Отказ в восстановлении пропущенного срока

Восстановление процессуальных сроков

Дрючина Алена Владимировна — Адвокат

Соблюдение процессуальных сроков является очень важным в ходе защиты прав и охраняемых законом интересов, ведь лица, участвующие в деле, утрачивают возможность совершения процессуальных действий с истечением соответствующих процессуальных сроков, установленных федеральным законом либо судом, а заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, судом возвращаются, причем без рассмотрения.

Институт восстановления пропущенных процессуальных сроков существуют как в гражданском, так и в арбитражном процессе.

По общему правилу норм Арбитражного процессуального Кодекса (далее – АПК РФ) и Гражданского процессуального Кодекса (далее — ГПК РФ) стороны и третьи лица, участвующие в деле, имеют право претендовать на восстановление пропущенного процессуального срока в случае наличия уважительности причин его пропуска.

Однако, следует понимать, что не все сроки подлежат восстановлению даже при наличии уважительности причин пропуска. Помимо этого, ряд сроков, установленных АПК РФ и ГПК РФ, восстановить нельзя, но можно продлить – пусть разница в словах «восстановление» и «продление» представляется некой формальностью, тем не менее, если неверно заявить свои ходатайства, можно получить отказ как раз на основе формального несоответствия заявленных требований формулировкам закона. Давайте разберемся подробнее.

1. Виды сроков

Так как в действующем законодательстве существует несколько разновидностей сроков, не все из которых могут быть восстановлены, рассмотрим отдельно их условные категории.

1.1. Сроки, поддающиеся восстановлению

Так, пунктом 1 ст. 112 ГПК РФ установлена возможность восстановления пропущенного срока лицом, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок, при условии признания судом причин пропуска срока уважительными.

Согласно ст. 117 АПК РФ Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (о предельных допустимых сроках для восстановления предусмотрено отдельное рассмотрение далее по тексту настоящей статьи).

То есть сроки, о восстановлении которых имеется смысл заявлять, должны быть предусмотрены и установлены непосредственно федеральными законами, а о том, что срок может быть восстановлен, должно быть указано напрямую в процессуальном законодательстве.

В качестве примера срока, поддающегося восстановлению, можно назвать срок на подачу возражений на судебный приказ (ст. 128 ГПК РФ, ч. 3 ст. 229.5 АПК РФ), апелляционной жалобы (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ, ст. 259 АПК РФ), на подачу частной жалобы на определение суда первой инстанции (ст. 332 ГПК РФ, ст. 272 АПК РФ).

Как видим, главным моментом в восстановлении пропущенного процессуального срока, поддающегося восстановлению, всегда является наличие уважительных причин, по которым указанный срок был пропущен. Какие причины могут быть признаны уважительными, рассмотрим далее.

Далее в иных разделах настоящей статьи мы будем рассматривать ситуацию в основном в привязке к процессуальным срокам, возможность восстановления которых предусмотрена действующим законодательством.

1.2. Сроки, которые не могут быть восстановлены, но могут быть продлены

Такими сроками признаются сроки, не установленные процессуальным законодательством, но назначаемые судом самим. К примеру, срок, на который заявление или жалоба оставляются судом без движения путем вынесения определения. Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом на основании ст.111 ГПК РФ или ст. 118 АПК РФ.

Для более наглядного понимания приведем пример: в случае, если податель жалобы или заявления, оставленных без движения, понимает, что в установленный судом срок для устранения недостатков жалобы, послуживших основанием для оставления ее без движения, не успевает устранить выявленные недостатки, он вправе ходатайствовать перед судом о продлении срока.

Еще раз обращаем внимание, что, если просительная часть ходатайства подателя будет сформулировано «о восстановлении срока», то суд в указанном случае будет вынужден отказать в удовлетворении, так как процессуальными нормами в отношении назначаемых судом сроков такая возможность не предоставлена. Если же сформулировать свою просьбу перед судом корректно, а именно «о продлении срока оставления жалобы без движения», то в случае признания причин (в нашем примере невозможности устранения недостатков) в установленный судом срок уважительными, суд может продлить срок, чтобы податель жалобы успел исправить выявленные в его жалобе или заявлении недостатки.

Продление процессуальных сроков происходит по правилам, предусмотренным для восстановления процессуальных сроков (п. 1 ст. 118 АПК РФ).

