Отмена решения

Содержание

Статья 21. Закона о Полиции РФ. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

  • для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  • для пресечения преступления или административного правонарушения;
  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  • для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  • для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  • для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  • для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

  • палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  • средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
  • специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  • светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  • служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
  • водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  • средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
  • средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.

2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин «задержание». Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.

5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).

6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.

7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований («оснований полагать») является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.

8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.

11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.

13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

17. Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

18. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

19. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

Абзац второй исключен.

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

абзац четвертый утратил силу;

процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 настоящего Кодекса;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 настоящего Кодекса.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой компании о выплате дивидендов, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Налоговая ставка, указанная в настоящем абзаце, применяется по доходам, полученным до 1 января 2029 года, и при условии, что иностранные организации, в порядке редомициляции которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 1 января 2018 года.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

6. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 224 НК РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает 5 ставок налога на доходы физических лиц — 9, 13, 15, 30 и 35%.

Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

По ставке 13% облагается большинство получаемых налогоплательщиками доходов (заработная плата и иные выплаты в качестве оплаты труда, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и т.д.). По этой же ставке облагаются доходы, полученные индивидуальными предпринимателями (не использующими специальные налоговые режимы), а также нотариусами и лицами, занимающимися частной практикой.

Для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки: 35%, 30%, 15% и 9%.

По ставке 35% облагаются следующие виды доходов.

1. Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (в сумме, превышающей 4000 руб. на одного человека за налоговый период — календарный год) (пункт 28 статьи 217 Налогового кодекса России).

2. Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте — исходя из 9% годовых (ст. 214.2 НК РФ).

3. Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) в части превышения:

1) суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

2) суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (п. 2 ст. 212 НК РФ).

Исключение из этого правила составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной на экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных российских организаций и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

4. Плата за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения суммы указанной платы, процентов, начисленных в соответствии с условиями договора, над суммой платы, процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты (ст. 214.2.1 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%, а также доходов, получаемых в результате осуществления ряда видов трудовой деятельности, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Так, налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налоговая ставка устанавливается в размере 13% в отношении доходов:

от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов налоговыми

резидентами РФ; от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, в отношении

которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию

содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в

Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под государственным

флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства,

признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Также отметим, что в соответствии с п. 6 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была представлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 214.6 НК РФ (п. 6 ст. 224 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

По ставке 9% облагаются:

— доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007

г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Отметим, что Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй НК Российской Федерации» (далее — Закон N 285-ФЗ) внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», устанавливается в размере 13%.

Действие положений п. 3 ст. 224 НК РФ (в ред. Закона N 285-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ указанные доходы подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке — по ставке 30% до момента приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства, получившим временное убежище или признаваемым беженцем на территории Российской Федерации, статуса налогового резидента Российской Федерации и после приобретения им статуса налогового резидента Российской Федерации — по ставке 13%.

В этой связи с учетом вступления в силу новой редакции п. 3 ст. 224 НК РФ доходы от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признаваемыми беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», облагаются НДФЛ по ставке 13% (Письмо ФНС России от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21482@).

Статья 330 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Новая редакция Ст. 330 ГПК РФ

1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

4. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

5. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

6. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Комментарий к Статье 330 ГПК РФ

1. Главой 39 предусмотрена проверка не вступивших в законную силу решений с точки зрения их законности и обоснованности, поэтому основаниями для отмены этих решений будет выступать их незаконность или необоснованность.

Незаконными являются решения, вынесенные с нарушением норм процессуального права, либо в случае неправильного применения норм материального права.

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 N 13 если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

2. Неправильное применение норм материального права возможно при:

— неприменении закона, подлежащего применению. Подобная ситуация может возникать при неправильной квалификации судом первой инстанции материальных правоотношений и соответственно применении не того нормативного акта или его нормы, которые соответствуют фактически возникшему между сторонами правоотношению;

— применении закона, не подлежащего применению. Подобная ситуация возможна при использовании судом недействующего закона или нормативного акта;

— неправильном истолковании закона, что приводит к неверным выводам суда.

3. Неправильное применение норм материального права, как правило, влечет изменение или отмену решения суда.

