Пленум 25

Многообразие явлений и процессов, проистекающих в обществе, порождает потребность в документировании разных видов деятельности и состояний. Нужны фиксация и общезначимое удостоверение актов, событий и состояний. Документ как письменная форма, удостоверяющая определенную информацию, является наиболее распространенным ее носителем. Это – законы, постановления, инструкции, обращения, письма, свидетельства, договоры, аттестаты, сертификаты, лицензии и т.д. Правовые акты занимают в массиве документов особое место.

Несмотря на то, что нормативный правовой акт в настоящее время является одним из ведущих источников в российском праве, все-таки существует актуальная проблема повышения его качества, что возможно путем разработки качественных моделей разноуровневых нормативных правовых актов.

Нормативный акт имеет ряд существенных преимуществ перед другими источниками права, он должен занимать и занимает ведущее место в российской системе права. Появление первых нормативных правовых актов связано с письменным закреплением правил регулирования, признаваемых на протяжении длительного периода времени большим количеством участников (естественный, или обычный путь формирования нормативного источника права).

Любой юридический акт приобретает свойство регламентарности, может быть включен в число источников права лишь при условии, что он по форме и содержанию соответствует комплексу требований, составляющему понятие нормативного правового акта. В него входят такие признаки, как: регулирование однородных, типичных, постоянно возникающих общественных ситуаций, в основе реагирования на которые лежат правила, рассчитанные на неоднократное применение в общественной жизни; неперсонифицированность; общеобязательность; публичность; юридическая сила и иерархичность; системность; формальная определенность; обеспеченность государственным принуждением; нормообразующая роль государства.

Нормативные правовые акты в одном правовом пространстве должны быть объединены в систему с четким схематичным соотношением, не допускающем как внутренней, так и внешней противоречивости и коллизий. Важно, чтобы эта система связанных нормативных правовых актов полностью (беспробельно) покрывала бы все правовое пространство.

Нормативной правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая заключается в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

– на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

– на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

– на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо тугого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах свой компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права.

Закон о тишине

Не всем россиянам известно о законе, который охраняет их тишину и спокойствие.

Поэтому соседи часто пренебрегают правилами, шумно проводя веселые праздники или устраивая неожиданный ремонт в ночное время. Большинство граждан терпят такое поведение, а некоторые пытаются решить проблему самостоятельно, вступая в конфликт с соседями.

Однако закон о тишине позволяет наказать нарушителей спокойствия.

Куда жаловаться на шумных жильцов, какие правила тишины установлены для многоквартирных домов, какой уровень шума и в какое время является допустимым, расскажем в нашем материале.

Основные аспекты закона о тишине

Жители крупных городов вынуждены постоянно находиться в чрезмерно громкой звуковой среде на работе, в магазинах, общественном транспорте. Поэтому желание получить полноценный отдых дома стало предпосылкой принятия закона о тишине.

Закон о тишине в 2018 году устанавливает временные ограничения относительно производимого шума.

Гарантию полноценного отдыха в тихой и здоровой атмосфере дает гражданам Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в простонародье — закон о тишине), в основе которого лежит норма о безопасности для человека определенного уровня громкости, измеряемого в децибелах (дБ).

Нормальным для проживания считается дневной уровень шума, не превышающий 40 дБ, с максимальным повышением до 15 единиц. Ночной показатель установлен в рамках 30 дБ, превышать который запрещено.

В каких местах запрещается шуметь?

Закон устанавливает предельные величины уровня шума и его нормальные показатели, а власти муниципалитетов вправе формировать конкретные требования по соблюдению тишины.

В установленные часы запрещается шуметь:

  • на детских площадках, во дворах, придомовых территориях;
  • в медицинских организациях и реабилитационных центрах;
  • в санаториях, курортных учреждениях;
  • на спортивных сооружениях, расположенных на территориях жилых комплексов;
  • в жилых помещениях, местах общего пользования, образовательных учреждениях, гостиничных комплексах.

Правила тишины в многоквартирном доме

Более других подвержены стрессу из-за постоянного шума жители многоквартирных домов. И причин здесь множество — проезжающий мимо транспорт, телевизор, работа электроинструментов, прослушивание или исполнение музыки, промышленное производство за окном, ночные заведения и магазины.

Шумом считается любое существенное превышение нормального звукового уровня.

Наиболее распространенным источником шума в многоквартирном доме является ремонт. Чтобы проводить ремонтные работы по всем правилам, необходимо получить согласие соседей и соблюдать временные рамки, установленные законом о тишине.