1.3. Пресекательные сроки, не поддающиеся ни восстановлению, ни продлению

Особняком от ранее названных сроков стоят так называемые пресекательные (или преклюзивные) сроки, то есть сроки, по истечении которых лицо уже не имеет возможности совершить определенные действия, и не вправе рассчитывать на их восстановление вне зависимости от причин, по которым указанные сроки были пропущены.

Пресекательные сроки направлены в основном на установление баланса интересов сторон и процессуальную определенность, а также на воспрепятствование действию каких-либо правовых явлений или процессов, и по сути являются правовой санкцией, применяемой к управомоченному лицу за неосуществление либо ненадлежащее осуществление принадлежащего ему права.

В действующих АПК и ГПК РФ не применяется термин «пресекательный», и правовая доктрина допускает противоположные точки зрения на существование пресекательных сроков, однако, отсутствие в праве того или иного термина не должно рассматриваться как основание для отрицания такой категории.

Пресекательным является срок, например, в течении которого лицо, оспаривающее завещание, должно обратиться в суд за защитой нарушенного, по его мнению, права после отпадения причин пропуска такого срока. Как разъяснил в п. 40 Постановления Пленума № 9 от 29.05.2012 г. Верховный Суд РФ, требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

2. Причины восстановления процессуального срока

Как было указано ранее, для того чтобы пропущенный процессуальный срок был восстановлен, требуется признание уважительности причин его пропуска.

Это означает, что лицо, претендующее на восстановление пропущенного им срока, должно обосновать суду, по какой причине срок был пропущен, и предоставить доказательства того, что указанные им причины могут быть признаны уважительными.

В законодательстве четко не прописано, какие именно сроки подлежат признанию уважительными, а какие – нет, и суд в каждом конкретном деле оценивает предоставленные ему доказательства причин пропуска срока на основании внутренней убежденности. Несмотря на это, многолетняя судебная практика выработала подход, какие из причин могут быть признаны уважительными.

Так, уважительными могут быть признаны следующие причины пропуска срока:

— отсутствие надлежащего извещения о судебном разбирательстве.

То есть когда по обстоятельствам, от него не зависящим, заявитель не располагал сведениями о принятом судом акте, которым затрагиваются его права и законные интересы.

Отсутствие надлежащего извещения может иметь место как в случае судебной ошибки в наименовании, имени или адресе заинтересованного лица, в результате которых судебные извещения не были доставлены или доставлены уже по истечении сроков на обжалование/совершение процессуального действия, так и по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками почтовых и курьерских служб, а также административного персонала, обеспечивающего публикацию информации о судебных разбирательствах в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел.

При наличии заявления о пропуске срока в связи с неизвещенностью, заявителю следует учитывать, что извещение считается надлежащим, если у суда имеется подтверждение направления корреспонденции по надлежащему адресу регистрации.

Обращаем внимание, что для юридических лиц надлежащим считается извещение, направленное по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, даже если извещение получено не было. Изложенное следует из принципа несения ответственности юридическим лицом за отсутствие фактического нахождения по адресу своей официальной регистрации, или же за недостаточную заботливость и осмотрительность при организации получения корреспонденции по своему юридическому адресу. Поэтому отсутствие уведомления заявителя по причине истечения срока хранения письма, направленного по надлежащему адресу, не может быть признано уважительной причиной пропуска срока.

— позднее изготовление или получение судебной копии обжалуемого акта в случае наличия подтверждения даты его отправки судом и получения заявителем.

Нередко из-за загруженности судов копии судебных актов изготавливаются с серьезной задержкой и направляются заинтересованным лицам либо уже за истечением срока для обжалования, либо незадолго до него, так что лицо, получившее копию судебного акта, порой не имеет даже физической возможности совершить требуемое действие в установленный законом срок. Чтобы указанная причина пропуска срока могла быть признана уважительной, заявителю следует сохранить конверт, в котором он получил обжалуемый акт и который содержит соответствующие отметки дат почтового органа, и предоставить его копию суду. Дополнительно можно предоставить распечатанную из сети «Интернет» информацию о движении почтового отправления, отследив по сайту Почты России по уникальному номеру почтового идентификатора.

