П 5 ст 453 ГК РФ

1. Правилами, предусмотренными п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, устанавливаются последствия изменения и расторжения договора.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в случае изменения договора обязательства сторон сохраняются, но они существуют в измененном виде. Эти измененные обязательства действуют как продолжение прежних обязательств. Нельзя исключать и того, что при изменении договора отдельные обязательства сторон прекратятся; в то же время возможно и появление новых отдельных обязательств.

В п. 2 указано на прекращение обязательств, возникших из договора, в том случае, если договор расторгнут. При этом прекращаются все договорные обязательства, за исключением обязательств, появившихся в результате нарушения норм договора (п. 4 ст. 425, гл. 25 ГК РФ).

2. При применении п. 3 комментируемой статьи, определяющего момент, с которого обязательство считается измененным или прекращенным, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, когда изменение или расторжение договора производится в судебном порядке, этот момент определен императивной нормой и сторонам не предоставлено право на иное решение.

Во-вторых, если изменение или расторжение является результатом соглашения сторон, сами стороны могут определить этот момент. Диспозитивное правило, предусмотренное для этого случая, действует лишь тогда, когда стороны не договорились об ином либо его применение невозможно в силу характера изменения договора.

В-третьих, поскольку в силу п. 1 ст. 452 ГК РФ такое соглашение по общему правилу совершается в той же форме, что и сам договор, то возможны различные варианты определения указанного момента (при заключении соглашения в виде одного документа, путем обмена документами, путем подписания документа, подлежащего нотариальному удостоверению).

3. В ряде положений ГК РФ прямо предусмотрено право стороны требовать возврата того, что было исполнено ею по обязательству до момента изменения или расторжения договора. Соответственно в этих случаях неприменимо правило, предусмотренное п. 4 комментируемой статьи, устанавливающее запрет для таких требований. Например, в соответствии с п. 3 ст. 451 ГК РФ суд по требованию любой стороны при определении последствий расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств должен исходить из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора.

Поскольку правило п. 4 комментируемой статьи носит диспозитивный характер, стороны могут предусмотреть иное своим соглашением.

4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено право стороны требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. Целью данной нормы является урегулирование отношений сторон в случаях, когда основанием изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора. Им не охватываются случаи, когда таким основанием явились иные причины, в частности невозможность исполнения.

5. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А12-24417/2013;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.01.2014 по делу N А60-37327/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2014 N Ф05-17373/2013 по делу N А40-116635/12;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу N А56-31826/2013.

История развития гражданской обороны СССР, России

История развития гражданской обороны России В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника. Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы, отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения. На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам. Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Развитие МПВО шло по двум направлениям — военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой — в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах — группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы. Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени X Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск. В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами — затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны. Четвертый этап (июнь 1945 — июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне. В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие? Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему. В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время. В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших. Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях. Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов. Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями. Пятый этап (июль 1961 — сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях. Шестой этап (октябрь 1971 — июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит. Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века. Седьмой этап (август 1987 — декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной» войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества. Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись: бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете. О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек. именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу. В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера. Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия. Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства. Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней. В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил. На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время. Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

Выкуп или возврат лизингового имущества

Российский бухгалтер, N 12, 2014 год
Ольга Берг,
эксперт журнала

Выкуп или возврат лизингового имущества

Договор лизинга может заканчиваться возвратом имущества лизингодателю, если не предусмотрен выкуп этого имущества. Вернуть актив лизингодателю по окончании срока действия договора лизинга — обязанность лизингополучателя. Об этом сказано в пункте 5 статьи 15 Закона N 164-ФЗ. Поговорим о возврате лизингового имущества в данном материале.
Возврат предмета лизинга лизингодателю отражают в учете на основании акта приема-передачи или иного другого документа, свидетельствующего о фактической передаче имущества (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Унифицированной формы такого документа нет. Но можно воспользоваться следующими унифицированными формами акта приема-передачи:
— при передаче основных средств, кроме зданий и сооружений — форма N ОС-1;
— при передаче зданий, сооружений — форма N ОС-1а;
— при передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) — форма N ОС-1б.
Указанные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 года N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Также стороны договора лизинга вправе разработать документ о передачи имущества самостоятельно в произвольной форме. Главное, чтобы были соблюдены условия, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. А именно, в первичном документе должны присутствовать все обязательные реквизиты. Это:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Подписать документ обязательно должны обе стороны договора: лизингодатель и лизингополучатель.
Право собственности на лизинговое имущество на протяжении всего срока действия договора лизинга остается у лизингодателя. Это установлено законодательно в пункте 1 статьи 11 Закона N 164-ФЗ. А если выкуп имущества не предусмотрен, то и по окончании действия договора лизинга, собственником имущества будет лизингодатель. При этом стороны вправе договорить (и зафиксировать данную договоренность в договоре лизинга) о том, на чьем балансе будет учитываться имущество (п.1 ст.31 Закона N 164-ФЗ).
В связи с этим отражение операций по возврату предмета лизинга лизингодателю в учете сторон будет зависеть от того, на чьем балансе учитывалось имущество в течение срока действия договора:
— на балансе лизингодателя;
— на балансе лизингополучателя.
Рассмотрим оба варианта.

