П 1 ст 164 ГК

1. Комментируемая статья устанавливает правовой режим государственной регистрации сделок. Как следует из статьи, государственная регистрация не является формой сделки, но применяется к сделкам определенной формы, а именно — письменной. При этом государственная регистрация возможна как в отношении сделок, совершенных в простой письменной форме, так и в случае нотариально удостоверенных сделок.

Государственная регистрация сделки — такой юридический факт, с которым законодатель связывает действительность сделки (формулировка п. 1 комментируемой статьи является законодательной новеллой, введенной с 01.09.2013). Законодатель установил, что посредством государственной регистрации государство признает и подтверждает возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение гражданских прав.

Подавляющее большинство сделок, подлежащих государственной регистрации, — это сделки с недвижимым имуществом (о понятии недвижимого имущества см. ст. 130 ГК РФ и комментарий к ней).

2. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации недвижимости устанавливаются ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, другими нормативными правовыми актами.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. В настоящее время таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

3. Еще одной законодательной новеллой является п. 2 комментируемой статьи, согласно которому государственной регистрации подлежат те сделки, которые направлены на изменение условий зарегистрированной сделки (например, дополнительные соглашения к договору ипотеки и пр.).

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847;

— Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219;

— Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.

5. Судебная практика:

— Постановление ФАС Центрального округа от 03.12.2013 по делу N А14-2643/2013;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2011 по делу N А33-13257/2010;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А29-1603/2009;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 N 07АП-4704/2009 по делу N А45-16528/2008.

Статья 164. Государственная регистрация сделок

1. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

2. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Установка пароля

Если у вас версия Word 2007 года, то вам нужно нажать на кнопку «Office», что находится в левом верхнем углу.

  1. Раскройте раздел «Подготовить».
  2. Выберите «Зашифровать документ».
  3. Введите ключ безопасности два раза (второй нужен для подтверждения пароля).

Код доступа чувствителен к регистру, поэтому убедитесь, что не была нажата клавиша Caps Lock или Shift.

Восстановление утерянного пароля невозможно, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ключ безопасности не был утерян (забыт).

В версии Word 2003 года та же операция проделывается через меню «Сервис», где есть раздел «Параметры» с подразделом «Безопасность». В Word 2010 сохранена кнопка «Office», однако раздел «Подготовить» заменен на вкладку «Защитить», в которой есть пункт «Зашифровать паролем».

Удаление пароля

Если вам больше не нужно защищать содержимое документа, можете также легко и быстро снять с него пароль:

  1. Запустите файл и введите код доступа для его открытия.
  2. Нажмите кнопку «Office».
  3. Перейдите на вкладку «Подготовить» («Защитить документ» в Word 2010).
  4. Выберите «Зашифровать документ».
  5. Удалите пароль из строки и нажмите «Ок».

В версии Word 2003 года те же действия производятся через меню «Сервис» в разделе «Параметры». Удалите ключ из пункта «Безопасность» – и документ будет открываться без проверки пароля.

Запрет редактирования

Если вам нужно, чтобы документ могли открывать другие пользователи, но возможность внесения изменений была только у вас, то поставьте ограничение на редактирование. В Word 2007:

  1. Откройте вкладку «Рецензирование».
  2. Нажмите «Защитить документ».
  3. Выберите в появившейся справа панели режим ограничения.

Есть два вида ограничений – на форматирование и редактирование. В первом вы можете ограничить набор разрешенных стилей, во втором – полностью запретить какое-либо редактирование документа.

Пользователь, открывший файл, может лишь ознакомиться с его содержимым, но удалить что-то или заменить у него не получится.

  1. Выберите режим редактирования.
  2. Нажмите кнопку «Да, включить защиту».
  3. Введите и подтвердите пароль.

Отключается защита таким же образом: вы переходите на вкладку «Рецензирование», запускаете опцию «Защитить документ» и нажимаете «Снять защиту». После ввода пароля ограничение на форматирование и редактирование будет снято.