Обращаем внимание, что в рассматриваемом случае пропущенный срок может быть восстановлен по причине уважительности причин его пропуска только в том случае, если заявитель подаст ходатайство о восстановлении пропущенного срока как можно быстрее после получения соответствующего письма из суда или копии обжалуемого акта непосредственно в суде, и в течении периода для обжалования, если производить исчисление такового от даты получения. Например, если решение суда было изготовлено в полном объеме 25 марта, а лицо, не участвующее в рассмотрении дела, получило копию решения по почте 26 апреля, то подать ходатайство необходимо не позднее истечения месяца со дня получения копии суда (срок для обжалования решения суда – 1 месяц), то есть не позднее 27 мая.

— несвоевременная публикация судебных актов в cети «Интернет».

Указанная разновидность представляет из себя современное развитие ранее обозначенной причины, после введения электронной картотеки дел kad.arbitr.ru, рассматриваемых судами и, в первую очередь, касается арбитражного процесса.

При рассмотрении вопроса об уважительности пропуска срока со ссылкой на то, что суд несвоевременно произвел публикацию вынесенного судебного акта, суд, помимо прочего, сравнивает длительность просрочки в опубликовании судебного акта со стороны суда и длительность просрочки в подаче жалобы со стороны заявителя.

— подтвержденные тяжелая болезнь или беспомощное состояние заявителя

(психическая или эмоциональная нестабильность, вызванная тяжелым стрессом, нахождением под гипнозом, употреблением наркотических медицинских препаратов по назначению лечащего врача), серьезные семейные обстоятельства заявителя (болезнь или смерть близких людей, смена места жительства в связи с учебой, болезнью, необходимостью ухода за тяжелобольным), неграмотность, под которой понимается полное отсутствие умения читать и писать, а также стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения и т.п.), препятствующие совершению заявителем требуемых действий на протяжении действия всего срока, установленного для этого законом. При этом согласно разъяснениям п. 40 Постановления Пленума ВС РФ № 9 от 29.05.2012 г. не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм, отсутствие иных сведений.

Нередко лица, заявляющие о восстановлении пропущенного ими срока, ссылаются на такие обстоятельства, как юридическая неграмотность заявителя, кадровые перестановки и иные внутренние организационные проблемы юридического лица или отсутствие в его штате должности юриста. Практика показывает, что обычно суды, ссылаясь на возможность осуществления защиты своих прав через представителя, в том числе квалифицированного юриста или адвоката, отказывают в признании подобных причин пропуска срока уважительными, и, следовательно, отказывают и в восстановлении попущенного срока.

Отдельно заслуживает рассмотрение указание в качестве причины пропуска срока отсылка к нахождению заявителя в командировке или отпуске, ведь если о физическом отсутствии заявляет физическое лицо, участвующее в деле, то причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, если отсутствие имело место на протяжении всего срока, а если же на командировку генерального директора или юриста в ходатайстве о восстановлении срока указывает юридическое лицо, то суды чаще всего смотрят на причину неодобрительно, опять же со ссылкой на возможность осуществления своих прав через представителя, путем выдачи доверенности на совершение юридически значимых действий.

3. Срок для восстановления срока

Как было указано в начале настоящей статьи, согласно ст. 117 АПК РФ Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.

Статьей 259 АПК РФ установлено, что ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы может быть удовлетворено лишь при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ (лицо, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт), со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

При восстановлении срока кассационного обжалования ограничение установлено п. 2 ст. 276 АПК РФ и определяется как «не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом».

По обжалованию в порядке надзора – «не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом» (п. 5 ст. 308.1 АПК РФ).

Согласно п. 2 ст. 312 АПК РФ восстановление срока на подачу заявления о пересмотре по новым и вновь открывшимся обстоятельствам возможно, если ходатайство о восстановлении срока подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.

ГПК, в отличие от АПК РФ, прямо не устанавливает предельный период времени, в рамках которого возможно восстановить пропущенный процессуальный срок. Однако, следует понимать, что в любом случае при рассмотрении ходатайства о восстановлении срока суд будет руководствоваться соображениями разумности.

4. Порядок восстановления пропущенного срока

Порядок восстановления пропущенного процессуального срока урегулирован нормами процессуального законодательства, а именно ст. 112 ГПК и ст. 117 АПК.

Общим для обоих типов судопроизводства является то, что ходатайство о восстановлении срока подается непосредственно в суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие, и одновременно с подачей ходатайства совершаются сами процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и т.п.), в отношении которых пропущен срок.

