Перечень лиц входящих в одну группу

О внесении изменений в приказ ФАС России от 20 ноября 2006 года N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 12 декабря 2007 года N 424
О внесении изменений в приказ ФАС России
от 20 ноября 2006 года N 293 «Об утверждении формы
представления перечня лиц, входящих в одну группу»

1. Внести изменения в приложение к приказу ФАС России от 20 ноября 2006 года N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 декабря 2006 года, регистрационный N 8552), изложив его в новой редакции согласно приложению.

Руководитель
И.Ю.Артемьев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 2007 года,
регистрационный N 10854

Приложение. Перечень лиц, входящих в одну группу

Приложение
к приказу ФАС России
от 12 декабря 2007 года N 424

Раздел 1. Перечень юридических лиц

наименование

организа-

юриди-

место

ИНН

основание, по которому лицо входит в группу лиц

п/п

ционно-
правовая форма

ческий адрес

факти-
ческого нахож-
дения

код осно-
вания

количество голосов, приходя-
щихся на голосую-
щие акции (доли) в уставном (складоч-
ном) капитале, в процентах от общего количества

порядковый номер (порядковые номера) указанного в Разделе 1 юридичес-
кого лица (юридичес-
ких лиц), с которым (которыми) лицо, указанное в графе 2 Раздела 1, признается входящим в одну группу по указанному в графе 7 основанию

порядковый номер (порядковые номера) указанного в Разделе 2 физического лица (физических лиц), с которым (которыми) лицо, указанное в графе 2 Раздела 1, признается входящим в одну группу по указанному в графе 7 основанию

Раздел 2. Перечень физических лиц

N п/п

фамилия, имя, отчество

данные документа (наименование, номер, дата и место выдачи), удостоверяющего личность физического лица, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)

основание, по которому лицо входит в группу лиц

наимено-
вание и номер

дата

место выдачи

ИНН

код осно-
вания

количество голосов, приходя-
щихся на голосую-
щие акции (доли) в уставном (складоч-
ном) капитале, в процентах от общего количества

порядковый номер (номера) указанного в Разделе 2 физического лица (физических лиц), с которым (которыми) лицо, указанное в графе 2 Раздела 2, признается входящим в одну группу по указанному в графе 7 основанию

порядковый номер (номера) указанного в Разделе 1 юридичес-
кого лица (юридичес-
ких лиц), с которым (которыми) лицо, указанное в графе 2 Раздела 2, признается входящим в одну группу по указанному в графе 7 основанию

Примечания:

1. В разделе 1 и в разделе 2 перечня лиц, входящих в одну группу, в обязательном порядке заполняются графы 1-7.

2. Нумерация юридических и физических лиц в каждом разделе перечня лиц, входящих в одну группу, сплошная, без пропусков номеров и их повторов, при этом каждый раздел имеет отдельную нумерацию.

3. В случае если наименование юридического лица указано на латинице, оно должно быть указано также и на кириллице.

4. В графе 6 для резидентов Российской Федерации указывается индивидуальный номер налогоплательщика; для нерезидентов указывается код налогоплательщика в стране регистрации или аналог (если имеется).

5. Код основания, указанный в графе 7, означает:
«1» — пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции);
«2» — пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«3» — пункт 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«4» — пункт 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«5» — пункт 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«6» — пункт 6 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«7» — пункт 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«8» — пункт 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«9» — пункт 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«10» — пункт 10 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«11»- пункт 11 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«12» — пункт 12 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;
«13» — пункт 13 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

6. Не допускается указание кодов оснований, не указанных в пункте 5 Примечания.

7. Для каждого физического и юридического лица указываются все основания, по которым такое лицо входит в группу лиц. При этом каждое основание указывается отдельной строкой.

8. Графа 8 заполняется, если в графе 7 указан код «1». При этом количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале, может быть округлено до второго знака после запятой. В графе 8 не допускается указание оценочных показателей, таких как «более 50%».

9. Супруги, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры физических лиц, входящих в группу лиц, указываются в перечне лиц, входящих в одну группу, в случае если они признаются группой лиц по основаниям с кодами 1, 3, 5, 7, 9 с хозяйственным обществом (товариществом).