В Word 2010 путь к настройке ограничений немного отличается: нужно нажать кнопку «Office», перейти в раздел «Сведения» и здесь уже нажать кнопку «Ограничить редактирование».

В версии 2003 года функция располагается в меню «Сервис», где есть пункт «Защитить документ».

Пометить как окончательный

Если вы собираетесь открыть к текстовому файлу общий доступ и беспокоитесь, что кто-то случайно внесет в него изменения, то можно пометить документ как окончательный. Эта функция не является средством обеспечения безопасности, так как поменять статус документа может любой пользователь, открывший файл.

Команда «Пометить как окончательный» позволяет защитить текст от случайных изменений.

Кроме того, пользователям будет сообщено, что рассматриваемый документ является окончательной версией.

  1. Нажмите кнопку «Office».
  2. Раскройте раздел «Подготовить».
  3. Нажмите «Пометить как окончательный».

Внизу появится небольшой значок, уведомляющий, что документ помечен как окончательный. Все инструменты редактирования станут неактивными; файл же будет доступен только для чтения.

Обход защиты

Если есть методы установки пароля, то должен быть и способ его снять. С «правильным» отключением ограничений мы разобрались; но если вы забыли код доступа, то придется прибегнуть к нечестным методам:

  1. Поменяйте расширение файла с «docx» на «zip».
  2. Вытащите из полученного архива файл settings.xml (в папке «word»).
  3. Откройте файл и удалите из него сведения <w:documentProtection со всеми атрибутами. Сохраните изменения.
  4. Запакуйте settings.xml обратно в архив с документом.
  5. Поменяйте обратно расширение с «zip» на «docx».

Этот способ работает только в документах, созданных в Word 2007 и 2010. Если вам попался файл с расширением *.doc, то попробуйте открыть его через приложение OpenOffice.

Использование других методов защиты

Если встроенные средства защиты документа Word кажется вам недостаточно надежными, можете дополнительно запаролить файл с помощью сторонних программ. Рассказывая, как установить пароль на папку, мы уже описывали несколько проверенных способов:

  • Ограничение доступа средствами Windows.
  • WinRar.
  • Anvide Lock Folder.

Зашифровать файл можно с помощью любого архиватора – например, отлично справляется с задачей программа 7-Zip. После создания архива с паролем вы можете не беспокоиться о конфиденциальности документа: на его взлом понадобится много времени и средств.

Судебные органы Франции

Построение судебных органов Франции всецело связано с историей развития данного государства. Статья 66 Конституции Франции определяет судебную власть как «хранительницу личной свободы». Построение судебных органов Франции основывается на реализации именно данного конституционного принципа. Система судебных органов Франции является двойственной и включает систему административных судов и систему общих судов.

Административные суды Франции – явление историческое. Современная система административных судов этой страны имеет очень сложную систему построения своих судебных органов. Во-первых, компетенция указанных административных судов зависит от предмета самого спора. Так административным судам Франции подсудны споры, относящиеся к сфере управленческой деятельности публичных властей. Речь в данном случае идет о спорах, в которых одной из сторон выступает орган публичной власти, ограничивающий, по мнению другой стороны, права, интересы и его свободу, при осуществлении управленческой деятельности. Административным судам будут подсудны также действия публичных органов власти, которые основаны на праве.

Специально для решения вопросов о подсудности в 1848 г. был учрежден Суд по спорам о подсудности. В настоящее время функцию данного судебного органа выполняет специализированный судебный орган административной юстиции Франции – трибунал по конфликтам, который наделен уникальной судебной функцией – разрешение споров о компетенции между общими судами и административными судами. Кроме того, трибунал по конфликтам, вправе обращаться в Кассационный суд Франции либо в Государственный совет в случае, когда возникает вопрос о компетенции, связанной с разделением властей.

Во-вторых, система административных судов состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные суды. В качестве судов первого звена системы административных судов выступают административные трибуналы. Они являются судами первой инстанции и рассматривают административные споры, подсудные системе административных судов. Административные трибуналы действуют в юрисдикции судебного округа, который охватывает несколько департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 36 административных трибуналов.