Для определения громкости звука без дополнительного оборудования, ориентируйтесь на следующие показатели:

  • средняя громкость речи — 40 дБ;
  • шепот — 30 дБ;
  • крик — 90 дБ;
  • автосигнализация — 100 дБ;
  • детский плач — 78 дБ;
  • шум включенного пылесоса — 75 дБ;
  • перфоратор во время работы — 95 дБ.

Обратите внимание!

Нарушением считается всякий звук, превышающий норму и мешающий жильцам многоквартирных домов в любое время.

Тишина в выходные и праздничные дни

Часто шум является причиной испорченного праздника или выходного дня. Новый закон о тишине 2018 позволяет шуметь только 1 января, но не в иные дни месяца.

Законодатель определил временные рамки и уровень громкости, который не причиняет вреда окружающим. В праздничные дни, как и в выходные, ограничение действует с 22.00 до 10.00 часов.

Официально разрешается превышать уровень шума только в следующих ситуациях:

  • во время заявленных религиозных, культурных, спортивных мероприятий;
  • при проведении аварийных или спасательных работ;
  • иных событиях, прописанных в правовых нормах.

Если не соблюдаются установленные нормы и ограничения, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности.

Со скольки и до скольки можно проводить ремонтные работы?

Время – основной параметр, который регулируется законом о тишине. Необходимо соблюдать нормативный уровень шума в ночное и дневное время. В рабочие часы допускается фоновый шум на уровне до 40 дБ. Ночная норма снижается до 30 дБ.

Нормативный предел шума должен строго соблюдаться в промежуток с 23 часов вечера до 8 утра. В разных регионах страны этот показатель может меняться.

В некоторых регионах устанавливаются иные часы тишины. Например, в Москве разрешены ремонтные работы в будни с 9 до 19 часов. Категорически запрещено нарушать закон о тишине:

  • в будни — с 21.00 до 08.00;
  • в выходные дни и праздники — с 22.00 до 10.00.

Запрет снимается только в новогодние сутки.

Наказание за нарушение закона о тишине

К списку возможных административных нарушений относят:

  • строительство рядом с жилым зданием;
  • ремонтные работы;
  • крики и громкие разговоры;
  • шум бытовой техники;
  • взрыв пиротехники;
  • шум от домашних питомцев;
  • громкая музыка, иное.

Нарушением считается любой шум, превышающий норму и мешающий гражданам отдыхать. Для определения его уровня используется специальный прибор — шумомер, измеряющий давление звуковой волны на органы слуха. Он улавливает звуки и определяет количество децибел.

Если нарушитель превышает установленный лимит децибел, то будет привлечен к ответственности. Наказание за нарушение закона о тишине грозит:

  • юридическим лицам — наложением штрафа от 10 до 20 тыс. руб., остановкой работ на период до 90 дней;
  • ИП — штрафом в размере от 1 до 2 тыс. руб.;
  • гражданам — сумма штрафа составит от 500 до 1 тыс. руб.

Куда жаловаться?

Если закон о тишине нарушен, то вы смело можете жаловаться. Рассмотрим подробнее, когда и куда стоит обращаться:

  1. Соседи

    Для начала стоит урегулировать вопрос с нарушителями мирным путем, поскольку закон устанавливает такое правило.

  2. Полиция

    Если личная беседа с нарушителями не принесла результата, то переходите к действиям. В этом случае стоит вызвать наряд. Сделать это можно, позвонив по номеру 02 (для стационарных телефонов) или 112 (для мобильных). Прибывшие полицейские составят протокол о нарушении и передадут дело участковому, который проведет профилактическую беседу. Если режим тишины и далее будет нарушаться, вопреки просьбам, то виновников привлекут к административной ответственности и выпишут штраф.

  3. Управляющая компания

    Такая мера, если жильцы регулярно нарушают покой соседей, может привести к печальным для них последствиям — судебному разбирательству и принудительному выселению.

  4. Роспотребнадзор

    Жильцы многоквартирного дома также вправе написать коллективную жалобу в Роспотребнадзор. Сотрудники этого органа приедут на место нарушения и проведут экспертизу.

Как проводится экспертиза:

  • специалисты посетят место нарушения в те дни и временные промежутки, которые оговорены в законе о тишине;
  • производятся замеры уровня звука при помощи шумомера;
  • обследуется жилье нарушителя — эксперты повторно снимают показания шумомера, например, во время проведения владельцем ремонтных работ;
  • полученные показатели вносятся в акт.

Обратите внимание!

Акт, составленный специалистами Роспотребнадзора, будет являться неоспоримым доказательством вашей правоты, если конфликт дойдет до суда.