Нарушение норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не всегда ведет к принятию незаконного решения. Существуют две группы процессуальных нарушений:

— процессуальные нарушения, являющиеся безусловными основаниями к отмене решения суда, так как они всегда влекут принятие незаконного решения;

— процессуальные нарушения, являющиеся условными основаниями к отмене решения, так как апелляционная инстанция в каждом случае проверяет, повлекли ли эти нарушения вынесение незаконного решения.

4. К безусловным основаниям относятся:

— рассмотрение дела судом в незаконном составе;

— рассмотрение дела в отсутствие участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

— нарушение правил о языке при рассмотрении дела;

— разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— неподписание решения судьей или одним из судей при коллегиальном рассмотрении дела либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;

— принятие решения не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

— отсутствие в деле протокола судебного заседания;

— нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Безусловные основания, вызванные нарушениями фундаментальных основ правосудия, всегда влекут принятие судом незаконного решения и соответственно его отмену.

Остальные нарушения процессуального закона могут являться основаниями к отмене или изменению решения суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Вопрос о том, привело ли нарушение процессуального закона к принятию незаконного решения, в каждом конкретном случае решается судом апелляционной инстанции.

Необоснованным является решение, в котором неправильно установлены либо вовсе не установлены фактические обстоятельства дела.

Основаниями, влекущими изменение или отмену решения суда первой инстанции, являются:

— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта ситуация возникает, если неправильно определен предмет доказывания по делу;

— недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, к чему приводят нарушения правил оценки доказательств;

— несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, к чему также приводят нарушения правил оценки доказательств.

5. Законодатель предусматривает, что суд апелляционной инстанции вначале на основании ст. 370 ГПК РФ проверяет наличие существенных нарушений процессуального законодательства, имевших место при рассмотрении дела судом первой инстанции, представляющих нарушение конституционных принципов отправления правосудия и являющихся безусловными основаниями отмены судебного решения. Они же в соответствии с законом представляют собой также основания для перехода к рассмотрению дела по правилам производства первой инстанции. В связи с этим процедура суда апелляционной инстанции фактически включает два этапа. Первый — выявление предусмотренных законом оснований (ч. 4 ст. 330), что производится по правилам апелляционной процедуры, и второй — новое рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции. Таким образом, лишь на этапе вынесения и объявления судебного определения при бесспорном установлении предусмотренных законом оснований может быть вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Это определение, как и определение об отказе в удовлетворении ходатайств участников процесса о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, обжалованию не подлежит.

6. Не любые формальные нарушения закона могут привести к отмене судебного решения. Если апелляционная инстанция выявляет неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, существенные нарушения норм процессуального закона, то при этом решение не может быть признано законным, а следовательно, оно всегда подлежит отмене. Остальные нарушения процессуального закона могут явиться основаниями к отмене решения суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Вопрос о том, привело ли выявленное нарушение к принятию незаконного решения, в каждом конкретном случае решается судом апелляционной инстанции. В связи с этим законом предусмотрено, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Другой комментарий к Ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Решение мирового судьи подлежит отмене, если оно не отвечает предъявляемым требованиям, а именно является незаконным и (или) необоснованным.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

— несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

— нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Незаконным считается решение, когда оно вынесено с нарушением или с неправильным применением норм материального права или норм процессуального права.

Нарушением или неправильным применением норм материального права являются случаи, когда суд:

— не применил закон, подлежащий применению;

— применил закон, не подлежащий применению;

— неправильно истолковал закон.

Нарушения норм процессуального права подразделяются на три группы:

1) формальное нарушение, которое не составляет повода к отмене обжалуемого решения, являющегося по сути правильным (ст. 362 ГПК);

2) существенное нарушение, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела (ч. 1 ст. 364 ГПК);

3) нарушение, составляющее повод к безусловной отмене решения независимо от правильности разрешения дела по существу (ч. 2 ст. 364 ГПК).

Необоснованным считается решение, принятое:

— при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

— несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

2. Решение суда изменяется, когда спор по существу разрешен правильно, но нужно внести определенные уточнения.