Имущество учитывалось на балансе лизингодателя

Имущество учитывалось на балансе лизингодателя

Учет у лизингодателя будет выглядеть следующим образом. Поскольку после передачи имущества лизингополучателю предмет лизинга числится у лизингодателя на счете 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг», его следует перевести с данного счета:
— либо на счет 01 «Основные средства», если имущество больше не будет использоваться в лизинговой деятельности, и оно соответствует критериям основного средства. При этом делают проводки:
ДЕБЕТ 01 «Собственное имущество»

КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг»

— переведено в состав основных средств, возвращенное лизингополучателем имущество;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в лизинг»

КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация собственного имущества»

— переведена сумма амортизации возвращенного лизингового имущества на субсчет учета амортизации собственных основных средств.
В этом случае после возврата лизингового имущества и учета его в составе основных средств, лизингодатель сможет продолжать начислять амортизацию по данному активу.
— либо в состав товарно-материальных ценностей (в зависимости от дальнейшего использования: перепродажа, сдача в аренду, использование в иной деятельности), если предмет лизинга не отвечает критериям основного средства.
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в лизинг»

КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг»

— списана сумма амортизации по имуществу, которое больше не используется в лизинговой деятельности;
ДЕБЕТ 03, 41, 10

КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг»

— переведен возвращенный предмет лизинга в состав имущества, предназначенного для сдачи в аренду (товаров, материалов).
В этом случае, с 1-го числа месяца после месяца, в котором закончилось действие договора лизинга, начисление амортизации следует прекратить.
Такой порядок учета операций по возврату лизингового имущества описан в пункте 7 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, а также следует из положений ПБУ 6/01, Инструкции к плану счетов и письма Минфина России от 8 ноября 2006 года N 03-0304/1/729.
ПРИМЕР

ООО «Кларк» занимается лизинговой деятельностью. В августе организация заключила с ООО «Василек» договор лизинга (без выкупа), согласно которому приобрела дорогостоящее оборудование. Стоимость оборудования составила 1180000 руб. (в том числе НДС — 180000 руб.).
Согласно условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингодателя. Оплата продавцу была произведена в августе. В этом же месяце имуществ передано лизингополучателю.
Допустим, что срок полезного использования оборудования — 6 лет (72 мес.). Амортизация начисляется линейным методом. Ежемесячная сумма амортизации составляет — 13889 руб. (1000000 руб. : 72 мес.).
Договор лизинга закончился в августе 2012 года. Оборудование, полученное от лизингополучателя, планируется использовать в дополнительной деятельности ООО «Кларк». Бухгалтер ООО «Лизинг» сделает следующие проводки:
В августе 2011 года
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 1000000 руб. (1180000 руб. — 180000 руб.) — отражены затраты на приобретение оборудования;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 180000 руб. — учтен НДС по приобретенному оборудованию;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 1180000 руб. — произведена оплата продавцу за приобретенное оборудование;
ДЕБЕТ 03 субсчет «Имущество, предназначенное для передачи в лизинг» КРЕДИТ 08
— 1000000 руб. — принято к учету оборудование, предназначенный для передачи в лизинг;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 61017 руб. — принят к вычету НДС со стоимости автомобиля;
ДЕБЕТ 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг»
КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, предназначенное для передачи в лизинг»
— 1000000 руб. — передано в лизинг имущество, которое учитывается на балансе лизингодателя согласно условиям договора.
Ежемесячно с августа 2011 по август 2012 года:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в лизинг»
— 13889 руб. — начислена амортизация по имуществу, переданному в лизинг. В августе 2012 года:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Собственное имущество»
КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, переданное в лизинг»
— 1000000 руб. — переведено в состав основных средств оборудование, использование которого для лизинга прекращено;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в лизинг»
КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация собственного имущества»
— 180557 руб. (13889 х 13 мес.) — переведена сумма амортизации предмета лизинга на субсчет, предназначенный для учета амортизации собственных основных средств.
Начиная с сентября и до полного погашения стоимости оборудования (или выбытия основного средства):
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация собственного имущества»
— 13889 руб. — начислена амортизация по имуществу, задействованному в дополнительной деятельности организации.

