Пешкова Елена Юрьевна

Выездные налоговые проверки

Российский бухгалтер, N 6, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В данной статье рассмотрим общий порядок проведения выездной налоговой проверки.
ФНС России в письме от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 дало рекомендации о проведении выездных налоговых проверок (далее — Рекомендации).

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.
Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы (п.2 ст.89.1 Налогового кодекса РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки иностранной организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе, за исключением случаев постановки на учет иностранной организации в связи с открытием ей счетов в банках на территории Российской Федерации. При этом необходимо учитывать следующие особенности. По налогу на добавленную стоимость решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.7 ст.174 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. По налогу на прибыль организаций решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.4 ст.307 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в части налоговой базы и суммы налога, рассчитанной отдельно по каждому отделению либо по нескольким отделениям в части деятельности в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях.
Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.
В решении о проведении выездной налоговой проверки необходимо указывать сведения о том, что один из сотрудников налоговых органов, которым поручается проведение проверки, является руководителем проверяющей группы. Руководитель проверяющей группы организует работу проверяющей группы, дает в письменной форме сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.
В решении о проведении проверки организации, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения обособленных подразделений. Руководитель проверяющей бригады организует работу бригады, дает задания, обязательные указания сотрудникам, участвующим в проведении проверки, и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.
В решении о проведении проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений.
Во избежание негативных последствий в случае выбытия проверяющих по объективным причинам (например, увольнение, отпуск по уходу за ребенком, продолжительная болезнь, смерть) не рекомендуется формировать проверяющую группу в составе единственного сотрудника налогового органа.
Руководителю проверяющей группы (бригады) необходимо изучить материалы предпроверочного анализа и наметить мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы.
Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.
Программа проверки должна быть разработана в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке, а также предусматривать перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения. В программе следует установить примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.
Указанная программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) налогового органа, которым устанавливается периодичность отчетов руководителя проверяющей группы о ходе проведения проверки.
В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:
— выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;
— составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;
— организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписывается участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.
Внесение изменений и дополнений в ранее принятое Решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.
В случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. С указанной целью налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, подготавливает и направляет запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика-организации.
Не допускается внесение изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, в результате которого действие документа прекращается либо аннулируется и т.п., за исключением смерти проверяемого физического лица.
Внесение иных изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки не допускается.
Решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков — ответственному участнику этой группы.
Факт ознакомления налогоплательщика с решением о проведении выездной налоговой проверки отражается на экземпляре решения о проведении выездной налоговой проверки, остающемся на хранении в налоговом органе, путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.
В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика либо ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также по адресу регистрации его руководителя.
Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки, соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки.
Проведение выездной налоговой проверки в части филиала (представительства) и иного обособленного подразделения, в случае проверки организации в целом, не может быть начато ранее проведения проверки в части головной организации.
Предъявление вместе со служебными удостоверениями решения о проведении выездной налоговой проверки организации является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Ограничения при проведении выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 Налогового кодекса РФ). Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.
Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.
При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1-26.5 Налогового кодекса РФ), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам».
Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п.4 ст.89.1 Налогового кодекса РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит «в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков». Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы.
Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.
При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (глубина выездной налоговой проверки. Из этого правила предусмотрено единственное исключение — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
При применении п.4 ст.89 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать следующее:
1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;
2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.
При указании периода проведения проверки вновь созданных организаций налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.55 Налогового кодекса РФ для организаций, созданных после начала календарного года, первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца данного года, а при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, указание первых налоговых периодов производится в соответствии с периодами, согласованными при создании организации налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст.55 Налогового кодекса РФ).
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п.5 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Учитывая вышеуказанное ограничение, налоговым органам необходимо ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по всем налогам и сборам (комплексные выездные налоговые проверки). При этом проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок) рекомендуется осуществлять в исключительных случаях.
Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае если, по мнению управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.
ФНС России рассматривает запрос и сообщает о своем решении. В случае положительного решения назначение выездной налоговой проверки осуществляется соответствующим налоговым органом в установленном порядке.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Ограничения по периодам и количеству проверок согласно п.16.1 ст.89 Налогового кодекса РФ не действуют, если решение о проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты сумм налогов.