10. Перечень лиц, входящих в одну группу, представляется на бумажном носителе и на электронном носителе одним файлом в форме электронной таблицы (например, в формате MS EXCEL).

11. К перечню лиц, входящих в одну группу, прилагается схематическое изображение группы лиц. Физические или юридические лица изображаются в виде прямоугольников с указанием внутри прямоугольника фамилии, имени и отчества физического лица или наименования юридического лица, его организационно-правовой формы, а также порядкового номера, соответствующего порядковому номеру этого физического или юридического лица в перечне лиц, входящих в одну группу. При этом одно лицо изображается одним прямоугольником. Основание, по которому лицо входит в группу лиц, изображается в виде прямой линии либо стрелки, соединяющей два прямоугольника:
— основания с кодами «11», «12» и «13» изображаются в виде прямых линий;
— основания с кодами «1», «3», «5», «7», «9» изображаются в виде стрелок, направленных от физического либо юридического лица к хозяйственному обществу (товариществу).
Основания с кодами «2», «4», «6», «8», «10» на схеме не изображаются. В случае если на схематическом изображении указаны иностранные лица, прямоугольники, изображающие российских лиц, должны быть нарисованы жирным шрифтом либо выделены иным способом. Схематическое изображение группы лиц представляется на бумажном и на электронном носителе в виде графического файла в формате jpeg с разрешением не менее 300 dpi, размером не менее 20 сантиметров в ширину и 27 сантиметров в длину.

12. В случае употребления на схематическом изображении группы лиц сокращенных наименований юридических лиц такие наименования указываются в перечне лиц, входящих в одну группу, после полных наименований в круглых скобках.

13. В сведениях, содержащихся в перечне лиц, входящих в одну группу, и схематическом изображении перечня лиц не должно быть расхождений.

14. Выполненные на бумажном носителе перечень лиц, входящих в одну группу, и схематическое изображение группы лиц подписываются уполномоченным лицом заявителя (с удостоверением его полномочий), представляются в прошитом виде, скрепляются печатью заявителя и подписью уполномоченного лица. Если заявителем является физическое лицо, то выполненные на бумажном носителе перечень лиц, входящих в одну группу, и схематическое изображение группы лиц подписываются заявителем — физическим лицом или уполномоченным лицом заявителя — физического лица, представляются в прошитом виде и заверяются подписью заявителя или уполномоченного лица заявителя. Подпись физического лица должна быть заверена в установленном порядке.

15. В перечне лиц, входящих в одну группу, представленном на электронном носителе, и на схематическом изображении группы лиц, представленном на электронном носителе, заявителем должны быть обезличены персональные данные физических лиц.

16. На перечень лиц, входящих в одну группу, и (или) схематическое изображение группы лиц не должен быть нанесен гриф, указывающий на наличие в них сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

17. Электронный носитель, указанный в пунктах 10 и 11 примечаний, не должен иметь механических повреждений, содержать программы, позволяющие получать неправомерный доступ к охраняемой законом информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе электронно-вычислительных машин или их сети, и (или) программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации, копированию информации, нарушению работы электронно-вычислительной машины, системы электронно-вычислительных машин или их сети. Содержащиеся на нем файлы не должны быть повреждены.

18. Перечень лиц, входящих в одну группу, и схематическое изображение группы лиц направляются в ФАС России с сопроводительным письмом. В сопроводительном письме указываются почтовый адрес заявителя или представителя заявителя на территории Российской Федерации, перечень представленных документов, количество листов каждого документа. Сопроводительное письмо скрепляется печатью заявителя и подписью уполномоченного лица заявителя. В случае если заявителем является физическое лицо, сопроводительное письмо подписывается заявителем — физическим лицом либо уполномоченным лицом заявителя — физического лица. Подпись заявителя — физического лица или уполномоченного лица заявителя — физического лица должна быть заверена в установленном порядке.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 4, 28.01.2008

Кто такой резидент и нерезидент РФ

Термины «резидент» и «нерезидент» введены в международное право, а также налоговое законодательство РФ сравнительно недавно. Неосведомленные в области законодательства люди полагают, что первые – это исключительно граждане страны, тогда как вторые – это все иностранцы, прибывшие в РФ с рабочей, туристической, учебной или же оздоровительной целью. Подобное утверждение в корне неверно.