Судами второго звена системы административных судов являются административные апелляционные суды, которые выступают в качестве апелляционной инстанции на судебные решения, вынесенные административными трибуналами, выступающими в качестве суда первой инстанции. Во Франции насчитывается шесть административных апелляционных судов.

Высшим судебным органом системы административных судов является Государственный совет. Государственный совет выступает в качестве суда кассационной инстанции и рассматривает жалобы на судебные решения, рассмотренные в апелляционном порядке в административном апелляционном суде. Кроме того, Государственный совет может рассмотреть в качестве суда первой инстанции жалобу на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др. по существу. Еще одну функции призван осуществлять Государственный совет Франции – быть консультативным учреждением при правительстве, т.е. являться одновременно органом государственного управления.

В систему административных судов Франции входят специализированные административные суды. В качестве специализированного административного суда выступает Счетная палата. Она занимает особое место в судебной системе: является судебным органом, проверяющим счета публичных финансовых служб. Кроме того, в регионах Франции создаются региональные счетные палаты, которые рассматривают счета публичных образований и, создаваемых в регионах учреждений.

Счетная палата Франции является апелляционной инстанцией по тем решениям, которые были вынесены региональными счетными палатами. Государственный совет Франции выступает в качестве суда кассационной инстанции на решения, вынесенные Счетной палатой.

Основную роль в системе правосудия играют суды общей юрисдикции. По своей правовой природе суды общей юрисдикции Франции имеют трехступенчатую систему построения, которая включает в себя:

  • – Кассационный суд;
  • – апелляционные суды;
  • – суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Все судебные органы, рассматривающие категории дел по первой инстанции, в зависимости от их подсудности по уголовным и гражданским делам условно подразделяются:

по уголовным делам на:

  • – полицейские суды;
  • – исправительные суды;
  • – суды ассизов.

по гражданским делам на:

  • – суды малой инстанции;
  • – суды большой инстанции.

Низовую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции. Такими судами являются трибуналы малой инстанции и полицейские суды (трибуналы полиции). Данные судебные органы Франции относятся к специализированным судам, но с и по своей компетенции входят в систему судов общей юрисдикции. Правосудие но всем личным и имущественным искам, подсудным трибуналам малой инстанции, судьи осуществляют единолично. При этом решения трибунала малой инстанции не подлежат обжалованию.

Предметная подсудность трибуналов малой инстанции ограничена рассмотрением споров об аренде жилых помещений, посессорных исков, споров о применении положений Кодекса потребления, а также споров, касающихся потребительского кредита, жалоб по вопросам составления избирательных списков и т.д. Кроме того, трибунал малой инстанции рассматривает гражданские дела, касающиеся всех личных или вещных исков по поводу движимого имущества на сумму до 10 тыс. евро. Трибунал малой инстанции осуществляет и внесудебные полномочия – удостоверяет имеющие место события, доверенности для голосования на выборах, а также осуществляет надзор за управлением имущества и опекой над взрослыми и несовершеннолетними недееспособными лицами в судебном округе. Таким образом, трибунал малой инстанции осуществляет не только правосудие по гражданским делам с небольшой ценой иска, в отношении малообеспеченных граждан, но и выполняет несвойственные для правосудия функции – надзор за управлением имущества и опекой над взрослыми и несовершеннолетними недееспособными лицами.

Трибунал малой инстанции, рассматривающий категорию уголовных дел, именуется полицейским судом (трибуналом полиции). В этом случае полицейский суд выступает в качестве суда общей юрисдикции и по первой инстанции рассматривает уголовные дела о незначительных уголовных деяниях- проступках, за которые может быть назначен штраф на небольшую сумму либо арест на срок от одного дня до двух месяцев. Дела в них рассматриваются единолично судьями трибунала малого процесса. Кроме того, отличительной особенностью полицейских судов является отсутствие возможности обжаловать судебные решения, вынесенные полицейскими судами, выступающими при осуществлении правосудия в качестве суда первой инстанции. Данное построение трибуналов малой инстанции и полицейских судов свидетельствует об ограничении некоторых принципов, таких, как право на обжалование, равенство всех перед судом и т.д.

