, денежная, за применение природных ресурсов, патентов, франшиз, авторских прав и прочих типов собственности. Временные процентные отчисления (нынешние отчисления) продавцу лицензии, которые устанавливаются, как фиксированные ставки, учитывая фактический экономический результат её применения. Может выплачиваться, как процент от стоимости проданных услуг и товаров, процент от дохода или прибыли. Также может быть, как фиксированная выплата, в таком типе имеет с арендной платой некоторые сходства.

Роялти в отличие от комиссии — это не одноразовый бонус.

Роялти имеет широкое распространение во франчайзинге, денежную компенсацию в нём взимают за логотип, торговую марку, корпоративную музыку, слоганы и прочие знаки, по которым конечный покупатель сможет отличить фирму от конкурентов.

Роялти в земельном праве и экономике — рентная плата за право создания природных ресурсов, которая вносится предпринимателем хозяину недр или земли.

Типы роялти

  • процент с оборота, с которым франчайзи оплачивает франчайзеру процент от продаж. Процент с оборота уплачивается по итогам работы предприятия за конкретный период времени.
  • процент с маржи (маржа — это величина, которая выражает разницу меж двумя конкретными показателями) интересен франчайзи, в магазине которого устанавливается различный уровень наценки товаров, лишь в той ситуации, когда он контролирует чётко ценовую политику розничных и оптовых продаж.
  • фиксированный роялти — это регулярный платёж, который привязывается к договору и обладает фиксированным процентом от продаж. Данная сумма привязывается к стоимости услуг франчайзера, количеству предприятий, количеству обслуживаемых клиентов, площади строения.

Роялти в авторском праве

Роялти в авторском праве — это гонорар автора, который причитается держателю авторских прав, который принадлежит другому лицу интеллектуальной собственности (произведения искусства, товарного знака, патента) за каждое публичное воспроизведение, публикацию, распространение или прочее применение его произведения.

Лицензионные музыкальные платежи

В отличие от прочих видов интеллектуальной собственности, лицензионные музыкальные платежи обладают сильной связью с частными лицами — авторами песен, композиторами и авторами пьес на музыкальной основе — в том, что у них имеются исключительные авторские права на созданную музыку и могут ее лицензировать для выполнения, вне зависимости от корпоративных клиентов. Записывающие компании, создающие «звукозапись» музыки используют специальный набор авторских прав и лицензионные платежи для цифровой передачи и продажи записей (зависимо от национального законодательства).

Музыкальная композиция приобретает защиту авторских прав сразу же, как только её создали или записали. Но она не защищается от нарушения в применении, когда не зарегистрирована в органе авторского права, к примеру, в Бюро охраны авторских прав США, находящееся в ведении Библиотеки Конгресса. Ни одно юридическое лицо или физическое лицо, помимо хозяина авторских прав, не может применять музыку без приобретения лицензии от автора/композитора песен.

Отличают такие типы платежей:

  • лицензионные платежи для «права печати»;
  • лицензионные механические платежи для записи на компакт-диски музыки и магнитофонные ленты;
  • лицензионные платежи для воспроизведения композиций на телевидении или на сцене инструментально-вокальными ансамблями или музыкантами ;
  • лицензионные синхронизационные платежи для адаптации или применения музыкального сопровождение в рекламных телевизионных объявлениях, фильмах и так далее.;
  • лицензионные платежи на цифровые права потокового вещания, сетевого вещания, онлайн-прослушивания и загрузки.

Права печати в музыке

Ноты — это первая форма музыки, к которой применили лицензионные платежи. Позднее лицензионные платежи стали постепенно распространяться на прочие форматы. Какое-либо исполнение музыки группой или певцом требует, чтобы ее играли с письменной формы, а именно нот. Иначе, подлинность происхождения ее, нужная для авторских претензий потеряется, как это было с народными песнями, которые распространялись в устной форме.

Роялти — это плата лицензиата за объекты промышленной собственности, которые переданы ему лицензиаром (торговые марки, патенты) и технические ноу-хау.

Платежи роялти в открытой недавно дочерней компании или филиале могут быть больше суммы оплачиваемых дивидендов. Помимо этого, принимающие правительства с большим благоприятствованием относятся к платежам за промышленные ноу-хау, нежели к переводам дивидендов напрямую. Ввиду этого роялти зачастую — это более удобное средство доступа к прибылям филиалов и дочерних компаний.

Роялти, выплачиваемые прямо лицензиару — это форма явной оплаты лицензии. Её осуществляют зависимо от суммы продаж изделий, которые изготовлены по лицензионной технологии.

