П 5 ст 168

1. В комментируемой статье предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием существенного заблуждения. По-новому (по сравнению с редакцией статьи, действовавшей до 01.09.13) определена существенность заблуждения.

В положениях п. 2 комментируемой статьи приведен перечень обстоятельств, позволяющих предполагать заблуждение достаточно существенным при наличии условий, предусмотренных п. 1 данной статьи:

1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;

2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;

3) сторона заблуждается в отношении природы сделки (т.е. правовых последствий, на которые она направлена);

4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;

5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.

Как видно, не любое заблуждение позволяет оспаривать сделку, а только то, которое послужило причиной ее заключения. В ГК РФ приведен примерный перечень наиболее типичных случаев, отвечающих критериям, закрепленным в генеральном правиле; во всех этих случаях презюмируется существенный характер заблуждения, если только не будет доказано иное (т.н. опровержимая презумпция). При этом в статье не конкретизировано, идет ли речь только о заблуждениях в фактах и технических ошибках или имеется в виду также неверное понимание норм права.

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной. Мотивы лежат вне сделки, они могут быть разнообразными, всякий раз образуя индивидуальный случай. Учет мотивов сделки при определении ее недействительности может повредить устойчивости имущественного оборота.

3. Положения п. п. 4 и 5 комментируемой статьи предусматривают случаи отказа судом в иске о признании недействительной сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения:

— в соответствии с п. 4 статьи сделка не может быть признана недействительной в том случае, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. При этом предусмотрено, что в данном случае суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти условия сделки;

— в п. 5 статьи предусмотрено, что суд может отказать в признании сделки недействительной, в случае если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон. В этом случае решение вопроса оставлено на усмотрение суда.

4. В положениях п. 6 комментируемой статьи определены последствия признания судом сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения, недействительной:

— к ней применяются правила, предусмотренные ст. 167 ГК РФ;

— существует обязанность стороны, по иску которой сделка признана недействительной, возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб. Исключение составляют случаи, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в т.ч. если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств;

— предоставлено стороне, по иску которой сделка признана недействительной, право требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, но при условии, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона. Понятие убытков определено в п. 2 ст. 15 ГК РФ, согласно которому под таковыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

5. Судебная практика:

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 162;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по делу N А09-7362/2013;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А15-2213/2013;

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.01.2014 по делу N 33-969/2014;

— Апелляционное определение Омского областного суда от 22.01.2014 по делу N 33-287/2014.

Комментарий к статье 178 Гражданского Кодекса РФ

1. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, перестает отвечать признакам сделки, ибо выражает волю ее участников неправильно, искаженно и, соответственно, приводит к иному результату, нежели тот, который они имели в виду. В интересах защиты прав ГК предусматривает возможность признания такой сделки недействительной по иску заблуждавшейся стороны, которой может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

2. В п. 1 комментируемой статьи названы случаи заблуждения, имеющие существенное значение, и этот перечень следует считать исчерпывающим, ибо широкая трактовка существенного заблуждения ставит под угрозу устойчивость имущественного оборота и надежность заключаемых сделок.

3. Заблуждение должно иметь место на момент совершения сделки и быть существенным. При этом оно может выражаться как в неправильном представлении о названных в ст. 178 обстоятельствах, так и в их незнании (Бюллетень ВС РСФСР, 1986, N 4, с. 9).

4. Характер заблуждения в случае спора оценивает суд с учетом всех обстоятельств дела. Так, судебная практика не признавала существенным заблуждением наличие в предмете сделки — обмениваемом жилом помещении — незначительных и легкоустранимых дефектов (Бюллетень ВС РСФСР, 1975, N 1, с. 1, 2). Обоснованность этой практики ныне подтверждается четкой редакцией п. 1 ст. 178.

5. Причины существенного заблуждения значения не имеют: ими могут быть вина самого участника сделки, неправильное поведение его контрагента и третьих лиц, а также иные сопровождающие заключение сделки обстоятельства. Это вытекает из смысла ст. 178 и подтверждается текстом абз. 2 п. 2 данной статьи.

6. Согласно п. 1 статьи не является существенным заблуждение относительно мотивов сделки, т.е. побудительных представлений в отношении выгодности и целесообразности состоявшейся сделки. Мотивы лежат вне сделки, они разнообразны и индивидуальны, и учет их при определении действительности сделки создавал бы крайнюю неустойчивость имущественного оборота.

Равным образом не должно признаваться существенным заблуждением неправильное представление о правах и обязанностях по сделке. Законы должны быть известны каждому, и ссылка на их незнание не может служить основанием для оспаривания заключенных сделок. Исключением является названное в п. 1 комментируемой статьи существенное заблуждение относительно природы (но не объема прав) сделки.

