Отказ от оплаты за неоказанные услуги

Можно ли вернуть деньги за еще неоказанную услугу?

Ирина, добрый день!

Вот Вам цитата из судебной практики. На ее основе составьте претензию и направьте Агентству. Если претензия не будет удовлетворена, обращайтесь в суд. Удачи!

В силу ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Аналогичные положения содержатся в ст. 32 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которыми потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Какие-либо иные правовые последствия одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг законом не предусмотрены, не могут они быть определены и договором.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В п. 1 ст. 168 ГК РФ закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
С учетом приведенных норм права условие договора оказания услуг по покупке объекта недвижимого имущества, закрепляющее обязанность ответчика по выплате истцу неустойки в случае отказа от исполнения договора, то есть устанавливающее санкцию за отказ заказчика от услуг исполнителя, ущемляет предусмотренное законом право истца (потребителя) в любое время отказаться от оказания услуги и возместить ответчику (исполнителю) понесенные расходы.
В связи с этим данный пункт договора не соответствует требованиям перечисленных правовых норм и его положения не могли применяться судом при разрешении данного спора.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) {КонсультантПлюс}

Предназначение местной администрации

Закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включил местную администрацию в перечень обязательных органов и подробно определил порядок организации и деятельности местной администрации, и особенно ее главы.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется его уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Как говорилось ранее, в наличии категорий «представительный орган» и «исполнительно-распорядительный орган» можно видеть зачатки разделения властей на муниципальном уровне.

Местная администрация наделяется правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по ходатайству главы местной администрации, который руководит администрацией на принципах единоначалия.

Говоря сжато, роль местной администрации состоит в том, чтобы осуществлять повседневное, текущее решение вопросов местного значения. Можно сказать, что местная администрация — орган управления хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования, предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальном ведении, а также координации и контроля — в рамках законодательства — деятельности различных органов и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) органы местного самоуправления (не уточнено, какие) могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Федеральный закон 2003 г. тоже в общем виде говорит о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Но в характеристике представительного органа муниципального образования, а также главы муниципального образования не указывается, что они осуществляют отдельные государственные полномочия, а вот в отношении местной администрации в Законе есть формулировка на этот счет (ч. 1 ст. 37).

Возможно, это недоработка создателей Закона, поскольку для осуществления государственных полномочий могут понадобиться решения прежде всего представительного органа, не исключено, что и главы муниципального образования. Однако идея законодателя, очевидно, состоит в том, что текущее осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий все-таки ложится на местную администрацию. И это является важным фактором в определении ее предназначения, так же как и в общении с органами государственной власти и субъекта РФ, и Российской Федерации.

Глава местной администрации

Глава местной администрации — одна из ключевых фигур в местном самоуправлении, один из руководителей соответствующей территории. Конкретно роль главы местной администрации зависит от того, исполняет ли он одновременно обязанности главы муниципального образования или же работает по контракту (см. ниже).

При совмещении постов главы муниципального образования и главы местной администрации лицо, конечно, даже сугубо юридически располагает более широкими возможностями — это одновременно первый руководитель территории, оказывающий влияние на все происходящие на ней процессы (об этом говорилось ранее при характеристике главы муниципального образования), и управляющий хозяйственными и социально-культурными делами, а также глава аппарата местной администрации.

Если же главой муниципального образования стал председатель представительного органа, тогда глава местной администрации в большей мере хозяйственный управляющий территории. Разумеется, он может быть и весьма влиятельной фигурой на территории муниципального образования, если председатель представительного органа не претендует на позиции первого лица. Но реальный расклад можно видеть в конкретном муниципальном образовании.

Так или иначе глава местной администрации осуществляет руководство муниципальным исполнительно-распорядительным органом — местной администрацией на принципах единоначалия. Это предполагает самостоятельность главы местной администрации в вопросах назначения на должность и увольнения с должности муниципальных служащих администрации муниципального образования, распределения между ними полномочий, истребования отчета о проделанной работе, применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Однако в действующих правовых актах часто встречаются положения, которые обязывают главу местной администрации согласовывать с представительным органом муниципального образования кандидатуры при назначении их на муниципальные должности.

Должность главы местной администрации замещается несколькими способами в зависимости от порядка избрания главы муниципального образования и вида муниципального образования.

