Ответственность

Статья 130 ГК РФ. Недвижимые и движимые вещи

Новая редакция Ст. 130 ГК РФ

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Комментарий к Ст. 130 ГК РФ

Наука.

Недвижимость и по преимуществу земля, непосредственное творение Божие, содержа в себе общий источник производительной силы, общее вместилище предметов обладания, сама по себе, по природе не является предметом личного обладания человеческого. Земля неподвижна, а люди движутся и сменяются на ней, около земли обращаются (по своей природе).

К.П.Победоносцев

1. Материальные объекты гражданских прав делятся по своему содержанию, правовому значению и юридической регламентации на две большие группы:

— недвижимые вещи;

— движимые вещи.

Комментируемая статья 130 ГК РФ содержит традиционный неисчерпывающий перечень недвижимых вещей по природе (здания, сооружения и т.д.) и по закону (воздушные и морские суда, космические объекты и т.д.), а также дает общее определение совокупных критериев, по которым иные, не указанные в статье вещи могут быть отнесены к недвижимым:

а) прочная связь с землей и

б) неперемещаемость, т.е. невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Кроме объектов, указанных в ст. 130 ГК, к недвижимым вещам относятся предприятия, жилые и нежилые помещения и т.д.

2. Недвижимые вещи отличны от движимых по физическим (природным) и юридическим признакам.

К физическим (природным) признакам относятся естественные свойства вещей, отнесенных к недвижимому имуществу. Это, в частности, прочность, незаменимость, долговечность, стационарность, фундаментальность, индивидуальная определенность, обусловленная в том числе и адресностью недвижимой вещи, и т.д.

Юридические особенности недвижимого имущества заключаются, в частности, в следующем:

— вещные права на недвижимость, их возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежат гласной государственной регистрации в установленном порядке;

— место нахождения недвижимого имущества определяет порядок наследования, подсудность споров, место исполнения обязательств;

— установлен более длительный срок приобретательной давности на недвижимое имущество;

— особая правовая судьба самовольной постройки как недвижимой вещи (ст. 222 ГК РФ);

— особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и на недвижимые вещи, от которых собственник отказался.

3. Все иные вещи являются движимыми.

Наука.

Само собой разумеется, что вопрос о прочности и связи строения с землею не может быть решен принципиально с полной точностью. Решение его зависит от обстановки каждого случая в отдельности… Несомненно, строительная техника, позволяющая перемещать многоэтажные дома, способна еще более затруднить и без того не особенно твердое отличие движимости от недвижимости.

Г.Ф.Шершеневич

Наука.

Недвижимость занимает особое место в гражданском обороте, она является существенной основой имущественного положения субъектов, их «богатства» и правовой защищенности (обеспеченности), влияет на направление и характер экономического развития того или иного региона, отрасли хозяйства, страны в целом. В соответствии с этим их переход, прекращение, ограничение прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

С.С.Алексеев

Судебная практика.

Согласно п. 1 ст. 130 названного Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Железнодорожные подъездные пути как результат труда и как реальное материальное благо являются объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В то же время в силу функционального предназначения это имущество прочно связано с землей и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Таким образом, железнодорожные подъездные пути относятся к недвижимому имуществу. При этом железнодорожные подъездные пути главной линии «станция Филино — станция Красный Профинтерн» протяженностью 7592,07 метра, находящиеся в Ярославском районе Ярославской области, точно так же являются недвижимостью, как и железнодорожные подъездные пути этой линии протяженностью 30054,07 метра (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2004 N А82-141/2003-Г/3).

Другой комментарий к Ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации

В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право частной собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. При этом земля вследствие ее ограниченности и социальной значимости необходимо подвергается таким ограничениям, которые чужды движимым вещам. Речь, в частности, идет о целевом характере использования земельных участков, их предельных размерах и т.д.

Характеризуя так называемую традиционную недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, следует указать на следующие ее признаки:

1) это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), что требует введения определенных ограничений его оборотоспособности, так как необходимо строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований;

2) объекты недвижимости связаны с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению либо является крайне дорогостоящим (вне связи с землей эти объекты недвижимостью не считаются);

3) объекты недвижимости определяются индивидуальными признаками. Индивидуализируются они в первую очередь своим местонахождением на определенном земельном участке;

4) отдельные виды недвижимости могут использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением. Речь, в частности, идет о таких видах недвижимости, как земельные участки, жилые помещения и др.;

5) в отношении недвижимого имущества действуют специальные правила совершения сделок с ним, определяющие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателем этим участком или его частью.

В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи 130 Гражданского кодекса России говорится о юридическом признании указанного в ней имущества (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) в качестве недвижимого, хотя по своей физической сути оно является движимым.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах, где указывается также, на какие транспортные средства регистрируются права и устанавливается порядок их регистрации.

Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи 130 ГК были внесены изменения, согласно которым в перечень объектов недвижимого имущества добавлены объекты незавершенного строительства. Отнесение объектов незавершенного строительства к недвижимости ранее подтверждалось как судебной практикой (см. п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), так и некоторыми правовыми актами (см. п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2012 года N 275-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ Принят Государственной Думой 19 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2017 N 237-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 571-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 27.12.2019 N 517-ФЗ, от 18.02.2020 N 20-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Формирование, утверждение и размещение государственного оборонного заказа
    • Статья 4. Формирование государственного оборонного заказа
    • Статья 5. Утверждение государственного оборонного заказа
    • Статья 6. Размещение государственного оборонного заказа
    • Статья 6.1. Идентификатор государственного контракта
  • Глава 3. Основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя
    • Статья 6.2. Основные права государственного заказчика
    • Статья 7. Основные обязанности государственного заказчика
    • Статья 7.1. Основные права головного исполнителя, исполнителя
    • Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
  • Глава 3.1. Банковское сопровождение
    • Статья 8.1. Уполномоченные банки
    • Статья 8.2. Основные права и обязанности уполномоченного банка. Банковское сопровождение
    • Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
    • Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается
    • Статья 8.5. Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу
    • Статья 8.6. Основания и порядок приостановления операции по отдельному счету и отказа в совершении такой операции
  • Глава 3.2. Основные права и обязанности Федерального органа в области обороны
    • Статья 8.7. Основные права федерального органа в области обороны
    • Статья 8.8. Основные обязанности федерального органа в области обороны
  • Глава 3.3. Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
    • Статья 8.9. Основания перевода сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
    • Статья 8.10. Исключение банка из категории уполномоченных банков
    • Статья 8.11. Перевод сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации
    • Статья 8.12. Права и обязанности уполномоченного банка, банка при переводе сопровождаемой сделки
    • Статья 8.13. Права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк
  • Глава 4. Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 9. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 10. Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
    • Статья 11. Виды цен на продукцию по государственному оборонному заказу
  • Глава 5. Выполнение государственного оборонного заказа
    • Статья 12. Обеспечение выполнения государственного оборонного заказа
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Особенности антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15. Ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа
  • Глава 5.1. Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.1. Функции контролирующего органа
    • Статья 15.2. Полномочия контролирующего органа
    • Статья 15.3. Предоставление информации в контролирующий орган
    • Статья 15.4. Проведение проверок контролирующим органом
    • Статья 15.5. Права работников контролирующего органа. Доступ должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица
    • Статья 15.6. Осмотр
    • Статья 15.7. Истребование информации и документов при проведении проверки
    • Статья 15.8. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.9. Оформление результатов проверки
    • Статья 15.10. Обязанность контролирующего органа по соблюдению охраняемой законом тайны и обеспечению конфиденциальности персональных данных
  • Глава 5.2. Рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.11. Возбуждение и рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.12. Комиссия по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.13. Акты, процессуальные документы, принимаемые комиссией
    • Статья 15.14. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.15. Лица, участвующие в деле о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.16. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.17. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.18. Рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.19. Перерыв в заседании комиссии
    • Статья 15.20. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.21. Объединение или выделение дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.22. Прекращение рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.23. Принятие комиссией решения по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.24. Предписание по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.25. Исполнение предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Последствия неисполнения предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 15.26. Разъяснение решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
    • Статья 15.27. Пересмотр решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
    • Статья 15.28. Порядок обжалования решений и предписаний контролирующего органа
  • Глава 5.3. Особенности применения настоящего Федерального закона
    • Статья 15.29. Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 16. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Порядок назначения на должность судей Верховного суда РФ

Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.

Существующие на сегодняшний день критерии для отбора судей, свидетельствуют, что в данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко. Законодательство содержит лишь формальные критерии, необходимые для занятия должности судьи, мало внимания уделяется и формированию кадрового состава помощников судей.

В настоящее время перед законодателем стоит задача, с одной стороны — унификации требований к кандидатам на должности судей и принятия федерального закона по данной проблеме, а с другой — конкретизации существующих требований к кандидатам.

Закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи.

Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение, в котором сказано, что степень «бакалавр юриспруденции» является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года. Квалификация «бакалавр юриспруденции» дает гражданину право при поступлении на работу на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако не для назначения на должность судьи, для которой требуется квалификация «дипломированный специалист».

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Единый порядок назначения (избрания) судей и общие для всех квалификационные требования к возможности осуществления судебной деятельности.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Как только Совет Федерации определился с процедурой назначения судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Прописана процедура назначения на должность судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Председатель ВС РФ и его заместители назначаются на должность в том же порядке, что и судьи Конституционного Суда РФ.

