Пленум вас 25

Заявление об отсутствии брака

Лицензия нотариуса №000686 от 10.05.1995 Приказ № 111-ч от 20.05.1998

Заявление об отсутствии брака — документ, подтверждающий факт отсутствия у гражданина супруга (супруги). Необходимость в представлении заявления об отсутствии супруги (супруга) при совершении сделок с имуществом обусловлена положениями Семейного кодекса РФ. В соответствии с установленным законным режимом собственности супруги пользуются и распоряжаются совместным имуществом сообща. Следовательно, все сделки с имуществом, являющимся совместной собственностью супругов, должны совершаться с обоюдного согласия супругов. Но если в случае совершения одним из супругов мелкой сделки согласие второго супруга предполагается, то при заключении сделок с недвижимостью и сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, закон требует нотариального согласия супруга на совершение сделки. Отсутствие согласия супруга на совершение сделки с недвижимым имуществом служит основанием признания сделки недействительной. При отсутствии согласия супруга по его требованию суд может признать сделку недействительной в том случае, если есть доказательства того, что второй участник сделки знал или должен был знать о несогласии другого супруга.

Таким образом, для заключения сделки с недвижимостью гражданин должен либо получить согласие супруга, либо подтвердить, что на момент совершения сделки в браке не состоит и право собственности на отчуждаемое имущество принадлежит только ему. Заявление об отсутствии брака и служит подтверждением того, что гражданин, совершающий сделку по отчуждению недвижимого имущества, в браке не состоит и у него отсутствует супруг (супруга), который может претендовать на данное имущество.

Заявление об отсутствии супруги (супруга) должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Следует учесть, что удостоверяя заявление об отсутствии брака, нотариус не подтверждает сам факт отсутствия у гражданина супруга (супруги) на момент совершения сделки, а только свидетельствует подлинность подписи заявителя на заявлении. В случае если брак заявителя к моменту совершения сделки был расторгнут, нотариус перед удостоверением подлинности подписи заявителя на заявлении об отсутствии супруги (супруга) вправе затребовать свидетельство о расторжении брака, решение суда о разделе совместного имущества супругов или документ, подтверждающий, что отчуждаемое имущество было приобретено заявителем уже после расторжения брака.

КУПЛЯ-ПРОДАЖА ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ

НОТАРИУС В ОФИС
НОТАРИУС НА ДОМ

Особенности правоотношений.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Понятие правоотношений. Виды правоотношений.

Субъекты правоотношений.

Содержание правоотношений.

Объект правоотношений. Юридические факты.

Понятие правоотношений. Виды правоотношений.

Понятие правоотношений относится к числу спорных в юридической науке. Чаще всего правоотношение определяют как общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Надо пояснить, что субъективным является право (возможность поведения), которое возникает у конкретного лица на основе закона (объективного права). Нормы права, содержащиеся в законе, называют объективным правом потому, что они адресуются всем, не составляют принадлежности конкретного лица, а регулируют общественные отношения как бы извне, выступая внешним фактором по отношению к отдельному человеку. Права, которые вытекают из закона и принадлежат конкретному лицу (субъекту) при реализации закона, называются субъективными правами.Если обязанность закреплена в законе в отношении всех, то она носит объективный характер,если же обязанность вытекает для данного лица из заключенного на основе закона договора или иного соглашения, то её принято называть юридической обязанностью субъекта, или субъективной юридической обязанностью.

Такого рода субъективные права и юридические обязанности возникают в результате установления правовых отношений между конкретными субъектами. Таким образом, если между лицами на основе норм права образуется юридическая связь, то эти лица приобретают субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение –это возникающая на основе права общественная связь между лицами, которые являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Особенности правоотношений.

1. правоотношение жестко зависит от норм права. Это означает, что в жизни возникают только те правоотношения, которые предусмотрены нормами права. Норма права служит основанием, одним из условий для установления правоотношений;

2. правоотношение носит волевой характер, т.е. складывается по воле его участников. Они должны сознавать, что вступают именно в правовые отношения. Но некоторые правоотношения возникают по воле не обеих сторон, а только одной из них (например, возбуждение уголовного дела следственными органами);

3. правоотношение – это всегда индивидуализированная связь между участниками правоотношения, это связь между субъектами через субъективные права и юридические обязанности;

4. правоотношения всегда охраняются государством, так как оно предусмотрело для данного вида общественных отношений правовую форму, следовательно, берёт их под свою защиту.

Виды правоотношений. Все множество правоотношений можно разделить на виды по различным категориям. Существует несколько классификаций правоотношений. Сколько критериев столько и классификаций. Приведем три из них.

