П 1 ст 651 ГК РФ

Статья 651. «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019)

Специальный закон.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 26 Закона к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения.

Судебная практика:

Поскольку договор аренды здания был заключен сторонами на срок менее одного года и не подлежал государственной регистрации, то, следовательно, не подлежало регистрации в Едином государственном реестре прав и обременение в виде прав арендатора, возникающих на основании данного договора.

Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.

Договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно п. 2 ст. 651 ГК государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

Подписанный сторонами договор субаренды нежилого помещения в силу п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК подлежал государственной регистрации и мог считаться заключенным с момента такой регистрации (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

3. Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.2, 7 — 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.1. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

  • Статья 34 Органы местного самоуправления Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона. Открыть статью
  • Статья 83 Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 84 Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период Требования статей 36 и 37 настоящего Федерального закона о порядке избрания (назначения) и полномочиях глав муниципальных образований (глав местных администраций) применяются по истечении срока полномочий глав муниципальных образований (глав местных администраций), избранных (назначенных) до вступления в силу настоящей главы. Открыть статью
  • Статья 85 Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона 7) вправе при формировании конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) по контракту в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, назначить членов конкурсной комиссии в количестве, равном количеству членов, назначаемых представительным органом муниципального образования при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации представительным органом муниципального образования первого созыва, сформированным в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Открыть статью

Понятие и признаки объекта гражданских прав.

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 56

Объектом гражданских прав признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Гражданские правоотношения возникают по поводу материальных, а также нематериальных благ. В круг материальных благ входят вещи (имущество), в числе которых различают одушевленные (животные) и неодушевленные предметы (строения, здания, одежда, мебель и т.п.).

Земля, леса, воды, здания, железные дороги, самолеты, корабли — все это, с точки зрения права, вещи. Наиболее распространенные объекты гражданского права — вещи, к числу которых относятся, в частности, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и права на вещи. Помимо вещей и прав на вещи (имущество) (ст. 128 ГК РФ) имеются еще три самостоятельных вида объектов:

· результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (все это именуется интеллектуальной собственностью);

· нематериальные блага.

Классификация объектов гражданских прав.

ГК РФ делит объекты на три группы, приняв за основу деления оборотоспособность соответствующих объектов. Деление вещей на оборотоспособные и изъятые из оборота — одно из древнейших в правовой истории. Еще в римском праве такое деление находило последовательное воплощение. Действующий ГК РФ говорит об оборотоспособности применительно не только к вещам, а ко всем объектам гражданских прав в целом.

Под оборотоспособностью подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица).

К первой группе относятся свободно обращающиеся объекты права, ко второй — объекты ограниченно оборотоспособные и к третьей — объекты, полностью изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение оборотоспособности, и тем более полное изъятие из оборота, — исключением из этого правила.

Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствую­щие виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям (например, оружие, право пользования природными ресурсами территории, водами континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации). Статья 129 ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно непременно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Такого рода ограничения содержатся, например, в Постановлении Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. «О поставках продукции и товаров, реализация которых запрещена». Сведения об объектах, подлежащих лицензированию или сертификации, публикуются.

К изъятию из оборота ГК РФ относится строже: виды изъятых из оборота объектов необходимо определить в самом законе. Изъяты из оборота, в частности, такие виды продукции, работ или услуг, которые могут оказаться опасными для населения, если будет разрешена их свободная реализация.

Таким образом, вся совокупность объектов гражданских прав по признаку оборотоспособности может быть разделена на три группы:

· оборотоспособные;

· ограниченно оборотоспособные;

· изъятые из оборота.

2. Вещи: понятие, признаки, виды.

Вещи делимые и неделимые. Признак делимости разбивает вещи на две категории:

а) вещи делимые, то есть такие, которые поддаются делению в натуре на отдельные части без ущерба для их назначения и присущих им свойств;

б) вещи неделимые, то есть такие, которые от раздробления утрачивают свое первоначальное назначение.

Юридический смысл деления вещей по этому признаку состоит в том, что оно позволяет решать вопросы, возникающие в таких случаях, как раздел общей собственности, исполнение обязательства по частям, раздел наследства и др.

Так, если имущество не поддается разделению в натуре без ущерба для его хозяйственного назначения, то заинтересованное в разделе лицо вместо доли в натуре удовлетворяется ее денежной компенсацией за счет лица или лиц, в собственности которых находится неделимое имущество (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Сложные вещи. Выделение из массы вещей отдельной категории по признаку их сложности (то есть соединенности воедино отдельных вещей) — одна из новелл нового ГК РФ по сравнению с его непосредственными предшественниками — ГК РСФСР 1964г. и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Исторически используемый признак выделения восходит к римскому праву, различавшему вещи простые (чаша, плащ, жернов и т.п.), и совокупности вещей (стадо, библиотека и др.).

Понятие сложных вещей, из которого исходит ГК РФ, можно определить следующим образом: совокупность разнородных вещей, связанность которых общим назначением и использованием требует рассматривать их как единую вещь называется сложной вещью.

К сложным вещам надлежит относить такие вещные совокупности, как библиотека, мебельный гарнитур, а также предприятие.