Следующим судебным органом, представляющим суд первой инстанции и рассматривающим различные категории дел по существу, является трибунал большой инстанции. Данный судебный орган входит в систему судов общей юрисдикции. Трибунал большой инстанции имеется в каждом округе Франции. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с заместителями председателей трибуналов. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях не менее чем из трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается их разбирательство судьей единолично при согласии на то сторон.

Трибуналы большой инстанции при осуществлении правосудия выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, рассматривающего споры имущественного характера, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и другие. По ряду вопросов компетенция трибунала большой инстанции является исключительной. Так, они рассматривают по существу преторные иски по поводу недвижимого имущества и обращения взыскания на имущество, иски патентов на изобретения, патентов на товарные знаки, иски, связанные с ликвидацией имущества юридических лиц и т.д. Кроме того, если в округе отсутствует торговый трибунал, то трибунал большой инстанции выполняет все его функции. Некоторые категории гражданских дел, подсудные трибуналам большой инстанции, рассматриваются единолично судьей. К таким спорам относятся споры, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, с требованием исполнения иностранных решений.

При трибунале большой инстанции имеются специализированные судьи, единолично рассматривающие споры по семейным делам, по исполнению судебных решений, за исключением решения вопроса об опеке над недееспособными несовершеннолетними лицами и о применении мер по оказанию помощи воспитательного характера. Кроме того, при трибунале большой инстанции имеются судьи, которые рассматривают дела об отчуждении. В компетенцию данного судьи входит определение размера возмещения, которое государство и иные органы должны выплатить собственнику недвижимого имущества, подвергнутого отчуждению для общественных нужд. Таким образом, трибуналы большой инстанции Франции, по гражданским делам выступают в качестве суда первой инстанции по основным категориям дел, подсудных судам общей юрисдикции. Для трибуналов большой инстанции характерен также принцип специализированного построения данного судебного органа. В зависимости от специфики дел, их рассмотрение осуществляется специализированными судьями.

В сфере уголовного судопроизводства трибунал большой инстанции выступает как исправительный трибунал. В тех трибуналах большой инстанции, где в связи со значительным объемом работы имеется много судей, образуется одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала. Уголовные дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиально, в составе трех судей. Некоторые категории уголовных дел, связанных с нарушением правил охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться судьями единолично. В то же время в процессах, рассчитанных на длительное разбирательство, в состав коллегии могут быть назначены запасные судьи, полномочные заменить судью, выбывшего из процесса по болезни или по другим причинам. В основном, исправительные трибуналы Франции, выступая в качестве судов общей юрисдикции, рассматривают уголовные дела по первой инстанции о тяжких преступлениях, за которое обвиняемым грозит уголовное наказание сроком до 10 лет тюремного заключения.

В структуру трибунала большой инстанции (исправительного трибунала) входит следственный судья, который по УПК Франции является органом предварительного следствия. При этом следственный судья является органом предварительного следствия первой инстанции.

Следственным органом второй инстанции является обвинительная камера апелляционного суда Франции, которая осуществляет контроль за правильностью расследованием уголовных дел. Одновременно она обладает правом наложения на следственных судей дисциплинарных взысканий. Но проведение предварительного следствия является исключительной функцией только следственных судей. Они осуществляют производство предварительного следствия по наиболее серьезным преступлениям. Следственный судья трибунала большой инстанции всегда выступает как единоличный судья. В случае если в производстве у следственного судьи имеется наиболее сложное дело, то поэтому уголовному делу назначается несколько следственных судей. Кроме того, ст. 50 УПК Франции предусматривает, что «Следственный судья, избираемый от числа судей трибунала», назначается (Ордонанс № 58–1296 от 23 декабря 1958 г.) в порядке, предусмотренном для назначения судебных магистратов. В случае необходимости другой судья может быть в том же порядке временно наделен функциями следственного судьи совместно с магистратом. Если первый председатель делегирует в трибунал судью, он может также своим постановлением временно наделить его функцией предварительного следствия. Если следственный судья отсутствует, болен или по другим причинам не может выполнить свои функции, трибунал большой инстанции принимает решение о его замене одним из судей данного трибунала. Следственный судья не только является органом, который наделен полномочиями осуществления процессуальных (следственных) действий, необходимых для достижения истины по уголовному делу, но и обладает правом на применения такой меры пресечения, как заключение под стражу. Следует заметить, что 15 июня 2000 г. был принят Закон № 2000–516 «О защите презумпции невиновности и прав потерпевших», согласно которому были внесены изменения в УПК Франции. Согласно этому Закону в уголовном судопроизводстве Франции появился новый участник – судья «по свободам и заключению». Часть полномочий следственного судьи перешла к судье по свободам и заключению, который стал еще одним судебным органом, контролирующим следственного судью.