Несмотря на то, что последнее условие является крайне важным, так как если заявитель не совершил необходимые процессуальные действия, в отношении которых пропущен процессуальный срок, то пропущенный срок восстановлению не подлежит, даже если причины его пропуска могли быть уважительными, нередко заявители его не учитывают, и им отказывают.

Совершение процессуальных действий, в отношении которых пропущен срок, и одновременное заявление ходатайства о восстановлении пропущенного срока могут быть оформлены в виде отдельных документов и прилагаться один к другому в виде приложения, или же ходатайство о восстановлении срока может включаться в текст документа, которым совершается само процессуальное действие.

Нередко ходатайство о восстановлении и документ, выражающий совершение процессуальных действий, в отношении которых пропущен срок, подаются отдельными документами один за другим.

В связи с тем, что при отдельной подаче могут возникнуть проблемы с оценкой «одновременности», а при включении ходатайства в текст самого документа суд может упустить текст, выражающий ходатайство о восстановлении срока, со своей стороны советуем использовать первый из обозначенных способов представления суду документа, выражающего совершение процессуального действия, и ходатайства о восстановлении срока, а именно путем оформления в виде отдельных документов и приложения ходатайства к документу в виде первого приложения по списку.

В арбитражном процессе стороны не извещаются о времени рассмотрения ходатайства о восстановлении срока и не заслушиваются судом в процессе его рассмотрения, поэтому, подавая ходатайство о восстановлении процессуального срока, заявителю следует сразу максимально четко, доступно к пониманию обосновать свои заявления, подкрепив соответствующими доказательствами.

В гражданском процессе заявление о восстановлении срока, например, апелляционного обжалования, рассматривается судом, принявшим решение в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения данного вопроса.

5. Вывод

Таким образом, не всякий срок может быть восстановлен, и в случае намерения к исполнению действия, срок для совершения которого пропущен, следует проверить, является ли срок восстанавливаемым или продляемым.

При заявлении о восстановлении срока надлежит предоставить суду доказательства уважительности причин его пропуска, а также совершить само действие, в отношении которого пропущен срок (подать заявление, жалобу и т.п.), причем лучше, если это будет сделано путем оформления отдельными документами и приложения ходатайства к документу (заявлению, жалобе) в виде приложения.

Теги: законодательство РФ, ведение дел в судах, адвокат, арбитражные споры


25 декабря 1993 года довольно знаменательная дата, именно в этот день вступила в силу нынешняя Конституция Российской Федерации, согласно которой главным источником власти в стране является некий «многонациональный народ». Что это такой за таинственный народ и кто его видел — до сих пор остается загадкой!
Вообще то официальный День Конституции — 12 декабря, день референдума о ее принятие, но документ вступил в силу только 25 декабря, после ее опубликование в официальном печатном органе правительства, «Российской газете».
Конституцию РФ писали как попало, в условиях жесткого противостояния между Ельциным и Верховным Советом ( незаконно разогнанным в октябре 1993 года), и в результате основной закон составили для Ельцина и под диктовку его западных советников, только с одной целью — обеспечить президенту все полноту власти
Глава одной из конституционных комиссий Румянцев позже говорил, что Ельцин вычеркивал из проекта Конституции все не понравившиеся ему пункты, уверяя, что это только временная мера по борьбе с красно-коричневой чумой, что через пару лет документ заменят на очень даже демократический. Похожие воспоминания озвучил и другой автор Конституции Сергей Шахрай (человек весьма близкий к Ельцину). Шахрай крайне сокрушался, что Ельцин лично исключил из проекта десяток пунктов, казавшиеся ему и его заокеанским советникам угрозой для его антинародной власти.
Ельцинская Конституция установила своеобразный рекорд: в 138 статьях документа слово «русский» упоминается всего один раз, в 68 статье — в контексте «русский язык». Как надо было постараться и какие потратить невероятные ухищрения на искусные формулировки, чтобы избежать в таком документе слово «русский». Для примера, в послевоенной конституции Германии ( несмотря на навязанный немцам комплекс вины за Гитлера, фашистов, холокост) , и после проигранной мировой войны слово «немцы» и «немецкий народ» уже в преамбуле Конституции упоминаются три раза.
Поправки к ст. 3, которая провозглашает носителем власти «многонациональный народ», как будто бы специально максимально затруднены для возможных изменений. Чтобы принять новый Федеральный конституционный закон, необходимо только согласие 2/3 депутатов Госдумы и 3/4 сенаторов Совета Федераций. Изменить пункт с упоминанием про «многонациональный народ» можно только с одобрения Федерального собрания и парламентов 2/3 субъектов федерации.
Если хочешь принять любые поправки в Конституцию, надо только получить согласие большинства депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. А вот чтобы убрать из Конституции «многонациональный народ» — добейся согласия депутатов ГД, сенаторов Федерального Собрания и всех депутатов в региональных парламентах и законательных собраниях. Вот она, настоящая закавыка!
Поскольку Конституцию писали сразу несколько комиссий и редактировал Ельцин c cоветниками, то и подлинные авторы этого чудо-документа неизвестны по сей день. Официально считается, что очень близкие к действующему проекты написали Шахрай и Алексеев, которые, впрочем, уверяют, что ныне действующий основной закон весьма сильно отличается от их текстов.
Новую Конституцию на референдуме 1993 года, приняли с незначительным преимуществом, 58% «за» и 42% «против». Официально референдум был назван «всенародным голосованием», так как настоящий референдум могли объявить только депутаты расстрелянного Верховного Совета.
И поэтому законность принятия новой Конституции можно поставить под большое сомнение!