Следует отличать понятие сложной вещи от понятия неделимой вещи: каждая составная часть сложной вещи обладает самостоятельной ценностью. Последнее обстоятельство позволяет производить отчуждение сложных вещей и по отдельным частям; однако если сделка заключена по поводу сложной вещи, то предполагается, что ее действие распространяется на все ее составные части. Отчуждение какой-то одной или нескольких частей из состава сложной вещи требует специальной оговорки в договоре.

Главная вещь и принадлежность. Общее хозяйственное назначение двух или нескольких вещей может связывать их таким образом, что значимость каждой из них оказывается неодинаковой: одна из них по своему назначению оказывается зависимой от другой или придаточной по отношению к ней. В таком взаимодействии двух или нескольких вещей никогда нет неразрывной механической связи, они существуют как отдельные предметы, один из которых как бы обслуживает другой. Вещи, между которыми существует связь такого рода, называются главной вещью и принадлежностью.

Именно такого рода связь обнаруживается между, например, замком и ключом, скрипкой и смычком и т.д. Иногда такая связь менее очевидна, чем в приведенных примерах, и тогда критериями выявления главной вещи и принадлежности служит договор, закон, технические стандарты и т.д.

Правовое значение деления вещей на главные и принадлежности состоит в том, что принадлежность следует судьбе главной вещи, если соглашением не предусмотрено иного. Именно такое диспозитивное правило предусмотрено в статье 135 ГК РФ.

Наличие у вещи качества принадлежности возможно при двух условиях:

а) имеется главная вещь;

б) хозяйственное (целевое) назначение главной вещи и принадлежности одинаково.

Проверяя наличие этих условий для квалификации взаимосвязи между вещами как главной вещи и принадлежности, следует учитывать разницу между принадлежностью и составной частью вещи. Вещь, лишенная составной части, лишена и самостоятельного значения (двигатель, например, является не принадлежностью, а составной частью автомобиля; без него вещь не признается завершенной и может выступать в обороте не в качестве автомобиля, а в качестве его части — шасси, кузова и т.п.).

Плоды, продукция и доходы. В гражданском праве плоды понимаются как продукты материального мира, органически производимые одушевленными либо неодушевленными вещами.

Плоды, производимые животными и растениями, именуются естественными (приплод домашних животных, фрукты, овощи и др.). Плоды, производимые вещью, вовлекаемой в гражданский оборот, именуют обычно доходами (наемная плата, проценты по кредиту и др.).

Выделение из массы вещей категории плодов обусловлено в праве необходимостью дать ответ на вопрос — кому принадлежит право собственности на плоды в случае спора о нем между собственником плодоприносящей вещи и лицом, присваивающим ее плоды. Этот вопрос в общей форме решен статье 136 ГК РФ: все поступления от вещи принадлежат ее законному владельцу (которым может быть и несобственник, а, например, наниматель).

Однако правило о признании законного владельца плодоприносящей вещи собственником ее плодов диспозитивно, стороны вправе указать в соглашении, что плоды поступают в собственность какого-либо, иного лица. Следовательно, собственнику плодоприносящей вещи при передаче ее в наем следует, если он хочет сохранить за собой право на извлечение плодов, специально оговорить это в договоре найма.

Незаконный владелец, возвращающий имущество собственнику при виндикации, не вправе удерживать плоды или доходы, извлеченные за период незаконного владения, — они возвращаются вместе с вещью, а при невозможности их возвращения в натуре, — возмещается их стоимость (ст. 303 ГК РФ).

Вещи движимые и недвижимые. ГК РСФСР 1964 г. не предусматривал деления вещей на движимые и недвижимые. Это деление было введено Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1991 г. в связи с признанием в Российской Федерации права частной собственности. Правовое значение деления вещей на движимые и недвижимые обусловлено различиями в порядке переноса права собственности на них в ходе имущественного оборота.

Для недвижимости предусмотрена регистрация вещных прав на неё. Регистрация таких прав обязательна при каждом случае переноса права собственности и иных вещных прав на недвижимость.

Для вещных прав на движимое имущество регистрация по общему правилу не требуется. Если бы она была введена, то стала бы тормозом для имущественного оборота, в то время как основное назначение гражданского правового регулирования состоит в устранении ненужных препятствий и содействии темпам такого оборота.

Способность вещей к физическому перемещению в пространстве в качестве их естественного свойства исторически была единственным критерием отграничения недвижимости от движимости. Она не может не учитываться и современным правом, выступая основным, хотя и не единственным критерием такого отграничения.

Понятие недвижимости дается в кодексе с традиционных позиций. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, леса, многолетние насаждения, здания и сооружения). ГК РФ отнес к недвижимости ряд других объектов, которым заведомо не присущ указанный выше признак. Это воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законодатель объединил их с естественно недвижимыми вещами, поскольку и те, и другие подлежат государственной регистрации. ГК РФ допускает возможность отнесения законом к недвижимости или, точнее, к режиму, установленному для недвижимости, и много иного имущества.