Определение и статус

Резидент – физическое, юридическое лицо, зарегистрированное в государственных органах по месту проживания, нахождения и в связи с этим обязующееся подчиняться действующему законодательству.

Нерезидент – физическое, юридическое лицо, выполняющее определенного рода действия на территории одного государства, но при этом отвечающее за совершенные поступки перед законодательством другого государства, избранного им в качестве места своего постоянного проживания.

Данный статус также обретают организации, действующие на территории РФ на основании законодательства иностранного государства. К таким организациям обычно относят международные представительства, филиалы иностранных фирм.

Резидентами и нерезидентами становятся в ходе выполнения физическим, или юридическим лицом определенного рода условий:

  • присутствия на территории страны определенное время;
  • регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
  • приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
  • выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.

Указанные термины присутствуют в законодательстве большинства государств мира, потому умение их отличать и использовать себе на благо, в значительной мере скрасит пребывание иностранца на территории чужого ему государства.

Это же касается и граждан, не владеющих информацией о законодательных нормах собственной страны и потому попадающих в неприятные ситуации, связанные с неуплатой налогов, или же невозможностью осуществить необходимую банковскую процедуру.

Законодательство

Чтобы разобраться с рассматриваемыми терминами необходимо глубокое изучение валютного и налогового законодательства РФ.

Акты

Для определения упомянутого выше статуса используются следующие законодательные акты:

  • №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом в 2003 году;
  • Налоговый кодекс РФ (ст.207).

Следует отметить, что смысл рассматриваемых терминов для каждого законодательного акта определен в соответствие с действующими нормами права. В связи с этим перед попыткой получения одного из указанных статусов необходимо определиться с тем, в какой области планируется осуществлять конкретные действия.

Обмен валют, денежные переводы, открытие счета в банке (депозит) – все это отсылка к валютному законодательству. Оплата налогов с доходов и имущества и получение в соответствие с этим более льготного статуса, относится к ведению Налогового кодекса.

Валютное

На основании №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными резидентами являются:

  • все граждане РФ, за исключением тех, кто из них, кто проживает в иностранном государстве более 1 года, при этом наличию или отсутствию визы значения не придается;
  • иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства какого-либо государства, при условии наличия у них желания постоянно жить на территории РФ (таким гражданам выдается вид на жительство).

Все граждане, не относящиеся к указанным категориям, являются нерезидентами. Ряд граждан, не сталкивавшихся с необходимостью открытия банковского счета, совершения валютных операций, связанных с обменом денег, получением или отправкой денежных переводов, а также иными банковскими услугами в валютной области, могут не придавать значения важности представленного определения.

Для резидентов и нерезидентов РФ действуют совершенно разные условия осуществления описанных операций с валютой.

Пример: Резидент РФ вправе передавать валютные ценности, дарить, завещать их, приобретать и отчуждать коллекционные денежные знаки, открывать счета в иностранной валюте в любом банке. В то же время нерезиденты РФ такого права не имеют, все открытые ими счета находятся в ведении одного или нескольких уполномоченных банков. Это же правило действует в отношении перечисления иностранной валюты. Деньги могут быть перечислены со счета на счет, открытый исключительно в уполномоченном банке.

Налоговое

Чтобы определить статус, а также положение резидентов и нерезидентов в налоговом законодательстве используется ст. 207 НК РФ. В соответствие с обозначенным законодательным актом статус резидента РФ в налоговой области предоставляется:

  • гражданам РФ, иностранцам и лицам, не имеющим гражданства при условии их постоянного проживания на территории страны в течение 183 дней ежегодно (допускаются 6-ти месячные перерывы в проживании при выезде за пределы страны для обучения, отдыха, лечения);
  • военнослужащим, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, находящимся на территории иностранного государства в качестве командированных работников (время нахождения в иностранном государстве — не повод для потери ими статуса резидента РФ с точки зрения налоговых органов).

