Пленум конституционного суда РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

2. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации).

3. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

Если подсудимый содержится под стражей, рекомендовать суду в каждом таком случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения.

4. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации».

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).

При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

8. Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела.

9. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

10. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.

11. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений.

12. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством.

Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. З ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

13. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

14. Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Перечень органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержится в названном законе.

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Обратить внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

15. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

16. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР, в силу которой доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения.

Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

17. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.

На основании ст. 50 УПК РСФСР обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации и на основании ст. 47 УПК РСФСР каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании ст. 46 УПК РСФСР имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента предъявления обвинения. При нарушении этого конституционного права все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.

18. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.

Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).

19. Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.Лебедев
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда Российской Федерации
В.В.Демидов

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 28 декабря 1995 г., Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1996 г., N 2, с. 1, в «Библиотечке Российской газеты», выпуск N 24, 1999 г.
Алфавитно-предметный указатель

Психология деятельности судьи

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. Все действия судьи жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний, поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит роль лидера, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания.

Важен характер взаимоотношений судьи со своими коллегами как членами общей профессиональной группы. Оптимальный стиль поведения судьи – демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, не нарушать их равноправность.

Суд решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения. Общественность обычно очень внимательно следит за деятельностью суда, оценивая организацию, правовые основы, культуру и результативность действующей в стране правоохранительной системы. Граждане так или иначе связаны с системой судопроизводства, будучи либо в роли участников этого процесса, либо будучи информированы о деятельности суда через средства массовой информации. Поэтому суды, ведущую роль в которых выполняет судья, оказывают непосредственное воздействие на формирование правосознания и правозаконного поведения граждан. При этом суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

– способствует формированию правосознания граждан;

– создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

– высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

– судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных нами выше. К таким профессиональным задачам мы отнесли: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Практические советы от практикующих юристов ( субъективное мнение) — как использовать психологию судьи на процессе.

По мнению некоторых опытных юристов суд — это театр (иногда — цирк). И многое зависит не только от того ЧТО вы говорите, но и от того КАК и КОГДА, а также от общего производимого Вами впечатления.
Вопрос необходимо знать как можно детальнее. Очень поможет проанализировать его с другой точки зрения. Если Вы не владеете вопросом , велик вероятность того, что Вас слушать не будут, не воспринимая как юриста. А, как известно, сложившее первое впечатление изменить очень непросто.

Чтобы убедить других в своей правоте необходимо быть прежде всего уверенным в себе и в своей позиции. В суде нужно вести себя тактично, однако не в ущерб своим интересам. Выстройте и структурируйте Вашу позицию, намечая точки разветвления. Уделите внимание подготовке документов, разложите их так, чтоб при необходимости предъявить (или не предъявлять) тот или иной документ. Такие решения нужно принимать быстро, потому что показанный в нужный момент документ поможет достичь максимального эффекта.

Внимательное изучение судебных актов даст Вам прекрасный образец для написания исков/отзывов/объяснений грамотным языком и правильно оформленных.

Немаловажно помнить, что судьи, как и все люди, обладают индивидуальными особенностями, которые нельзя не учитывать. Но каким бы не был судья ( или судьи), некоторые юристы рекомендуют на заседании общаться только с судом, как будто другой стороны просто нет.

Зачастую, тактику поведения приходится выбирать непосредственно на заседании. На выбор может повлиять и психологический портрет оппонента, но в меньшей степени, чем психология конкретного судьи. У одного судьи стоит вести процесс агрессивно, добивать оппонента. Другого судью такое поведение раздражает, агрессию при нем проявлять нельзя, но очень уместно будет при спокойном поведении и ненавязчивых вопросах выставить оппонента не в лучшем виде или вывести его из равновесия. Иногда выбранную тактику приходится менять в процессе. Каждый судья индивидуален. С судейской тройкой (или большим количеством), конечно, сложнее.

Мнения юристов о психологии судей: судьи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо.

Ситуация из жизненной практики: судья вернула иск на основании того, что в нем были объединены не объединимые, по мнению судьи, требования. Апелляция обязала судью иск принять. Истец опасается, что судья будет мстить за отмену вынесенного им судебного акта. Мнения же юристов по этому поводу разнятся, в зависимости от практического опыта, хотя, с теоретической точки зрения слову «месть» нет места в психологии деятельности судьи. Точка зрения, что судьи мстят, близка далеко не всем. Замечено, что за отмену определения, часто достигается противоположный эффект. Судья начинает видеть «сильного» представителя и до обычного вредительства не опускается.

Иногда поданная на судью жалоба и обещание обратиться в ККС дисциплинирует судью, заставляя вести себя профессиональнее. Но то не значит , что вынесенное решение будет в вашу пользу.