Если глава муниципального образования избирается жителями непосредственно, он может либо входить в состав представительного органа и возглавлять его, либо занимать пост главы местной администрации. При избрании главы муниципального образования представительным органом он становится председателем соответствующего представительного органа. А глава местной администрации получает свою должность по контракту.

В муниципальном районе, где представительный орган формируется из представителей поселений, глава муниципального образования является руководителем представительного органа района. Следовательно, в таком районе глава местной администрации назначается только по контракту. Во всех случаях, когда глава местной администрации назначается по контракту, кандидаты на должность подбираются в результате отбора по конкурсу соответствующим муниципальным представительным органом.

Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Этот порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть — законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Часть 4 ст. 37 Федерального закона 2003 г. гласит, что, в случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) — уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Так, в Законе Республики Мордовия от 28 января 2004 г. «Об условиях контракта для глав администраций муниципальных районов (городских округов) в Республике Мордовия в части осуществления государственных полномочий» в отношении кандидата на должность главы местной администрации предусмотрено наличие гражданства Российской Федерации, высшего профессионального образования, стажа работы на руководящей должности не менее пяти лет или стажа муниципальной либо государственной службы не менее трех лет, знание муниципального законодательства.

Обозначены также права и обязанности главы местной администрации при осуществлении отдельных государственных полномочий. Среди них право издавать правовые акты по соответствующим вопросам, использовать материальные и финансовые ресурсы в установленных целях, обязанность организовывать работу органов местного самоуправления по реализации делегированных полномочий, не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, нести ответственность за осуществление государственных полномочий и т.д.

В Законе Амурской области с аналогичным названием от 19 апреля 2004 г. говорится о необходимости наличия стажа муниципальной или государственной службы не менее трех лет или стажа работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Помимо того, что предусмотрено в Законе Мордовии, в Законе Амурской области говорится об обязательности для кандидата на пост главы местной администрации владения государственным языком Российской Федерации, а также о наличии компетентности, организаторских способностей, соответствующей ответственности за порученное дело, добросовестности, зрелости, порядочности, а также состояния здоровья.

В нормативных актах называются и условия расторжения контракта с главой местной администрации. Но в этих актах по существу воспроизводятся положения, закрепленные в ч. 11 ст. 37 Федерального закона 2003 г., в которой записано, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта РФ — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, в первом и втором случаях в основе инициативы расторжения контракта лежат претензии к главе местной администрации со стороны представительного органа или главы данного муниципального образования либо же со стороны главы исполнительной власти субъекта РФ, в третьем случае — наоборот, претензии возникли у самого главы и они адресованы органам местного самоуправления данной муниципальной единицы или органам государственной власти субъекта РФ.

Полномочия главы местной администрации возникают со дня, указанного в контракте.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий главы местной администрации в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта по соглашению сторон;

4) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в случае нарушения контракта главой местной администрации в части исполнения вопросов местного значения;

5) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ при нарушении контракта в части исполнения делегированных полномочий;

6) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе главы местной администрации при нарушении условий контракта органами местного самоуправления или государственной власти;

7) отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии со ст. 74 данного Закона;

8) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

9) признания судом безвестно отсутствующим;

10) объявления судом умершим;

11) вступления в законную силу в отношении главы местной администрации обвинительного приговора суда;

12) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

13) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

14) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

15) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 4-7 ст. 13 данного Закона, а также при упразднении муниципального образования;

16) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

17) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

При характеристике статуса главы муниципального образования отмечалось, что для него есть ряд ограничений по занятию должностей в предпринимательских структурах и выполнению иной оплачиваемой работы. Такие же ограничения существуют и для главы местной администрации

Он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством.

Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством.

Местная администрация

Местную администрацию в целом можно охарактеризовать как орган местного самоуправления, осуществляющий текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Поскольку муниципальное законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных образований, различное число жителей и масштабы территорий осуществления местного самоуправления, единый порядок организации и деятельности местной администрации невозможен, равно как и способ ее формирования. Если рассматривать самостоятельное муниципальное образование с населением в несколько сотен человек, то для главы местной администрации вполне очевидно будет полномочие по назначению всех работников своей администрации, число которых, впрочем, может быть ограничено помощником главы и бухгалтером. Другое дело, если речь идет о муниципальном районе, в котором проживает несколько сот тысяч, или о городском округе с миллионным населением.

В больших муниципальных образованиях аппарат администрации включает не один десяток подразделений, в которых работают сотни муниципальных служащих и столько же технического персонала. Такое положение предопределяет сложный порядок формирования местной администрации. Например, в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 18 июня 1998 г.

«О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей и специалистов органов и структурных подразделений администрации города Красноярска, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, согласования назначения на должность руководителей государственных органов» глава города назначает на должность и освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей, помощников и пресс-секретаря, руководителей органов и структурных подразделений администрации, глав районных администраций, их первых заместителей и заместителей по согласованию с начальником главного управления кадров и юридическим управлением.

Руководители муниципальных предприятий и учреждений назначаются главой города по согласованию со своим заместителем — директором департамента, начальником управления, председателем комитета, курирующим направление деятельности соответствующего предприятия или учреждения, а также с юридическим управлением и главой администрации района, на территории которого расположено предприятие или учреждение.

Далее происходит делегирование кадровых полномочий главой города должностному лицу городской администрации. Так, начальнику главного управления кадров делегируются полномочия по назначению на должность и освобождению от должности заместителей руководителей структурных подразделений администрации, начальников и заместителей начальников отделов и специалистов этих подразделений. Назначение на эти должности происходит по согласованию с главой города, его заместителями, руководителями соответствующих структурных подразделений и юридическим управлением.

Управляющий делами — руководитель аппарата главы г. Красноярска назначает на должность и освобождает от должности персонал технического обеспечения администрации по согласованию с юридическим управлением администрации. Назначение на должность и увольнение с нее руководителей муниципальных учреждений основного общего образования и муниципальных дошкольных учреждений города производит начальник управления образования администрации по согласованию с главой города, его заместителем по социальной политике, начальником главного управления кадров и главой администрации района, в котором расположено соответствующее учреждение.

Руководители подразделений, специалисты и технические работники администраций районов г. Красноярска назначаются и увольняются главами администраций районов. При этом начальники финансовых отделов, управляющие делами, помощники глав администрации районов по информации назначаются на должность и увольняются с нее по согласованию с начальником главного управления кадров городской администрации.

Кроме структуры местной администрации представительный орган муниципального образования утверждает также положение о соответствующей местной администрации, которое на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию и деятельность местного исполнительно-распорядительного органа.

Так, согласно Положению об администрации муниципального образования «Медынский район», утвержденному решением Районного Собрания муниципального образования «Медынский район» Калужской области от 25 февраля 2004 г., администрация формируется главой муниципального образования и им возглавляется. В состав администрации входят глава муниципального образования, его заместители, управляющий делами, комитеты и отделы администрации, управления сельсоветов, комиссии и прочие подразделения, которые включают и аппарат по обслуживанию представительного органа муниципального образования.

В число наиболее важных полномочий администрации входит разработка проектов планов социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования, а также исполнение их после принятия районным собранием, управление муниципальной собственностью, выполнение отдельных государственных полномочий.

Глава местной администрации названного муниципального района помимо руководства администрацией распоряжается муниципальной собственностью, включая средства районного бюджета и внебюджетных фондов, определяет компетенцию органов администрации, назначает на должность и освобождает от должности работников администрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, отменяет правовые акты должностных лиц администрации в случае противоречия их законодательству, представляет интересы муниципального образования в отношениях с другими организациями.

Заместители главы администрации назначаются единолично главой администрации и наделяются полномочиями по руководству определенным направлением деятельности муниципального образования. Глава вправе передать заместителям свои полномочия, кроме права: на назначение на должность и увольнения с должности руководителей комитетов, управлений и отделов администрации; на отмену постановлений и распоряжений главы администрации; на принесение протестов на решения районного собрания; на заключение договоров с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления другого муниципального образования; первого распорядителя кредитов.

Управляющий делами администрации назначается главой местной администрации по согласованию с районным собранием. Он руководит делопроизводством в администрации, обеспечивает публикацию нормативных правовых актов органов и должностных лиц муниципального образования, вносит предложения по структуре и штатному расписанию администрации, обеспечивает проведение аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих, а также их учебу и повышение квалификации, осуществляет контроль за работой общего отдела, контролирует соблюдение распорядка дня работниками администрации.