В налоговом учете при расчете налога на прибыль лизингодатель, на балансе которого числился предмет лизинга, начислял амортизацию в течение срока действия договора лизинга. Конечно, если имущество отвечало критериям амортизируемого имущества (в частности, стоило более 40000 руб.). После окончания договора лизинга, если имущество все еще отвечает критериям амортизируемого имущества и используется лизингодателем в деятельности, приносящей доход, продолжать начислять амортизацию можно. Если это не так, то лизингодатель должен прекратить начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания срока действия договора лизинга.
Это следует из положений налогового законодательства (ст.256, 259.1, 259.2 Налогового кодекса РФ).
Поскольку возврат лизингового имущества не признается реализацией (ведь собственником предмета лизинга остается лизингодатель) НДС данная операция не облагается (ст.146 и 39 Налогового кодекса РФ).
Учет у лизингополучателя в случае, когда имущество числится на балансе лизингодателя, будет таким. Поскольку имущество при получении его в лизинг учитывается у лизингополучателя на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», то возврат его будет отражаться по кредиту данного счета:
КРЕДИТ 001

— списано с забалансового учета лизинговое имущество в связи с его возвратом лизингодателю.
Такой порядок предусмотрен в пункте 10 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Амортизация начисляется лизингодателем в данном случае, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
ПРИМЕР

ООО «Василек» в августе 2009 года получило в лизинг дорогостоящее производственное оборудование. В договоре лизинга стоимость предмета лизинга оценена как 1500000 руб. Имущество по соглашению сторон учитывается на балансе лизингодателя. Договор лизинга закончился в августе 2011 года. В бухгалтерском учете ООО «Василек» будут сделаны такие проводки:
В августе 2009 года:
ДЕБЕТ 001
— 1500000 руб. — получено производственное оборудование в лизинг, которое учитывается на балансе лизингодателя.
В августе 2011 года:
КРЕДИТ 001
— 1500000 руб. — возвращено производственное оборудование лизингодателю по окончании срока действия договора лизинга.

Поскольку возврат лизингового имущества не признается реализацией (ведь собственником предмета лизинга остается лизингодатель) НДС данная операция не облагается (ст.146 и 39 Налогового кодекса РФ).

Имущество учитывалось на балансе лизингополучателя

Учет у лизингодателя будет выглядеть следующим образом.
В том случае, если предмет лизинга, возвращенный лизингополучателем, признается для целей бухгалтерского учета основным средством, то его необходимо оприходовать на счет 01 «Основные средства». Для этого делают проводку:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 76 (60)

— переведено в состав основных средств имущество, использование которого для лизинга прекращено.
Если же имущество не отвечает критериям основного средства и, например, предназначено для перепродажи или использования в производственной деятельности или для сдачи в аренду, его следует оприходовать на соответствующих счетах:
ДЕБЕТ 41, 10, 03 КРЕДИТ 76, 60

— переведено в состав товаров (материалов, доходных вложений в материальные ценности) имущество, возвращенное от лизингополучателя по окончании договора лизинга.
При этом лизинговое имущество оприходуется по остаточной стоимости.
А если договор лизинга не был расторгнут досрочно, то после окончания срока действия договора, его стоимость, как правило, должна быть полностью списана на расходы. Тогда возвращенное имущество принимают к учету в условной оценке 1000 руб. и списывают на увеличение добавочного капитала.
Одновременно с оприходованием возвращенного предмета лизинга, необходимо списать стоимость объекта с забалансового счета. Для этого делают проводку:
КРЕДИТ 011
— списана с забалансового учета стоимость имущества, возвращенного лизингополучателем, в оценке, предусмотренной договором лизинга.
Такой порядок учета основан на положениях пункта 7 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, а также ПБУ 6/01, действующего Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.
ПРИМЕР