Выездные налоговые проверки и обособленные подразделения

Согласно п.7 ст.89 Налогового кодекса РФ в рамках выездной налоговой проверки организации, имеющей обособленные подразделения, налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. В указанной связи в решении о проведении проверки организации нет необходимости указывать обособленные подразделения организации.
Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации.
Организацию выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляет налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Не позднее чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки обособленного подразделения. В указанном запросе должны быть отражены следующие сведения:
— полное наименование организации, ее ИНН;
— наименование обособленного подразделения, подлежащего проверке (при наличии);
— адрес места нахождения обособленного подразделения, подлежащего проверке, КПП организации по месту нахождения данного обособленного подразделения;
— предполагаемые сроки начала и окончания проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации;
— периоды, за которые проводится проверка;
— предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).
При необходимости запрашиваются материалы предыдущих самостоятельных налоговых проверок филиалов (представительств).
Указанный запрос направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.
Налоговый орган, получивший указанный запрос, обязан в течение 10 дней с момента получения запроса представить предложения по составу сотрудников, которым будет поручено проведение проверки обособленного подразделения, с указанием фамилий, имен, отчеств (Ф.И.О.) должностных лиц, занимаемых ими должностей, классных чинов. При этом указывается должностное лицо — руководитель проверяющей бригады по месту нахождения обособленного подразделения.
Количество экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки включает экземпляры для предъявления при доступе проверяющих на территорию (в помещения) по месту нахождения организации (далее этот экземпляр остается на хранении в налоговом органе в материалах проверки) согласно количеству обособленных подразделений организации.
При оформлении экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки, а также иных решений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, принимаемых в ходе выездной налоговой проверки, пометка «Для служебного пользования» (ДСП) не проставляется.
Копия решения о проведении выездной налоговой проверки подлежит вручению лицу, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка (его представителю), проверяющими должностными лицами налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, либо передаче иным способом.
Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительными письмами в адреса налоговых органов по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
К сопроводительному письму прилагаются:
— задания на проведение мероприятий налогового контроля проверяющим бригадам по месту нахождения обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика;
— выписка из заключения по результатам предпроверочного анализа;
— порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;
— порядок и сроки представления материалов в части обособленного подразделения для составления акта проверки;
— иные необходимые для проведения проверки материалы.
Сопроводительное письмо с приложениями направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.
Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Самостоятельная налоговая проверка

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом необходимо учитывать, что согласно п.7 ст.12 Налогового кодекса РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.
Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет по месту нахождения филиала или представительства налогоплательщика-организации (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проведения проверки не может превышать один месяц.
Согласно п.2 ст.89.1 Налогового кодекса РФ самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится. При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что такая проверка невозможна в силу того, что налог на прибыль организаций не является региональным или местным налогом, по которым согласно п.7 ст.89 Налогового кодекса РФ возможны самостоятельные выездные проверки филиалов или представительств любых организаций, в том числе участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков) либо по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.
Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст.92 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.

Электронные деньги: что это такое? История возникновения, понятие и виды

Электронные деньги – одно из направлений, позволяющее облегчить процесс коммерческой деятельности. При помощи электронного кошелька происходит быстрый расчет за покупки, оплачиваются счета. Заработки, инвестиции проходят через интернет, пользователь совершает необходимые операции в домашних условиях, ему не нужно идти в отделение банка или почты.

Что такое электронные деньги

Под электронными деньгами подразумевается виртуальные валютные средства, равные наличным или безналичным деньгам, не требующие открытия счетов в банке. Оборот финансов проходит не в форме привычных бумажных купюр, а через расчетные системы современной связи.

Виртуальная валюта хранится в Интернете, используется для безналичных расчетов, перевода на банковские карты, последующего снятия наличных. Электронная денежная единица приравнивается к фиатной: рублю, доллару, евро, в зависимости от вида кошелька.

Основные преимущества представлены:

  • удобством – большая часть переводов и платежей совершается нажатием одной кнопки;
  • надежностью – транзакции подтверждаются кодом, который приходи по СМС: кроме пользователя он никому не сообщается;
  • долговечностью – деньги в кошельке хранятся столько времени, сколько нужно его владельцу;
  • ликвидностью – виртуальную валюту легко перевести в реальную в любое время;
  • анонимностью – при необходимости отправляющий и получающий средства остается неизвестным;
  • безопасностью – у всех электронных платежных систем современная защита, невозможно получить фальшивые деньги;
  • универсальностью – практически все сайты, интернет-магазины и банки принимают платежи;
  • отсутствием выходных и перерывов – сервисы работают 24 часа в сутки.

Комфортность использования может быть омрачена комиссией. К популярным видам виртуальной валюты относят интернет-кошельки и карты, которые обслуживает оператор ЭДС.

История

К первой ступени развития денежных средств в электронной форме причисляют 1960-1980 год, с момента введения в массовое использование магнитных платежных карточек. В это время началось повсеместное применение электронного способа расчетов.

Второй этап начинается с введения карточек с определенной суммой денег и встроенной микросхемой. Пик их выпуска прошел от 1990 до 2000 года. За сорок лет им не удалось полностью убрать из оборота наличные деньги, но они позволили владельцам оптимально распоряжаться собственными банковскими счетами. Современный метод безналичного расчета имеет явные преимущества перед бумажными купюрами, но последние остаются в обиходе, не исчезают и их численность не сокращается.

На сегодняшний день наличные средства занимают до 20% от общей массы денег. Нежелание населения расставаться с устаревшим номиналом связано:

  1. C неограниченными возможностями самостоятельно распоряжаться средствами;
  2. Большей оперативностью при расчетах;
  3. Анонимностью – отследить покупки и переводы невозможно.

Основным смыслом введения в оборот электронных денег считается соединение преимуществ наличного и безналичного расчета.

Третьей степенью денежных реформ считают появление электронных или сетевых денег, возникшее в 2000-2011 году. Платежи такой валютой стали возможны за счет специально разработанных программ. Необходимость ЭД возникла после распространения Всемирной паутины, первые электронные платежные системы возникли в 1997 году – в Российской Федерации платформа получила название CyberPlat.

В 1998 году на территории РФ был проведен первый расчет виртуальной валютой, в это же время начала работу площадка Вебмани. На данный момент число ее пользователей превышает 36 миллионов человек по всему миру.

Виды

Классификация электронной валюты включает следующие положения.

Деление по виду технического устройства:

На базе смарт-карт – не отличаются от стандартных пластиковых карточек, имеют микрочип. Владельцы могут переводить на них деньги с банковских счетов, любые операции ограничиваются количеством средств, которые были переведены на смарт-карту заблаговременно.

На базе сетей – электронные кошельки активно используются фрилансерами, любителями онлайн-игр, покупателями в интернет-магазинах. Большинство коммерческих сервисов проводит расчеты в виртуальной валюте.

Деление по уровню общения представлено:

  • анонимными расчетами– позволяют проводить операции без авторизации;
  • персонифицированными – сервис перед транзакциями требует идентификации клиента.

На территории Российской Федерации распространение получили только несколько платежных систем. Каждая имеет отличительные черты, хотя все работают по схожим принципам.

PayPal

Получила меньшую популярность в России, сервис удобен для пользователей, работающих с иностранными работодателями.

Кошелек этой системы позволяет осуществлять операции по всему миру, не имеет ограничений. Платежный сервис работает с 203 странами, при открытии аккаунта счет открывается в национальных деньгах, в дальнейшем пользователь имеет право открыть еще один счет в выбранной иностранной валюте.

К преимуществам пользования PayPal относят:

  • возможность беспроблемно проводить оплату услуг и товаров, находясь в зарубежных поездках – платежная система известна практически во всех странах;
  • при переводах денег между пользователями в одной стране комиссия не взимается;
  • за международные отчисления система удерживает от 0,4% — в системах денежных переводах альтернативного типа комиссионный сбор выше в несколько раз.

