П 5 ст 1 зк РФ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 307-ЭС17-2389 по делу N А56-72520/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату расположенного под зданием земельного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды признали, что разрешенное использование испрашиваемого обществом земельного участка не соответствует целям использования, указанным в заявлении, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа администрации незаконным.

Исходя из положений статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ суд округа обоснованно отметил, что размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 304-ЭС17-6835 по делу N А81-825/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, по встречному иску о взыскании неосновательного обогащения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт внесения ответчиком арендной платы в большем размере, чем предусмотрено законодательством.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 606, 614, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 22, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), разъяснениями, приведенными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Департамента и обоснованности требований Общества.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 303-КГ17-6904 по делу N А04-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения по возврату пакета документов и отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, об обязании рассмотреть представленные документы в установленном законом порядке и согласовать схему расположения земельного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку истец не представил согласие РЖД на раздел исходного земельного участка, ответчик обоснованно отказал истцу в согласовании представленной им схемы.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт федерального земельного участка, выписку из ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 1, 5, 9, 11.2, 11.3, 11.4, 11.10, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 307-ЭС17-5451 по делу N А56-19024/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о проведении раздела земельного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства того, что раздел земельного участка и образование новых земельных участков привели бы к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные по делу N А56-37918/2005, суд признал, что предложенная комитетом схема раздела земельного участка соответствует требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, и, в отсутствие доказательств того, что раздел земельного участка и образование семи земельных участков приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, нарушению прав ответчиков, руководствуясь положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 11.2, 11.4, 11.8, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что при данных обстоятельствах раздел земельного участка по требованию собственника соответствует закону, не нарушает прав арендаторов и удовлетворил иск.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 304-ЭС16-20773 по делу N А75-236/2016 Требование: Об обязании освободить земельный участок от строительной техники и передать земельный участок по акту приема-передачи. Обстоятельства: Истцом указано, что по окончании срока действия договора аренды участок обществом не возвращен. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку администрация на момент предъявления настоящего иска располагала сведениями о том, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, обладающий признаками капитального строения, возведенного на законных основаниях, поэтому положения ст. 622 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям не могли быть применены и не могли служить основанием для возложения на арендатора обязанности по освобождению земельного участка.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 309-ЭС17-6613 по делу N А60-12836/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по арендной плате за землю. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства внесения в установленном порядке платы за участок под зданием, в котором было расположено принадлежащее предпринимателю нежилое помещение.

Удовлетворяя требования администрации о взыскании с предпринимателя задолженности по арендной плате за землю и пени в части периода, в отношении которого не пропущен срок исковой давности, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 552, 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35, пунктом 1 статьи 1, пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, и исходил из отсутствия доказательств внесения в установленном порядке платы за участок под зданием, в котором расположено принадлежащее предпринимателю нежилое помещение.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 301-ЭС17-1344 по делу N А43-28711/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по арендной плате, пеней. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у ответчиков долга по арендной плате в заявленной сумме и необходимости во взыскании неустойки, начисленной за просрочку оплаты, в размере, определенном условиями договора аренды.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь статьями 167, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил иск.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 309-ЭС17-5789 по делу N А47-5357/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о просрочке исполнения университетом денежного обязательства.

Частично удовлетворяя требования министерства, суды руководствовались положениями статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 131, 395, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» и исходили из того, что, поскольку университет в спорный период не обладал зарегистрированными в установленном порядке правами на земельный участок, но фактически использовал его при эксплуатации переданных ему объектов недвижимости, на его стороне возникло неосновательное обогащение за пользование земельным участком.

Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 308-КГ17-4604 по делу N А32-30952/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения в части доначисления земельного налога и начисления пени. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о наличии у предпринимателя обязанности по уплате земельного налога за спорный период.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 23, 85, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 131, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2, абзаца 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» и пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды пришли к выводу о наличии у предпринимателя обязанности по уплате земельного налога за период с 21.02.2011 по 21.12.2011.