Граждане, проживающие на территории страны менее 6 месяцев в год (нерезиденты), такого статуса не имеют, они вынуждены оплачивать больше налогов по завышенным процентам. Следует также отметить, что лица, находящиеся вне пределов России свыше указанного срока в силу выполнения ими обязанностей торгового представителя, также подпадают под данное определение.

Пример: налог на доход резидентов РФ составляет 13%. Этот же налог, взимаемый с нерезидентов, возрастает до 30% от общей суммы доходов. Так, граждане, использующие территорию РФ в качестве места для поиска работы, и при этом проживающие в стране менее 6 месяцев, трудятся в куда менее выгодных условиях, нежели иностранцы, сумевшие получить рассматриваемый статус.

Вместе с тем, для получения его иностранцем достаточно иметь обычную рабочую, или учебную визу, сроком не менее 1 года. Гражданам РФ достаточно просто находиться на территории страны в течение определенного законом срока. Для исчисления времени пребывания на территории России можно воспользоваться отметками в паспорте, проставленными российской пограничной службой при выезде за границу.

Отличия

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ налоговое и валютное законодательство — совершено разные отрасли права, использующие два принципиально разные понятия терминов «резидент» и «нерезидент», озвученные ранее.

Так, в НК РФ отмечается, что гражданство физических лиц и статус налогового резидента не сопряжены между собой. Граждане РФ могут не быть налоговыми резидентами, а иностранцы быть ими. В п.2 ст. 207 НК РФ четко оговорены сроки пребывания граждан на территории России, позволяющие им достичь статуса резидента (183 дня на протяжении 12 следующих подряд месяцев).

В итоге складывается ситуация, при которой граждане России, проживающие на территории страны менее указанных 183 дней, уплачивают налог в размере 30% от суммы дохода, а иностранцы, проживающие более полугода, оплачивают всего 13%.

Валютное законодательство предоставят статус резидента всем гражданам России. Исключение – граждане РФ, постоянно проживающие на территории иностранного государства в течение 1 года, получившие вид на жительства, рабочую или студенческую визу.

Кроме того, данный статус приобретают иностранные граждане и лица, гражданства не имеющие, в случае их постоянного проживания на территории страны ввиду предоставления им вида на жительство.

Все остальные категории лиц, не относящиеся к упомянутым пунктам, резидентами не являются и приобретают при совершении валютных сделок статус «нерезидент». Валютное законодательство позволяет резидентам страны не иметь ограничений на открытие банковского счета в любой иностранной валюте. Размер и продолжительность вклада значения не имеют. Нерезиденты РФ данной привилегии лишены.

Суть обнаруженных в налоговом и валютном законодательствах отличий сводится к следующему:

  • резидент в налоговой сфере – любое физическое или юридическое лицо, находящееся в РФ не менее 183 дней ежегодно;
  • резидент в валютной области – гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, получившие вид на жительство;
  • налоговый резидент теряет свой статус при отсутствии его в стране проживания свыше 6 месяцев в году (исключение граждане, посланные в командировки, на обучение, или же для прохождения лечения);
  • валютный резидент теряет свой статус при проживании в иностранном государстве 1 год и более, вне зависимости от рода деятельности и причины отсутствия у него возможности посетить страну;
  • иностранцы могут действовать как валютные резиденты только после оформления ими вида на жительство;
  • чтобы стать резидентом с точки зрения налогового законодательства иностранцу достаточно проживать на территории РФ не менее полугода, при этом остальные 6 месяцев он может находиться вне ее пределов.

Как проходят расчеты с нерезидентом, можно узнать из данного видео.

Статья 225.6 АПК РФ. Обеспечительные меры арбитражного суда по корпоративным спорам

1. Обеспечительные меры по корпоративным спорам принимаются арбитражным судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 90 настоящего Кодекса. При этом принятие обеспечительных мер не должно приводить к фактической невозможности осуществлять юридическим лицом, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса, деятельность или к существенному затруднению осуществления им деятельности, а также к нарушению этим юридическим лицом законодательства Российской Федерации.