Для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрена отдельная процедура. Вопрос о назначении их на должность Совет Федерации рассматривает в 14-дневный срок со дня получения представления Президента РФ. Кандидатуры судей предварительно обсуждаются на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Голосование по кандидатам может проводиться списком или по каждой кандидатуре отдельно. Голосование тайное с использованием бюллетеней (возможно применение электронной системы).

Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации оформляют постановлением Совета Федерации. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.

Ставка НДС 20% действует на территории России с 1 января

По подсчетам Минфина России, эта новация позволит увеличить доходы бюджета на 620 млрд рублей в год. Налог на добавленную стоимость в России платят юридические лица на всех этапах производства и продажи товара или услуги. Сумму уплаченного налога закладывают в конечную цену продуктов или услуг, так что фактически ее платят конечные потребители. Прошлая ставка НДС 18% действует с 1 января 2004 года.

Решение по увеличению НДС до 20% наименее болезненное для людей и экономики по сравнению с другими рассматриваемыми правительством вариантами увеличения доходов бюджета, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Так, по его словам, введение налога с продаж от 3% до 5% спровоцировало бы существенную инфляцию и уменьшило бы реальные доходы населения, или же сохранение НДС на уровне 18% при отмене льгот по НДС ударило бы по беднейшим, самым незащищенным слоям населения.

Куда пойдут доходы от повышения НДС?

Кабмин обещает направить средства от повышения НДС на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение. Также правительство приняло решение сохранить все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары и услуги. Льготная ставка НДС 10% сохранилась для продовольственных товаров первой необходимости (хлеб, молоко и прочее), детских и медицинских товаров.

Нулевая ставка налога применяется на некоторых внутренних межрегиональных воздушных перевозках. А именно, власти продлили действие этой ставки до 1 января 2025 года при пассажирских перевозках в Крым и обратно и если пункт отправления или прибытия находится на территории Дальневосточного федерального округа.

Льготную ставку НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, подсчитали в Минфине.

Причины повышение НДС

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин объяснял повышение налога потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть с 2014 года. В начале 2014 года цены на нефть были $110-100 за баррель, а на момент принятия решения о повышении они находились на уровне $76.

Кроме этого, по словам властей, в России сейчас быстрее растет доля ненефтяной экономики. По словам Кудрина, чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение, нужно найти дополнительные доходы.

НДС выбран также и потому, что он легко собирается и Федеральная налоговая служба научилась хорошо администрировать его.

В качестве мер, компенсирующих повышение НДС, правительство предложило бизнесу отмену налога на движимое имущество организаций, а также отмело контроль за трансфертным ценообразованием и упразднило институт консолидированной группы налогоплательщиков. Правительство также сократило сроки проведения камеральных (то есть в офисе налоговой службы, без посещения предприятия) проверок при возмещении НДС.

Также расширилось число предприятий, которым НДС будет возмещаться в ускоренном порядке. Сейчас этой процедурой могут воспользоваться компании, которые за три года перечислили в бюджет 7 млрд рублей налогов. В будущем этот порог будет снижен до 2 млрд рублей.

Как повлияет повышение НДС на цены?

Эксперты считают, что повышение ставки НДС до 20% будет сдерживать рост российской экономики в 2019 году. Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов сказал, что повышение НДС может ускорить инфляцию в 2019 году с ожидаемых 3% до 4-4,5%.

По мнению управляющего директора по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, рост ставки НДС может разогнать инфляцию в 2019 году и тем самым стимулировать ЦБ повысить ключевую ставку. Алексей Кудрин заявлял, что повышение налога ускорит инфляцию в 2019 году на 0,4 п.п., инфляция останется на уровне 4% по году.

Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции сообщил, что небольшой рост цен в связи с повышением НДС в России должен ограничиться началом 2019 года. Президент также обратил внимание, что Центробанк принимает определенные действия, в их числе — увеличении ключевой ставки с 7,5% до 7,75% в середине декабря прошлого года.

Путин обратил внимание, что во многих странах НДС — 20% и выше, при этом в России даже после повышения этого налога так называемая эффективная ставка НДС в целом по экономике будет меньше 20%, так как были сохранены практически все льготы — по лекарствам, детским товарам, для IT-компаний и так далее.

Что касается влияния этого шага на рост тарифов ЖКХ, то, как подчеркнул президент, в последние годы этот показатель увеличивался примерно на 4%, и в 2019 году он вырастет в общей сложности на 4,1%. При этом индексация тарифов будет проводиться в два этапа, потому что в связи с ростом НДС ожидается определенный рост стоимости услуг и товаров, связанных с необходимостью нормального функционирования системы ЖКХ.