7. Существенное заблуждение следует отличать от обмана, наличие которого влечет иные правовые последствия (об обмане см. ст. 179 и коммент. к ней).

8. В случае признания сделки недействительной ввиду наличия существенного заблуждения применяются правила п. 2 ст. 167 ГК, т.е. взаимная реституция (см. коммент. к этой статье). Кроме того, допускается заявление сторонами требования о возмещении причиненного реального ущерба (но не упущенной выгоды — см. ст. 15 ГК), взыскание которого зависит от причин заблуждения и виновности в действиях сторон.

Если заблуждение возникло по вине обоих участников сделки, следует считать возможным применение т.н. смешанной ответственности на основании правил п. 1 ст. 404 ГК и распределять реальный ущерб между сторонами соответственно степени их вины (см. коммент. к этой статье).

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации. Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт). Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

  1. Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и общий контроль финансовых потоков в пределах станы и за рубеж.
  2. Внутренний. Этот вид осуществляется субъектами (финансовыми организациями) при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача – определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

  • данных документов клиента или хранящихся в банке копий;
  • документов, подтверждающих персональные данные и происхождение средств от самого клиента;
  • информации о других финансовых операциях физического лица или организации.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

_ 34. Компетенция судов

I. Применение юридических норм к частным случаям жизни производится целым рядом судебных, судебно-административных и административных учреждений и должностных лиц. Во избежание столкновений между ними каждому из них отведен определенный круг деятельности, в границах которого ему предоставлено право и вместе с тем вменено в обязанность совершать определенные действия. Этот круг деятельности называется компетенцией.
Пределы компетенции судов устанавливаются законом в следующих направлениях.
Во-1-х, закон разграничивает область ведения судебных и административных учреждений. Право судебных учреждений разбирать известную категорию дел называется судебной юрисдикцией (jurisdictio, Gerichtsbarkeit), или властью суда.
Во-2-х, в сфере судебной юрисдикции различаются юрисдикция гражданская и уголовная, смотря по тому, разбирают ли суды споры между гражданами по поводу их взаимных правоотношений или же осуществляют карательную власть государства.
В-3-х, ведомство каждого отдельного гражданского суда определяется с трех сторон:
А) Закон указывает, какие именно категории гражданских дел подлежат ведению данного рода судов. Так, наприм., дела о расторжении браков (кроме раскольничьих) отнесены нашим законом к ведению духовных судов; иски ценою на сумму свыше тысячи рублей — к компетенции окружных судов, и т. п. В этом состоит объективная, предметная компетенция судов (competentia ratione materiae, objective, sachliche Zustдndigkeit), подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дел.
Б) Закон определяет, какие именно из процессуальных действий имеет право совершать данный суд, т. е. указывает его функции. Это — функциональная компетенция. Напр., судебным палатам предоставлено перевершение дел, решенных окружными судами; Сенату — отмена решений палат и т. д.
В) Наконец, компетенция каждого отдельного суда определяется в отношении пространства, ограничиваясь известными частями государственной территории. Так, власть мирового судьи распространяется на его участок; власть окружного суда — на округ и т. д. Такое пространственное разграничение компетенции судебных учреждений именуется личной, или субъективной компетенцией (competentia ratione personae), или подсудностью (forum, Gerichtstand), а также личной подсудностью, в отличие от родовой.
Таким образом, компетенция гражданских судов обнимает собою: 1) судебную юрисдикцию (в отличие от административной), 2) гражданскую юрисдикцию (в отличие от уголовной), 3) объективную компетенцию (по роду дел), 4) функциональную компетенцию (по кругу функций) и 5) пространственную компетенцию (по округам).
При определении ведомства каждого суда необходимо сообразоваться с границами, установленными для него законом во всех перечисленных направлениях. Для того, напр., чтобы данное дело подлежало ведению московского окружного суда, необходимы следующие условия. Это дело должно: 1) вообще подлежать власти судебных учреждений (а не административных), 2) относиться к компетенции не уголовных, а гражданских судов и 3) притом, судов той категории, к которой принадлежит данный суд (т. е. окружных), 4) возникнуть в округе именно московского, а не какого-либо иного окружного суда и 5) требовать в данном случае исполнения именно тех действий, на которые окружные суды уполномочены законом.
Из этих видов компетенции одна, именно функциональная, не имеет самостоятельного значения, так как она отчасти обусловливается разделением судов по инстанциям, отчасти же связана с распределением судов по различным категориям.
Так, напр., функциональная компетенция мирового съезда определяется, во-первых, тем, что он — суд второй инстанции и, во-вторых, тем, что он — мировой, а не какой-либо иной суд. В качестве суда второй инстанции он перевершает решения мировых судей, чего не могут делать суды первой инстанции (окружной, коммерческие и другие); в качестве же мирового суда он рассматривает иски о восстановлении нарушенного владения, чего не вправе делать другие суды второй инстанции (судебные палаты, судебный департамент Сената). Вследствие этого функциональная компетенция выяснится при изложении порядка производства в судах различных категорий (см. особенную часть).
В настоящем месте подлежат, следовательно, рассмотрению три вида компетенции, имеющие самостоятельное значение: 1) гражданская юрисдикция, 2) объективная компетенция и 3) пространственная компетенция. Во избежание недоразумений в последующем изложении будет применяться однообразная терминология: именно, гражданская юрисдикция, в отличие от уголовной и административной, будет именоваться «властью гражданского суда»; для обозначения объективной компетенции будет употребляться термин «ведомство», а для пространственной — «подсудность».
В наших законах и литературе нет прочно установившейся терминологии: различные виды компетенции обозначаются одними и теми же терминами, именно, чаще всего «ведомством» и «подсудностью», а иногда и другими («ведением», «властью»).
II. Пространственная компетенция судов резко отличается от их компетенции во всех других направлениях. В то время как пределы власти судов, в отличие от прочих правительственных учреждений, являются осуществлением публично-правового принципа разделения властей и установлены, следовательно, в публичном интересе; в то время как разграничение категорий дел, предоставленных ведению разнородных судов, и установление функций каждого суда тоже обусловливаются соображениями публично-правового характера относительно наилучшей организации судебной власти, — приурочение деятельности однородных судов к определенным частям территории имеет в виду преимущественно удобство тяжущихся и сделано в их частном интересе.
Отсюда вытекают следующие важные последствия.
1. Пределы ведомства судов во всех отношениях, кроме пространственного, являются безусловными и не могут быть изменяемы тяжущимися по соглашению между собой.
Тяжущиеся, напр., не могут условиться, чтобы их бракоразводный процесс разрешался коммерческим судом, а иск о миллионном наследстве — мировым судьей. Напротив, пространственная компетенция может быть изменяема по желанию сторон, которые вправе, напр., войти между собою в соглашение о том, чтобы их споры о взыскании по исполнению договора страхования, подсудные петроградскому окружному суду, разбирались московским (ст. 227).
2. За соблюдением границ компетенции во всех отношениях, кроме пространственного, обязаны следить сами суды, не принимая к своему рассмотрению дел, им неподведомственных (1 п. 584 ст.).
3. На нарушение судом всякой компетенции, кроме пространственной, могут указывать обе стороны в течение всего производства; нарушение же судом пространственной компетенции дает одному только ответчику право заявить отвод о неподсудности дела — и то в самом начале процесса (ст. 574, 575, 793, п. 3).
Из этих трех общих положений существуют, однако, изъятия.