Новости

Указ Президента России от 19 декабря 2012 года №1666. Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Указом Президента России утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Стратегией определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики.

Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Стратегия служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики.

Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов России, развития их национальных языков и культур.

К приоритетным направлениям государственной национальной политики, в частности, относятся:

— совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики;

— обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

— создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

— укрепление единства и духовной общности многонационального народа России (российской нации);

— сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

— обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

— совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

— развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики.

Стратегией предусмотрено, что Правительство России разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики; контролирует ход реализации Стратегии и представляет Президенту России ежегодные доклады, составленные с учётом докладов субъектов Федерации.

Оригинал.

Обязательные и необязательные медосмотры

Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Проходить медицинские осмотры перед трудоустройством и в течение трудовой деятельности должны не все работники, а лишь отдельные. Работодатель же должен эти осмотры организовывать и оплачивать. В противном случае он может быть привлечен к ответственности. Но некоторые работодатели, желая иметь в своей организации исключительно здоровый коллектив, направляют на предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры чуть ли не всех работников. С одной стороны, это, конечно, неплохо. С другой стороны, имеет ли он на это право? Давайте разбираться.

Обязанности работодателя

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров.

Различают следующие виды медосмотров:

  • предварительные (при поступлении на работу);

  • периодические (в течение трудовой деятельности);

  • внеочередные;

  • ежедневные осмотры в начале и конце рабочего дня;

  • психиатрические освидетельствования.

Цели проведения медицинских осмотров таковы:

  • определение соответствия состояния здоровья будущего сотрудника его трудовой функции;

  • систематическое наблюдение за здоровьем сотрудника при воздействии вредных условий работы;

  • профилактика и своевременная диагностика профессиональных заболеваний;

  • охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также при наличии медицинских противопоказаний.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение составляет:

  • для учреждения – от 110 000 до 130 000 руб.;

  • для должностного лица учреждения – от 15 000 до 25 000 руб.

И если лицо, поступающее на работу, не прошло обязательный предварительный медосмотр (отказалось от его прохождения) или в результате осмотра на основании медицинского заключения у него были выявлены медицинские противопоказания для работы по определенной должности, работодатель должен отказать ему в приеме на данную должность.

Если же работник отказывается от прохождения периодических медосмотров, работодатель должен отстранить его от работы в силу ст. 76 ТК РФ. Кроме этого, за несоблюдение трудовой дисциплины работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

При выявлении противопоказаний медицинским заключением может быть рекомендовано перевести работника временно или постоянно на другую должность, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Если он отказывается от постоянного перевода или подходящих для него должностей нет, трудовой договор с ним придется расторгнуть в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Обязательные предварительные медосмотры

В первую очередь выделим работников категорий, установленных Трудовым кодексом, которые обязаны проходить только предварительные медосмотры. К ним относятся:

1. Лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей. Заключение трудового договора с данными лицами в силу ст. 324 ТК РФ допускается при наличии у них медицинского заключения, выданного в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441н (далее – Приказ № 441н), в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждению профессиональных заболеваний, а также об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

2. Лица, принимаемые на работу вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ). При заключении трудового договора о выполнении работ таким методом лицо, поступающее на работу, должно предоставить медицинское заключение, выданное в порядке, установленном Приказом № 441н.