2. Обеспечительные меры по корпоративным спорам принимаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 8 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей статьей.

3. Обеспечительными мерами по корпоративным спорам могут быть, в частности:

1) наложение ареста на акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать сделки и другие действия в отношении акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов;

3) запрещение органам юридического лица принимать решения либо совершать иные действия по вопросам, относящимся к предмету спора или непосредственно с ним связанным;

4) запрещение юридическому лицу, его органам или участникам, а также иным лицам исполнять решения, принятые органами этого юридического лица;

5) запрещение держателю реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитарию осуществлять записи по учету или переходу прав на акции и иные ценные бумаги, а также совершать другие действия в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг.

4. Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры по корпоративным спорам, в том числе одновременно несколько обеспечительных мер.

5. При предоставлении встречного обеспечения его размер определяется в соответствии с частью 1 статьи 94 настоящего Кодекса.

6. В случае если требование истца носит неимущественный характер, размер встречного обеспечения определяется арбитражным судом исходя из размера возможных убытков ответчика, причиненных обеспечительными мерами, но для физических лиц не может быть менее чем пятьдесят тысяч рублей, для юридических лиц — сто тысяч рублей.

7. В случае если при рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер у арбитражного суда возникла необходимость заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, и лицо, обратившееся с заявлением об обеспечении иска, не предоставило встречное обеспечение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, судья может назначить рассмотрение заявления об обеспечении иска в судебном заседании, которое должно быть проведено в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд.

8. Арбитражный суд не позднее следующего дня после дня поступления заявления об обеспечении иска в арбитражный суд выносит определение о принятии заявления к производству арбитражного суда, в котором указывает время и место судебного заседания. Такое определение не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном частью 3 статьи 121 настоящего Кодекса.

9. В определении о принятии заявления об обеспечении иска к производству арбитражный суд также может указать на обязанность лица, обратившегося с заявлением об обеспечении иска, уведомить лиц, участвующих в деле, и юридическое лицо, указанное в статье 225.1 настоящего Кодекса, о времени и месте рассмотрения заявления об обеспечении иска.

10. В случае неисполнения обязанности по уведомлению, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, на лицо, обратившееся с заявлением об обеспечении иска, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 настоящего Кодекса. В случае если с заявлением об обеспечении иска обратилось юридическое лицо, судебный штраф налагается на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа или возглавляющее коллегиальный исполнительный орган этого юридического лица.

11. Арбитражный суд вправе рассмотреть заявление об обеспечении иска в отсутствие лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, если к началу судебного заседания располагает сведениями об их уведомлении о времени и месте рассмотрения заявления об обеспечении иска или если лицом, ходатайствующим об обеспечении иска, представлены доказательства того, что им предприняты все зависящие от него необходимые меры по такому уведомлению.

См. все связанные документы >>>

1. Корпоративные споры, как и другие разновидности арбитражных дел, могут быть сопряжены с необходимостью принятия обеспечительных мер на любой стадии судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 90 АПК срочные временные обеспечительные меры направлены на гарантированное осуществление имущественных интересов заявителя как заинтересованного лица.

Основаниями для их принятия являются затруднение, потенциальная угроза исполнению в будущем судебного акта либо предотвращение причинения значительного ущерба.

Из этого следует очевидный общий вывод о том, что меры по обеспечению иска должны непосредственно соответствовать предмету заявленного требования <1>.

<1> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

Если заявлен иск о признании, не предполагающий никакой деятельности по исполнению судебного решения, то доводы об угрозе исполнимости итогового судебного акта будут неубедительными.

Специфика обеспечительных мер по корпоративным спорам находит проявление прежде всего в том, что законодательно установлен запрет на принятие мер, влекущих фактическую невозможность осуществления юридическим лицом своей деятельности, создание для нее серьезных затруднений либо приводящих к нарушению юридическим лицом нормативных правовых актов.

Закрепленные в арбитражном процессуальном законе правила, по существу, отражают сложившуюся в системе арбитражных судов практику рассмотрения и разрешения ходатайств о принятии обеспечительных мер применительно к субъектам корпоративных правоотношений <1>.

<1> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2003 г. N 11 «О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров».