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 305-ЭС17-2608 по делу N А41-13398/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании права собственности на объект незавершенного строительства, признании отказа от договора аренды недействительным, признании договора аренды действующим на неопределенный срок. Решение: Дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку, по мнению заявителя, в рассматриваемой ситуации спор касается не досрочного расторжения договора аренды, а правомерности отказа арендодателя от продолжения арендных отношений, которые приобрели бессрочный характер.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды, дополнительные соглашения, кадастровый паспорт земельного участка, разрешение на строительство, уведомление об отказе от договора, руководствуясь пунктом 1 статьи 222, статьями 606, 610, 615, 621, 622 ГК РФ, пунктом 5 статьи 1, статьей 39.6 ЗК РФ, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришел к выводам об обоснованности требования Общества в части признания спорного договора аренды действующим на неопределенный срок и об отсутствии оснований для удовлетворения остальных требований Общества и встречного иска Комитета.

Какую отчетность в налоговые органы должны сдавать адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты?

Компания ГАРАНТ

Какую отчетность в налоговые органы должны сдавать адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при отсутствии сотрудников и при их наличии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по НДФЛ по форме 4-НДФЛ и 3-НДФЛ.
В случае наличия наемных работников, кроме перечисленных деклараций, адвокат обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за этот налоговый период налогов. Сведения представляются по форме 2-НДФЛ.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении бухгалтерского учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это значит, что адвокаты ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, наряду с другими налогоплательщиками обязаны встать на учет в налоговых органах и уплачивать установленные законодательством РФ налоги.

При этом в целях налогообложения с 1 января 2007 года адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, индивидуальными предпринимателями не признаются (ст. 11 НК РФ).

По общему правилу физические лица, в соответствии с НК РФ, с полученных доходов уплачивают налог на доходы физических лиц.

В соответствии с пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Услуги правового характера, оказываемые адвокатами, не входят в перечень видов деятельности, в отношении которых может вводиться ЕНВД.

Следовательно, доходы, полученные адвокатом от профессиональной деятельности, будут облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения (как при ведении деятельности единолично, так и при наличии штатных работников) в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.

НДФЛ

Адвокатский кабинет без наемных работников

Исчисление и уплата НДФЛ осуществляются адвокатами в соответствии со ст. 227 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ). Частнопрактикующие адвокаты самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ с доходов, полученных от осуществляемой ими деятельности, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, утвержденном приказом Минфина России и МНС РФ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок). Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется путем фиксирования в Книге, типовая форма которой приведена в приложении к Порядку.

Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Налоговая ставка в отношении доходов от индивидуальной адвокатской деятельности составляет 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, вправе воспользоваться стандартными (ст. 218 НК РФ), социальными (ст. 219 НК РФ), имущественными (ст. 220 НК РФ) и профессиональными (ст. 221 НК РФ) налоговыми вычетами. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности.

Общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате ему дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у адвоката доходов, полученных от занятия частной практикой, он обязан представить налоговую декларацию (форма N 4-НДФЛ, утвержденная приказом МНС РФ от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@) с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ). Далее на основании этих сведений исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, высланных налоговыми органами (форма утверждена приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@). Авансовые платежи за текущий год уплачиваются три раза: не позднее 15 июля, не позднее 15 октября, не позднее 15 января следующего года.

Согласно п. 10 ст. 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода адвокат обязан представить новую налоговую декларацию (форма 4-НДФЛ) с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Налогоплательщики-адвокаты обязаны представить годовую декларацию по НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ). Форма декларации по налогу на доходы физических лиц N 3-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654@.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика-адвоката в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).

Адвокатский кабинет с наемными работниками

В соответствии со ст. 20 ТК РФ адвокат, учредивший адвокатский кабинет, имеет право выступать в роли работодателя. Соответственно, он имеет право заключать с привлекаемыми работниками трудовые договоры, предусматривающие выплату заработной платы за исполнение ими трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ адвокат признается налоговым агентом по НДФЛ. Поэтому при наличии работников адвокат, помимо налогов со своих доходов, полученных от профессиональной деятельности, производит исчисление, удержание и уплату в бюджет НДФЛ с доходов, выплаченных им в пользу нанятых им работников.