СРО

Основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля над деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка. Это позволяет минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, сохранив ответственность бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. СРО в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Минимальные требования для получения организацией права выполнения работ от СРО определяет Правительство РФ.

Существенные изменения произошли в системе саморегулирования с 01 июля 2017 года после вступления в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (372 –ФЗ), среди них:

  • Отменены свидетельства о допуске к работам (выдается выписка из реестра СРО).
  • Строительные организации имеют право вступать в СРО только в своем регионе (по территориальному признаку), это правило не коснулось проектировщиков и изыскателей.
  • Членство в СРО необходимо только лицам, заключающим договоры подряда напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (для инженерных изысканий), лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором (для строительства и проектирования), а также застройщикам, в случае, если они сами выполняют инженерные изыскания, проектные работы, осуществляют строительство.
  • Определен новый вид контроля для СРО – контроль за исполнением ее членами договорных обязательств.
  • На основе существовавшего компенсационного фонда СРО формируются новые – компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
  • Формируется Национальный реестр специалистов.

Деятельность СРО строительной сферы главным образом регулируется 315-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ.

Сами саморегулируемые организации в области строительства, согласно требованиям федерального законодательства, объединены в национальные объединения СРО соответствующего вида деятельности:

  • Национальное объединение строителей (Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»);
  • Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации»).

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации гражданские дела рассматриваются мировыми судьями, районными судами, судами субъекта Российской Федерации (в Москве Московским городским судом) и Верховным судом Российской Федерации.

Подсудность гражданских дел установлена главой 3 ГПК РФ. В соответствии с указанной нормой мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  1. дела о выдаче судебного приказа;
  2. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  3. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  4. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства или материнства, об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении или удочерении, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  5. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;
  6. дела об определении порядка пользования имуществом.

Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с государственной тайной, с защитой авторских и смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры.

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации».

Остальные гражданские дела рассматриваются районными судами города Москвы.