Если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что вынесенное судебное решение мирового судьи является законным и обоснованным, то в определении об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы или представления он должен указать, что обстоятельства, по которым решение мирового судьи обжаловалось, не нашли подтверждения при рассмотрении дела, в связи с чем апелляционная жалоба, представление признаются неправильными.

Новая редакция СТ 5 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

8. Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства — в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.

Комментарий к Статье 5 ЗоЗПП РФ

1. Сроки, регулируемые настоящей статьей, играют важную роль при обеспечении защиты прав потребителей и определении пределов ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов. Их понятия, порядок утверждения и выполняемая роль не являются неизменными.

Понятие срока службы впервые в законодательстве было использовано в Законе в статье о праве потребителя на безопасность товаров (работ, услуг). До этого указанное понятие применялось в технической литературе и технической документации, в том числе и в государственных стандартах, как техническая характеристика надежности и долговечности продукции (обычно машин, приборов и другой продукции производственного назначения), не неся никакой юридической нагрузки.

В первоначальной редакции Закона определения срока службы не было. Однако было отмечено, что срок службы должен устанавливаться на товары (результаты работ), использование которых после истечения этого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества и окружающей среды. Таким образом, сроку службы однозначно отводилась роль срока безопасного использования товара, которое должно быть обеспечено изготовителем (исполнителем).

Определение срока службы, впервые данное в новой редакции Закона, расширяет его функции. Срок службы определен как период, в течение которого действует обязательство изготовителя (исполнителя) обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по его целевому назначению. Такая обязанность существовала и в старой редакции Закона. Однако включение ее в понятие срока службы придает ей более фундаментальный, определяющий характер. Понятно, что обеспечение использования включает и обеспечение безопасности товара. Возможность использовать товар по назначению обеспечивается различными мерами, которые должен осуществить изготовитель (исполнитель), — см. комментарий к понятию «существенный недостаток», ст. 6 и 12 Закона о Защите Прав Потребителей.

В новой редакции Закона уточнено, что срок службы устанавливается на товары (работы) длительного пользования. Что такое товар длительного пользования, Закон не определяет. Во всяком случае Закон не содержит никаких ограничений при определении товаров длительного пользования, и изготовитель (исполнитель) вправе отнести к этой категории любые товары, руководствуясь здравым смыслом и обычаем.

Законодатель выделил две группы товаров (работ) длительного пользования.

В первую входят товары (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. На эти товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы. Новое заключается в том, что перечень таких товаров (работ) должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Указанная обязанность возникает у изготовителя (исполнителя) со дня утверждения перечня.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы не только на потенциально опасные товары в целом, но также на такие комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты). Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года N 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

Первый перечень включает в себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Второй перечень содержит обширный список основных продовольственных товаров (включая продукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощесушильной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслосыродельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственные товары следующих групп:
товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей.

Согласно этому постановлению срок службы (годности) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).

С 1 января 1998 года запрещена продажа на территории РФ товаров, указанных в перечнях, утвержденных данным постановлением, при отсутствии информации о сроках их службы (годности). Установление сроков службы или годности на результаты работы постановлением не предусмотрено.

Во вторую группу товаров длительного пользования входят все товары, не включенные в упомянутый перечень: на эти товары изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.

Определение срока службы как периода ответственности изготовителя (исполнителя) за существенные недостатки, возникшие по его вине не означает, что он не может нести ответственность за «простые» недостатки, возникшие не по его вине. (подробнее об этом см. комментарий к ст. 18, 19 ЗоЗПП).

Срок службы устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации, обычно в технических условиях на товар, и может исчисляться единицами времени (часами, месяцами, годами), а также единицами работы (пробегом транспортных средств, наработкой до первого отказа и т.п. ). В практике широко применяется комбинированное исчисление срока службы в тех и других единицах.

Продолжительность срока службы определяется прежде всего периодом безопасного использования товара, основанным на объективных данных его эксплуатации, испытаний, специальных исследований и т.п. Искусственное, необоснованное занижение срока службы в этом случае чревато повышенной возможностью нарушения обязательств по обеспечению безопасности товара, причинения вреда жизни и здоровью потребителя, окружающей среде и, как следствие этого, экономическими потерями.