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

С 1 января 2011 года форму регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налоговые агенты разрабатывают самостоятельно. Разработанные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

НДС

Поскольку с 1 января 2007 года адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не признаются индивидуальными предпринимателями, то в силу положений ст. 143 НК РФ они не являются плательщиками НДС и при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности налог не уплачивают (письмо Минфина России от 03.10.2006 N 03-04-07/09).

Соответственно, налоговую декларацию по НДС адвокат представлять не обязан.

Налог на имущество

Поскольку адвокатский кабинет не является юридическим лицом, соответственно, не может быть признан организацией (ст. 11 НК РФ), налог на имущество адвокат уплачивает не в соответствии с главой 30 НК РФ, а в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-I).

Согласно п. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона N 2003-I плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 2003-I исчисление налогов производится налоговыми органами.

Если физическое лицо имеет льготы, перечисленные в ст. 4 Закона N 2003-I, то оно самостоятельно представляет необходимые документы в налоговые органы.
Сведения, необходимые для исчисления налогов, в налоговые органы представляют органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет (п. 4 ст. 5 Закона N 2003-I).

Соответственно, при наличии объекта налогообложения в целях исчисления налога на имущество никаких деклараций (расчетов) адвокат представлять не должен.

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в том числе адвокатами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Следовательно, при наличии у адвоката транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, никаких деклараций или расчетов представлять в налоговые органы он не должен.

Земельный налог

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Если у адвоката имеется объект для начисления земельного налога, то налоговая база определяется в соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ. Согласно этому пункту налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, при наличии объекта для налогообложения земельным налогом, декларации или расчеты в налоговые органы адвокатом не представляются.
Напомним, что в тех случаях, когда налог исчисляет налоговый орган в случае наличия льгот у налогоплательщика, ему следует самостоятельно представить в налоговые органы документы, подтверждающие льготу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

Нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения. Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

подзаконность, означающая их издание на основании и во исполнение федеральных законов, детализацию и конкретизацию отдельных положений федеральных законов и указов Президента;

фундаментальность, поскольку они занимают высшую ступень в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступают основой для ведомственных нормативных актов и актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;

многофункциональность, связанная с выполнением ими различных юридических функций, в том числе регулятивных, правоприменительных и правореализационных;

обязательность к исполнению на всей территории Российской Федерации;

обеспеченность исполнения всей системой федеральных органов государственной власти.

В том случае, если федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственного акта, этот срок определяется Правительством и закрепляется в плане его нормотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнении е указов 1I резидента. принимаются не „позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если последними не установлен иной срок.

Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера издаются в форме распоряжений. В практике издания правительственных актов встречаются распоряжения нормативно-технического и нормативно-организационного характера.

В форме постановлений Правительства принимаются акты, которые устанавливают:

порядок реализации гражданами конституционных прав, свобод, обязанностей;

правила предпринимательской и иной экономической деятельности;

программно-целевые акты, обеспечивающие комплексное развитие определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;

статус федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений и предприятий.

Механизмы отдельных видов публичного администрирования, включая формы и порядок реализации властных полномочий должностными лицами, взаимодействия между государственными органами.

Распоряжения Правительства принимаются по вопросам:

служебно-кадровым, связанным с назначением и освобождением от должности, с применением мер дисциплинарных взысканий и поощрений;

наделения, распределения отдельных функций и полномочий;

организационно-структурным, связанным с образованием различных органов и организаций;

по финансово-хозяйственным — о выделении денежных средств, передаче государственного имущества.

С предложением в Правительство о разработке того или иного акта вправе обращаться руководители федеральных государственных органов, учреждений и предприятий, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, граждане и организации. По результатам рассмотрения указанных предложений, если они будут признаны обоснованными, Председатель Правительства и его заместители дают поручения о разработке проекта акта.

Проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты постановлений Правительства, имеющие нормативный характер, согласовываются с Министерством юстиции РФ, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов РФ.

Следует иметь в виду, что проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления и распоряжения Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства либо его президиума, а также Председателем Правительства единоначально в пределах его компетенции. Окончательную доработку проекта акта, в том числе рассмотренного на заседании Правительства и получившего одобрение, его редактирование перед внесением на подписание Председателя Правительства осуществляют аппарат Правительства.

Подготовленный и согласованный всеми службами проект постановления или распоряжения визируется заместителем Председателя Правительства (в соответствии распределение обязанностей) и передается руководителю аппарата Правительства для доклада председателю Правительства. Руководитель аппарата Правительства проставляет дату подписания постановления, подтверждая его подлинность своей визой и организует издание акта в установленном порядке.

Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства, а в период его временного отсутствия — исполняющим обязанности Председателя Правительства. За время деятельности Правительства, сформированного в мае 2000 г., ни одного акта, подписанного исполняющим обязанности Председателя Правительства, в Собрании законодательства РФ не было опубликовано.

От правовых актов Правительства следует отличать иные виды актов, исходящих от Правительства или его членов и оформляемых в виде различных управленческих документов, таких как письма, поручения, служебные записки, протоколы заседаний, обращения, заявления.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по. истечении семи дней со дня первого официального опубликования, но не ранее дня официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, или с той даты, указанной в самом постановлении.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня подписания, если в них не указан иной срок. Датой официального Опубликования правительственного акта считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после подписания. Правительственные акты официально публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», но могут быть неофициально опубликованы в иных печатных изданиях, а также разосланы конкретным исполнителям. Контроль за правильностью и своевременностью их опубликования осуществляет аппарат Правительства.

Акты Правительства могут быть отменены. Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. За девять лет действия Конституции 1993 г. Президент воспользовался своим правом отмены правительственных актов не более трех раз, что говорит о «резервном» характере указанного полномочия, закрепленного не столько с целью реального использования сколько в качестве элемента конституционной модели формы правления.

Правительство вправе отменять или приостанавливать действие своих актов по собственной инициативе, если их издание не было обусловлено вышестоящей правовой нормой.

Постановления Правительства могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции. Постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы (оспорены) гражданами, организациями, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в Верховный Суд, в Высший Арбитражный Суд в соответствии с их подведомственностью в случае несоответствия правительственных актов федеральным законам и указам Президента и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Если суд установит, что постановление Правительства не соответствует акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение о признании нормативного акта недействующим, т.е. не подлежащим применению со дня издания или со дня вступления в силу решения суда, Распоряжения Правительства, не соответствующие законодательству, признаются недействительными, т.е. не порождающими юридических последствий с момента издания.

В случае вынесения судом решения о признании акта Правительства несоответствующим Конституции, недействующим или недействительным, оно обязано привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством, а судебные решения незамедлительно довести до сведения исполнителей правительственных актов.

Сроки подписания контракта регламентированы ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сроки подписания контракта:

• В течение 5 дней с даты публикации указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 протоколов Заказчик размещает в единой информационной системе проект контракта без своей подписи;

• В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в единой информационной системе проекта контракта Победитель электронной процедуры размещает проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника размещения заказа, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;

• Победитель, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает в единой информационной системе протокол разногласий;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения Победителем электронной процедуры в единой информационной системе протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта, либо повторно размещает проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечаний Победителя электронной процедуры;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в единой информационной системе доработанного, либо повторно размещенного проекта контракта Победитель электронной процедуры размещает в единой информационной системе подписанный проект контракта;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе подписанного Победителем проекта контракта Заказчик обязан подписать проект контракта;

• С момента размещения в единой информационной системе подписанного Заказчиком проекта контракта он считается заключенным.