Многие биржи фриланса не сотрудничают с PayPal, для получения платы за выполненную работу придется заводить интернет-кошелек в другой системе.

Яндекс.Деньги

Платежная платформа была разработана в 2002 году компанией Яндекс. Система специально рассчитывалась для населения Российской Федерации и единственной валютой на счетах являются рубли. Кошелек помогает платить за кредиты и услуги через интернет по всему миру, пополнять и снимать деньги. Для создания аккаунта пользователь должен зарегистрироваться на почте Яндекс. Увеличение лимитов и расширение возможностей при работе с платежной системой происходит после идентификации владельца.

К качествам Яндекс.Деньги относят:

  • легкую регистрацию и управление интернет-кошельком – работа с системой не вызывает затруднений даже у новичков, решивших впервые завести электронный счет;
  • низкую комиссию за перечисление денежных средств от одного пользователя к другому – 0,5%;
  • круглосуточную работу технической поддержки для клиентов;
  • повышенные лимиты хранения денег и совершения операций – после окончания идентификации владельца аккаунта.

QIWI

Привязка интернет-кошелька в этой системе происходит по номеру мобильного телефона.

Платформа упрощает управление собственными денежными средствами, допускает использование:

  1. Российских рублей;
  2. Долларов;
  3. Евро;
  4. Казахстанских тенге.

К преимуществам работы с платформой относят:

  • легкое пополнение баланса – платежные терминалы располагаются во всех крупных торговых сетях;
  • низкую комиссию при выводе: 1,6% при переводе на счет, 2% — при выводе на карту;
  • бесплатный перевод средств на счета других пользователей системы QIWI.

Заказ специальной карты Виза, привязанной к кошельку, позволяет проводить платежи без комиссии. Несмотря на все достоинства этой платформы, не все интернет-магазины и сервизы через нее принимают оплату.

Webmoney

Открытие аккаунта в системе позволяет создавать кошельки в российских деньгах, долларах, евро, белорусских рублях и украинских гривнах.

Сервис начал свою работу в 1998 году и признан лучшей платформой для сотрудничества с иностранными заказчиками.

Вебмани предлагает несколько уровней аттестации для пользователей, каждый имеет определенные рамки лимитов и проведения операций. У платежной системы несколько приложений для работы за компьютером и с мобильными устройствами, управление счетом может проходить через страницу в социальных сетях.

Положительные стороны Вебмани представлены:

  • мультивалютными кошельками – операции проводятся в российских рублях или иностранных денежных средствах;
  • широким распространением системы — позволяет осуществлять переводы пользователям из разных стран;
  • высоким уровнем безопасности – риск мошенничества и атак хакеров сведен к минимуму.

К недостаткам Вебмани пользовали относят частую блокировку интернет-кошельков при совершении сомнительных операций, с блокировкой доступа как отправителя, так и получателя перевода. Проблемы с пополнением баланса или выводом средств – при нахождении на территории иностранного государства с ними могут возникнуть сложности.

Отдельные платежные платформы практически не используются в Российской Федерации. К малораспространенным системам относят:

AliPay – крупнейшую площадку, входящую в состав Alibaba Group, созданную в 2004 году. Кроме оплаты товаров внутри группы, ее услуги используют около 460 тысяч компаний, разбросанных по всему миру. У платежной платформы имеется собственная программа, позволяющая совершать операции с мобильного телефона.

PAYEER – позволяет совершать переводы во все страны мира, не берет комиссию за транзакции. У системы 15 миллионов пользователей, проведение операций осуществляется анонимно. Платформа не блокирует учетные записи, выпускает бесплатные карты, выводы с которых проходят без комиссионного вознаграждения.

ADVCASH – многофункциональная платежная система, работающая с 2014 года. Производит переводы электронных денег по всему миру, работает с основными для Российской Федерации валютами. Пользователи могут воспользоваться услугой получения виртуальных и пластиковых карточек. Все транзакции внутри платежной системы проходят без комиссии.