Движимыми признаются вещи (в том числе деньги и ценные бумаги), которые не были включены в число недвижимых. Пункт 2 статьи 130 ГК РФ устанавливает, что в отличие от прав на недвижимые вещи, которые во всех случаях подлежат государственной регистрации, права на движимость необходимо регистрировать только в случаях, предусмотренных законом.

Составной частью более строгого режима недвижимого имущества является обязательная его государственная регистрация. Государственная регистрация состоит во внесении соответствующих записей в единый государственный реестр, который в соответствии с ГК РФ будут вести учреждения юстиции (ст. 80).

Предприятие рассматривается в ГК РФ в качестве особого вида недвижимого имущества и понимается, согласно статье 132 ГК РФ, как объект права. В то же время оно рассматривается и в качестве субъекта права в плане тех положений ГК РФ, которые определяют статус унитарных и казенных предприятий (ст. ст. 113, 115).

При взгляде на предприятие как на объект права оно рассматривается как имущественный комплекс, объединяющий в себе как в едином целом все виды имущества, предназначенные для предпринимательства, а также имущественные и неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Переход права собственности или иного вещного права на предприятие предполагает переход к новому правообладателю всего имущественного комплекса в целом; изъятия из имущественного комплекса, составляющего предприятия, допустимы при такой передаче только по специальному соглашению или по предписанию закона.

Деньги в системе объектов гражданских прав. Экономическое назначение денег — быть всеобщим эквивалентом в системе имущественного оборота, выступать средством платежа в отношениях производства и обмена. Их экономическое назначение обеспечивается и правовыми средствами, в частности, законодательством о денежной системе.

В качестве объекта гражданских прав деньги характеризуются, прежде всего, свойствами родовых, делимых и заменимых вещей.

Это значит, что заемщик, получивший по договору займа от заимодавца некоторую сумму денег, приобретает в отношении полученных денег право собственности. Возвращает он не те же самые денежные знаки (с теми же эмиссионными номерами), а любые иные, любого номинала, но в той же сумме. Гибель полученных денежных знаков, например, при пожаре или иных обстоятельствах не влияет на обязанность своевременно возвратить полученный долг и т.д.

В то же время деньги отличаются от обычных родовых и заменимых вещей. Отличие обусловлено тем, что они выступают законным платежным средством, пригодным, по общему правилу, для погашения любого имущественного долга. Обладая свойствами всеобщего эквивалента, деньги пригодны и для компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

Если деньги лишены свойств всеобщего эквивалента, то они утрачивают свои родовые признаки и могут выступать объектом права в качестве индивидуально-определенных вещей. Так, выступая элементом нумизматической коллекции, они утрачивают свойства делимости и заменимости и подчиняются общим правилам об имуществе.

Работы и услуги.

Объектами обязательственных правоотношений являются сами действия обязанного лица, которые могут выразиться в совершении им работы или оказании услуг. Совершаемая работа в ряде случаев имеет целью создание какого-либо овеществленного результата, который является предметом обязательственного правоотношения. Например, работа подрядчика по изготовлению мебели приводит к созданию индивидуально-определенной вещи — мебельного гарнитура, которая и служит предметом договора подряда.

Однако не всякие действия субъектов обязательственных правоотношений приводят к созданию результата, имеющего материальную форму. Например, оказание медицинских, юридических, информационных услуг не приводит к появлению каких-либо предметов. В этом случае интерес клиента заключается в самом получении соответствующей услуги, которая и является объектом данного правоотношения.

Интеллектуальная собственность представляет собой права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукции. Эти объекты гражданских прав регулируются специальным законодательством — авторским правом, правом на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве. К результатам интеллектуальной деятельности приравниваются средства индивидуализации юридического лица, выпускаемой им продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Так, Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» регулируются отношения, возникающие в связи с их регистрацией, правовой охраной и использованием.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст. 138 ГК РФ).

Нематериальные блага.

В числе объектов нематериальных благ в статье 150 ГК РФ называются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, права автора. Этот перечень нематериальных благ не является исчерпывающим, гражданину могут принадлежать и иные нематериальные блага в силу закона или от рождения. В то же время нематериальные блага, перечисленные в статье 150 ГК РФ, не регулируются, а только защищаются гражданско-правовыми методами. Защита нематериальных благ осуществляется как в соответствии с положениями ГК РФ, так и на основании иных законов.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. ст. 17-18 Конституции РФ).

Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежного компенсирования этого вреда. Подморальным неимущественным вредом закон понимает физические и нравственные страдания, связанные с нарушением его прав (на имя, на авторство и т. д.) либо нематериальных благ (жизнь, здоровье, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т. п.). При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ; ст. ст. 1099-1101 ГК РФ). Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 152 ГК РФ).

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

17 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491), и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее — Минимальный перечень). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил N 491).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше минимального перечня.
Указанный подход в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома, согласно законным требованиям собственников помещений данного дома.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Иные объединения собственников помещений в МКД, например совет многоквартирного дома, не вправе утверждать указанные тарифы, поскольку это не входит в его права, предусмотренные ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
Таким образом, внесение в договор управления МКД пункта, согласно которому управляющая компания может в одностороннем порядке провести индексацию тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД является незаконным (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2017 N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-3037/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена