Пленум о наследовании

Лоббизм сегодня, вопреки обыденным представлениям, не только за­кулисный подкуп, но и система аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участию в других социально-конструктивных актах и др. Лоббизм — многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа полити­ков), предлагающий или осуществляющий решения; середину состав­ляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессио­нальные юристы, специалисты по общественному мнению; перечень можно продолжить.

Ряд механизмов лоббизма находится под контролем общества, но сама природа данного феномена исключает полную возможность та­кого контроля. Сильнейшим, к примеру, в США считается лоббизм военно-промышленного комплекса.

Существование лоббистских организаций обычно не связано с усложнением парламентских и правительственных структур, с до­полнительными нагрузками на бюджет. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, со­здаваемых при законодательных и правительственных органах. Основ­ная задача этих организаций — добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общест­венно-политических), не противоречащих общественным интересам. Партии артикулируют и агрегируют интересы далеко не всех полити­ческих и социальных групп общества. Лоббистские группировки как раз восполняют этот недостаток: они выражают и отстаивают прежде всего корпоративные, профессиональные, этнические, региональные и иные интересы (в том числе и политические интересы, но уже во вто­рую очередь), тем самым в парламенте реализуется представительст­во: партийное (политическое); корпоративных интересов; профессио­нальное; этническое; социальное; региональное и др.

Таким образом, при наличии таких составляющих влияния на властные структуры в цивилизованном, правовом, демократическом государстве наиболее полно осуществляется представительство со­циальных и иных интересов, а это значит, что политические решения наиболее адекватно отвечают социальному и политическому заказу общества.

Лоббистские организации — частный институт, они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организа­ционном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся на полном финансовом самообеспечении.

В политологии выделяют две основные модели: англосаксонскую, которая предполагает обязательность государственной регистрации лоббистских организаций и определение допустимых рамок деятель­ности групп давления, и континентальную, при которой официально лоббизм как бы не существует, но заинтересованные организации мо­гут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных структур.

Вступление России в эпоху рыночных отношений коренным обра­зом изменило принципы организации управления страной и обще­ством, но не устранило причины, порождающие лоббистскую дея­тельность. Несмотря на то что некоторые причины лоббизма стали достоянием истории, необходимость в их реализации отпала, оставши­еся пополнились новыми — «детьми» нынешней общественно-поли­тической системы и ситуации. Сегодня одним из основных институтов государства, где наиболее ярко проявляется подобная специфическая форма отстаивания групповых интересов, является парламент.

В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции существенно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парла­ментов мира остается неизменной. Парламенты любой страны посто­янно находятся в фокусе общественно-политической жизни общества и государства, являются средоточием существующих в обществе мно­гочисленных интересов, мотивов, потребностей.

Сегодня этой деятельностью занимаются и официальные структу­ры. К примеру, в Администрации президента Российской Федерации с 1994 г. существует Управление по взаимодействию с депутатами Федерального собрания. По мнению его сотрудников, это фактиче­ски президентские лоббисты. Но это лишь один из видов этой специ­фической деятельности. Весьма основательным, распространенным и эффективным является лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень политических функций, об участии в реализации весьма ответственных государственных задач.

Особенности устройства системы государственной власти в Рос­сии, ее функциональное предназначение, закрепленное в Конститу­ции, а также практика функционирования самой политической систе­мы порождают массу веских причин, обусловливающих потребность существования лоббистской деятельности в российском парламенте. Государственная дума как орган власти обладает необходимыми пол­номочиями для влияния на все социально-экономические, политиче­ские и другие процессы, происходящие в стране. Наделенная правом принимать законы, регулирующие жизнь страны, Государственная дума столь же необходима для субъектов лоббирования, как и Адми­нистрация президента, Правительство РФ.

Структурный анализ лоббистской деятельности включает в себя, с одной стороны, характеристику широкого спектра правительствен­ных и неправительственных организаций, выражающих интересы раз­личных страт, классов, слоев и групп российского общества, с другой стороны, множество точек доступа, через которые осуществляют вли­яние лоббисты, и, наконец, описание многообразия векторов интереса лоббирования — то, из-за чего тратятся силы, энергия и финансовые ресурсы лоббирующих организаций.

В мировой практике существуют различные типы классификации субъектов лоббистской деятельности, начиная от степени их организации и кончая типом выражаемого интереса. В России до последнего времени наиболее значимым был отраслевой и региональный лоббизм. С вступлением страны в эпоху новых экономических отношений паль­ма первенства в лоббистской деятельности перешла к другим субъек­там.

Анализ публикаций, посвященных проблемам лоббизма, показы­вает, что в зависимости от позиции авторов существуют различные варианты классификации субъектов лоббистской деятельности в рос­сийском парламенте. В качестве такового критерия, как правило, вы­ступает или институциональный признак, или функциональный, но бывает, что одновременно и тот и другой.

Вне зависимости от выбранного способа классификации лоббизма субъекты лоббистской деятельности есть объективная реальность, за­фиксированная многими исследователями. Эта реальность обладает своей специфической мотивационной направленностью, психологией деятельности, характеризующейся поисковым, новаторским поведе­нием. Как показывает анализ, реальная психология субъектов лобби­рования представляет собой продукт взаимодействия и взаимонало­жения мотивационных, познавательных (когнитивных), аффективных (эмоции), коммуникативных (общение) процессов.

Одна из наиболее содержательных, на наш взгляд, классификаций структуры лоббистской деятельности предложена С. П. Перегудовым и И. С. Семененко. В первую, политизированную, группу лоббистов они включают группировки бизнеса и его политических представите­лей, которые добиваются политического влияния через участие в вы­борах и прямо вовлечены в борьбу. В качестве социальных лоббистов у них фигурируют аграрии и профсоюзы. В целом же число доброволь­ных организаций, защищающих интересы социальных групп, по их оценкам, велико и неуклонно растет. К ним относятся женские, эколо­гические, молодежные организации. Социальные интересы часто ис­пользуются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплек­сов (ВПК и АПК). К категории экономических лоббистов указанные авторы относят финансово-промышленные группы, корпорации и от­раслевые комплексы.

Субъектами лоббистской деятельности в Государственной думе яв­ляются в первую очередь наиболее мощные и влиятельные государст­венные и гражданские институты, а также промышленно-финансовые корпорации. В числе названных:

♦ Администрация президента РФ и его представительства по семи регионам;

♦ Правительство РФ, в том числе МО, ФСБ, МВД, другие министер­ства, ведомства и комитеты;

♦ Совет Федерации;

♦ Генеральная прокуратура РФ, суды (Арбитражный, Верховный суд, Конституционный суд);

♦ Центральный банк РФ, банки, корпорации, фонды, финансовые комиссии;

♦ регионы России, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Екатерин­бург, Республика Татарстан, этнические группы;

♦ отраслевые объединения, в том числе ВПК, АПК, газовики, нефтя­ники, энергетики, космическая промышленность, производители алкоголя и табака, текстильщики, транспортники, связисты и те­левизионщики, издатели печатной продукции, представители ре­кламных агентств и т. д.;

♦ партии, общественные организации, профсоюзы;

♦ отечественные конфессии, церковь, зарубежные секты;

♦ иностранные государства и фирмы.

Президентский лоббизм — наиболее представительный, развитый и мощный институт отстаивания и продвижения интересов высшего должностного лица страны в Государственной думе РФ. Президент­кий лоббизм, а также правительственный, порождены прежде всего особенностями политической системы России. С 2000 г. президентом назначаются семь (теперь уже восемь) его представителей в регионах России. Это, безусловно, дает новое направление проявлению лоббиз­ма в современной парламентской практике России.

На пути к этой цели много различных препятствий, эффективное преодоление которых зависит не только от умения и опыта самих лоб­бистов, но и от таких важнейших факторов, как общее состояние от­ношений президента и Правительства РФ с парламентом, и та роль, которую президент и премьер-министр отводят своему лоббистскому аппарату, какими полномочиями его наделяют.

Выступая как единое целое, лоббистская деятельность Админи­страции президента РФ и аппарата Правительства РФ все же — в силу ряда политических обстоятельств: борьбы за власть, соперничества ап­паратов, задач, видения ситуации — имеет сегодня отдельные, а в ряде случаев довольно существенные различия. Именно поэтому более объ­ективно будет говорить не о едином субъекте лоббистской деятельнос­ти в лице Администрации президента РФ и аппарата Правительства РФ, а о двух отдельных субъектах, лоббирующих свои особые, специ­фические интересы в парламенте.

В ряде случаев, чтобы продвинуть собственные корпоративные интересы вопреки существующему в правительстве правилу, МВД,

Министерство обороны, ФСБ, отдельные министерства, ведомства и комитеты осуществляют самостоятельную лоббистскую деятель­ность в российском парламенте. Многочисленные ряды федеральных лоббистов пополняются и за счет лобби Генеральной прокуратуры РФ, Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ, Конституционно­го суда РФ.

Лоббизм Совета Федерации РФ выступает следующим по уровню и значимости самостоятельным субъектом лоббистской деятельности в Государственной думе РФ. Необходимость лоббирования им своих интересов также заложена в Конституции РФ, где говорится о том, что Совет формируется из глав администраций регионов и что законы обязательно должны быть рассмотрены в Думе.