ООО «Лизинг» заключила с ООО «Василек» в августе договор лизинга (без выкупа) на три года (36 мес.), согласно которому приобрела дорогостоящее оборудование. Стоимость оборудования составила 1180000 руб. (в том числе НДС — 180000 руб.).
Согласно условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя. Оплата продавцу была произведена в августе. В этом же месяце имущество передано на баланс лизингополучателя.
Общая сумма лизинговых платежей за весь период лизинга составляет 1699200 руб. (в том числе НДС — 259200 руб.). Стоимость имущества согласно условиям договора приравнена к общей сумме лизинговых платежей и составляет соответственно 1699200 руб. Лизингополучатель по условиям договора выплачивает лизинговые платежи ежемесячно по 47200 руб. (в том числе НДС — 7200 руб.).
По окончанию договора лизинга имущество возвращено лизингодателю, который учел его в составе материально-производственных запасов в условной оценке.
Бухгалтер ООО «Лизинг» сделает следующие проводки.
В августе:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 1000000 руб. (1180000 руб. — 180000 руб.) — отражены затраты на приобретение оборудования;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 180000 руб. — учтен НДС по приобретенному оборудованию;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 1180000 руб. — произведена оплата продавцу за приобретенное оборудование;
ДЕБЕТ 03 КРЕДИТ 08
— 1000000 руб. — принято к учету оборудование, предназначенный для передачи в лизинг;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 03
— 1000000 руб. — передано оборудование на баланс лизингополучателя;
ДЕБЕТ 011
— 1699200 руб. — отражена на забалансовом счете стоимость оборудования, переданного в лизинг (в оценке, указанной в договоре);
Ежемесячно в течение 36 месяцев:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
— 47200 руб. — начислен лизинговый платеж за август;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 7200 руб. — начислен НДС с лизингового платежа за август;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
— 47200 руб. — перечислен лизинговый платеж от лизингополучателя за август;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76
— 27778 руб. (1000000 руб. : 36 мес.) — отражены расходы в части стоимости оборудования, включенной в лизинговый платеж за август.
По окончанию срока действия договора лизинга:
КРЕДИТ 011
— 1699200 руб. — списана с забалансового счета стоимость лизингового оборудования (в оценке, указанной в договоре);
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 83
-1000 руб. — принято к учету оборудование (стоимостью менее 40000 руб.).

Поскольку возврат лизингового имущества не признается реализацией (ведь собственником предмета лизинга остается лизингодатель), НДС данная операция не облагается (ст.146 и 39 Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете при расчете налога на прибыль лизингодатель в данной случае амортизацию не начислял. Однако в течение срока действия договора лизинга списывал на расходы затраты на приобретение имущества (пропорционально лизинговым платежам) согласно пункту 8.1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, если имущество возвращено не досрочно, а по окончанию договора лизинга, его стоимость уже полностью списана на расходы и дальнейший налоговый учет данного имущества отсутствует.
Учет у лизингополучателя в случае, когда имущество числится у него на балансе, будет сложнее. Дело в том, что порядок, описанный в пункте 10 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, не применим в настоящее время. Ведь он не соответствует действующему законодательству, поскольку согласно данному порядку используется счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», которого в действующем Плане счетов нет.
В связи с этим следует отражать операции по возврату следующим образом:
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация лизингового имущества»

КРЕДИТ 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»

— отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации предмета лизинга;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Арендные обязательства»

КРЕДИТ 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»

— списано с учета имущество, полученное в лизинг в связи с возвратом лизингодателю (по остаточной стоимости).
Использование счетов учета финансовых результатов не корректно в данном случае, поскольку не происходит перехода права собственности на объект лизинга.
ПРИМЕР

ООО «Стелла» — производственное предприятие. В августе организация взяла в лизинг дорогостоящее производственное оборудование на 50 месяцев. В договоре лизинга стоимость предмета лизинга оценена как 1000000 руб.
Ежемесячный лизинговый платеж составляет 23600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.). Имущество по соглашению сторон учитывается на балансе лизингополучателя. Лизинговые платежи вносятся ежемесячно, начиная с сентября.
Оборудование введено в эксплуатацию в августе. В сентябре ООО «Стелла» начала начисление амортизации по оборудованию линейным методом. Срок полезного использования оборудования установлен как 6 лет (72 мес.). Сумма ежемесячной амортизации составляет 13889 руб./мес. (1000000 руб. : 72 мес.)
В бухгалтерском учете ООО «Стелла» будут сделаны такие проводки.
В августе:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
КРЕДИТ 76 субсчет «Арендные обязательства»
— 1000000 руб. — отражена стоимость полученного в лизинг оборудования;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
КРЕДИТ 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
— 1000000 руб. — введено в эксплуатацию оборудование, полученное в лизинг;
В течение срока действия договора лизинга, начиная с сентября:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по договору лизинга»
— 20000 руб. — начислен лизинговый платеж за отчетный период;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по договору лизинга»
— 3600 руб. — начислен НДС с суммы лизинговых платежей за отчетный период;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19