Материал подготовлен и отредактирован Ольгой Райфшнайдер

Алкоголь уже промаркировали, полным ходом идет маркировка табака и лекарств. Рассказываем, что еще попадет в списки маркируемых товаров, как работает маркировка лекарственных препаратов и какая ответственность грозит тем, кто нарушает правила.

Зачем нужна маркировка товаров

Прежде всего маркировка изделий и продукции выполняет три основных функции:

1. Информационная: позволяет увидеть потребителю общие сведения о товаре (наименование производителя, адрес фирмы, наименование технического регламента, информацию о составе, сроке службы, условиях хранения и многое другое).

2. Идентифицирующая: у каждого товара есть уникальный код, поэтому контролирующие службы, потребители, продавцы могут определить, в соответствии ли с законом и необходимыми нормами изготовлен товар.

3. Инновационная: прежде всего маркировка продукции вызывает большой интерес со стороны потребителей, так как покупатель в любой момент может сам проверить легальность продукции при помощи обычного мобильного устройства, используя программы для распознания QR-кодов.

📌 Реклама Отключить Маркировка – это информационная запись, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или даже ярлык для улучшения идентификации и ускорения в работе транспортировки, продаже и хранения, в виде кода, надписи, цифровых или цветовых условных обозначений (Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, вступает в силу с 01.01.2019). Код маркировки всегда уникален, то есть не может встретиться два одинаковых кода. Введенный код на упаковке применяется единожды и после покупки продукции код также списывается с единой базы мониторинга. Принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Какие товары маркируются

На сегодняшний день маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Остальные товары маркируются на добровольной основе или в экспериментальном режиме. Подробный список товаров, участвующих в маркировке указан в таблице ниже. 📌 Реклама Отключить

Продукция Режим эксперимента Обязательная маркировка
Меховые изделия 12.08 2016
Алкогольная продукция 01.07.2018
Лекарственные средства 01.02.2017 01.01.2020
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни 01.06.2018- 01.11.2018 Точной даты нет
Табачная продукция 01.01.2018- 31.12.2018 01.03.2019
Обувь 01.06.2018- 31.12.2018 01.07.2019
Духи и туалетная вода 01.12.2019
Шины и покрышки 01.12.2019
Изделия из натуральной кожи 01.12.2019
Ручные или машинные вязанные трикотажные женские блузки и т. д. 01.12.2019
Верхняя одежда: пальто, накидки, плащи, куртки. 01.12.2019
Белье постельное, столовое, кухонное 01.12.2019
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки 01.12.2019

Зарегистрироваться и подключится к единой системе мониторинга обязаны как ИП, так и организации: для улучшения контроля поставляемой и производимой продукции. На сегодняшний момент действуют несколько систем мониторинга, они зависят от видов продукции, регистрируемых в системе маркировки, например, для алкоголя действует единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), для лекарств – система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для изделий из меха – Информационный ресурс маркировки. 📌 Реклама Отключить

Маркировка лекарственных средств

Начало маркировки было положено в январе 2017 г. Дмитрий Медведев рассмотрел и подписал Постановление № 62 «О проведении эксперимента по маркировке лекарственных препаратов…». После этого был сформирован Пилотный проект, о добровольной маркировке лекарственных препаратов, в который вошли 6 округов: г. Москва, Подмосковье, г. Санкт-Петербург, г. Белгород, Великий и Нижний Новгород. В том числе 23 производителя, 4 дистрибьютора, 30 больниц и 250 аптек. В экспериментальном режиме в маркировке участие принимают только жизненно важные препараты.

Основные этапы маркировки лекарственных средств в России:

I этап. Маркировка в виде эксперимента прошла в период с 01.02.2017 — 31.12. 2017. Данный этап отличается своим ограниченным перечнем маркируемых препаратов.

II этап. Проводился в период с 01.01.2018 – 31.12.2018. На данном этапе становится обязательной маркировка всей выпускаемой продукции в оборот.

📌 Реклама Отключить

Производители лекарственных и медицинских препаратов, в которых присутствует этиловый спирт, должны зафиксировать это в системе ЕГАИС. Данное утверждено в ст. 9 ФЗ-171 от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…».

Однако 28 августа 2018 г. в постановлении № 1018 «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных ЛП и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» Правительство РФ утвердило, что маркировка лекарственных препаратов в экспериментальном режиме продлится еще на год, то есть до 2019 г. включительно. В Федеральном Законе № 425 о внесении изменений в «Обращении лекарственных средств» прописано статьей 2, что закон вступает в силу с 1 января 2018 г., кроме абзацев 2, 5, 9, которые вступают в силу с 1 января 2020 г. Согласно этому обязательная маркировка всех лекарственных препаратов станет с 1 января 2020 г. Планируется маркировку вводит постепенно, то есть поквартально:

📌 Реклама Отключить

  • I квартал – маркировка наносится на те препараты, которые уже маркировались экспериментальном режиме в 2017–2019 гг.
  • II квартал – маркировка наносится на все жизненно важные препараты, цена которых не превышает 500 руб.
  • III квартал – маркировка наносится на все жизненно важные препараты, цена которых не превышает 100 руб.
  • IV квартал – маркируются все остальные препараты.