Если все предложенные способы урегулирования конфликта не привели к желаемому результату, остается написать исковое заявление в суд. Стоит учесть, что только наличие серьезных доказательств позволит привлечь нарушителя к ответственности. Ими могут выступать:

  • копии письменных жалоб;
  • акт о выявленном шуме, составленный специалистами Роспотребнадзора;
  • показания свидетелей нарушения;
  • копия заявления в полицию;
  • видео или аудиозаписи, подтверждающие время появления шума в запрещенные часы.

Как правило, суд назначает нарушителю административный штраф. Но иногда слишком шумным соседям грозит принудительное выселение.

Обратите внимание!

Выселение жильца возможно только по решению суда и при условии, что он не является собственником помещения.

Резюме

Чтобы привлечь виновных к ответственности за нарушение закона о тишине, лучше обратиться к нашим опытным юристам. После консультации через онлайн-чат или по телефону вы сможете уверенно отстоять свои права на полноценный отдых и комфортные условия проживания.

Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица

В данной статье подробно рассказывается про возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица и все что об этом надо знать. Основа действующего уголовного права нашей страны состоит из Конституции Российской Федерации и двух Федеральных законов. Первостепенный, устанавливающий преступления и вид наказания за них, это УК РФ, начавший действовать тринадцатого июня 1996. Второй, немаловажный источник, определяющий порядок судопроизводства, это УПК РФ, начавший действовать восемнадцатого декабря 2001.

Можно ли начать уголовное преследование, если преступник неизвестен?

Началу уголовного дела, а значит и уголовного преследования, согласно статьи 140 УПК РФ может положить одно из следующих оснований:

  • Письменное или устное заявление гражданина, либо представителя юридического лица о совершенном преступлении.
  • Явка с повинной, написанная собственноручно виновным субъектом. Или составленная полицейским и подписанная явившимся.
  • Сообщение о преступлении, либо уже совершенном, либо еще готовящемся, от сотрудников полиции, лечебных учреждений, конкурсных управляющих, в редких случаях от Центробанка России.
  • Материалы, направленные прокурором с указаниями на возбуждение дела.

Начать дело без установления преступника, возможно. Но так как субъект преступления отсутствует, до его розыска, нельзя установить достоверно субъективную сторону деяния. Поскольку о том, как человек преступил закон, каковы его мотивы, рассказать может только он сам.

При существовании необходимых данных, позволяющих сделать заключение о наличии объективной стороны состава какого-либо преступления, установленного уголовным кодексом России, выноситься постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление составляется лицом, осуществляющим предварительное расследование, следователем или дознавателем.

Есть вполне законные основания создать уголовное дело на конкретное физическое лицо, и «по факту», то есть в отношении неустановленного лица.

Готовя постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица, следователь (дознаватель) в описательной части указывает основные параметры преступления: точную дату, время в сутках, место, конкретный адрес. Расписывает фабулу деяния, указывает квалификацию события. Заключительная часть постановления должна содержать точную квалификацию по особенной части УК РФ, данные преступника, либо указание на его отсутствие. Существенным условием является необходимость уведомить прокурора своего района, направив ему копию документа.

Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица возможно по тайным и открытым хищениям имущества, по фактам обнаружения криминальных трупов, при поступлении в больницы людей с тяжелыми травмами, в бессознательном состоянии, преступлениям в отношении детей и немощных людей, не способных в полной мере осознавать происходящее.

Неустановленное лицо – это тот кого, потерпевший не видел вообще и в связи с этим не указывает на него. Либо кого потерпевший видел, но не знает или не узнал, не разглядел, что так, же лишает его возможности дать описание примет обидчика.

В реальности «глухари», дела без преступника, вещь довольно часто встречающаяся. Процент раскрытия колеблется от 60% до 80%. При этом в России процессуальные вопросы по делам с неустановленными преступниками не достаточно регламентированы. Только норма ст.20 процессуального кодекса оговаривает право сотрудника следствия принять решение в порядке ст. 144-145 УК РФ по иным причинам, нежели указаны в норме права. Прецедент реализации преступления гражданами, данные о которых неизвестны – иная причина.

Недоработка в законе невольно является шагом к коррупционному дну, для нечистых на руку сотрудников юстиции, возбуждающих «заказные» дела. По любому «глухарю», вполне законно, можно проводить ОРМ, следственные действия, негласно собирать доказательства и материал на любого человека, «притягивая» его к имеющемуся преступлению. Только законодательные поправки в процессуальные нормы способны устранить эту брешь.

Есть ли негативные последствия для пострадавшего, при не обнаружении преступника?

Установленный минимальный срок работы с материалами дела, равен шестидесяти суткам. По истечении этого времени, если лицо, преступившее закон, установлено не будет, дело приостановят. Эти действия регламентированы ст. 208 УПК РФ. Можно сказать, что после этого о потерпевшем и его проблемах больше уже никто и не вспоминает.