Руководители структурных подразделений администрации назначаются ее главой. К основным полномочиям руководителя подразделения названное Положение относит осуществление общего руководства соответствующим подразделением, разработку положения о подразделении и должностных инструкциях его работников, внесении главе администрации предложений по кадровым вопросам.

В структуру местных администраций входят различные по наименованию подразделения — департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и пр. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам: функциональные, отраслевые и территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.

Функциональными будут те подразделения местной администрации, которые выполняют задачи применительно ко всем отраслям местного хозяйства (например, бюджетно-финансовые). Отраслевыми считаются подразделения, которые отвечают за положение дел в конкретной отрасли на данной территории (например, ведающие жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением).

Территориальными являются подразделения местной администрации по управлению частями территории муниципального образования (например, в муниципальном образовании, большом городе, поделенном на районы, — это районные администрации). Число подразделений, муниципальных служащих и технического персонала в администрации каждого муниципального образования зависит от нескольких факторов, в частности от числа жителей и масштаба территории.

Так, согласно Положению об администрации муниципального образования «Поселок Воротынск», утвержденному постановлением Собрания представителей муниципального образования «Поселок Воротынск» Калужской области от 12 июня 2001 г., в структуру администрации входят управление делами, шесть отделов (общий; бухгалтерского учета и отчетности; планово-экономический; архитектурный и землеустройства; мобилизационной работы; социальной защиты населения), комитет по управлению имуществом, служба заказчика.

В постановлении главы г. Курчатова Курской области от 18 марта 2004 г. «О совершенствовании системы исполнительного органа городского самоуправления» в качестве структурных подразделений городской администрации названы 14 отделов, 4 комитета и 1 управление. Структура г. Саранска, утвержденная решением Саранского городского Совета депутатов от 11 февраля 2004 г., включает 3 департамента, 2 комитета, 17 управлений и 12 отделов.

Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется положением, утверждаемым главой местной администрации. В положении указываются сфера деятельности, полномочия, организация и другие характеристики подразделения. Например, в соответствии с Положением о юридическом управлении администрации г. Воронежа, утвержденным распоряжением главы г. Воронежа от 19 мая 2004 г., юридическое управление состоит из четырех подразделений: отдела правовой работы в сфере бюджетных и муниципальных правоотношений, банкротства муниципальных предприятий; отдела юридической защиты имущественных интересов казны города; отдела правовой защиты в сферы социальной политики и предпринимательской деятельности; отдела правовой работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и транспорта.

Основными задачами данного управления Положение называет обеспечение законности в издаваемых администрацией правовых актах, совершенствование правовых основ деятельности администрации, защиту прав администрации в судах, организационно-методическое руководство правовой работой в других структурных подразделениях городской администрации. Управление определяет приоритетное направление правового обеспечения организации деятельности подразделений городской администрации, проводит правовую экспертизу проектов правовых актов, обеспечивает юридическое сопровождение взаимодействия администрации в Воронежской городской думе и органами власти Воронежской области.

Как отмечалось ранее, кроме функциональных и отраслевых подразделений исполнительной власти в муниципальном образовании со сложным территориальным устройством, какими всегда являются муниципальные районы, а порой городские округа и поселения, создаются территориальные подразделения администрации.

Так, по Положению о Елизаветинской сельской администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденному постановлением главы муниципального образования «Город Краснодар» от 31 мая 2004 г., она является территориальным органом городской администрации, состоит из главы сельской администрации, его первого заместителя и заместителя, двух отделов — общего и земельного. Глава сельской администрации назначается главой муниципального образования и ему подотчетен.

Глава руководит деятельностью сельской администрации, распределяет обязанности между своими заместителями и другими работниками администрации, представляет главе муниципального образования на утверждение положение о сельской администрации и ее штатное расписание, принимает на работу и увольняет с должности служащих администрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, выполняет иные полномочия в соответствии с положением. Сельская администрации, являясь юридическим лицом, наделяется всеми полномочиями по обеспечению комплексного развития подведомственной территории, включая содержание и эксплуатацию жилищного фонда на территории сельского округа, функционирование муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования, учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом.

Завершая характеристику местной администрации, еще раз обратим внимание на то, что в Федеральном законе 2003 г. она называется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ч. 1 ст. 37). И хотя для муниципального уровня принцип разделения властей конституционно не введен, его контуры заложены в словах «представительный орган» и «исполнительно-распорядительный орган». Поскольку второе понятие адресовано местной администрации, порой возникает вопрос, можно ли в отношении местной администрации использовать понятие «исполнительная власть», что нередко имеет место в научной литературе.

При ответе на данный вопрос следует иметь в виду, что наряду с полномочиями, необходимыми для разрешения вопросов местного значения, местная администрация может наделяться также государственными полномочиями — об этом говорилось ранее. Конечно, это будут полномочия исполнительной ветви государственной власти. Можно сказать, что, обладая такими полномочиями и осуществляя их, местная администрация выступает от имени исполнительной государственной власти. Исходя из этого понятие «исполнительная власть» — в развитие понятия «исполнительно-распорядительный орган», используемого Законом, — может применяться в отношении местной администрации.

Принятие и подписание закона

После того, как закон был принят в трех чтениях Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, поддержан всеми заксобраниями регионов страны, его подписал Президент РФ.

Однако после этого начала действовать только ст. 3 нового закона, в которой прописана процедура вступления поправок в силу.

Проверка Конституционным судом

После этого КС РФ по запросу Президента проверял не вступившие в силу поправки и предложенную процедуру голосования на соответствие главам 1, 2 и 9 Основного закона нашей страны. У КС было на это семь дней, и он принял решение через два дня, что поправки конституционны – и вступила в силу ст. 2 об общероссийском голосовании за поправки.

Процесс одобрения гражданами

Изменения в Конституцию России, которые изложены только в ст. 1, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Тогда изменения в Основной закон вступают в силу со дня опубликования результатов общероссийского голосования.

Если за изменения в Конституцию РФ проголосует менее половины граждан, принявших участие в голосовании, то поправки не считаются одобренными и не вступают в силу.

Дата голосования предварительно установлена на 22 апреля. Однако, как отмечал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, решение о его переносе на более поздний срок может быть принято при негативном сценарии с коронавирусом.

После общероссийского голосования

Если поправки одобрены россиянами, Президент издаст указ об официальном опубликовании Конституции с внесенными в нее поправками и указанием даты их вступления в силу.

В сфере финансов часто задаются специфическими вопросами: «бенефициар это кто?», «кто такой выгодоприобретатель?» или «в чем отличие выгодоприобретателя и бенефициарного владельца?». Значения терминов немного схожи между собой, но если изучить их в подробностях, то можно увидеть весомую разницу.

Определение понятия «бенефициар»

Бенефициар, или бенефициарий — это очень распространенные понятия в финансовой сфере. Термины обозначают получателя выгоды, которая может быть выражена в деньгах или чем-либо другом.

Чтобы больше не путаться, что такое бенефициар, стоит немного углубиться в значения терминов

Кто это по закону

Согласно определению, данному в законодательстве, бенефициар – конечный получатель денег. В его роли выступает только физическое лицо. В сущности, бенефициаром является продавец товаров или услуг, являющихся предметом международного договора купли-продажи, экспортер. Также он может быть тем, в чью пользу открывается документарный аккредитив эмиссионным банком.

Выгодоприобретатель юридического лица – это субъект (юридическое или физическое лицо), получающий прибыль на основе долговых документов.

Объединяет эти 2 понятия то, что они оба извлекают доход от своего имущества.

Дополнительная информация! Бенефициару дано право управлять собственными активами, кроме того он имеет долю равную или выше 25 %.

В противовес ему выгодоприобретатель лишен этой возможности или его часть составляет менее 25 %.

Бенефициаром может стать физлицо

Кем является в организации

В рамках организации бенефициарами могут быть признаны:

  • Арендодатели, которые сдают собственное имущество во временное пользование за определенную плату.
  • Указанные в завещании наследники в качестве лиц, имеющих право на получение активов в собственность или управление.
  • Субъекты, перенаправившие в руки доверенных лиц свое имущество и финансы с целью получения прибыли.
  • Обладатели банковских счетов (иначе конечные бенефициарные владельцы).
  • Получатели выплат по договорам страхования.
  • Владельцы документарных аккредитивов.
  • Реальные владельцы организаций (по-другому конечные бенефициары).