Таким образом, различие между двумя упомянутыми группами товаров заключается в том, что на одни товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы, а на другие нет. Но для обеих групп сущность срока службы единая — это срок, в течение которого потребителю обеспечивается возможность использования товара по назначению, включая его безопасность.

2. В старой редакции Закона так же, как и в новой, определенная группа товаров (результатов работы) в силу их принципиального отличия от товаров (работ) длительного пользования, технически сложных имеет специальное регулирование по некоторым вопросам. Речь идет о продуктах питания, парфюмерно-косметических товарах, медикаментах, изделиях бытовой химии и т.п. (работах). Все они являются товарами разового использования, притом в течение, как правило, непродолжительного периода времени.

Их особенность заключается в том, что они с течением времени утрачивают свои первоначальные потребительские свойства, а в некоторых случаях одновременно с этим приобретают качества, делающие их потенциально опасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Указанная двойственность этой группы товаров (работ) привела в старой редакции Закона к двойственности в определении их правового режима. В соответствии со вторым их качеством (потенциальной опасностью) они объединялись в одну группу с товарами технически сложными, длительного пользования и т.п., которые также приобретают потенциальную опасность по истечении определенного времени (срока службы).

Редакционно это влекло появление после упоминания срока службы в скобках срока годности. В дальнейшем это привело к противоречиям в старом тексте Закона.

В новой редакции Закона этот недостаток устранен, указанная группа товаров (работ) получила самостоятельное правовое регулирование. На эти товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

При этом возможная причина непригодности (утрата потребительских свойств, опасность) не имеет значения.

Новым является также отнесение товаров (работ) к этой группе в соответствии со специальным перечнем, который утверждается Правительством РФ (см. п.1 комментария к настоящей статье 5 ЗоЗПП) . Установление срока годности на услуги Законом не предусмотрено.

Срок годности определяется различными способами: путем указания предельного срока реализации, указания даты изготовления и срока хранения, годности и т.п.

Единственным критерием определения продолжительности срока годности являются физико-химические свойства товара (работы).

3. Продажа товара по истечении установленного срока службы или годности.

Запрещение продажи товаров распространяется и на товары, на которые срок службы или срок годности не установлены вопреки требованию об обязательности их установления.

Запрещается также реализация потребителю результатов работы после истечения установленных сроков службы или годности.

О последствиях неустановления срока службы или годности в случае, когда они должны быть установлены, см. комментарий к ст. 12, 14, 19 и 29 Закона.

4. Данное в Законе определение срока годности товара полностью соответствует определению, содержащемуся в ст. 472 ГК. Однако, если Закон предусматривает его обязательное установление по перечню товаров, утвержденному Правительством РФ, и только изготовителем, то ГК предусматривает возможность его установления: законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами, т.е. государством.

5. Понятие «гарантийный срок» давно известно в законодательстве, в том числе в ГК РСФСР 1964 года, в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Однако его содержание, порядок установления и роль не были постоянными. Он рассматривался как удлиненный срок для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть обнаружены при их обычной приемке, как сроки на предъявление претензий по качеству товаров, как сроки, в течение которых изготовитель гарантирует работоспособность товара. Продолжительность гарантийных сроков на товар определялась государственными стандартами и другими категориями нормативной документации по стандартизации как обязательное требование для изготовителей и продавцов.

Закон в первоначальной редакции не содержал определения понятия «гарантийный срок», упоминая о нем как о сроке выявления недостатков товара, предъявления потребителем соответствующих требований.

В новой редакции Закона дано определение гарантийного срока как периода, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить соответствующие требования потребителя в связи с обнаружением недостатков в товаре (работе).

Этой обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) соответствует, разумеется, право потребителя на предъявление требований именно в течение этого срока.

Вместе с тем ГК (ст. 470) определяет гарантийный срок как период, в течение которого товар должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в установленном порядке. Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК РФ для результата работы. Однако в отличие от порядка установления этого срока для товаров допускается возможность установления гарантийного срока на результат работы не только договором, но также Законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.

Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить требования потребителя нельзя трактовать как безусловную. Речь идет, несомненно, об обоснованных требованиях потребителя, отсутствии оснований для освобождения изготовителя (исполнителя, продавца) от ответственности.