2. При рассмотрении корпоративных споров специфику имеют не только сами обеспечительные меры, но и порядок их применения арбитражным судом.

Общие правила, связанные с обеспечительными мерами, применяемыми арбитражным судом (гл. 8 АПК), устанавливают помимо оснований для их назначения перечень обеспечительных мер, порядок обращения за их истребованием, рассмотрения заявлений по обеспечению иска, замены одной обеспечительной меры на другую, исполнения судебных определений об обеспечении иска, отмены обеспечительных мер, возмещения убытков, причиненных обеспечительными мерами, а также предварительные обеспечительные меры, встречное обеспечение, обеспечение исполнения судебных актов.

Применительно к корпоративным спорам приоритет отдается специальным нормам о порядке принятия арбитражным судом обеспечительных мер, наличие которых парализует действие общих норм.

Специальный порядок принятия обеспечительных мер к корпоративным юридическим лицам является крайне необходимым, подлежит вдумчивому использованию арбитражным судом. Его отсутствие в прошлый период создавало много сложностей, вызванных, в частности, тем, что арбитражный суд вынужден был рассматривать подобные заявления безотлагательно, не имея процессуальной возможности к извещению другой стороны и заслушиванию ее объяснений.

3. Арбитражный суд может, при наличии в том необходимости, наложить арест на акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйствующих субъектов, паи членов кооперативов либо запретить совершение с ними сделок, иных действий.

Наложение ареста на акции, иные ценные бумаги порождает запрет на распоряжение ими, передачу для учета иному лицу, обременение. Иные ограничения, установленные арбитражным судом, должны быть указаны в судебном определении.

Ценные бумаги не изымаются и не передаются другому лицу на ответственное хранение. Учет бездокументарных ценных бумаг также осуществляется по месту фиксации с учетом их специфики.

На арестованные ценные бумаги начисляются дивиденды, они погашаются, обмениваются, конвертируются, если такие действия предусмотрены правилами доверительного управления и не запрещены арбитражным судом.

Ценные бумаги, имеющие идентификационные признаки, указываются в судебном определении с учетом их отличительных особенностей.

В качестве обеспечительной меры арбитражный суд может ввести запрет, адресованный ответчику и другим лицам, на совершение сделок, иных действий с акциями, долями в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества и товарищества, паями членов кооператива. В этом случае общие запреты, происходящие из факта наложения ареста, будут дополнены указанными ограничениями.

Обеспечительными мерами могут выступать запреты в адрес органа юридического лица, связанные с принятием решений (совершением иных действий) по предмету спора или непосредственно в связи с ним, исполнением решений органов корпоративного юридического лица, осуществлением записей по учету и переходу прав на ценные бумаги, их размещением и обращением.

Запреты и ограничения, вводимые арбитражным судом в качестве обеспечительных мер, могут быть адресованы как ответчику, так и другим лицам (например, депозитарию, держателю реестра владельцев ценных бумаг, управляющей компании, эмитенту).

4. Перечень обеспечительных мер не являлся исчерпывающим. Поэтому в комментируемой главе о рассмотрении корпоративных споров также указываются частные случаи их рекомендуемого применения.

Следовательно, арбитражный суд может применить обеспечительные меры, не указанные в настоящем законе, но более соответствующие достижению поставленных целей. В судебной практике нередко инициатива принятия нестандартных обеспечительных мер исходит от заявителя, знающего специфику возникшего спора, особенности фактических обстоятельств по рассматриваемому делу и оборота ценных бумаг на их рынке.

Арбитражный суд не лишен возможности применить комплекс, т.е. совокупность, обеспечительных мер. Это общее правило при рассмотрении корпоративных споров также востребованно. Глубокое знание проблемы заявленного иска позволяет принять обеспечительные меры наиболее адекватного свойства.

5. Рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер в рамках корпоративного спора не исключает возможности предоставления встречного обеспечения по определению арбитражного суда, указывающему на его размер.

Для определения размера встречного обеспечения законодатель отсылает к ч. 1 ст. 94 АПК, согласно которой его максимальный размер определяется величиной заявленных имущественных требований и процентов, а минимум — половиной размера имущественного требования.