Судья по свободам и заключению как субъект уголовно-процессуальной деятельности имеет и иные полномочия в рамках следствия, которые носят сугубо судебный, а не следственный, характер. Одним из основных полномочий судьи по свободам и заключением, является применение меры пресечения, как заключение под стражу. Судья по свободам и заключению не вправе действовать по своей инициативе, так как он осуществляет судебный контроль только по требованию органов, ведущих производство по делу, или по ходатайствам сторон.

Данное построение судебных органов Франции свидетельствует о безусловно правильных элементах реализации такого принципа, как независимость не только судебной власти, но и органов предварительного расследования. В этой связи С. В. Боботов отмечает, что «с принципом независимости судебной власти тесно смыкается и независимость следственных органов, контроль за ее деятельностью суверенно осуществляет обвинительная камера, действующая коллегиально и с соблюдением состязательной процедуры. Судебный контроль за следствием – важная гарантия, значение которой в правовом государстве трудно переоценить». Такое построение судебных органов Франции, свидетельствует о реализации принципа уголовного судопроизводства и судоустройства, как гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. По мнению Л. В. Головко, «укрепление гарантий прав личности в уголовном процессе Франции более всего отразилось на содержании досудебных стадий».

В структуре трибунала большой инстанции имеются должности и судьи по применению наказания. Названный судья согласно УПК Франции вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденным, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобождении и др. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трехлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса. Таким образом, судья по применению наказаний реализует функцию по контролю за условием содержания лиц в пенитенциарных учреждениях, о порядке отбывания наказания осужденными, оказывает помощь лицам, отбывшим уголовное наказание. Кроме того, судья по применению наказания должен обеспечивать контроль за лицами, отбывающими наказание без лишения свободы.

Другой отличительной особенностью структуры трибунала большой инстанции является наличие судей по делам несовершеннолетних. Указанные судьи выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, связанным с применением мер воспитательного характера, необходимых для охраны детей, здоровья, безопасности, нравственности. Кроме того, он рассматривает дела, связанные с попечительством, предоставлением семейных и социальных пособий. По уголовным делам судья по делам несовершеннолетних единолично, а по наиболее серьезным делам в составе двух непрофессиональных заседателей, рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершённых несовершеннолетними в возрасте до 18 лет, и, назначает всевозможные меры исправления несовершеннолетних.

Таким образом, трибунал большой инстанции Франции является судом общей юрисдикции. В этом статусе он рассматривает все категории гражданских и уголовных дел по существу в качестве суда первой инстанции. Кроме того, в структуре трибунала большой инстанции имеются должности следственного судьи. Данное положение свидетельствует о том, что трибунал большой инстанции реализует функцию не только правосудия, но и функцию уголовного преследования. С одной стороны данное построение не вписывается в реализацию функции состязательности сторон в уголовном судопроизводстве. Однако при осуществлении уголовного преследования следственный судья выступает как независимый участник уголовного судопроизводства, который не вмешивается в функцию правосудия, реализуемую другими судьями трибунала большой инстанции. Следственный судья является также независимым процессуальным участником при производстве по уголовным делам, и никто не вправе вмешиваться в его процессуальную деятельность. Процессуальный контроль за следственным судьей осуществляет только судьи «по свободам и заключению».