К бенефициарам относят большой круг лиц

Чтобы не было путаницы относительно персоны конечного бенефициара: что это и какие они бывают, следует сразу сказать, что данное понятие имеет два значения:

  • Конечный бенефициарный владелец – это лицо, контролирующее (косвенно и напрямую) управление над активами и деньгами, находящимися на счете в банке. Так же он имеет право совершать операции по нему. Однако если кто-то по его указанию совершает эти действия, то он и становится конечным бенефициаром.
  • Конечный бенефициар – это реальный владелец компании, который получает прибыль от деятельности предприятия в виде денег или иной выгоды от обладания фирмой. Это физическое лицо, являющееся собственником напрямую или благодаря участию в других организациях.

Структуры, которые ведут операции с денежными средствами и имуществом, должны идентифицировать бенефициарных владельцев, обновлять о них данные и предоставлять сведения по требованиям уполномоченных органов.

Обратите внимание! Если бенефициарный владелец не установлен, его права могут передаться единоличному исполнительному органу компании. У индивидуальных предпринимателей согласно 115 ФЗ бенефициаром зачастую является сам предприниматель.

Причины отнесения физлица к бенефициару

Согласно ФЗ № 115 бенефициар – это лицо, которое прямо или косвенно (посредством третьей стороны) владеет (или обладает 25 % – ной долей в капитале) юридическим лицом либо контролирует его действия. Данный закон не раскрывает алгоритм действий по определению процентного участия физического лица в уставняке предприятия. Определение косвенного присутствия в имуществе компании на практике вызывает сложности, в то время как выявление прямого участия в капитале не представляется затруднительным.

На основании п. 3 ст. 105.2 НК РФ доля косвенного участия может определиться следующими способами в указанном порядке:

  1. Определение очередности участия одного предприятия в другом через прямое участие каждой предшествующей организации в каждой последующей организации в конкретной последовательности.
  2. Установление долей непосредственного участия каждой предшествующей компании в каждой последующей в определенной последовательности.
  3. Складываются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предшествующей фирмы в каждой последующей в конкретной последовательности.

На взгляд некоторых экспертов указанная схема аналогична той, что используется к примеру при установлении связи лиц с целью налогообложения.

Пример: физическое лицо имеет долю в 52 % в ЗАО «Астра», ЗАО «Астра» – владелец 65 % акций в ЗАО «Ромашка». Физлицо не присутствует напрямую в капитале ЗАО «Ромашка», поэтому его участие в имуществе этой организации считается косвенным. Рассчитывается оно следующим образом: 0,52 х 0,65 = 0,338 (33,8%). Исходя из этого отнесение физического лица к бенефициарному владельцу можно совершить при его превалирующем участии в капитале 25 % и более.

Термины, которые нужно разграничивать

Кто такой бенефициар? Бенефициарами становятся как физические лица, так и организации. В страховых компаниях им является лицо, имеющее право на получение выплаты. Это может быть не только владелец застрахованного имущества. Получить денежные средства вправе к примеру банк. В этом случае бенефициаром выступает кредитная организация.

Обсуждаемый термин широко используется в страховом деле

При страховании жизни таковым считается не только застрахованное лицо, но и супруг с наследником.

В сфере кредитования также бенефициаром может выступать банк. Здесь данный механизм имеет название банковской гарантии.

Между 3 сторонами (финансовым учреждением, заемщиком и страховой компанией) заключается соглашение, согласно которому первый в случае наступления неблагоприятных событий у второго получает выплату от третьего. При применении такой практики снижается уровень различных рисков, связанных с невыплатой долга по причине возникновения несчастных случаев и других обстоятельств у заемщика.

Важно! Определения бенефициара и бенефициарного владельца имеют разный смысл. Первый извлекает прибыль фирмы. Бенефициарный владелец – это лицо напрямую или косвенно воздействующее на работу компании, может руководить ею и получать доход. Государственные органы пытаются узнать все именно о бенефициарных владельцах компании.

Термин «бенефициарный владелец» обозначен в законе достаточно конкретно. Это субъект, имеющий фактическую власть при принятии решений в организации за счет обладания долями в уставном капитале более 25 %. Его ключевые действия могут осуществляться напрямую или косвенно посредством третьих лиц. В качестве примера можно сказать, что к ним относят учредителей предприятий, держателей крупных пакетов акций (в акционерных обществах), а также участников, имеющих большую долю капитала организации.