Роялти исчисляют двумя способами:

  • как последовательная оплата частями — в ситуации, когда роялти связана с масштабами фактического применения права промышленной собственности;
  • как единовременная оплата полной суммы (лампсам роялти) — применяется при возмещении приобретенного от зарубежного партнера права использования промышленной собственности.

Последовательные выплаты роялти считают, учитывая или определенную сумму платежа за единицу изделия, или определенную долю от продажной цены (в %). В плане размеров доли продажной цены для расчета роялти отсутствуют какие-либо нормативы. В действительности обычно используются такие ставки роялти: машиностроение — 4 — 10%; химические товары — 2 — 5%; бытовые товары — 3 — 7%, электротовары — 3 — 7%. Определенные размеры доли продажной цены для расчета роялти устанавливают учитывая методы, суммы и длительность платежа. И в первом, и в особенности, во втором случае расчета выплачиваемого последовательно роялти по мере увеличения масштабов деятельности дочерней компании или филиала абсолютная величина выплат роялти увеличивается.

За границей налог на сумму роялти устанавливается обычно в границах 10 — 40%. При этом на уплачиваемые последовательно роялти налог зачастую бывает больше, нежели на лампсам роялти. В некоторых странах, в особенности в налоговых убежищах, платежи роялти не облагаются вообще налогами. Помимо этого, при помощи действия в западных странах системы налоговых кредитов при переводе из зарубежного филиала прибыли в виде роялти международная компания приобретает налоговые скидки в государстве, в котором располагается, на сумму налогов, которые уплачены за границей.

Российское законодательство

В современных российских условиях метод перевода прибыли благодаря механизму выплаты роялти, комиссионных за управленческие услуги и так далее имеет особенное значение. До 1 января 2002 г. налоговое законодательство России не регламентировало четко порядок приобретения ноу-хау, лицензий организациями (в Инструкции МНС России «О порядке уплаты и исчисления в бюджет налога на прибыль организаций и предприятий» №62 от 15 июня 2000 г. комиссионные платежи и расходы и доходы в форме роялти не выделяются). Это уменьшало эффективность госконтроля за вывозом за границу средств, снижало потенциальные доходы бюджета. Помимо этого, налогообложение роялти на основании заключенных соглашений о ликвидации двойного налогового обложения в целом носит более льготный характер в сравнении с налоговым контролем репатриируемых дивидендов, что является добавочным стимулом применния лицензионных платежей для вывоза доходов из России.

Роялти – это одно из основных понятий франчайзинга. Так называют каждодневные отчисления для франчайзера.

Слово «роялти» является обозначением разных типов вознаграждений. Оно происходит от прилагательного royal, которое на русский язык переводится, как «государственный» или «королевский».

С XVI века так называют налог в пользу короны Великобритании, который обязаны были оплачивать подданные, которые занимались – с разрешения монарха – добычей угля.

Роялти может быть синонимом:

  • платы за аренду;
  • налога на создание природных ископаемых;
  • пошлины;
  • лицензионного вознаграждения;
  • части продукции или прибыли, на которую предъявляет права хозяин имущества, отдавший ее в собственность другому лицу.

Роялти во франчайзинге

Роялти в наши дни известен при помощи увеличивающейся известности франчайзинга, который является обоюдовыгодным типом сотрудничества меж предпринимателями. Сиысл франчайзинга в том, что франчайзи (начинающий коммерсант) приобретает франшизу (готовый бизнес), а правообладатель подопечному оказывает поддержку на всех стадиях развития и становления нового предприятия, от выбора персонала до договоров с поставщиками. Франшизу приобретают при помощи внесения изначального платежа (порой – в рассрочку). Еще на франчайзи возлагают обязанность оплачивать роялти.

Порой под роялти подразумевается лишь вознаграждение за применение бренда.

Зачастую роялти является платой за помощь франчайзера в том, чтобы наладить бизнес: дизайнерские и маркетинговые услуги, инструктаж персонала, образование рекламной продукции, распространение в Интернете информации о франчайзи.

Так франчайзи уплачивает управление бизнесом или снабжение его функционирования. Он награждает правообладателя за то, что тот разрешил ему под своим именем выйти на рынок , предоставил право использовать всеми причитающиеся блага и получать от готового бизнеса прибыль.