Если требования заявителя носят имущественный характер, то встречное обеспечение предоставляется в размере заявленной суммы по собственной инициативе, поскольку судебное определение, устанавливающее размер встречного обеспечения, в этом случае не выносится (ч. 4 ст. 99 АПК).

Предоставленное встречное обеспечение арбитражный суд оценивает не формально, а по существу, с точки зрения реальной возможности последующей компенсации потенциально возможных потерь. В этих целях проверяются безотзывность банковской гарантии, вид поручительства, его связь с запрошенными обеспечительными мерами, исследуются другие существенные обстоятельства.

Арбитражный суд может признать обязательным встречное обеспечение при рассмотрении заявления по поводу применения предварительных обеспечительных мер <1>.

<1> См.: п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 78 «Обзор практики применения судами предварительных обеспечительных мер».

Предоставление встречного обеспечения не позволяет арбитражному суду отказать в удовлетворении заявления о применении обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК).

6. Заявленное в рамках корпоративного спора требование может носить неимущественный характер. В этом случае размер встречного обеспечения определяется арбитражным судом.

Достаточная величина встречного обеспечения по неимущественным искам определяется арбитражным судом с учетом тех убытков, которые могут быть причинены принятыми обеспечительными мерами. Это соответствует ранее сложившейся судебной практике.

Законодателем определена минимальная величина встречного обеспечения по неимущественным корпоративным искам (50 тыс. руб. — для физических и 100 тыс. руб. — для юридических лиц).

Поскольку минимальный размер встречного обеспечения закреплен в абсолютных, а не относительных величинах, законодателю будет необходимо в будущем периодически оценивать его для решения вопроса о внесении необходимых коррективов. Критерии минимального размера встречного обеспечения могут быть в будущем выработаны судебной практикой.

7. Безотлагательное принятие обеспечительных мер всегда чревато риском причинения убытков. Поэтому законодателем предложен для рассмотрения корпоративных споров более взвешенный подход.

Если заявитель по своей инициативе предоставил достаточное встречное обеспечение рискам причинения убытков, то для арбитражного суда оценка вероятности наступления вредных для ответчика последствий становится неактуальной.

Если заявителем встречное обеспечение не предоставлено, очевидность в необходимом принятии обеспечительных мер не наблюдается, то арбитражный суд имеет возможность назначить судебное заседание для рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер с вызовом сторон. Целью такого заседания является заслушивание объяснений ответчика, а также дополнительных доводов самого заявителя.

Судебное заседание в этом случае назначается в пятнадцатидневный срок. Надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, может быть проведено средствами оперативной связи.

В назначенном судебном заседании заявление по поводу принятия обеспечительных мер может оказаться нерассмотренным либо неразрешенным. Причинами тому могут служить отсутствующие сведения о надлежащем уведомлении участников судебного разбирательства, их ходатайства об отложении слушания в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, ходатайства по поводу необходимости представления дополнительных доказательств в обоснование обеспечительных мер либо возражений против их применения.

При таких условиях процессуальный закон не запрещает арбитражному суду отложить рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер до следующего судебного заседания либо объявить перерыв в судебном заседании.

Однако следует принимать во внимание особый оперативный характер испрашиваемых мер, которые по прошествии длительного периода лишаются всякого смысла. Поэтому и отложение слушания, и объявление перерыва должны производиться на максимально короткий срок, достаточный для преодоления возникших препятствий на пути рассмотрения заявления о принятии мер по обеспечению иска. Этот срок не может удлиняться по мотиву напряженного графика занятости судей рассмотрением иных дел.

8. Общий порядок рассмотрения заявлений о принятии мер к обеспечению иска состоит в том, что судебное определение по результатам его рассмотрения выносится арбитражным судом не позднее следующего дня после его поступления в суд (ч. 1 ст. 93 АПК).

Специальный порядок рассмотрения заявлений о принятии мер к обеспечению иска, установленный для корпоративных споров, сводится к тому, что не позднее следующего дня с момента его поступления в арбитражный суд выносится лишь определение о принятии заявления к производству.