1. Все правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Это – основное деление правоотношений. Регулятивные правоотношения возникают из обычных повседневных, правомерных юридических фактов. Их участники являются носителями субъективных прав, которые осуществляются добровольным поведением обязанных лиц. Охранительные правоотношения порождаются фактами нарушения права и связаны с возникновением и реализацией права на защиту, которое несет в себе возможность государственного принуждения.

2.Все правоотношения можно разделить на группы по их отраслевой принадлежности. Следовательно, сколько отраслей, столько и видов правоотношений. Есть уголовные правоотношения, гражданские правоотношения, административные правоотношения, трудовые правоотношения и т.д.

3.По степени определённости субъектов правоотношения делятся на относительныеи абсолютные.

Относительные – это правоотношения, в которых точно определены все субъекты. Каждая сторона поименно известна. Примером относительных правоотношений могут служить договорные правоотношения. Договор не может быть заключен, если стороны не определены, не известны друг другу.

Абсолютные правоотношения – это отношения, в которых точно определена только одна сторона, являющаяся носителем субъективного права. Обязанная сторона состоит из всех других лиц. К ней относится «всякий» и «каждый». Это возможно только тогда, когда речь идет о пассивной обязанности, т.е. об обязанности не совершать действия определённого рода. Классическим примером абсолютного правоотношения является правоотношение собственности, где собственнику противостоит открытое множество других лиц, обязанных не препятствовать ему владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом.

В структуре (составе) правоотношений принято выделять три элемента:

· субъекты права, т.е. участники правоотношения;

· содержание правоотношения;

· объекты правоотношения.

Дадим им краткую характеристику.

2. Субъекты правоотношений – это индивиды, организации, государство, которые в силу юридических норм, обладают способностью (могут) выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Из определения видно, что субъекты правоотношений делятся на две группы: индивиды и организации. В первом случае речь идёт об индивидуальном субъекте, о единичном человеке. Во втором – о коллективе индивидов, о множестве людей, которое выступает в качестве субъекта права. Рассмотрим каждый из них.

Индивиды.Всякий ли индивидявляется субъектомправоотношений? Мало быть просто гражданином, необходимо обладать специальными свойствами, от которых зависит способность гражданина быть субъектом правоотношений. Эта способность называется правосубъектностью. Она определяется свойствами лица. Например, возрастом. Субъектом гражданских правоотношений могут быть граждане, достигшие 18 — летнего возраста. С этого момента у них возникает способность в полном объеме своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Но каждая отрасль права «по-своему» определяет правосубъектность индивидов. Человек, в силу возрастных особенностей, например, не способен осуществлять гражданские права и обязанности (является недееспособным в гражданско-правовом смысле) и в то же время обладает семейной правосубъектностью.

Индивиды как субъекты правоотношений именуются физическими лицами. Основная разновидность физических лиц – граждане (есть ещё иностранцы и лица без гражданства). Достаточно ли индивиду родиться, чтобы у него появилась способность быть носителем гражданских субъективных прав и обязанностей? Гражданский закон отвечает: достаточно, чтобы иметь права и обязанности, но не достаточно, чтобы своими действиями их приобретать, осуществлять и нести ответственность в случае нарушения права.

Различают три части правосубъектности:

· Правоспособность –это способностьиметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и утрачивается с его смертью. Правоспособностью обладают все люди независимо от их возраста и состояния здоровья, в том числе и состояния психики. Лишить правоспособности человека нельзя. Уже с рождения ребенок имеет права на получение пенсии в случае смерти родителей, наследование имущества, а также различного рода дарения, в том числе и недвижимости.

· Дееспособность – представляет собой способность своими действиями реализовывать права и обязанности. Дееспособность – это активные действия человека. Она определяется двумя условиями: возрастом и психическими свойствами человека. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. С 14 до 18 лет лицо считается частично дееспособным: оно может совершать мелкие сделки, распоряжаться своим заработком или стипендией, иметь авторские права и др. Считается, что в этом возрасте, при отсутствии дефектов в психике человек сознает значение своих поступков и действий, может ими руководить. Малолетние дети и душевнобольные лица правоспособны, но недееспособны, т.е. не могут совершать юридически значимых действий. За них это делают родители или опекуны. Совершеннолетнее лицо может быть признано недееспособным только по решению суда. Суд также может ограничить дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными или наркотическими веществами. При этом ограничиваются их права пораспоряжению имуществом или денежными средствами. В отдельных случаях несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным. Это возможно в двух случаях: 1) если лицо вступает в брак ранее 16 лет, 2) если лицо с 16 лет имеет собственный заработок, работая по контракту или занимаясь предпринимательской деятельностью с согласия родителей или попечителей.

· Деликтоспособность — способность лица нести юридическую ответственность за свои действия, и, прежде всего, за совершенное правонарушение. По различным видам ответственности предусмотрен различный возраст. Так, административная ответственность наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая (имущественная) – с 18 лет (кроме указанных выше двух случаев – эмансипации и вступления в брак). Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, а с 14 лет лицо несёт уголовную ответственность за определённые виды преступлений, перечисленные в УК РФ (убийство, похищение человека, терроризм, изнасилование и др.)