Как роялти рассчитывается

Применяют три метода расчета роялти:

  1. Процент с финансового оборота предприятия. Данный метод в наши дни используется чаще, чем остальные. Франчайзи оплачивает регулярно роялти, по результатам определенного периода времени. Ставка прописывается в договоре.
  2. Процент с маржи. Данный тип роялти выбирают франчайзеры, которые могут влиять на розничные и оптовые цены. При наличии различных уровней наценки на определенный продукт роялти, как процент с маржи — это наилучшее решение.
  3. Фиксированный платеж, перечисляемый франчайзи владельцу бизнеса каждый месяц. Его размер указан в соглашении. Его определяют, учитывая количество франчайзи, стоимости комплекса услуг и востребованности бизнеса, которые оказываются правообладателем пользователю. Данная форма роялти удобна в ситуациях, когда не получится спрогнозировать прибыль предприятия.

Что такое паушальный взнос

Пользователь этот взнос платит один раз. Когда роялти – это плата за управление, то первоначальный (паушальный) взнос – это плата за то, что лицо стало франчайзи. еличина его определяется тратами на создание продуктивной бизнес-системы, известность торговой марки, числом услуг, которые окажут новому партнеру. Чем проект привлекательнее для франчайзи, тем первоначальный платеж больше.

Часто данные деньги применяются франчайзером, чтобы создавать новые франшизы.

Как определяется сумма паушального взноса

В сумму паушального взноса закладываются все расходы франчайзера на регистрацию франшизной (дочерней) компании и обеспечение выхода ее на рынок. Обязательно учитывают расходы:

  • на обучение будущих работников;
  • на аренду торгового зала/цеха/офиса;
  • на мероприятия продвижения бизнеса;
  • на проведение изучений рынка.

Кроме вышеперечисленных пунктов, есть и специфические затраты, которые обусловлены о деятельности предприятия. Они компенсируются тоже паушальным взносом.

В отношении принципов расчета данного взноса невозможно сказать ничего определенного. Его сумму определяют учитывая предполагаемый уровень прибыли франчайзера от работы лицензиата и дохода нового предприятия.

Размер роялти и изначального взноса указывают в договоре меж франчайзи и франчайзером. Оба платежа — это вознаграждение за использование интеллектуального элемента бизнеса.

Сумма паушального взноса указывается франчайзером. Размер роялти зачастую связан с финансовыми результатами франчайзинга.

Государство — это я!

Государство — это я!
Приписывается французскому королю Людовику XIV (1643—1715), который якобы сказал (апрель, 1655) на заседании парламента Франции, обращаясь к депутатам: «Вы думаете, господа, что государство — это вы? Ошибаетесь! Государство — это я!» Но, как показывает опубликованный протокол этого заседания парламента, Людовик XIV ничего подобного не говорил.
Английский журнал «Revue Britannique» (май, 1851), выходизший на французском языке, приписывает эту фразу английской королеве Елизавете 1( 558- 603).
Иносказательно: цитируется как комментарий к позиции человека с большим самомнением, отождествляющего свой личный интерес с интересом государства (его символами), противопоставляющего себя обществу (неодобр.; иронич.).
Традиционно используется для образования выражений того же типа. Например, когда германскому императору Вильгельму II доложили особую, отличную от его мнения, позицию немецкого генерального штаба, он отмахнулся от этих возражений, заявив: «Генеральный штаб — это я».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Тема 7. Политический режим

Политический режим: понятие и признаки.

Демократический режим.

Тоталитарный режим.

Авторитаризм.

Политический режим: понятие и признаки.

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе.

Вместе с тем понятиеполитический режимсовместно с понятиями форма правления и форма государственного устройстваопределяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

— степень участия народа в формировании политической власти;

— гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

— степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

— положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

2. Демократический режим.

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

— признание народа источником власти, сувереном в государстве.Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

— периодическая выборность и сменяемостьцентральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

— принятие решений большинствоми подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

— демократический контроль обществанад силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

— доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

— реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарнуюипредставительную.

Прямаядемократияпредполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарнаядемократия в отличие от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия.Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы.

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп– социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:

— в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;

— различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;

— плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований:

1. быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);

2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.

В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления.

Тоталитарный режим.

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Характерные черты тоталитаризма:

— идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

— господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;

— запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

— тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

— доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;

— предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались, в конце концов, во власти тоталитаристских сил.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

Авторитаризм.

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

— автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

— неподконтрольность власти народу, сужены или, сведены на нет, действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

— игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

— монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

— отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

— в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

— отсутствует единая идеология;

— права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

— личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

— силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

Однако авторитарный режим, без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.