Кроме того, предварительные осмотры должны проходить лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69 ТК РФ). Они должны проходить и ежегодные медосмотры до достижения 21 года.

Периодические обязательные медосмотры

А теперь перечислим работников, которые обязаны проходить и предварительные, и периодические медицинские осмотры:

1. Работающие во вредных и (или) опасных условиях труда (в том числе на подземных работах) (ст. 213 ТК РФ). Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Перечень факторов, Перечень работ).

К сведению: Не допускается прием подростков (несовершеннолетних) на работу, которая может причинить вред их физическому или психическому здоровью. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

2. Работники:

  • торговли (ст. 213 ТК РФ);

  • общепита (ст. 213 ТК РФ, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);

  • детских организаций (ст. 213 ТК РФ);

  • медицинских организаций (ст. 213 ТК РФ, п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10);

  • парикмахерских и косметических кабинетов (п. 9.29 СанПиН 2.1.2.2631-10);

  • труд которых связан с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ);

  • спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);

  • трудящиеся на опасных производственных объектах (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

  • работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ) (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»);

  • другие в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами и санитарными нормами.

К сведению: частота периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Проводиться медосмотры должны не реже, чем в сроки, указанные в Перечнях.

Помимо предварительных и периодических медосмотров, для работников некоторых категорий установлено прохождение внеочередных (для работающих во вредных условиях труда, в пищевой промышленности, медицинских и детских учреждениях), предрейсовых и послерейсовых (для выполняющих работы, связанные с движением транспорта), предсменных и послесменных медосмотров (для трудящихся на подземных работах).

Обязательные психиатрические освидетельствования

В соответствии с Правилами психиатрического освидетельствования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (далее – Правила), работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377), могут подвергаться психиатрическому освидетельствованию. К таковым, в частности, относятся водители, медицинские работники, работники предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания, учебно-воспитательных учреждений, детских дошкольных учреждений, домов ребенка.

Обязательное психиатрическое освидетельствование названных работников проводится:

  • при поступлении на работу перед обязательным предварительным медицинским осмотром;

  • в дальнейшем не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание: обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом положений Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

То есть, если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель, с одной стороны, не вправе принудить его к этому, а с другой – не может допустить к работе. Поэтому пройти такое обследование в случаях, установленных законодательством, работнику все же придется.

Обратите внимание: рекомендуемая форма решения врачебной психиатрической комиссии, которая создана на базе медицинской организации, подведомственной ФМБА, приведена в приложении 3 к Приказу № 170.

Освидетельствование проводит врачебная психиатрическая комиссия, которая может быть сформирована, например, в медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству (далее – ФМБА) (пп. 1 п. 2 Приказа ФМБА РФ от 07.09.2015 № 170). По итогам освидетельствования комиссия принимает решение о пригодности (непригодности) работника к осуществлению вида деятельности (выполнению работы в условиях повышенной опасности).

В течение трех дней после принятия решения оно выдается работнику под подпись, а работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.

Какие документы работодатель может требовать при приеме на работу?

Перечень документов, предоставляемых при приеме на работу, установлен ст. 65 ТК РФ. Он является исчерпывающим и медицинское заключение в нем не названо. При этом сказано, что в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Требовать от лица, поступающего на работу, другие документы нельзя.

Таким образом, при приеме на работу кандидата, для которого обязателен предварительный медицинский осмотр, работодатель должен направить его на медосмотр в медицинскую организацию, с которой заключен договор, либо компенсировать стоимость оплаченного кандидатом медосмотра. По итогам медосмотра кандидат при приеме на работу должен представить:

  • медицинскую книжку – если будущая работа связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (п. 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402);

  • справку по форме 086/у – если кандидат несовершеннолетний (утверждена Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 834н);

  • медицинское заключение о том, можно ему или нельзя выполнять работу, на которую он претендует, – в остальных случаях;

  • решение психиатрической комиссии о пригодности (непригодности) работника к осуществлению вида деятельности (выполнению работы в условиях повышенной опасности).