Таким образом, в Конституции РФ изначально заложены пред­посылки необходимости лоббирования парламентской деятельности Государственной думы РФ Советом Федерации, поскольку его члены весьма заинтересованы в продвижении интересов регионов, которые они представляют.

Исследование лоббистской деятельности в Государственной думе РФ показывает, что в качестве самостоятельного лоббистского субъ­екта зачастую выступает и такое специфическое лобби, как лобби цен­трального бюрократического аппарата, отстаивающего свои особые институциональные интересы, интересы чиновнического класса.

Наряду со структурами президента, Правительства РФ и Совета Федерации, а также аппаратом федеральных органов власти субъек­тами лоббистской деятельности являются административные терри­тории Российской Федерации — республики, области, края, мегаполи­сы, города, этнические группы и т. д. (так называемый региональный лоббизм).

Среди региональных лоббистов, обладающих большими возмож­ностями диктовать свои условия центру, выделяются представители обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспорт­ные) или находятся зоны потенциально острых социальных конфлик­тов (например, Приморский край, Кузбасская область), а также пред­ставители некоторых республик и автономий.

Поскольку из 83 субъектов Российской Федерации только 10­12 отчисляют в госбюджет больше, чем получают из него, то вполне закономерно, что 2/3 субъектов Федерации являются дотационными, причем 26 из них, относящиеся к остро нуждающимся в государствен­ном финансировании, просто вынуждены, чтобы не погибнуть, зани­маться лоббистской деятельностью.

Мощнейшими субъектами и каналами лоббирования стали пресса, политические партии и движения (последние особенно в парламен­те). Профессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства (только в Москве их около двухсот), аналитические центры, число которых все увеличивается, а это значит, что на них есть спрос.

Одним из ведущих каналов лоббирования по-прежнему остаются чиновники исполкомов всех уровней, включая федеральное правитель­ство, и прежде всего Госкомимущества и Центральный банк России. Это связано с появлением на российском рынке новых товаров — зем­ли, недвижимости, денег. Именно на базе структур, осуществляющих финансовые операции, а также операции с землей и недвижимостью, и формируются сегодня новые, внеотраслевые группы давления.

Представительство интересов предпринимателей в структурах власти развивается форсированными темпами. Сегодня можно гово­рить о разветвленной сети подобных структур. Их можно разделить на:

♦ объединения (союзы, ассоциации, лиги предпринимателей);

♦ общественные структуры при законодательных и исполнительных органах;

♦ экспертные и аналитические центры в структурах власти;

♦ партии и политические движения предпринимателей;

♦ общественно-государственные фонды;

♦ бизнес-клубы;

♦ «клиентеллы» — конгломераты структур, группирующихся вокруг какого-либо политика;

♦ лоббистские фирмы.

В настоящее время в стране действуют уже около сотни общерос­сийских и международных объединений предпринимателей, занимаю­щихся лоббистской деятельностью.

Лоббистская деятельность деловых кругов России не является классическим аналогом деятельности традиционного западного лоб­бизма хотя бы потому, что она сосредоточена преимущественно на воздействии на правительственные структуры и другие подразделе­ния исполнительной власти, нежели, как принято в странах предста­вительной демократии, на парламентские органы и организации.

Естественно, в центре общественных сил, организованных непо­средственно группами предпринимателей и промышленников, нахо­дятся общенациональные трансотраслевые ассоциации, претендую­щие на роль выразителя интересов если не всех, то по меньшей мере подавляющей части промышленных и предпринимательских структур России всех сфер деятельности. На эту роль претендуют следующие ассоциации (но список на этом не исчерпывается):

♦ Федерация товаропроизводителей России;

♦ Российский союз промышленников и предпринимателей;

♦ Ассоциация руководителей предприятий;

♦ Конфедерация промышленников и предпринимателей;

♦ Торгово-промышленная палата России.

Специфической формой лоббизма являются бизнес-клубы. Сегод­ня только в Москве их около двух десятков: VIP-клуб, Реформ-клуб, «Взаимодействие», Международный русский клуб, «Серебряная кар­та», Московский коммерческий клуб, Российский клуб, Клуб директо­ров, Профи-клуб, Суздаль-клуб, Финансовый клуб и т. п.

По данным Института социологии Российской академии наук, де­ловые круги (среднего уровня) деятельность общественных объедине­ний в существующих условиях представляют следующим образом:

♦ защита от коррупции в государственных органах власти — 57 %;

♦ поддержка в борьбе с бюрократизмом — 54 %;

♦ помощь в организации внешнеэкономической деятельности — 48 %;

♦ помощь в получении достоверной информации о рыночной конъ­юнктуре, политических прогнозов — 47 %;

♦ помощь в поиске партнеров для совершения сделок — 47 %;

♦ помощь в поиске партнеров для совместной работы — 43 %. Таким образом, на первом месте стоят задачи, предполагающие

формирование нормального лоббизма, создание цивилизованного правового режима.