Установление гарантийного срока не является обязательным.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени.

В новой редакции Закона устранен пробел в части, касающейся отношения продавца к гарантийному сроку. Он получил право устанавливать свой собственный гарантийный срок в двух случаях: если он хочет установить гарантийный срок большей продолжительности, чем установил изготовитель, и если гарантийный срок изготовителем вовсе не установлен. В последнем случае гарантийный срок должен быть более 6 месяцев. Так же, впрочем, как и гарантийный срок, установленный изготовителем (исполнителем) (п. 7 ст. 5 Закона).

Закон придал гарантийному сроку, установленному продавцом, самостоятельный характер, предусмотрев его правовое регулирование в договоре между продавцом и потребителем.

В этом договоре, согласно Закону, должны быть установлены требования, которые потребитель вправе предъявить продавцу, порядок и сроки удовлетворения этих требований, ответственность продавца.

Законом не определено, где должен устанавливаться продавцом гарантийный срок, как он должен исчисляться.

Согласно ст. 470 ГК, продавец должен указывать продолжительность установленного им гарантийного срока в договоре. Очевидно, и в документах, выдаваемых с товаром, в товарных чеках и т.п. Если гарантийный срок изготовителем установлен, то гарантийный срок продавца должен исчисляться со дня, следующего за окончанием гарантийного срока изготовителя. Если изготовитель не установил гарантийный срок, то гарантийный срок продавца должен исчисляться в общем порядке со дня продажи товара, а если этот день установить невозможно — со дня изготовления товара.

За недостатки товара, обнаруженные в период действия дополнительного гарантийного срока продавца и за период действия гарантийного срока продавца после истечения 6 месяцев со дня продажи товара, изготовитель ответственности не несет, если иное не вытекает из Закона (в частности, в случаях ответственности в течение срока службы и других сроков).

6. Таким образом, в отличие от срока службы и срока годности гарантийный срок может устанавливаться на любые товары (услуги), имеет чисто коммерческий характер, является средством конкурентной борьбы на рынке. Однако необходимость его установления, правильное определение его продолжительности могут существенно повлиять на экономические результаты деятельности изготовителя и продавца товара. Для решения этих вопросов разработаны научно обоснованные методы.

7. Закон непосредственно не определяет продолжительность сроков, упомянутых в ст. 5, а также методы определения их конкретной (абсолютной) продолжительности.

Относительная величина сроков может быть определена на основе норм ст. 5, 7 и 19 Закона, с учетом их сущности и порядка исчисления.

Сопоставительный анализ пп. 1 и 2 ст. 5 и п. 2 ст. 7 Закона позволяет сделать бесспорный вывод о том, что срок службы является не только сроком, в течение которого изготовитель обеспечивает возможность использования товара по назначению мерами, предусмотренными ст. 6 Закона, но и сроком безопасного использования товара. Причем это распространяется и на товары длительного пользования, упомянутые в п. 1 ст. 5.

Поэтому конкретная продолжительность срока службы определяется объективными свойствами товара в период его использования. Еще более определенно в Законе подчеркнута связь срока годности с безопасностью товара (см. п. 2 ст. 19 ЗоЗПП РФ). Различие между этими двумя родственными сроками вытекает из характера товаров, на которые они устанавливаются, и степенью их опасности. В связи с этим установлен различный порядок их исчисления.

Товары, на которые устанавливается срок годности, начинают терять свои свойства с момента их изготовления, а товары длительного пользования, на которые устанавливается срок службы, — как правило, с начала их использования. Таким образом, основное назначение срока службы и срока годности определять период безопасности соответствующих товаров на основе исследования их физико-химических характеристик.

Установленный п. 2 ст. 7 Закона 10-летний срок обеспечения безопасности, если срок службы не установлен, является произвольным, объективно не связан со сроком службы и, следовательно, не может влиять на продолжительность последнего.

Использование сроков службы и годности в ст. 19 Закона для определения периода обнаружения недостатков товара и предъявления покупателем соответствующих требований является функциональным.

Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение — установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность. Установленный абз. 2 п. 1. ст. 19 шестимесячный и другие сроки по свой сущности являются сроками функционально аналогичными гарантийному сроку.