Министр здравоохранения В. И. Скворцова заявила о том, что маркировка будет даже на дешевых препаратах, цена которых менее 100 руб.: например, анальгин, активированный уголь и так далее. Однако окончательного утверждения нет.

Ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность. 📌 Реклама Отключить

Под административной ответственностью понимается ст. 15.12 КоАП РФ, часть первая: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, влечет за собой штраф в размере для индивидуального предпринимателя от 5000 до 10 000 руб., на юридические лица — от 50 000 до 100 000 рублей. К выписанному штрафу прилагается изъятие всей непромаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки расценивается как нарушение части второй ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.

📌 Реклама Отключить

Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно ст. 171.1 части первой УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 руб. или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.

Оборот немаркированного алкоголя или табачных изделий карается более жестко: в ст. 171.1 части пятой УК РФ штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 руб., или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 руб. При этом под крупным ущербом считается сумма более 100 000 руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер»

Заинтересованные лица. Заявитель в гражданском процессе

В российском законодательстве понятие заинтересованного лица многогранно и зависит от регулируемых отраслью права взаимоотношений. Общей чертой таких участников правоотношений выступает совершение юридически значимых действий, в целях получения материальной (нематериальной) выгоды. Это может быть заключение сделки, подача заявления в суд и т. д.

Оглавление:

  • Заинтересованные лица в гражданском судопроизводстве
  • Фактическая и процессуальная заинтересованность
  • Заинтересованные лица в административном процессе
  • Заинтересованные лица в законодательстве о банкротстве
  • Заинтересованные лица, в соответствии с организационно-правовой формой юридического лица

Понятие «заинтересованные лица» различается в зависимости от отрасли права, регулирующей общественные отношения. Выделяют следующие группы:

  • в гражданском процессе;
  • в административном процессе;
  • при проведении процедуры банкротства;
  • в корпоративном праве по отношению к конкретной организационно-правовой форме юридического лица.

Заинтересованные лица в гражданском судопроизводстве

Судебный процесс начинается с обращения в суд заинтересованного лица (заявителя), чьи права нарушены и принятия судьей дела к рассмотрению. Заявление в суд должно содержать сведения о нарушении прав и интерес в их восстановлении.

Участников судебного разбирательства много, но не у всех из них есть юридический интерес в гражданском процессе, в том или ином его исходе.

Кто является заинтересованным лицом по гражданскому законодательству? Это истец (заявитель) и ответчик, прокурор, представитель общественной или государственной организации, представители сторон в споре, третьи лица, т. е. все те, кого, так или иначе, затрагивает результат рассмотрения спора в суде.

Кроме них, в судебном заседании могут участвовать приглашенные специалисты, эксперты, свидетели, переводчики, которые не являются заинтересованными в том или ином результате судебного разбирательства. Они не имеют права на самостоятельное обращение к суду, в рамках процесса, в котором участвуют. Их права не нарушены и восстановления не требуют.

Фактическая и процессуальная заинтересованность

Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:

  • заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
  • представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
  • прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
  • стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).

Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора. Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения. При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.

Фактически заинтересованные лица — это участники судебного разбирательства, которые в его результате приобретают или утрачивают какие-либо материальные (нематериальные) ценности, права, обязанности и т. д. При этом следует понимать, что наличие фактической заинтересованности у участников процесса, выполняющих свои должностные обязанности в рамках конкретного процесса, является поводом для их отстранения от рассмотрения дела.

Например, судья, назначенный для ведения процесса, является близким родственником истца или ответчика, что может теоретически повлиять на принятие решения в пользу той или иной стороны. Такой интерес в исходе дела становится поводом для смены судьи.

Заинтересованные лица в административном процессе

Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции. Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права. Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

Заинтересованные лица в законодательстве о банкротстве

По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

  1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
  2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
  3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

Заинтересованные лица, в соответствии с организационно-правовой формой юридического лица

Это люди и организации, по отношению к юридическому лицу, заинтересованные в совершении им сделок или других действий, с целью получения выгоды для себя.

По общему правилу, к ним относятся руководители, главные бухгалтеры, кредиторы, работники контролирующих органов, их родственники и т. д.

Кроме того, в акционерных обществах выделяют владельцев более 1/5 доли акций, а в обществах с ограниченной ответственностью — участника, имеющего более 1/5 от общего числа голосов.

Законодательством предусмотрен особый порядок совершения сделок, если присутствуют признаки личной заинтересованности таких участников и возможность отмены их в судебном порядке (когда они противоречат действующему законодательству).