К сведению: медицинские заключения могут оформляться произвольно (за исключением случаев, когда законодательством РФ установлен иной порядок выдачи справки или медзаключения либо иная форма справки или медзаключения) с проставлением штампа медицинской организации или на ее бланке (при наличии).

Если при медосмотре у кандидата были выявлены противопоказания к работе, на которую он устраивается, в приеме на эту работу придется отказать.

Когда обязательные медосмотры не обязательны?

Направляя работников на обязательные медосмотры, работодатель должен учитывать некоторые нюансы, на которые обратили внимание чиновники.

Итак, прежде чем направить работника на предварительный медосмотр, следует обратить внимание на возраст работника, вид выполняемой работы и условия труда на рабочем месте согласно результатам специальной оценки (аттестации).

Если соискатель подпадает под действие ст. 213, 328, 330.3 ТК РФ или подвергается воздействию вредных производственных факторов, которые действуют на его рабочем месте в соответствии с результатами спецоценки, или если он выполняет работы, перечисленные в Перечне работ, то его нужно направить на предварительный медосмотр.

Роструд в Письме от 12.05.2017 № ПГ/08696-03-3 отметил, что включению в списки работающих во вредных условиях труда, направляемых на предварительный медосмотр, подлежат работники:

  • подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при производственной деятельности;

  • выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Отдельно внимание чиновники уделили работникам, которые 50 % или более рабочего времени проводят за компьютером. Разъяснения насчет них даны в Письме Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3. Для ряда факторов, названных в Перечне факторов, присутствует указание, что работникам необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры при отнесении условий труда по данным факторам по результатам спецоценки к вредным. Однако такое указание отсутствует для некоторых факторов, превышение уровня допустимого воздействия которых, как полагают чиновники, также может быть установлено лишь по результатам спецоценки. В этой части данный документ противоречит ст. 213 ТК РФ, где прямо говорится, что на обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры направляются работающие во вредных и (или) опасных условиях труда.

Например, п. 3.2.2.4 Перечня факторов (электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени)) указывает на неионизирующее излучение, которое находится в списке вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при специальной оценке условий труда, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Наличие данного фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей спецоценку, а отнесение условий труда к вредным и (или) опасным по данному фактору осуществляется по результатам исследований (испытаний) и измерений данного фактора экспертом организации, проводящей спецоценку.

Также согласно примечанию 2 к Перечню факторов в нем перечислены факторы, которые по уровню воздействия отнесены к вредным и (или) опасным в соответствии с нормативными правовыми актами.

На основании изложенного чиновники полагают, что при наличии результатов специальной оценки или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые (2-й класс) условия труда на рабочем месте по фактору, указанному в обращении, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра по приведенным основаниям.

В ведомстве была рассмотрена и ситуация прохождения повторного предварительного медосмотра в случае, когда работник уволился из организации, а затем был принят обратно. Нужно ли его опять направлять на медосмотр? Да, поскольку на него распространяются все требования трудового законодательства, в том числе в части прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра (Письмо Минтруда РФ от 28.04.2017 № 15-2/ООГ-1224).

А должен ли работодатель направить на предварительный медо­смотр работника, у которого на руках уже имеется медицинское заключение? Не должен – при наличии двух условий:

  • у работодателя заключен договор с медицинской организацией, где претендент проходил осмотр, о прохождении работниками медосмотров;

  • не истек срок, соответствующий установленной периодичности прохождения медосмотров.

Такой вывод сделан в Письме Роструда от 12.05.2017 № ПГ/08696-03-3.

К сведению: если работник прошел медицинский осмотр по личной инициативе, компенсировать ему понесенные в связи с этим расходы работодатель не обязан (см. Постановление Архангельского областного суда от 05.12.2016 № 4а-413/2016).

* * *

Подводя итог, остается ответить на главный вопрос: может ли работодатель локальным актом организации или трудовым договором установить обязанность работников проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, если они не относятся к категории лиц, для которых медосмотр обязателен в силу закона? Нет, не может. И если работник не хочет проходить медосмотр, даже за счет работодателя, он может оспорить подобное условие, особенно если в связи с таким отказом для него возникают неблагоприятные последствия – отказ в приеме на работу, перевод или увольнение.

Проходить медицинские осмотры работники обязаны только в случаях, установленных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).