Эти сроки можно характеризовать как минимальные гарантийные сроки, установленные государством.

Поэтому гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем, не может быть менее срока, установленного Законом.

Гарантийный срок продавца, если этот срок не установлен изготовителем, как предусмотрено п. 7 ст. 5 Закона о Защите Прав Потребителей, устанавливается сверх шестимесячного срока. Сказанное относится и к импортным товарам.

8. В связи со сроками, регулируемыми в статье 5 ЗоЗПП РФ, следует обратить внимание на то, что действие Закона распространяется на товары (услуги), реализуемые в России, независимо от места их происхождения и национальной принадлежности изготовителя, продавца, исполнителя, т.е. в том числе на импортные товары (услуги) и иностранные юридические лица. Поэтому при заключении контрактов на поставку товаров по импорту следует обращать особое внимание на те условия, которые вытекают из требований Закона, а также Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Это касается в первую очередь обеспечения безопасности товаров, других обязательных требований государственных стандартов, установления соответствующих сроков. При этом следует иметь в виду, что установленные во внешнеторговых контрактах гарантийные сроки менее 6 месяцев не могут применяться на территории РФ при розничной купле-продаже. Такие сроки обязательны лишь для сторон договора международной купли-продажи. Поэтому, если иностранный поставщик не соглашается на установление гарантийного срока продолжительностью более 6 месяцев со дня реализации товара в России, продавцу при экономической целесообразности следует установить свой гарантийный срок или принять на себя риск ответственности за качество товара в течение 6-месячного срока, установленного Законом.

Российское законодательство об отходах

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  1. Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  2. Санитарные нормы и правила;
  3. Строительные нормы и правила;
  4. Стандарты и технические условия;
  5. Нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Законом регламентируются также правовые основы определения терминологии, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

В качестве экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами (ст. 24) обозначено понижение размера платы за размещение отходов и применение ускоренной амортизации основных фондов. Однако механизм понижения платы не проработан, а ускоренная амортизация фактически заменена частью 2 Налогового Кодекса на повышающие коэффициенты (до 3-х).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с со статьей 9 89-ФЗ и Федеральным законом от от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно статье 12, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.

Оборот лома и отходов драгоценных металлов осуществляется на основании статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18).

Земельный Кодекс РФ в статье 13 п.2 обязывает землепользователей защищать земли от загрязнения отходами производства и потребления.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует санитарные требования (ст.22) к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.18) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.14) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.24) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» регламентирует общие требования к обращению с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых, а также использованию искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон отменяет обязательный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение почвы (ст.8.6) и лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Кроме этого, ответственность предусмотрена за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (ст.10.8). Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения также влечет ответственность по статья 14.26.

В статье 247 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ст.16). Кроме этого закон (ст.24) обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов, а также (ст.39) обязывает обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды при обезвреживании и безопасному размещении отходов.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в Водном кодексе Российской Федерации и Лесном кодексе Российской Федерации.

Классификация отходов

Фактически все образующие отходы, кроме радиоактивных, биологических и медицинских, должны быть классифицированы по степени опасности. Опасность по отношению к окружающей среде определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности». По сути, отходу предлагается искать соответствующий код в Федеральном классификационном каталоге отходов, где класс опасности уже установлен. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Об этом говорит п.3 ст.14 Закона «Об отходах производства и потребления». Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности устанавливаются в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». Постановление устанавливает типовую форму Паспорта отходов I-IV классов опасности.

Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» устанавливает правила классификации отходов, в зависимости от нагрузки на окружающую среду. Эти критерии не учитывают способность отходов изменять свои свойства с течением времени, под воздействием природных факторов, а также не учитывают опасность продуктов горения отходов и пр.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 144 от 16 июня 2003 года «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03» вводит в действие «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03». Эти правила определяют только 4 класса опасности токсичных отходов. Причем эти Правила не распространяются на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные отходы, а также отходы, способные вызвать инфекционные заболевания (пищевые отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, осадки хозяйственно-бытовых сточных вод и т.п.).