Организации.Правосубъектностью обладает не каждая организация, а лишь та, которая имеет признаки юридического лица. Только юридическое лицо среди организаций может быть субъектом правоотношений.

Признаки юридического лица:

· Организационное единство, то есть организация имеет внутреннюю структуру, состоит из внутренних подразделений, которые соединяются в целое.

· Имущественная обособленность, то есть организацияимеет обособленное имущество, оно закреплено за организацией, находится на её самостоятельном балансе.

· Самостоятельная имущественная ответственность, то есть организация отвечает по своим обязательствам, долгам принадлежащим ей имуществом;

· Выступление в гражданском обороте от своего имени. Каждое юридическое лицо должно иметь своё фирменное наименование. Оно определятся в уставе организации и фиксируется при государственной регистрации. Имя организации подчеркивает, прежде всего, что она – самостоятельный субъект права. Фирменное наименование выделяет организацию среди других, является доказательством того, что она существует и может действовать. Подразделение юридического лица

не может выступать в гражданском обороте от своего лица, но от имени организации, в составе которой находится. Например, юридический факультет не может выступать от имени университета.

Организации как субъекты права могут быть разделены на две группы: государственные и общественные. К государственным организациям относятся организации, обладающие властными полномочиями, осуществляющие оперативно-хозяйственную, а также культурную деятельность. Общественные организации – все политические партии, движения, профсоюзы.

Государство –субъект международно-правовых отношений при заключении межгосударственных соглашений. Кроме того, государство в качестве субъекта вступает в гражданско-правовые отношения по поводу объектов государственной собственности – на землю, воду, недра и т.д. Государство – субъект государственно — правовых отношений, например, между РФ и её субъектами, при принятии в российское гражданство и др. Наконец, государство является стороной в уголовно-правовых отношениях: приговор суда выносится от имени государства.

3. Содержание правоотношениясоставляют взаимные права и обязанности участников правоотношения, реальные действия по осуществлению этих прав и обязанностей. Права, принадлежащие участникам правоотношения, принято называть субъективными правами, а обязанности – юридическими обязанностями.

Субъективное право представляет собой возможное (разрешённое) поведение, предусмотренное законом. Его реализация целиком зависит от усмотрения уполномоченного лица, оно может и отказаться от своих прав, но эта возможность находится под защитой государства.

Юридическая обязанность есть необходимое поведение обязанного лица, она четко очерчивается законом и от её выполнения нельзя отказаться, так как без обязанности субъективное право превращается в фикцию. Возможность обратиться за защитой своих субъективных прав называется правопритязанием.

4. Объект правоотношений. Юридические факты.

Объект правоотношения –это то, на что направлена деятельность участников правоотношения, иначе говоря, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

Принято выделять следующие объекты правоотношений:

· вещи, то есть материальные блага, существующие как в естественном состоянии (нефть, золото, уголь), так и созданные трудом человека (здания, машины, одежда). К ним также относятся деньги и ценные бумаги;

· продукты духовного творчества – произведения искусства, литературы, живописи, киноискусства и др.

· личные неимущественные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство человека;

· результаты действий, отделимые от самих действий, в которых присутствует обязанность субъекта осуществить работу по созданию вещи. Причем результат работы представим в виде отдельного, обособленного материального предмета. Примером могут служить подрядные отношения, скажем, по пошиву платья;

· результаты действий, реально неотделимые от самих действий. Речь идёт об объектах правоотношений, содержанием которых является оказание услуг, например создание прически парикмахером или ремонт бытовой техники, доставка груза в установленное место, в обусловленные договором сроки, в определённом качественном состоянии.

Правоотношения не могут возникнуть, если отсутствуют юридические факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты определяются чаще всего в гипотезе нормы права, именно с них начинается реализация правовой нормы.

Юридические факты – это жизненные обстоятельства (факты), предусмотренные правовой нормой, с которыми она связывает возникновение определённых субъективных юридических прав и обязанностей.

На основании этого определения, можно выявить признаки юридического факта:

· факт является юридическим, так как описан в юридической норме;

· это – факт, который порождает юридические права и обязанности. Он и есть то, из чего возникают права и обязанности. Факт знания чьей-то тайны усыновления рождает запрет (пассивную обязанность) разглашения её знающим без согласия усыновителей.

Гипотеза «если»

Диспозиция «то»

Юридический факт Право Обязанность субъекта субъекта

Юридические факты разнообразны по своему характеру, поэтому их принято классифицировать по тем или иным критериям.