Права и обязанности

Бенефициар обладает определенными правами и несет конкретные обязанности, установленные законом и договорными обязательствами. Государство будет защищать его интересы только в случае, если он официально зарегистрировал свой статус в той или иной организации.

Полномочия бенефициара намного шире чем у руководителя фирмы

Обратите внимание! Многие путают обязанности генерального директора с СКЗИ и бенефициара.

Например такие функции, как контроль за выполнением кредиторских обязательств, управление финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечение сохранности имущества фирмы, защита интересов компании в суде, утверждение штатного расписания и должностных инструкций возложены не на бенефициара, а на директора предприятия – наемное лицо.

В перечень прав бенефициара входят:

  • Назначение, контролирование, увольнение генерального директора.
  • Распоряжение долей предприятия (право полностью или частично продавать часть организации другим акционерам или третьим лицам по своему усмотрению, без согласия других членов совета директоров или иного высшего органа управления).
  • Получение дохода соразмерно своей доле в имуществе предприятия.
  • Участие в совете директоров.
  • Голосование за те или иные решения.

Важно! Самое главное право бенефициара — это назначение гендиректора и контроль за его деятельностью.

К его обязанностям относятся:

  • Становление на учет в государственных органах.
  • Уплата налога в качестве бенефициара организации.
  • Предоставление данных о себе и предприятии.

Как видно из перечисленного, статусы обсуждаемых лиц в компании совершенно разные.

Конечный бенефициар

Кто такой конечный бенефициар? Как говорилось выше, конечным бенефициаром называется физическое лицо, являющееся собственником компании, наделенное всеми полномочиями владельца, и получающее выгоду от ее деятельности. Он вправе влиять на фирму как напрямую, так и косвенно через права владения другими предприятиями. Даже если юридически компанией владеет одно лицо, фактические права могут быть у другого. В некоторых случаях, когда конечный бенефициар неизвестен, предприятие управляется доверенными лицами, а реальный собственник бизнеса находится в тени.

Часто госорганам сложно вычислить реального хозяина фирмы

Разница между бенефициаром и выгодоприобретателем

Объединяет выгодоприобретателя и бенефициара получение прибыли от организации.

Выгодоприобретателем называют и физическое лицо, и организацию, а конечным бенефициаром – исключительно физическое. Главным их отличием является то, что бенефициар владеет 25 % акций предприятия и контролирует его работу, а выгодоприобретатель лишь извлекает доход от деятельности фирмы, и им может быть и лицо, владеющее даже 1 % акций.

Контролирующие лица

В законе о банкротстве дано понятие «презумпция выгодоприобретателя», с помощью которого упрощается процесс доказывания факта контроля со стороны лица, привлекаемого к ответственности. В ней говорится о том, что оно предполагается контролирующим в том случае, если извлекло выгоду из недобросовестного и незаконного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ.

Содержание этой презумпции трактуется широко. Из нее следует что любое лицо, извлекшее пользу благодаря преступной и противоправной деятельности организации, привлекается к ответственности.

Важно! «Презумпция выгодоприобретателя» применяется в случае получения бенефициаром существенной выгоды в виде сохранения или прироста активов, которая не смогла бы образоваться в случае добросовестной и законной деятельности компании.

Одним из примеров применения данной презумпции может служить такая незаконная схема, когда ряд компаний находится под контролем бенефициара, они объединены общим интересом, но при этом совокупный доход, полученный по большей части благодаря деятельности одной фирмы, сосредотачивается на других, а налоговые обязательства ложатся на должника. В этом случае тот, кто получил основную прибыль, признается бенефициаром, а значит несет ответственность.

Презумпция выгодоприобретателя облегчает работу следователям

Под наблюдением государства оказываются именно бенефициары. Иногда они не любят выставлять себя на показ. Раньше такое скрытное поведение объяснялось незаконным происхождением собственности или необходимостью защитить себя. Потом – желанием спрятать свои доходы от налоговых и иных государственных инстанций. В каких-то ситуациях бенефициар не стремится нести ответственность перед законом в случае несостоятельности предприятия или нарушения им нормативов. Именно по этой причине почти все крупные и многие средние фирмы в роли формальных владельцев имеют организации, а не физических лиц. Часто они выстроены по такой схеме, что настоящего хозяина многомиллионных активов обнаружить сложно.