Если арбитражный суд не находит оснований для проведения судебного заседания в целях заслушивания сторон, то разрешение заявления о принятии обеспечительных мер, по существу, производится одновременно с принятием его к производству.

В иных случаях арбитражный суд назначает судебное заседание с извещением сторон и направляет в их адрес копии определения не позднее следующего дня после принятия заявления к производству.

Законодатель отсылает к порядку извещения о назначенном судебном заседании (ч. 3 ст. 121 АПК), ориентируя тем самым на максимально широкое использование оперативных средств связи — от телеграммы и факсимильной копии до телефонограммы и электронной почты в глобальной сети пользователей.

Использование оперативных средств связи здесь вполне уместно, поскольку даже телефонограмма позволяет передать без искажения сведения о месте и времени судебного заседания по рассмотрению заявления о мерах по обеспечению иска.

9. Многосубъектный состав лиц, участвующих в корпоративном споре, вынуждает законодателя делегировать полномочия, ранее закрепленные только за самим арбитражным судом.

Следует обратить внимание на различия в адресатах при делегировании судебных полномочий. Если при рассмотрении корпоративного иска, по существу, обязанность, связанная с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, возлагается на юридическое лицо, то при подготовке к рассмотрению заявления о принятии обеспечительных мер обязанность по надлежащему извещению всех заинтересованных лиц, включая корпоративное юридическое лицо, возлагается на заявителя.

Сказанное не исключает возможности обращения в арбитражный суд с заявлением о принятии мер по обеспечению иска самого юридического лица. В этом случае два разных порядка передачи делегированных полномочий совпадут, но это будет исключением из общего правила о разных способах возложения обязанности по извещению иных заинтересованных лиц.

Надлежащее исполнение возложенной обязанности предполагает представление арбитражному суду доказательств их уведомления, своевременной осведомленности по поводу места и времени судебного заседания, в котором будет рассматриваться заявление о принятии обеспечительных мер.

10. Возложение обязанности по надлежащему извещению заинтересованных лиц о рассмотрении заявления, связанного с принятием обеспечительных мер, требует установления ответственности за ее неисполнение.

Ответственность в виде штрафа предусмотрена за невыполнение процессуальной обязанности и возлагается арбитражным судом на лицо, инициировавшее рассмотрение заявления по поводу принятия обеспечительных мер.

Для большей эффективности процессуального регулирования к ответственности привлекается не юридическое лицо, а его единоличный исполнительный орган либо руководитель коллегиального органа управления.

Порядок рассмотрения вопроса о наложении штрафа и его размере предусмотрен гл. 11 АПК (ст. ст. 119 — 120). Рассмотрение вопроса о наложении штрафа производится в судебном заседании с обязательным уведомлением лица, привлекаемого к ответственности, которое должно иметь возможность представить все необходимые объяснения и доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин и отсутствии оснований для претерпевания последствий применяемых арбитражным судом штрафных санкций.

Наложение штрафа не освобождает заявителя от принятия мер к надлежащему извещению всех заинтересованных лиц о месте и времени судебного заседания по рассмотрению обеспечительных мер в корпоративном споре. Исполнение этой обязанности связано с новым назначением даты и места судебного заседания, и оно сохраняет силу, если в судебном определении не указано иное.

11. Арбитражный процессуальный закон позволяет суду рассмотреть заявление о принятии обеспечительных мер и в том случае, когда лица, участвующие в деле, не прибыли в судебное заседание и не обеспечили явку своих судебных представителей.

Однако это возможно только при одном из двух условий: заинтересованные лица уведомлены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом или заявителем представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер к их надлежащему уведомлению.

Судебная практика свидетельствует о том, что корпоративные споры сопровождаются предоставлением недостоверной информации, принятием мер к тому, чтобы судебная информация не дошла до заинтересованных лиц, а сведения по поводу их уведомления носили формальный характер.

Поэтому арбитражному суду необходимо тщательно проверять источники информации, характер принятых мер по уведомлению, а при отсутствии доказательств надлежащего извещения проверять, насколько исчерпывающими являются уведомительные меры, принятые заявителем.