  • По характеру наступающих последствий юридические факты делят на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Например, регистрация брака служит правообразующим фактом для возникновения брачно-семейных правоотношений, а регистрация в органах загса развода между супругами – правопрекращающим фактом для семейных правоотношений. Смерть человека одновременно обладает свойствами всех трёх видов: для семейных правоотношений служит правопрекращабщим фактом, для наследственных – правообразующим, а для участников акционерного общества, членом которого был умерший, — фактом правообразующим, так как меняется состав членов общества.
  • В зависимости от воли участников юридические факты делят на события и действия. События не зависят от воли участников правоотношения, например, наводнение, пожар и др., а действия связаны с проявлением воли участников правоотношения, например, заключение сделки найма, займа и др.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и правонарушения.

Правомерное поведение – поведение, соответствующее нормам права и социально полезным целям общественного развития. Виды:

· Когда лицо ведет себя правомерно, так как глубоко осознает существующие права.

· Когда лицо ведет себя правомерно в силу того, что так ведут себя остальные члены общества.

· Поведение, которое осуществляется из страха быть наказанным.

Правонарушение – это поведение лица, выражающееся в неисполнении возложенной на него юридические обязанности, посредством которого приносится вред интересам общества и нарушается норма права. Признаки правонарушения:

· Общественная опасность. Она выражается не только в причинении вреда другим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.

· Противоправность. Противоправным считается действие, запрещённое законом (нет ответственности за мысли, думы), или бездействие, если лицо должно было совершить определённые действия, предусмотренные законом, но не совершило (неоказание своевременной врачебной помощи).

· Виновность. Правонарушением признаётся деяние, совершённое по вине конкретного лица, которое осознаёт, что совершает неправомерное действие, и руководит своими поступками (дееспособен).

· Наказуемость. Правонарушение влечёт за собой применение мер государственного воздействия к лицам, совершившим неправомерное деяние.

В зависимости от степени опасности:

правонарушения

проступки

преступления

Административный

Гражданский

Дисциплинарный и др.

Преступления отличаются повышенной общественной опасностью, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения. За их совершение назначаются наказания, предусмотренные уголовным законодательством. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание вправе только суд.

Проступкиотличаются меньшей общественной опасностью (вредностью), имеют различные объекты посягательства и влекут разные юридические последствия, в зависимости от которых и происходит их деление.

Теперь проведём разделение правонарушений на виды по отраслевой принадлежности норм, указывающих на правонарушение, обозначив юридическую ответственность за совершение правонарушений.

Юридическая ответственность, то, что указано в таблице как санкции,является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере правового регулирования. Юридическую ответственность понимается как отношение между государством (в лице его спец. органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность понести неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Виды правонарушений

Наименование вида правонарушения Содержание правонарушения, юридич. ответственность (санкции) Отрасль права и закон, в которых указывается правонарушение Примеры правонарушений
Гражданские проступки (деликты) Посягают на имущественные и личные неимущественные отношения. Санкции носят правовосстановительный, а не карательный характер: возмещение вреда, оплата убытков, взыскание неустойки, признание договора недействительным Гражданское право Гражданский кодекс 1. причинение имущественного вреда личности. 2. ненадлежащее исполнение обязательства. 3. заключение противозаконной сделки
Административные проступки Деяния, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы личности, установленный порядок управления. Санкции: штраф, предупреждение, исправительные работы, административный арест до 15 суток и др. Административное право Кодекс об административных правонарушениях 1. мелкое хищение имущества 2.безбилетный проезд 3. нарушение правил безопасности полётов 4. нарушение правил торговли
Дисциплинарные проступки Нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Санкции: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение, перевод на нижеоплачиваемую работу. Трудовое право Трудовой кодекс, уставы о дисциплине, правила внутреннего распорядка 1. появление на работе в нетрезвом состоянии. 2. прогул. 3. опоздание на работу. 4. пропуск учебных занятий
Преступление Совершение преступления, приготовление, покушение, соучастие в совершении преступления. Санкции: лишение свободы, штраф, исправительные работы, арест и др. Уголовное право Уголовный кодекс 1. хулиганство. 2. грабёж. 3. умышленное убийство.

Счетная палата РФ. Досье

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон » О народном контроле в СССР» и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило «оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями». С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года.

Задачи и полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица — производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Руководство, аудиторы

Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов — Совет Федерации.

Кандидатуры на должность председателя палаты — не менее трех — вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

Кандидатуры заместителя Счетной палаты — также не менее трех — вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

Требования к членам Счетной палаты

Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

Структура и органы

В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата — 181 тыс. руб.

В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

Бюджет

В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году — 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

Деятельность

По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. — при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. — при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году — 8,8 млрд руб.).

Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 — в Генпрокуратуру, 21 — в ФСБ, 13 — в Следственный комитет, шесть — в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 — государственных и федеральных целевых программ, 17 — международных договоров.

В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.