PERFECT MONEY – на официальной странице веб-портала поддерживается 23 языка, в сутки проходит обработка около 40 миллионов операций. Сервис начал работу в 2007 году, характеризуется минимальными комиссионными вычетами, высоким уровнем защиты личных страниц пользователей. Пополнение кошелька происходит несколькими способами, ежемесячно выплачиваются суммы остатков со счетов.

Epayments – с 2011 года в системе зарегистрировались более 500 тысяч пользователей, каждый год в ней совершаются сделки на 3,5 миллиарда евро. Электронные деньги выводятся на Визу, Мастеркард, банковские счета, на кошелек Яндекс.Деньги. Пластиковая карточка от компании является многоцелевой, с ее помощью можно оплачивать покупки в магазине, получать наличные в российских и зарубежных банкоматах.

PAYONEER – платежная площадка занимается переводом, используется фрилансерами, работающими с зарубежными работодателями. Сервис производит выплаты без территориальных ограничений, в 200 странах, работает с местными валютами: 90 разновидностей. К специфике системы относят открытие интернет-кошелька в американских долларах, минимальное комиссионное вознаграждение по переводу и перевод в наличные электронных денег.

Stripe – у американцев считается альтернативным вариантом PayPal. Принимает платежи из 25 стран, в 100 видах валюты разными способами. У веб-страницы простой и понятный интерфейс.

Как пользоваться

Основной сферой применения электронных денег считаются расчеты между предприятиями, общественными организациями, частными лицами. Платежи осуществляются мгновенно за счет современных цифровых технологий. Этим электронная платежная система отличается от банковских операций, которые могут длиться несколько часов или 3-5 дней.

Существует несколько способов пользования виртуальной валютой:

Платежи – считаются основным способом применения, с их помощью происходит расчет за товары, услуги или выполненные заказы. С электронного кошелька перевод поступает на другой ЭК, банковскую карточку, счета частных и юридических лиц. Платежи можно делать в любое время суток:

  1. При приобретении товаров;
  2. Оплате коммунальных счетов, штрафов ГИБДД, налогов;
  3. Пополнении баланса оператору сотовой связи или интернет-провайдеру;
  4. Переводах на благотворительность.

Транзакции отслеживаются, в истории операций сохраняется информация о дате, времени перевода. После выполнения оплаты на электронную почту поступает чек – его сохраняют до подтверждения прихода денежных средств, он служит доказательством проведенной операции.

Терминал или банкомат – относится к популярным средствам использования виртуальной валюты. Через них можно оплатить покупку, пополнить счет, получить наличные деньги.

Кредиты – оплату, проведенную при помощи с кредитных карточек, можно погашать электронными деньгами.

Банковский счет или карточки – электронные деньги переводят на карту, потом с ее помощью снимают наличные в банкомате, проводят расчеты за покупки.

Электронную валюту можно отправить при помощи международных платежных сервисов как банковский перевод. После прихода пользователь может забрать их в отделении. Способ требует больше времени и используется при невозможности получить наличные другим методом.

Вывод

Люди часто активно пользуются интернетом и не имеют счетов на платежных сервисах. Создание аккаунта и кошелька начинается с мысли об удаленной работе: многие биржи фриланса работают только с виртуальной валютой, не осуществляя переводы на обычные банковские карточки.

Перед открытием счета на платежной площадке необходимо вспомнить о нюансах:

Практически каждая система берет комиссионное вознаграждение: за пополнение, снятие денег со счета, внутренние переводы. Чтобы не терять деньги, следует внимательно изучить информацию на страницах сайта в разделе «Помощь». 100 виртуальных рублей не являются 100 бумажным дензнакам, при выводе средств происходит их обмен, с потерей нескольких процентов.

Электронная валюта не поддерживается государственным золотым запасом – она платежное, а не накопительное средство. Копить на виртуальном счету деньги занятие не только глупое, но и опасное: всегда есть риск взлома личной страницы мошенниками.

Электронные деньги удобны в обиходе, при достаточной защищенности аккаунта находятся в большей безопасности, чем наличные средства. Оплата через программу на компьютере или мобильное приложение тех же счетов от ЖКХ намного удобнее, чем многочасовое простаивание в очередях в банке или отделении связи.