Сложившиеся крупные структуры ориентируются на более солид­ные задачи — общеотраслевое кредитование и субсидирование, фор­мирование общеэкономической политики государства.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность политического лоббизма?

2. Дайте сравнительную характеристику групп давления, групп инте­ресов и неформальных лоббистских структур.

3. Какую роль играет лоббизм в системе политического представи­тельства?

4. Опишите основные направления лоббистской деятельности в по­литической сфере.

5. Проанализируйте институциональные основания лоббистской дея­тельности в современной России.

6. Дайте характеристику основных технологий политического лоб­бизма.

7. В чем заключается роль политического лоббизма в системе полити­ческого менеджмента?

Литература

3.10. Конфронтационный менеджмент (управление политическими конфликтами)

В течение 90-х гг. ХХ в. как практики, так и теоретики уделяли ог­ромное внимание вопросу предупреждения конфликтов. Превентив­ные меры предназначаются для разрешения разногласий, управления ситуацией или сдерживания споров, пока они не приняли насильст­венного характера. Управление конфликтами означает ограничение, смягчение и сдерживание конфликта. В понятие «предупреждение конфликта» входят многочисленные действия, такие как избежание конфликта и разрешение его с помощью таких методов, как посред­ничество, поддержание мира, миротворчество, меры по укреплению доверия и неформальная дипломатия.

Концепция предупреждения конфликтов в настоящее время по­лучила развитие и представлена впечатляющим списком литературы.

Помимо этого ООН, региональные организации, государственные и неправительственные организации регулярно анализируют «полу­ченные уроки» и лучший опыт в связи с неудачными миссиями или упущенными возможностями. Кроме того, в многочисленных и хо­рошо освещаемых и финансируемых исследовательских проектах и в специальных докладах даются рекомендации относительно по­литики, которые направляются непосредственно тем лицам, которые принимают решения на самом высоком уровне, в ООН и других орга­низациях.

Однако, несмотря на все это, по-прежнему неясно, как предупре­дить конфликт. Конфликты продолжают возникать, и многие из них приобретают насильственный характер. Только в 1990-х гг. около 5,5 миллиона человек погибли почти в 100 вооруженных конфликтах. Эти смертоносные конфликты привели к крупномасштабным опусто­шениям и нестабильности в регионах, а также к появлению большого числа беженцев. Международное сообщество по-прежнему не способ­но предотвратить войны, а сфера деятельности многих организаций сводится к ограничению негативных последствий насилия.

Основным источником озабоченности международного сообще­ства является его неспособность достоверно и точно предсказывать конфликты, которые грозят приобрести насильственный характер, и быстро на них реагировать. Это происходит как из-за сложной дина­мики внутренних, этнических и религиозных конфликтов, так и из-за нежелания государств предпринимать усилия, связанные с большим риском и затратами. Тем не менее нарастающее присутствие междуна­родных организаций, а также государственных и негосударственных организаций в зонах, чреватых конфликтами, дает надежду на то, что увеличение числа сторон, участвующих в предупреждении конфлик­тов, сможет снизить в будущем количество упущенных возможностей.

Несмотря на бесконечное разнообразие видов конфликта, суще­ствует всего лишь одно требование к их рациональному разрешению. Неформально оно звучит так: любой конфликт переходит в стадию (необязательно эффективного) разрешения, только если его субъекты (элементы) оказываются в равных (симметричных) отношениях друг с другом. Только при таких отношениях действующие акторы (индиви­ды, государства, политические партии и организации и т. п.) обладают равными возможностями воздействия друг на друга или на какую-то вещь. Только при таких отношениях действующие акторы достигают максимума комфорта, свободы, состояния безопасности. Неудиви­тельно поэтому, что все мы стремимся к общению с себе подобными и избегаем всех неравноценных ситуаций.

Парадокс, однако, состоит в том, что по не зависящим от человека причинам он не может пребывать в бесконфликтном состоянии бес­конечно долго. Большая часть жизненного универсума человека из­меняется независимо от него. Чтобы выжить, ему приходится перио­дически перестраивать свои отношения, приобретать новых друзей и новых врагов, то есть разрешать одни конфликты, становиться субъ­ектом и объектом других.

Можно сказать, что политика — это пространство постоянно вос­производящихся конфликтов. Умение управлять ими составляет суть политической деятельности.

Задачи по разрешению конфликтов можно решать различными ме­тодами. Одним из наиболее простых и эффективных является анализ в терминах структурной модели Единой теории конфликта.

Единая теория конфликта, разработанная петербургским конфлик­тологом В. А. Светловым, представляет дополнительные возможности по созданию новых технологий принятия решений в конфликтных си­туациях.

ЛОББИСТЫ

(lobbyists) Термин «лоббист» происходит от слова «лобби», одно из значений которого в английском языке – кулуары, где депутаты могут общаться с посторонними. Лоббист – это человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного органа (лоббирования) в своих интересах, или человек, рекомендующий клиентам, как им следует это делать самим. Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Субъекты лоббирования могут быть самые разнообразные: от групп интересов (interest groups), отделов по взаимодействию с правительством в крупных компаний до иностранных посольств. Лоббистов, действующих в качестве профессиональных посредников (работающие в области политики консалтинговые компании или адвокаты, специализирующиеся на рекомендациях по политическим вопросам), иногда называют лоббистами на договорной основе в отличие от собственных, «домашних» лоббистов, являющихся сотрудниками фирм либо групп интересов. В Соединенных Штатах много лоббистов как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов, однако местом наибольшей концентрации их деятельности является Конгресс. В настоящее время лоббирование старого типа, представляющее собой механизмы воздействия на законодателей, вытеснено более современной формой лоббирования, при которой фирмы – организаторы политических кампаний – готовят пакеты вопросов, мобилизуют избирателей и обеспечивают финансирование кампаний. В США значительно увеличилось количество (и расходы) Комитетов политических действий (КПД) (Political action committees) (PACs), создаваемых корпорациями, профсоюзами и другими организациями в качестве каналов финансирования кандидатов, отстаивающих определенные политические позиции. В 1988 г. насчитывалось около 5 тыс. таких комитетов, а их расходы составляли 364 млн. долл. Существующее в Англии, правда в гораздо более скромных размерах, чем в США, профессиональное лоббирование в 1980-е гг. также развивалось. По оценкам Ассоциации консультантов по общественным связям, ежегодные темпы его роста в тот период составляли 20–25%. В этой связи встал вопрос о нормах лоббирования, возможностях влияния и о создании формы регистрации и кодекса поведения для лоббистов. Это нашло отражение на уровне Европейского Союза, где произошел быстрый рост профессиональной лоббистской деятельности, что заставило Европарламент поднять вопрос о необходимости создания кодекса поведения лоббистов. По Закону о лоббировании 1946 г., в Соединенных Штатах лоббисты обязаны предоставлять сведения о себе, своих клиентах и лицах – объектах лоббирования, а также подробный перечень полученных взносов и произведенных расходов. Действие этого закона было значительно сужено в 1954 г. решением Верховного суда по делу «США против Харриса», ограничившим область его применения прямыми контактами с членами Конгресса отдельных лиц либо организаций, чьей основной целью является лоббирование. Считается, что этот закон не может служить основанием для иска и практически малоэффективен, несмотря на успешные судебные процессы против лоббистов по обвинению во взяточничестве и коррупции. Вносились разные предложения по реформе законодательства США о лоббировании, но они плохо сочетались с требованиями конфиденциальности и свободы самовыражения. Регистрация лоббистов также может использоваться ими в качестве рыночного инструмента, подчеркивающего официальное признание их деятельности. В Канаде регистрация была введена в 1989 г. с целью фиксировать любое задание по лоббированию. Лоббисты делятся на две группы: профессиональные лоббисты и служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя. Профессиональные лоббисты Канады считают, что регистрация сделала их работу более «наглядной, прозрачной», благодаря чему она стала вызывать меньше подозрений. Развитие профессионального лоббизма можно рассматривать как часть общей тенденции превращения политики в профессию. При этом карьера политика считается делом всей жизни, а после работы в органах законодательной власти он вполне может заняться профессиональной лоббистской деятельностью.

Реальный договор

Реальный договор — договор, по которому права и обязанности сторон возникают после передачи вещи.

Разъяснение

Название «реальный договор» происходит от латинского слова res — вещь.

Для возникновения прав и обязанностей по реальному договору недостаточно согласования существенных условий договора. Дополнительно требуется передача вещи. В этом и состоит отличие реальных договоров от консенсуальных (права и обязанности по консенсуальному договору возникают в момент, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора в требуемой для этого форме).

Соответственно, только после передачи вещи по реальному договору каждая из сторон обязана его исполнить. Если стороны согласовали существенные условия реального договора, но не было передачи вещи, то нет и прав и обязанностей по договору. Другая сторона, к примеру, не вправе требовать исполнения такого договора, применять ответственность за нарушение условий договора.

Реальные договоры известны со времен римского права. Так, римское право относило к реальным договорам: займ, ссуда, хранение, залог, поклажу.

Особенность реального договора регулируется п. 2 ст. 433 гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.»

Примером реального договора является договор займа:

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ).

Обычно, в ГК обязанность сторон по реальному договору формулируется как «передает».

Противоположностью реальным договорам являются консенсуальные договоры, по которым права и обязанности возникают в момент, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора в требуемой для этого форме.

Обычно, в ГК обязанность сторон по консенсуальному договору формулируется как «обязуется».

Пример

По договору купли продажи права и обязанности возникают у сторон тогда, когда они договорились о предмете купли-продажи. По договору займа одного только факта достижения договорного согласия недостаточно. Требуется также передача заимодавцем суммы займа заемщику. Без передачи денег, договор не приобретает юридической силы.

По договору купли продажи, если после подписания договора покупатель откажется принимать товар и платить цену за него, то его можно принудить к этому. Если заимодавец, подписав договор, откажется передавать деньги заемщику, то у заемщика никаких юридических мер воздействия на заимодавца нет.

Пример

ГК РФ предусматривает два близких по сути договора — товарный кредит и займ имуществом. Они близки друг к другу, так как и в том и другом случае, займодавец передает вещи, определенные родовыми признаками. Но товарный кредит является консенсуальным договором, а договор займа имуществом — реальным договором.

Так, по товарному кредиту: «Сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).» (ст. 822 ГК РФ) — консенсуальный договор.

По договору займа имуществом: «По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.» (ст. 807 ГК РФ) — реальный договор.

В некоторых случаях отнести договор к консенсуальному или реальному непросто. Например, договор аренды одни суды относят к консенсуальному договору (Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2013 по делу N А12-14106/2012, Постановление ФАС Уральского от 24.09.2013 N Ф09-8882/13, Постановление ФАС Северо-Кавказского от 09.04.2013 N А32-22492/2010, Постановление ФАС Волго-Вятского от 19.03.2013 N А82-4224/2012, Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа «О практике применения норм гражданского законодательства», принятые по итогам заседания, состоявшегося 2 июня 2011 г. на базе Арбитражного суда Республики Коми, и одобренные Президиумом ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2011 N 2 (вопрос 35)). Другие же суды относят договор аренды к реальному договору (Определение ВАС РФ от 12.01.2012 N ВАС-17220/11, Постановление ФАС Центрального от 25.08.2009 N А68-9704/08-692/15, Постановление ФАС Уральского от 14.09.2005 N Ф09-2954/05-С3).

29.12.2019

Дополнительно

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Консенсуальный договор — договор, по которому права и обязанности сторон возникают в момент, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора в требуемой для этого форме.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

В мае 2012 год Верховный суд представил достаточно объемный документ, в котором была обобщена судебная практика в делах наследования. Постановление помогает заинтересованным лицам в разрешении спорных юридических вопросов в наследственных делах.

Постановление может быть интересно как юристам, которые могут благодаря ему заранее просчитать исход дела, так и обычным гражданам, которые столкнулись с необходимость вступления в наследство. Даже не имея юридического образования, наследники смогут легко разобраться в этом документе и подчерпнуть для себя много полезной информации.

Структура Постановления Верховного суда

  • Перед тем, как сделать обзор постановления, приведем его основные статьи. Постановление Верховного суда состоит из 10 разделов.
  • В первом рассматриваются общие положения наследственных споров, подсудность таких дел, условия для отстранения от наследования, а также общие нормы наследственного права.
  • Во втором разделе приведены особенности наследования по завещанию, каким образом разрешаются споры между наследниками в этом случае и как признать данный документ недействительным.
  • Третий пункт освещает наследование по закону. Здесь приведен список возможных наследников и алгоритм отказа от наследства в пользу других лиц.
  • Процедуре принятия и отказа принятия наследственного имуществе посвящен 4 раздел. Здесь указаны сроки, необходимые для вступления в наследство, период подачи заявления, разъяснения относительно порядка раздела имущества. Также наследники могут ознакомиться с особенностями наследования по праву представления, трансмиссии и передачи выморочного имущества в пользу государства.
  • В пятом разделе приводится информация о разделе имущества, особенностях раздела недвижимости и движимого имущества, о преимущественном праве наследников и размере компенсации за это право.
  • Отдельным пунктом рассматриваются особенности регулирования задолженности наследодателя. Здесь подробно оговариваются вопросы перехода долгов к наследникам, а также о поручительстве взамен умершего.

Частные случаи наследования описываются в главах 7-9. Например, оговаривается, какие обязанности возникают у наследника при получении им по наследству прав полного товарищества, застройщика, денежных средств, орденов и наград.