В соответствии с Кодексом о судебной организации, который введен Орданансом от 8 июля 2006 г. № 2006–672, в системе судебных органов имеются так называемые сопредельные судебные органы, которые выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам. В каждом округе апелляционного суда Франции должен быть, по меньшей мере, один сопредельный судебный орган. В сфере гражданской юрисдикции сопредельный судебный орган рассматривает личные или вещные иски по поводу движимого имущества на сумму до 4 тыс. евро. В сфере уголовной юрисдикции компетенция сопредельного судебного органа регламентируется УПК Франции.

Существенное значение для решения задач правосудия Франции играют апелляционные суды (cours appel) системы общих судов. Во Франции насчитывается 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пяти апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции (Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две «территориальные единицы» с особым статусом – острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон). Основная функция апелляционных судов Франции при отправлении правосудия заключается в повторном рассмотрении дел, с вынесением нового судебного решения в случае подачи апелляционной жалобы па судебное решение суда первой инстанции. В составе апелляционных судов имеется, как правило, несколько палат по гражданским и уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами. Речь в данном случае идет о коммерческих трибуналах, которые выступали при осуществлении правосудия по делам подведомственным коммерческим трибуналам в качестве судов первой инстанции. Кроме того, апелляционные суды играют важную роль при рассмотрении споров о компетенции между общими судами и специализированными судебными органами. В определенных законом случаях апелляционный суд, используя свои полномочия по истребованию гражданских дел, выполняет функцию суда первой инстанции, непосредственно разрешая споры по существу (ст. 89, 568 ГПК Франции). Все дела в апелляционном суде рассматриваются коллегиально.

По уголовным делам апелляционный суд, как правило, – это палата но уголовным делам, рассматривает апелляционную жалобу. Он обладает правом оставить приговор в силе либо отменить его. Апелляционный суд обладает также правом вынести иное судебное решение по делу. Лишь при определенной необходимости палата по уголовным делам апелляционного суда направляет уголовное дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд.

В составе каждого апелляционного суда имеется одна или несколько обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности, за предварительным заключением обвиняемого. Кроме того, обвинительная камера обладает правом принимать решения о передаче уголовного дела в суд ассизов, выступая как орган, осуществляющий организационно-подготовительные мероприятия для дальнейшего его рассмотрения по существу в суде.

Обвинительная камера апелляционного суда выполняет также функцию дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Кроме того, она наделена полномочиями по реабилитации, выдаче и амнистии, лиц в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство.

Особо тяжкие категории уголовных преступлений, за которые возможно назначение уголовных наказаний в виде пожизненного лишения свободы или временного лишения свободы и переданные из обвинительных палат апелляционных судов, подлежат рассмотрению по существу судами ассизов. Суды ассизов рассматривают сравнительно небольшое количество уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Данный судебный орган Франции действует в каждом департаменте и имеет специфический характер своих полномочий. Дело в том, что иногда суд ассизов в литературе называют судом присяжных. Франция же, давно отказалась от суда присяжных в его классической форме. Разбирательство уголовных дел такой категории осуществляют три профессиональных судьи и девять заседателей. Все заседатели подбираются по спискам избирателей каждого департамента путем жребия после отбора специальными комиссиями. При осуществлении правосудия заседатели принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и по вопросам наказания. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако, неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, присяжные принимают большинством не менее чем в восемь голосов из 12 участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит. Кроме того, оправдательный приговор данного судебного органа не может быть обжалован обвинением в кассационном порядке.

Суд ассизов рассматривает уголовные дела в составе трех судей, сочетая только профессиональный компонент. Речь идёт о таких категориях преступлений, как государственные преступления, воинские преступления, терроризм, торговля наркотиками. Суд ассизов работает с перерывами. Каждый квартал проводит сессию продолжительностью 15 дней.