Учет отходов

Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» введена форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», а также даны указания по заполнению этой формы.
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, т.е. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Для предприятий, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, имеющих соответствующую лицензию, введена форма федерального государственного статистического наблюдения № 14-МЕТ (лом) «Сведения об образовании и использовании лома черных и цветных металлов» (Приказ Росстата от 16.07.2015 № 321 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей»). Форма №14-МЕТ (лом) распространяется только на лицензиатов. Форма не учитывает количество заготовленного бросового лома.

Учет коммунальных отходов ведется в графах раздела 2 формы № 1-КХ, утвержденной Приказом Росстата от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством». Также ведется учет по форме 22-ЖКХ (сводная).

Статистический учет лома и отходов драгоценных металлов и камней ведется по формам 2-ДМ, 4-ДМ и Приложению к форме N 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа», согласно Постановлению Росстата от 14.11.2007 № 88 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них».

Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Учет образования и использования отходов носит обязательный характер, однако, перечень предприятий, осуществляющих такой учет, постоянно изменяется.

Таким образом, учет образования и использования отходов не охватывает целиком все образующиеся и используемые отходы.

Нормирование образования, использования и размещения отходов

Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании методических указаний (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).
Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.

Платежи за размещение отходов, льготы по платежам за размещение отходов

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» устанавливаются Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Наименование загрязняющих веществ
Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 год
2017 год
2018 год
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)
4452,4
4643,7
4643,7
Отходы II класса опасности (высокоопасные)
1908,2
1990,2
1990,2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные)>
1272,3
1327
1327
Отходы IV класса опасности (малоопасные)
635,9
663,2
663,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности
1
1,1
1,1
перерабатывающей промышленности
38,4
40,1
40,1
прочие
16,6
17,3
17,3

При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз. Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов засчитываются в себестоимость продукции, платежи за сверхлимитное и несанкционированное размещение отходов должны выплачиваться за счет прибыли. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, размеры платежей могут быть снижены в пределах понесенных ими затрат на эти цели. Перечень таких мероприятий определен пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности — за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.). Платежи носят компенсационный характер, однако их размер вызывает сомнение в адекватности. В частности, поступающих платежей не хватает на финансирование рекультивации земель, занятых под свалками.

Регламентация трансграничного перемещения отходов

Трансграничные перевозки опасных отходов регламентируются требованиями Федерального Закона № 49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением».

Согласно статье 17 Закона «Об отходах производства и потребления» ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов с целью их захоронения или обезвреживания запрещен.

Постановление Правительства №442 от 17 июля 2003 года «О трансграничном перемещении отходов» устанавливает Правила трансграничного перемещения отходов. Утвержден Перечень №1 отходов, ввоз (вывоз) которых на территорию Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Утвержден Перечень №2 отходов, ввоз (транзит) которых на территорию России запрещен, а вывоз осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Перечни включают токсичные и трудно перерабатываемые виды отходов.

Для осуществления трансграничного перемещения опасных отходов заявитель обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Ввоз опасных отходов допускается в целях их экологически безопасного использования. Трансграничные перевозки (транзит) отходов должны быть обеспечены финансовыми и страховыми гарантиями в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции.

Льготы по налогам

Специальных налоговых льгот, затрагивающих деятельность по обращению с отходами и вторичными ресурсами нет. На региональном уровне возможны льготы по налогу на землю и налогу на прибыль (в той части, которая подлежит зачислению в местный бюджет). Льготы устанавливаются местными нормативными актами, если таковые имеются. С учетом того, что индустрия переработки вторичных ресурсов достаточно капиталоемкая отрасль, льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства малоэффективны. В частности, согласно Главе 26.2 «Налогового Кодекса» субъектами малого предпринимательства, при определенных условиях, может быть использована упрощенная система налогообложения.

Регламентация сбора вторичного сырья

Организация раздельного сбора вторичных ресурсов возложена на органы местного самоуправления и федеральным законодательством не регламентируется.

Накопление отходов в местах образования должно осуществляться в специальные емкости, требования к которым определяются в соответствии с классом опасности собираемых отходов. Транспортировка опасных отходов должна осуществляться специализированным транспортом с соблюдением требований по безопасной транспортировке опасных грузов.

Заготовка вторичного сырья регламентируется «Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» № 2524-22 от 22 января 1982 г., действие которых распространяется на следующие виды вторичного сырья, заготавливаемого от населения, предприятий и организаций:

  • сырье вторичное (тряпье) необработанное, состоящее из бывших в употреблении тканных, нетканых, вязаных, стеганых, шубных изделий, выработанных из натуральных, химических и смешанных волокон;
  • макулатура бумажная и картонная необработанная;
  • кость животных, собираемая в домашних условиях и на предприятиях общественного питания, санитарных и лечебных учреждениях (кроме указанных в п.4 настоящих правил);
  • твердые полимерные материалы.

Кроме того, в статье 6. СаНПиН 2524-82 регламентируется сбор вторичного сырья на свалках, который разрешается производить только специально организованными бригадами с соблюдением всех необходимых мер предосторожности по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Также разрешается заготавливать вторичное сырье, извлеченное из бытового мусора на механизированных мусороперерабатывающих заводах и обезвреженное в соответствии с настоящими санитарными правилами. Сбор вторичного сырья (металлолом, макулатура) школьниками регламентируется «Санитарными правилами по сбору школьниками вторичного сырья» №2398-81 от 02.06.81 г., утвержденными Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР.

Постановление Правительства от 25 июня 1992 г. № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней» разрешает сбор и первичную обработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней всем юридическим лицам и гражданам Российской Федерации на основании регистрационных удостоверений, выдаваемых Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации. Специальный учет возложен на Российскую государственную пробирную палату и ведется согласно «Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями». Формы карты специального учета и уведомления о постановке на учет утверждены Приказом Минфина России от 01.02.2016 № 5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

Порядок обращения и отчуждения лома и отходов черных металлов определяется «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения». Согласно этим правилам, на каждую партию составляется приемосдаточный акт, который является документом строгой отчетности. В процессе переработки правила обязывают производить отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов с оформлением соответствующего акта. При транспортировке лома и отходов черных металлов груз должен сопровождаться документами, устанавливающими право собственности и удостоверением о взрывобезопасности. В соответствии с этими правилам, никто не вправе заготавливать бесхозный лом, т.к. в этом случае будут отсутствовать указанные документы.

Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» вводит в действие Правила, регламентирующие организацию, порядок приема и учета лома и отходов цветных металлов, а также перечень документов и их формы. Согласно правилам, прием лома производится на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы цветных металлов. Как и в случае приема лома и отходов черных металлов, составляется приемосдаточный акт строгой отчетности. Правила предписывают хранить отдельно бытовой и промышленный лом. Также предписано при транспортировке иметь документ о праве собственности и удостоверение о взрывобезопасности

Требования этих правил делают невозможным сбор и заготовку бесхозного лома и отходов черных и цветных металлов. Фактически разрешается только скупка.

Однако стоит отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом (ст.226) брошенные отходы могут быть обращены в собственность владельцем земельного участка, водоема или объекта, на котором находятся брошенные отходы. Таким образом, заготовитель также не имеет права обратить в свою собственность брошенные отходы, т.к. это право имеет только владелец территории. Фактически такую заготовку можно осуществлять по договору передачи прав собственности (купли-продажи, например). Причем, владельца территории можно принудить к ее очистке согласно Земельному Кодексу, Кодексу «Об административных правонарушениях» и Закону «Об охране окружающей среды».

Требования к сбору и размещению отходов

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года № 16. Согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно — гигиенических требований.

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборку населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки) регламентируют «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).

Транспортные средства, используемые для перевозки вторичного сырья, должны регулярно подвергаться дезинфекции. Транспортировка вторичного сырья не должна производиться на пассажирском транспорте или транспорте, предназначенном для перевозки пищевых или сельскохозяйственных отходов.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Лицензирование проводит Росприроднадзор согласно «Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утвержденному Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.

Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными черными и цветными металлами. В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала.

Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занят только сбором металлолома, ему согласно лицензионному требованию вменяется иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

Расширенная ответственность производителя

Федеральным закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» установлена ответственность производителей за утилизацию свой продукции в конце срока использования. В отношении транспортных средств установлен утилизационный сбор (статья 24.1). В отношении других товаров — экологический сбор (статья 24.5).

Производители, импортеры товаров (включая упаковку) обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.

Алексей Масленников