  • Особенности наследования земельных участков (в том числе, с постройками), а также интеллектуальных прав, содержатся в разделах 8 и 9.
  • 10 раздел посвящен рассмотрению заявлений о неправомерных нотариальных действиях или отказе их совершить.

Основные положения Постановления Верховного суда

  • Верховный суд подчеркнул, что наследственные дела должны рассматриваться только судами общей юрисдикции независимо от того, участвуют ли в процессе юридические лица. В полномочия арбитражных судов подобные дела не входят.
  • Куда необходимо подавать исковые заявления по делам о наследстве? Если цена иска (стоимость наследуемого имущества) не превышает 50 тыс.руб., то споры рассматриваются мировым судом. В остальных случаях нужно подавать иск в районный суд по месту открытия наследства.
  • Однако если наследник уже вступил в права наследства, то исковое заявление подается по месту жительства ответчика. Когда наследуется несколько объектов недвижимости из разных регионов, то возможно подать заявление в любой суд по правилу альтернативной подсудности.
  • В 7 пункте подчеркивается, что суд не может отказать в рассмотрении дела при отсутствии у истца свидетельства о принятии наследства. Связано это с тем, что получение этого документа – это право, а не обязанность наследника.
  • В постановлении указывается, что ответчиком по искам не может быть наследодатель, который уже умер на момент подачи заявления, ввиду своей гражданской неправоспособности. Суды могут порекомендовать наследникам перенаправить иски на наследников или исполнителя завещания.
  • Судам рекомендовано привлекать к рассмотрению подобных дел всех наследников.
  • Верховный суд также закрепляет за нотариусами право на устранение недостойных наследников во внесудебном порядке (с учетом решения суда по возбужденным ранее гражданским и уголовным делам). Судебная практика показывает, что чаще всего под недостойными наследниками понимаются лица, которые пытались подделать завещание, уничтожить его принудить наследодателя к его составлению или заставить наследников отказаться от наследства.
  • Верховный Суд подчеркивает, что мировые соглашения не должны ущемлять права третьих лиц. При этом стороны свободны в волеизъявлении и могут распределять наследственное имущество по своему усмотрению.
  • При этом в некоторых случаях достижение мирового соглашения невозможно. Это, например, вопросы отказа от наследства, определения прав наследования и наличия у сторон прав наследования.
  • В Постановлении также рассматривается практика по делам об оспаривании завещания. Суд подчеркивает, что оно может быть оспорено только после открытия наследства. Основанием для признания завещания недействительным может быть недееспособность наследодателя, отсутствие его заверения и нотариального удостоверения, отсутствие свидетеле или их несоответствие требованиям ГК.
  • При этом наличие помарок и описок не является основанием для отказа в исполнении последней воли усопшего.
  • Что касается вопросов задолженности, то наследуются только те долги, обязательства по которым не прекращаются со смертью наследодателя. Долги погашаются только в пределах стоимости унаследованного имущества. Наследник не обязан продавать свое имущество для удовлетворения требований кредиторов.
  • Таким образом, Постановление Верховного суда имеет большую практическую ценность как для юристов, так и рядовых граждан. Он отражает наиболее важные аспекты наследственных дел и наиболее распространенные вопросы для судебных разбирательств.

СКАЧАТЬ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании».

Правомерное цитирование по российскому законодательству

Разумеется, в таких ситуациях целесообразно предпочесть правомерное использование произведений, поскольку это в большинстве случаев гораздо выгоднее.

Как можно в таких случаях правомерно использовать произведение?

  1. Использовать для иллюстраций произведения, срок действия исключительных прав в отношении которых истёк. Такие произведения переходят в общественное достояние и использовать их можно без согласия автора.
  2. Получать разрешения у правообладателей произведений посредством «приобретения лицензии» (заключения лицензионного договора). Либо использовать произведения, правообладатель которых разрешил использовать их на условиях «свободных лицензий».
  3. Создавать необходимые произведения самостоятельно или заказывать создание у профессионалов (договор авторского заказа в помощь).
  4. Использовать произведение в рамках разрешённого законом свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, о котором и пойдёт речь в настоящей статье.

Материал, описанный ниже, применим как к фотографиям (фотографическим произведениям), видеороликам (аудиовизуальным произведениям), так и ко многим другим видам произведений.

Немного теории.

Право лиц на цитирование правомерно обнародованных произведений закреплено ещё в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 1886 года. Ст. 10 Конвенции гласит:

1) Допускается цитирование произведения, которое уже было доведено до всеобщего сведения на законных основаниях, при условии, что оно осуществляется добросовестно и в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в виде обзоров печати.2) Законодательством стран Союза и специальными соглашениями, которые заключены или будут заключены между ними, может разрешаться использование литературных или художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, радио и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера при условии, что такое использование осуществляется добросовестно.3) При использовании произведений в соответствии с предшествующими пунктами настоящей статьи указывается источник и фамилия автора, если она обозначена на этом источнике.

Под странами Союза понимаются страны — участники Бернской конвенции, т. е. страны, которые ратифицировали Конвенцию, в числе которых практически все развитые государства (168 стран на момент написания материала). Ратификация Конвенции означает, что национальное законодательство должно соответствовать её условиям.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Таким образом, законом предусмотрено 4 критерия для возможности применения этой нормы:

1. Цитируемое произведение должно быть правомерно обнародованным.

Это значит, что такое действие должно быть осуществлено автором либо лицом, уполномоченным на это (например, в случае создания автором-работником служебного произведения таким лицом может быть работодатель, если договором не предусмотрено иное). Проверить и проконтролировать соблюдение этого условия проблематично, вместе с этим, автору статьи неизвестны случаи привлечения к ответственности за цитирование неправомерно обнародованного произведения.

2. Цитирование должно производиться именно в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) в деле А40-160673/2013, оставляя без изменения решение суда о взыскании с ответчика за нарушение исключительных прав 19 000 000 рублей, отметил:

Свободное цитирование допустимо в «научных, полемических, критических или информационных целях». Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно, поскольку не связано с названными целями.

3. Должен быть указан автор произведения и источник заимствования.

Под именем автора следует понимать, как, собственно, реальное имя, так и псевдоним, указанный на произведении. Отсутствие указания этих данных без объективных причин — однозначное условие для неприменения пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

И это легко подтвердить судебной практикой. В деле А40-67342/12 ОАО «Телекомпания «НТВ» не предоставило доказательств того, что имело место указание автора при использовании фотографии на сайте и в телепередаче, что и привело к взысканию с них компенсации за нарушение исключительного авторского права.

В качестве аналогичных примеров можно привести дела А60-38170/2013, А71-2029/2014, А40-154156/2014 и многие, многие другие.

Важно: если используется видео или фото с «водяным знаком» или иным логотипом, это не освобождает от обязанности указать автора и источник заимствования надлежащим образом.

СИП в постановлении по делу А40-160673/2013 указал, что сохранение изображения логотипа, фактически обусловленное техническими аспектами перезаписи, не свидетельствует, по мнению суда, о надлежащем исполнении обязанности об указании имени автора и источника заимствования.

4. Объём цитирования должен быть оправдан его целью.

Пожалуй, самый неоднозначный критерий, подход к оценке которого сформирован судебной практикой.

Копирование (правильный термин с точки зрения ГК РФ — «воспроизведение») материала целиком — не есть цитирование в оправданном объёме.

Так, по делу А56-46791/2010 суды пришли к выводу, что:

«Подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку спорная статья воспроизведена Профсоюзом на его сайте полностью, следовательно, такое использование не является цитированием произведения, предусмотренным в указанной норме права»

Судебные акты остались в силе и после подачи жалобы в ВАС РФ.

В деле A46-10011/2014, напротив, суды установили, что поскольку заимствовано было 1/5 от общего объёма материала, указан прямой полный URL на источник заимствования, а автор — физическое лицо не указан в связи с объективной невозможностью его установить, то имело место вполне правомерное цитирование произведения в информационных целях.

К аналогичному выводу пришли суды и по делу А40-91447/2010, установив, что ответчик «процитировал» 9 секунд из 23-секундного видеоролика, при этом указав источник заимствования и сохранив логотип истца.

Кроме того, должна быть объективно определённая обусловленность цитирования, что и отражает оправданность такого использования.

Например, совершенно нелогично и не оправданно было бы иллюстрировать статью про одежду детей для климата Аляски фотографией Сибайского карьера.

Такой же подход применил в деле А40-16149/2012 ВАС РФ, отметив, что фотографические произведения, использованные в передаче «Пусть говорят» не могут считаться процитированными в информационных и полемических целях, поскольку не являлись предметом дискуссии в телепрограмме. Следовательно, по мнению суда, такое использование не могло быть оправданным.

Выводы:

Указание автора произведения и источника заимствования архиимперативно. При наличии возможности рекомендуется указывать максимум информации об авторе и предельно детализировать источник заимствования.

Заимствование в полном объёме, например, текста статьи, скорее всего, не будет признано правомерным цитированием по пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Рассматриваемой нормой допускается использование произведений в информационных, научных, учебных, культурных (в т.ч. критических, полемических) целях. Использование произведений в иных целях не будет являться правомерным цитированием.