Систему общих судов возглавляет Кассационный суд (Cour de cassation). Он выступает в качестве суда, уполномоченного пересматривать приговоры нижестоящих судов на основании кассационных жалоб по вопросам права, но не факта. Французская доктрина выработала два способа обжалования судебных решений: ретрактационные (в суде, который вынес решение) и реформационные (в иерархически вышестоящем суде). Кассационный суд как раз является вышестоящим судебным органом, в который вправе обжаловать судебные решения, вынесенные по первой инстанции. При этом Кассационный суд не правомочен решать дело по существу. При этом юрисдикция Кассационного суда не распространяется на оправдательный приговор суда присяжных, которые не могут быть опротестованы прокурором.

Предшественником Кассационного суда Франции был королевский совет, куда направлялись жалобы на решения парламентов. Главная причина учреждения Кассационного суда – необходимость поддержания единства законодательства, предупреждение различий в судебной практике. В современной Франции Кассационный суд состоит из пяти палат по гражданским делам и одной палаты по уголовным делам. В составе Кассационного суда действует Пленум. Он созывается для рассмотрения таких дел, которые содержат «вопросы принципиального характера», а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде. В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на судебные решения нижестоящих судов. Как отмечалось выше, Кассационный суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта – только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

Кассационный суд обладает полномочиями по отмене судебных решений или приговоров нижестоящего суда. Обычно он направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только но конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особое значение имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.

В судебную систему Франции входит ряд специализированных судебных органов на уровне трибунала малого процесса. К их числу относятся: торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии но социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др.

Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов.

Торговые трибуналы (tribunaux de commerce) (их насчитывается 227) состоят из трех судей-консулов. Компетенция коммерческих (торговых) трибуналов, определяется Торговым кодексом и другими законами, например, ст. L.411–li Кодекса о судоустройстве Франции. Указанные трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др. Судьи коммерческих трибуналов избираются.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов – консультативный орган при министре юстиции и министре труда.

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по шесть их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей.

В систему специализированных судов Франции входят военные трибуналы. Следует заметить, что Законом от 21 июля 1982 г. военные трибуналы на период мирного времени в стране были упразднены. Вместе с тем военные трибуналы, находящиеся за границей, были сохранены и в мирное время. В ноябре 1999 г. Законом о реформе CJM был создан военный суд г. Парижа (Tribunal aux armees de Paris), которому стали подсудны дела о преступлениях, совершенных французскими военнослужащими за границей (ст. 59 Военного уголовного кодекса Франции). Кроме того, была установлена специальная процедура рассмотрения дел, открытое слушание которых может привести к разглашению государственной или военной тайны.

Все преступления, совершенные лицами, обладающими правовым статусом военнослужащего, подлежат рассмотрению обычными судами: исправительным трибуналом и судом ассизов. Но определенная специализация имеет место, так как внутри каждого исправительного трибунала создана военная коллегия, а суд ассизов по делам военнослужащих будет состоять состоит из семи профессиональных судей, а не из заседателей, выбираемых из числа простых граждан (ст. 702 УПК Франции).

Французским законодательством все профессиональные субъекты судопроизводства относятся к так называемому корпусу магистратуры. В этот корпус включается как судьи, так и прокуратура.

Судьи во Франции – независимые и несменяемые профессиональные субъекты судопроизводства. Кроме собственно судей, в нашем понимании, в магистрат включены:

  • – судьи по делам несовершеннолетних, чьи полномочия сочетают в себе судейские и социально-педагогические;
  • – судебные следователи, основные функции которых заключаются в возбуждении уголовного дела и ведение его вплоть до судебного разбирательства;
  • – судьи по надзору и контролю за исполнением судебных решений и приговоров.

В рамках судейского корпуса находится и судебная канцелярия, состоящая из секретарей отдельных судов, которые ведут статистику судебных дел, занимаются решением административно-технических и других вопросов.

Законодательство Франции выделяет также отдельных непрофессиональных субъектов судопроизводства. К таковым относятся: присяжные заседатели, заседатели по делам несовершеннолетних, выборные судьи торгового суда, судьи паритетного суда по делам сельскохозяйственной аренды, члены примирительной комиссии и др.

Рис. 37.2. Судебная система Франции